УДК 373.24.091.3:796
Тренировочно-управляющий компонент предметно-развивающей среды в дошкольном физкультурном образовании
© Попова Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) Россия, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47 E-mail: [email protected]
© Шнейдер Ольга Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Дальневосточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК) Россия, 680028, г. Хабаровск, ул. Амурский бульвар, 1 E-mail: [email protected]
© Мулин Владимир Васильевич
профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) Россия, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47 E-mail: [email protected]
В статье подчеркивается необходимость дальнейшей разработки содержания предметно-развивающей среды, особенно ее тренировочно-управляющего компонента, в дошкольном физкультурном образовании в области «Физическое развитие». Авторы описывают устройство, порядок использования и эффективность применения разработанных тренировочных устройств для развития физических качеств и повышения объема самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста. Тренировочное устройство «паровоз» в основном предназначено для развития общей выносливости дошкольников; «цветок» — для развития силовой выносливости мышечного корсета, что непосредственно влияет на формирование правильной осанки детей; «кубик» повышает эффективность развития верхних мышечных групп живота за счет уровневой фиксации стоп ребенка; «цилиндр» стимулирует детей на более продолжительное выполнение движений на лазание, повышая тем самым объем самостоятельной двигательной активности детей; «коврик» позволяет более эффективно развивать, силовые и координационные способности. Все устройства легки в применении, безопасны, позволяют динамично изменять предметно-развивающую среду как физкультурного зала, так и групповой комнаты дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дошкольники, физкультурное образование, предметно-развивающая среда, тренировочно-управляющий компонент, физические качества, тренировочное устройство, физическое развитие.
Training-managing component of subject-developing environment in preschool physical education
Anna V. Popova
PhD in Education, A/Professor, Department of Physical Education and Sports, Far Eastern State Transport University
47 Serysheva St., Khabarovsk, 680021 Russia Olga S. Shneider
PhD in Education, A/Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Far Eastern State Academy of Physical Culture
1 Amurskiy boulevard St., Khabarovsk, 680028 Russia Vladimir V. Mulin
Professor, Head of the Department of Physical Education and Sport, Far Eastern State Transport University 47 Serysheva St., Khabarovsk, 680021 Russia
The article emphasizes the need to further develop the content of the subject-developing environment, especially its trainingManager component in preschool physical education in the educational area "Physical development". The authors describe the device, the use and efficiency of the developed training devices for the development of physical qualities and increase of volume of independent motor activity of children of preschool age. The training device "Locomotive" is mainly dedicated to the development of
the General endurance of children. The device "Flower" - is aimed at the development of muscular strength endurance, which directly affects the formation of correct posture of children. The "Cube" increases the efficiency of the upper muscle groups of the abdomen by fixing the stop level of the child. "Cylinder", encourages children to longer run movements in climbing, thereby increasing the amount of independent motor activity of children. "The pad" allows you to more effectively develop power and coordination abilities. All devices are easy to use, safe, allow you to dynamically change the subject-developing environment, sports hall and group rooms in pre-school educational institutions.
Keywords: preschool children, physical education, subject-developing environment, training-managing component, physical qualities, training facility, physical development
Уже на протяжении нескольких десятков лет является актуальным вопрос сохранения и повышения уровня здоровья детей Российской Федерации. По данным официальной статистики, заболеваемость детей до 7 лет за последние 10 лет увеличилась на 50 %, что обусловлено различными факторами, но главным из них является недостаток двигательной активности — гиподинамия. Таким образом, в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [10] дошкольного образования под номером один стоит решение задачи охраны и укрепления здоровья детей. Это связано с тем, что именно дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.
В содержание современных образовательных программ дошкольного образования должен входить ряд аспектов образовательной среды, в числе которых предметно-пространственная развивающая среда. Понятие «предметно-развивающая среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [3]. По нашему мнению, этот аспект обязательно должен иметь место при реализации образовательной области «Физическое развитие» с условием соблюдения всех требований. Согласно ФГОС дошкольного образования предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В этом направлении нами проанализирован ряд исследований, где подчеркивается что существенную роль при выполнении основных движений детьми дошкольного возраста играет предметная среда, в которой происходит влияние средств физической культуры [2]. Специалисты отмечают, что предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.
Сочетания традиционных и новых необычных компонентов обеспечивают развитие деятельности от простых ее форм к более сложным, в этом заключается развивающая функция предметной среды.
В настоящее время известны научные труды педагогов по созданию предметно-развивающей среды [3] для дошкольников с целью быстрой и безболезненной адаптации к детскому саду, для постановки и стремительного развития речевых навыков.
Авторами доказано, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Специалисты отмечают необходимость создания предметной среды, учитывающей интересы детей, особенности их восприятия и проявления двигательной активности, на основе использования тренажерных устройств, но в примерных программах воспитания и обучения в детском саду в настоящее время не предусмотрено использование тренажеров и тренировочных устройств в качестве предметной среды [1].
Стоит заметить, что при всем многообразии существующих тренажеров и тренировочных устройств разного типа и уровня сложности в настоящее время в теории и практике дошкольного физкультурного образования отсутствуют научно обоснованные педагогические требования к тренировочным устройствам, предназначенным для детей дошкольного возраста, также нет описаний по их применению (параметры и дозировка физических нагрузок, требования к организации детей и методические указания, рекомендации по оборудованию мест занятий), позволяющих использовать тренажерные устройства на физкультурных занятиях в детских садах, также нет данных об их влиянии на организм и доказанной эффективности их применения.
Таким образом, анализ литературных источников свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования содержания предметно-пространственной развивающей среды для образовательной области «Физическое развитие», поэтому нами проведен ряд исследований.
На наш взгляд, составной частью предметно-пространственной развивающей среды для образовательной области «Физическое развитие» будет ее тренировочно-управляющий компонент, который направлен на повышение качественной стороны выполнения физической нагрузки детьми. Предполагалось, что для расширения содержания тренировочно-управляющего компонента предметно-развивающей среды необходима разработка тренировочных устройств (с образно-игровой направленностью) для занятий по физической культуре с дошкольниками 3-7 лет. Комплексное воздействие разработанных тренировочных устройств позволит значительно улучшить физическое состояние дошкольников, позволит снизить дефицит двигательной активности, повысить интерес к занятиям физической культурой.
Для создания данной среды нами были разработаны, апробированы и запатентованы полезные модели, каждая из которых представлена в виде игрушки — мягкого модуля, и решает задачи развития конкретных физических, психологических и морально-волевых качеств. Для эффективного использования тренировочных устройств разработаны комплексы физических упражнений с их использованием и создан ассоциативный ряд образов, помогающий ребенку, участвуя в игре, выполнять физическую нагрузку. Дозировка подобрана соответственно возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся. Использование каждого тренировочного устройства может варьировать в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности занимающихся.
Тренировочное устройство «паровоз» [5] предлагается использовать в процессе физкультурного образования дошкольников и предназначено для решения задач развития общей выносливости, координации и ориентации в пространстве, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечного корсета и мышц ног у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной задачи в мобильном многофункциональном комплексном устройстве, представляющим собой тренировочный модуль, предусмотрены каркасы, каждый из которых снабжен ремешками для фиксации его на теле ребенка и соединительными элементами, связывающими каждый каркас между собой в единую последовательную цепь в виде «паровозика» (рис. 1) [ 2, с. 83].
Рис. 1. Тренировочное устройство «паровоз»
Устройство работает следующим образом.
Каркас 1 одевается на тело ребенка и фиксируется на плечах с помощью ремешков 2, затем соединительные элементы 3 связывают каркасы между собой, образуя паровоз. По команде дети начинают двигаться заданным способом в заданном направлении.
Представленное устройство позволяет формировать и корректировать:
- скорость передвижения детей по дистанции для наиболее выгодного (в частности, по энергетическим критериям) сочетании длины и частоты шагов;
- направление движения (особенно важно для обучения детей 3-4 лет перемещениям по залу в колонне);
- умения перешагивать и перепрыгивать предметы (если расположить «вагоны» на полу). Другое тренировочное устройство «цветок» [6] содержит 10 мягких конвертов 1, имеющих форму
лепестка, рукава 2, выполненные в верхней части конвертов 1 на уровне рук ребенка, обруч 3. Конверты установлены по кругу и соединены между собой обручем, образуя форму цветка (рис. 2).
Рис. 2. Тренировочное устройство «цветок»
Устройство работает следующим образом. Вначале его устанавливают на пол физкультурного зала. Затем детей помещают в каждый конверт таким образом, чтобы голова оставалась снаружи, дети просовывают руки в рукава, а ноги упираются в обруч. Дети берутся за руки и поднимают туловище из положения лежа на спине в положение сидя. Посредством выполнения данного упражнения укрепляется прямая мышца живота. Для тренировки косых и межреберных мышц туловища дети выполняют подъем туловищас поворотом в сторону. Для тренировки мышц спины дети принимают исходное положение лежа на животе, просовывают руки в рукава и, взявшись за руки, выполняют подъем туловища вверх для увеличения эффективности выполняемого упражнения и задействования большей группы мышц данное упражнение усложняется попеременными поворотами туловища в стороны. Для расслабления мышц живота и растяжения задней поверхности бедра дети принимают положение сидя и взявшись за руки выполняют наклоны туловища вперед из положения сидя. Для растяжения мышц живота и разгрузки позвоночного столба дети принимают положение лежа руки вверх и тянутся вверх, выполнение того же действия из положения сидя позволяет формировать правильную осанку. Для растяжения боковых мышц туловища дети выполняют наклоны в стороны с поворотом назад из положения сидя.
Тренировочное устройство позволит педагогу осуществлять контроль за выполнением упражнения, задавать высоту и направления подъема. Кроме того, устройство позволит задействовать всех детей сразу, а это, несомненно, усилит мотивацию и интерес к занятиям, повысит активность детей.
Тренировочное устройство «кубик» [7] представляет собой модуль в виде полого прямоугольного параллелепипеда с выемками, выполненного из эластичного материала, на каждой стенке параллелепипеда на одном уровне выполнены выемки в виде сквозных отверстий диаметром 4-6 см, сопоставимые с половиной обхвата стопы ребенка. Первая пара отверстий 2 выполнена на высоте 10 см, вторая — на высоте 20 см. Одновременно на тренировочном модуле 1, установленном на полу физкультурного зала, могут выполнять упражнения четыре ребенка, используя одну из четырех стенок модуля.
Рис. 3. Тренировочное устройство «кубик»
При выполнении физических упражнений на тренировочном модуле обеспечивается стабильная фиксация стоп ног, что приводит к максимальному снижению напряжения мышц, в частности ног, и, как следствие, к максимальному напряжению тренируемых верхних мышечных групп живота. Это приводит к более эффективному развитию верхних мышечных групп живота.
Для выполнения этого упражнения вначале ребенок лежит на спине. Затем помещает стопы в одну пару отверстий 2 на одной стороне тренировочного модуля 1. Высота пары отверстий 2 выбирается в соответствии с возрастной группой и уровнем физической подготовленности ребенка. Эластичный материал модуля после прохождения стопой отверстия 2 принимает форму щиколотки ребенка, плотно ее фиксируя.
Кроме того, использование этого модуля позволяет усложнять условия выполнения этих упражнений, изменяя, например, высоту положения ног ребенка, выполнять разные варианты двигательных действий, направленных на укрепление других мышц ребенка, таких как подъем туловища вверх из положения лежа на животе для тренировки мышц спины, подъем туловища вверх из положения лежа на боку для тренировки косых и межреберных мышц ребенка.
Тренировочное устройство «цилиндр» [8] представляет собой тренировочный модуль в виде полого цилиндра, выполненного из эластичного материала, сохраняющего его форму после деформации, плотность которого составляет 60-90 кг/м3, обтянутого влагоустойчивым материалом. В полом цилиндре выполнены отверстия, расположенные на расстоянии друг от друга не менее 40-50 см, сопоставимом с длиной тела ребенка в положении упора стоя на коленях, причем диаметр отверстия — 3036 см, сопоставимом с шириной плеч ребенка. Кроме того, отверстия выполнены на всей поверхности цилиндра и расположены в шахматном порядке, а толщина стенок цилиндра — 7-21 см. Наружный диаметр — 62-79 см, внутренний диаметр — 55-58 см, сопоставимый с высотой ребенка в положении упора стоя на коленях. Длина — 1,8-2,2 м.
Ребенок, используя известный модуль, выполняет ряд физических упражнений из положения упора стоя на коленях, целью которых является развитие силы мышц тела и координационных способностей, а именно способности поддерживать статическое и динамическое равновесие, т. е. чувства прилагаемого усилия, способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений, а также способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, способности к перестраиванию, соединению и комбинированию движений, способности приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач.
Для выполнения упражнения вначале ребенок подходит к тренировочному модулю 1 (рис. 4). Из положения упора стоя на коленях заползает в цилиндр 1, ползет внутри него, затем вылезает из цилиндра через боковое отверстие 2, ползет около цилиндра и вползает снова в цилиндр через следующее боковое отверстие 2.
Далее нами разработано тренировочное устройство «коврик» [4] (рис. 5), которое представляет собой гибкую платформу 1 прямоугольной формы, выполненный из пенопласта полиуретанового (поролона) повышенной жесткости. На поверхности платформы 1 закреплены упругие модули 2, ка-
Рис. 4. Тренировочное устройство «цилиндр»
ждый из которых выполнен, например, в виде прямоугольного параллелепипеда. Упругие модули 2 по всей поверхности гибкой платформы 1 образуют ряды. При этом упругие модули на платформе расположены друг от друга на расстоянии, сопоставимом с шагом ребенка, образуя пять рядов по три упругих модуля в ряду, или установлены вплотную друг к другу и соединены между собой боковыми гранями, образуя десять рядов по шесть упругих модулей в ряду.
Устройство работает следующим образом. Расположение модулей 2 с разными коэффициентами жесткости на поверхности платформы 1 осуществляется случайным образом (рис. 5). При переходе с модуля с одним коэффициентом жесткости на другой модуль с другим коэффициентом жесткости высота центра тяжести ребенка изменяется. Таким образом, при каждом переходе мышцы тела ребенка выполняют механическую работу, величина которой пропорциональна коэффициенту упругости модуля, на котором находился ребенок в начале перехода. При этом высота подъема центра тяжести и, соответственно, механическая работа имеют свои определенные значения и изменяются по величине в процессе всего периода выполнения упражнения. Совершая изменяющуюся по величине работу, мышцы тела ребенка испытывают изменяющееся по величине физическое напряжение.
Для оценки эффективности развития физических качеств дошкольников с использованием тренировочных устройств проводился ряд педагогических экспериментов в условиях дошкольного образовательного учреждения № 75 г. Хабаровска.
Для опытной апробации предложенных нововведений мы использовали методы пульсометрии и экспертной оценки. Апробация тренировочных устройств «паровоз» и «цветок» проводилась в опытных контрольной (30 чел.) и экспериментальной (30 чел.) группах, все дети имели средний уровень физической подготовленности.
Дети контрольной группы выполняли длительный бег и упражнения на силовую выносливость мышечных групп туловища в обычных условиях, а дети экспериментальной группы выполняли эти же двигательные задания с использованием тренировочных устройств. Так, эффективность использования тренировочного устройства «паровоз» определялась после анализа физиологической кривой, которая построена на средних показателях ЧСС детей 4-6 лет контрольной и экспериментальной групп, полученных в результате 4 контрольных испытаний. На протяжении 2 недель 2 раза в неделю дети выполняли бег на длинную дистанцию.
Обе группы детей во второй половине дня по очереди выполняли продолжительный бег в течение 6 минут. Детей обеих групп на протяжении 3 недель предварительно обучали технике и тактике бега на длинные дистанции. В испытаниях участвовали только те дошкольники, которые освоили качество бега не менее чем на 7 баллов (из 9 возможных).
Показатели ЧСС фиксировались через каждые 30 секунд бега, всего проведено 17 измерений.
Анализируя данные физиологической кривой изменения нагрузки во время длительного 6-минутного бега можно констатировать, что в экспериментальной группе сердечно-сосудистая система детей работала более экономично, то есть не было резких перепадов ЧСС. Это связано с тем, что использование «Паровоза» не позволяет детям произвольно делать ускорения на протяжении всей дистанции. А физиологическая кривая контрольной группы явно показывает, что, несмотря на распо-
Рис. 5. Тренировочное устройство «коврик»
ряжения инструктора по физкультуре, дети выполнили около двух ускорений: на 2-й минуте бега ЧСС увеличилась до 152 уд/мин и спустя 4,5 минуты бега — до 167 уд/мин. Можно сделать вывод, что тренировочное устройство «паровоз» позволяет более точно дозировать нагрузку дошкольников во время выполнения длительного бега. Кроме того, как указано выше, эффективность тренировочных устройств определялась по влиянию их на освоение детьми качества движений. В связи с этим нами были разработаны критерии выполнения детьми упражнений для развития силы мышечного корсета туловища.
В начале эксперимента дети контрольной и экспериментальной групп на одинаковом уровне выполняли предложенные им двигательные действия. До эксперимента средние оценки в обеих группах не имели достоверных отличий. После эксперимента оказалось, что эффективность «Паровоза» при обучении детей бегу на общую выносливость достаточно высока. Так, после трех недель эксперимента данные экспериментальной группы достоверно опередили данные детей контрольной группы (Р<0,05). Наибольшую разницу (2,2 балла), экспертная комиссия отметила у детей средней группы (4-5 лет).
Тренировочное устройство «цветок» тоже оказалось эффективным и положительно повлияло на освоение детьми экспериментальной группы контрольных упражнений для мышц туловища и точность выполнения нагрузки. До эксперимента средние экспертные оценки в обеих группах не имели достоверных отличий. А после обучения этим упражнениям в течение 3 недель дети экспериментальной группы, использующей разработанные устройства, более качественно выполняли упражнения на силовую выносливость мышц туловища во всех возрастных подгруппах (Р<0,05). Отметим, что после трех недель обучения дети 3-4 лет экспериментальной группы (на 4,8 балла) выполняли эти упражнения практически так же, как дети 5-6 лет контрольной группы (на 5 баллов из 7 возможных).
Достоверность различий определяли с помощью рангового коэффициента Вилкоксона (р<0,05) для несвязанных выборок. Результаты этого эксперимента являются существенными. Разработанная методика развития физических качеств дошкольников 3-6 лет нацелена в большей степени решать оздоровительные и развивающие задачи физического воспитания, поэтому на обучение движениям нужно затрачивать минимум времени. Кроме того, использование тренировочных устройств несет элемент новизны в процесс занятий, тем самым повышает эмоциональный настрой детей.
При экспериментальной апробации тренировочного устройства «кубик» были организованы две группы детей 6-7 лет по 8 человек в каждой. Обе группы выполняли в ходе физкультурных занятий комплекс упражнений для развития мышечного корсета, но упражнения для верхних мышечных групп живота контрольная группа выполняла в парах (один ребенок выполняет, а другой фиксирует ему ноги), а в экспериментальной группе это упражнение дети выполняли посменно с помощью тренировочного устройства «кубик». В контрольной группе нагрузка повышалась только за счет увеличения количества повторений, а в экспериментальной нагрузка повышалась поочередно, сначала увеличивали количество повторений упражнений, а затем выполняли упражнение с фиксацией стоп детей в отверстиях второго уровня, при том же количестве повторений. Таким образом перед началом эксперимента все дети выполняли упражнение для верхних мышечных групп живота (подъем туловища из положения лежа в положение сидя) на среднем уровне от 8 до 10 раз за минуту. Отличия между контрольной и экспериментальной группами были недостоверными, а уже после двух месяцев эксперимента выявлена достоверная разница с помощью критерия Вилкоксона между группами (Р<0,05). Дети экспериментальной группы показали средний результат 18,7 раза, а в контрольной группе 14,6 раза. Таким образом, развитие силы верхних мышечных групп живота более эффективно при использовании тренировочного устройства «кубик».
Использование тренировочного устройства «цилиндр» тоже является более эффективным, так в ходе педагогических наблюдений и хронометража за самостоятельной двигательной активностью детей выявлено, что среднее время самостоятельной двигательной активности детей в спортивном уголке группы составляло 643 с (в течение 2 месяцев наблюдений). Когда детям было предложено тренировочное устройство «Цилиндр», то они стали тратить (в течение 2 месяцев наблюдений) на самостоятельную двигательную активность в среднем 987 с, что на 53,4 % больше предыдущего показателя. В связи с этим можно сделать вывод о том, что использование тренировочного устройства «Цилиндр» влияет на повышение объема самостоятельной двигательной активности детей.
Также нами была определена эффективность использования тренировочного устройства «коврик». В ходе эксперимента были организованы контрольная (14 чел.) и экспериментальная (14 чел.) группы детей в возрасте: 3-4 года, 4-5 и 5-6 лет (в каждой возрастной подгруппе было 7 девочек и 7 мальчи-
ков). Все дети, задействованные в эксперименте, занимались физкультурой в детском саду 2 раза в неделю. При этом дети в контрольной группе занимались физической культурой с использованием тренировочного устройства «коврик» с упругими модулями, имеющими одинаковые коэффициенты жесткости, а в экспериментальной группе — с использованием детского спортивного коврика с упругими модулями, имеющими разные коэффициенты жесткости.
На каждом занятии дети выполняли комплекс физических упражнений с использованием основных двигательных действий: ходьба, бег, прыжки. Ребенку предлагалось передвигаться по упругим модулям коврика разными способами, при этом для обеспечения разности чередования физического напряжения мышц и создания необычной новой обстановки выполнения упражнений расположение упругих модулей менялось случайным образом каждые 4 учебных занятия.
Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня в течение одного учебного года.
В начале и после окончания учебного года проводилось тестирование детей контрольной и экспериментальной групп. Для тестирования были выбраны общепринятые тесты на развитие силовых и координационных способностей детей дошкольного возраста [9, 11]. До начала эксперимента группы были одинаковы по своему составу и уровню подготовленности.
Анализ полученных результатов после эксперимента показывает, что показатели в прыжках в длину с места и в беге на координацию (3х10 м) в экспериментальной группе достоверно и более значительно улучшились, что свидетельствует о более интенсивном развитии силовых, скоростно-силовых и координационных способностей детей за более короткий срок.
Таким образом, все предложенные для тренировочно-управляющего компонента образовательной среды тренировочные устройства положительно влияют на процесс физического развития детей дошкольного возраста, позволяют более значительно улучшить показатели силовых, координационных способностей ребенка, его общей выносливости, а также повысить объем двигательной активности. Кроме того, необычные условия, созданные посредством использования предложенных устройств при выполнении упражнений, позволяют ребенку в полной мере реализовать свой двигательный потенциал, а также вызывают положительные эмоции от занятий физической культурой. Все тренировочные устройства легки в применении, не требуют руководства технических специалистов, могут применяться как в детских садах, так и на обычных детских площадках.
Литература
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева [и др.]. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. — 528 с.
2. Котелевская А. В. Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренировочных устройств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. — Хабаровск, 2010. — 189 с.
3. Мельник В. В. Методика применения тренажеров и тренировочных устройств в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий дошкольников 5-6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. — М., 1991. — 21с.
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2001. — 74 с.
5. Пат. 129006 РФ, МПК А63В23/00 (2006.01). Детский спортивный коврик / А. В. Попова [и др.]. ДВГУПС (РФ). — № 2012152103; заявл. 04.12.2012; опубл. 20.06.2013; Бюл. № 17. — 1с.: ил. (Коврик).
6. Пат. 68330 Российская Федерация, МПКА63В 22/00, 26/00 Тренировочно-развлекательное устройство / А. В. Котелевская, О. С. Шнейдер; заявитель и патентообладатель Дальневост. гос. ун-т путей сообщения. — № 2007126065; 27.11.07; опубл. 27.11.07, Бюл. № 33. — 1с.: ил. (Паровоз).
7. Пат. 75835 Российская Федерация, МПК А63В 22/00, 26/00 Тренировочно-развлекательное устройство / А. В. Коте-левская, О. С. Шнейдер; заявитель и патентообладатель Дальневост. гос. ун-т путей сообщения. — № 2008112600; 27.08.08; опубл. 27.08.08, Бюл. № 24. — 2 с.: ил. (Цветочек).
8. Пат. 112059 РФ, МПК А63В 23/00 (2006.01). Тренировочно-развлекательное устройство для детей / А. В. Попова, М. А. Попов, О. С. Шнейдер; ДВГУПС (РФ). — № 2011129756; заявл. 18.07.2011; опубл. 10.01.2012, Бюл. № 1. — 1 с.: ил. (Кубик).
9. Пат. 112639 РФ, МПК А63В 23/00 (2006.01). Тренировочно-развлекательное устройство для детей / А. В. Попова, М. А. Попов, О. С. Шнейдер; ДВГУПС (РФ). — № 2011135076; заявл. 22.08.2011; опубл. 20.01.2012, Бюл.№ 2. — 1 с.: ил. (Цилиндр).
10. Усаков В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. — Красноярск: КГПИ, 1989. — 47 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
12. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Медицина, 1978. — 248 с.
References
1. Babaeva T. I., Gogoberidze A. G., Mikhailova Z. A. Detstvo: Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'nayaprogramma doshkol'nogo obrazovaniya [Childhood: Approximate Basic Educational Program of Pre-school Education]. St Petersburg: Detstvo-press Publ., 2011. 528 p.
2. Kotelevskaya A. V. Metodika razvitiya fizicheskikh kachestv detei 3-6 let s ispol'zovaniem trenirovochnykh ustroistv. Dis. ... kand. ped. nauk [Methods of Development Physical Qualities of 3-6-year-old Children Using Training Devices. Cand. pedagogical sci. diss.]. Khabarovsk, 2010. 189 p.
3. Mel'nik V. V. Metodikaprimeneniya trenazherov i trenirovochnykh ustroistv v sisteme fizkul'turno-ozdorovitel'nykh meropri-yatii doshkol'nikov 5-6 let. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methodology of Simulators and Training Devices Application in Sports and Recreational Activities of 5-6-year-old Preschool Children. Author's abstract of cand. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 1991. 21 p.
4. Novoselova S. L. Razvivayushchayapredmetnaya sreda [Developing Objective Environment]. Moscow: Doshkol'noe detstvo Publ., 2001. 74 p.
5. Popova A. V., Doronin V. I., Popov M. A., Shneider O. S. Detskii sportivnyi kovrik [Sports Mat for Children]. Pat. Rus. Fed. No. 129006. IPC A63B23/00 (2006.01). Bull. No. 17.
6. Kotelevskaya A. V., Shneider O. S. Trenirovochno-razvlekatel'noe ustroistvo (Parovoz) [Training and Entertaining Device (Locomotive)]. Pat. Rus. Fed. No. 68330. IPC A63V22/00, 26/00. Publ. Nov. 27, 2013. Bull. No. 33.
7. Kotelevskaya A. V., Shneider O. S. Trenirovochno-razvlekatel'noe ustroistvo (Tsvetochek) [Training and Entertaining Device (Flower)]. Pat. Rus. Fed. No. 75835. IPC A63V 22/00, 26/00. Publ. August 27, 2008. Bull. No. 24.
8. Popova A. V., Popov M. A., Shneider O. S. Trenirovochno-razvlekatel'noe ustroistvo dlya detei (Kubik) [Training and Entertaining Device for Children (Cube)]. Pat. Rus. Fed. No. 112059. IPC A63V 23/00 (2006.01). Publ. January 10, 2012. Bull. No. 1.
9. Popova A. V., Popov M. A., Shneider O. S. Trenirovochno-razvlekatel'noe ustroistvo dlya detei (Tsilindr) [Training and Entertaining Device for Children (Cylinder)]. Pat. Rus. Fed. No. 112639. IPC A63V 23/00 (2006.01). Publ. January 20, 2012. Bull. No. 2.
10. Usakov V. I. Pedagogicheskii kontrol' za fizicheskoi podgotovlennost'yu doshkol'nikov [Pedagogical Control of Preschool Children's Physical Fitness]. Krasnoyarsk: KGPI, 1989.-47s.
11. Federal'nyi Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya, utverzhdennyi Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 g. [Federal State Educational Standard of Preschool Education, approved by Order of the Russian Federation Ministry of Education and Science No. 1155 of October 17, 2013]. Moscow.
12. Yurko G. P. Fizicheskoe vospitanie detei rannego i doshkol'nogo vozrasta [Physical Training of Infants and Preschool Children]. M.: Meditsina Publ., 1978. 248 p.