Научная статья на тему 'Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент'

Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2540
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ПОЛ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / POSTTRAUMATIC STRESS / ANXIETY / TEMPERAMENT / GENDER / JUVENILE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азарных Татьяна Дмитриевна

Установлено, что при посттравматических стрессах существует корреляционная зависимость между тревожностью, специфичными для ПС шкалами (MS, IES-R) и параметрами темперамента, определяемого по В.М. Русалову. Самая сильная связь установлена между тревожностью и темпераментом, самая слабая между IES-R и темпераментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anxiety, post-traumatic stress and temperament

The correlations dependency between anxiety, scales specific for post-traumatic stress (Mississippi Scale (MS), Impact of Event Scale (IES-R)) and temperament (Vladimir Rusalov definition technique) at post-traumatic stress is ascertained. The strongest dependence is detected between temperament and anxiety, with the weakest being between temperament and IES-R.

Текст научной работы на тему «Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент»

ставителей 2 кластера, которым свойственно благоприятное отношение к миру и себе. Таким образом, можно предположить, что отношения, представленные системой взглядов, убеждений субъекта, (совокупностью субъектных характеристик) и их «соотношение» с условиями окружающего мира создают возможность преодоления различного рода неблагоприятных воздействий для обеспечения безопасности человека, сохранения его целостности. Соответственно, именно отношения субъекта к социальному пространству и к себе являются одной из главных движущих сил, способствующих развитию человека, его стремлению к раскрытию способностей и усилению своих возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, что и определяет психологическую безопасность субъекта.

Дальнейшей перспективой работы может стать разработка профилактических, тренинговых, коррек-ционных программ, направленных на развитие возможностей личности к преодолению опасных, угрожающих ситуаций, где акцент должен делаться именно на особенностях системы отношений человека к миру, себе и другим, ее адекватности, соответствия наличным условиям жизни. Такой подход может способствовать совершенствованию возможностей субъекта в преодолении сложных, опасных ситуаций, развитию его психологической безопасности.

Библиографический список

1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник

практической психологии образования. - 2009. -№ 1. - C. 43-47.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - C. 11-17.

3. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 08.08.2013).

4. Ермаков П.Н., Абакумова И.В. Молодежь против террора (о работе антитеррористического молодежного фестиваля) // Российский психологический журнал. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 11-16.

5. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. - М.: Академический проект, 2004. - 256 с.

6. Эксакусто Т.В. Психологическая безопасность: принципы исследования, дефиниции, модель // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 3. -С. 330-333.

7. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности. - Ростов н/ Д: Изд-во ЮФУ, 2010. - 344 с.

8. Эксакусто Т.В., Лызь Н.А. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии // Сибирский психологический журнал. - 2010. -№ 37. - С. 86-91.

УДК 159.9

Азарных Татьяна Дмитриевна

кандидат биологических наук, доцент Воронежский государственный университет инженерных технологий

[email protected]

ТРЕВОЖНОСТЬ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ И ТЕМПЕРАМЕНТ

Установлено, что при посттравматических стрессах существует корреляционная зависимость между тревожностью, специфичными для ПС шкалами (MS, IES-R) и параметрами темперамента, определяемого по В.М. Русалову. Самая сильная связь установлена между тревожностью и темпераментом, самая слабая — между IES-R и темпераментом.

Ключевые слова: посттравматические стрессы, тревожность, темперамент, пол, юношеский возраст.

Посттравматические стрессы (ПС), крайней выраженностью которых является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), включают весь спектр нарушений психики, возникающих после переживания страха, ужаса или беспомощности [4, с. 13-14]. ПТСР относится к группе тревожных расстройств: уровень тревожности при ПТСР повышен [9, с. 15; 11]. Однако связь ПТСР и тревожности является вариативной по силе. Причины такой вариативности остаются неизвестными, и поэтому ведется их интенсивный поиск. В данном исследовании анализируется связь между тревожностью, ПС и тем-

пераментальными особенностями. В пользу наличия такой связи свидетельствуют исследования о зависимости тревожности от темперамента [1, с. 675680], а также ПТСР от темперамента [2; 12]. Однако исследования о связи ПТСР и темперамента проведены в основном на выборках либо мужчин-комбатантов, либо не разделенных по полу. Между тем согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в США, частота встречаемости ПТСР у женщин выше, чем у мужчин и составляет 12% и 6% соответственно [9, с. 31].

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что связь специфичных для ПС шкал,

а также коморбидной тревожности с параметрами темперамента будет отличаться по силе и иметь специфику, связанную с полом. Целью данного исследования являлось изучение корреляционной связи между тревожностью, а также специфичными для ПС шкалами и параметрами темперамента с учетом фактора пола.

Определялась выраженность: 1) ПС по двум специфичным для него опросникам: Миссисипской шкале, гражданский вариант (MS) (T.M. Keane) [8] и шкале оценки влияния травматических событий (IES-R) (M.J. Horowitz) [8], 2) тревожности (Дж. Тейлор) (ANX) (адаптированная на российской выборке дополнительная шкала СМИЛ) [6], 3) параметров темперамента по формально-динамическим свойствам индивидуальности (ФДСИ) [5, с. 302-397]. Согласно ФДСИ выделяют следующие параметры: эргичность (выносливость), пластичность, скорость в трех сферах: психомоторной ЭРМ, ПМ, СМ интеллектуальной ЭРИ, ПИ, СИ, коммуникативной ЭРК, ПК, СК, а также эмоциональность ЭМ, ЭИ, ЭК соответственно. Кроме того рассматриваются обобщенные индексы психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной активностей ИПА, ИИА, ИКА соответственно как сумму параметров в каждой из сфер, индекс общей эмоциональности ИОЭ как сумму эмоциональностей в трех сферах, индекс общей активности ИОА как сумму трех индексов активности и индекс общей адаптивности ИОАД как разницу между индексами общих активности ИОА и эмоциональности ИОЭ. Преимуществом этого метода определения темперамента является охват активности во всех трех сферах деятельности в отличие от опросника EPI Г.Ю. Айзенка, параметр интроверсия-экстра-версия которого связан в основном с активностью в коммуникативной сфере [5, с. 187]. Деление на группы тяжести течения ПС производилось на основе квартилей MS: нижний квартиль - «нет ПС», два средних - «частичный ПС» и верхний - «ПС». Точками деления служили баллы 79 и 104 у девушек, 79 и 105 у юношей. Во всех случаях после дистресса, приведшего к ПС, прошло не менее полугода. В качестве контрольной служила группа,

в которой были стрессы из списка LEQ [8], но нет ПС (баллы по специфичной для ПС IES-R равны нулю). Исследования проведены на студентах дневных отделений государственных вузов г. Воронежа в возрасте 18-20 лет (429 девушек и 136 юношей в группе с ПС и 478 и 224 соответственно - в контрольной) в течение 2004-2011 гг. Все данные представлены в виде средней арифметической (M) и стандартного отклонения (SD), однако при определении различий между группами использовались как параметрические, так и непараметрические методы сравнения (t Стьюдента и U Манна-Уитни соответственно). Последний - в случае отклонения данных от нормального распределения (по критерию Колмогорова-Смирнова). Определялись также коэффициенты корреляций по Спирмену rS. Наличие статистически значимой разницы между коэффициентами корреляций определялось по формулам для зависимых выборок [3, с. 153]. Использовался также анализ таблиц сопряженности (критерий %2-Пирсона) с поправкой на непрерывность. Статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS (версия 13).

Результаты и обсуждение

Установлено, что уровень тревожности в группе с ПС независимо от пола в 1,2 раза выше, чем в контрольной. При этом в обеих группах он выше у юношей, чем у девушек (табл. 1).

Это значит, что тревожность при ПС независимо от пола выше, и при этом юноши в возрастном интервале 18-20 лет являются более тревожными, чем девушки как в контроле, так и при ПС. По уровню MS при ПС статистически значимой разницы между полами не установлено, а в контрольной группе ее уровень выше у девушек. Более высокие значения MS в контрольной группе у девушек означают, что пережитые стрессы у них оставляют больший след, определяемый по MS, чем у юношей. Значения другой специфичной для ПС IES-R выше у девушек.

Рассмотрение ANX по группам тяжести течения ПС показывает, что в ряду групп «нет ПС» -«частичный ПС» - «ПС» ее уровень увеличивает-

Таблица1

Уровни ANX, MS и IES-R (баллы) при ПС и в контрольной группе с учетом фактора пола

Показатели Пол ПС Контрольная группа (КГ) Разница между группами (ПС - КГ) Разница между полами

M SD M SD ПС КГ

U Р# U Р U Р

ANX Женский 54,3 11,92 45,6 10,58 71814,0 ,000 25394,0 ,001 52721,4 ,000

Мужской 59,0 12,62 50,5 9,46 11083,0 ,000

MS Женский 92,8 19,81 76,2 11,80 48681,5 ,000 28275,0 ,589 48554,5 ,047

Мужской 91,8 19,99 74,2 11,02 6646,5 ,000

IES-R Женский 48,5 22,15 - - - - 19972,0 ,000 - -

Мужской 36,8 20,36 - - - -

Примечание: # - здесь и далее везде ноль перед запятыми опущен

Таблица 2

Уровень тревожности ANX (баллы) в зависимости от тяжести течения ПС с учетом фактора пола

Пол Нет ПС Частичный ПС ПС Разница между группами

Нет ПС -частичный ПС Частичный ПС -ПС

М SD М SD М SD и, Р и, Р

Женский 43,3 9,59 54,4 9,37 65,5 8,04 5536,0 ,000 10,610* ,000

Мужской 48,6 7,21 58,4 10,79 71,2 10,02 5,465* ,000 5,740* ,000

Примечание: * - здесь и далее везде критерий Стьюдента.

ся в каждой последующей относительно предыдущей: в группе «частичный ПС» он выше в 1,3 раза у девушек и в 1,2 раза у юношей, а в группе «ПС» -в 1,2 раза независимо от пола (табл. 2).

Такая зависимость означает, что высокая тревожность не предшествует ПС, т.е. не является его предиктором, а ее уровень увеличивается по мере утяжеления течения ПС. Иначе говоря, до ПС высокой тревожности ни у девушек, ни у юношей не было, ее рост - результат ПС, и чем тяжелее течение ПС, тем выше ее уровень. О связи между тревожностью и ПС дают представление и данные о частоте встречаемости высокой тревожности в этой группе. Высокий уровень ANX (выше 70 баллов, согласно [7, с. 137]) в группе с ПС по сравнению с контрольной встречается чаще у девушек в 7,1 раза (7,8% против 1,1%, х2 = 26,076, р = 0,000), у юношей - в 6,0 раз (22,1% против 3,7%, х2 = 31,784, р = 0,000). Полученные данные позволяют говорить о том, что при выраженной тревожности в возрастной группе 18-20 лет с высокой долей вероятности можно предположить также и наличие ПС. Однако ПС часто остаются нераспознанными, поскольку при мониторинге состояния у студентов определяется только уровень тревожности.

Между тревожностью ANX и специфичными для ПС шкалами установлена корреляционная зависимость: коэффициенты корреляций с МШ составляют 0,70 у девушек и 0,67 у юношей, с - 0,38 и 0,49 соответственно (р = 0,000 во всех случаях). При этом коэффициенты корреляций в паре ANX -MS выше по сравнению с парой ANX - IES-R как у девушек (р = 0,000), так и у юношей (р = 0,002). Это значит, что независимо от пола за высокими баллами MS с большей долей вероятности можно обнаружить также и наличие высокой тревожности, чем за высокими баллами другой специфичной для ПС IES-R. Обнаруженная более слабая корреляционная связь в паре ANX - IES-R согласуется с концепцией ПТСР М.Д. Горовитца, который при создании диагностической шкалы IES-R «убирал» неспецифическую тревожность, оставляя только связанную со стрессовым событием, приведшем к ПТСР [10]. Это привело, как станет ясно из дальнейшего изложения, к снижению зависимости специфичных для ПС шкал от параметров темперамента.

Между ANX, MS, IES-R и параметрами ФДСИ существует корреляционная зависимость. При этом коэффициенты отрицательные по всем параметрам

Таблица 3

Коэффициенты корреляций между ANX, MS, IES-R и параметрами ФДСИ с учетом фактора пола

Девушки Юноши

Пара- Достоверность Достоверность

метры, АКХ MS ПЖ-И разницы (р) коэффици- А№Х MS П^-И разницы (р) коэффици-

индек- ентов корре- ентов корре-

сы ляций ляций

ФДСИ Р Р Р А№Х - MS А№Х -П^-И Р Р Р А№Х - MS А№Х -П^-И

ЭРМ -,25 ,000 -,16 ,001 -,04 ,461 ,011 - -,26 ,003 -,18 ,034 -,08 ,334 - -

ЭРИ -,26 ,000 -,27 ,000 -,14 ,003 - ,021 -,21 ,015 -,24 ,006 -,23 ,007 - -

ЭРК -,30 ,000 -,30 ,000 -,07 ,171 - - -,40 ,000 -,42 ,000 -,26 ,002 - -

ПМ -,30 ,000 -,27 ,000 -,13 ,007 - ,001 -,19 ,023 -,26 ,003 -,10 ,226 - -

ПИ -,23 ,000 -,12 ,010 -,13 ,008 ,005 - -,23 ,006 -,18 ,041 -,17 ,054 - -

ПК -,05 ,349 -,03 ,527 ,08 ,111 - - -,04 ,668 -,06 ,465 -,04 ,618 - -

СМ -,27 ,000 -,21 ,000 -,08 ,087 - - -,36 ,000 -,29 ,001 -,16 ,065 - -

СИ -,31 ,000 -,24 ,000 -,11 ,026 ,039 ,000 -,28 ,001 -,18 ,037 -,10 ,226 - -

СК -,26 ,000 -,21 ,000 -,05 ,301 - - -,30 ,000 -,31 ,000 -,15 ,073 - -

ЭМ ,42 ,000 ,31 ,000 ,16 ,001 ,000 ,000 ,50 ,000 ,40 ,000 ,32 ,000 - ,019

ЭИ ,42 ,000 ,33 ,000 ,21 ,000 ,005 ,000 ,50 ,000 ,34 ,000 ,25 ,003 ,008 ,001

ЭК ,48 ,000 ,30 ,000 ,17 ,001 ,000 ,000 ,62 ,000 ,39 ,000 ,32 ,000 ,000 ,000

ИПА -,33 ,000 -,25 ,000 -,10 ,05 ,023 ,000 -,34 ,000 -,29 ,001 -,12 ,153 - -

ИИА -,32 ,000 -,25 ,000 -,15 ,002 ,042 ,001 -,30 ,000 -,24 ,000 -,21 ,016 - -

ИКА -,23 ,000 -,21 ,000 -,01 ,828 - - -,31 ,000 -,33 ,000 -,20 ,02 - -

ИОА -,40 ,000 -,33 ,000 -,12 ,016 ,033 ,000 -,41 ,000 -,40 ,000 -,25 ,003 - ,047

ИОЭ ,51 ,000 ,36 ,000 ,20 ,000 ,000 ,000 ,62 ,000 ,43 ,000 ,34 ,000 ,001 ,000

ИОАД -,52 ,000 -,40 ,000 -,17 ,000 ,000 ,000 -,59 ,000 -,50 ,000 -,34 ,000 - ,001

Примечание: ** - здесь и далее везде ноль перед запятыми опущен.

и индексам, за четырьмя исключениями: по эмоциональности в каждой из трех сфер психомоторной ЭМ, интеллектуальной ЭИ и коммуникативной ЭК, а также индексу общей эмоциональности ИОЭ, по которым - положительные (табл. 3).

Это значит, что чем выше эмоциональность, ниже активностные параметры темперамента, тем тяжелее течение ПС и выше тревожность.

Между ANX, MS и темпераментом независимо от пола установлено 17 коэффициентов корреляций: по всем параметрам и индексам (за исключением коммуникативной пластичности ПК). Три самых высоких коэффициента независимо от пола по ANX установлены с эмоциональностью в коммуникативной сфере ЭК и индексами общей эмоциональности ИОЭ и адаптивности ИОАД. Это значит, что тревожность будет самой высокой при меланхолическом, холерическом и холеро-меланхолическом типе темперамента в коммуникативной сфере и общем.

По MS независимо от пола наибольшие коэффициенты корреляций установлены с индексом общей адаптивности ИОАД. Это значит, что ПС, психометрически диагностируемый по MS, будет наиболее тяжелым независимо от пола у меланхоликов по общему типу темперамента. Коэффициенты корреляций по ANX в ряде случаев выше, чем по MS. У девушек таких коэффициентов, имеющих статистически значимую разницу в величине в паре ДЫХ - ФДСИ по сравнению с парой MS - ФДСИ, больше, чем у юношей: 11 и 3 соответственно. Общим, не зависимым от пола, являются более высокие коэффициенты корреляций между ANX и эмоциональностью интеллектуальной ЭИ, коммуникативной ЭК и общей ИОЭ, т.е. связь ANX с эмоциональностью (кроме психомоторной ЭМ) сильнее, чем MS. Большее количество одинаковых по величине коэффициентов корреляций в парах ANX -ФДСИ по сравнению с парой MS - ФДСИ у юношей при одинаковом с девушками общем количестве коэффициентов корреляций означает, что при ПС у юношей вероятность наличия также комор-бидной тревожности выше, чем у девушек.

Между другой специфичной для ПС Ш^-Я и параметрами, индексами ФДСИ установлено 12 коэффициентов корреляций у девушек и 10 - у юношей, т.е. коэффициентов корреляций меньше, чем по ANX. Это значит, что связь тревожности с темпераментом сильнее, чем специфичной для ПС Ш^-Я. В пользу этого свидетельствуют также и более высокие коэффициенты корреляций: у девушек 11 коэффициентов корреляций по ANX выше, чем по IES-R, а у юношей - только 6, т.е. шкала Ш^-Я менее темпераментально ориентирована, чем ANX, и при этом у девушек меньше, чем у юношей. Полученные данные означают, что ПС, определяемый психометрически по Ш^-Я, может быть выраженным, но для того, чтобы он был «нагружен» еще

и коморбидной тревожностью, нужны определенные темпераментальные параметры, т.е. человек должен быть холериком, меланхоликом или холе-ро-меланхоликом в психомоторной (ЭМ), интеллектуальной (ИЭ), коммуникативной (ЭК) сферах, по общему типу темперамента (ИОЭ), флегматиком, меланхоликом, флегмато-меланхоликом в психомоторной (ИПА), интеллектуальной (ИИА) сферах и по общему типу темперамента (ИОА). Установленные в исследовании коэффициенты корреляций близки к таковым, обнаруженным у российских мужчин-комбатантов с ПТСР военного генеза: между Ш^-Я и эмоциональностью в каждой из трех сфер, а также общей (ИОЭ) г3 = 0,25^0,34 [2], что свидетельствует в пользу единых механизмов формирования ПС.

Полученные данные могут быть объяснимы, если признать большую зависимость ПС от темперамента у юношей по сравнению с девушками. Более тесная связь ПС с параметрами темперамента у мужчин позволяет объяснить и меньший процент частоты встречаемости ПТСР у них по сравнению с женщинами, о чем неоднократно упоминается в литературе [4, с. 23; 9, с. 31]. Меньшая зависимость ПС от темперамента у девушек позволяет объяснить и обнаруженную статистически значимую разницу в уровне IES-R и ее отсутствие по MS (табл. 1). Можно предположить, что у девушек группа с ПС является более гетерогенной, т.е. у них есть темпераментально зависимые ПС, и тогда наблюдаются одинаковые с юношами баллы по MS, а есть менее зависимые от темперамента, и тогда наблюдаются более высокие баллы по Ш^-Я.

Выводы

1. Высокая тревожность появляется вместе с ПС, а не предшествует им, т.е. не является предиктором. Ее уровень растет по мере утяжеления течения ПС.

2. Все три шкалы ANX, MS и Ш^-Я связаны с параметрами темперамента. При этом самая сильная связь установлена по тревожности ANX, по специфичным для ПС шкалам она слабее, самая слабая - по

3. Связь с параметрами темперамента сильнее выражена у юношей, чем у девушек.

4. ПС у юношей является более темперамен-тально ориентированным, чем у девушек.

Библиографический список

1. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. - Минск: Харвест, 2003. - 912 с.

2. ЕпутаевЯ.Ю., ИконниковаМ.Е. Взаимосвязь формально-динамических свойств индивидуальности с выраженностью признаков посттравматического стрессового расстройства // Психология: современные направления междисциплинарных ис-

Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности..,

следований: Материалы научн. конф., посвящ. памяти А.В. Брушлинского. 8 окт. 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myword.ru (дата обращения: 31.10.2013).

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.

4. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1: Теория и методы / Н.В. Тарабрина, В.А. Агарков, Ю.В. Быховец и др. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.

5. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.

6. Собчик Л.Н. Компьютерная программа к психодиагностическому тесту СМИЛ (вариант 3). Лицензия 05324. - М.: Институт практической психологии, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Собчик Л.Н. СМИЛ: Стандартизированный

многофакторный метод исследования личности. -СПб.: Речь, 2003. - 219 с.

8. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 2: Бланки методик. - М.: Когито-Центр, 2007. - 77 с.

9. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / под ред. Э. Фоа, Т.М. Кина, М. Фридмана. - М.: Когито-Центр, 2005. - 467 с.

10. Horowitz M.J., Wilner N., Alvares W. Impact of event scale: A mesure оf subjective stress // Psychosom. Med. - 1979. - № 41. - Pp. 209-218.

11. Marshall G.N., Miles J.N.V., Stewart S.H. Anxiety sensitivity and PTSD symptom severity are reciprocally related: evidence from a longitudinal study of physical trauma survivors // J. of Abnormal Psychology. - 2010. - Vol. 119. - № 1. - Pp. 143150.

12. Strelau J., Zawadzki B. Trauma and temperament as predictors of intensity of posttraumatic stress disorder symptoms after disaster // European Psychologist. - 2005. - Vol. 10 (2). - Pp. 124-135.

УДК 159.922.7

Спирина Алена Вадимовна

кандидат психологических наук, доцент Институт развития образования, г. Екатеринбург

[email protected]

КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕВОЖНОСТИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРОСМОТРА ИМИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

СО СЦЕНАМИ НАСИЛИЯ

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста уровней тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и уровней культуры телевосприятия, а также описание эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства коррекции тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.

Ключевые слова: культура телевосприятия, тревожность, телепередачи с элементами насилия, дошкольники.

Проблема тревожности является в настоящее время одной из интенсивно разра-. батывающихся в психолого-педагогической науке (Б.И. Кочубей, Е. Новикова [5], А.М. Прихожан [10] и др.). Однако влияние просмотра дошкольниками телепередач на проявление ими тревожности изучено недостаточно, и в связи с этим данная проблема приобретает особую актуальность.

Тревожность - это внутреннее переживание опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого (Н.Д. Левитов [6]); ощущение неконкретной неопределённой угрозы, неясного чувства опасности (Б.И. Кочубей, Е. Новикова [5]); сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия; временное психическое состояние, возникающее под влиянием стрессовых факторов (А.М. Прихожан [10]).

Учеными установлено, что тревожные дети обычно очень не уверены в себе, имеют неустойчивую самооценку; чувствительны к своим неудачам, и отказываются от той деятельности, в которой они испытывают затруднения (Е. Славина, Н. Шанина [11]). А.С. Белкин, И.С. Зимина, В. Яковлев [1] установили, что состояние тревожности характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное.

Высокий уровень тревожности может приводить к разного рода заболеваниям, искажает общение, эмоционально-волевую сферу, затрудняет интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах, способствуют становлению отрицательного социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.