Научная статья на тему 'Транстихоокеанское партнерство как инструмент укрепления влияния США в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Транстихоокеанское партнерство как инструмент укрепления влияния США в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
792
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ США В АТР / ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ США / ASIA-PACIFIC REGION / TRANS-PACIFIC STRATEGIC ECONOMIC PARTNERSHIP AGREEMENT / FREE TRADE AREA / ALLIANCE / STRENGTHENING THE US DOMINANCE IN THE APR / TOOL TO STRENGTHEN US POSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макарова Татьяна Борисовна, Сухина Анастасия Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме внешнеполитического курса США в Азиатско-Тихоокеанском регионе созданию Транстихоокеанского партнерства во главе с Соединенными Штатами Америки, а также затрагивает вопросы взаимодействия стран-участниц переговоров по проблемам его реализации. Исследуются статьи соглашения, вызывающие особую озабоченность стран-участниц переговорного процесса, проводится критический анализ их содержания. Исследование сфер деятельности данного соглашения указывает на то, что Транстихоокеанское партнёрство это, скорее, политический союз, призванный обеспечить доминирование интересов США в АТР и снизить влияние Китая в данном регионе, а не экономическая интеграция. Обозначено отношение России к созданию Транстихоокеанского партнёрства. Делается вывод о том, что подписание соглашения о ТТП странами-участницами приведет их к еще большей зависимости от США и транснациональных корпораций, значительная часть которых является американскими компаниями, а также вынудит приводить свое законодательство в соответствие со статьями данного бессрочного договора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANS-PACIFIC STRATEGIC ECONOMIC PARTNERSHIP AGREEMENT AS A MEANS TO STRENGTHEN USA DOMINANCE IN THE ASIA-PACIFIC REGION

The article considered is devoted to the most urgent problem of the US foreign policy in the Asia-Pacific Region, namely, draft development of the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement (the APSEPA) under the auspice of the USA. The problems of participant countries’ interaction are also touched upon. The articles of the Agreement mentioned are studied to found out a number of items giving rise to participants’ concerns, and critical points are analyzed. Besides, it was found out that the fields of activities stipulated by the Agreement point at the fact that the APSEPA seems to be rather a political alliance than economic integration aimed at providing US dominance in the APR and lowering China’s influence in that region. Russia’s attitude regarding the APSEPA is also defined. It is deduced from the above said that having signed the APSEPA the participants will be further captured by the USA and the transnational corporations mostly US-based. Moreover, this will result in national legislation changes to accommodate it to the APSEPA terms, the treaty of the unlimited duration

Текст научной работы на тему «Транстихоокеанское партнерство как инструмент укрепления влияния США в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

УДК 341.382.4

Макарова Татьяна Борисовна Tatiana Makarova

Сухина Анастасия Николаевна Anastasia Sukhina

L

ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ США В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

TRANS-PACIFIC STRATEGIC ECONOMIC PARTNERSHIP AGREEMENT AS A MEANS TO STRENGTHEN ^А DOMINANCE IN THE ASIA-PACIFIC REGION

Статья посвящена актуальной проблеме внешнеполитического курса США в Азиатско-Тихоокеанском регионе — созданию Транстихоокеанского партнерства во главе с Соединенными Штатами Америки, а также затрагивает вопросы взаимодействия стран-участниц переговоров по проблемам его реализации. Исследуются статьи соглашения, вызывающие особую озабоченность стран-участниц переговорного процесса, проводится критический анализ их содержания. Исследование сфер деятельности данного соглашения указывает на то, что Транстихоокеанское партнёрство — это, скорее, политический союз, призванный обеспечить доминирование интересов США в АТР и снизить влияние Китая в данном регионе, а не экономическая интеграция. Обозначено отношение России к созданию Транстихоокеанского партнёрства. Делается вывод о том, что подписание соглашения о ТТП странами-участницами приведет их к еще большей зависимости от США и транснациональных корпораций, значительная часть которых является американскими компаниями, а также вынудит приводить свое законодательство в соответствие со статьями данного бессрочного договора

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Транстихоокеанское партнерство, зона свободной торговли, интеграция, укрепление позиции США в АТР, инструмент укрепления позиций США

The article considered is devoted to the most urgent problem of the US foreign policy in the Asia-Pacific Region, namely, draft development of the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement (the APSEPA) under the auspice of the USA. The problems of participant countries' interaction are also touched upon. The articles of the Agreement mentioned are studied to found out a number of items giving rise to participants' concerns, and critical points are analyzed. Besides, it was found out that the fields of activities stipulated by the Agreement point at the fact that the APSEPA seems to be rather a political alliance than economic integration aimed at providing US dominance in the APR and lowering China's influence in that region. Russia's attitude regarding the APSEPA is also defined. It is deduced from the above said that having signed the APSEPA the participants will be further captured by the USA and the transnational corporations mostly US-based. Moreover, this will result in national legislation changes to accommodate it to the APSEPA terms, the treaty of the unlimited duration

Key words: Asia-Pacific Region, Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement, free trade area, alliance, strengthening the US dominance in the APR, tool to strengthen US position

После прохождения президента Б. Оба-

мы на второй срок наиболее актуальным приоритетным направлением внешней политики США стало укрепление влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях сохранения мирового господства в условиях экономического подъема Китая. На сегодняшний день Соединенные Штаты — это важнейший инвестиционный и торговый партнер в данном регионе. Тем не менее, в настоящий момент именно этот регион АТР становится сосредоточием большого количества проблем, с которыми приходится иметь дело американскому государству: экономический рост Китая, растущее влияние Индии, угроза применения ядерного оружия авторитарным режимом КНДР, а также укрепление сотрудничества между Россией и Китаем в политической, экономической и военной сферах [1]. Именно поэтому Соединенные Штаты совместно со странами, вероятными участницами, ведут активную работу по заключению соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, по которому проведено уже 19 раундов официальных переговоров, однако их детали все еще находятся под грифом «секретно».

Политика укрепления позиций в данном регионе при одновременно предпринимаемых шагах по ослаблению влияния Китая в АТР проводится Соединенными Штатами с помощью такого инструмента, как создание и развитие ТТП, призванного помешать Китаю укреплять свое доминирующее положение в регионе. Развитие партнерства задумывалось к реализации без участия Китая.

По замыслу Соединенных Штатов Транстихоокеанское партнерство как международная организация должно действовать в торгово-экономической сфере на основании торговых соглашений между странами-участницами, на разработке которых сосредоточены главные усилия американского политического истеблишмента в этом регионе. Оно ставит своей целью образование зоны свободной торговли (ЗСТ) в АТР как альтернативы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеан-

ского экономического сотрудничества (АТЭС) [5] со штаб-квартирой в г. Веллингтон, Новая Зеландия.

Установление данного сотрудничества является продолжением американской политики по укреплению контроля над Тихоокеанской зоной. Общеизвестно, что в 2003 г. основоположниками этой идеи выступили Новая Зеландия, Сингапур и Чили, которые в 2005 г. вместе с Брунеем стали учредителем ТТП. В 2008 г. этот проект получил поддержку США, после чего Президент Соединенных Штатов Б. Обама, начиная с 2013 г., стал активным инициатором продвижения проекта ТТП.

По мнению ряда экспертов, данный проект является удобным инструментом выстраивания выгодной и чрезвычайно удобной для США модели экономического сотрудничества, позволяющей увязать партнерство Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement (полное название этого проекта), отменяющее барьеры при торговле товарами и услугами, с собственными геополитическими интересами. По степени важности разрабатываемый проект ТТП возможно сравнить с Трансатлантической зоной свободной торговли, развивающейся параллельно, т.к. на данное партнерство приходится около 40 % ВВП и 1/4 оборота всемирной торговли.

На данный момент только четыре страны-учредителя являются действующими членами ТТП, тогда как другие страны все еще не подписали соглашение об его основании и продолжают вести переговоры, касающиеся условий вступления и правил торговли, которые, как ожидается, будут иметь существенные отличия от тех, которые уже определены этим соглашением. По состоянию на апрель 2015 г. в переговорном процессе участвуют 12 государств: Бруней, Чили, Новая Зеландия — страны учредители, Сингапур, США, Перу, Вьетнам, Австралия, Малайзия, Мексика, Канада, Тайвань. По поводу сотрудничества со странами-участницами начала вести переговоры Япония [8]. В конце 2013 г. о своей заинтересованности в этом проекте также заявила и Южная Корея.

В Америке убеждены, что ТТП представляет огромные выгоды для всех стран-участниц. Этот проект требует больше обязательств, которые должны привести к более высокой прибыли, благодаря инвестиционному обороту, государственным закупкам, прозрачности конкуренции на рынке, электронной коммерции, законам о защите окружающей среды и, конечно, устранению торговых барьеров. На Восточноазиатском саммите в Камбодже 26 ноября 2012 г. президент Б. Обама назвал ТТП «торговым соглашением высокого стандарта» [11]. США пытаются отстоять свои идеи введения порядка, согласно которым другим странам этого проекта придется поднимать свои трудовые и экологические стандарты до нужного уровня. Также США пытается продвинуть идею создания в рамках ТТП судебного органа, задачей которого являлось бы рассмотрение спорных ситуаций между национальными правительствами и ТНК. В любом случае можно утверждать, что договор полностью соответствует интересам Соединенных Штатов Америки.

Китай, который является главным торговым партнером практически всех азиатских стран (в 2014 г. торговый баланс Китая со странами АТР составил более 400 млрд долл.), до сих пор не получил приглашения войти в состав данной организации, хотя Соединенные Штаты никогда не выступали против его членства и не создавали препятствий для его присоединения к ТТП. Однако, по нашему мнению, в настоящее время вероятность участия в переговорном процессе со стороны Китая очень мала, поскольку китайская сторона не удовлетворена наличием чрезвычайно строгих обязательств, накладываемых на участников в результате складывающегося в ТТП порядка [6]. Например, предложение Соединенных Штатов о создании судебного органа, который должен заниматься рассмотрением дел, связанных с разрешением конфликтных ситуаций между правительствами стран-участниц и транснациональными корпорациями, не находит поддержки не только в Китае, но и среди представителей других стран, участвующих в переговорах

по учреждению ТТП. Также большое сопротивление встречает и предложение о разработке и внедрении мировых стандартов в сфере труда и охраны окружающей среды. Несомненно, экономические планы США в Восточной Азии, закрепленные в рамках ТТП, контрастируют, а на практике даже соперничают с тем, как эти процессы видятся Китаю. В свою очередь, Китай поддерживает подписание договоров о свободной торговле, но без участия Вашингтона.

В 2013 г. президент Б. Обама выдвинул инициативу подписания договора, основываясь на уже достигнутых соглашениях, не внося новых поправок. Предполагалось, что после завершения 18-го и 19-го раундов переговоров к концу 2013 г. все страны-участницы переговорного процесса поставят свою подпись под соглашением о Транстихоокеанском партнерстве. В случае подписания данного договора вновь созданная зона свободной торговли (ЗСТ) должна стать одним из крупнейших инвестиционных объединений, включающих 12 государств, чей совокупный ВВП составит по разным оценкам около 27,5 млрд долл., что составляет более 1/3 мирового ВВП. За 12 лет количество стран, выразивших желание присоединиться к договору, увеличилось с 3 до 13 (Южная Корея выявила свое желание стать участницей этого соглашения).

После того как в 2013 г. к переговорам о ТТП присоединилась Япония, произошли некоторые затруднения в процессе переговоров, т.к. проявилось множество противоречий между США и Японией: таможенные пошлины на с/х продукцию, «завышенные» стандарты защиты окружающей среды к американским автомобилям, которые импортируются в Японию [8]. Однако затягивание подписания договора затрудняют не только противоречия Америки и Японии, также сильное влияние оказывают и причины национального уровня.

Зона СТ, действующая в пределах соглашения о ТТП, задумана составить конкуренцию концепции «азиатизации Азии» и возникновению интеграции АСЕАН+3, не включающей страны, расположенные

на других континентах. Соединенные Штаты с самого начала выступали против этой концепции, заявляя, что идея «азиатизации Азии» и учреждения так называемого Экономического совещания стран Восточной Азии (ЭСВА) способствует процессу дезинтеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, становясь препоной на пути реализации политики США в данном регионе [7].

Тем не менее, хотя одной из главных целей внешней политики США и является сохранение мирового доминирования в АТР, американские конгрессмены проявляют большую осторожность в оценивании вероятных позитивных и негативных последствий расширения объема интеграционного взаимодействия. Поэтому в январе 2014 г. правительством США, а именно Конгрессом, наложено вето на идею об ускоренном заключении договора о Транстихоокеанском партнерстве, несмотря на то, что положительные результаты такой интеграции (и политические, и экономические) могли бы перекрыть вероятные отрицательные последствия. Поскольку против подписания данного договора в Америке выступили профсоюзные объединения и экологические организации, Конгресс США не мог проигнорировать их мнение и не принял решение об ускоренном подписании этого международного соглашения.

К концу 2015 г. Белый дом собирается завершить создание ТТП. Американское государство заинтересовано в скорейшем формировании экономического и политического устройства в АТР, чтобы вывести данное соглашение на мировой уровень.

Транстихоокеанское партнерство имеет много критиков, считающих, что в случае подписания договора будут устранены барьеры для торговли товарами и услугами, а также появится возможность перемещения производственных мощностей, что, несомненно, приведет к снижению уровня заработной платы за счет возникновения миграционных волн из стран, где уровень экономического развития и возможности социальной защиты населения значительно уступают странам-участницам с более сильными экономиками [2].

Высока также и вероятность переноса крупными компаниями своего производства в страны-партнеры, которые располагают более дешевыми факторами производства. Не подвергается сомнению тот факт, что создание ЗТС в АТР принесет ряд экономических выгод американским корпорациям, а именно: сокращение производственных издержек, благодаря значительно более низкой стоимости основных факторов производства в странах, уступающих США в уровне экономического развития; быстрый рост экспорта и получения большей прибыли, благодаря высоким темпам роста экономик в таких странах и наличию эластичного спроса. Кроме этого, дальнейшее распространение партнерского соглашения на территории Азиатско-Тихоокеанского региона обеспечит возможность дальнейшей гармонизации уже действующих договоров о свободной торговле между Соединенными Штатами и странами АТР.

В настоящее время американское правительство имеет 6 подобных соглашений со странами-участницами ТТП: Канадой и Мексикой, Перу и Чили, а также Австралией и Сингапуром, которые стали основным инструментом усиления положения США в Азиатско-Тихоокеанском регионе с начала XXI в.

Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве предусматривает отказ от таможенных пошлин при торговле товарами и услугами между странами-участницами, ставя своей целью реализацию мер по снятию торговых барьеров между экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако в его проекте предусмотрен обширный диапазон сфер деятельности, находящихся под глобальным наднациональным контролем, который будет установлен в случае подписания соглашения странами-членами. Действие данного договора распространяется на патенты в области биологии, лекарственные препараты, услуги провайдеров Интернет, гражданские свободы, издательскую деятельность, а также вопросы экологии, меры защиты торговли, прав человека и др.

Более того, первый пункт соглашения о ТТП «Гарантии соблюдения статей до-

говора» является самой длинной статьей в договоре и содержит детальное изложение практически полицейских мер, применяемых в рамках большого диапазона имеющихся полномочий, которые предполагают оказание воздействия на права личности и частную жизнь, касаются творчества, затрагивают сферу биологии и т. д. в рамках установленного наднационального контроля.

Предметом наибольшей озабоченности являются так называемые наднациональные судебные трибуналы, вердикты могут выноситься на основе неких секретных доказательств, являясь приоритетными по отношению к решениям, вынесенным суверенными национальными судами, и не предоставляют гарантий обеспечения прав человека. Именно США, а также послушно следующая их желаниям Австралия стали инициаторами создания такой судебной структуры и размещения в договоре этих самых жестких пунктов.

Другим весьма интересным фактом, вызывающим особую настороженность, является высокий уровень секретности соглашения о ТТП. В Интернете и других средствах массовой информации трудно найти его описание, а имеющиеся в свободном доступе данные о соглашении сведены к самым общим понятиям. Даже члены американского Конгресса в США не имеют возможности ознакомиться с полным текстом договора, для просмотра им доступны лишь определенные главы. Известно, что только три человека в каждом государстве-участнике Транс-Тихоокеанского партнерства имеют доступ к полной версии договора, который по имеющимся отрывочным сведениям состоит из 30 статей, из которых только 5 касаются вопросов регулирования торговых отношений между странами [10]. При таком уровне секретности можно прийти к выводу, что Соединенные Штаты во главе с президентом Б. Обамой собираются воплотить в жизнь нечто новое, которое может коренным образом изменить американские законы, обеспечивающие свободный доступ к Интернету, регулирующие вопросы здравоохранения, являющиеся законодательной базой для купли-продажи

деривативов, законы, касающиеся вопросов авторского права, устанавливающие уровень продовольственной безопасности, экологические стандарты, гарантирующие гражданские свободы и мн.др. Более того, существует мнение, что американская экономика может окончательно глобализироваться, так как этот документ обеспечивает все более глубокую интеграцию Соединенных Штатов в формирующуюся единую мировую экономическую систему [10].

Обычно такие соглашения о создании зон свободной торговли получают большинство голосов в Сенате и Палате представителей после целого ряда проведенных прений и дискуссий. Но Белый Дом в лице президента, апеллируя к «содействию развитию торговли» и прикрываясь необходимостью такого «содействия», может потребовать от Конгресса голосования по договору в течение 90 дней без его обсуждения и без принятия поправок любого типа. Разумеется, такое поведение президента Б. Обамы нравится далеко не всем. Хотя правительство и получило первое одобрение от Конгресса, договор был отправлен для одобрения Сенатом.

Б. Обаме приходится вести дискуссию по вопросу подписания договора и внутри своей партии [3]. Убеждая своих соратников, он заявлял: «Если не мы напишем правила, то это сделает Китай. Нас выбьют с рынка сельского хозяйства, вследствие чего пострадают наши предприятия, что приведет к сокращению рабочих мест» [9].

9 марта 2015 г. на Гавайях прошел очередной раунд переговоров представителей 12 стран, в ходе которого были согласованы только 7 статей из 30. Переговоры также проходили в атмосфере строгой секретности. Было установлено, что текст договора не будет обнародован до его подписания. По мнению ряда экспертов, переговоры могут затянуться до 2017 г., что весьма невыгодно Б. Обаме, так как его полномочия президента истекают в 2016 г. Поэтому в данный момент Соединенные Штаты Америки в переговорах с другими странами Транстихоокеанского партнерства прилагают огромные усилия для ускорения про-

цесса подписания всех документов со странами-партнерами.

Крупнейшие экономики АТР, Китай и Россия, в ТТП входить пока не собираются. В.В. Путин высказал свое мнение о создании Транстихоокеанского партнерства: «Оценить, что реально достигнуто в рамках Транстихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах. На протяжении последних пяти лет, в течение которых идут переговоры, периодические заявления об успехах затем опровергаются. Судя по сообщениям, речь скорее идет о договоренностях продолжить переговорный процесс, который уже более года находится в замороженном состоянии. Сроки его возобновления пока не объявлены. Очевидно, что Транстихоокеанское партнерство — очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких

крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие» [4].

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу о том, что любая страна, ставшая членом Транстихоокеанского партнерства, будет вынуждена привести правила и законы, действующие внутри страны, в соответствие со статьями договора, постулаты которого разрабатывались с целью обеспечения режима наибольшего благоприятствования для транснациональных корпораций, большая доля которых принадлежит Соединенным Штатам. По своей сути договор ТТП — это ничто иное как легализованный государственный переворот, который, в отличие от внутреннего американского законодательства, не будет иметь окончания срока действия. Кроме того, если США и дальше будут игнорировать растущее экономическое и политическое могущество Китая, то действие Транстихоокеанского партнерства может привести к острому противостоянию и даже к вооруженному конфликту между странами АТР [10].

Литература-

1. Гарусова Л.Н. Интересы и стратегии США // У карты Тихого Океана. 2013. № 32. С. 3-10.

2. Лиллистон Б. Большие мясники заглатывают Транстихоокеанское партнерство // ИТАР: Эл № ФС77-48924 от 12.03.12 г.

3. Обама Б. Транстихоокеанское партнерство нужно, чтобы справиться с Китаем / / Газета. ru Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/ news/2015/04/27/n_7148353.shtml (дата обращения 28.04.2015).

4. Путин В.В. ТТП без России и Китая не будет эффективным / / РИАНовости Режим доступа: http://ria.ru/world/20141106/1032071851.html (дата обращения 01.03.2015).

5. США и Транстихоокеанское партнерство: социальные интересы против экономических и политических // МГИМО Университет. — Режим доступа: http://www.mgimo.ru/ (дата обращения 10.03.2013).

References

1. Garusova L.N. U karty Tihogo Okeana (A map of the Pacific Ocean), 2013, no. 32, pp. 3-10.

2. Lilliston B. Bolshie myasniki zaglatyvanut Trans-Tihookeanskoe partnerstvo (Large butchers of swallow Trans-Pacific Partnership): ITAR: E FS77-48924 no. 12.03.12.

3. Obama B. Gazeta.ru (Gazeta.ru) Available at: http://www.gazeta.ru/business/ news/2015/04/27/n_7148353.shtml (accessed 28.04..2015).

4. Putin V.V. RIANovosti (RIANovosti) Available at: http://ria.ru/world/20141106/1032071851. html (accessed 03.01.2015).

5. USA i Trans-Tihookeanskoe partnerstvo: sot-sialnye interesy protiv ekonomicheskih i politicheskih (The United States and the Trans-Pacific Partnership: social concerns against the economic and political ones): MGIMO University Available at: http://www. mgimo.ru/ (accessed 10.03.2013).

6. Тавровский Ю. Дорогой «китайской мечты» // Газета. № 1 (1102). 1 января 2015.

7. Транстихоокеанское партнерство — медвежья услуга США // Politikus.ru. — Режим доступа: http://poUtikus.ru/events/48189-trans-tihookeanskoe-partnerstvo-medvezhya-usluga-ssha. html (дата обращения 27.04.2015).

8. Япония и Транстихоокеанское партнерство / / inoOM^Ru. — Режим доступа: http://inosmi.ru/ world/20130506/208723345.html.

9. Obama Presses Case for Asia Trade Deal, Warns Failure Would Benefit China // The Wall Street Journal Available at: http://www.wsj.com/ar-ticles/obama-presses-case-for-asia-trade-deal-warns-failure-would-benefit-china-1430160415 (accessed 28.04.2015).

10. Trans-Pacific Partnership Treaty: Advanced Investment Chapter Working Document for All 12 Nations // WikiLeaks Available at: https://wikileaks. org/tpp-investment/ (accessed 01.03.2015).

11. Экономическое соперничество США и Китая в Тихоокеанском регионе и роль России. Режим доступа: http://blogs.voanews .com /russian/ us-russia/2012/11 /26/экономическое-соперниче-ство-сша-и-китая.

Коротко об авторах _

Макарова Т.Б., канд. полит. наук, зав. каф. «Ре-гионоведение Северной Америки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия Тел.: (3022) 41-65-27

Научные интересы: политическое манипулирование, политическая пропаганда, внешняя политика США, геополитические интересы Соединенных Штатов Америки

6. Tavrovsky Yu. Gazeta (Newspaper), no. 1 (1102), january 1, 2015.

7. Trans-Tihookeanskoe partnerstvo — med-vezhya usluga USA (Trans-Pacific Partnership — a disservice US): Politikus.ru Available at: http://politikus. ru/events/48189- trans - tihookeanskoe-partnerstvo -medvezhya-usluga-ssha.html (accessed 04/27/2015).

8. Yaponiya i Trans-Tihookeanskoe partnerstvo (Japan and the Trans-Pacific Partnership): Online Times Online Available at: http://inosmi.ru/ world/20130506/208723345.html.

9. Obama Presses Case for Asia Trade Deal, Warns Failure Would Benefit China (Obama Presses Case for Asia Trade Deal, Warns Failure Would Benefit China): The Wall Street Journal Available at: http: //www.wsj.com/articles/obama-presses-case-for-asia-trade-deal-warns-failure-would-benefit-chi-na-1430160415 (accessed 28.04.2015).

10. Trans-Pacific Partnership Treaty: Advanced Investment Chapter Working Document for All 12 Nations (Trans-Pacific Partnership Treaty: Advanced Investment Chapter Working Document for All 12 Nations): WikiLeaks Available at: https://wikileaks.org/ tpp-investment/ (accessed 01.03.2015).

11. Ekonomicheskoe sopernichestvo USA i Kitaya v Tihookeanskom regione i rol Rossii (The economic rivalry of China and the United States in the Pacific region and the role of Russia) Available at: http:// blogs.voanews.com/russian/us-russia/2012/11 /26/ 3K0H0MHTCCK0e-c0nepHHHecTB0-cma-H-KHTaa.

_Briefly about the authors

T. Makarova, candidate of political sciences, head of the North American Studies department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: political manipulation, political propaganda, US foreign policy, US geopolitical doctrine

Сухина А.Н., магистрант, каф. «Регионоведение Северной Америки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия Тел.: (3022) 41-65-27

Научные интересы: внешняя политика США, геополитические интересы Соединенных Штатов Америки

A. Sukhina, master's degree student, North American Studies department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: US foreign policy, US geopolitical doctrine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.