Требования безопасности должны выполняться
В.В. ПОПОВИЧ, заместитель начальника Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов Россельхознадзора
В период с 23 по 28 июля 2007 г Греческую Республику посетила делегация Россельхознадзора, в которую помимо автора этой статьи входили начальник отдела по надзору за безопасным применением пестицидов и агрохимии Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов В.А. Подземельных, начальник отдела внешних связей, протокола и работы со СМИ Административно-финансового управления Ю.Б. Максудова, начальник отдела по надзору в области защиты растений и агрохимии Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Г. Баблоев, директор Всероссийского карантинного центра У.Ш. Магомедов, его заместитель В.А. Яковлева и главный специалист лаборатории по определению безопасности продукции отдела химико-токсикологических исследований Федерального центра оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки Н.И. Добрева.
Поездка была предпринята по приглашению Министерства аграрного развития и продовольствия Греции с целью ознакомления с греческой системой обеспечения безопасности продукции растительного происхождения, поставляемой в Российскую Федерацию, и обусловлена систематическим поступлением в нашу страну из Греции партий продовольствия, опасных для здоровья человека либо неблагополучных в карантинном фи-тосанитарном отношении.
В ходе визита указанные проблемы были обсуждены в Министерстве аграрного развития и продовольствия с генеральным секретарем аг-
рарной политики и международных отношений Христосом Авгуласом и руководителем Департамента защиты растительного производства Теофанисом Кафритсисом.
Делегация посетила Институт фитопатологии имени Бенакиу (г Афины), изучающий вопросы защиты и карантина растений, в том числе и анализа растительной продукции на остаточное содержание пестицидов, побывала в трех сельскохозяйственных кооперативах в северной части страны, где возделываются персики, нектарины и киви, около половины урожая которых поставляется в Российскую Федерацию,атакже один из семи региональных центров защиты растений и контроля качества, в составе которого имеется лаборатория, производящая анализ продовольственной продукции растительного происхождения на остаточные количества пестицидов. В зону деятельности этого центра, расположенного вблизи г Салоники, входят 12 северных провинций страны.
Министерство аграрного развития и продовольствия осуществляет только методическое руководство, направляя свои указания в директораты 54 провинций страны и в региональные центры защиты растений и контроля качества. В состав директоратов входят подразделения, отвечающие за организацию мероприятий по защите растений и государственный карантинный фи-тосанитарный контроль. Провинциальные директораты дают рекомендации сельхозкооперативам - какие мероприятия и в какие сроки необходимо проводить, какие пестициды использовать для защиты посевов и насаждений. При этом учитываются такие показатели безопасности, как максимально допустимые уровни остаточного содержания пестицидов (МДУ), установленные Европейским сообществом. Один раз в 1-3 года в фер-
мерских хозяйствах отбираются образцы продукции, которые анализируются центрами тоже по европейскому законодательству.
Нормы же российского законодательства в области безопасности продовольственной продукции не доведены ни до сельскохозяйственных кооперативов и фермеров, ни до Института фитопатологии и региональных окружных исследовательских центров защиты растений и контроля качества. Неоднократные с 2005 г. обращения Россельхознадзора по этому поводу к Министерству аграрного развития и продовольствия Греческой Республики и переговоры с компетентными органами Греции, проведенные как в Греции, так и в России, до настоящего времени не привели к изменению ситуации.
В течение 2006 г. и первого полугодия 2007 г. Институт фитопатологии не проанализировал ни один образец продукции, предназначенной для поставки в Российскую Федерацию, как в отношении карантинной фитосанитарной безопасности, так и в отношении безопасности для здоровья человека.
Было выяснено также, что региональный центр защиты растений и контроля качества в Салониках ежегодно в состоянии проводить анализ на остаточное содержание пестицидов не более 400 образцов продовольственной продукции растительного происхождения. Поэтому в основном он, как и другие шесть центров, ориентирован на анализ только продукции, ввозимой на территорию Греции из других стран.
Образцы продукции, произведенной в Греции, при направлении на анализ на установление остаточного содержания пестицидов не сопровождаются информацией о ее назначении (на внутренний рынок, в Российскую Федерацию или в иные страны). Даже получив результаты анализа, должностные лица директоратов провинций не могут принять решение о допуске продукции к отправке в Российскую Федерацию, поскольку, как уже говорилось, до них не доведены максимально допу-
стимые уровни остаточного содержания в продукции пестицидов, установленные российским законодательством.
Региональный центр в Салониках к тому же не получал на подтверждение ни от одного из 12 обслуживаемых провинциальных директоратов образцы продукции как для установления наличия карантинных для Российской Федерации вредных организмов, так и для определения остаточного содержания пестицидов в продукции, предназначенной для отправки в нашу страну.
Карантинный фитосанитарный досмотр на тех пунктах отгрузки продукции в Российскую Федерацию, которые посетила наша делегация, должностными лицами директоратов провинций (фитосанитарными инспекторами) проводится формально или не проводится вообще. Как и в случае с российскими МДУ, указанные инспектора слабо разбираются в том, какие виды вредных организмов, распространенные в Греции, имеют карантинное значение для России, и, в частности, не смогли назвать ни одного реального систематического признака карантинного
для Российской Федерации вредителя персиков и других плодовых культур - восточной плодожорки (Grapholitha molesta), которая широко распространена в Греции.
Их заявления сводились к тому, что фермеры не поставляют зараженную продукцию, а они, соответственно, не допускают такую продукцию к отправке в Российскую Федерацию. Метод контроля при этом используется только визуальный. Процедура досмотра и оформления карантинных фитосанитарных сертификатов не была продемонстрирована ни на одном пункте отгрузки, несмотря на просьбы членов делегации. Не увидели мы и ни одного документа, например актаотбора образцов подка-рантинной продукции, свидетельствующего о таком досмотре, ни одного заключения лабораторного анализа таких образцов.
Таким образом, делегацией был сделан вывод о том, что система обеспечения фитосанитарной безопасности поставляемой в Россию подкарантинной продукции в Греции отсутствует, так же как отсутствует система контроля за безопасностью для здоровья человека импортиру-
емой в Российскую Федерацию пищевой продукции растительного происхождения согласно требованиям российского законодательства. И не случайно только за период с 26 июня по 13 июля с.г было выявлено 13 партий плодоовощной продукции, поступившей из Греческой Республики в Российскую Федерацию, общим весом около 155 т, представляющей опасность для здоровья граждан России.
В отчете делегации руководству Россельхознадзора содержатся предложения направить информацию о сделанных выводах И.о. заместителя генерального директора по здравоохранению и защите прав потребителей Комиссии Европейского союза г-же Паоле Коджи и министру аграрного развития и продовольствия Греческой Республики г-ну Евангелосу Басьякосу и рассмотреть вопрос о возможности введения временных ограничений на ввоз из Греции в Россию персиков, нектаринов и цитрусовых до принятия греческой стороной мер, гарантирующих выполнение предусмотренных российским законодательством требований.
Контроль становится строже
И.А. ДУБОВСКОЙ, руководитель
Управления Россельхознадзора по Воронежской области
По данным инвентаризации, на 01.01.2007 г в 12 районах Воронежской области на 42 складах хранилось более 800 т непригодных и устаревших пестицидов. Однако контрольными проверками, проведенными специалистами Россельхознадзора, было установлено, что эти цифры не отражают истинного положения дел, так как часть пестицидов хранится насыпью и в разрушенной таре. Длительное время объем непригодных пестицидов просто скрывался от служб государственного контроля. В рамках областной программы «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 20022010 гг.» в 2005 г было утилизировано
132 т пестицидов, в 2006 г. из бюджета области на эти цели было выделено более 8 млн руб., все они освоены, утилизировано около 220 т непригодных и устаревших препаратов.
В текущем году на реализацию распоряжения администрации области «О первоочередных мероприятиях по снижению негативного влияния непригодных пестицидов на окружающую среду в Воронежской области в 2007 г» из областного бюджета выделено 8,7 млн руб. для утилизации 264 т непригодных пестицидов, а на 2008 г планируется выделение еще 15 млн руб. Но и этих средств недостаточно, поскольку на бывших базах «Сельхозхи-мии» еще хранится немало препаратов, среди которых есть полькомбисан, ра-досан, вофатокс, гранозан, анабазин, ДДТ, ПХГ, которые относятся к группе особо опасных и высокотоксичных.
Специалистами Управления Рос-сельхознадзора ведется постоянный контроль за оборотом химических средств защиты растений в регионе. За четыре месяца текущего года проверена деятельность более 150 юридических и физических лиц, выявлено около 240 нарушений требований действующего законодательства, выдано более 70 предписаний, вынесено 33 постановления по делу об административном правонарушении, взыскано штрафов на сумму более 120 тыс. руб.
Работы впереди много. Наиболее распространенные нарушения сегодня - это реализация и использование препаратов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агро-химикатов, торговля фальсифицированными и контрафактными препаратами, несоблюдение других правил торговли, нарушение регламентов применения пестицидов.