РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.4.014
ИванкинаЛюбовь Ивановна
Доктор философских наук, профессор кафедры социологии, психологии и права Национального исследовательского Томского политехнического университета, папктаИ@ sibmail.com, Томск
Нехорошее Юрий Сергеевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Национального исследовательского Томского политехническогоуниверситета, [email protected], Томск
Аникина ЕкатеринаАлексеевна
Старший преподаватель кафедры экономики Национального исследовательского Томского политехническогоуниверситета, [email protected], Томск
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Ivankina Lyubov Ivanovna
Doctor of Philosophy, Professor at the Department of Sociology, Psychology and Law, theNationalResearch TomskPolytechnic University, [email protected], Tomsk
Nehoroshev Yuri Sergeevich
Doctor of Economics, Professor at the Department of Economics, the National Research TomskPolytechnic University, [email protected], Tomsk
Anikina Ekaterina Alekseevna
Senior Lecturer at the Department of Economics, the National Research Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk
REQUIREMENTS TO QUALITY OF EDUCATION IN CONDITIONS OF MODERNIZATION
Взятый курс на модернизацию российской экономики невозможно реализовать без модернизации образовательной системы и расширения охвата ею всех возрастных и социальных слоев населения. Решая проблему доступности, подобные изменения в образовании приводят к противоречию, ставя под сомнение качество и эффективность предоставляемых ус-
Модернизация образования и поиск новых стратегий его качественного развития стали на сегодняшний день главными вопросами, от решения которых зависит эффективное развитие рынка образовательных услуг и экономики страны в целом.
Можно отметить, что модернизация образовательной системы происходит вслед за изменением института образования, вызванное информационно-коммуникационной революцией. В результате меняется качество эконо-
мического роста, что требует нового качества человеческого капитала, а, следовательно, меняются и требования к качеству образования.
Для начала необходимо понять, что представляет собой образование сегодня с позиций тех целей и задач, которые ставит перед ним современное общество. Информационный процесс, наряду с ростом общего количества информации, обусловил уменьшение доли информации, которую человек способен получить и понять. В результате продуктом образования становится человек, больше, чем ранее, информированный, но все менее знающий и понимающий. Здесь важен не только объем информации, но и умение критически мыслить, самостоятельно находить и перерабатывать информацию. Все это значительно усложняет процесс выработки новых приоритетов в культуре в целом и в области образования, в частности, поскольку образование опирается на проверенные (классические) достижения, необходимые, с одной стороны, для утилитарных целей, а с другой - для формирования целостной самостоятельной личности.
Требования к образованию, нарастающие в современном мире, обусловливают необходимость возвращения образованию его первоначально гуманной, именовательной (Платон) природы. Как констатировал У. Бек, «отрезанное от цели, которой организация образования формально по-прежнему служит, образование вновь раскрывается как самоценное переживание поисков и формирования собственной личности» [1,с. 224].
В современном образовательном дискурсе проявились факторы, позволяющие выделить в образовании новые аспекты, значительно расширяющие понимание его феноменологической сущности, формирующиеся под влиянием процессов, обусловленных интенсификацией информационных преобразований, обладающих кросскультурной, универсальной природой. К новым факторам следует отнести, прежде всего, изменение роли знания:
- знание используется для производства знания. Если раньше знание соотносилось со сферой существования (мыслю, следовательно, существую), то сегодня оно рассматривается как сфера действия (мыслю, следовательно, произвожу);
- знание стало одним из видов производственных ресурсов, обусловив изменение места образования, когда оно из автономного социального института перемещается в центр общественной структуры, сцепляет все ее звенья, задает нормы, идеалы и ориентиры развития;
- расширение контекста понимания природы знания. Ж. Делез и Ф. Гваттари определяют знание как совокупность денотативных высказываний и представлений о самых разных умениях (делать, слушать, жить и т. п.), выходящую за рамки применения истины как единственного критерия [2]. С наличием у индивида желания приобрести недостающие знания и правильно использовать их связывается понимание рациональности Ю. Хабермасом [3, с. 85].
Другим значимым фактором является включение сознательного выбора действия индивида в механизм развития, что было осознано лишь недавно
и воплотилось в идею ноосферного разума и человекомерного мира, актуализировав проблему качества человека. Это обусловило то, что все большее значение, наряду с традиционно значимыми ценностями силы и власти, получает способность индивида быть, состояться как человеку, личности, достигающей определенных благ на основе собственных качеств и за счет собственных усилий.
Кроме того, образование сегодня осуществляется в условиях переплетения и возрастания информационных потоков, замещающих предметность знания и репрезентирующих себя в способностях человека, активности сознания, в мыслительных процессах. Увеличение знаний без их самостоятельно-критического осмысления с позиции определенных ценностно-мировоззренческих установок не может привести к формированию целостной личности.
Современные технологии формируют запрос к качествам человека, требуемым для их использования. Человек все более оказывается в позиции субъекта, не вписанного в жестко детерминированную, с устоявшимися и незыблемыми традициями социокультурную модель поведения, самоопределяющегося в непрерывно меняющемся информационном обществе.
Новым фактором развития становится творческая деятельность, в связи с которой изменяется структура производства, включающая в себя подразделение, создающее и развивающее творческие способности человека. Это - главное подразделение информационной экономики, базирующейся на производстве, накоплении, распределении и потреблении знаний. Современное производство рассматривается не только как производство материальных благ и услуг, но и как производство креативной, творческой личности, что, в свою очередь, предполагает возможность включения в этот процесс фактически всех сторон жизни человека. Гарантом гуманного отношения к развивающейся человеческой сущности на современном этапе выступает модель непрерывного процесса образования. Непрерывность образования в контексте культуры как способа человеческого бытия эксплицируется востребованной многогранностью самого человека, от которого сегодня требуется не только понимание связи своей работы с работой других, но и способность встраиваться в более крупные блоки взаимосвязанной работы.
Действие данной тенденции проявляется в усилении внимания к проблемам человека, в гуманизации и гуманитаризации образования как процесса качественных изменений его внутренних ориентиров, что составляет основу современного этико-гуманистического феномена в культуре образования. Новые тенденции проявляются в стремлении активно использовать в учебном процессе личностно ориентированные и личностно развивающие методики обучения, дополняя знаниевую компоненту личностной - развитием человека.
Существенные изменения происходят и в осмыслении концептуальных основ профессионального образования, здесь наблюдается тенденция до-
полнения описательно-нормативной модели личности специалиста рефлексивно-субъектной, рассматривающей профессиональное становление как непрерывный процесс «проектирования» личности, а специалиста - целостным субъектом, активным, свободным и ответственным в осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессиональное образование имеет основания становиться деятельностью без ограничивающего фактора «конечного знания», и развертывающейся как процесс в самоопределении человека. Это влечет за собой необходимость более фундаментального образования и, наряду со специализацией, обязывает разбираться во многом, выстраивать перспективы.
Современное образование должно обеспечивать не только определенные компетенции, но и прогресс, а для этого, как отмечал Ж.-Ф. Лиотар, «необходимо, чтобы передача знания не ограничивалась передачей информации, а учила бы всем процессам, способствующим увеличению способности сочленять знания» [4, с. 126]. Неграмотным человеком становится не тот, кто не умеет читать, писать, считать, а тот, кто не научился учиться. Образование как приобщение к культуре и формирование менталитета одновременно является и воспитанием личности. Установка на духовное самоустроение человека обусловливает тенденцию ревальвации образования, когда оно вновь выдвигается на центральное место в системе общественных ценностей. Имеет значение как само стремление к образованию и образованности, так и мотивация и представления о том, как и в какой форме это стремление может быть удовлетворено.
В информационном обществе образование практически невозможно отделить от других сфер деятельности, что нарушает давнюю традицию эпохи Просвещения, когда образование являлось строго структурированной системой, в которой заранее определено чему и как учить. По этой причине начинать необходимо с образования человека, способного к продуцированию нового знания, являющегося условием создания новой природо- и человекоразмерной культуры. Одним из исходных показателей перемен в данном направлении является ориентация образования на формирование личностной готовности стать другим.
Образовательный детерминизм сегодня проявился со всей очевидностью. Институт образования, входя в механизм развития общества и человека, обеспечивает возможности данного развития, решение задач, возникающих в обществе, которое, в свою очередь, ставит задачи образованию и делает его базовым элементом общества. Ключевая же роль в системе образования принадлежит высшей школе.
Поэтому развитые страны ставят перед собой задачу (и закрепляют ее законодательно) обеспечить если не обязательное высшее образование (как в Японии), то достаточно высокое число студентов в стране. Но здесь возникает вопрос о качестве образования, которое выражается далеко не в количестве студентов и выпускников вуза.
Для России, в условиях продолжающихся институциональных преобразований, оказавших существенное влияние на систему образования, это
далеко не праздный вопрос, с каждым годом он становится все более актуальным.
Современное функционирование образовательного сектора в России характеризуется автономией, которая дала возможность вузам активно развиваться, увеличивая платный прием, расширяя негосударственный сектор, сеть филиалов и представительств. Эта положительная тенденция, которая позволяет потребителю получить широкий спектр образовательных услуг неподалеку от своего места жительства, одновременно обострила проблему качества высшего образования. Многочисленные платные образовательные учреждения в нашей стране, по существу, являются поставщиками «пустых» дипломов, их студенты и по качеству образования, и по приобретаемым ими специальностям не отвечают требованиям общества. Да и в государственных вузах качество образования резко снизилось.
На сегодняшний день в вузы поступает большинство выпускников школ (не менее 80%) [5]. Очевидно, не все они готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, что вынуждает высшие учебные заведения подстраивать свои образовательные программы под их уровень, и это существенный фактор, определяющий качество высшего образования в целом.
Существенное влияние на качество образования оказывают также мотивы поступления в вузы. В большинстве случаев - это желание родителей, реже - желание получить высокооплачиваемую работу. Вследствие этого качество высшего образования снижается.
Однако тенденция поступления большинства выпускников школ в вузы характерна не только для России. В развитых странах за последнюю четверть века доля населения, получающего высшее образование, увеличилась с 25 до 80% [6]. Численность студентов во всем мире неуклонно растет, особенно начиная с 1960-х гг. Существенно выросла потребность в повышении квалификации и переподготовке специалистов в результате нарастания структурной безработицы. Если в начале XX в. объем знаний на планете удваивался каждые 30 лет, то сейчас каждый год знания обновляются, по некоторым оценкам, на 15% [6]. Установку «образование на всю жизнь» сменила новая - «образование через всю жизнь». Одного диплома становится недостаточно для успешной карьеры, особенно в бизнесе и политике. Молодежь ориентирована на получение двух, а то и трех дипломов высшего образования; во всем мире именно так сегодня формируется политическая и деловая элита.
В целом, в российском образовании повторяются глобальные, мировые тенденции превращения высшего образования из «элитного» во «всеобщее». Его получают не избранные, а большая часть молодых людей, окончивших средние школы. В результате на современном рынке образовательных услуг декларируемая всеобщая доступность высшего образования является преимущественно лозунгом, так как во многих странах (в том числе и в России) она трансформируется в избыточную массовость. Важно подчеркнуть: всеобщность и массовость - разнокачественные понятия.
Под всеобщностью будем понимать доступность высшего образования для всех, кто обладает талантом, интересом, интеллектуальными способностями для получения высшего образования вне зависимости от социально-экономических факторов (предполагает высокий критерий отбора студентов по интеллектуальным способностям). А под массовостью - доступность высшего образования для всех, кто способен нести расходы, связанные с получением высшего образования вне зависимости от таланта, интереса, интеллектуальных способностей (низкий критерий отбора студентов по интеллектуальным способностям).
В итоге потребность в «элитном» образовании не только не исчезла, а наоборот, еще сильнее обострилась. Но российская высшая школа не в состоянии дать такую подготовку всем студентам ввиду недостаточности своих материальных, финансовых и кадровых возможностей. А также из-за отсутствия соответствующего высокого уровня интеллектуальных возможностей и мотивации у студентов. Кроме того, такие специалисты не везде будут востребованы. Подтверждением сказанного является разработанная экспертами ГУ-ВШЭ модель развития российского образования до 2020 г. По прогнозам авторов новой модели, к 2020 г. «система высшего образования пойдет по пути укрупнения и глубокой дифференциации, что неизбежно приведет к разделению вузов на элитные и массовые» [7]. Сегодня конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится тот университет, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества; стоит отметить, что это общемировая тенденция.
Институализирующая функция образования как механизма и способа стабилизации и одновременно трансформации бытия просматривается через призму развития человека. Именно в системе образования наглядно видны те границы, которые ставит конкретное общество своему дальнейшему развитию, что оно считает важным и сознательно включает в функцию воспроизводства, а что отбрасывает. Подтверждением этому служит тенденция определения структуры, содержания, форм, уровня организации института образования в соответствии с ведущими ценностями эпохи.
Исходя из данной закономерности, следует отметить, что современное общество переживает смену исторических эпох, вследствие чего происходит смена образовательных моделей, которые выдвигают новые требования к системе образования. В период модернизации, когда старая система уже не соответствует новым требованиям общества, а новая еще не соответствует, особую актуальность приобретает проблема обеспечения качества образования. И, в первую очередь, высшего, так как именно в рамках системы высшего профессионального образования закладываются основы экономического и социального прогресса, создается адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, обеспечивается интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспроизводство и развитие кадрового потенциала, формируется человек и гражданин,
нацеленный на совершенствование общества. Очевидно, что на разных этапах общественного развития изменяются структура и содержание требований общества к человеку, а значит, изменяются содержательные границы категории «качество образования».
Сразу следует отметить, что понятие «качество образования» многоаспектно, и на сегодняшний день не существует единого определения. Такая ситуация объясняется, во-первых, сложностью самой системы образования и неоднозначностью смыслов, задач и функций образования. Во-вторых, неоднозначностью самого понятия «качество», различные аспекты которого и их взаимозависимости, как правило, не поддаются адекватному формализованному представлению. В-третьих, тем, что основные социальные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе (студенты, преподаватели, государство, работодатели), имеют разные представления о качестве образования и, поэтому предъявляют к нему разные требования. Двойственность, характерная понятию «качество образования», вытекает также из факта работы вуза одновременно на двух рынках (образовательных услуг и рынке труда).
Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), то есть качество условий. При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление, образовательные технологии и т. д.). Данная взаимосвязь всех аспектов качества высшего образования лежит в основе экономического развития (рисунок).
Качество Качество требований ™ условий Качество __к Качество ~и/ процессов г результатов
^ м
Качество образовании
41
Экономическое развитие
Рисунок 1 - Взаимосвязь качества высшего образования и экономического развития
Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих резуль-
татов. Все категории потребителей (индивиды, общество, работодатели, государство и сами вузы) заинтересованы в качестве высшего образования, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные, соответственно, и требования к качеству у них будут различные.
В целом, можно сделать вывод, что высокое качество высшего образования сегодня - это:
- соответствие содержания образовательных программ требованиям заказчиков (государство, бизнес, личность) и образовательных стандартов;
- высокая удовлетворенность заинтересованных сторон (учащихся, работодателей и др.) качеством образовательных услуг, в том числе повышение успешности граждан;
- высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;
- положительное влияние на общество, повышение общей культуры и образованности его граждан;
- положительное влияние на эффективность экономики страны, в частности, усиление позиций государства на мировой арене.
Таким образом, проблема качества образования, существовавшая на всем протяжении развития общества, остается актуальной и по сей день. На современном этапе развития ее актуальность обусловлена тем, что фактический уровень образования и развития человека (его интеллекта, способностей, нравственности, культуры и т. д.) оказывается ниже тех требований (того уровня), которые предъявляет к нему общество в конкретный исторический момент. При этом требования к человеку постоянно возрастают.
Библиографический список
1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст]/ У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
2. Делез, Ж. Нарративное знание [Электронный ресурс]/ Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Режим доступа: http://www.courier.com.ru/homo
3. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью [Текст]/ Ю. Хабермас. - М.: Издат. центр «АКАОЕМ1А», 1995. - 245 с.
4. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние модерна [Текст]/ Ж.-Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат [Текст]. -М., 2009. - 795 с.
6. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Качество образования в стратегии управления классическим университетом [Текст]/ Г. Ф. Шафранов-Куцев, А. Ю. Деревнина // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. -№ 2.- С. 28-33.
7. Реформа образования: новый вектор? // Государственный университет -Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. hse.ru/pressa2002/defaultphp?show=19453&selected=610&PHPSЕSSID=0816d4f2ec2 43671183Г98420с0773Ье