УДК 378.14.015.62, 378.141.4, 378.147
ТРИЗ+ в системе подготовки молодых
специалистов в вузе: итоги
П.А. ПЕТРОВ, к.т.н., доцент, завкафедрой обработки материалов давлением и аддитивных технологий С.А. ТИПАЛИН, к.т.н., доцент, проф. кафедры обработки материалов давлением и аддитивных технологий П.И. СТРОКОВ, ст. преподаватель кафедры обработки материалов давлением и аддитивных технологий Московский политехнический университет (Россия, 107023, Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38). E-mail: petrov_p@mail.ru
Статья посвящена внедрению комплекса дисциплин ТРИЗ в образовательный процесс, применению методик и алгоритмов дисциплины для решения реальных задач студентами, в том числе в рамках проектно-ориентированной модели образования, развиваемой в вузе. Показано, что для успешного освоения и овладения навыками применения инструментов ТРИЗ студентам необходимы «сквозное» преподавание данного предмета в течение срока обучения, реальные примеры и практика применения методов, а также участие в действующих проектах университета, включая совместную работу с внешними заказчиками и партнерами вуза. Ключевые слова: подготовка специалистов, ТРИЗ, совершенствование техники, проектное образование, инновации.
Система высшего образования претерпевает изменения, появляются новые направления подготовки, модернизируются существующие образовательные программы, внедряются новые образовательные технологии и модели. Одной из новых образовательных моделей является модель проектно-ориен-тированного образования. Студент, обучающийся в вузе, где уже работает либо внедряется такая модель, должен иметь ряд важных качеств, в том числе:
- склонность к техническому творчеству;
- сфокусированность на своей студенческой работе;
- увлеченность воплощением своих идей;
- мотивированность на реализацию своих проектов.
На выходе из университета выпускник должен быть не просто дипломированным бакалавром (специалистом), а молодым человеком с опытом ведения проектной деятельности вне зависимости от направления подготовки, понимающим, как создать, развить и реализовать проект, доведя его до первого образца. Как привить такие качества современным студентам? Как в вузовской среде вырастить такого выпускника? На эти вопросы постараемся дать частичные ответы в данной статье, основываясь на том опыте, который получен от применения современной версии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) - ТРИЗ+ в вузе. Методология ТРИЗ+ учитывает требования рынка и позволяет создать конкурентоспособную продукцию.
Итак, вуз, о котором идет речь в данной статье и в котором постепенно начиная с 2011 года опробованы разные форматы преподавания ТРИЗ - Московский политехнический университет (предыдущее название - Университет машиностроения, бывший МАМИ).
В 2012 году первый опыт применения ТРИЗ в вузе для подготовки проектов дал положительные результаты. Студенты, инициировавшие проекты, благодаря семинарам и консультациям, проведенным А.В. Кудрявцевым, генеральным директором некоммерческого партнерства «Центр практического изобретательства «Объединение изобретателей и патентовладельцев» (НП «ЦПИ «ОИП»), вице-президентом Международной ассоциации ТРИЗ (МА ТРИЗ), усилили свои первоначальные сырые идеи и довели их до логического завершения - презентации, включающей формулировку бизнес-идеи, бизнес-модель, финансовую модель, ТЭО проекта. Студенты - авторы проектов получили первый опыт проектной деятельности в вузе, не интегрированной в образовательный процесс, работая с подразделением вуза - Центром развития молодежного предпринима-
тельства при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
В 2013 году был сделан второй шаг преподавания ТРИЗ+. Во-первых, была увеличена продолжительность работы проектного акселератора. Во-вторых, проектный акселератор был дополнен новым форматом - летней школой, в рамках которой участники имели возможность сформировать проектный коллектив вокруг собственной идеи (проекта), усилить ее и доработать усиленную идею до формата бизнес-проекта. Так же, как в проектном акселераторе, в летней школе проводились тренинги, направленные на генерацию идей. Второй опыт применения ТРИЗ+ показал эффективность применения методов поиска решений в сочетании с методами исследования рынка при разработке и развитии студенческих предпринимательских проектов. Студенты, приходившие на занятия по ТРИЗ, имели собственные идеи и с большим интересом занимались их разработкой и упаковкой, доводя в ряде случаев проект до прототипа, полученного методом быстрого прототипирования.
В 2014 году в университете положено начало внедрению проектно-ориентированной модели образования, которая предполагает, что образовательный процесс вне зависимости от направления подготовки и профиля обучения основывается на академических знаниях, которые имеют конкретное применение при разработке и реализации студенческих проектов, реализуемых за два семестра и имеющих на входе идею, а на выходе продукт. Очевидно, что с применением только инструментария дизайн-мышления добиться вышеописанного результата сложно. Методология классической ТРИЗ [1] и постклассической ТРИЗ+ [2] расширяет возможности для прикладного технического творчества, направленного на реализацию студенческих проектов.
Ключевым элементом модели образования является дисциплина «Проектная деятельность». Через преподавание данной дисциплины университет задает потребность в поиске и последующей реализации различных проектов. В основе каждого проекта - техническое задание заказчика (в этой роли иногда может выступать подразделение вуза) либо бизнес-идея (часто автор - инициативный студент). Для генерации технических идей, формирования бизнес-идей предлагается применить методику и инструментарий ТРИЗ+ с учетом опыта работы в вузе в 2011-2014 годы [з].
На примере образовательной программы университета «Инноватика» рассмотрим, как инструментарий ТРИЗ+ может быть применен для генерации идеи и реализации проектов. ФГОС ВО 3+ по данному направлению предусматривает под-
готовку молодых специалистов, ориентированных на экспериментально-исследовательский и проектно-конструкторские виды деятельности, в которых в качестве объекта профессиональной деятельности выбран:
- инновационный проект создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;
- проекты и процессы освоения и использования новых продуктов и новых услуг, новых технологий;
- проекты коммерциализации новаций.
На сегодняшний день последовательность преподавания дисциплин, основанных на методах и алгоритмах ТРИЗ, в бакалавриате направления «Инноватика» выглядит следующим образом:
- в течение 8 семестров студенты осваивают методы и приемы, направленные на развитие технического творчества при разработке инженерных проектов, а также методы и алгоритмы ТРИЗ, функционально-стоимостного анализа (ФСА), законы развития технических систем, основы прогнозирования и экспертизы инновационных проектов, формы охраны авторских прав и интеллектуальной собственности (общий объем аудиторных часов -405 без учета часов на самостоятельную работу студентов);
- в течение 8 семестров реализуются двухсеместровые тематические проекты в рамках дисциплины «Проектная деятельность», при разработке и реализации которых студенты имеют дополнительную возможность отработки практических навыков применения инструментов ТРИЗ.
Каждая из дисциплин, основанных на методах и алгоритмах ТРИЗ, читается в классическом формате «лекция + практика». Но для того чтобы учесть требования, предъявляемые к молодому специалисту со стороны предприятия, заинтересованного в качественном выпускнике вуза, классический формат дополнен двумя аспектами:
1) содержание базовых дисциплин, например «Физика», «Химия», «Инженерная графика», «Теоретическая механика», «Детали машин» и т.п., переработано: дисциплины стали прак-тико-ориентированными с учетом специализации образовательной программы и связанными с новой дисциплиной «Проектная деятельность»;
2) новая дисциплина «Проектная деятельность» предполагает выполнение командой студентов, в том числе разных направлений подготовки, краткосрочных проектов; здесь без знания ТРИЗ не обойтись, так как в основе проекта лежит анализ существующего решения (продукта), анализ рынка, генерация нескольких возможных решений и выбор проектного решения.
При изучении дисциплин модуля «ТРИЗ» реализована схема «от общего к частному»:
- на первом курсе студенты знакомятся с историей инноваций и изобретательства, физическими, химическими, геометрическими эффектами, идеальным конечным результатом (ИКР), противоречиями, принципами и приемами разрешения противоречий, матрицей Альтшуллера, некоторыми из простейших методов решения задач (метод фокусирования на объекте, метод отрицания и конструирования, мозговой штурм, режимы работы в творческой команде по Э. де Боно, списки контрольных вопросов);
- на втором курсе - вепольные модели, функциональный и параметрический анализ и др.;
- на третьем курсе - программа «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), потоковый анализ, тримминг, перенос свойств;
- на четвертом курсе - законы развития технических систем, анализ пределов развития, особенности применения инструментов ТРИЗ.
Подчеркнем, что практика применения приемов, методов и алгоритмов современной ТРИЗ осуществляется в рамках прак-
тических занятий по дисциплине модуля «ТРИЗ», системный анализ и поиск решений» и в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Также существенным является включение в программу первого курса направления «Инноватика» физических, химических и геометрических эффектов.
В обучении студентов с 2014 по 2016 год в вузе принимали участие преподаватели В.Ю. Бубенцов (ЦКТ «Идеальные решения»), В.Е. Минакер (НП ЦПИ), А.С. Токарев (МАИ), Н.О. Савин (Университет машиностроения), С.А. Типалин (Московский политехнический университет) и др. [4]. Опыт применения и преподавания ТРИЗ, а также представления о том, какой должна быть современная ТРИЗ, у преподавателей указанной программы различается, поэтому каждый из педагогов мог вносить в программу коррективы, не меняющие принципиального подхода.
Так, некоторыми из преподавателей в 2015 году был опробован следующий формат подготовки и сдачи экзамена по дисциплине. Сдача проходила в форме защиты проектов командой студентов. Защищал проект наиболее отстающий студент команды, оценка которого являлась базовой для остальных участников. В соответствии с работой студентов на занятиях и ответами на дополнительные вопросы при защите проекта другим участникам команды эта оценка могла быть повышена. Для упрощения подготовки проекта был разработан (В.Е. Минаке-ром при участии А.С. Токарева) шаблон выполнения проекта. Шаблон был сделан в виде презентации, где были даны слайды с обязательными разделами и слайды с пояснениями. Полный шаблон презентации содержал около 100 слайдов. Заполнив последовательно и корректно все рабочие слайды шаблона (около 40 слайдов), команда получала готовую презентацию проекта.
Шаблон презентации проекта включал следующие разделы:
Этап 1. Анализ параметров ТС:
- определение основных параметров технических систем (ТС), включая основные потребительские параметры и влияющие на них технические параметры;
- оценка значений параметров ТС, исходя из удовлетворенности значениями параметров потребителей и стейкхолдеров;
- сравнение характеристик ТС с параметрами конкурирующих и альтернативных ТС;
- задачи по согласованию параметров ТС и требований;
- выявление технических противоречий;
- формулирование задач по устранению технических противоречий ТС.
Этап 2. Функциональный анализ ТС:
- построение компонентной, структурной и функциональной моделей ТС;
- формулирование задач по совершенствованию функциональной модели ТС.
Этап 3. Причинно-следственный анализ:
- построение причинно-следственных цепочек нежелательных эффектов;
- формулирование задач по устранению нежелательных эффектов.
Этап 4. Определение возможных направлений развития системы в соответствии с законами развития технических систем (ЗРТС):
- анализ эволюции ТС по логистической кривой;
- анализ пределов развития;
- формулирование перспективных направлений равития ТС.
Этап 5. Решение поставленных задач и анализ полученных
решений:
- формулирование физических противоречий;
- решение поставленных задач с помощью простых дотризов-ских методов и приемов разрешения технических противоречей).
- анализ решений.
Для большего понимания формата обучения комплексу дисциплин ТРИЗ рассмотрим пример характерной учебной задачи, даваемой студентам 1-го курса в 2016 году.
Одноразовый стакан для кофе позволяет сохранить напиток горячим в течение короткого отрезка времени. Как повысить эффективность стакана, сохранив кофе горячим на протяжении более длительного периода времени?
- Учебная задача сводится к следующему: основываясь на физическом эффекте теплопередачи, разработать новую форму (геометрию) боковой поверхности стакана, обеспечивающую сохранение температуры напитка, налитого в стакан, на протяжении как можно более длительного времени и при этом предотвращающую ожог пальцев от горячего кофе в стакане.
- Некоторые возможные справочные решения, уже существующие на рынке, с которыми можно сравнивать разработанные студентами решения:
Одноразовый стакан для кофе, имеющий гладкую стенку.
Горячий кофе, находясь в гладком стакане, постепенно охлаждается; любитель кофе, удерживающий стакан за его гладкую боковую поверхность, обжигает себе пальцы из-за теплопередачи. Применение крышки позволяет повысить эффективность стакана - тепло сохраняется в течение более длительного времени t1.
Одноразовый стакан для кофе имеет гладкую стенку, но с бумажным браслетом-предохранителем; браслет-предохранитель имеет ограниченную высоту. Материал браслета-предохранителя - картон, дерево, пластик. Какой из материалов будет эффективнее работать и при этом не приведет к существенному повышению себестоимости изготовления стакана? Какой высоты может быть либо должен быть браслет для обеспечения максимальной эффективности стакана - длительного сохранения тепла и предохранения от обжигания пальцев в любой точке боковой поверхности?
с помощью датчика температуры либо градусника. Точный расчет процесса осуществляется в рамках дисциплины «Физика», раздел «Термодинамика и статистическая физика». С другой стороны, в рамках дисциплины «Проектная деятельность» в первом семестре студенты участвуют в проекте «Инженерный старт» - изготавливают изделия, выполняющие определенные функции (яхта преодолевает заданное расстояние по воде, транспортное устройство преодолевает трассу, устройство поднимает груз определенной массы и т. д.). При решении проектных задач требуются знания по физике, теоретической механике, инженерной графике, а также ТРИЗ, в том числе физические эффекты.
Немаловажным инструментом в освоении дисциплин модуля «ТРИЗ, системный анализ и поиск решений» является современная технология 3D-моделирования для визуализации объектов, являющихся предметом разработки объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в перспективе. Современная технология 3D-моделирования изделий позволяет создать цифровую 3D-модель объекта разработки на этапе формирования идеального конечного результата (ИКР) - инструмент ТРИЗ, на этапе устранения противоречия и на этапе подготовки заявки на ОИС.
В настоящее время на 1-4-м курсах образовательной программы «Инноватика: аддитивные технологии» реализуется сквозное преподавание современных технологий 3D-модели-рования для поддержки дисциплин модуля «ТРИЗ, системный анализ и поиск решений».
В качестве примера представим несколько 3D-моделей, созданных студентами по действующим ОИС.
Одноразовый стакан для кофе, имеющий шероховатую боковую поверхность стенки.
Какого размера должна быть шероховатость на боковой поверхности для обеспечения максимальной эффективности стакана - длительного сохранения тепла и предохранения от обжигания пальцев в любой точке боковой поверхности?
Возможно ли замена шероховатости на перфорирование (рифление) боковой поверхности стакана для решения этой же задачи?
Вышеописанная задача решается в рамках дисциплины модуля «ТРИЗ, системный анализ и поиск решений»; контроль температуры жидкости внутри стакана может быть произведен
Виртуальная 3й-модель «Технология мойки мусоропровода водой под высоким давлением» (ООО ИПК «ТехКомплектСтрой») Задачей изобретения, визуализируемого с помощью 3й-модели, являлось повышение качества очистки мусоропровода, уменьшение количества расходования средства очистки и дезинфекции, а также сокращение времени выполнения очистных работ.
Виртуальная 30-модель многофункционального кислородного кресла (ООО «ПИК-111»)
Целью проекта является выполнение комплекса работ, направленных:
1) на разработку виртуальной трехмерной модели, отражающей компоновку кислородного кресла, достаточную для последующего его производства;
2) на разработку виртуальной трехмерной модели, отражающей принцип действия многофункционального кресла и его комплектующих устройств.
Виртуальная 30-модель «Фотографическая система со съемным фильтродер-жателем» (ЗАО «Сельмашпроект»; патент на полезную модель RU 77 982). Задачей изобретения является создание фотографического устройства, позволяющего вести одновременную съемку экваториальной и полюсной областей. Такое устройство расширяет возможности создания объемных изображений и диапазонов панорамной съемки.
В качестве примеров тематических проектов в рамках сквозной дисциплины «Проектная деятельность» в вузе, где были применены методы и алгоритмы ТРИЗ, можно привести следующие проекты.
Проект «Тренажер», при реализации которого были применены:
1) разрешение противоречия в пространстве
фаза вставки внутренней трубы во внешнюю трубу
фаза фиксации внутренней трубы во внешней трубе
Разрешение противоречия в пространстве в узле установки потолочных труб, формирующих каркас тренажера
2) геометрический эффект (рычаг).
Геометрический эффект (рычаг) в узле создания равномерной нагрузки при использовании пружины
При переводе рычага в нижнее положение малая пружина сжимается под действием нарастающей силы основной пружины и плечо рычага становится больше.
Также заслуживает внимания инициативный студенческий проект, направленный на совершенствование конструкции технического объекта, в том числе:
1) совершенствование печатающей головки персонального 3D-принтера с целью возможности 3D-печати вязких и малотекучих функциональных полимерных материалов с нетиповыми эксплуатационными свойствами - способность эффективно отводить избыток тепла от технического объекта.
Инициативный проект о совершенствовании конструкции печатающей головки персонального 30-принтера
Виртуальная 30-модель модели «Зарядная машина (варианты)» (ООО НТФ «Взрывтехнология»; патент на изобретение RU 2304756). Задачей изобретения является повышение эффективности ведения взрывных работ за счет расширения возможностей использования зарядных машин, расширение ассортимента взрывчатых веществ, в том числе с повышенной чувствительностью к механическим воздействиям, подлежащих механизированному заряжанию скважин, повышение безопасности ведения взрывных работ.
Назначение вышеописанных 3D-моделей: 1) проверка и оценка внешнего вида изделия; 2) проверка собираемости изделия; 3) проверка функциональных особенностей изделия; 4) расчет стоимости изготовления изделия.
2) совершенствование электрогидродинамического насоса высокого давления с целью повышения производительности насоса и его КПД.
-1-
Для решения задачи применен функционально-физический анализ и морфологический анализ технического объекта
С 2017 года в обучении комплексу дисциплин «ТРИЗ» в качестве преподавателей также принимают участие П.И. Строков, С.А. Типалин, А.Д. Максимов, Н.В. Хомякова (Московский политехнический университет). Опыт в применении и преподавании ТРИЗ, а также представления о том, какой должна быть современная ТРИЗ, у принимающих участие в реализации указанной дополнительной программы существенно различается. Общим является то, что преподаватели работают по единой программе, разработанной А.В. Кудрявцевым. Каждый преподаватель вносит новизну в курс через практические занятия, учитывающие специализации учебных групп, в том числе технологии обработки материалов давлением, технологии сварки, технологии машиностроения и т. п. Подготовка новых преподавателей в объеме 32 часов для ведения вводного курса ТРИЗ в группах направления «Машиностроение» осуществлялась через факультет повышения квалификации Московского политехнического университета. Занятия с преподавателями проводил А.В. Кудрявцев, занятия были организованы так, что после теоретической части следовали упражнения на освоение навыков применения теории, затем - новая теоретическая часть с новыми упражнениями. Будущим преподавателям вводного курса ТРИЗ предлагалось самостоятельно подбирать практические примеры для применения методов ТРИЗ.
В Московском политехническом университете для повышения эффективности системы подготовки студентов на второй ступени образования - в магистратуре - в режиме апробации в 2016 году введены в образовательный двухгодичный цикл дисциплины, основанные на методологии классической ТРИЗ и постклассической ТРИЗ. Поставлена цель: отработать методику преподавания инструментария студентам-магистрантам, выполняющим двухгодичные диссертационные работы (магистерские диссертации) и получить в рамках данных работ но-вационные решения. Первый выпуск магистров, осваивающих инструментарий ТРИЗ, состоится летом 2018 года.
Также в 2017 году в образовательную программу подготовки специалистов высшей квалификации - аспирантов (третья ступень образования) введена двухсеместровая дисциплина, основанная на методологии классической ТРИЗ и постклассической ТРИЗ, ориентированная на более узкий круг обучающихся с еще более суженной тематикой диссертационной работы в сравнении с магистрантами.
Если проводить анализ уровня погружения студентов в изучение методологии ТРИЗ и включение ими в их деятельность (проектную или научную) методик и алгоритмов ТРИЗ, то можно отметить следующую закономерность. Студенты-бакалавры 2-3-го курса обучения, имеющие начальную подготовку по изучению методологии ТРИЗ, системному мышлению и научной деятельности, легче осваивают специфику работы по теории решения изобретательских задач. В свою очередь, магистранты показывают лучшие результаты, чем бакалавры начальных курсов, а аспирантам достаточно нескольких занятий, и они уже пытаются применить полученные знания к своим проектам (диссертационным работам).
Опыт работы с бакалаврами показал, что преподавание методологии классической ТРИЗ и постклассической ТРИЗ в течение одного-двух семестров является недостаточным в случае, когда в результате проведения дисциплины ожидается, что студенты будут активно использовать изученные в теории методы для решения прикладных инженерных задач либо задач, направленных на разработку инновационных решений. За один-два семестра студенты только знакомятся с основными моментами методологии ТРИЗ. Полученная ими информация усваивается только на уровне узнавания и знаний; многие из студентов-бакалавров достаточно просто осваивают применение накатанных схем, например метода шести шляп либо мозгового штурма, но применять их на практике для нетиповых случаев они еще не в состоянии.
Таким образом, за период 2014-2017 годов методически проработан вопрос о включении методологии классической
ТРИЗ и постклассической ТРИЗ при сквозной подготовке бакалавров, магистрантов и аспирантов. На уровне бакалавриата подготавливается почва для практического освоения методологии; на уровне магистратуры и при наличии у студентов-магистрантов практико-ориентированной темы (направления) исследований в рамках магистерской диссертационной работы - отрабатываются практические навыки применения методологии (отдельных методов и алгоритмов) при решении конкретной задачи диссертации; на уровне аспирантуры отрабатываются дополнительные практические навыки применения методологии (отдельных методов и алгоритмов) при решении более узкой в сравнении с магистратурой задачи диссертации.
В завершение данной статьи, отражающей результаты работы по внедрению методологии ТРИЗ и ее адаптации к особенностям образовательного процесса для различных направлений подготовки в вузе, отметим, что помимо дисциплин модуля «ТРИЗ, системный анализ и поиск решений» для студентов организуются дополнительные открытые мероприятия на базе Московского политеха. Так, в 2016 году было организовано два значимых мероприятия:
1. Молодежная межвузовская олимпиада «Мастер инновационных технологий» MIT-OLYMP. Имеет своей целью дать возможность студентам технических направлений подготовки раскрыть свои творческие и изобретательские способности. Одна из номинаций олимпиады «Мастер устранения противоречий - 2016» - задание включает решение комплекта задач (кейсов) по устранению противоречий в технологической или конструкторской сфере, а также подготовке производства. Данная номинация объединила на площадке студентов из шести московских вузов, где преподаются дисциплины, связанные с методологией ТРИЗ. Формат: каждой команде участников выдавалось шесть задач, связанных с технологическими либо производственными противоречиями, решения которых презентовались независимому экспертному жюри. Соревнования в данной номинации показали необходимость проведения подобного рода открытых мероприятий, позволяющих объективно оценить уровень подготовки студентов, изучающих методологию ТРИЗ.
2. Летний проектный офис. Это также открытое мероприятие, проведенное на площадке Московского политеха и направленное на предоставление студентам вуза возможности придумать проект для дисциплины «Проектная деятельность» на следующий семестр и развивать его вместе с единомышленниками при поддержке кураторов-преподавателей. Формат проектного офиса: 7 дней и 5 модулей (Проблема - Рынок - Генерация идей - «Дорожная карта» проектной идеи - Краш-тест (отбор проектных идей)). В четырех модулях из пяти место методологии ТРИЗ предопределено; короткие тренинги о необходимых методах ТРИЗ и практические занятия под руководством опытных модераторов - А.С. Токарева, Л.М. Полонского, А.Ю. Фоменко, П.И. Строкова. Мероприятие прошло более 100 студентов, создавших 17 проектов, из которых 6 были рекомендованы Центру проектной деятельности Московского политехнического университета для нового пула студенческих проектов на 2016/17 учебный год в рамках дисциплины «Проектная деятельность».
В ноябре 2017 года две сборные команды студентов Московского политехнического университета, обучающихся на направлении «Инноватика» (комплекс дисциплин «ТРИЗ» читается по учебному плану все 8 семестров бакалавриата), принимали участие в командных соревнованиях VI конкурса «Мастер устранения противоречий» в Москве, организованного в университете МИСиС. Команды Московского политехнического университета заняли второе призовое и третье места, что доказывает успешное внедрение комплекса дисциплин, основанных на методологии ТРИЗ, и их адаптацию к образовательному процессу университета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 240 с.
2. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю. и др. Теория решения изобретательских задач: учеб. пособ. I уровня. М.: Модерн, 2017. 90 с.
3. Петров П.А., Кудрявцев А.В., Минакер В.Е., Токарев А.С. «ТРИЗ+» в системе подготовки инновационных специалистов (бакалавров и магистров) в вузе // сб. труд. VII межд. конф. «ТРИЗ. Практика применения и проблемы развития». М.: ООО «Аналитик», 2015.
4. Петров П.А., Минакер В.Е., Токарев А.С. «ТРИЗ+» в системе подготовки молодых специалистов в вузе: год спустя: сб. тр. VIII межд. конф. «ТРИЗ. Практика применения и проблемы развития». М.: ООО «Аналитик», 2016.
TRIZ+ IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF YOUNG SPECIALISTS IN THE HIGH SCHOOL: RESULTS
PETROV P.A., Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Head of the Department of Material Forming and Additivie Technologies TYPALIN S.A., Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Material Forming and Additivie Technologies STROKOV P.I., Senior Lecturer of the Department of Material Forming and Additivie Technologies Moscow Polytechnic University (38, Bolshaya Semenovskaya St., 107023, Moscow, Russia). E-mail: petrov_p@mail.ru
ABSTRACT
The article is devoted to the implementation of the set of TRIZ disciplines into the educational process; the application of methods and algorithms of modern TRIZ to solving the real problems by students, including within the framework of the project-oriented model of education developed at the university. It is shown that for the successful mastering and mastering of the skills of using TRIZ tools, students need "end-to-end" teaching of this subject during the training period, real cases and practice of application of methods, as well as participation in ongoing university projects, including joint work with external customers and university partners.
Keywords: training of specialists, TRIZ, improvement of technology, project education, innovations. REFERENCES
1. Al'tshuller G.S. Nayti ideyu: Vvedeniye v teoriyu resheniya izobretatel'skikh zadach [To find an idea: Introduction to the theory of solving inventive problems]. Petrozavodsk, Skandinaviya Publ., 2003. 240 p.
2. Gin A.A., Kudryavtsev A.V., Bubentsov V.YU. Teoriya resheniya izobretatel'skikh zadach [Theory of inventive problem solving]. Moscow, Modern Publ., 2017. 90 p.
3. Petrov P.A., Kudryavtsev A.V., Minaker V.Ye., Tokarev A.S. «TRIZ+» v sisteme podgotovki innovatsionnykh spetsialistov (bakalavrov i magis-trov) v vuze ["TRIZ +" in the system of training innovative specialists (bachelors and masters) in the university]. Trudy VII mezhd. konf. «TRIZ. Praktika primeneniya iproblemy razvitiya» [Proc. VII Intl. Conf. "TRIZ. Practice of application and development problems "]. Moscow, 2015.
4. Petrov P.A., Minaker V.Ye., Tokarev A.S. «TRIZ+» v sisteme podgotovki molodykh spetsialistov v vuze: god spustya ["TRIZ +" in the system of training young professionals in the university: a year later]. Trudy VIII mezhd. konf. «TRIZ. Praktika primeneniya i problemy razvitiya» [VIII Intl. Conf. "TRIZ. Practice of application and development problems"]. Moscow, 2016.