4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 76.
5. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 119.
6. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 авг. 1984 г. № 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984. № 5. С. 4-15.
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД КАК ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
А.Д. Золотухин
Zolotukhin A.D. Court of arbitration as a form of conflict resolution in civil legal proceedings. The article looks at the practice of the court of arbitration as a non-governmental form of conflict resolution in the sphere of legal relations between citizens.
Третейский суд - это негосударственная форма урегулирования правовых конфликтов, возникающих в сфере гражданских правоотношений, признаваемая государством, которое законодательно закрепляет основы деятельности третейского суда и гарантирует исполнение его решений. Это форма защиты прав субъектов правоотношений представителей общества, с помощью самого общества, выбираемая и формируемая только по обоюдному соглашению сторон. Она основывается на доверии сторон к определенному ими судье (судьям) на вере в его порядочность, честность и справедливость. Третейское судопроизводство сложилось в самом обществе еще до появления государственных форм защиты, когда конфликты разрешались путем обоюдного обращения к наиболее авторитетному представителю общества. Несомненно, в настоящее время для обращения в третейский суд с целью разрешения правовых конфликтов конфликтующим сторонам требуется более высокий уровень правосознания по сравнению с обращением к силовым методам разрешения конфликтов или по сравнению с обращением в государственный суд. В основе обращения конфликтующих сторон в третейский суд лежит принцип обоюдного сотрудничества при выборе данной формы защиты, в период рассмотрения дела и на будущие отношения. Стороны, с участием третейского суда, должны по возможности уладить взаимные претензии друг
к другу, а третейский суд разрешить конфликт, если стороны не могут договориться [1].
Третейский суд - это альтернативная форма защиты права государственной, судебной форме защиты права. Конфликтующим сторонам предлагается выбор в использовании формы защиты права. Использовать или государственную форму защиты права -судебную форму (суд общей юрисдикции или арбитражный суд) или общественную форму защиты - третейский суд.
Обращение государства к третейскому суду не случайно. Сейчас можно утверждать то, что в настоящее время завершается процесс огосударствления судебной власти. Фактически уже завершен переход от суда «единого и народного» [2] к суду специализированному и государственному, суду профессиональному с элементами некоторых форм участия населения в правосудии. Государство, осуществляя функцию судебной защиты своих граждан, в том числе и в сфере гражданских правоотношений, основополагающим принципом осуществления этой функции в настоящее время законодательно закрепило принцип профессионализма государственной судебной власти, что свойственно иностранному правосудию [3]. Это означает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только профессиональными судьями, с некоторыми исключениями:
1. Федеральным Законом Российской Федерации «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года закреплено право граждан на возможность избрания мировых судей, как альтернатива их назначению [4].
2. Федеральным Законом Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года закреплено обязательное участие представителей общественности (населения) в работе квалификационных коллегий судов всех уровней, органе судейского сообщества, содействующего совершенствованию судебной системы и судопроизводства, участвующего в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года закрепляет право граждан на возможное участие их в уголовном судопроизводстве в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Право граждан на участие в гражданском судопроизводстве в форме присяжных заседателей, при отправлении правосудия, законодательством не предусмотрено [5].
4. Федеральным законом Российской Федерации «Об арбитражных заседателях Арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 30 мая 2001 года [6] и Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 года [7] закреплено возможное участие граждан в отправлении правосудия в качестве арбитражных заседателей в арбитражном судопроизводстве при рассмотрении дел арбитражными судами, подведомственными ему.
5. Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 закреплено обязательное участие общественности в составе комиссий по вопросам помилования, формируемых в субъектах Российской Федерации [8].
Вышеуказанные исключения из принципа профессионализма - это частичная реализация принципа участия общественности в отправлении правосудия, реализация права участия граждан в отправлении правосудия, закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации [9].
Можно, конечно, много говорить о преимуществах и недостатках того или иного принципа, о том, какова должна быть сте-
пень участия населения в отправлении правосудия и степень контроля общества над судебной властью. Необходимо исходить не из простого декларативного провозглашения этих принципов, а из действительной целесообразности их существования и реального действия в настоящее время, из необходимых материальных затрат на содержание участия общественности в деятельности судебной власти и из того, готово ли общество к участию в отправлении правосудия, осознает ли оно необходимость в этом. До недавнего времени государство законодательно закрепляло право участия граждан в отправлении правосудия в форме народных заседателей, которые при отправлении правосудия обладали правами профессиональных судей. Однако реализация этого права свелась к формальному присутствию народных заседателей в суде при рассмотрении дел. Общество не поняло и не восприняло возможность с помощью института народных заседателей реализовать свое право на участие в правосудии и контроле за деятельностью профессиональных судей. Данное право носило декларативный характер. Государство, кроме того, несло ненужные материальные затраты на содержание института народных заседателей.
Законодательное закрепление принципа профессионализма судебной власти, с некоторыми существующими, указанными выше исключениями, объективно потребовало необходимости введения в практику какой-либо, вне государственной формы защиты права, альтернативной государственной форме защите права, параллельно ей существующей. В настоящее время у конфликтующих сторон существует право на выбор форм защиты, и это право закреплено законодательно в основных нормативно правовых процессуальных актах. Так, статья 3 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года устанавливает, что «по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом» [10]. Аналогичное право закреплено в статье 4 Арбитражно-
процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года [7, с. 192]. Государство также законодательно закрепило основы формирования и деятельности третейского суда, механизм обжалования решений третейского суда и принудительного исполнения и его решений. Это еще одна возможность реализации принципа диспозитивности (свободы выбора) при защите своих прав, выбора формы защиты, исходя из условий и отношений, в которых находятся конфликтующие стороны. Обращение за разрешением конфликтов в третейский суд позволит в некоторой степени разгрузить профессиональные, государственные суды как арбитражные, так и общей юрисдикции. Обращение государства к третейскому суду - закономерный процесс реализации принципа профессионализма в государственном суде, который в определенной степени порождает излишний формализм и бюрократизм судебной власти. Государство предлагает конфликтующим сторонам возможность разрешения конфликта без обращения к государственной защите с ее существующими недостатками. Обращение государства к третейскому суду - это также результат развития рыночных отношений. Появление широкого круга правоотношений, возникающих конфликтов требует быстрого их разрешения. Для этого достаточно удобен третейский суд. А.И. Зайцев считает, что обращение государства к третейскому суду - это результат процесса демократизации общества в нашей стране. Этот вывод является спорным, так как совершенствование законодательства о третейском суде, происходящее в настоящее время, регулирует деятельность данного института защиты права, который ранее уже существовал [11].
Для России третейский суд не является чем-то новым. История возникновения этой формы разрешения споров в России относится к Х1У-ХУ1 векам. О чем свидетельствуют письменные памятники права Древней Руси. В разные периоды развития государства третейская форма защиты то получала развитие, то ей не уделялось никакого внимания. На практике наибольшее распространение получили такие третейские суды, которые занимались рассмотрением экономических (хозяйственных) споров. Этому способствовало: отсутствие у третейского суда излишнего
формализма в процессе рассмотрения дела (процесс определяли сами стороны), присутствие конфиденциальности и сохранение тайны, и самое главное, дела рассматривались быстро, что имело большое значение при рассмотрении хозяйственных споров. В этом государственные суды уступали третейскому.
В период Советской власти третейские суды так же были альтернативной, общественной формой защиты права. Однако широкого распространения данная форма защиты прав в этот период существования государства не получила, хотя в теории права и признавалась общественной формой защиты, наряду с судебной и административной формами защиты. Деятельность третейского суда в основном свелась к их работе на постоянной основе при различных арбитражных комиссиях и торгово-промышленных палатах, для разрешения экономических споров, вытекающих из внешнеторговых сделок, участниками которых являлись советские государственные организации. При рассмотрении правовых конфликтов в сфере общей юрисдикции, гражданских (имущественных), семейных, жилищных, трудовых правоотношений, сторонами в которых являлись граждане -физические лица, третейский суд - как форма их разрешения - вообще не получил распространения. Основным нормативным актом, регулирующим возможность организации и деятельности третейского суда альтернативного государственному общей юрисдикции для разрешения конфликтов между физическими лицами, в этот период было «Положение о третейском суде», в Приложении №3 к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, от 11 июня 1964 года. Оно носило скорее декларативный, чем практический характер. (В настоящее время отменено).
Период перехода к рынку потребовал организацию третейских судов, альтернативных арбитражным, для рассмотрения большого количества возникших экономических споров, с целью быстроты их рассмотрения и уменьшения нагрузки на арбитражные суды. Верховным Советом Российской Федерации 24 июня 1992 года было принято постановление «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров» [12], которое в настоящее время отменено. В этот период ши-
рокое распространение получили обращения конфликтующих сторон в третейские суды для разрешения экономических споров.
Третейское судопроизводство обладает определенными характерными чертами, которые делают его самостоятельным и позволяют определить преимущества перед другой государственной, судебной формой защиты:
1. Третейские судьи обладают большей независимостью, так как третейский суд, как общественный суд, не входит в судебную систему государственных судов.
2. Рассмотрение дела третейским судом не возможно без обоюдного соглашения об этом конфликтующих сторон. Это самое основное требование к третейскому рассмотрению, которое зависит от степени сотрудничества конфликтующих сторон, сознания в необходимости применения общественной формы защиты, а не иной другой.
3. Отсутствие излишнего формализма. Стороны сами определяют процедуру рассмотрения конфликта. Обязательным же условием государственного судопроизводства является неукоснительное соблюдение процессуальной формы, нарушение которой, в некоторых случаях, ведет к признанию незаконным вынесенного решения.
4. Быстрота третейского судопроизводства, где и конфликтующие стороны, и третейский суд, заняты только одним спором и реально заинтересованы в быстром его рассмотрении. Эта черта выгодно отличает третейский суд от государственного, загруженного большой массой дел, допускающего волокиту, проявление бюрократизма, неучастие и грубость в отношении к конфликтующим сторонам.
5. Конфиденциальность третейского суда, сохранение тайны, особенно при рассмотрении экономических споров, что бывает затруднительно при рассмотрении конфликтов в государственном суде, исходя из соблюдения принципа гласности.
6. Свобода в выборе третейских судей не обязательно юристов-профессионалов. Однако, несомненно, третейские судьи должны обладать высшей степенью профессионализма, а главное - авторитетом и доверием сторон. Государственных судей конфликтующие стороны не знают вообще. В настоящее время представляет определенную сложность подбор третейских судей по указанным признакам в постоянно действующие третейские
суды. От авторитета и профессионализма судей также зависит, будут ли конфликтующие стороны обращаться в третейский суд для разрешения спора или нет.
7. Исполнение решений третейских судов, при отказе от добровольного, обеспечивается принудительным исполнением через систему государственных, исполнительных органов.
Естественно, указанные признаки - это только основные признаки, характеризующие специфику третейского судопроизводства и позволяющие понять, в чем преимущество третейского суда перед государственным.
Ныне действующий Федеральный закон Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации», от 24 июля 2002 года, является единым и универсальным законом, регулирующим порядок образования и деятельность третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, как для рассмотрения споров, относящихся к общей юрисдикции, так и экономических. Он отменил все другие законодательные акты, регулировавшие деятельность третейских судов, предназначавшихся как для рассмотрения экономических споров, так и споров общей юрисдикции.
Важнейшей особенностью нового закона, перед ранее действовавшими, является значительное расширение подведомственности споров третейским судам. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Закон не устанавливает каких-либо ограничений в этом. Третейский суд может рассматривать спор, вытекающий из любых гражданских правоотношений (имущественных, семейных, трудовых, жилищных и других). Это общее правило. Исключения могут быть установлены только федеральным законом.
С принятием закона «О третейских судах в Российской Федерации», позволяющего широко использовать третейский суд в качестве формы разрешения правовых конфликтов, как в сфере общей юрисдикции, так и при возникновении экономических споров, возникает вопрос о практической реализации данного закона. Если при рассмотрении экономических конфликтов в ряде субъектов Российской Федерации третейские суды в какой-то мере востребованы, то в сфере об-
щей юрисдикции реализация данного закона, с учетом низкого уровня правовой воспитанности граждан нашего государства, представляется проблематичной [12]. Необходимо побудить граждан на проявление правовой активности, на полное и эффективное использование всех правовых средств в практической деятельности, в том числе и возможностей третейского суда. Данную работу должно взять на себя государство. Принятие закона, регулирующего порядок образования и деятельности третейского суда, -первый шаг в этом. Вторым шагом является необходимая помощь со стороны государства в реализации данного закона. Однако эта деятельность со стороны государства должна быть ограниченной. Излишнее вмешательство государства в регулирование деятельности третейского суда превратит его в суд, аналогичный государственному, страдающему излишним формализмом и бюрократией. Исчезнут все преимущества третейского суда. Это отпугнет конфликтующие стороны от обращения в третейский суд. С другой стороны, это вмешательство государства необходимо для того, чтобы общество преодолело настороженное отношение к третейскому суду и поняло его целесообразность и необходимость. Одной из первоочередных задач государства в этом направлении является помощь в организации третейских судов в
субъектах Федерации. Организация третейских судов есть одно из направлений судебной реформы, берущей начало от «Концепции судебной реформы», представленной Президентом РСФСР в 1991 году [13].
1. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 2002. №30. Ст. 3091.
2. История советского суда / Под ред. И.Т. Голякова. М., 1948. С. 68-79.
3. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 116.
4. СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 62-70.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002. С. 456.
6. СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2288.
7. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002. С. 192.
8. СЗ РФ. 2001. № 53. Ст. 5149.
9. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. С.-Пб., 2001. С. 17.
10. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002. С. 192.
11. Зайцев А.И., Кузнецов Н.В., Савельева Т.А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров: Учебное пособие. Саратов, 2000. С. 79.
12. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 103
13. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 44. Ст. 1453.
ТЕРРОРИЗМ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ
В.М. Пучнин
Puchnin V.M. Terrorism and measures to struggle against it. The article looks at the nature of terrorism and analyses the basic measures to struggle against it.
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности. Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему пре-
имущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе. Он формирует и усиливает в обществе чувство страха, которое подавляет, в свою очередь, позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает жизнь. Нельзя не отметить, что терроризм способен привести к