Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 3
Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2023. N. 3 ISSN2073-5537 (Print), ISSN2309-9798 (Online)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF LOGISTICS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT
Научная статья УДК 338
https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-82-87 EDN KSWISO
Тренды и перспективы развития логистики в интернет-торговле на примере доставки на последней миле маркетплейсов
Евгения Валерьевна Вирячева13, Марина Геннадьевна Трейман2
1Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия, у^а^еуа@таИгив
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В последние годы стремительно увеличился объем интернет-торговли. Доля интернет-продаж составляет 15 % от розничной торговли и 30 % от непродовольственной розничной торговли, а основная часть онлайн-продаж (73 %) - продажи на маркетплейсах. Большое значение в интернет-торговле имеет логистика, особенно доставка на последней миле, которая является сложной и дорогостоящей составной частью логистики. Курьеры вносят вклад в формирование «качества» товара для клиента, а «пробки» и количество заказов усложняют процесс планирования и увеличивают стоимость услуги. В настоящее время доставка на последней миле - это услуга с высоким уровнем автоматизации и высоким достигнутым стандартом качества: доставка в заданный интервал времени, доставка за 15 минут, отслеживание заказа, доставка с примеркой и др. Отмечено, что относительно недавно маркетплейсы жертвовали операционной эффективностью в погоне за клиентами и показателями роста, сегодня в отсутствие западного финансирования на первое место выходит операционная эффективность и много действий маркетплейсов связано с ее повышением. В логистике на последней миле наблюдается тенденция к переносу расходов на доставку с маркетплейса на конечного потребителя или поставщика товаров (в зависимости от выбранных поставщиком торговых условий). Услуга стала стандартизованной, и маркетплейсы начинают отказываться от собственных служб доставки, использовать аутсорсинг. Можно предположить, что следующим шагом на пути повышения операционной эффективности в крупных городах станет зонирование доставки по областям с выделением дарксторов, также возможно объединение пунктов выдачи товара различных маркетплейсов и их приближение к конечному потребителю.
Ключевые слова: маркетплейс, интернет-торговля, логистика интернет-торговли, доставка на последней миле, лояльность покупателя
Для цитирования: Вирячева Е. В., Трейман М. Г. Тренды и перспективы развития логистики в интернет-торговле на примере доставки на последней миле маркетплейсов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 3. С. 82-87. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-82-87. EDN КЯШ^О.
© Вирячева Е. В., Трейман М. Г., 2023
Original article i
h
Trends and prospects for logistics development in e-commerce |
on the example of the last mile delivery of marketplaces V
r
Evgenia V. Viryacheva1M, Marina G. Treiman2 |
i n
Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, M
Saint-Petersburg, Russia, [email protected] G
2Saint-Petersburg State University of Economics, e
Saint-Petersburg, Russia d
s
--g
Abstract. In recent years the volume of online commerce has increased rapidly. The share of online sales is 15% p
of retail and 30% of non-food retail, and the bulk of online sales (73%) are sales on marketplaces. Logistics is of great p
importance in online commerce, especially last-mile delivery, which is a complex and expensive component of logis- t
tics. Couriers contribute to the formation of the "quality" of the goods for the client, and "traffic jams" and the number f
of orders complicate the planning process and increase the cost of the service. Currently, last mile delivery is a service l
with a high level of automation and a high achieved quality standard: delivery at a specified time interval, delivery in era
15 minutes, order tracking, delivery with fitting, etc. More recently, marketplaces sacrificed operational efficiency in &
pursuit of customers and growth indicators. Today, in the absence of Western financing, operational efficiency comes d
first and many actions of market places are associated with its increase. In logistics, there is a tendency at the last mile e
to shift the cost of delivery from the marketplace to the end consumer or supplier of goods (depending on the trading p
conditions chosen by the supplier). The service has become standardized, and marketplaces are beginning to abandon |
their own delivery services and use outsourcing. It can be assumed that the next step towards improving operational i efficiency in large cities will be the zoning of delivery by regions with the allocation of darkstores. It can also be
as- e
sumed that there will be a unification of the points of delivery of goods of various marketplaces and their approxima- §
tion to the final consumer. m
Keywords: marketplace, e-commerce, e-commerce logistics, marketplace logistics, last mile delivery, marketplace e
trends, last mile delivery trends in e-commerce §
e
For citation: Viryacheva E. V., Treiman M. G. Trends and prospects for logistics development in e-commerce on the
ex- e
ample of the last mile delivery of marketplaces. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. m
2023;3:82-87. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-82-87. EDN KSWISO. e
o t
Введение
взаимодеиствия с конечным грузополучателем, e
Термин «последняя миля» относительно недав- недоступность клиента или его опоздание, задерж- t
но внесен в логистическую науку, смысл его за- ки по маршруту доставки у других грузополучате- l
ключается в доставке товара из центра распределе- леИ и т. д. При этом на последнюю милю прихо- d
ния до конечного клиента. В последние три года дятся наибольшие логистические затраты компа- v
изменения по «последней миле» можно назвать нии [1, 2]. y
значительными, т. к. произошло существенное m
смещение операционной структуры цепи поставок: Материалы исследования k
за счет использования системы интернет-торговли Интернет-торговля стремительно проникает p
упростилась передача информации и ускорилось в жизнь обывателей, в 2022 г. почти 60 % населе- рТ
движение по цепи поставок. «Последняя миля» ния Российской Федерации трудоспособного воз- т формирует у клиента отношение к интернет- раста были знакомы с заказом товаров по интерне-торговле. По мнению экспертов, для 67 % компа- ту и почти 40 % совершали покупки онлайн ний организация этапа последней мили является 2-3 раза в месяц (рис. 1) [3].
существенной проблемой, поскольку на последнем Пандемия коронавируса в 2020 г. придала про-этапе сейчас существует много мелких деталей цессу развития онлайн-торговли новый толчок: и сложностей, которые не позволяют сделать до- ассортимент товаров, представленных в интернете, ставку до конечного клиента эффективной: узкий расширился, сервис процессов заказа и доставки интервал доставки и сложность составления марш- улучшился. Наблюдается постоянный рост количе-рута для курьера с такими интервалами, «пробки» ства заказов в интернет-торговле с незначитель-по пути следования курьера, отсутствие клиента на ным замедлением в 2022 г. (рис. 2, 3). месте в заданный интервал времени, сложности
Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 3
ISSN2073-5537 (Print), ISSN2309-9798 (Online)
Теоретические r практические проблемы логистики r управления цепями поставок
н а
V С
^ S?
I*
5
яя<-go«
Ssa
» 3 «
8 i S
Й £ g
и
58,3
50,2
52,4
42,4
37,4
29,9
16,8
20,8
25,1
10
П
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Год
И
я И
Рис. 1. Распространение онлайн-торговли в России [3] Fig. 1. Penetration of online commerce in Russia [3]
Рис. 2. Динамика увеличения онлайн-заказов [4] Fig. 2. Dynamics of increasing online orders [4]
Рис. 3. Динамика изменения уровня онлайн-заказов в России [4] Fig. 3. Dynamics of changes in the level of online orders in Russia [4]
Доля интернет-продаж достигла в 2022 г. 15 % от всей розничной торговли и 30 % от непродовольственной розничной торговли.
Основная часть продаж в интернет-торговле -это продажи маркетплейсов. Их доля в ноябре 2022 г. составила 73 % и постоянно увеличивается, одной
из причин этого эксперты называют уход с рынка в 2022 г. части игроков, товары которых перестали быть доступными в фирменных магазинах. Фактически маркетплейсы становятся законодателями всех изменений в интернет-торговле (рис. 4) [5].
V
Рис. 4. Рост доли маркетплейсов в интернет-торговле [5] Fig. 4. The growth of the share of marketplaces in online commerce [5]
Важной составляющей в работе маркетплейсов является логистика. Доля затрат на логистику в цене товара варьируется в зависимости от ассортимента и составляет до 40 %. Самая сложная и дорогостоящая составляющая логистики в интернет-торговле - доставка на последней миле. На этой стадии происходит общение с конечным потребителем и у конечного потребителя окончательно формируется понимание «качества товара». В интернет-торговле общение происходит с «непрофессиональными продавцами», курьерам сложно предоставить тот уровень сервиса, который спроектировал производитель или дистрибьютер товара. В дополнение к вышесказанному - на этой стадии товар перемещается небольшим объемом и в самых тяжелых дорожных условиях, в густонаселенных районах с «пробками» по пути следования.
Высокая конкуренция на рынке интернет-торговли на этапе ее бурного развития в 2020-2021 гг. привела к занижению стоимости доставки для клиента на последней миле. В современных условиях ввиду отсутствия западного финансирования игроки ведут себя менее рискованно и работают над повышением операционной эффективности. Повышение тарифов началось в начале 2022 г. и продолжается сегодня.
Чтобы обеспечить нужный уровень сервиса, развивались собственные курьерские службы маркет-плейсов. Можно отметить завершение процесса
в
о. p
стандартизации уровня сервиса и достаточно высокий его уровень (узкий интервал доставки, возможность поменять адрес после заказа, примерка и другие сервисные опции), что сделало возможным специализацию на последней миле. Услуги курьерской доставки теперь предоставляются специализированными курьерскими службами и важным становится удержание достигнутого уровня сервиса [6, 7].
Доставка на последней миле стала высоко-нагруженным ИТ-продуктом. Теперь доступна маршрутизация на основе карт в заданный узкий интервал доставки, отслеживание состояния доставки заказа и курьера в пути, информирование о проблемах и оценка качества предоставленной услуги. Практически все стадии доставки на последней миле автоматизированы, невозможно представить эффективную операционную работу в условиях постоянно растущего количества заказов без автоматизации. Высоким уровнем автоматизации отличаются все крупные операторы.
Следом за собственными курьерскими службами перестанет быть преимуществом и наличие собственной сети постаматов или пунктов выдачи заказов. Процедуры в пунктах выдачи стандартизованы, отличается лишь программное обеспечение, поэтому дальнейший шаг по снижению издержек возможен в результате объединения пунктов выдачи заказов [8, 9].
< а
y
8S
Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 3
ISSN2073-5537 (Print), ISSN2309-9798 (Online)
Теоретические и практические проблемы логистики и управления цепями поставок
и
S-
и
Существует еще одна возможность снижения издержек на последней миле, которая имеется в крупных населенных пунктах, - длина маршрута и необходимость в транспортном средстве. Если укоротить последнюю милю, переместив точку отправления заказа в дарксторы (или минисклады), расположенные в различных густонаселенных районах города, длина маршрута будет более короткой, а вероятность попадания в заданный интервал доставки - выше. Одновременно с изменением длины маршрута возникает возможность использовать различные виды транспорта или не использовать транспорт вообще: на коротких дистанциях могут использоваться пешие курьеры, на средних дистанциях - курьеры на велосипедах, на относительно длинных дистанциях или при доставке тяжелого груза - курьеры на автомобилях.
Заключение
Эффективность доставки товаров на последней миле является ключевым фактором снижения операционных затрат и повышения эффективности маркетплейсов. Работа в этом направлении является приоритетной для большинства компаний в рассматриваемой отрасли в текущем году. Основными перспективными подходами в данном направлении являются сокращение длины маршрута на последней миле и объединение усилий различных операторов (логистических компаний, маркетплейсов, интернет-магазинов, оффлайн-магазинов). В перспективе может наблюдаться приближение он-лайн-торговли по своему формату к оффлайн-торговле: пункты выдачи, постаматы и дарксторы станут ближе к конечному потребителю (по аналогии с магазинами «у дома»).
Список источников
1. Локтионова Е. В. Логистика последней мили: уроки воздействия пандемии // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика: материалы II Нац. науч.-образов. конф. (Санкт-Петербург, 21 октября 2021 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 36-39.
2. Хилько В. Б. Доставка товаров на последней миле: человек к товару или товар к человеку // XXXV Междунар. Плеханов. чтения: сб. ст. аспирантов и молод. ученых (Москва, 07-08 апреля 2022 г.). М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2022. С. 76-81.
3. Развитие онлайн-торговли в России. 2022 / Ян-дексМаркет и GfK Rus. URL: https://yandex.ru/company/ researches/2022/ecomdash?region=russia (дата обращения: 26.04.2023).
4. Тренды онлайн-продаж 2022-2023 / Data Insight. URL: https://datainsight.ru/DI_Virin_Trends2022-23 (дата обращения: 04.03.2023).
5. Интернет-торговля в России / Data Insight. URL:
https://datainsight.ru/eCommerce_2022 (дата обращения: 26.04.2023).
6. Даутова Э. Р. Краудсорсинг для перевозки последней мили // Цифровая трансформация бизнеса: модели и решения: сб. науч. тр. Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Тамбов, 20-21 декабря 2019 г.). Тамбов: Юком, 2020. С. 212-216.
7. Последняя миля для интернет-торговли / Data Insight. URL: https://datainsight.ru/DI_LastMile2022 (дата обращения: 04.03.2023).
8. Михайлюк М. В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экон. науки. 2019. № 172. С. 57-61.
9. Стадник В. В. Логистика последней мили и ее роль в конкурентоспособности e-commerce // Проектный менеджмент: проблемы и перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 07 декабря 2021 г.). Саратов: Амирит, 2021. С. 161-163.
References
1. Loktionova E. V. Logistika poslednei mili: uroki vozde-istviia pandemii. Logistika: forsait-issledovaniia, professiia, praktika [Logistics of the last mile: lessons from the impact of the pandemic Logistics: foresight research, profession, practice]. Materialy II Natsional'noi nauchno-obrazovatel'noi kon-ferentsii (Sankt-Peterburg, 21 oktiabria 2021 g.). Saint-Petersburg, Izd-vo SPbGEU, 2021. Pp. 36-39.
2. Khil'ko V. B. Dostavka tovarov na poslednei mile: chelovek k tovaru ili tovar k cheloveku [Delivery of goods on the last mile: person to product or product to person]. XXXV Mezhdunarodnye Plekhanovskie chteniia: sbornik statei aspirantov i molodykh uchenykh (Moskva, 07-08 apre-lia 2022 g.). Moscow, Izd-vo REU imeni G. V. Plekhanova, 2022. Pp. 76-81.
3. Razvitie onlain-torgovli v Rossii. 2022 [Development of online commerce in Russia. 2022] IandeksMarket i GfK Rus. Available at: https://yandex.ru/company/researches/ 2022/ecomdash?region=russia (accessed: 26.04.2023).
4. Trendy onlain-prodazh 2022-2023 [Online sales trends 2022-2023]. Data Insight. Available at:
https://datainsight.ru/DI_Virin_Trends2022-23 (accessed: 04.03.2023).
5. Internet-torgovlia v Rossii [Online trading in Russia]. Data Insight. Available at: https://datainsight.ru/ eCommerce_2022 (accessed: 26.04.2023).
6. Dautova E. R. Kraudsorsing dlia perevozki poslednei mili. Tsifrovaia trans-formatsiia biznesa: modeli i resheniia [Crowdsourcing for the trans-portation of the last mile. Digital business transformation: models and solutions]. Sbornik nauchnykh trudov Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii (Tambov, 20-21 dekabria 2019g.). Tambov, Iukom Publ., 2020. Pp. 212-216.
7. Posledniaia milia dlia internet-torgovli [The last mile for online trading]. Data In-sight. Available at: https://datainsight.ru/DI_LastMile2022 (accessed: 04.03.2023).
8. Mikhailiuk M. V. Marketpleisy kak faktor progres-sivnoi transformatsii in-ternet-torgovli v Rossii: logistich-eskii aspekt [Marketplaces as a factor of progressive transformation of e-commerce in Russia: logistical aspect]. Ekonomicheskie nauki, 2019, no. 172, pp. 57-61.
9. Stadnik V. V. Logistika poslednei mili i ee rol' v konku-rentosposobnosti e-commerce. Proektnyi menedzhment: prob-lemy i perspektivy razvitiia [Logistics of the last mile and its role in the competitiveness of e-commerce. Project manage-
ment: problems and prospects of development]. Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Saratov, 07 dekabria 2021 g.). Saratov, Amirit Publ., 2021. Pp. 161-163.
Статья поступила в редакцию 17.05.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 08.09.2023 The article was submitted 17.05.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 08.09.2023
V
Информация об авторах I Information about the authors
в
о. p
Евгения Валерьевна Вирячева - кандидат экономических наук; доцент кафедры маркетинга и логистики; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; [email protected]
Evgenia V. Viryacheva - Candidate of Economic Sciences; Assistant Professor of the Department of Marketing and Logistics; Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design; [email protected]
Марина Геннадьевна Трейман - доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры менеджмента и инноваций; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; [email protected]
Marina G. Treiman - Doctor of Economic Sciences, Assistant Professor; Professor of the Department of Management and Innovation; Saint-Petersburg State University of Economics; [email protected]
< a
y