УДК372.881.1
ТРЕНИНГ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Елена Николаевна Нуждова
кандидат филологических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Тренинг как активная форма обучения иностранному языку имеет ряд важных характеристик, отличающих его от других форм и методов. Особенности его структуры, прикладной характер, возможность включения разных компонентов делают его удобным инструментом для работы над формированием навыков изучаемого иностранного языка. Данные исследования могут быть использованы в курсах по методике преподавания иностранных языков, а также на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: тренинг, форма обучения, иностранный язык, лингводидактика, этапы тренинга, кинотренинг.
Структурная перестройка экономики России требует в среднесрочной перспективе повышения качества образования. Президент Российской Федерации, В.В. Путин, в «майском указе» 2018 года в числе одной из основных целей развития страны назвал обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Данная цель должна быть достигнута в том числе посредством внедрения в образовании новых методов обучения и образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, необходимых для успешной сдачи выпускных экзаменов.
В последние десятилетия в разных странах мира педагогическим сообществом ведутся поиски эффективных измерителей результатов школьного образования. Экзамен по иностранному языку в России проводится в формате Единого государственного экзамена (далее -ЕГЭ) единственной формой выпускных экзаменов в российских общеобразовательных учреждениях, по результатам которого выпускники поступают в высшие учебные заведения.
Проведенный анализ литературы показал, что в настоящее время уже имеется достаточно много работ, посвященных исследованию ЕГЭ как формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Так, например, Боченков С.В., Вальдман Н.А., Кравцов С.С., Музаев Л.А и Каверина А.П. в своих работах рассматривают сущность ЕГЭ, стоящие перед ними цели и задачи, преимущества и недостатки. Большую значимость имеют работы Артасова И.А., исследующего из года в год типичные затруднения, возникающие у выпускников при выполнении заданий ЕГЭ, а также анализирующего совместно с Мельниковой О.Н. эволюцию экзаменационных моделей ЕГЭ. Нельзя не отметить и ученых в сфере образования в целом и педагогики в частности, которые заложили основу технологиям, которые сегодня применяются в образовательном процессе. Например, Менчинская Н.А. проводила исследования, которые позволили выявить проблемы неуспеваемости школьников, а Давыдов В.В. в целом исследовал в чем
заключается сущность учебной деятельности. Беспалько В.П. анализировал педагогические технологии, которые могут быть применены на практике в школах в условиях перестройки и преодоления формализма в оценке деятельности учащихся и учителей. Даровских И.С. исследовала возможные пути повышения качества у учащихся, уделяя при этом особое внимание внеурочное обучение. Несмотря на то, что достаточно много ученых исследуют ЕГЭ и пути повышения качества образования, до сих пор вопрос методики качественной подготовки учеников старшей школы к ЕГЭ по иностранному языку недостаточно изучен.
Современные высокие требования к уровню знаний выпускников школ обусловлены вышеперечисленными явлениями и поэтому сегодня необходимо совершенствовать педагогические технологии подготовки выпускников старшей школы по иностранному языку, находить новые приемы и методы обучения, результатом которых станет овладение обучающимися предметными знаниями по иностранному языку и метапредметными компетенциями в такой степени, которая поможет достичь высоких результатов при сдаче ЕГЭ. Но в массовой практике школ не всегда уделяется достаточно времени на усвоение выпускниками не только предметных знаний, но и на развитие познавательных и регулятивных компетенций, навыков критического мышления, смыслового чтения текстов, умения формулировать причинно-следственные связи на иностранному языке между событиями, явлениями, процессами, умения аргументировать позицию при ответе на проблемный вопрос. Поэтому в настоящее время часть выпускников активно готовятся к ЕГЭ на элективных курсах, которые позволят более эффективно, вдумчиво и углубленно изучать иностранный язык в виде такой технологии, как тренинг.
Тренинг, в своем общем понимании, представляет современную технологию активного обучения социально-психологическим навыкам. Тренинг как комплексный метод развивающего обучения, направлен на достижение трех целей-результатов: предоставление информации, организация эффективных коммуникаций и формирование навыков работы [2, 7].
Тренинг является одним из современных образовательных методов. В ходе тренинга основной акцент идет не на повествование нового теоретического материала, а на закрепление уже усвоенного, но при этом цель тренинга также состоит в приобретении необходимых навыков и опыта для формирования компетенций учащегося. Отличительной чертой данного метода получения знаний является то, что участники тренинга, как правило, учатся на собственном опыте, где каждый может увидеть и осознать свои преимущества и недостатки. Кроме этого, в отличие от традиционных методов, тренинг ориентирован на охват всего имеющего потенциала ученика: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной, интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию самостоятельных решений, взаимодействие с участниками тренинга. Данный метод очень востребован, так как не растягивается на длительный промежуток времени, а проводится оперативно, за счет чего результаты проявляются почти сразу, а также тренинг позволяет задействовать творческий потенциал учащихся, который не был задействован ранее.
Существует классификация методов работы на тренинговых занятиях, рассмотрим их подробнее. Первое - ролевая игра, когда дети исполняют различные роли для того, чтобы отработать определенные ситуации и тем самым освоить материал на практике. Второе - деловая игра, в данном случае дети имитируют профессиональную деятельность. Третье - кейс - задания, учащимся предлагается проблемная ситуация, которая требует ее решения. Четвертое - групповая дискуссия, учащиеся совместно обсуждают и анализируют проблемную ситуацию данную учителем. Пятое - «мозговой штурм», это одно из популярных методов развития творческой активности, так же это эффективный способ включения в процесс как можно большего 81 количества учащихся. Суть заключается в том, что каждый свободен в выражении своих мыслей по проблемному вопросу.
Однако, по мнению некоторых исследователей, тренинг - это не метод, а форма обучения. Возможность включения в тренинг других методов обучения лежит в
основе указанной точки зрения. Так, Г.М. Коджаспирова определяет тренинг как «форму интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении» [3]. В современной психологии под коммуникативным тренингом, который получил распространение в лингводидактике, понимается «средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения и заключающееся в выработке коммуникативных умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияния» [1]. В отечественной лингводидактике большинство работ, посвященных тренингу, касаются именно коммуникативного тренинга, который рассматривается как самостоятельная технология обучения [6].
Несмотря на существующее разнообразие видов и трактовок, тренинг имеет ряд собственных черт. Если тренинг имеет продолжительный характер, необходимо разделить его на нескольких модулей [5]. В тренинге/модуле выделяется 3 этапа:
1. информативный;
2. интерактивный;
3. продуктивный [4].
На информативном этапе происходит ознакомление участников с теоретической основой тренинга, которая далее будет закрепляться в конкретных ситуация. Для интерактивного этапа характерно использование различных упражнений. На продуктивном этапе происходит автоматизация умений, сформированных в ходе тренинга.
Так, например, на продвинутом этапе овладения иностранным языком особый интерес и практическую значимость представляет технология обучающего кинотренинга, подразумевающая просмотр фильма на изучаемом языке и совместное обсуждение, включающее три группы вопросов.
Первая группа вопросов побуждает участников к выражению своих
чувств, мыслей и впечатлений относительно увиденного. Преподаватель организовывает и поддерживает дискуссию. Содержание каждого высказывания принимается, допущенные ошибки корректируются в соответствии с нормами изучаемого языка.
Отвечая на вопросы второй группы, участники кинотренинга осваивают навыки аргументации, интерпретации, активно используя для этого материалы фильма.
Третья группа - инструментальные вопросы, позволяющие управлять ходом обсуждения фильма, побуждающие дискуссию, повышая тем самым эмоциональную вовлеченность участников.
Технология кинотренинга повышает уверенность участников в своих знаниях, снимает коммуникативные барьеры.
Таким образом, тренинг подразумевает активную вовлеченность участников тренинга в образовательный процесс. Особенности структуры тренинга делают его удобным инструментом для работы над формированием навыков изучаемого иностранного языка, способствуют формированию не только языковой компетенции, но и коммуникативной компетенции в сфере изучаемого языка.
Список литературы:
1. Бурганова Н. Т. Внедрение коммуникативного тренинга в учебный процесс при развитии коммуникативной компетенции студентов// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 721-723.
2. Гусева М. Н Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. №№ 38. С. 40-49. - БОК УОКЬУЬ.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Академия. 2000. 176 с.
4. Самоукина Н.В. Живой театр тренинга. Технологии, упражнения,
игры, сценарии. СПб.: Питер. 2014. 311 с.
5. Солдатов А. Я. Бизнес-тренер: Секреты обучения взрослой аудитории. М.: Альпина Диджитал. 2017. 172 с.
6. Сухова Л.В. Технология кинотренинга в преподавании английского языка // Современные технологии и методы обучения иностранным языкам. М.: Издательство «Экзамен». 2006. С.299-301.
7. Фесенко О.П. Тренинг в системе преподавания русского языка как иностранного // Концепт. 2019. №1. С. 1-15.
UDC 372.881.1
TRAINING AS AN ACTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHOD: CONTENTS AND STRUCTURE
Elena N. Nuzhdova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
nuzhdova.elena@mail .ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia
Abstract. Training as an active form of teaching a foreign language has a number of important characteristics that distinguish it from other forms and methods. The features of its structure, applied nature, the possibility of including different components make it a convenient tool in the foreign language skills formation. The research data can be used in foreign languages teaching methodology courses, as well as in foreign language classes.
Key words: training, teaching method, foreign language, language education, training stages, film-based training.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.