Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 274-277.
удк 37.04-053 я. в. Боровикова, Е. П. комаровская
Третии возраст в системе отечественной образовательной стратегии
В данной работе авторами рассматриваются проблемы третьего возраста в контексте «секулярного стенда» и «века пожилых». Сделан акцент на комплекс изменений в психологической и социальной жизни данной возрастной когорты. Отмечена актуальность новой образовательной стратегии в модели «образование в течение всей жизни».
Ключевые слова: третий возраст, непрерывное образование, образовательная стратегия
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 274-277.
Ya. v. Borovikova, E. P. Komarovskaya
Third Age in Domestic System of Educational Strategy
In this paper, the authors investigate the problems of the third age in "secular stand" and "the century of aged people" context. The accent is made on alterations complex in psychological and social life of the given age cohort. The actuality of new educational strategy is marked in "education in term of the whole lifetime" model.
Key words: third age; continuous education; educational strategy; U3A
11а протяжении XX столетия в биосоци-/ / альном развитии человечества про___' V исходили очень важные события,
которые охватываются общим понятием «секу-лярного тренда», то есть, «вековой тенденции». Речь идет, прежде всего, об ускорении темпов развития и увеличении продолжительности жизни. В конечном итоге это привело к перераспределению возрастного состава популяций и повышению в них доли пожилых и старых людей
- «демографическому старению», которое было отмечено еще в конце прошлого столетия во многих экономически развитых странах.
Выявлено, что ежегодно число лиц позднего возраста на планете увеличивается на 2,4 %, в основном в связи с улучшением социально-экономического статуса населения и социально-гигиенической обстановки. По некоторым прогнозам, к 2020 году число пожилых и старых людей может возрасти до 1 млрд. человек. Большинство демографов подтверждает необратимость данного процесса, заявляя, что мир вступил в «век пожилых» [1].
Второй Всемирной Ассамблеей было признано, что постарение населения является глобальной социально-демографической проблемой, затронувшей весь мир во всех аспектах его существования: традиционно-национальном, финансово-экономическом, политическом, нравственно-этическом. Последние демографические данные показывают, что в настоящее время мир претерпевает демографическую трансформацию - сегодня каждый десятый человек в мире в возрасте 60 лет и старше, а по прогнозам, к 2050 году уже каждый пятый человек будет в этом возрасте [2, с. 3-4].
Поэтому перед каждым государством стоит стратегическая задача - обеспечение для лиц третьего возраста возможности продлить число лет, свободных от инвалидности, сохранить свою активность и участие в экономической и культурной жизни общества. В связи с увеличением продолжительности жизни и новой реформой в Российской Федерации, нацеленной на увеличение пенсионного возраста, образовательная стратегия, выстроенная на протяжении всей жизни граждан страны, приобретает особую актуальность.
В 1963 году Всемирная Организация Здравоохранения предложила разделить всех старых людей на следующие группы: общественно активные - физически активные люди, способные самостоятельно вести домашнее хозяйство или помогать семье, продолжать профессиональную или иную трудовую деятельность; индивидуально активные - люди, способные к элементарному самообслуживанию, передвижению в пределах ограниченной территории; неактивные
- люди, не способные к самому элементарному самообслуживанию, передвижению в пределах ограниченной территории, неподвижные, при-
кованные к постели, нуждающиеся в постоянном уходе [3, с. 263-269].
В 1965 году в нашей стране принята схема возрастной периодизации, которая относит к зрелому возрасту - мужчин от 36 - 60 лет, женщин 36 - 55 лет; к пожилому возрасту - мужчин 61 - 74 года, женщин 56 - 74 года; к старческому возрасту - 75 - 90 лет мужчины и женщины; к долгожителям - возраст старше 90 лет [4, с. 8].
Старость - заключительный период генетически запрограммированной последовательности возрастных фаз человека, содержание и деятельность которого имеют социальный характер. Неблагоприятные условия существования, бедность, одиночество создают тот комплекс вторичных факторов, который способствует превращению старости из «золотой поры» свободного активного времяпрепровождения в период одряхления, сопряженный со значительной зависимостью от семьи и от общества.
Доказано, что процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, нередко весьма тяжелых заболеваний. Между тем, старость, как кульминационный этап всей жизни человека, имеет свои положительные стороны - наличие свободного времени, профессионального мастерства, глубоких познаний и навыков [5, с. 1516]. Подчеркнем, что проведенное японскими геронтологами изучение уровня удовлетворенности жизнью старых людей дома показало, что он выше при лучшем здоровье и экономическом положении, наличии какого-либо хобби, большей социальной активности.
Неоднократно отмечено, что очень важны также контакты, новые интересы и дополнительные занятия, включая даже переучивание. На западе для этой цели созданы специальные заведения - «Университеты третьего возраста» (University of the Third Age, сокр. U3A.) [11; 12]. Исключительно велика роль творческой деятельности как профилактики ослабления как физической, так и психической активности в пожилом и старческом возрасте. По сути, идеалом геронтологии и может быть творческая старость [6, с. 25-27].
Старость - закономерно наступающий заключительный возрастной период. С.П. Боткин и И.И. Мешков придерживались представления о существовании физиологического и преждевременного старения. Преждевременное старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чаще всего вследствие перенесенных заболеваний или действия неблагоприятных факторов внешней среды, которые снижают функциональные возможности организма и способствуют преждевременному старению.
Установлено, что физиологическая старость характеризуется сохранением хорошего фи-
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
зического самочувствия, высокой умственной активностью, определенной степени работоспособностью, контактности и интереса к окружающему миру. Физиологическое старение - новый уровень приспособительных механизмов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. С возрастом в организме человека постоянно развиваются изменения во всех физиологических системах, и происходит приспособление их к жизненным возможностям [7, с. 103].
Комплекс изменений в психологической и социальной жизни человека, наступающих при его переходе в пожилой возраст, можно условно подразделить на собственно возрастные изменения (психическое и соматическое), социальные потери и их социальные и психологические следствия - изменение восприятия человека окружающими, изменение социальной роли в семье и обществе, лишение обычного места на социальной шкале, нарушение коммуникаций, сужение круга интересов, потеря смысла существования.
Поэтому для увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия необходим широкий комплекс профилактических мер для предупреждения преждевременного старения, которое, по мнению Л.А. Гаврилова и Н.С. Гавриловой, является основным типом старения человека и «приводит к неполному использованию его видового предела жизни» [8, с. 51]. На наш взгляд, это должен быть комплекс профилактических мероприятий, в котором были бы задействованы различные факторы, влияющие на скорость старения.
К их числу относятся социально-гигиенические, медикаментозные, психологические и другие воздействия. При этом целью работников медико-социальных служб (гериатров, геронтологов, социальных педагогов и герон-топсихологов), является не просто увеличение продолжительности жизни «любой ценой», но достижение активной старости, удлинение пе-
риода работоспособности и оптимального состояния здоровья.
Особое значение, подчеркивает Н.М. Михайлова, для человека имеет весь комплекс факторов окружающей среды, то есть социальные и экологические факторы. Задача сводится к включению мер, повышающих сопротивляемость организма, и исключению - по возможности -факторов риска, способствующих развитию преждевременного старения [9, с. 31].
Продолжительность жизни и здоровье человека напрямую связано с качеством образования. Под качеством образования подразумевается интегральное понятие, представляющее синтез духовных, психофизических, экономических, интеллектуальных, творческих и других сторон жизни, «отражающее уровень реализации творческого смысла жизни, родовых сил человека. Качество образования - это система духовных, социокультурных и материальных компонентов жизни» [10, с. 7-8], влияющих на потребностно-мотивационную сферу личности и отражающую потенциал человека к гармонизации, креативности. В свою очередь, креативность увеличивает сроки жизни человека, влияет на качество его здоровья [10, с. 9-10].
Таким образом, в понятие креативность входит наличие неопределенности или проблемы, для разрешения которой нет известных общественных средств, свободного характера труда, последовательности, технологий, приемов, способов получения положительных эмоций. Формирование системы потребностей - одна из ведущих задач креативной педагогики как инте-гративной области знаний.
Для пожилых людей проблема улучшения здоровья и его сохранения состоит в формировании наиболее оптимального варианта само-сохранительного поведения, что может быть достигнуто путем выработки установки на высокую ценность здоровья через широкий комплекс медицинских, педагогических, психологических мер профилактики преждевременного старения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Кофи Аннана на Второй Всемирной Ассамблее по проблемам старения // ООН в России. 2002. 2 (21). Март-апрель.
2. Яцемирская Р. С., Хохлова Л. Н. Социально-демографическая ситуация в современной России / Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М., 2003. С. 3-4.
3. Боровикова Я.В. Непрерывное образование в системе геронтологического образования // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук. М., 2014. Вып. 15, Т 2. С. 263-269.
4. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. (Антропологические аспекты). М.: ВЛАДОС, 1999. С. 8.
5. Биология старения. Л., 1982. С. 15-16.
6. Пожилые люди в 11 странах. Серия ВОЗ. Общественное здравоохранение в Европе. Женева. 1987. С. 25-27.
7. Боровикова Я.В. Социально-педагогическая поддержка лиц третьего возраста: исторический и методологический аспекты //Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук. Межвузовский сборник научных работ. Международный выпуск. Т. 1. Вып. 17. Ч. I., С.103.
8. Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. М., 1986. С. 51.
9. Михайлова Н.М. Психологические расстройства у пациентов геронтопсихиатрического кабинета общесоматической поликлиники.: автореферат дис. ... д-ра мед. наук. М., 1996. С. 31.
10. Субетто А.И. Квалиметрия человека и высшего образования: Квалиметрия человека и образования //
Сборник научных трудов МИСИ. М., 1992. С. 7-8, 10-11.
11. Swindell, Rick. U3A Online: A virtual university of the third age for isolated older people. International Journal of Lifelong Education. 2010, no. 21. pp. 414-429. doi: 10.1080/02601370210156727.
12. Fernández-Ballesteros, Rocío & Ángeles Molina, María & Schettini, Rocío & Del Rey-Mejías, Angel. Promoting Active Aging Through University Programs for Older Adults. GeroPsych: The Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry. 2012. No. 25. P. 145. doi: 10.1024/1662-9647/a000064.
1. Statement by United Nations Secretary-General Kofi Annan at the Second World Assembly on Aging. UN in Russia. 2002. 2 (21). March, April. (in Russian)
2. Yatsemirskaya R.S., Khokhlova L.N. Socio-demographic situation in modern Russia / Problems of old age: spiritual, medical and social aspects. Moscow, 2003. pp. 3-4. (in Russian)
3. Borovikova Ya.V. Continuous education in the system of gerontological education. Actual problems of the humanities, social and economic sciences. Moscow, 2014. Issue. 15, Vol. 2.2. pp. 263-269. (in Russian)
4. Khrisanfova Ye. N. Fundamentals of gerontology. (Anthropological aspects). Moscow, VLADOS Publ., 1999. p. 8. (in Russian)
5. Biology of aging. Leningrad, 1982. pp. 15-16. (in Russian)
6. Elderly people in 11 countries. WHO series. Public health in Europe. Geneva. 1987. pp. 25-27. (in Russian)
7. Borovikova Ya.V. Socio-pedagogical support of persons of the third age: historical and methodological aspects. Actual problems of humanitarian, social and economic sciences. Intercollegiate collection of scientific works. International issue. V. 1. Issue 17. Part I., p. 103. (in Russian)
8. Gavrilov L.A., Gavrilova N.S. Biology of life expectancy. Mocow, 1986. p. 51. (in Russian)
9. Mikhailova N.M. Psychological disorders in patients gerontopsihiatricheskogo cabinet obshchematicheskoy polyclinic .: abstract Disd. Med. Sci., Moscow, 1996. p. 31. (in Russian)
10. Subetto A.I. Qualimetry of man and higher education: Qualification of man and education // Proceedings of the Moscow Institute of Information Technologies. Moscow, 1992. pp. 7-8, 10-11. (in Russian)
11. Swindell, Rick. U3A Online: A virtual university of the third age for isolated older people. International Journal of Lifelong Education. 2010, no. 21. pp. 414-429. doi: 10.1080 / 02601370210156727.
12. Fernández-Ballesteros, Rocío & Ángeles Molina, María & Schettini, Rocío & Del Rey-Mejías, Angel. Promoting Active Aging Through University Programs for Older Adults. GeroPsych: The Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry. 2012. No. 25. P. 145. doi: 10.1024 / 1662-9647 / a000064.
REFERENCES
Информация об авторах Боровикова Яна Владимировна
(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин АНОО ВО «Институт социального образования» E-mail: [email protected]
Information about the authors
Yana V. Borovikova
(Russia, Voronezh) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work, Sociology and Psychological and Pedagogical Disciplines Institute of Social Education E-mail: [email protected]
Комаровская Елена Петровна
(Россия, Воронеж) Профессор, доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, социологии и психолого-
педагогических дисциплин АНОО ВО «Институт социального образования» E-mail: [email protected]
Elena P. Komarovskaya
(Russia, Voronezh) Professor, Doctor of Historical Sciences, PhD in Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social Work, Sociology and Psychological and Pedagogical Disciplines Institute of Social Education E-mail: [email protected]
2 ii