♦
♦
- бережливое производство (lean production);
- 6 сигм;
- кайдзен (kaizen);
- сбалансированная система показателей (balanced scorecard);
- анализ характера и последствий отказов (failure mode and effect analysis);
- 20 ключей;
- бенчмаркинг;
- модели самооценки организации Д. Клеммера, Т. Конти, Дж. Далгаарда;
- другие.
В основе большинства современных концепций менеджмента качества лежат принципы всеобщего менеджмента качества (TQM). Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.
На современных российских промышленных предприятиях управление качеством является основой рационализации и повышения экономичности организационных и экономических процессов [2].
Деятельность в области менеджмента качества становится предпосылкой для установления партнерских отношений с отечественными и зарубежными потребителями, обеспечения благоприятного имиджа
предприятия, залогом участия в международных конкурсах, тендерах и т.д. Отмеченные обстоятельства способствуют повышению конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, степени диверсификации экспорта, обеспечению эффективности социально-экономической, институциональной и научно-технической устойчивости предприятия.
Внедрение в деятельность современного предприятия концепций менеджмента качества способствует обеспечению высокой мотивации деятельности персонала, высокой гибкости и адаптивности системы управления к изменениям внешней среды, динамичности внутренних процессов предприятия, возможности автоматизации бизнес-процессов.
Таким образом, в основе управления современным предприятием лежит концепция менеджмента качества, обеспечивающая ему конкурентные преимущества и устойчивые конкурентные позиции на рынке [4].
1. Верещагин К.Н. Совершенствование управления качеством процессов модернизации и развития систем газопроводов-отводов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2014.
2. Курынцев С.В. Формирование системы управления качеством продукции на промышленном предприятии как основа повышения его конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2007.
3. Управление качеством / под ред. С.Д. Ильенковой. М., 1998.
4. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (54). С. 113-117.
[email protected] Анастасия Александровна Гришнева,
аспирантка кафедры маркетинга, Мордовский государственный университет УДК 658.5:658.3 им. Н.П. Огарева
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В статье рассмотрены требования к компетенции и компетентности специалистов разного уровня, участвующих в процессах менеджмента качества. Автор стоит на позициях, что компетентность - это способность использовать и применять знания и навыки для достижения желаемых результатов, а компетенция - это характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д., что целесообразно использовать при разработке требований к компетентности сотрудников разного уровня, занятых различными видами деятельности в сфере менеджмента качества.
Ключевые слова: мониторинг, качество, компетентность, единство измерений.
A.A. Grishneva
REQUIREMENTS FOR EXPERTS INVOLVED IN THE PROCESS OF QUALITY MANAGEMENT
The paper describes the requirements for the expertise of professionals involved in quality management processes at all levels. The author argues that professional expertise is an ability to use and apply one's expertise in order to achieve the desired results while competence is a characteristic of a specialist. Competence is a set of knowledge, skill, experience, responsibility, etc., which should be used in the development of requirements for the expertise of employees involved in various activities in the field of quality management.
Keywords: monitoring, quality, competence, measuring unity.
Результативное функционирование системы менеджмента качества в организациях зависит в первую очередь от компетентности специалистов, участвующих в процессе мониторинга качества. Поэтому в основополагающих стандартах по требованиям к СМК, в частности в ГОСТе ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования», указывается, что организация должна:
- установить, определить и задавать необходимую компетентность лиц, осуществляющих работу под ее управлением, которая влияет на показатели деятельности организации в области качества;
- обеспечить, чтобы эти лица были компетентны на основе соответствующего образования, подготовки или опыта;
- где возможно, осуществлять действия по приобретению необходимой компетентности и оценивать результативность осуществленных действий;
- фиксировать и сохранять соответствующую документированную информацию, подтверждающую компетентность.
Автор стоит на позициях, что компетентность (competence) - это способность использовать (применить) знания и навыки для достижения желаемых результатов, как это трактует ИСО 9000:2015 п. 3.53. На продемонстрированную компетентность иногда ссылаются как на имеющуюся квалификацию [2].
Компетенция (competentia) - это характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д. [1]. Как отмечает Н.С. Яшин, именно компетенции сотрудников лежат в основе конкурентоспособности организации [3].
Как известно, требования к компетенции и компетентности сотрудников организации зависят от многих факторов:
- профиля деятельности: проектно-конструкторская, научно-исследовательская, производственная и т.д.;
- видов деятельности: разработка методик и проведение поверки и мониторинга качества, испытания образцов средств измерений с целью утверждения типа; разработка программ и проведение испытания стандартных образцов с целью утверждения типа; проведение метрологической экспертизы; разработка методик измерений и мониторинга параметров качества; проведение метрологического надзора и т.п.;
- административного статуса исполнителя.
Разработать единые общие требования к компетентности специалистов, занимающихся вопросами менеджмента качества, по мнению автора, невозможно.
Сейчас существуют типовые требования к тем или иным специалистам, которые могут быть приняты за основу при установлении требований к компетенции конкретного специалиста мониторинга качества.
Так, Минэкономразвития РФ в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установило требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы или оказывающим услуги по мониторингу, к которым относятся:
- аттестация методик и методов измерений, относящихся к сфере государственного регулирования менеджмента качества;
- испытания стандартных образцов или средств измерений;
- поверка средств измерений;
- обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Эти требования включают наличие у работников, непосредственно участвующих в выполнении мониторинга в области менеджмента качества:
- высшего профессионального образования по профилю, соответствующему области мониторинга качества;
- опыта работы по мониторингу в области менеджмента качества не менее трех лет;
- допуска при необходимости к проведению работ (по обеспечению единства измерений, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
Требования к сертифицированным экспертам мониторинга качества (физическим лицам, прошедшим процедуру сертификации на право проведения одного или нескольких видов работ в области оценки соответствия метрологических процедур и имеющим сертификат компетентности), осуществляющим экспертную деятельность в сфере законодательной метрологии, компетенция которых признается в рамках Межгосударственного совета по стандартизации (МГС), метрологии и сертификации, установлены в РМГ 129-2013 ГСИ «Требования к специалистам в области менеджмента качества, осуществляющим деятельность в сфере законодательной метрологии».
В соответствии с РМГ 129-2013 общие требования к специалистам менеджмента качества независимо от их специализации следующие.
Специалист по мониторингу качества должен иметь:
- высшее образование, соответствующее профессиональной подготовке по соответствующей специализации;
- базовую компьютерную подготовку и не менее чем трехлетний производственный стаж работы в области менеджмента качества;
- широкий научно-технический кругозор, знания требований делового этикета и правил делового документооборота и т.п.
Специалист по мониторингу качества должен:
- быть независимым от финансового или другого давления, способного повлиять на изменение сути своего экспертного заключения;
- осуществлять метрологическую экспертизу в строгом соответствии с документами без отступлений или упрощений.
Специалист по мониторингу качества должен постоянно поддерживать свою компетентность путем:
- периодического обучения на курсах повышения квалификации;
- регулярного участия в экспертной деятельности соответствующей специализации;
- участия в семинарах, конференциях и других подобных мероприятиях;
- самостоятельного повышения уровня профессиональных знаний.
Специалист по мониторингу качества должен иметь представление:
- о структуре международных и региональных организаций в области метрологии, стандартизации и аккредитации лабораторий, а также о решаемых ими задачах;
- организации работ по обеспечению единства измерений, проводимых под эгидой МГС;
- современном состоянии и перспективах развития измерительной техники, эталонов метрологического и испытательного оборудования;
- основных требованиях к управлению процессами измерений, испытаний и метрологического контроля;
- современных информационных технологиях;
- основах трудового законодательства и охраны окружающей среды.
Специалист по мониторингу качества должен знать:
- основы организации и методики проведения метрологической экспертизы;
- основные положения Метрической конвенции, Конвенции МОЗМ, межправительственных соглашений государств СНГ в сфере технического регулирования и других международных договоренностей в области метрологии, а также международных и национальных законодательных, нормативных и организационно-распорядительных документов в области менеджмента качества и технического регулирования;
- методы теоретической и экспериментальной оценки характеристик погрешности и неопределенности результатов измерений и мониторинга качества;
- терминологию, принятую в сфере общей и законодательной метрологии;
- правила обработки результатов измерений, проведенных в процессе метрологических процедур в сфере законодательной метрологии;
- общие правила оформления документации по результатам метрологической экспертизы и мониторинга качества.
Специалист по мониторингу качества должен уметь:
- работать с документами, представляющими объект экспертной деятельности мониторинга качества;
- проводить оценку объекта экспертизы на соответствие требованиям метрологических правил и норм;
- осуществлять оценку прослеживаемости результатов конкретных измерений к эталонам, признанным МГС межгосударственными;
- проводить анализ источников погрешностей или неопределенностей измерений, необходимый для проведения метрологической экспертизы;
- организовывать и проводить на практике проверку соответствия объекта, подвергаемого экспертизе, требованиям метрологических правил и норм.
В дополнение к общим требованиям установлены дополнительные требования к специалистам, осуществляющим деятельность в области поверки средств измерений и мониторинга качества.
Например, специалист предприятия, осуществляющий деятельность в области мониторинга качества, должен, по мнению автора, иметь следующую компетентность.
1. Знать:
- требования международных и национальных законодательных, нормативных и организационно-распорядительных документов по поверке средств измерений, стандартов и других документов на методы поверки средств измерений, входящих в область сертификации данного специалиста;
- порядок проведения поверки средств измерений;
- порядок сертификации персонала в системе менеджмента качества;
- требования к содержанию, построению, изложению и оформлению методик поверки и поверочных схем мониторинга качества;
- требования к рабочим эталонам и вспомогательному оборудованию, используемым в процессе поверки средств измерений, а также правила их выбора, применения и хранения;
- требования к знаку мониторинга качества и к способам его нанесения;
- правила хранения и эксплуатации поверяемых средств измерений мониторинга качества;
- методы обработки результатов измерений, выполняемых при поверке средств измерений мониторинга качества;
- правила оформления документации по результатам мониторинга качества;
- методику регламентации интервалов между поверками средств измерений мониторинга качества.
2. Уметь:
- проводить экспертизу документов, представленных для признания результатов мониторинга качества, и оформлять соответствующие экспертные заключения;
- оценивать полноту и правильность выполнения требований методик поверки мониторинга качества;
- оценивать метрологическую надежность средств измерений для оптимизации интервалов между поверками менеджмента качества;
- оценивать состояние и соответствие помещений требованиям, обеспечивающим нормальные условия поверочных работ, безопасность труда, охрану окружающей среды;
- оценивать возможности и профессиональный уровень персонала, осуществляющего поверку средств измерений мониторинга качества;
- проводить контрольные и инспекционные проверки менеджмента качества;
- составлять план и программу мониторинга качества и проводить экспертизу представленных материалов, готовить заключения по итогам проверки соответствия аккредитуемых организаций установленным требованиям или эффективности деятельности в сфере менеджмента качества;
- проводить анализ данных по результатам поверки средств измерений, обобщать материалы об их эксплуатационных свойствах;
- разрабатывать предложения по совершенствованию менеджмента качества и развитию поверочно-технологической базы мониторинга качества, автоматизации и компьютеризации поверочных работ.
Приведенные в данной статье данные целесообразно использовать при разработке требования к компетентности сотрудников разного уровня, занятых
различными видами деятельности в сфере менеджмента качества.
1. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение 1БО/1ЕС 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.
2. Гугелев А.В. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 8. С. 70.
3. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.
[email protected] Александр Владимирович Гугелев,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Олег Александрович Можаев,
кандидат технических наук, заместитель генерального директора АНО «ИнИС ВВТ», руководитель ОС СМИБ и СЭМ АНО «ИнИС ВВТ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье показано, что результативность и эффективность СМК улучшается только тогда, когда демонстрируется четкое взаимодействие основных процессов менеджмента на всех этапах жизненного цикла продукции наукоемкого производства. По мнению авторов, обеспечение функционирования единой системы автоматизированного менеджмента процессов жизненного цикла продукции наукоемких предприятий становится приоритетным направлением модернизации наукоемкого производства, а ключевым вопросом для его успешной реализации - профессиональное, в рамках соответствующих полномочий, перераспределение функций между участниками, обеспечивающими оперативное функционирование и информационную безопасность предприятий и организаций ОПК.
Ключевые слова: качество, управление, процессы жизненного цикла продукции, наукоемкие предприятия.
A.V. Gugelev, O.A. Mozhaev
DEVELOPING A UNIFIED SYSTEM OF AUTOMATED MANAGEMENT OF PRODUCT LIFE CYCLE AT HIGH-TECH ENTERPRISES
The paper shows that effectiveness and efficiency of QMS in high-tech industry improves only if there is an interaction of key management processes at all stages of the product life cycle. According to the authors, developing and maintaining of the unified system of automated management of product life cycle at high-tech enterprises are becoming a priority in the modernization of high-tech industry, and a key issue for its successful implementation is redistribution, within their respective powers, of functions between the agents providing operational functioning and information security of companies and organizations of defence industry.
Keywords: quality, management, product life cycle, high-tech enterprises.
ti&b [email protected]
УДК 658.5
В современных условиях развития мировой экономики и цивилизации в целом экономическая безопасность является одним из базовых понятий и направлений, обеспечивающих национальную безопасность государства, а для Российской Федерации - это еще и строго скоординированное направление на модернизацию наукоемкого производства как основного
компонента экономической и, как следствие, национальной безопасности.
В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что практически завершен комплекс работ по созданию и внедрению в организациях и на предприятиях наукоемкого производства систем менеджмента качества (СМК) и оценке их соответствия тре-