Научная статья на тему 'Три века под знаком новизны. Отечественное искусство. 1700-2000-е. Международная научная конференция. Москва, 27-28 апреля 2016 г'

Три века под знаком новизны. Отечественное искусство. 1700-2000-е. Международная научная конференция. Москва, 27-28 апреля 2016 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Акимов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три века под знаком новизны. Отечественное искусство. 1700-2000-е. Международная научная конференция. Москва, 27-28 апреля 2016 г»

В третьей секции на обсуждение экспертного сообщества были вынесены вопросы о вхождении ЕАЭС во внешний мир в процессе трансформации современного миропорядка.

В этом формате рассматривались вопросы уже накопленного опыта взаимодействия ЕАЭС с другими региональными и внереги-ональными игроками. Участники третьей секции обратили внимание на перспективы встраивания ЕАЭС в международную политическую и экономическую инфраструктуру с учетом параллельных проектов интеграции в регионе «Восточное партнерство» и постсоветское пространство. Особое внимание экспертов - участников Форума обратили вопросам перспективе урегулирования региональных конфликтов, включая возможности и препятствия, в том числе и в системе взаимодействия и столкновения интересов мировых центров силы (ЕАЭС, Китай США, НАТО, ЕС) в контексте трансформации постсоветского пространства.

Можно отметить ряд вопросов, в рамках которых были представлены конкретные выступления в структуре первой секции, как, например «Этнополитические характеристики казахстанского общества и их влияние на евразийские интеграционные процессы»; «Информационный аспект продвижения евразийской интеграции. Опыт Кыргызстана»; «Интеграция конституционно-правового пространства в рамках ЕАЭС: на примере Ар-

мении, Белоруссии и России». Такой подход обеспечил проведение дискуссий по общим вопросам развития ЕАЭС, а также позволил определить перспективы развития самого евроазиатского регионального сотрудничества.

Исходя из направленности работы второй секции были сделаны сообщения по таким темам, как «Борьба с терроризмом и экстремизмом в центрально азиатском регионе», «Пути решения афганской войны и предотвращение терроризма на ее территории», «Рынок труда КР в условиях углубления интеграции», что способствовало пониманию основных проблемных зон и точек успешного развития ЕАЭС.

Внимание участников третьей секции было сконцентрировано на рассмотрении таких выступлений, как «Интеграционные процессы Казахстана и России: публицистическая полемика (в антитезе государственных и оппозиционных СМИ)», «Внешнеполитическое балансирование постсоветских стран», «Особенности интеграции «снизу» и деятельность неправительственных организаций стран ЕАЭС».

Анализ ситуационных позиций ЕАЭС способствовал расширению такого социально значимого проекта, как «Гуманитарное измерение сотрудничества России и Казахстана в контексте евразийской интеграции», а также пониманию наиболее важных трендов в развитии евроазиатского региона.

С.С. Акимов

три века под знаком новизны. отечественное искусство.

1700-2000-е.

Международная научная конференция Москва, 27-28 апреля 2016 г.

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, г. Дзержинск Нижегородской обл.; e-mail ss.akimov@mail.ru

О

3 ю О

Конференция, организованная совместно Ассоциацией искусствоведов (АИС), Российской Академией художеств (РАХ) и историческим факультетом МГУ и прошедшая 27-28 апреля в Белом зале Академии, без сомнения, может быть названа заметным для отечественного искусствоведения событием. Широкий тематический диапазон, охватывающий актуальные вопросы развития русского и советского искусства, современной творческой, выставочной и культурно-просветительной практики, и активное участие специалистов из регионов (от Северной Осетии до Сибири) сделали программу мероприятия насыщенной, разнообразной,

представляющей интерес для профессионалов в различных областях теории и истории пространственных искусств.

Объем статьи, к сожалению, не позволяет с желаемой полнотой осветить содержание докладов и развернувшихся вокруг них дискуссий. Заинтересованный читатель сможет обратиться к сборнику материалов конференции, который планируется издать, здесь же мы охарактеризуем тематику мероприятия в целом. Несколько докладов было посвящено отечественному искусству XVПI-XIX вв. Е.А. Тюхменева (Москва, НИИ теории и истории изобразительных искусств при РАХ, далее -НИИ РАХ) осветила принципы создания

праздничного убранства города в Петровское время, систематизировав богатейший фактический материал, накопленный исследователем в течение многих лет целенаправленных изысканий. Работа А.В. Гамлицкого (НИИ РАХ) также продолжает основную линию его научных интересов, связанную с ролью западноевропейских гравированных образцов в русской живописи XVII-XVIII столетий. К.И. Шадчнев (Российская Академия живописи, ваяния и зодчества) обратился к дискуссионным моментам развития отечественной скульптуры XVIII-XIX вв.

Абсолютное большинство докладов касалось многообразных проблем и явлений отечественного искусства ХХ столетия: от эпохи Серебряного века до новейших тенденций в художественной жизни столицы и регионов. А.Е. Завьялова (НИИ РАХ) проанализировала использование К.А. Сомовым мотивов и приемов голландского и фламандского натюрморта, справедливо отметив, что художник обращался к этой традиции только в формальных аспектах, поскольку аллегорические смыслы старинного натюрморта в начале ХХ в. еще не были известны. Следует подчеркнуть, что автор не только представила наблюдения, интересные для специалистов по творчеству Сомова и «мирискусников», но и затронула интересную и слабо изученную тему - рецепцию голландского искусства в русской культуре. О.В. Калугина (НИИ РАХ) осветила принципы ленинского декрета о памятниках Республики и художественные итоги его реализации. Задуманный советским правительством план монументальной пропаганды не имел прецедентов по открытости и широте привлечения скульпторов (дореволюционные конкурсы носили закрытый характер с участием, по преимуществу, академистов) и может быть назван самым демократичным во всей истории конкурсов на монументы. Однако оборотной стороной это имело сравнительно небольшое число по-настоящему удачных проектов, т.к. среди множества конкурсантов далеко не все обладали должной квалификацией. Хронологию развития отечественного искусства продолжили выступления Е.В. Грибоносовй-Гребневой (МГУ) о педагогических взглядах и преподавательской работе Петра Митурича, О.Ю. Ворониной (Московский музей современного искусства) о «плакатизмах» в живописи членов ОСТа, О.И. Томсон (Санкт-Петербургский гос. академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина) об образе будущего в советском искусстве 20-30-х гг., Н.А. Архаровой (Москва, АИС) о роли московских художников - представителей не-

официального искусства 1960-1970-х гг. в художественном образовании. К этой тематике примыкают работы Е.И. Булычевой (Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки) о творчестве Т. Лемпицкой в контексте ар деко и В.В. Рокачук (Кишинев, Академия наук Молдовы) о молдавской книжной графике ХХ в. В своем докладе коллега из Молдовы охватила обширный и яркий фактический материал, однако некоторая неясность исходных методологических установок не позволила ей разработать убедительную классификацию рассматриваемых художественных явлений.

Интересные сообщения были сделаны коллегами из регионов. В.Б. Бесолов (Владикавказ, Северо-Кавказский центр Международной академии архитектуры) рассказал о творчестве основоположников профессиональной живописи и графики в Северной Осетии К. Хетагурова, М. Туганова, С. Тава-сиева и подчеркнул насущную необходимость создания обобщающего труда по истории осетинского изобразительного искусства. Особенности художественного процесса в искусстве Сибири ХХ в. были проанализированы Т.В. Бабиковой (Омский государственный педагогический университет), привлекшей для этого разработанные американскими и отечественными социологами теории поколений как этапов общественной эволюции. Думается, однако, этот подход скорее запутал, чем разрешил вопросы периодизации развития искусства в Сибири, поскольку теории, на которые опирается исследователь, носят весьма отвлеченный характер и не учитывают собственно художественной специфики явлений искусства. Выступление В.А. Белоусо-вой-Лебедевой (Красноярск, Музей-усадьба В.И. Сурикова) было посвящено творчеству известного сибирского живописца и графика А.Г. Поздеева. По своей теме несколько особняком стоит доклад Л.М. Шкляевой (Казань, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан) о периодизации развития и древних истоках традиционных орнаментов резьбы по дереву татар Среднего Поволжья.

В ряде докладов рассматривались новейшие тенденции творческой практики. И.Н. Седовой (Государственная Третьяковская галерея) были проанализированы образные возможности различных материалов в творчестве современных московских скульпторов. М.Ю. Шишин (Барнаул, Институт комплексных исследований Большого Алтая) обратился к сходным явлениям в сегодняшнем сибирском и монгольском искусстве и показал, как древнее наследие региона выступает источником вдохновения и фор-

о

3 ю О

мальных поисков для современных мастеров (определив данное направление как метаис-торический экспрессионизм). Православный реализм в современной живописи стал темой выступления О.И. Резниковой (Брянский гос. университет им. акад. И.Г. Петровского), обстоятельный анализ плакатного творчества молодых художников 2000-х гг. был дан Е.Н. Рымшиной (Московская гос. художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова).

Тематикой группы докладов стали вопросы музейной практики и культурно-просветительной деятельности. О.П. Малкова (Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова) представила итоги изучения личности и творчества И.И. Машкова на основе хранящихся в Волгоградском музее обширной коллекции произведений мастера (от работ 1900-х гг. до поздних произведений) и связанных с ним архивных документов, рассказала о формах проводимой музеем популяризации наследия художника и его соратников по объединению «Бубновый валет». Несомненный интерес представляли сообщения А.А. Селютиной о выставочной деятельности Белгородского государственного художественного музея, К.В. Горбуновой о проведении в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого биеннале абстракционизма, А.С. Башаровой (Государственный Эрмитаж) о реализации в августе 2015 г. в г. Грозном проекта «Диалог культур». Обзор выставок современного российского искусства в столице и регионах представил П.Л. Баранов (Москва, АИС).

Наконец, отдельный тематический блок составили несколько докладов, в которых рассматривались вопросы методологии и истории искусствоведения, а также методики преподавания истории искусства. В.И. Чайковская (НИИ РАХ) в лаконичном и элегантном по литературной форме выступлении напомнила простые, но чрезвычайно важные для познания художественной культуры, тезисы. Она обратилась к анализу эс-тетико-теоретических аспектов взаимодействия новаторства и архаизма и подчеркнула, что последний может выступать - и выступает в определенные исторические периоды - как носитель высоких и необходимых для дальнейшего развития традиций. Сущность творчества не сводится к изобретению нового, и истинное новаторство невозможно без твердой опоры на школу, под которой следует понимать не только совокупность умений профессионального мастерства, но и результат «прицельного», личностного взаимодействия наставника и ученика, т.е. приобщение к традиции. А.Ю. Чудецкая (Мос-

ква, ГМИИ им. А.С. Пушкина) представила аналитический обзор публикаций советских искусствоведов и критиков в период Оттепели по проблеме стиля и творческого метода в современном советском искусстве. Многообразие отмеченных докладчиком позиций, в том числе поиск неидеологизированных способов познания искусства, и отсутствие общепризнанного итога дискуссии лишний раз напоминает, что текущая художественная жизнь дает обильный и благодатный материал для обсуждения теоретических вопросов и вместе с тем эстетические проблемы современного искусства вряд ли могут быть решены без разрешения ключевых методологических вопросов искусствоведения. Современному состоянию искусствоведческой науки в Нижнем Новгороде был посвящен доклад С.С. Акимова, рассмотревшего исследования нижегородских искусствоведов о художественном наследии региона, западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко, охарактеризовавшего научную работу Нижегородского государственного художественного музея и опыт по организации в городе в последнее десятилетие искусствоведческого образования.

В.М. Зубец (Московская гос. художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова) осветила новаторские искания преподавателей-искусствоведов Строгановского училища на рубеже Х1Х-ХХ вв. Е.Ю. Макарова (Ярославский гос. художественный музей) проанализировала опыт преподавания в художественном училище курса по истории искусства Ярославля, рассчитанного на 64 часа (полный учебный год). Цель курса - показать стилистическое и иконографическое развитие древнерусского искусства в регионе посредством сравнительного анализа разновременных памятников одного иконографического типа, подписных икон XVII-XIX вв. и иных методических приемов. И сама идея подобной дисциплины, и разработка ее структуры и содержания заслуживают искреннего одобрения и могут представлять интерес для коллег из других регионов (как в сфере среднего профессионального, так и высшего, образования).

Завершилась конференция круглым столом «Музей в современном мире и искусствовед в немузейном пространстве», на котором кроме участников конференции выступили ведущие московские специалисты А.К. Якимович, М.А. Бусев, М.Л. Терехович, А.К. Флорковская. Обсуждавшиеся вопросы были достаточно традиционны: интересы и предпочтения различных групп музейной аудитории, использование новейших технологий в работе с посетителями, трудности в

развитии искусствознания в регионах - однако эти проблемы всегда были и продолжают оставаться актуальными.

Не будет преувеличением утверждать, что научное значение конференции было большим, чем сумма представленных в докладах больших и малых искусствоведческих открытий. Имеющее сегодня место обилие вторичных, компилятивных и просто малопрофессиональных публикаций об искусстве заставляет серьезно задуматься о поддержании и развитии классических научных традиций, о статусе профессии историка ис-

кусства и критика в современной культурной жизни. Именно на этот круг проблем ориентирована деятельность Ассоциации искусствоведов. Конференция представила весьма яркую картину современного состояния российского искусствознания и обозначила актуальные, требующие ответа вопросы. На подведении итогов не раз прозвучало пожелание сделать конференцию регулярной и проводить ее по возможности не только в Москве, но и в крупных культурных центрах провинции. Надеемся, что этим планам суждено осуществиться.

А.И. Субетто

международная научно-практическая конференция «социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке»

Московская обл., 14 мая 2016 г.

© Субетто Александр Иванович - доктор экономических наук, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, президент, Ноосферная общественная академия наук, Санкт-Петербург; e-mail: subal1937@yandex.ru

14 мая 2016 года на базе совхоза «Московский» под Москвой состоялась Международная научно-практическая конференция «Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке». Организатор конференции - Общероссийское общественное движение «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО). Председателем Президиума конференции был председатель Центрального совета (ЦС) РУСО, д.т.н., профессор, депутат Государственной Думы ФС РФ Иван Игнатьевич Никитчук, сопредседателем - первый заместитель председателя ЦС РУСО, д.э.н., профессор Игорь Михайлович Братищев.

В конференции приняли участие более 120 человек - членов РУСО и гостей, в том числе зарубежные гости из Венесуэлы, Чили, Сальвадора.

С пленарными докладами выступили: д.э.н., проф. И.М. Братищев (тема - «Обновленный социализм: основные черты, условия становления и развития России»), д.э.н., д.ф.н., к.т.н., проф., президент Ноосферной общественной академии наук, советник ректора Смольного института РАО, с.н.с. КГУ им. Н.А. Некрасова и СВФУ им. М.К. Аммо-сова, проф. ГГМУ, представитель Санкт-Петербургского отделения РУСО А.И. Субетто (тема - «Основания и императивы становления социализма XXI века»), академик РАН Виктор Степанович Шевелуха (тема - «Предложения по проблемам обновленного социализма»), а также с приветствиями и с докла-

дами выступили представители Венесуэлы, Сальвадора и Чили.

С содокладом после пленарного заседания выступил к.э.н., доцент, член президиума ЦС РУСО Виктор Антонович Бударин (тема - «К социализму XXI века: перспективы Неонэп-а в России»).

В научной дискуссии выступили: член ЦС РУСО, представитель Волгоградской организации РУСО Михаил Константинович Соколов на тему «Обновленный социализм как национальная идея России»; д.ф.н., проф., заместитель главного редактора газеты «Правда» Виктор Васильевич Трушков на тему «Образ коммунистической формации в Программе ВКП(б) 1947-1948 года»; главный редактор «Экономической и философской газеты» Алексей Петрович Проскурин на тему «Многовариантность социализма в современном мире»; д.ф.н., профессор МГУ Леонид Николаевич Доброхотов на тему «Возрождение социалистической идеи в США»; к.т.н., доцент Бауманского университета Григорий Николаевич Змиевский на тему «Социализм или гибель человеческой цивилизации - не лозунг, а научно обоснованный тезис»; д.э.н., проф. Виктор Дмитриевич Руднев на тему «Становление элементов социалистических форм собственности в России: современный взгляд на проблему»; к.т.н., доцент, член Президиума ЦС РУСО Феликс Борисович Тягунов на тему «Образование для всех как ЕЕ всеобъемлющая система и предпосылка <= возрождения социализма в России в обнов- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.