ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
В.Г. НИКИТУШКИН, СВ. РОЖКОВ,
МГПУ
Аннотация
В работе изучались количественные характеристики тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции, а также возрастная динамика спортивных результатов сильнейших спортсменов
мира и России. В результате проведенного исследования определены возрастные границы разрядных норм, а также количество стартов и объем соревновательной нагрузки в учебнотренировочных группах и группах спортивного совершенствования. Ретроспективный анализ тренировочных и соревновательных нагрузок сильнейших российских спортсменов позволил определить их объем и интенсивность по годам обучения в спортивной школе от 12 до 19 лет.
Abstract
In work were studied quantitative features training and competition loads in young runner on average distances, as well as age track record athletic result the strongest athlete of the world and Russia.
As a result of called on studies are determined age limits of the class norms, as well as amount start and volume of competition loads in training group and group of the athletic improvement. Retrospective analysis of training and competition loads for the strongest Russian athlete has allowed to define their volume and intensity on year of the education in athletic school from 12 before 19 years.
Ключевые слова: тренировочные и соревновательные нагрузки, юные бегуны на средние дистанции.
Для исследования нормы тренировочных и соревновательных нагрузок бегунов на средние дистанции необходимо знать возрастную динамику их спортивных результатов и выполнение разрядных нормативов.
Изучение возрастной динамики спортивных результатов сильнейших спортсменов мира и России (табл. 1) показывает, какое количество лет необходимо затратить для достижения норматива МСМК. В результате проведенного анализа многолетней динамики спортивных результатов 36 отечественных и зарубежных спортсменов за разные годы было выявлено, что средний возраст достижения в беге на 800 и 1500 м нормативов III, II, I разрядов, КМС, МС, МСМК составил соответственно 14,6; 15,7; 16,9; 17,9; 19,7 и 22,0 года.
Путь от III разряда до мастера спорта спортсмены проходят за 5,1 года, до мастера спорта международного класса - за 7,4 года.
Для того чтобы оценить современное развитие бега на средние дистанции, необходимо изучить динамику спортивных результатов сильнейших бегунов мира и России 90-х годов XX века - начала XXI века, что и было сделано. Следует отметить, что начальные данные во многих справочниках приводятся с 16-17 лет. Однако очевиден тот факт, что для достижения результата порядка 1.55,0-2.00,0 в беге на 800 м и 4.00,0-3.50,0 -на 1500 м необходимы 2-3 года регулярных тренировок. Анализ динамики спортивных результатов показывает, что в отличие от спортсменов 70-80-х годов,
Таблица 1
Возраст выполнения разрядных норм ЕВСК сильнейшими российскими и зарубежными бегунами на средние дистанции
Квалификация спортсменов Мужчины
Возраст (лет) Результат (мин, с)
800 м 1500 м
III разряд 14,6 ± 0,68 2.09,9 4.29,7
II разряд 15,7 ± 0,64 2.00,6 4.10,4
I разряд 16,9 ± 0,61 1.55,3 3.58,2
КМС 17,9 ± 0,81 1.51,0 3.48,3
МС 19,7 ± 0,80 1.47,5 3.42,9
МСМК 22,0 ± 1,23 1.45,0 3.36,6
Таблица 2
Количественные показатели соревновательной подготовки юных бегунов на средние дистанции
Показатели Годы обучения в ДЮСШ в учебно-тренировочных группах, возраст (лет) Чемпионы, призеры, рекордсмены России среди юношей и юниоров
1 2 3 4
12-13 13-14 14-15 15-16
Кол-во спортсменов 50 50 50 50 25
Кол-во стартов в год 7,5±0,25 9,6±0,31 12,3±0,33 19,6±0,38 26,2±1,33
которые начали показывать результаты международного класса не ранее 23-25 лет, бегуны 90-х годов выходят на этот уровень начиная с 19-20 лет.
Не менее значительным фактором при изучении норм соревновательных нагрузок является количество стартов и соревнований на пути к достижению норматива МСМК. В соревновательном периоде вместе с задачей дальнейшего повышения всех сторон подготовленности огромное значение, а на отдельных этапах и ключевое приобретает задача «реализации достигнутого потенциала» и достижения высокого спортивного результата. Вопросы соревновательной подготовки являются одними из основных в системе круглогодичной тренировки спортсмена. Одним из факторов соревновательной подготовки бегунов является количество стартов в течение года. Значение большого количества стартов для спортивного совершенствования, как взрослых, так и юных спортсменов, подтверждается мнением ученых, тренеров и спортсменов (В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитуш-кин, В.П. Губа, 2000). В настоящее время количество стартов у сильнейших спортсменов мира и России находится в пределах 22-28, однако у отдельных спортсменов колеблется от 12 до 40.
Мы поставили перед собой задачу изучить количественные показатели соревновательной подготовки у юных бегунов на средние дистанции. Анализ соревновательной подготовки учащихся спортивных школ (табл. 2) показывает, что количество стартов имеет тенденцию к увеличению с ростом спортивного мастерства.
Так, на первом году обучения в учебно-тренировочных группах спортивных школ спортсмены в среднем стартовали 7,5 раз, на втором году - 9,6, на третьем -12,3, на четвертом - 19,6. На следующем этапе, обучаясь в группах спортивного совершенствования, сильнейшие юные спортсмены набрали 26,2 старта и приблизились по этому показателю к взрослым бегунам.
Рассмотрим количественные характеристики тренировочных нагрузок. Их уровень по мере роста спортивного мастерства имеет тенденцию к повышению. При этом для каждого из этапов многолетней подготовки характерны свои допустимые границы их величин. Определение таких параметров у бегунов на средние дистанции являлось одной из задач исследования.
Проблема объема и интенсивности тренировочных нагрузок в современной системе подготовки спортсменов занимает одно из главных мест. Это обусловлено прежде всего постоянным ростом спортивных достижений и возросшей конкуренцией на международной арене.
Для контроля за величиной нагрузки используют значение объема и интенсивности, зарегистрированные при выполнении физических упражнений.
Объем специализированной нагрузки у бегунов на 1500 м высокой квалификации в 1952 г. составил 1452 км, в 1964 г. - 2588 км, в 1972 г. - 4020 км, в 1980 г. -5165 км, в 1992 г. - 4869 км, в 2000 г. - 4963 км.
С целью изучения количественных характеристик тренировочных нагрузок был проведен ретроспективный анализ многолетней динамики тренировочных нагрузок сильнейших отечественных бегунов на средние дистанции (табл. 3). Всего было обработано 18 спортивных дневников, в которых изучены 126 годичных циклов от 12 до 20 лет.
Изучение тренировочных нагрузок спортсменов осуществлялось по следующим параметрам: 1) количество тренировочных дней; 2) количество тренировочных занятий; 3) общий объем бега за год (км); 4) объем бега в аэробном режиме энергообеспечения (км); 5) объем бега в смешанном режиме энергообеспечения (км); 6) объем бега в анаэробном режиме энергообеспечения (км); 7) количество соревнований; 8) объем соревновательной нагрузки (км); 9) прыжковые упражнения (количество отталкиваний); 10) специальная беговые упражнения (км); 11) общеразвивающие упражнения (час); 12) спортивные игры (час).
В современной системе тренировки юных спортсменов особое внимание заслуживают вопросы, связанные с рациональным соотношением объема и интенсивности тренировочных нагрузок различной направленности.
Как видно из табл. 3, в процессе многолетней подготовки происходит увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. С 12 до 14 лет спортсмены тренируются на этапе начальной спортивной специализации. Главными задачами тренировки на данном этапе являются: приобретение разносторонней физической подготовки, воспитание общей и специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, совершенствование
Таблица 3
Количественные характеристики тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции (ретроспективный анализ)
№ п/п Параметры нагрузок Учебно-тренировочные группы (год обучения) Г руппы спортивного совершенствования
1 2 3 4 1 2 3
Возраст (лет)
12-13 М±т 13-14 М±т 14-15 М±т 15-16 М±т 16-17 М±т 17-18 М±т 18-19 М±т
1. Кол-во тренировочных дней 145±1,5 192±2,1 257±2,7 261±2,7 284±2,7 296±2,8 302±2,9
2. Кол-во тренировочных занятий 145±1,5 208±2,2 317±2,6 351±3,0 332±3,1 342±3,2 350±3,4
3. Общий объем бега, км 1624±24,6 2022±25,4 2287±37,2 2775±43,2 3365±52,6 3590±55,4 3880±60,3
4. Объем бега в аэробном режиме энергообеспечения, км 1429±18,5 1759±21,3 1921±25,6 2331±38,4 2760±44,0 2943±47,3 3182±49,4
5. Объем бега в смешанном режиме энергообеспечения, км 162±1,8 203±2,1 286±3,2 347±5,3 488±6,7 520±7,4 552±7,2
6. Объем бега в анаэробном режиме энергообеспечения, км 33,0±1,1 60,0±1,2 80,0±2,5 97,0±3,5 117±3,8 127±4,1 146±4,5
7. Кол-во соревнований 12,0±0,5 15,0±0,5 18,0±0,5 19,0±0,5 24,0±0,6 25,0±0,6 26,0±0,6
8. Объем соревновательной нагрузки, км 13,2±0,5 16,8±0,5 19,2±0,5 24,6±0,6 38,0±0,8 40,0±0,8 42,0±0,7
9. Прыжковые упражнения, кол-во отталкиваний 2200±24,6 3400±30,8 5800±123 7700±154 12200±133 13800±142 15900±123
10. Специальные беговые упражнения, км 31,4±0,2 31,8±0,3 32,8±0,3 36,8±0,3 27,4±0,3 23,2±0,3 19,2±0,2
11. Общеразвивающие упражнения, час 26,2±0,2 40,0±0,3 52,8±0,5 58,5±0,5 55,3±0,3 56,8±0,3 58,4±0,3
12. Спортивные игры, час 52,3±0,4 44,8±0,5 32,2±0,2 24,6±0,2 18,6±0,2 14,0±0,2 10,5±0,2
техники бега, приобретение соревновательного опыта и воспитание морально-волевых качеств.
Общий объем бега к концу этапа увеличился на 24%, соотношение нагрузок распределилось следующим образом: на 1-м году обучения объем бега в аэробном режиме энергообеспечения составил 88%, в смешанном -10% и в анаэробном - 2%; на 2-м году обучения соответственно 87, 10 и 3%.
Возраст 14-16 лет соответствует этапу углубленной тренировки в избранном виде спорта. К концу этого этапа общий объем бега вырос на 71%, при этом соотношение нагрузок распределилось следующим образом: на 3-м году обучения объем бега в аэробном режиме энергообеспечения составил 84%, в смешанном - 12,5%, в анаэробном - 3,5%; на 4-м году обучения соответственно 84, 13,5 и 2,5%.
Возраст 16-19 лет соответствует этапу спортивного совершенствования. Сильнейшие спортсмены в 19 лет выполняют норму мастера спорта. Общий объем бега в 19 лет увеличивается на 140% по отношению к первому году обучения в учебно-тренировочных группах. Соотношение нагрузок выглядит следующим образом: на 1-м, 2-м, 3-м годах обучения в группах спортивного совершенствования объем бега в аэробном режиме энергообеспечения составил 82%, в смешанном - 14,5%, в анаэробном - 3,5%.
Таким образом, можно констатировать, что объем бега в аэробном режиме энергообеспечения находится в пределах 82-88%. Объем бега в смешанном режиме энергообеспечения увеличивается от 10 до 14%, объем бега в анаэробном режиме энергообеспечения возрастает от 2 до 3,5%.