УДК 796.034
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА ТЕРРЕНКУРА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
А.А.Федякин - доктор педагогических наук, профессор Ж.Г. Кортава - кандидат педагогических наук, доцент Ю.А.Васильковская - кандидат педагогических наук, доцент Л.К. Федякина - кандидат педагогических наук, профессор Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Сочи
TRAINING EFFECT OF TERRAINKUR ROUTE ON THE HUMAN BODY
A.A. Fedyakin - Doctor of Education, Professor Zh.G. Kortava - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Yu.A. Vasilkovskaya - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor L.K. Fedyakina - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Sochi State University of Tourism and Recreation
Sochi
e-mail: _ [email protected]
Ключевые слова: терренкур, студенты, спорт-тестер, динамика частоты сердечных сокращений
Аннотация. В статье рассматривается влияние прохождения маршрута терренкура на организм человека. Приводится динамика показателей сердечно-сосудистой системы под воздействием прохождения маршрута терренкура, рассматриваются варианты управления тренировочной нагрузкой.
Key words: terrainkur, students, sport-test probe, the dynamics of heart rate.
Summary. The article deals with the influence on the human body during terrainkur route passing. The dynamics of the cardiovascular system's indicators under the influence of the terrainkur route is given in the article. Different variants of the training load's control have been considered.
ВВЕДЕНИЕ
Оздоровительная эффективность занятий физической культурой определяется применяемыми средствами и методами, а также величиной нагрузки, которая должна вызывать значимые сдвиги в организме занимающихся. При этом следует отметить, что изучение и анализ особенностей применения тех или иных средств и методов физической культуры и знания об их воздействии на организм занимающихся позволяют наметить пути для эффективного их использования в оздоровительных занятиях с различными контингентами населения.
Терренкур (от франц. terrain - местность и нем. Kuhr - лечение) - дозированные по расстоянию, времени и углу наклона пешие восхождения; метод тренировки, а также лечения больных некоторыми формами сердечно-сосудистых и других заболеваний (СЭС,
1979, С. 1319).
С целью выявления особенностей тренировочного влияния дозированных по расстоянию, времени и углу наклона пеших восхождений (терренкура) на организм человека было организовано настоящее исследование.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В исследовании приняли участие студенты Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (п=86). Участники экспериментальных исследований совершали пешее восхождение на местности, длина которого оставляла 5549 метров, перепад высот - 173 метра. На рисунке 1 представлена схема маршрута терренкура и контрольные точки, в которых фиксировалось время движения и частота сердечных сокращений (ЧСС).
Высота, м
Расстояние, м
Рис. 1. Схема маршрута и контрольные точки, в которых фиксировалось время прохождения
маршрута
Маршрут терренкура начинался с практически ровного участка, затем следовал подъем (восхождение) и спуск. Маршрут терренкура на своем протяжении имеет разные углы наклона, что вынуждает участников исследования варьировать скоростью передвижения за счет изменения соотношения длины и частоты шагов при восхождении.
На всем прохождении маршрута терренкура у участников эксперимента осуществлялась регистрация ЧСС. Частота сердечных сокращений измерялась при помощи спорт-тестеров ЯБ-400, позволяющих фиксировать ЧСС с высокой точностью. ЧСС фиксировалась каждые 5 секунд при выполнении упражнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Первое прохождение маршрута терренкура является тестовым, с фиксацией времени и ЧСС на контрольных точках. По результатам времени прохождения маршрута терренкура студенты были разделены на две группы: «сильную» (п=41) и «слабую» (п=45). «Сильную» группу составили студенты, результаты которых по итогам прохождения маршрута терренкура были выше среднего уровня. В «слабую» группу были включены студенты, результаты которых оказались ниже среднего уровня. При этом в начале и после окончания занятий фиксировалась интенсивность нагрузки (время передвижения и ЧСС). Прохождение маршрута терренкура на занятиях физической культурой со студентами вуза
рассматривается как средство тренировки и развития функциональных возможностей и выносливости, а также как средство, расширяющее адаптационный потенциал организма студентов.
На рисунке 2 и в таблице 1 представлены результаты исследования влияния прохождения маршрута терренкура на организм студентов.
ЧСС, уд/мин
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Контрольные точки
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
Время, с
■ — Ряд2
■ — Ряд1
Ряд3 Ряд4
Рис. 2. Результаты прохождения маршрута терренкура студентами «сильной» (2 -динамика ЧСС, 3 - время прохождения маршрута терренкура) и «слабой» (1 - динамика ЧСС, 4 - время прохождения маршрута терренкура) групп
Динамика ЧСС у студентов обеих групп во время прохождения маршрута терренкура носит однонаправленные изменения, которые тесно связаны с рельефом местности, величиной угла наклона трассы. Увеличение угла наклона трассы терренкура способствует увеличению ЧСС, что связано с набором высоты, подъемом ОЦМ на большую высоту в каждом цикле движения. Меньшие значения угла наклона трассы вызывают менее выраженные изменения значений ЧСС, как в «сильной», так и в «слабой» группах.
Однако следует отметить, что величина изменений ЧСС в «сильной» и «слабой» группах далеко не одинакова. При прохождении маршрута терренкура отмечается более выраженное увеличение ЧСС у студентов «слабой» группы. Так, максимальные значения ЧСС в «слабой» группе увеличились на 83,9% по сравнению с исходным, а максимальные значения ЧСС в «сильной» группе - на 74,4%. Средняя ЧСС при прохождении маршрута терренкура у студентов «слабой» группы увеличилась на 55,9%, а у студентов «сильной» -на 47,6%.
Таблица 1
Сравнение результатов прохождения маршрута терренкура студентами «сильной»
и «слабой» групп ( Х+о)
Показатели Студенты р*
«слабой» группы «сильной» группы «сильной» группы с доп. отягощением 1-2 2-3 1-3
Время подъема при прохождении маршрута терренкура, с 2061+31,2 1853+27,4 2029+33,7 р<0,01 р<0,01 р>0,05
Время спуска при прохождении маршрута, с 926+22,7 863+19,9 913+31,1 р<0,05 р<0,05 р>0,05
Общее время прохождения маршрута терренкура, с 2987+30,1 2716+25,9 2942+32,3 р<0,01 р<0,01 р>0,05
ЧСС максимальная, уд/мин 161+6,4 152+6,7 161+7,3 р<0,05 р<0,05 р>0,05
ЧСС средняя уд/мин 131+7,3 124+7,1 134+8,0 р<0,05 р<0,05 р>0,05
- сравнение показателей по Х-критерию Ван-дер-Вардена (Г.Ф. Лакин, 1990)
Общее время прохождения маршрута терренкура студентами «сильной» группы значительно лучше (на 10%), чем у студентов «слабой» группы (табл. 1). Следует отметить, что время прохождения участка маршрута терренкура до высшей точки у студентов «сильной» группы значительно меньше, чем у студентов «слабой» группы (разница составляет более 11%). Значительно меньше отличается общее время спуска (от верхней точки до финиша), разница составляет около 7%. Таким образом, разный уровень физической подготовленности студентов создает определенные сложности, связанные с организацией прохождения маршрута терренкура.
В учебных группах представлены «сильные» и «слабые» студенты, причем количество их в разных группах имеет значительные отличия. Поэтому возникает необходимость поиска организационно-методических условий, позволяющих оказывать одинаковое тренировочное воздействие на студентов с разным уровнем подготовленности. Представляется, что одним из путей решения этой задачи может быть использование «сильными» студентами дополнительного отягощения - нагрузки в виде туристического рюкзака во время прохождения маршрута терренкура. Это позволит учебной группе проходить маршрут терренкура всем вместе и будет оказывать одинаковое тренировочное воздействие (по показателям ЧСС) на студентов с разным уровнем подготовленности.
Исследование влияния дополнительного отягощения (рюкзака) на организм студентов потребовало подбора величины отягощения. При определении величины отягощения мы ориентировались на разницу скорости передвижения на маршруте терренкура и разницу ЧСС у студентов «сильной» и «слабой» групп. Эта разница составляет 7-11%. Так как между мощностью работы и ЧСС существует прямо пропорциональная зависимость [1-2], разумно предположить, что, нагрузив студентов «сильной» группы дополнительным отягощением, мы тем самым увеличим мощность работы, усилим тренировочное воздействие за счет увеличения ЧСС. При этом у студентов «сильной» группы снизится скорость прохождения маршрута терренкура до уровня скорости студентов «слабой» группы. Это позволит оказывать одинаковое тренировочное воздействие на студентов с разным уровнем подготовленности и проходить маршрут терренкура плотной группой.
Для того чтобы выявить влияние дополнительного отягощения на организм, студентам «сильной» группы было предложено пройти маршрут терренкура с рюкзаком. Величина дополнительного отягощения (рюкзака) подбиралась в зависимости от веса тела студента на основе сигмальной шкалы и составляла:
- 6 кг - для студентов, собственный вес которых меньше, чем 65,41 кг;
- 6,5 кг - для студентов, собственный вес которых находился в диапазоне 65,42-67,25
кг;
кг;
- 7 кг - для студентов, собственный вес которых находился в диапазоне 67,26-70,93 кг;
- 7,5 кг - для студентов, собственный вес которых находился в диапазоне 70,94-72,77
- 8 килограмм - для студентов, собственный вес которых больше, чем 72,78 кг.
*
В результате эксперимента выявлено, что прохождение маршрута терренкура студентами с дополнительным отягощением (рюкзаком) приводит к значительным изменениям контролируемых показателей, а именно:
- время прохождения маршрута терренкура в группе «сильных» студентов увеличилось до 2942+32,3 с, что на 271 с больше (р<0,01), чем время прохождения маршрута терренкура без дополнительного отягощения. Среднее время прохождения маршрута терренкура «сильными» студентами не отличается (р>0,05) от времени прохождения маршрута терренкура «слабыми» студентами, разница составила 45 с;
- средняя ЧСС при прохождении маршрута терренкура с дополнительным отягощением «сильными» студентами составила 134 уд/мин. Достоверное (р<0,05) увеличение ЧСС на 10 уд/мин по сравнению с прохождением маршрута терренкура без дополнительного отягощения (124 уд/мин) свидетельствует о возросшем тренировочном воздействии терренкура на организм студентов. Средние значения ЧСС в группе «сильных» студентов при прохождении маршрута терренкура с дополнительным отягощением несколько выше, чем средние значения ЧСС в группе «слабых» студентов;
- максимальные значения ЧСС в группе «сильных» студентов при прохождении маршрута терренкура с дополнительным отягощением также значительно увеличились и составили 161 уд/мин. Следует отметить, что отличия в максимальных значениях ЧСС у студентов «сильной» и «слабой» групп при прохождении маршрута терренкура с дополнительным отягощением практически не отличаются и составляют 161 уд/мин. По-видимому, это объясняется слабыми способностями студентов к проявлению волевых усилий при выполнении заданий на выносливость;
- анализ скорости движения на участках маршрута терренкура с явно выраженным набором высоты и сбросом высоты свидетельствует о следующем:
а) скорость движения с дополнительным отягощением на спуске значительно меньше (Усп.груз =2,19 м/с), чем без дополнительного отягощения (Успуск=2,94 м/с), разница составляет 0,75 м/с;
б) скорость движения с дополнительным отягощением при подъеме (Упод.груз =1,64 м/с) не имеет таких выраженных отличий (Уподъем = 1,75 м/с), разница составляет 0,11 м/с, что практически в 6,5 раз меньше, чем на спуске.
Исходя из полученных результатов, напрашивается вывод о том, что одним из существенных факторов, влияющих на скорость движения на спуске и подъеме, помимо дополнительного отягощения, является техника ходьбы. Дополнительное отягощение увеличивает меру инертности тела, студенты не могут на спуске справиться с этим и снижают скорость ходьбы. Поэтому для повышения эффективности использования терренкура представляется необходимым уделить внимание обучению студентов технике спортивной ходьбы. При ходьбе возможно использование лыжных палок, что является одним из элементов нового направления «Nordic Fitness».
С целью изучения длительного использования терренкура в процессе учебных занятий был проведен педагогический эксперимент. На протяжении учебного семестра студентам «сильной» и «слабой» групп один раз в неделю предлагалось пройти маршрут терренкура с максимальной скоростью. Интенсивность передвижения контролировалась при каждом прохождении маршрута терренкура. Следует отметить, что было уменьшено количество контрольных точек по сравнению с исходным тестированием. Это позволило учитывать интенсивность передвижения и более равномерно проходить маршрут терренкура. При этом студенты «сильной» группы выполняли это задание с дополнительным отягощением. Всего студенты обеих групп прошли маршрут терренкура 16 раз.
В ходе практических занятий по физической культуре отмечались случаи, когда отдельные студенты по объективным причинам не являлись на занятия. В этом случае они проходили маршрут терренкура в последующую неделю дважды, для того чтобы общее количество прохождений было одинаковым. Не всем студентам удавалось при прохождении маршрута терренкура улучшать результаты. Таких случаев отмечено 30%. Происходило это,
по-видимому, потому, что, с одной стороны, перед занятиями студенты имели различное функциональное состояние, а с другой стороны - отсутствовало желание прикладывать волевые усилия для преодоления маршрута терренкура. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика интенсивности прохождения маршрута терренкура (Х+о)
Контрольные точки маршрута терренкура Время прохождения студентами «сильной» группы контрольных точек, с р* Время прохождения студентами «слабой» группы контрольных точек, с р*
Исходн. Конечн. Исходн. Конечн.
3 245+10,3 231+9,9 р<0,05 295+11,2 278+10,2 р<0,05
5 624+12,1 591+11,2 р<0,05 707+11,9 670+11,1 р<0,05
8 1029+11,9 974+11,0 р<0,05 1155+12,4 1096+12,4 р<0,05
10 1352+12,9 1282+12,4 р<0,05 1506+12,8 1429+12,3 р<0,05
12 1525+12,7 1442+12,4 р<0,05 1678+12,9 1586+12,1 р<0,05
14 1853+14,0 1757+13,2 р<0,05 2061+13,3 1953+12,9 р<0,05
16 2273+13,6 2150+13,6 р<0,05 2525+14,2 2384+13,1 р<0,05
Время на финише 2716+14,7 2572+13,7 р<0,01 2987+15,6 2822+13,9 р<0,01
* - сравнение показателей по Х-критерию Ван-дер-Вардена (Г.Ф. Лакин, 1990)
За время поискового эксперимента в обеих группах произошли достоверные положительные изменения - увеличилась интенсивность передвижения. Это проявляется в значительном уменьшении времени прохождения маршрута терренкура, прохождении расстояний между контрольными точками. Следует отметить, что при такой организации занятий у студентов «сильной» и «слабой» групп произошли практически одинаковые изменения интенсивности движения. Уменьшение общего времени прохождения маршрута терренкура у студентов «сильной» группы составило - 5,3% , у студентов «слабой» группы -5,5%.
В обеих группах время прохождения между контрольными точками улучшалось однонаправлено. Применение студентами «сильной» группы дополнительного отягощения (рюкзака) при прохождении маршрута терренкура позволило снизить скорость движения и оптимизировать величину тренировочного воздействия, группа проходила маршрут более компактно, не растягиваясь и т.д. Это представляется достаточно важным для учебных групп с наличием студентов разного уровня подготовленности.
За время эксперимента средняя ЧСС при прохождении маршрута терренкура в обеих группах не имеет статистически достоверных отличий. Следует отметить тенденцию к увеличению ЧСС в обеих группах, однако это увеличение статистически недостоверно. Это свидетельствует о том, что прохождение маршрута терренкура оказывает однонаправленное тренировочное воздействие на студентов обеих групп. Дополнительное отягощение способствовало тому, что студенты «сильной» группы проходили маршрут терренкура с той же скоростью, что и студенты «слабой» группы, при этом получали достаточную тренировочную нагрузку. Таким образом, использование дополнительного отягощения студентами, имеющими высокий уровень функциональной подготовленности, можно рассматривать как одно из условий повышения эффективности процесса физического воспитания, однако это требует проведения дополнительных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность применения терренкура в физическом воспитании студентов проверена экспериментально. За время педагогического эксперимента у всех участников повысились объективные показатели, характеризующие физическую подготовленность и функциональное состояние организма, работоспособность и скорость восстановления после нагрузки.
Методика применения дополнительного отягощения при прохождении маршрута терренкура существенно повышает эффективность процесса физического воспитания студентов вуза и является действенным средством функциональной подготовки. Применение дополнительного отягощения является тем условием, которое позволяет создать пороговую величину нагрузки при выполнении физических упражнений, которую привычное выполнение упражнений не создает. Предложенная методика создает реальные предпосылки к заметному повышению эффективности занятий физической культурой в вузе.
Литература
1. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте / А.Г. Дембо. — М. : Медицина, 1988. - 284 с.
2. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. — М. : СпортАкадемПресс, 2001. — 172 с.
Literature
1. Dembo, A.G. Medical control in sport. / A.G. Dembo. — M. : Medicine, 1988. — 284 p.
2. Seluyanov, V.N. Technology of health-improving Physical Culture / V.N. Seluyanov. — M. : SportAkademPress, 2001. — 172 p.
Статья поступила в редакцию 03.07.2011 г.