Научная статья на тему 'Третий глаз'

Третий глаз Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антон Ковалевский

Мобильные приложения для смартфонов двинули в широкие массы технологию дополненной реальности. Одним из первых стал «дополненный» браузер Wikitude, придуманный Филиппом Брюс-Шнивайсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третий глаз»

ТЕХНОДРОМ ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Антон Ковалевский

Мобильные приложения для смартфонов двинули в широкие массы технологию дополненной реальности. Одним из первых стал «дополненный» браузер Wikitude, придуманный Филиппом Брюс-Шнивайсом.

Еще совсем недавно устройства, использующие технологию дополненной реальности, представлялись чем-то вроде хитрого гад-жета с искусственным интеллектом, обученным распознаванию предметов, лиц, зданий и другим, не менее сложным трюкам, над которыми уже несколько десятилетий бьются инженеры лучших исследовательских центров мира. В 2003 году — с появлением пер-

вых смартфонов — программиста корпорации Sony Филиппа Брюс-Шнивайса осенило: при нынешнем уровне развития хитроумные технологии «распознавания образов» вовсе не нужны — достаточно любого устройства с видеокамерой, GPS, сенсорами движения и компасом. Так Брюс-Шнивайс стал основателем и владельцем компании Wikitude — пионера в области дополненной реальности на потребительском рынке. Компания

известна тем, что не только создала одно из наиболее популярных приложений с дополненной реальностью, но и разработала платформу для создания «дополненных миров» любой степени сложности для самых разных контент-провайдеров — от Facebook до Evernote.

Проще, еще проще

Брюс-Шнивайс родился в 1971 году в Зальцбурге, но окончил университет в США (Боулинг-Грин

I Филипп Брюс-Шнивайс, создатель самого популярного в мире браузера дополненной реальности для смартфонов, сработал на опережение: разработкой своего приложения он занялся еще до появления этого класса устройств как такового ^^

в штате Огайо) и несколько лет работал программистом в американских компаниях, занимаясь разработкой различных баз данных и программных платформ. В 2003 году он оказался в Sony DADC — дочерней компании Sony, занимающейся производством компакт-дисков, DVD и дисков Blu-ray. Однако мысль о собственном бизнесе не давала покоя: Филипп чувствовал, что если он не сумеет воплотить в жизнь свою идею дополненной реальности, то это обязательно сделает кто-нибудь другой.

Впрочем, в 2003 году об этом не было и речи: несмотря на то что компания Ericsson уже начала называть некоторые свои устройства «смартфонами», это были лишь своего рода гибриды сотового телефона и КПК. Полноценный смартфон от Nokia, снабженный нужными Брюс-Шнивайсу функциями, появился лишь в 2007 году, незадолго до первого iPhone и G1 — первого смартфона на платформе Android.

Разработка Android шла с 2003 года, и Брюс-Шнивайс действовал на упреждение: он решил, что первое приложение дополненной реальности должно быть запущено одновременно с первым Android-смартфоном. Приложение получило название Wikitude: первоначально это был всего лишь своего рода гид, привязывающий

áii

I На правах первопроходца Брюс-Шнивайс быстро перешел к созданию платформ и стандартов в своем сегменте. Он предложил рынку arml—язык разметки дополненной реальности — и предоставил сторонним разработчикам инструментарий для написания собственных приложений ^^

статьи из Википедии к мобильным картам от Google. Тем не менее запуск прошел весьма успешно: только в день выхода смартфона G1 на рынок США приложение скачали несколько тысяч человек.

Кроме того, Брюс-Шнивайсу удалось выиграть один из призов конкурса Android Developer Challenge и вложить призовые деньги в создание новой компании под названием Mobilizy; вскоре он оставил Sony и полностью посвятил себя Wikitude. Для создания полноценной дополненной реальности пришлось привлечь еще двух программистов: задача оказалась не настолько простой, как представлял Филипп, и требовала использования сложных алгоритмов и продвинутой математики. Впрочем, оставалась еще одна проблема — бизнес-модель. Брюс-Шнивайс признавал, что

окончательного ее решения у него пока нет.

Впрочем, некоторые эксперты были уверены в успехе компании: невиданный доселе функционал приложения поражал воображение пользователя. Работала (и по-прежнему работает) Wikitude довольно просто: на телефоне включается камера, и компас совместно с GPS и данными карт определяет местоположение ближайших интересных точек — достопримечательностей, магазинов и ресторанов, после чего их примерное местоположение в кадре снабжается иконками, изображениями или «пузырями» с дополнительной информацией. В компании такой подход окрестили «третьим глазом», имея в виду возможность увидеть невидимое, добавить новую, виртуальную реальность в привычную окружающую.

Пользователь может выбрать до трех информационных слоев — к примеру, сведения из Википедии, данные карт Google или текст из созданной самой Mobilizy базы туристической информации Wikitude.me. Поначалу общее количество доступных слоев — источников информации — укладывалось в десятки, сейчас же их несколько тысяч: прорывом Wikitude стало создание единой технологической платформы, с помощью которой поставщики контента — социальные сети, ри-тейлеры и туристические гиды — могут создавать собственные «дополненные миры» в пространстве Wikitude.

Сложнее, еще сложнее

В 2010 году компании наконец удалось заинтересовать инвесторов. Австрийские фонды VC Gamma Capital и Tecnet Capital вложили в Mobilizy несколько миллионов евро (точную сумму компания не раскрывает). Полученные деньги дали Брюс-Шнивайсу возможность противостоять нарастающей конкуренции со стороны аналогичного европейского стартапа Layar и сосредоточиться на разработке дополнительных услуг.

Вскоре компания представила ARML — собственный язык разметки дополненной реальности (аббревиатура именно так и расшифровывается), который теперь используют тысячи разработчиков приложений по всему миру Это позволило создать единые стандарты формирования «точек интереса» на географических картах и форматы привязки к ним тех или иных данных.

В прошлом году компания объявила о целом ряде новых идей и разработок. В феврале она запустила сервис под названием MyWorld: теперь для создания собственного «дополненного мира» от пользователя не требуется никаких навыков программирования. Снабжать реальные объекты собственными метками или информацией можно как с помощью смартфона, так и посредством приложения в социальной сети Facebook,

где метки можно расставлять на карте города. После этого доступ в «мир» можно предоставить семье и друзьям — через тот же самый Facebook. «Нам кажется, что собственная дополненная реальность — это отличный способ отмечать и запоминать любимые рестораны, концертные площадки и другие значимые места, — говорит СЕО Wikitude Мартин Хердина. — Мы чрезвычайно рады, что сумели первыми дать потребителям возможность самим участвовать в создании дополненной реальности».

К тому времени собственными «мирами» в Wikitude уже обзавелись многие контент-провайдеры. К примеру, Facebook: подключив свой аккаунт в этой социальной сети, пользователи приложения могут просматривать весь привязанный к картам контент, который размещают у себя их друзья, — их текущее местонахождение (так называемые чек-ины), сделанные в поездках фотографии, любимые кинотеатры, рестораны и другие важные для них места.

Собственным «миром» обзавелся и один из крупнейших сайтов для бронирования отелей Hotels. com. С помощью его дополненной реальности можно найти ближайший отель со свободными номерами, просмотреть цены и условия проживания, отзывы пользователей, фотографии номеров и другую полезную информацию. Разумеется, подобный сервис пригодится в основном «спонтанным» путешественникам, оказавшимся в незнакомом городе без каких-либо планов на ночлег.

Некоторые «миры» команда создает по собственному желанию — к примеру, карту ирландских пабов по всей планете, созданную на основе информации из открытых онлайн-источников. Теперь любители «Гиннесса» не потеряются в любой точке мира: достаточно достать смартфон, включить Wikitude и осмотреть с помощью него окрестности — все ирландские заведения поблизости будут помечены ярким листком клевера.

И это далеко не всё: собственные «дополненные миры» внутри

Wikitude есть у музыкального сервиса Last.FM, фотоприложения Instagram, различных купонных сайтов, онлайн-гидов для путешественников вроде TripAdvisor и тысяч других сервисов.

В марте 2012 года Mobilizy пошла еще дальше и представила так называемый SDK (software developers kit) — программную платформу для создания собственных приложений на базе Wikitude, которой могут пользоваться сторонние разработчики. Разумеется, не бесплатно: базовый пакет с возможностью установки 10 тысяч приложений на телефоны конечных пользователей обойдется в 300 евро, полноценный набор для больших проектов с миллионом клиентов — в 3 тысячи. Платформа вызвала огромный интерес: как заявляют в компании, сейчас ею пользуются около 20 тысяч команд разработчиков по всему миру Дальше — больше:

спустя два месяца Брюс-Шнивайс объявил о запуске решения под названием «AR Window», или «окно дополненной реальности», которое позволяет «встроить» сервис Wikitude на любую мобильную веб-страницу без необходимости использования отдельного приложения.

Как уверяют в компании, на достигнутом Mobilizy останавливаться не собирается. По итогам года Wikutude в очередной раз стал лучшим браузером для дополненной реальности по результатам опроса популярного отраслевого сайта Augmented Planet, а на 2013 год намечено несколько крупных анонсов: вскоре Wikitude придется вступить в конкуренцию с компанией Google, которая в 2012 году представила проект дополненной реальности Google Glass, использующий специальные очки со встроенным голосовым интерфейсом. ■

кк

I «Дополненный» браузер для смартфона легко встраивает в себя любые каталоги и справочники, «на лету» дополняя реальность сведениями из них. Скоро мы сами будем удивляться, как раньше пользовались неудобными бумажными «Желтыми страницами» ^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.