Энциклопедия «Дискурсология»
данного концепта наглядно проявляется в самом широком спектре воплощений, связанных между собой широкими полями отождествлений: П. - как пути-дороги пространственного перемещения, способы организации жизни, образа жизни, политического и культурного действия, работы над собой, своим духовным и телесным совершенствованием, опыт переживаний -жизненный опыт. Различные типы П. Диктуют различные типы Путника их совершающего (авантюрист, путешественник-первопроходец, разведчик, вождь, беженец, бродяга-перекати поле и т. п.). П. - это хронотоп травелога, место-
время свершения Путником важного действия, которое приводит его к преображению.
Литература:
1. Путь // Энциклопедия «Мифы народов мира». ч.2. М, 1982.С.352-354.
2. Дискурс философского пути. Материалы круглого стола VI Российского философского конгресса. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г. / Под ред. О.Ф. Русаковой. - Екатеринбург: ИД «Дискурс-Пи», 2012. - 128 с.
3. Русаков. В.М. Дискурс травелога: образ Пути и Путника в мировой культуре / Дискурс травелога. Сб. статей. Авт. - сост.: О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. Екатеринбург, Издательский дом «Дискурс-Пи», 2009. С. 131-139.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Важный концепт в дискурсе Травелога, характеризующий цель Пути, совершаемого Путником. Спектр П. в Травелоге может простираться от П. как самоцели (поиски приключений), так и до крайнего трагического варианта победы Пути над Путником, когда собственно П. становится сама жизнь, жизненный Путь Путника, причем в виде вечного скитания, нескончаемого бегства и бродяжничества («без цели»), П. носит менее выраженный архетипический характер в сравнении с Путником и Путем, тем не менее оно тоже является схематизмом, наполняемым амбивалентным, крайне разнообразным чувственно-образным содержанием, отчего смысл различных вариантов П. меняется на диаметрально-противоположный: П. как
авантюрные проделки или даже проступки или П. как подвиг самопожертвования. Основное содержание П. - это преодоление различных препятствий на Пути (барьеры, преграды, опасности, козни), степень опасности которых и приближают их преодоление Путником П. к Подвигу, а Путника - к Герою.
Литература:
1. Малышев М.А. Георг Зиммель и Владимир Янке-левич: Феноменология Приключения // Дискурс-Пи. Выл. 3. Екатеринбург. 2003. С. 82-85.
2. Муравьев В.С. Приключенческая литература // http://www.bse.sci-lib.com/article092765.html.
3. Перемышлев Е. Приключенческая литература // http://www.kmgosvet.rn/articles/l 04/1010416/1010416al .htm.
4. Авантюрный роман // http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ ltl/ltl-003 l.htm.
ТРАВЕЛОГ
Повествование о реальном или мнимом путешествии, форма субъективно-творческого освоения действительности. Виды и жанры травелога весьма многообразны, охватывают как устное предание (сказания о путешествиях и подвигах мифологических героев), так и литературу (научная литература - отчеты об экспедициях, словари и справочники, инструкции и т. п., художественная - т.наз. «литература приключений», произведения о странствиях души в поисках ценностей и смыслов).
Изобретателем термина Т. считается Б. Холмс (В. Holmes).
В структуре дискурса Т. центральное место занимают такие концепты, как Путь, Путник, Приключение, носящие ярко выраженный архетипический характер, т. к. наполняются самым разнообразным чувственно-образным и эмоциональным материалом, так, что приобретают многообразное воплощение: Путь - это и различные пути-дороги, но это и жизненный путь, получаемый или полученный жизненный
172
Энциклопедия «Ди скуреология»
опыт («пройденный путь», «как закалялась сталь»), это различные движения, в т. ч. политические («мы пойдем другим путем...», «третий путь»), религиозные («Алмазный путь», «духовные искания»), художественнотворческие поиски способов самовыражения и художественно-эстетического освоения действительности; Путник - тот, кто не просто совершает перемещение в пространстве-времени, но переживает его и повествует о нем (Странник, Путешественник, Разведчик, Вождь, Полководец, Беглец и т. п.); Приключение -главное, что переживает Путник в Пути и что составляет смысл Т. (конечная цель, подвиг, преображение души и т. п.).
Дискурс Т. включает все основные аспекты: семиотический, лингвистический, прак-сеологический, кратологический, аксиологический.
В семиотическом плане дискурс Т. подразумевает целый спектр повествований о всевозможных путешествиях - от действительного перемещения в пространстве-времени и размышлений об этом до вымышленных фантастических путешествий и приключений. Различные виды Травелога выражаются в разнообразной знаково-символической форме: летописи, записки, дневники, отчеты, карты, лоции, путеводители, инструкции и т. п. В ряде случаев специально знаково-символическая форма выражения травелога нормируется, вплоть до юридической санкции (географические названия, способы обозначения на картах и лоциях и т. п.).
Праксеологический аспект дискурса Т. подразумевает разнообразный набор антропологических практик (в т. ч. «практик себя» (М. Фуко)), которые осваиваются субъектом -Путником, - и овладение которыми ведет к преображению Путника. Крайним случаем является победа Пути над Путников - т е. вечное странничество («вечный жид», Агасфер), нескончаемое бегство (бродяжничество, беженство), никак не разрешающееся в какое-либо новое состояние и свойство Путника, что равносильно проклятию, тяжкому наказанию. Кроме того, праксеологический аспект хорошо просматривается в организационно-методической стороне
совершения различных путешествий - бегство, странничество, экспедиция, нашествие, поиски приключений, разведка, бегство от скуки и т. п.
В кратологическом аспекте выражается властно-распорядительный ресурс Т.: различные виды травелога подразумевают и предписывают различные антропологические практики (в религиозном, паломническом странствии; в научной экспедиции, в скитаниях и бегствах, в набирании жизненного опыта). Аналогичным образом это проявляется в перформативной стороне видов травелога - как надлежит повествовать и представлять каждое путешествие (дневники, записки, отчеты, сказания, свидетельства, артефакты).В мировой культуре существует устойчивый стереотип необходимости странствия души как способа взросления, становления личности.
Из этого вытекает аксиологический аспект травелога: повествования о всевозможных странствиях и путешествиях обладают большой ценностью с точки зрения воспитательного эффекта (сколько выдающихся характеров сформировалось под влиянием литературы путешествий!). Записки путешественников и отчеты о научных экспедициях составляют золотой фонд знаний о различных уголках земли, сферах жизнедеятельности людей. Отображаемый в травелогах жизненный опыт, странствий души в поисках ценностей и смыслов обладает силой катарсиса и потому всегда вызывает жгучий интерес.
Литература:
1. Burton Holmes, the «Father of the Travelogue» // http://www.burtonhohnesarchive.com/.
2. Travelogue I I http://www.collinsdictionary.com/ dictionary/english/travelogue.
3. De Botton, Alain 2003. The Art of Travel. London: Penguin.
4. On Travelogues // http://www.oldworldwandering. com/on-the-travelogue/.
5. Лучицкая С.И. Путешествие // Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. С. 397-400.
6. Русаков В.М. Архетипические категории (концепты) в дискурсе травелога. // Дискурс-Пи: научный журнал. Выл. 10. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи». 2010. С. 209-210.
7. Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 496.
173