ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
УДК 821.161.1.0; 82-941
Третий Международный научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве.
К 1030-летию Крещения Руси» Балтийский федеральный университет им. И. Канта 9—10 октября 2018 года
Л. Г. Дорофеева1
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта 236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14 Поступила в редакцию 30.12.2018 г. doi: 10.5922/2225-5346-2019-2-8
Статья содержит информацию о прошедшем 9 — 10 октября 2018 года в БФУ им. И. Канта Третьем Международном научном семинаре «Агиография в русском культурном пространстве». Кратко излагается идея семинара, его задачи, структура и содержание наиболее важных и интересных докладов.
Ключевые слова: русская словесность, агиография, святость, история, культура, жанр, иконография.
В БФУ им. И. Канта 9 — 10 октября 2018 года состоялся Третий Международный научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве. К 1030-летию Крещения Руси», в котором приняли участие 46 докладчиков из России, Хорватии, Венгрии, Польши, Литвы. Проблемно-содержательное поле докладов позволяет говорить о значимости и перспективности изучения этой области словесности.
Предваряя описание семинара, остановимся кратко на его концептуальном обосновании и истории. Агиография — специальная область научного исследования, место которой в культуре недооценено: «удельный вес» житийной литературы в истории русской словесности весьма значителен. Известно, что вплоть до XVII века именно жития, то есть четий материал, составляли основной корпус читаемых книг при практически полном отсутствии светских жанров, коими к XVII веку изобиловала западноевропейская литература и которые стали переводиться на Руси уже ближе к концу XVII века, на переходе к Новому времени. Но и после «прорубленного окна» в Европу Петром Первым вместе с пришедшей оттуда переводной светской литературой, осваиваемой уже новой русской интеллигенцией, четьи книги оставались основным чтением в народе, жития составлялись и читались, соответственно, оказывали свое влияние на культурные процессы. В эту и в последующие эпохи особую роль сыграли Четьи минеи, составленные
© Дорофеева Л. Г., 2019
святителем Дмитрием Ростовским на материале Великих Четьих миней святителя Макария и переводной агиографии латинского происхождения. Не уходит как явление словесности житийная литература и в XIX веке, хоть и практически не замечается современной тогда русской культурной мыслью, оставаясь чтением для народа. Но появление известнейшего в XIX веке монастыря Оптиной Пустыни и его переводче-ско-издательская деятельность, когда усилиями старца Макария и русского философа-славянофила И. Киреевского в 1840-е годы переводились и издавались святоотеческие тексты, создает почву для освоения литературой мощного духовного потенциала православной святости.
ХХ век не остался оторванным окончательно от агиографической традиции, порой по-своему трансформируя, переворачивая, отталкиваясь от нее, но не забывая. А конец ХХ и идущий XXI век дали нам взлет агиографической литературы в области церковной словесности, появившейся как следствие расцветшей святости новомучеников и исповедников российских эпохи гонений ХХ века. В области же собственно художественного творчества русская литература получила в известном романе писателя Евгения Водолазкина «Лавр» образец нового русского романа, который можно назвать романом агиографическим. И это помимо многих других произведений, появившихся в 1990 — 2000-е годы, связанных с агиографией (проза А. Сегеня, П. Паламарчука, творчество О. Николаевой и др.) Можно смело говорить о присутствии агиографической традиции в культурном процессе конца ХХ — начала ХХ1 века (вспомним нашумевший фильм «Остров» Павла Лунгина, не говоря об области изобразительного искусства с ее современной иконописью и темой русской святости в творчестве ряда художников ХХ — ХХ1 веков).
Все сказанное выше позволяет утверждать, что житийная литература оказывала длительное время едва ли не определяющее влияние на общественное сознание и собственно литературные процессы, неся в себе и транспонируя в социокультурное пространство важнейшие составляющие любой культуры: антропологические воззрения, основные ценностные ориентиры (то, что составляет ценностное «ядро» нацо-нальной культуры), идеалы, определяемые духовными императивами восточного христианства, о чем точно сказал В. Н. Топоров: «Это святое наследие духовной культуры, хранимое и развиваемое народом, этим же наследием живущим и вскармливаемым, слишком многое объясняет и в высших достижениях секуляризованных форм русской культуры, отмеченных исключительной напряженностью духовных исканий и устремленностью к нравственному идеалу человека. Но ведь и вся русская агиография, насчитывающая сотни житий и еще больше их редакций, характеризуется именно этими чертами» (Топоров, 1995, с. 11).
Но изучение агиографии в русском литературоведении фактически ограничено древнерусским периодом. Очень немного исследований посвящено агиографии XVIII — XIX веков, и практически отсутствуют исследования данного культурного феномена последнего столетия.
Для восполнения этой бреши в изучении истории русской агиографии в БФУ им. И. Канта и был организован ежегодный и на сегодняшний день пока единственный в России научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве», поставивший задачу комплексного исследования феномена агиографии. Семинар является
международным, объединяет исследователей не только словесности, но и разных гуманитарных дисциплин, что придает ему междисциплинарный характер. Основные аспекты изучения — филологический, исторический, культурологический, богословский, искусствоведческий и педагогический.
Ставятся задачи разработки теории и методологии исследования житийных текстов применительно к разным периодам развития от Средневековья до сегодняшних дней. Основные темы работы семинара являются постоянными, при этом подвижными и открытыми: теория и история изучения агиографии; агиография и словесность ХУШ—ХХ1 веков; агиография и агиология: богословские аспекты изучения житийных текстов; агиография и изобразительное искусство; агиография в социокультурном пространстве и т. д.
Надо отметить также расширение проблемного поля семинара благодаря включению исследований западноевропейской литературы, что, безусловно, углубляет взгляд на природу агиографии, ее специфику, определяемую конфессиональной принадлежностью, и это весьма продуктивный путь изучения генезиса и религиозного контекста житийного жанра.
При устойчивости общей тематики в программе каждого семинара делается акцент на какой-либо теме, обусловленной важными датами или специально поставленными целями. Так, в 2017 году в свете подведения итогов столетия (1917—2017) особое внимание было уделено проблеме изучения современной агиографии и иконографии о российских новомучениках и исповедниках в контексте русской истории ХХ века (Дорофеева, 2018, с. 103 — 108). В 2018 году знаковым событием стало 1030-летие Крещения Руси, чему и был посвящен семинар.
Организаторами Третьего Международного семинара «Агиография в русском культурном пространстве» совместно с БФУ им. И. Канта стали Администрация городского округа «Город Калининград», Калининградская епархия РПЦ, при участии Томского педагогического государственного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
На открытии прозвучали приветственные слова Т. В. Цвигун, директора Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, Л. И. Юлдасовой, заместителя начальника управления общего образования Комитета по образованию Администрации городского округа «Город Калининград» и протоиерея Сергия Коротких, руководителя Отдела религиозного образования Калининградской епархии РПЦ, в которых утверждалась мысль о важности научного изучения агиографии и необходимости транспонирования этих знаний в общество.
Отмечаемая дата 1030-летия Крещения Руси обусловила тематику ряда пленарных докладов, центром притяжения которых стали князь Владимир и Крещение Руси.
Открыл пленарное заседание доклад Александра Николаевича Ужан-кова, доктора филологических наук, профессора, проректора по научной деятельности Московского государственного института культуры, действительного члена (академика) Академии российской словесности «Крещение Руси как цивилизационный выбор России». Отмечая, что цивилизация — это история народа, его вера и культура, А. Н. Ужанков
разворачивал мысль о важном качестве русской цивилизации, избравшей восточное христианство с его установкой на мир духовный. Опираясь на тексты древнерусской книжности, ученый отметил зафиксированную в них принципиальную связь понятия «русский» и «православный», подчеркнув отсутствие здесь привязанности к понятию национальности. В целом этот доклад утверждал идею рождения русского православия и утверждения его как третьей христианской цивилизации, что стало возможным благодаря Крещению Руси князем Владимиром.
Наталья Петровна Видмарович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка Отделения восточнославянских языков и литератур Загребского университета (Хорватия) в докладе «Образ князя Владимира в отечественных и зарубежных источниках» также подчеркнула, что выбор князя в пользу восточного христианства — православия — и крещение страны определили весь дальнейший ход цивилизационного развития Руси. В центре внимания Н. П. Видмаро-вич был вопрос оценки современниками князя его личности и деятельности, отразившейся в достаточно разнообразных отечественных и зарубежных источниках. Поскольку обращение к православию произошло непосредственно накануне крещения всей страны, то преображение князя из жестокого и сластолюбивого язычника в милосердного христианина не могло не обратить на себя внимание его современников. В докладе отмечается, что оценки зарубежных авторов в этом отношении весьма неоднозначны: автор известной в Средневековье Хроники Титмар Мерзебургский, признавая заслуги Владимира, сдержан в отношении искренности перемены Владимира Крестителя, тем самым ставя под сомнение и преобразующую силу крещения. Напротив, его родственник и миссионер Бруно Кверфуртский описывает князя Владимира с симпатией и в достаточно теплых тонах. В докладе также было отмечено, что в современной зарубежной, да и отечественной историографии выбор князем православия связывают прежде всего с его политической ориентацией на Византию. При этом в стороне остается вопрос о его глубокой внутренней перемене, на которой в первую очередь фокусируются два самых значительных отечественных произведения XI века — «Повесть временных лет» и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Интересным и даже неожиданным стал подход к теме Крещения Руси в докладе «Тысяча и тридцать лет Святой Руси: о русской святости через призму статистики» Михаила Викторовича Первушина, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН, кандидата богословия, доцента Московской духовной академии. Можно говорить о том, что докладчик совершил своего рода открытие, опровергая известное мнение знаменитого русского историка, философа и религиозного мыслителя Г. П. Федотова «о некоторой исчерпанности духовных сил» после XVI века, которая хорошо просматривается по такому явлению церковной жизни (ее сердцу, по словам Г. П. Федотова), как святость: «Святая наша история завершается к концу XVI столетия» (Федотов, 1990, с. 196). В качестве доказательства Г. П. Федотов предложил использовать статистический критерий и указал на очень малое количество канонизаций. М. В. Первушин и обратился к стати-
стическому методу исследования, сравнив списки святых, канонизованных в XVIII, XIX и XX веках, с данными за XI—XVII столетия. В результате исследователь обнаружил большое количество прославленных святых уже после XVI века, внесенных в святцы, и пришел к выводу, что живая святость не только не покинула Святую Русь, как утверждал Г. П. Федотов, но росла чуть ли не в геометрической прогрессии, что отражено в цифрах: до синодального периода (который фактически начался в 1721 году) в Русской церкви были канонизированы (обще-церковно, местно-епархиально и местно-храмово) 1092 подвижника благочестия. В «долгом синодальном веке» указами Святейшего синода в святцы Русской церкви были так или иначе внесены около тысячи имен святых (Первушин, 2018, с. 7). При этом М. В. Первушин заметил, что список канонизированных святых не исчерпывает и не может исчерпать русской святости.
Доклад Анастасии Николаевны Кошечко, доктора филологических наук, профессора историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета «Осмысление подвига новомучеников и исповедников российских в современном образовательном пространстве: к вопросу об образцах и воспитательном идеале» носил педагогический аспект, был обращен к теме освоения современной агиографии в сегодняшней школе и обозначил актуальные проблемы ее изучения и восприятия школьниками.
Валерий Владимирович Лепахин, доктор филологических наук, профессор Сегедского университета (Венгрия), провел презентацию под общим названием «Икона в художественном творчестве», во время которой представил авторские издания последних лет, опубликованные под псевдонимом Василий Костерин.
Программа первого дня включала открытую лекцию А. Н. Ужанко-ва «Летописи Древней Руси: загадки и открытия» для студентов 1-го курса бакалавриата и секционные заседания, состоявшиеся в Институте гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Тематика пяти секций отразила основные направления работы семинара.
Секция первая — «Агиография и словесность XVIII — XXI вв.» — была посвящена литературоведческим аспектам изучения агиографической традиции и охватила литературные произведения от древнерусских до современных авторов. Первым прозвучал посвященный теме Крещения Руси доклад Людмилы Григорьевны Дорофеевой «Образ князя Владимира в ранних памятниках древнерусской книжности («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «Память и похвала князю русскому Владимиру»)», в котором проводился сопоставительный анализ двух памятников древнерусской книжности и выявлялся их агиографический контекст, присутствие которого обусловлено целью изображения идеального князя и фактически утверждения его святости.
К образу святого князя Владимира в творчестве К. Ф. Рылеева обратилась Наталья Павловна Жилина, доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. В докладе «Идея спасения в думе К. Ф. Рылеева "Владимир Святый"» она предложила новую и неожиданную интерпретацию думы Рылеева, анализируя ее художественную структуру. Было отмечено, что сюжет думы в целом ряде важных деталей отступает от исторического источника, а на
первый план выдвигается оппозиция «христианство — язычество», в которой реализуется антитеза истинных и ложных ценностей. Мотив совести, занимающий в сюжете важнейшее место, напрямую связывает идейную систему с христианской антропологией, что приводит к трансформации устойчивой в романтизме мотивации отчуждения главного героя от мира. Это позволило докладчице сделать вывод об идее спасения как центральной и сюжетообразующей в произведении.
Доклад Владимира Хамитовича Гильманова, доктора филологических наук, профессора Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта «Святитель Филарет Дроздов и Пушкин» показал присутствующим то влияние, которое оказывал святитель Филарет на Пушкина в контексте поэтической переписки и не только. В докладе упоминалось и то, какое огромное впечатление на Пушкина оказала речь Филарета о «нравственных причинах успехов русских в войне 1812 года».
Обращает внимание также и особый интерес докладчиков к современному писателю Е. Водолазкину и его роману «Лавр», которому были посвящены два доклада — Татьяны Кананович, кандидата филологических наук, адъюнкта Института русской филологии и востоковедения Гданьского университета (Польша) «Православная культура в романе Е. Водолазкина "Лавр": рецепция в Польше и перевод на польский язык» и Анны Владимировны Харитоновой, аспиранта Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта «Образ смиренного героя в романе Е. Водолазкина "Лавр": типологический аспект».
В этой секции был представлен и региональный литературный материал в докладе Владимира Олеговича Рожина, аспиранта Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта «"Обращение" Павла Ромеро в романе С. А. Снегова "Люди как боги": агиографические аллюзии».
Вторая секция — «Агиографический контекст западноевропейской литературы» — была обращена к широкому спектру произведений и имен: от Античности к современности. Интересные наблюдения над жанровой природой произведения Плутарха «Сравнительные жизнеописания» провел в своем докладе Владимир Владимирович Малащенко, кандидат филологических наук, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, обнаруживший в этом произведении черты агиографического жанра. Немецкое Средневековье в лице К. Вюрцбургско-го и его произведение «Пантолеон» стало предметом рассуждений Анжелики Игоревны Васкиневич, кандидата филологических наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта в докладе «"Пантале-он" К. Вюрцбургского: средневековое немецкое стихотворное житие святого Пантелеймона».
В докладе Светланы Юрьевны Афанасьевой, педагога-русиста и заместителя директора МАОУ СОШ № 38 «Проблема святости в творчестве Сельмы Лагерлёф» основной акцент был сделан на духовном потенциале прозы этой писательницы, на имеющемся там агиографическом компоненте.
Сопоставительный план избрали Леонид Алексеевич Мальцев, доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта и Екатерина Евгеньевна Рябчикова, аспирант Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. В их докладе «Национальная специфика агиографического текста на примере произведений И. Во "Елена"
и Б. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский"» проводится сравнение национальных образов святых в неожитийных текстах Ивлина Во «Елена» и Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Сходство обнаруживается на уровне ключевой темы — призвания. Образы преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Елены также имеют сходство как в области христианских ценностей, что естественно, так и в принадлежности к «северному» типу святого, выражающемуся в таких качествах, как сдержанность и аскетизм. Анализ художественного пространства, символики двух произведений русской и английской литературы позволил сделать вывод о том, что равноапостольная Елена Ивлина Во — воплощение определенных черт английского национального характера, западной «рождественской» культуры, святой Сергий Бориса Зайцева — воплощение русскости, восточной «пасхальной» культуры.
Третья секция — «Агиография: лингвокультурологические аспекты» — объединила доклады лингвистов, культурологов, философов. Лариса Викторовна Коковина, кандидат филологических наук, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта обратилась к проблеме модальности в докладе «Специфика выражения модальных значений уверенности — неуверенности в древнерусских житийных текстах (на материале "Жития Авраамия Смоленского")». Проблема этикетной за-данности лексики освещалась в докладе кандидата педагогических наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Татьяны Федоровны Кузенной; об особенностях функционирования лексем с корнем -бог- в житийных текстах ХУ—ХУН веков говорила Надежда Владимировна Писарь, кандидат филологических наук, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Лингвокультурологический аспект был основным в докладе Александры Климкевич, кандидата педагогических наук, доцента Института русской филологии и востоковедения Гданьского университета (Польша) «Житийные мотивы в к/ф "Остров" П. Лунгина: использование лингвокультурологического потенциала при обучении русскому языку иностранцев».
Илья Владимирович Парфенников, аспирант Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, посвятил свой доклад рассмотрению феномена святости в работах Е. В. Спекторского.
Четвертая секция — «Молодежная. Проблемы изучения житийной литературы» — объединила студентов бакалавриата 2—3-го курсов отечественной филологии БФУ им. И. Канта, Гданьского университета, аспирантов Московского педагогического государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Научное руководство работой этой секции осуществляли Татьяна Федоровна Кузенная, доцент БФУ им. И. Канта, и Светлана Юрьевна Див-ногорцева, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Спектр тематики докладов был широким, при этом сосредоточенным на агиографии или агиографической традиции. Интерес и высокую оценку слушателей вызвали доклады Влады Клепцовой, студентки 2-го курса Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта («Воин и воинство в "Сказании о Борисе и Глебе": герменевтический анализ»), Александры Рингите, студентки 2-го курса Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта («Семантическое разнообразие редакций
"Жития преподобного Авраамия Ростовского"»), Марии Казаковой, студентки 3-го курса Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта («Ассоциативные планы выражения понятия вера в русском языковом сознании»), Маргариты Столяр, студентки 3-го курса Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта («Особенности функционирования фразеологизмов с компонентами дух — душа: диахронический аспект»).
Новым и глубоким был материал, представленный в докладах Ксении Машаровой, аспирантки Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета («Митрополит Антоний Сурожский: процесс духовного становления и роль культурно-образовательной среды русского зарубежья первой трети XX века») и Алены Чичериной, аспирантки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета («Образ отечественного дореволюционного законоучителя на примере жизнеописания священному-ченика Фаддея (Успенского)»). Гости из Польши — Марта Раселевска и Давид Трыбаньски, члены студенческого научного кружка «Аорист» Института русской филологии и востоковедения Гданьского университета, порадовали интересными мыслями об агиографическом каноне в романе Е. Водолазкина «Лавр».
Секция пятая — «Агиография и иконография», проходившая в конференц-зале храма Св. Александра Невского, стала традиционной в рамках данного семинара, хотя каждый год ее название варьируется. Эта секция не первый год собирает приблизительно один и тот же состав участников — как докладчиков, так и слушателей. Фактически сложилась группа специалистов в области иконописи, иконографии, ее теории и практики.
Открыл работу этой секции Владимир Владимирович Лепахин, профессор Сегедского университета, известный специалист в области иконы и словесности, автор целого ряда научных монографий по данной проблематике. Его доклад «Житийные иконы юродивых» был сосредоточен на анализе иконографии святого блаженного Прокопия Устюжского, была показана связь подвига святого с особой эстетикой иконы, ее символикой.
Наталья Владимировна Шамардина, доктор искусствоведения, профессор БФУ им. И. Канта, рассказала об иконографии святой Иулиа-нии Сольвычегодской, праведной девы, вошедшей в собор Вологодских святых. Обращение к особенностям культа этой святой помогло выявить и особенности иконографии, что и стало главным предметом ее доклада «О некоторых вопросах культа и иконографии святой Иулиа-нии Сольвычегодской».
Очень интересный и важный материал по иконописи в Калининградской области представила в своем докладе Инна Валерьевна Аполон-ская, соискатель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, руководитель музея церковного искусства «Ковчег» Православной гимназии г. Калининграда. Ее доклад «Образы новопрославленных святых в стенописи Калининградских храмов» вызвал у слушателей большой интерес и живую дискуссию.
Завершился этот многотрудный день работы семинара публичным лекторием «Святость и святые ХХ века. Балтийский регион», который
проводился в конференц-зале храма Св. Александра Невского с участием представителей Калининградской епархии, слушателей разных сфер деятельности, преимущественно педагогов, студентов и др. Лекторий был поделен на две части, логично связанные между собой. В первой части прозвучали два доклада. Доклад Елены Григорьевны Балашовой, сотрудника Синодального отдела религиозного образования и катехизации «"Недописанные жития": новые сведения о святых и подвижниках благочестия ХХ века» был посвящен открытию новых имен святых ХХ века, обзору архивного материала о них.
Доклад Ларисы Арнольдовны Юревичиене, члена рабочей группы по сбору историко-архивных материалов при Комиссии по канонизации святых и изучению истории Тихвинской епархии «К прославлению блаженной петербургской старицы Матроны Босоножки. Презентация книги "Жизнеописание блаженной петербургской старицы Матроны Босоножки"» содержал очень интересный материал по процессу собирания свидетельств святости человека, открыл подходы и принципы подготовки материалов к его канонизации. Матронушка Босоножка была известна в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX века как блаженная и уже тогда почиталась многими людьми.
Вторая часть лектория — «Подвиг пастыря ХХ в.: протоиерей Понтий Рупышев и Михновская православная община» — была обращена к Балтийскому региону, к истории православной святости в Литве. Прозвучали доклады Людмилы Григорьевны Дорофеевой «Образ Батюшки в «Жизнеописании протоиерея Понтия Рупышева»: подвиг веры, благочестия и праведничества», протоиерея Ильи Шапиро, настоятеля храма Живона-чальной Троицы в с. Горетово Можайского р-на Московской области «Служитель Слова. Протоиерей Понтий Рупышев как толкователь посланий апостольских» и М. В. Первушина «Протоиерей Понтий Рупы-шев: богословие любви». Все три доклада этой части были посвящены осмыслению подвижнической жизни протоиерея Понтия Рупышева на материалах жизнеописания, составленного В. Н. Корецкой, и его богословского наследия.
Семинар традиционно проводился Институтом гуманитарных наук совместно с Институтом образования БФУ им. И. Канта, и педагогической части был посвящен весь второй день его работы.
Список литературы
Дорофеева Л. Г. II Международный научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве» // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 1. С. 103 — 108.
Первушин М. В. Тысяча и тридцать лет Святой Руси: о русской святости через призму статистики // Благовестник. Издание Клайпедского благочиния Православной Церкви в Литве. 2018. № 11. С. 5 — 8.
Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре : в 2 т. М., 1995. Т. 1 : Начало христианства на Руси.
Федотов Г. П. Святые Древней Руси / предисл. Д. С. Лихачёва, А. Меня ; ком-мент. С. С. Бычкова. М., 1990.
Об авторе
Людмила Григорьевна Дорофеева, доктор филологических наук, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Третий Международный научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве. К 1030-летию Крещения Руси (БФУ им. И. Канта, 9 — 10 октября 2018 г.) (Л. Г. Дорофеева) // Слово.ру: балтийский акцент. 2019. Т. 10, №2. С. 104 — 113. doi: 10.5922/2225-5346-2019-2-8.
«HAGIOGRAPHY IN THE RUSSIAN CULTURAL SPACE.
FOR THE 1030th ANNIVERSARY OF THE BAPTISM OF RUSSIA» THIRD INTERNATIONAL RESEARCH SEMINAR (IKBFU, October 9-10, 2018)
L. G. Dorofeeva1
1 Immanuel Kant Baltic Federal University 14 A. Nevskogo St., Kaliningrad, 236016, Russia Submitted on December 30, 2018 doi: 10.5922/2225-5346-2019-2-8
References
Dorofeeva, L. G., 2018. The II International Scientific Seminar "Hagiography in the Russian Cultural Space". Slouo. ru: The Baltic accent, 9(1), pp. 103—108 (in Russ.).
Pervushin, M. V., 2018. Thousand and Thirty Years of Holy Russia: On Russian Holiness through the Prism of Statistics. Blagouestnik. Izdanie Klaipedskogo blagochiniya Prauoslaunoi Tserkui u Litue [Blagovestnik. Publication of Klaipeda Prosperity of the Orthodox Church in Lithuania], 11, pp. 5 — 8 (in Russ.).
Toporov, V. N., 1995. Suyatost' i suyatye u russkoi dukhounoi kul'ture: v 2 t. [Holiness and Saints in Russian Spiritual Culture: in 2 volumes]. Vol. 1. Moscow: Shkola: «Yazyki russkoi kul'tury» (in Russ.).
Fedotov, G.P., 1990. Suyatye Dreunei Rusi [Saints of Ancient Russia]. Moscow: Mosk. rabochii (in Russ.).
The author
Prof. Lyudmila G. Dorofeeua, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]
To cite this article:
«Hagiography in the Russian Cultural Space. For the 1030th anniversary of the Baptism of Russia» third international research seminar (IKBFU, October 9 — 10, 2018) (L.G. Dorofeeua), 2019, Slouo.ru: baltic accent, Vol. 10, no. 2, p. 104 — 113. doi: 10.5922/ 2225-5346-2019-2-8.