требования
оперативно-служебной деятельности к психологической подготовленности участковых инспекторов милиции
Волков А.А., Бакулин А.В.
В различных документах МВД РФ неоднократно подчеркивалось значение мастерства, умения тех, кто призван вести борьбу с правонарушителями. В то же время для умения быстро пресекать и раскрывать совершенные преступления не всегда хватает профессионально развитых психологических качеств. К профессионально необходимых психологическим качествам участковых инспекторов милиции относятся профессиональная наблюдательность и память, которые нуждаются в дополнительном психологическом анализе именно в контексте специфики профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная сфера личности, аффект, гнев, страх, тревоги, психологическая адаптация, психологическая подготовка.
Бурные экономические и социальные преобразования на современном этапе развития российского общества предопределили высокую значимость проблемы изучения человека как субъекта деятельности. От уровня подготовки личности: профессиональной, правовой, психологической - во многом зависит ее личный успех, успех предприятия и развитие общества в целом.
Проблема влияния профессиональной деятельности на личностные особенности профессионала привлекает внимание представителей различных отраслей психологии. Как показывают исследования, каждая профессия предъявляет к индивидуальным психологическим качествам человека свои требования, тем более объемные и настоятельные, чем сложнее и ответственнее ее содержание. И в тоже время сама профессиональная деятельность, будучи значимой для человека, оказывает заметное влияние на его ценностные ориентиры, установки, мотивы деятельности (И.В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов,
A.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, К.М. Гуревич, С.Т. Джа-нерьян, А.И. Донцов, П.Н. Ермаков, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, А.В. Петровский, А.А.Реан, З.И. Рябикина, В.И. Слободчиков,
B.В. Столин, В.Д.Шадриков, М.С. Яницкий и др.).
Особое значение при этом приобретает изучение
видов деятельности, связанных с обеспечением правопорядка, безопасности граждан и их имущества. В настоящее время накоплен огромный материал, посвященный проблемам совершенствования профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов и иных государственных структур (В.С. Агеев, П.П. Баранов, С.П. Безносов,
В.Л. Васильев, А.А. Деркач, О.Ю. Михайлова, А.И. Пап-кин, В.М. Поздняков, А.М. Столяренко, А.Р. Ратинов, В.Ю. Рыбников и др.). К сожалению, недостаточно разработанными остаются психологические аспекты такого вида правоохранительной деятельности как деятельность участковых инспекторов.
Участковые инспектора представляют собой один из самых многочисленных отрядов сотрудников милиции, выполняющих большой объем работы по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. От того, насколько профессионально, грамотно они осуществляют порученные им обязанности, во многом зависит успех этой деятельности. В решениях МВД РФ и других документах неоднократно отмечалась необходимость повышать уровень профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел. Нарастающая сложность задач и возросшие требования к эффективности деятельности повышают роль выполнения этих указаний, а также научного изучения этой задачи.
Анализ практики деятельности участковых инспекторов милиции и данные науки указывают на необходимость научного исследования психологической подготовленности этой категории работников. Это обусловлено тем, что знание психологии людей, интересов, мотивов поведения и поступков выступает важным условием успехов в деятельности участковых инспекторов милиции. Чтобы воздействовать на людей с какими-либо шансами на успех, необходимо знать не только приемы воздействия, но и алгоритмы реализации этих приемов, человеческий материал, на который предстоит воздействовать.
Умение учитывать психологию должно позволить участковым инспекторам строить свою деятельность
в соответствии с принципами гуманизма, законности, уважения прав человека [7].
Конфликтный характер правоохранительной деятельности [5, 18] повышает роль строгого учета психологии взаимоотношений с различными категориями лиц. Работники милиции должны уметь «с максимальной эффективностью и в рамках законности воздействовать на противника, граждан, пресекать панические настроения толпы, нейтрализовать или делать своим союзником социально пассивную часть населения» [14, с. 68]. Нормативные документы МВД РФ подчеркивают недопустимость высокомерного тона, грубости, заносчивости, иронического или невежливого изложения замечаний, выражений и реплик, оскорбляющих человеческое достоинство, угроз, нравоучений, несправедливых упреков, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающих жестов или знаков в общении с гражданами. Участковый инспектор не может вступать с гражданами в пререкания споры, терять выдержку и самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными, неприязненными чувствами к тем или иным лицам.
Несмотря на трудности в общении с гражданами [32, 35], особенно нарушителями, среди которых могут быть лица, имеющие преступный опыт [23], участковый инспектор должен уметь учитывать психологические факторы, а для этого ему необходимо : понять, что за человек перед ним, его общественное положение (должность, звание, профессия и т.д.); состояние, в котором он находится (радости, аффекта, гнева, страха, тревоги и др.), его индивидуально-психологические особенности, возможное обострение и предотвращение конфликта, установление взаимопонимания, оказание на него психологического воздействия [28] с целью получения необходимого результата. Перед работниками милиции постоянно возникают задачи психологического характера, решение которых происходит в условиях острого дефицита времени, поэтому надо уметь распознавать характер назревающего (происходящего) события, объективно его оценивать и принимать правильное решение [28]. При проверке массовых спортивных мероприятий работникам милиции необходимо «изучать психологические особенности поведения болельщиков, их эмоциональное состояние, реакцию на действия милиции; применять необходимо лишь те меры, реакция на которые будет положительной (либо терпимой), либо такой, которую можно быстро и легко нейтрализовать» [17, с. 44]. Анализ методов охраны общественного порядка показал, что моральное и физическое воздействие на правонарушителя в немалой степени обусловлено психологическими аспектами не только выбора воздействия, с учетом психологии правонарушителя, но
и своих возможностей [15]. Особенно это проявляется при осуществлении крайних мер принудительного воздействия (административное задержание - ст. 165 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях; задержание подозреваемого в совершении преступления - ст. 122 УПК РСФСР), личного досмотра и досмотра вещей, изъятия вещей и документов (согласно Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) применения приемов самбо, наручников, связывания (Устав патрульно-постовой службы), применения оружия (Устав патрульно-постовой службы) и других мер, где высока степень профессионального риска и нарушений законности.
Ряд других психологических особенностей оперативно - служебной деятельности работников милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью отмечается в работах И.К. Шахрима-ньяна и др. [3, 6, 10, 11, 34].
Таким образом, участковому инспектору в оперативно-служебной деятельности нужна психологическая информированность о людях, их поведении и поступках, обстановке места происшествия, выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, охране задержанных и арестованных и других профессионально важных особенностей оперативной обстановки, а также умения использовать её при принятии решения и выполнения различных действий.
На улицах, площадях и других общественных местах участковые инспектора милиции постоянно сталкиваются при выполнении оперативно-служебных задач с различными антиобщественными проявлениями: убийствами, грабежами, кражами, изнасилованиями, хулиганством и другими видами правонарушений, протекающими при столкновении человеческих страстей, интересов, потребностей, которые требуют от работника милиции стойкости, твердости духа, самоотверженности, смелости, решительности и других качеств, необходимых для защиты интересов граждан.
К числу стрессогенных факторов оперативно-служебной деятельности для участкового инспектора милиции, требующих от него высокой психологической устойчивости, относятся:
- высокая значимость решаемых задач;
- высокая ответственность;
- большие объективные трудности на пути решения задач и значительная вероятность неудач;
- высокая цена ошибок их последствий;
- риск, наличие опасных факторов (огонь, высота, оружие в руках преступника, агрессивные действия правонарушителя и др.);
- быстротечность событий и нехватка времени;
- помехи (отвлечения, шум, крики, холод или жара, темнота и др.);
- неприятные, травмирующие человеческую психику объекты, события (трупы, кровь, страдания потерпевших и др.);
- индивидуальный характер выполнения некоторых сложных задач, при выполнении которых рассчитывать приходится только на самого себя;
- оскорбительные высказывания и действия правонарушителей;
- часто встречающаяся внезапность, новизна, необычность обстоятельств предупреждения, расследования и раскрытия преступлений [28]. Ряд ситуаций охраны общественного порядка насыщен решением следующих оперативно-служебных задач:
- пресечение правонарушений в местах скопления людей, а также задержание зачинщиков и активных участников групповых правонарушений общественного порядка, при этом участковые инспектора должны проявлять осторожность и осмотрительность, учитывать возможную реакцию присутствующих граждан, чтобы своими действиями не вызвать осложнения обстановки;
- действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, которые требуют от участковых инспекторов высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться и строго соблюдать законность;
- доставление в отделения милиции лиц, совершивших мелкое хулиганство и мелкую спекуляцию, занимающихся попрошайничеством, бродяжничеством и другими нарушениями общественного порядка, не допуская при этом задержания граждан за малозначительные нарушения и другие [2, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 29].
Решение этих оперативно-служебных задач требует от участковых инспекторов милиции высокого уровня психологической устойчивости к экстремальным условиям деятельности.
В-третьих, особые требования предъявляются к участковым инспекторам милиции по развитию у них специальных способностей при решении оперативно-служебных задач. Еще в начале 20-го века развитию этих качеств уделялось большое внимание.
В различных документах МВД РФ неоднократно подчеркивалось значение мастерства, умения тех, кто призван вести борьбу с правонарушителями. Однако решительности, как отмечалось в них, у нас довольно. В то же время для умения быстро пресекать и раскрывать совершенные преступления не всегда хватает профессионально развитых психологических качеств. К профессионально развитым психологическим качествам участковых инспекторов милиции относятся профессиональная наблюдательность и
память. Эти качества необходимы, чтобы:
- выявлять лиц, подозреваемых в совершении преступлений, бродяг и попрошаек, пресекать нарушения общественного порядка, вести наблюдение за этими лицами;
- выявлять лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
- точно устанавливать местоположение и расположение транспортных средств и пострадавших в момент происшествия, следы торможения, их длину и эти данные сообщать или излагать в рапорте;
- знать приметы разыскиваемых преступников и похищенного имущества и т.д. на основе использования композиционного и словесного портретов [4, 8, 30, 13, 27, 31];
- вести наблюдение за расположенными на территории маршрутов и постов промышленными, торговыми и иными предприятиями, знать порядок работы их охраны;
- обращать особое внимание на выяснение наличия у преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, огнестрельного и холодного оружия и обеспечение мер предосторожности;
- пользоваться при личном сыске словесными портретами для распознания и задержания преступника1;
- запоминать и делать на месте происшествия, по возможности, необходимые записи об обстоятельствах, могущих с течением времени исчезнуть или измениться;
- установить запахи, состояние погоды, температуру, направление ветра, характер освещения при совершении преступления и т.д.;
- особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности и неизменности положения: орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц земли, штукатурки, окурков, спичек и т.д.;
- проявлять осмотрительность и осторожность, учитывать возможную реакцию присутствующих граждан, чтобы своими действиями не вызвать осложнения обстановки [18, 33].
1 В практике оперативнослужебной деятельности участковых инспекторов милиции высоко ценится умение "найти преступника личным сыском, умение пользоваться ориентировками, которые очень кратко даются на разводах и заданиях дежурными, во время патрулирования... А ведь это не так просто. Часто требуется всего одно слово, чтобы развязать узел, найти преступника по отдельным особенностям словесного портрета. Без него несение патрульнопостовой службы не всегда дает желаемые результаты" [21, с. 3].
Работники милиции при выполнении служебных обязанностей часто являются очевидцами правонарушений. «Повышение качества восприятия такого очевидца объясняется тем, что он заранее, хотя бы в общих чертах, знает особенности, "опознавательные признаки" предмета, которые ему предстоит воспринять, что делает его показания наиболее полными и правильными... В момент восприятия происшествия он как бы отыскивает определенные признаки, соотнося их с имеющимися в его памяти эталонами аналогичных событий» [1, с. 17].
МВД РФ принимает меры по повышению профессионального мастерства участковых инспекторов милиции, рассматривая их профессиональную подготовку как организованный и целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения оперативно - служебных задач. Нормативные акты МВД РФ запрещают назначать без первоначальной подготовки сотрудников к несению службы, которая складывается из ознакомительного периода и обучения на курсах первоначальной подготовки в учебных центрах МВД-УВД.
МВД РФ требует и далее повышать качество обучения участковых инспекторов милиции, в частности - поднять значение психологической подготовки, тренировок по нормативам, практических занятий в обстановке максимально приближенной к реальным условиям оперативно-служебной деятельности. Практика деятельности органов внутренних дел подтверждает такую необходимость. Результаты опросов выпускников учебных подразделений МВД-УВД показали, что только половина опрошенных считает себя подготовленными для самостоятельного несения службы, 33,1 % опрошенных - не совсем подготовленными, 3 % - не подготовленными и 12,7 % воздержались от ответа на этот вопрос. Вместе с тем, 66,5 % респондентов отметили недостаток практических навыков и опыта работы и только 17,1 % указали на проблемы в теоретических знаниях [10].
Практика подготовки слушателей в учебных заведениях МВД РФ показывает, что она не всегда достигает требуемых результатов, еще недостаточно вооружает выпускников надежными навыками в обращении с оружием и умелым его применением, умение в совершенстве владеть приемами самбо и способностью преодолевать большие физические нагрузки, работать с людьми , слабо развивает профессиональную наблюдательности и память. Это отрицательно сказывается на результатах по выявлению разыскиваемых лиц личным сыском, помощи, например, участковых инспекторов милиции сотрудникам УР и ОБЭП в обнаружении похищенного имущества и
лиц, сбывающих его в общественных местах, на эффективности работы по выявлению лиц, совершивших административные правонарушения. Имеют место конфликты с гражданами, случаи неправомерного и неумелого применения оружия и боевых приемов самбо, ведущих к нарушениям законности в деятельности участковых инспекторов милиции. Поэтому многие специалисты указывают на необходимость поднять уровень профессионального мастерства участковых инспекторов милиции средствами психологической подготовки, что должно способствовать повышению эффективности деятельности подразделений в целом. Психологическая подготовка участковых инспекторов милиции, как одно из средств повышения профессионального мастерства, должна быть направлена на то, чтобы дать обучаемым правильное представление о реальных условиях будущей служебной деятельности и подготовить их к самостоятельным и умелым действиям. Другие авторы подчеркивают актуальность обучения личного состава приемам и методам выявления преступных элементов, использованию при их розыске словесного портрета, примет похищенных вещей; выявлению потерпевших, очевидцев и свидетелей преступления, развитию профессиональной наблюдательности и памяти [9, 12].
Таким образом, анализ требований и практики оперативно-служебной деятельности к психологической подготовленности участковых инспекторов милиции, нормативных документов и научной постановки проблем рядом юристов, разрабатывающих проблемы охраны общественного порядка, указывают на целесообразность научного изучения возможностей психологической подготовки участковых инспекторов милиции в учебных заведениях МВД и органах внутренних дел, научных основ её организации и проведения.
На основании изложенного выше, можно сделать следующие выводы.
1. В уровне психологической подготовленности участковых инспекторов милиции скрыты значительные потенциальные возможности, оказывающие влияние на успешность выполнения оперативно -служебных задач, а в числе основных компонентов, определяющих её сформированность, можно выделить: профессионально-психологические умения, психологическую устойчивость, профессиональную наблюдательность и память.
2. Психологическая подготовка участковых инспекторов милиции в учебных заведениях МВД РФ и органах внутренних дел имеет большие возможности по повышению уровня психологической подготовленности к оперативно-служебной деятельности и требует научного осмысления.
литература
1. Алексев А.И. Психологические особенности очевидцев. - М., 1972.
2. Боровиков В.Б., Попов Л.Л. Условия правомерности применения оружия работниками милиции при задержания преступников. - М., 1985.
3. Бородин С.С. Патрульно-постовая служба милиции. - Л., 1983.
4. Виниченко И.Ф., Зиним А.М. Типологические признаки внешности человека / под ред. Т.А. Алексеевой. - М., 1975.
5. Водолазский Б.Ф. , Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. - Омск, 1976.
6. Дорожно-патрульная служба ГАИ / под ред. И.К. Шахриманьяна. - М., 1981.
7. Закон РСФСР о милиции. Ст. 3 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. -1991. - № 16, ст. 503.
8. Зинин А.М., Овсянникова М.Н. Установление преступников и других лиц по признакам внешности / под ред. В.А. Снеткова. - Омск, 1982.
9. Клубов Е.П. Профессионально важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера. - М., 1985.
10. Колодкин Л.М. Организционно-правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. -М., 1979.
11. Колодкин Л.М. Правовые основы службы в советской милиции. - М., 1983.
12. Комарь Н.Ф. Из опыта работы младших инспекторов // в сб.: Вопросы совершенствования личного сыска. - М., 1977. - С. 10-13.
13. Кузнецов П.С. Применение субъективных портретов в раскрытии преступлений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1983.
14. Насиновский В.Е. Тактика задержания вооруженных преступников в жилых помещениях. - М, 1978.
15. Околович Л.Я. Организация и тактика охраны общественного порядка на транспорте. - М., 1984.
16. Организация деятельности строевых частей и подразделений патрульно-постовой службы милиции / под. ред. И.Ф. Козина. - М., 1980.
17. Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых спортивных мероприятий / под ред. Л.Л. Попова. - М., 1985.
18. Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. -М., 1988.
19. Попов Л.Л., Сергеев А.И. Задержание работниками милиции нарушителей порядка и лиц,
подозреваемых в совершении преступления. -М., 1979.
20. Примерный перечень основных неотложных действий постового (патрульного) милиционера при получении сообщений при обнаружении преступления, чрезвычайного происшествия, при охране, конвоировании арестованных и задержанных и способов неотложной помощи пострадавшим. - Йошкар-Ола, 1970.
21. Равнение на передовых: Из опыта работы отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции г. Иваново. - М., 1980.
22. Ракушкин П.А. Тактика несения службы патрульными и постовыми милиционерами. - М., 1983.
23. Ратинов А.Р. , Ефремова Г.Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения / в сб.: Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. - С. 44-62.
24. Сборник задач по специальной подготовке курсантов подразделений МВД-УВД. - М., 1970.
25. Сборник нормативов по обучению рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных подразделениях и системе служебной подготовки органов внутренних дел. - М., 1981.
26. Сергеев А.И. Действия милиционеров на месте происшествия. - М., 1976.
27. Снетков В.А., Зинин А.М. Техника, тактика и методика изготовления субъективного портрета. -Омск, 1983.
28. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. - М., 1987.
29. Типовые и тактические действия патрульного, постового милиционера при обнаружении наиболее распространенных правонарушений (происшествий) и осложнении оперативной обстановки. - М., 1967.
30. Типы и элементы внешности. - М., 1979.
31. Торбин Ю.Г. Словесный портрет. Использование данных словесного портрета в ООР. - М., 1980.
32. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1979.
33. Чернилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно - служебных задач. -Минск, 1989.
34. Шахриманьян И.К. Психология деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ МВДСССР. - М., 1977.
35. Этикет и такт сотрудника милиции. - М., 1977.