ТРАНСПОРТНЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОСИБИРСКА)
Ольга Викторовна Тропика
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры производственного менеджмента, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен транспортный аспект в эколого-экономической политике крупных городов как фактор инновационного развития (на примере г. Новосибирска), процесс его влияния на формирование качества жизни, а также предложены приоритетные направления снижение вредного воздействия автотранспорта.
Ключевые слова: транспортная система города, эколого-экономическая политика, инновационное развитие, экология города.
THE TRANSPORT ASPECTS ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC POLICY OF BIG CITY AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK CITY)
Olga V. Tropina
A post-graduate student, department of production management, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo Str., phone: (383) 361-04-71,
e-mail: [email protected]
The article describes the transport aspects environmental and economic policy of big city as a factor of innovative development (on the example of Novosibirsk city), the process of its influence on the formation of the quality of life, as well as the proposed priorities for reducing the harmful effects of vehicle.
Key word: transport system of the city, environmental and economic policy, innovative development, urban ecology.
Темпы автомобилизации растут во всём мире, Россию эта тенденция не обходит стороной. Особенно ярко это можно наблюдать в крупных городах России. Процессы автомобилизации напрямую влияют на состояние атмосферного воздуха в мегаполисах. Поэтому транспортный аспект экологоэкономической политики крупных городов требует внимания и системного подхода. Бездействие в этом вопросе может нанести непоправимый ущерб экологической системе города, а позднее решение проблемы будет более затратным и долгим процессом для общества.
Во многих областных центрах за последние 20 лет транспортная инфраструктура не только не развивалась, но и значительно деградировала. Что же касается крупнейших мегаполисов, то в начале 1990-х годов они пошли по пути развития сети автодорог в ущерб общественному транспорту, то есть начали реализовывать концепцию «город для автомобилей», от которой развитые страны к тому времени уже отказались. Градостроительные концепции, согласно
которым были созданы современные российские мегаполисы, не были рассчитаны на повсеместное распространение индивидуального автотранспорта. При этом за последние 15 лет автомобилизация населения пережила взрывной рост. В итоге развитие дорожной сети во всех без исключения российских мегаполисах серьезно отстает от роста числа автомобилей. И более того, принимаемые решения в этой области пока не способны в корне изменить ситуацию [1].
Аналитический центр компании «АльфаСтрахование» провел исследование обеспеченности жителей России легковыми автомобилями и составил рейтинг субъектов Федерации по количеству автомобилей на 1000 человек населения. В основе исследования лежали данные о количестве легковых автомобилей в каждом из регионов России и численность населения субъектов Федерации (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года). Что касается Новосибирской области, то наш мегаполис превысил планку в 300 автомобилей на 1000 жителей. То есть мы практически примерно на одном уровне со столицей [2].
Из данных СМИ на начало 2013 года в Новосибирской области зарегистрировано 936 тыс. автомобилей [3]. На 1 января 2012 года население региона составляет 1 498 921 человек [4]. Таким образом, на 1000 жителей уже приходится более 600 автомобилей. И даже если пересчитать этот показатель по данным альтернативной городской статистики, которая говорит, что в Новосибирске уже проживает около 2 млн. человек, то показатель составит около 460 автомобилей на 1000 жителей. Темпы прироста показателя обеспеченности автомобилями на городской территории превышает больше чем 50% за два года.
Обеспеченность транспортом, удобность и простота использования общественного транспорта - всё это немаловажные факторы при оценке качества жизни.
Как известно, качество жизни складывается из многих факторов, и из ряда объективных факторов, таких как качество воды или воздуха, наличие и доступность учреждений культуры, отдыха, и из субъективных. А это уже оценка каждого члена общества его удовлетворенности уровнем своей жизни. Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, что даёт связь с экологической ситуацией территории проживания человека. В случае с крупными городами, промышленными центрами экологическая ситуация напрямую влияет на здоровье человека.
Один из аспектов экологической ситуации городов - это качество воздуха. Оно формируется в результате сложного взаимодействия факторов природного и антропогенного характера. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Новосибирской области являются: автомобильный транспорт (55,1 % валового выброса по области), предприятия теплоэнергетики и отопительные котельные ЖКХ (24 %), промышленные предприятия (20,9 %) [5].
Одним из приоритетных направлений охраны атмосферного воздуха является снижение вредного воздействия автотранспорта. Основными мероприятиями по снижению воздействия автотранспорта можно рассматривать:
- развитие транспортной сети объездных дорог, исключающих движение через город транзитного транспорта;
- строительство улиц, дублирующих основные магистральные направления;
- расширение параметров основных магистральных улиц;
- развитие городского пассажирского транспорта, в т. ч. электротранспорта;
- реализация мероприятий по переводу автомобильного транспорта на газомоторное топливо;
- улучшение качества дорожного покрытия;
- создание автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД);
- ограничение въезда и парковки автомобилей в историческом центре города;
- ограничение на передвижение транспортных средств в местах отдыха населения;
- контроль качества используемых нефтепродуктов;
- организация защитных зеленых полос из газоустойчивых насаждений вдоль магистралей [6].
Развитие транспорта должно опережать текущие потребности города, в противном случае развитие транспортной инфраструктуры будет отставать от развития города [7,8]. Необходимо отдать приоритет в пользу развития общественного транспорта. Для Новосибирска актуально развитие наземного городского транспорта посредством внедрения выделенных полос, улучшения подвижного состава, повышения частоты и сервиса. Всё это должно привлечь жителей к использованию общественного транспорта. Так же необходимо разрабатывать
и внедрять новые тарифные и билетные решения.
Одним из улучшений условий для пассажиров в использовании общественного транспорта можно рассматривать синхронизацию различных видов общественного транспорта. В первую очередь — пригородного сообщения (повышение частоты движения, оптимальное распределение рейсов в течение дня в соответствии с потоком пассажиров, введение нового подвижного состава).
Одновременно с развитием и повышением популярности общественного транспорта необходимо предлагать автомобилистам варианты оптимального использования системы «личный автомобиль - общественный транспорт». В этом направлении работа должна вестись по эффективной организации перехватывающих парковок рядом со станциями метро.
Также важно создание городского парковочного пространства и организация хранения индивидуального автотранспорта с размещением в специализированных коммунальных гаражных зонах, с организацией проездов автотранспорта вне жилых территорий
Эпоха инновационного развития даёт возможность для решения проблем транспорта в городе рассматривать использование интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для обеспечения безопасного функционирования транспортной системы города в условиях роста автомобилизации. Как указывают специалисты, ИТС помогают в решении целого ряда задач [7], одним из кото-
рых является снижение отрицательного экологического воздействия транспорта на атмосферный воздух.
Решение транспортных проблем города будет иметь не только положительный экологический эффект, но и экономический, такой как: сокращение потерь рабочего времени, вызванных перемещениями по городу, повышения качества жизни в городах, и соответственно повышение инвестиционной привлекательности города, что будет способствовать дальнейшему инновационному развитию города.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Инновации в развитии городского транспорта и транспортной инфраструктуры / Наумов С.А., Гришанков Д.Э. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusdb.ru/doclad/chapter2/part1
2. Сколько автомобилей в России? Алексей Мостовщиков, «Новая Сибирь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newsib.net/index.php?newsid=81315737
3.Число автомобилей в НСО приблизилось к миллиону — НГС.НОВОСТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.ngs.ru/more/319537/
4. Росстат. Федеральная служба Государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года.
5. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nso.ru/citizens/ekologia/Pages/default.aspx
6. Вучик, В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина под научн. ред. М. Блинкина. - М.: Издательский дом «Территория Будущего», 2011. - 576 с.
7. Швецов, В.Л. Интеллектуальное управление потоками на основе транспортных моделей / В.Л. Швецов, К. Бёттгер Е.А. Андреева. - Автомобильные дороги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ptv-vision.ru/assets/Uploads/publications/publication-Intellektualnoe-upravl enie.pdf.
8 Павленко В.А., Юхименко Ю.М. Риск в оценке переходного состояния геопространства // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 143-149.
9 Павленко В.А., Юхименко Ю.М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-155.
© О.В. Тропина, 2013