УДК 621.56/.59
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК RPS-4000 ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИКА И ФИЗИКА НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР»
М.В. Гоконаев, Ю.А. Юрков (КамчатГТУ)
Обсуждаются перспективы и преимущества использования тренажерного комплекса ТРАНЗАС (RPS-4000) при обучении курсантов и студентов мореходного факультета КамчатГТУ.
Prospects and advantages of simulator complex TRANZAS (RPS-4000) usage in the process of students’ and cadets training in Kamchatka State Technical University are considered in the article.
В 2007 г. на кафедре холодильных машин и установок проводилась опытная эксплуатация программного обеспечения (ПО) «Тренажер холодильных установок RPS-4000». Тренажер адаптирован к условиям использования холодильных установок на судах рыбопромыслового, морского и речного флотов, в пищевой и рыбной отраслях промышленности, а также на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Компьютерный тренажер позволяет достаточно подробно изучить устройство промышленной холодильной установки, порядок ее безопасного пуска и останова, работу контрольноизмерительных приборов и средств автоматизации; отработать методы безопасной эксплуатации, способы регулирования и управления холодильной установкой, порядок действия в случае возникновения аварийных ситуаций и отказов оборудования, что невозможно выполнить на лабораторных установках. Все элементы, узлы и системы холодильных установок сгруппированы по функциональным признакам и представлены в виде мнемосхем и панелей управления.
В состав тренажерного комплекса, представленного на рисунке, входит программное обеспечение, состоящее из ПО рабочего места инструктора и рабочих мест обучаемых (от 1 до 12), и рабочая документация.
Рабочее место Просмотр упражнений
инструктора
Рабочие места обучаемых
Тренажер может поставляться как в однопользовательской, так и в сетевой конфигурации. При однопользовательской версии ПО (в усеченном виде) инструктора и ПО обучаемого устанавливаются на один компьютер.
Тренажер удобен в работе, обладает высокой наглядностью и позволяет проводить эффективное обучение и проверку знаний учащихся по дисциплинам «Монтаж, эксплуатация и ремонт холодильных установок», «Холодильные машины и установки», «Автоматизация холодильных установок» специальности 140401 «Техника и физика низких температур», а также по дисциплинам «Эксплуа-
тация судовых холодильных установок», «Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха» специальности 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок».
В перечень функциональных возможностей тренажера входят [1]:
- обучение следующим операциям: подготовка систем к пуску и эксплуатации, несение дежурства (вахты) при эксплуатации, диагностирование и устранение аварийных ситуаций, проведение технологических и профилактических операций при эксплуатации (дозаправка холодильным агентом, дозаправка компрессора маслом, выпуск воздуха и др.);
- контроль параметров по индикаторам, представленным во всех важных точках систем;
- моделирование наиболее часто встречающихся неисправностей;
- срабатывание звуковой и световой системы АПС при достижении опасных значений всех контролируемых параметров, принятых в реальных условиях;
- срабатывание системы защиты при достижении предельно допустимых значений одного из контролируемых параметров, принятых в обычной практике эксплуатации.
По заключению специалистов Международной академии холода, тренажерный комплекс производства «Транзас» [2] имеет следующие основные достоинства:
- объективность (соответствие международным требованиям);
- уникальность (в России и за рубежом нет комплексов, аналогичных разработанному);
- универсальность (возможность использования комплекса как для обучения студентов, так и для повышения квалификации, переподготовки, проверки компетентности и аттестации специалистов);
- достоверность (глубина и правильность моделирования, наглядность и реалистичность воспроизведения всех функций и замеров контролируемых параметров, имитация типичных неисправностей и аварийной работы);
- вариативность (возможность работы с ручным и автоматическим управлением);
- гибкость (возможность настройки для использования в групповых и индивидуальных занятиях).
Тренажер обеспечивает следующие виды подготовки:
- самостоятельная подготовка обучаемых;
- индивидуальная подготовка обучаемых при работе с инструктором (каждый обучаемый отрабатывает конкретную задачу на своем рабочем месте);
- групповая подготовка обучаемых при работе с инструктором (все обучаемые решают одинаковые задачи на своих рабочих местах);
- подготовка совместной работы обучаемых (все обучаемые работают одной командой, где каждый решает свою задачу для конкретного узла холодильной установки).
К основным неисправностям, моделируемым в тренажере, относятся:
- поломка компрессоров, вентиляторов и насосов;
- загрязнение фильтров: газового, масляного, охлаждающей воды;
- загрязнение конденсаторов и маслоохладителей от воды;
- поломка соленоидных вентилей в системах хладагента;
- отказ системы сигнализации и защиты по уровню хладагента (аммиак) в промежуточном сосуде и циркуляционном ресивере;
- утечка хладагента и масла из системы;
- переполнение систем хладагентом;
- скопление воздуха в системе хладагента;
- нарастание «снеговой шубы» на поверхностях охлаждения;
- влажный ход компрессоров;
- загазованность рефотделения;
- пожар в машинном отделении;
- др.
Как показал контроль знаний студентов, тренажерный лабораторный комплекс холодильных установок является эффективной системой обучения, отработки навыков и проверки знаний персонала, обслуживающего рефрижераторные установки, - инженеров холодильной техники и судовых механиков рефрижераторных установок.
Опыт эксплуатации тренажерного комплекса Транзас КР8-4000 свидетельствует о возможности и необходимости его использования в учебных целях для обучения курсантов и студентов мореходного факультета навыкам эксплуатации судовых и береговых холодильных установок.
Литература
1. Компьютерный тренажер холодильных установок RPS-4000: Модель «Провизионные кладовые, рефрижераторный транспорт, морозильный комплекс, рыбокомбинат, кондиционер»: Руководство для обучаемого. - СПб.: Transas Ltd, 2005.
2. http://www.Transas