Научная статья на тему 'Трубопроводный транспорт в странах Восточной Африки: альтернативные проекты'

Трубопроводный транспорт в странах Восточной Африки: альтернативные проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восточная Африка / ресурсы нефти и газа / нефтепроводы / газопроводы / нефтепродуктопроводы / East Africa / oil and gas resources / crude oil pipelines / gas pipelines / petroleum products pipelines

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиниченко Л. Н.

В статье рассматриваются основные факторы и перспективы развития нефтеи газотранспортных систем в странах Восточной Африки. Обращается внимание на проблемы и противоречия, возникающие между соседними странами при выборе альтернативных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

East Africa pipeline transport: alternative projects

The article considers the main factors and prospects of oil and gas pipeline system devel-opment in East African countries. It pays attention to some problems or contradictions that can arise between neighbouring countries in the process of choosing alternative projects.

Текст научной работы на тему «Трубопроводный транспорт в странах Восточной Африки: альтернативные проекты»

Калиниченко Л.Н.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ

Ключевые слова: Восточная Африка, ресурсы нефти и газа, нефтепроводы, газопроводы, нефтепродуктопроводы

В статье рассматриваются основные факторы и перспективы развития нефте-и газотранспортных систем в странах Восточной Африки. Обращается внимание на проблемы и противоречия, возникающие между соседними странами при выборе альтернативных проектов.

Kalinichenko L.N.

EAST AFRICA PIPELINE TRANSPORT: ALTERNATIVE PROJECTS

Keywords: East Africa, oil and gas resources, crude oil pipelines, gas pipelines, petroleum products pipelines

The article considers the main factors and prospects of oil and gas pipeline system development in East African countries. It pays attention to some problems or contradictions that can arise between neighbouring countries in the process of choosing alternative projects.

В странах Восточной Африки в 2000-е годы было открыто ресурсов нефти и особенно природного газа больше, чем в любом другом регионе мира, что вызвало определенный приток инвестиций в создание инфраструктуры по разведке, добыче и транспортировке углеводородов. Энергетические корпорации устремились в этот субрегион, чтобы не остаться в стороне при получении в будущем огромных прибылей. К тому же их привлекли сюда относительно дешевые лицензии на освоение месторождений углеводородов.

Открытие залежей нефти в Уганде и Кении, соответственно в 2006 и 2012 гг., и природного газа в шельфовой зоне Мозамбика и Танзании в 2010-2013 гг. вызвало интерес в плане проведения геологических изысканий и к территориям соседних стран, в частности Эфиопии, Сомали, Мадагаскара1. В Восточной Африке пока пробурены сотни скважин на площади геологических бассейнов, занимающих миллионы квадратных

километров по сравнению с Западной Африкой, где скважин насчитывается десятки

2

тысяч .

Освоение разведанных ресурсов в коммерческих масштабах в странах Восточной Африки планируется начать в 2017-2019 гг. Для осуществления этих планов необходимо значительное расширение транспортной инфраструктуры, которая в настоящее время развита весьма слабо. Без наличия сети трубопроводов невозможно в больших объемах перекачивать топливо для подачи его к электростанциям, предприятиям, экспортным портам.

Следует отметить, что ряд стран Восточной Африки совместно с иностранными специалистами уже подготовили несколько проектов прокладки нефте- и газопроводов. Однако их реализация сталкивается, в первую очередь, с проблемой поиска инвесторов,

а также геополитическими и этническими разногласиями по поводу территорий, по которым может пройти трубопровод, действиями отдельных враждебно настроенных групп населения, необходимостью переселения людей в некоторых случаях, труднодос-тупностью ряда районов, сложным рельефом и прочим.

Старое наследие

В настоящее время в субрегионе действует всего лишь несколько нефте-, газо- и продуктопроводов. Старейшей линией, действующей с 1968 г., является нефтепровод Танзания - Замбия (Тазама) протяженностью 1700 км, по которому подается нефть от нефтеналивного терминала в порту Дар-эс-Салама (Танзания) до нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Ндоле в Замбии (см. карту 1). Этот трубопровод когда-то имел своей целью дать возможность Замбии снизить зависимость от поставок топлива из ЮАР, где в прошлом процветал режим апартеида .

Данный нефтепровод нуждается в серьезной реконструкции. Его пропускная способность снизилась почти в два раза по сравнению с первоначальной (с 22 тыс. барр./сут. до 12 тыс. барр./сут.). Он имеет большее значение для Замбии, чем собственно для стран Восточной Африки. Замбия же в перспективе рассматривает варианты прокладки нефтепровода из Анголы или продуктопровода от планируемого НПЗ в Уганде4.

Карта 1. Действующие нефте- и продуктопроводы Восточной Африки.

Источник: http://www.theodora.com/pipelines/east_africa_kenya_uganda_tanzania_zambia map.jpg

Кроме нефтепровода Танзания - Замбия, в субрегионе есть кенийский продукто-провод, проложенный от НПЗ в Момбасе до столицы страны Найроби и далее разветвляющийся на два направления: одно на север до Элдорета, другое - на запад до Кисуму (см. карту 1). Однако в 2014 г. завод, который был рассчитан на переработку 4 млн т в год импортируемой нефти, был закрыт и временно используется лишь как хранилище нефтепродуктов. Нефть поступала на этот НПЗ из стран Персидского залива и Индии. Большая часть акций предприятия принадлежит индийской компании Essar Oil, которая собирается его продавать. Кенийское правительство рассматривает варианты модернизации завода и приняло решение о строительстве новой ветки продуктопровода, которое координирует Кенийская трубопроводная компания (KPC), а строительство ведет ливанская компания Lebanon's Zakhem International Co5.

KPC планирует, что новая линия, прокладка которой началась в середине 2015 г., позволит перекачивать более 300 тыс. баррелей в сутки нефтепродуктов уже в 2017 году. Этого объема будет достаточно для снабжения столицы страны, а также ряда соседних стран. Проект включает строительство нескольких насосных станций, дополнительных хранилищ нефтепродуктов, прокладку оптоволоконного кабеля от Момбасы до Найроби, оснащение трубопровода автоматической контрольной системой и полевыми инструментальными системами, позволяющими осуществлять операции в автоматическом режиме и постоянный мониторинг транспортировки нефтепродуктов. Будет проложена также и новая ветка до Кисуму6.

Борьба проектов

Страны Восточной Африки, располагающие теперь крупными ресурсами углеводородов, обсуждают варианты их освоения и использования в интересах развития своей экономики. Изучая перспективы экспорта нефти на мировой рынок правительства Кении, Уганды, а также Южного Судана рассматривают несколько альтернативных проектов строительства нефтепроводов. Это связано с тем, что нефтяные бассейны перечисленных выше стран расположены на территориях, удаленных от побережья и морских портов. Внутренний потребительский рынок этих стран пока весьма ограничен. По оценкам, спрос составляет от 14 тыс. баррелей в сутки в Южном Судане до 30 в Уганде и 80 в Кении . Поэтому при освоении месторождений необходимо определить баланс между внутренним потреблением и экспортом.

Правительство Уганды, например, полагает экономически целесообразным сооружение НПЗ с максимальной мощностью 3 млн т нефти в год (60 тыс. барр./ сут.) в районе г. Хоима на восточном берегу оз. Альберта с последующей прокладкой продукто-провода для снабжения столицы страны Кампалы и прилегающих районов. Это предприятие будет иметь важное значение не только для рынка Уганды, но и соседних стран Восточной Африки: Руанды, Бурунди, Танзании, Кении, испытывающих дефицит нефтепродуктов8.

В качестве главного подрядчика по строительству завода предпочтение отдается российской компании «РТ - Глобальные ресурсы» (дочерней компании государственной корпорации «Ростехнологии»), которая сформировала с этой целью консорциум, включающий такие корпорации, как ВТБ Капитал и «Татнефть». Руководство компании «Ростехнологии» стремится к реализации программы по развитию сотрудничества со странами Африки, в первую очередь в области проектов по добыче углеводородов, их переработке и транспортировке. По предварительной оценке, капитальные затраты могут составить 3-4 млрд долл., включая расходы на строительство 205-километрового продуктопровода к столице и соответствующей инфраструктуры. 40%

средств на финансирование проекта намеревается предоставить правительство Уганды. Сооружение завода даст также возможность создать от 4 тыс. до 6 тыс. временных рабочих мест и более 650 постоянных. Однако посол США в Уганде выразил недовольство из-за передачи проекта российскому холдингу, основываясь на введенных

Общий объем добычи угандийского нефтяного бассейна может составить 200-250 тыс. баррелей в сутки, что примерно в 4 раза больше, чем планируемая мощность НПЗ. Большую часть добычи намечается экспортировать. В связи с этим предлагается три альтернативных маршрута экспортного трубопровода. Два из них по территории Кении и один - Танзании. После открытия залежей нефти в Кении в районе провинции Туркана стала экономически целесообразной прокладка нефтепровода для совместной транспортировки сырья месторождений Уганды и Кении. В августе 2014 г. представители этих стран начали кампанию по всестороннему экономическому обоснованию проекта с привлечением иностранных фирм. Планировалось проложить нефтепровод от г. Хои-ма в Уганде к нефтяному бассейну на севере Кении (пункт Локичар) и далее довести трубу до строящегося на кенийском побережье порта Ламу (см. карту 2).

Карта 2. Проекты трубопроводов стран Восточной Африки.

Источник: http://ecache/290- width/images/print-edition/20130525_MAM956.png

Этот маршрут под условным названием «Северный путь» должен был стать составной частью амбициозного проекта транспортного коридора LAPSSET: Lamu Port-South Sudan-Ethiopia Transport corridor (Порт Ламу - Южный Судан - Эфиопия). Помимо строительства нового глубоководного порта Ламу, проект включает сооружение аэропорта, шоссейной и железной дорог, НПЗ (мощностью 6 млн т в год) в районе порта (населенный пункт Баргони) и продуктопровода вглубь страны. Необходима также установка нескольких насосных станций и нефтехранилищ. Общая стоимость инфра-

против России санкциях .

9

структурных объектов оценивается в 22 млрд долл. Эта транспортная артерия, помимо всего прочего, имеет геополитическое значение, поскольку позволит Южному Судану транспортировать нефть для отправки на экспорт через кенийский порт, устранив таким образом контроль Судана над своим нефтяным экспортом10.

Финансирование строительства порта Ламу осуществляется китайскими компаниями, переговоры по поводу инвестиций в другие объекты проекта ведутся кенийскими властями с японскими и европейскими инвесторами. Помимо поисков финансовых ресурсов, определенное беспокойство у правительства Кении вызывают вспышки насилия между отдельными племенами, проживающими на территории, по которой пройдет трасса трубопровода. Поводом для разногласий является стремление установить свой контроль на землях, прилегающих к нефтяным залежам11.

Южный Судан в поисках путей экспорта своей нефти на внешние рынки проводил переговоры также с Эфиопией о возможной прокладке трубопровода по ее территории, с выходом к порту Джибути. Однако в этом варианте большие сложности могут быть связаны с трудным рельефом территории.

Что касается второго варианта транспортировки угандийской нефти, то ряд иностранных компаний поддерживают «Южный путь», планируемый параллельно существующему продуктопроводу Момбаса - Найроби, с дальнейшим продлением по территории Уганды до Хоимы (см. карту 2).

И, наконец, третий танзанийский маршрут предусматривает прокладку линии от угандийского месторождения (г. Хоима) по территории Танзании до действующего порта Танга, расположенного к северу от Дар-эс-Салама (см. карту 2). Это самый протяженный (свыше 1500 км) и самый дорогостоящий путь (около 5,5 млрд долл.)12.

В апреле 2016 г. на очередной встрече на высшем уровне государств, входящих в Восточноафриканское сообщество (Уганда, Кения, Танзания, Руанда, Бурунди), проходившей в Кампале, было подтверждено, что нефтепровод от нефтяных залежей Уганды пройдет по территории Танзании (Хоима - Танга). В свою очередь, Кения намеревается прокладывать нефтепровод от собственных месторождений бассейна Туркана до порта Ламу. Таким образом, два нефтепровода будут проложены независимо друг от друга. Такое решение может нарушить планы Кении по строительству транспортного коридо-

13

ра LAPSSET, поскольку она лишается части инвестиционных возможностей .

Следует отметить, что права на освоение нефтяных месторождений Уганды и Кении имеют три иностранные компании: французская Total SA, британская Tullow Oil и китайская государственная корпорация CNOOC.

Британская корпорация, имеющая доли в капитале компаний в обеих странах, поддерживала кенийский северный вариант как более экономичный в плане строительства, совместной транспортировки и тарифов. Однако Total высказывала большие опасения по поводу угрозы, исходящей от действующей на севере Кении на границе с Сомали террористической группировки Аль-Шабааб (al-Sabaab)14. Кроме того, порт Ламу еще далек от завершения, в отличие от действующего порта Танга, второго по величине после Дар-эс-Салама. Total подписала меморандум о взаимопонимании с Танзанией и Угандой и выступила с предложением о финансировании танзанийского проекта15.

Относительно строительства крупных трубопроводных систем на территории стран Восточной Африки высказывают опасения экологи, поскольку как в Кении, так и Танзании трассы могут затронуть природные национальные заповедники, что может препятствовать миграции животных, а возможные утечки нефти нанесут ущерб уникальным экосистемам.

Перспективы газотранспортной сети

В результате проведения в 2010-2013 гг. геологоразведочных работ на севере шель-фовой зоны Мозамбика и на юге аналогичной зоны Танзании были обнаружены крупнейшие ресурсы природного газа. Ранее газ уже добывался в небольших объемах на юге Мозамбика (месторождения Панде и Тимане) южноафриканской компанией 8аБо1. Для его транспортировки был построен газопровод до столицы страны Мапуту и далее протянут в ЮАР. В Танзании природный газ добывался на месторождении Сонго Сон-го, от которого также был проложен газопровод до главного центра потребления - Дар-эс-Салама16.

Новые ресурсы несопоставимы по размерам с ранее открытыми, но их освоение, включая создание транспортной инфраструктуры, потребует огромных капиталовложений в размере десятков миллиардов долларов. Правда, уже предприняты определенные шаги. Так, в Танзании действующий газопровод соединен с новой линией протяженностью 530 км, проложенной вдоль побережья от открытых залежей газа в районе пункта Мнази Бей (недалеко от Мтвары). Пропускная способность этой части газопровода 8 млрд куб. м в год. Дополнительные объемы газа начали поступать в систему газоснабжения столицы летом 2014 года. Кредит на сооружение этой ветки трубопровода в размере 1,2 млрд долл. был предоставлен Экспортно-импортным банком Китая.

Танзания планирует расширение доли природного газа в энергобалансе страны и сокращение импорта дорогостоящего дизельного топлива. В перспективе также намечается продление газопровода от Дар-эс-Салама до порта Танга и далее в соседнюю

17

Уганду с целью трансграничного экспорта .

В Мозамбике газоносные структуры, к сожалению, находятся на очень значительном расстоянии от таких важнейших центров потребления энергии, как Мапуто, Бейра и ряд других городов в южной части страны, что удорожает создание транспортной системы и повышает роль других источников энергии для внутреннего потребления. Проекты прокладки газопроводов вдоль побережья страны рассматриваются, но их реализация потребует больших инвестиций. На данный момент в Мозамбике основное внимание уделяется строительству предприятий по сжижению газа с целью его экспорта в страны Азии, Индию и Китай. По предварительным оценкам, объем экспорта может составить до 50 млн т сжиженного газа в год, что может превратить страну в одного из крупнейших поставщиков газа на мировой рынок18.

Таким образом, открытие новых ресурсов углеводородного сырья в странах Восточной Африки вызвало интерес к разработке целого ряда инфраструктурных проектов по расширению сети нефте- и газопроводов. Быстрота их реализации зависит, в первую очередь, от возможностей финансирования, ясного экономического обоснования проекта, учета всех особенностей (как природных, так и социальных) территорий, по которым должна проходить трасса трубопровода. Необходимо также привлечение новых технологий в этой области и подготовка специалистов для управления современными системами.

1 Geopolitics: Challenges of East Africa's Oil and Gas Boom, Parti. http://afkinsider.com/ 70140/challenges-...

2 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Перспективы развития ТЭК Африки и интересы России // Азия и Африка сегодня. М.: ИАфр РАН. 2014, № 11. С. 9-10.

3 Новикова З.С. Транспорт // Замбия. Справочно-монографическое издание. М.: ИАфр РАН. 2013. С. 226.

4 Purcell P. Oil and Gas Exploration in East Africa: A Brief History. www.geoexpro.com/articles/2014/ 09/oil-and-gas-exploration-in-east-africa-a-brief-history

5 Auge B. Oil and Gas in Eastern Africa: Current Developments and Future Perspectives. https://www.ifri. org/sites/default/files/atoms/files/note_ba_ifri_ocppc_en.pdf

6 Cannon B.J. Drive for Oil Exports Pushes East Africa Pipeline Development//Oil and Gas Journal. 03/07/2016. http://www.ogi.com/articles/print/volume-114/issue-3/transportatio

7 Ibidem.

8 Russians to Build Hoima Oil Refinery. http://www.newvision.co.ug/new_vizion/news/1321005/russians-build-hoima-oil-refinery

9 Teknoblog.ru/2015/04/06/36852

10 Матвеева Н.Ф. Восточная Африка: перспективы развития транспортной инфраструктуры // Африка: пути модернизации экономики. М.: ИАфр РАН. 2014. С. 226; Cannon B.J. Drive for Oil Exports Pushes East Africa Pipeline Development // Oil and Gas Journal. 03/07/2016. http://www.ogi.com/articles/print/volume-114/issue-3/transportatio...

11 Abramova I., Fituni L. Competing for Africa's Natural Resources //International Affairs: A Russian Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations. 2009. Т. 55. № 3. С. 47-58

12 East Africa: Tanzania Now Joins Talks to Resolve Oil Pipeline Triangle and Seeks Route for its Natural Gas. http://allafrica.com/stories/201603280219.html

13 Uganda Picks Tanzania for Oil Pipeline Route rather than Kenya. http://www.Reuters.com/article/us-energy-uganda-idUSKCN0XK0DT

14 Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Негосударственные и квазигосударственные акторы Большого Ближнего Востока и проблема «евроджихадизма» европейское лицо экстремистской угрозы // Азия и Африка сегодня. 2015. № 11. С. 2-11.

15 Detailed Studies of Kenya's Oil Pipeline Route to Start in a Few Weeks. May 3, 2016. www.oilnewskenya.com/detailed-studies...

16 Калиниченко Л.Н. Природный газ Африки. Уникальные открытия и новые горизонты // Азия и Африка сегодня. М.: ИАфр РАН. 2015 № 12. С. 65.

17 Tanzania Plans Gas Pipeline to Uganda - http://af.reuters.com/article/ugandaNews/idAF/5N1816VF

18 Auge B. Oil and Gas in Eastern Africa: Current Developments and Future Perspectives. https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/note_ba_ifri_ocppc_en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.