Социальные исследования 1 (2016) 42-49
Журнал "Социальные исследования"
Труд и правда как основа цивилизационного развития России Виктор Васильевич Воронов a *
3 Доктор социологических наук, профессор Даугавпилсского Университета, Латвия
О СТАТЬЕ
АННОТАЦИЯ
Прохождение статьи: Поступила: 05.04.16 Принята: 06.04.16 Опубликована онлайн: 07.04.16_
Ключевые слова: труд;
правда; коммунизм; капитализм; развитие
В работе рассматривается философско-социологическая концепция правды, её бытийное основание -жизнеобеспечивающий труд. Хотя в современной России коммунизм оказался вытесненным из научно-социальной сферы в сферу народного правдоискательства, в выводах утверждается жизненность его правды и осуществление в будущем.
1. Введение
В современных поисках консолидирующей общественной идеи и новой идеологической парадигмы в сфере воспитания граждан и особенно молодежи, без всяких на то оснований обходится постоянно присутствующий в народном менталитете императив - «правда, только правда». В философии, правда - то, что существует в действительности, соответствует фактам и объективным данным. Коррелируется с истиной, справедливостью, честностью. В русской народной ментальности правду ведать - стремление к осуществлению в жизни вечных наших ценностей («укорененных в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой»): справедливости, свободе, солидарности, соборности (коллективизме), самоограничении, нестяжании, патриотизме, любви, верности [РПЦ составила..., 2016].
Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда, проект № 15-18-00093.
* E-mail: [email protected]; tel.:8 905 5348795
© 2016 Автор ISSN 2500-0020
Journal of Social Research
Сегодня, как никогда, востребованы не только «правда - истина», но, главным образом, «правда - справедливость», правда жизни. В отличие от категории «справедливость», имеющей морально-правовое содержание, категорией «правда» характеризуется реальная жизнь, а не только сфера социального разума. Правдиво ли, разумно ли все то, что существует в действительности, особенно в нашей жизни - вот вопрос, поставленный еще Георгом Фридрихом Гегелем, на который мы должны ответить. Вопрос не простой. Например, на наших глазах социальная и экономическая действительность теряет в России черты разумности. Разве можно говорить о разумности того, что 23 миллиона наших граждан оказались за чертой бедности, о разумности преступности, воровства, коррупции, захлестнувших страну. Разве можно все это оправдывать, в том числе и от имени науки, как это ныне нередко происходит. Можно сказать, что балом стала править злонамеренная и идеологическая ложь. Однако, как верно пишут отдельные авторы, «правда пиаром не побивается. Она все равно возьмет свое» [Сулакшин, 2015].
2. Иррациональность
Неразумность действительности столь очевидна, что более правдоподобным будет вывод, противоположный тому, на котором некогда настаивал Гегель: ныне что неразумно, то действительно, а что действительно, то неразумно. Главная причина всего этого - в иррациональности самой сегодняшней практики, нашего общественного бытия. Эта причина - в охватывающем весь мир и Россию товарном фетишизме, к которому ныне присоединился еще и информационно-коммуникативный, компьютерный фетишизм. Бытийная ложь товарно-рыночной жизни порождает и ложь ее теоретических конструкций.
Люди, в том числе и теоретики, попадают под власть и внушения социальных иллюзий, превращенных форм, которые неким мистическим туманным «покрывалом» закрывают действительную сущность истинного человеческого бытия. Об этом предупреждал полвека назад Иван Ефремов в своей социально-философской антиутопии о безнравственной цивилизации: «Странное общество планеты... не думало о том, как облегчить жизнь каждого человека, сделать его спокойнее, добрее, счастливее. Все лучшие умы направлялись только на удешевление производства, на умножение вещей - людей заставляли гоняться за вещами и умирать от духовного голода ещё раньше физической смерти» [Ефремов, 2015: 330].
При этом низкие цены на товары массового производства выступают в роли «тяжёлой артиллерии», с помощью которой капитализм сокрушает твердыни «варварства» - иные общества и культуры. Под угрозой вымирания он принуждает различные народы и страны принять буржуазный способ производства. Уступая этому давлению, они впускают «цивилизацию наживы» в свои пределы и, и таким образом сами делаются буржуазными. В итоге капиталисты создают мир на планете по своему образу и подобию [Сакс, 2000: 83-84]. В итоге все, что на деле, в своей сущности не может быть товаром (достоинство, счастье, свобода, честь, совесть) превращается в товар, в предмет купли и продажи. Создаются иллюзии, будто
материальный жизнеобеспечивающий производительный труд становится ненужным, будто знания, информация сами по себе, без этого труда, создают стабильность и богатство, будто человечество уже вступает в форму общества без экономики (некое «постэкономическое общество»). Будто достаточно войти в интернет, чтобы оказаться в новом информационном обществе с новой сетевой структурой, устраняющей трудовые, общественные отношения людей и социальных групп, то есть социально-классовые отношения превращаются в компьютерную, информационную сеть.
3. Правда и антиправда
К названной объективной причине следует добавить и субъективную причину - наличие значительного числа людей (идеологов и трансляторов их идей), которые только тем и занимаются, что придают превращенные и искаженные «смыслы» и «значения» действительным явлениям социальной жизни. Их деятельность сводится к тому, чтобы представлять жизнь других, играть их роли, быть действующими лицами и исполнителями разыгрываемых жизненных драм. Это - верховная власть, чиновники государственного аппарата и представительных органов, выступающие от имени общества, лидеры разных политических партий, писатели и актеры, искаженно представляющие реальную жизнь в книгах и на сценах театров, в телевидении, на радио. О них, применительно к России, точно и правдиво сказано в недавнем обращении к народу Исполнительного комитета Всероссийского общественного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» [Россию спасут., 2016: 1-2]. Эти феноменологические процедуры, когда одно подставляется вместо другого, причем по меркам своей «колокольни», составляет другую причину существования лжи.
Очевидно, что идеологи, оправдывающие процесс рыночных реформ в стране с конца 80-х годов ХХ века, заявляющие, что «иного не дано», не могут претендовать на научность и истину. Скорее они - противники разумного, научности, объективной истины. Массовое засилье товарно-фетишистских иллюзий и предрассудков обыденного сознания свидетельствует о том, что из миллионов голов народа страны выброшены не только социалистические идеи, но и сколько-нибудь систематические мысли вообще, связывающие «концы с концами». В ходе этой мнимо очистительной операции открылся достаточно простой выбор - плоский конъюнктурный дискурс, замещающий глубокий анализ, основательные размышления и, таким образом, как бы избегающий опасности идеологизации. Напротив. Произошла не просто замена одних идеологических форм другими. На месте открытого противоборства двух альтернативных идеологических систем (капиталистической с коммунистической) возник необуржуазный моноидеологизм, исходящий из «единосущной святой троицы» - идеологических архетипов частной собственности, частного предпринимательства и универсального мирового рынка [Ельмеев, 2001: 5-8]. Либеральной буржуазии, по словам Владимира Ленина, нужна ее ложь, которую она выдает за величайшую правду, за святую святых торгашеского братства [Ленин, 1960: 329]. Цивилизация Запада нетерпима к правде и
справедливости (ценностям русского духа), ибо они обнажают её античеловечность, поэтому заменяет их прагматизмом эгоцентрических ценностей материального мира.
Бытийной и идеологической лжи может противостоять только жизнеутверждающая сила правды, носителем которой всегда выступал и выступает многонациональный народ России. Эта сила всегда была в истории нашего государства и обнаруживала себя в «Русской Правде» Ярослава Мудрого, в программе декабриста Павла Пестеля, в многочисленных (ныне переименованных) названиях газет. Как ни парадоксально, сохранила свое название «Комсомольская правда», хотя от правды там почти ничего не осталось. Ныне к спасительной силе правды обращаются намного чаще, чем когда бы то ни было. Не менее часто ее охаивают. Где же искать объективный источник народной надежды на торжество правды, неискоренимой силы правдоискательства?
4. Жизнеобеспечивающий труд
Таким источником и субстанцией служит жизнеобеспечивающий, жизнеутверждающий человеческий труд, т.е. труд, производящий, по преимуществу, не смыслы и значения вещей (как в обществе потребления), а сами вещи, материальные и духовные блага, являющиеся условиями жизнедеятельности человека. Такой труд, (вопреки современным представлениям о «смерти труда», «об упадке труда» в потребительском обществе) никогда не уйдет в прошлое, не уступит место информации, которая без реализации посредством жизнеобеспечивающего труда ничего не дает [Бауман, 2004: 77-86]. Как прошлое, так и будущее за обществом труда, в котором властелином был и останется труд, и посредством которого только и восторжествуют принципы правды, справедливости, свободы. Подмена этих принципов субъективистским подходом в развитии производительных сил в обществе труда может происходить через деньги, которые сами по себе ничего нового не создают, но могут быть противопоставлены труду, исказить источники реального материального и духовного богатства человека и общества, выдавая его за денежное богатство. Этому субъективному управленческому произволу может быть противопоставлено только признание необходимости следовать объективным законам развития общества на основе жизнеобеспечивающего труда (роста производительности труда, экономии труда (рабочего времени), возвышения потребностей) [Ельмеев, 2007: 491].
Соответственно, торжество принципа жизнеобеспечивающего и жизнеутверждающего труда составляет основу мировоззрения аутентичного, нефальсифицированного строя коммунистической жизни и предшествующих ей форм народного правдоискательства, социального разума народа, всех социальных движений и революций.
К атрибутам, в которых обнаруживает себя такой труд как субстанция правды жизни и истории, следует отнести, прежде всего, правду трудовой жизни в противоположность нетрудовой, праздной жизни. Труд был, есть и будет основным способом существования людей, жизнеобеспечивающим началом общественной жизни. При этом таким жизнеобеспечивающим началом является труд,
производящий потребительные стоимости, материальные и духовные блага, удовлетворяющие собственно человеческие (разумные) потребности. Отметим, что разумными являются те потребности, удовлетворение которых обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности человека, способствует всестороннему и гармоничному развитию личности (всесторонней и в своем производстве, и в своем потреблении по Карлу Марксу), согласуется с коренными интересами общества труда и содействует его развитию [Маркс,1968: 281]. Именно в этом качестве, а не как всякая деятельность («работа»), труд может быть присущ всем обществам, всей истории.1 Конечно, такой труд действителен лишь при воспроизводстве социальности определённого культурно-исторического типа: дающей возможность каждому члену общества, при поддержке всех его институтов, реализовать свои человеческие силы и способности. К сожалению, в этом своем качестве труд менее всего познан и признан. Если и обращают внимание на труд, то на его форму в виде деятельности рабочей силы, производящий стоимость, прибыль. Кроме того, жизнеобеспечивающий труд российского народа через паразитарные механизмы (экономические, юридические, политические) отчуждается в пользу эксплуатирующих его, властвующих над ним, управляющих им социальных групп (кланов) и превращается в жизнеотчуждающий труд для большинства народа современной России. Поэтому научная методологическая позиция социального разума с точки зрения жизнеобеспечивающего труда - содействие становлению единого разумного человечества, руководствующегося самоцелью обеспечения разностороннего гармоничного развития каждого человека в оптимальной коэволюции с природой [Комаров, 2001: 376].
На стороне действительного труда, кроме производства и воспроизводства человеческой жизни, находится еще одно важнейшее свойство - правда общего дела, где по справедливому утверждению русского мыслителя Николая Федорова, добываются свобода и равенство, исключающие господство одних над другими, достигается истинное родство сынов и дочерей человеческого рода [Фёдоров, 2008].
Объединяющая сила труда - это правда, как общественное отношение. В процессе трудовой деятельности люди творят, воспроизводят как человеческую общественную связь, так и свою общественную сущность, поэтому правда оказывается на стороне коллектива, а, в конечном счете - на стороне трудового народа.
Отсюда следует еще одно важнейшее онтологическое основание правды -собственность на условия и результаты труда, основанная на труде, т.е. правда трудовой собственности. Отношения собственности, возникающие из присвоения сил и предметов природы в процессе труда, имеют первым и последним своим законом -закон тождества труда и собственности, т.е. трудовую собственность [Ельмеев, 2007: 286-294].
1 Отметим, что, несмотря на неразрывную связь работы и труда, у них есть, по мнению Д.И. Менделеева, разные качественные аспекты. Работа - механическая деятельность (её могут производить и ветер, и вода, и животные) человека под воздействием принудительной необходимости поддержания жизни. Труд - волевой напряжённый импульс в процессе развития разума, самосознания, личности. Выступает источником саморазвития и самореализации человека, его свободы и творчества, и присущ только ему.
Принцип правды как справедливости в отношениях собственности нельзя вывести из имеющихся декларированных прав человека в различных документах (международных организаций, конституциях государств), ибо равенство людей в правах на собственность в них отсутствует: нет равного права собственности на средства производства и его продукт. Поэтому единственным источником справедливости как правдивости в отношениях людей остается собственность на условия и продукт своего как индивидуального, так и общественного труда, т.е. утверждение единства труда и собственности.
В результате отчуждения труда от собственности образуется неравенство и несправедливость в распределении жизненных благ, что в современных условиях выражается в небывалом разрыве в доходах бедных и богатых [Воронов, Воронова, 2015: 247-259]. В поисках справедливости и равенства в этой сфере жизни обычно обращаются к известному принципу «каждый по способностям - каждому по его труду», хотя он еще далек от того, чтобы выражать равенство и справедливость.
Принцип распределения по труду может быть оправдан лишь в том случае, когда не будет ущемлен труд, а его мера будет определяться не стоимостью рабочей силы, а условиями потребления, возможно лучше удовлетворяющими человеческие, а потому и разумные потребности.
Бытийная истина правды есть не что иное, как точка зрения жизнеобеспечивающего и жизнеутверждающего труда. Чем больше социальный разум приближается к видению общества с этой позиции, тем выше вероятность усмотрения им объективной истины и тем больше правды или оправданности в этой истине.
Анализ правды, проведенный выше, не исчерпывается ее рассмотрением со стороны ее онтологического основания в общественном бытии и жизнеобеспечивающем труде. Правда пребывает не только вне сознания, но и в сознании - как социальная истина, т.е. правда жизни возвышает себя до социальной истины. Здесь она становится предметом не только гносеологии и социологии, требует не только разработки особой социологической концепции правды как истины социального разума в разных формах его функционирования, но и как важнейшего средства воспитания настоящего человека общества труда, которое народ России непременно возродит снова, ибо такое общество отвечает его цивилизационным кодам и цивилизационной миссии в истории.
Литература
Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86.
Воронов В.В., Воронова М.В. Дифференциация социальных групп в современном обществе по доходам: региональный аспект / Российское общество: трансформации в региональном дискурсе (итоги 20-летних измерений). Монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. С.247-259.
Ельмеев В.Я. Предисловие / Комаров В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума. СПб: Изд-во СПбГУ. 2001. С. 5-8.
Ельмеев В.Я. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007.
Ефремов И. Час Быка. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
Комаров В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума. СПб: Изд-во СПбГУ. 2001.
Ленин В.И. Никакой фальши! Наша сила в заявлении правды! Письмо в редакцию / Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.11. М.: Политиздат, 1960. С. 328-332.
Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. I. М.: Политиздат, 1968. С. 281.
Россию спасут Правительство народного доверия и новый курс развития страны // Правда. 2016. № 34 (1-4 апреля).
РПЦ составила список вечных ценностей. Доступ:
http://www.newsland.ru/news/deta1l/1d/622029/cat/42/ Дата обращения: 26.01.2016.
Сакс Дж. Заметки о новой социологии экономического развития. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под. ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Московская школа полит. исследований, 2000. С. 75-93.
Сулакшин С. 15 лет с Путиным: надежды, откровения, разочарование. Доступ: http://newsland.com/news/deta1l/1d/1535720/ Дата обращения: 24. 04. 2015.
Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008.
LABOR AND TRUTH AS THE BASIS OF CIVILIZATIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIA Viktor Vasil'evich Voronov *
* Doctor of Sociological Sciences, Professor, Leading Research, Daugavpils University, Latvia. tel.:89055348795, e-mail: [email protected]
Abstract
This paper examines the philosophical and sociological concept of truth, its existential base - labor to ensure the life and development. Although in modern Russia communism was ousted from the scientific and social sphere into the sphere of people's search for truth, the conclusions approved by the vitality of his truth and the realization of communism in the future.
Keywords: labor, truth, communism, capitalism, development
References
Bauman Z. The rise and decline of labor. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2004, no. 5, pp. 77-86. (Russ ed.)
Voronov V.V., Voronova M.V. Differentiation of social groups in modern societies income: a regional perspective. Rossiiskoe obshchestvo: transformatsii v regionalnom diskurse (itogi 20-letnikh izmerenii) [Russian society: regional transformation in the discourse (20 years of measurements)]. Vologda, ISERT RAN, 2015, pp. 247-259. (In Russ.)
El'meev V.Ya. Predislovie [Preface]. Komarov V.G. Pravda: ontologicheskoe osnovanie sotsialnogo razuma [Truth: ontological basis of the social mind]. St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2001, pp.5-8. (In Russ.)
El'meev V.Ya. Sotsial'naya ekonomiya truda: obshchie osnovy politicheskoi ekonomii [Social labor saving: General principles of political economy]. St. Petersburg, St. Petersburg State University,
2007. (In Russ.)
Efremov I. Chas Byka [The Hour Of The Ox]. St. Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus, 2015. (In Russ.)
Komarov V.G. Pravda: ontologicheskoe osnovanie sotsial'nogo razuma [Truth: ontological basis of the social mind]. St. Petersburg, St. Petersburg State University. 2001. (In Russ.)
Lenin V.I. No hypocrisy! Our strength is in our statement of the truth! Letter to the editor. Lenin V.I. Proc. Vol.11. Moscow, Politizdat, 1960, pp. 328-332. (In Russ.)
Marks K. Ekonomicheskie rukopisi 1857-1859 godov [Economic manuscripts of 1857-1859]. Marks K., Engels F. Proc. 2nd. Vol. 46. part 1. Moscow, Politizdat, 1968. P. 281. (In Russ.)
Russia will save the Government of national trust and new course of development of the country. Pravda, 2016, no. 34 (1-4 April). (In Russ.)
RPTs sostavila spisok vechnykh tsennostei [The Russian Orthodox Church made a list of eternal values]. Available at: http://www.newsland.ru/news/detail/id/622029/cat/42/ (accessed 26.01.2016) (In Russ.)
Saks Dzh. Notes on a new sociology of economic development. Culture has value. How the values promote social progress. In Harrison L., Huntington S. (ed.). Moscow: Moskovskaya shkola polit. issledovanii, 2000, pp. 75-93. (Russ ed.)
Sulakshin S. 15 years of Putin: hope, revelation, disappointment. Available at: http://newsland.com/news/detail/id/1535720/ (accessed 24. 04. 2015) (In Russ.)
Fedorov N.F. Filosofiya obshchego dela [The philosophy of the common cause]. Moscow, Eksmo,
2008.