УДК 378.1; 656.078
А.Н. Клименков
ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Проведен анализ состояния современного рынка транспортного образования. Рассмотрены основные задачи транспортной отрасли в свете реализации Транспортной стратегии России на период до 2030 года. Представлены вопросы взаимодействия и перспективы развития образования и современной транспортной отрасли.
Транспортное образование, подготовка кадров, развитие транспорта, рынок труда
A.N. Klimenkov TRANSPORT EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
The analysis of current market transport education. The main objectives of the transport sector in the light of the implementation of the Transport Strategy of Russia until 2030. Presents issues of cooperation and prospects of education and modern transportation industry.
Transportation education, training, development of transport, labor market
Система отраслевого транспортного образования достойно выдержала ещё одну основательную проверку временем, показала свою живучесть, высокий потенциал и устойчивые перспективы развития. Вместе с тем, есть ряд проблем, которые должны быть решены в ближайшее время, чтобы вузы транспорта сохранили ведущие позиции в системе отечественного профессионального образования и получили право на достойную поддержку со стороны государства. Вузы транспорта практически не получают государственные дотации на проведение капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, модернизацию учебно-лабораторной базы и приобретение нового оборудования. Наконец, по-прежнему острой остаётся проблема достойной оплаты труда профессорско-преподавательского состава, поддержки молодых учёных.
Ситуацию осложняет новый закон об образовании в РФ, принесший ряд дополнительных проблем, связанных с новым порядком целевого набора, условиями оплаты бюджетного образования, отсутствием государственного лицензирования на программы ДПО.
Отрасль стоит перед острой необходимостью создания инновационной системы подготовки кадров для отрасли и научного обеспечения развития транспорта.
На сегодня подобную точку зрения разделяет новое руководство Министерства транспорта РФ и ведущих транспортных компаний. Перспективы развития высшей транспортной школы несомненны, тем более что эта школа занимает лидирующие позиции в русле реализации государственной политики в сфере образования.
Подготовка высококвалифицированных кадров является одной из основных задач кадровой политики Министерства транспорта РФ, направленной на обеспечение безопасности и конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.
В образовательных комплексах транспорта сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования: начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного, что позволяет обеспечить потребности организаций транспортной отрасли в подготовке, повышении квалификации и переподготовке специалистов. Общий контингент обучающихся составляет на сегодня более 300 тыс. человек, что подтверждает интерес к транспортному образованию.
Образовательными учреждениями отрасли продолжается профориентационная работа по привлечению абитуриентов, наиболее подготовленных с точки зрения знаний и мотивации к обучению с последующим трудоустройством в отрасли.
Цифры ежегодных выпусков говорят о стабильной ситуации в области подготовки кадров для транспортной отрасли. Но все равно, по основным транспортным специальностям налицо нехватка квалифицированных кадров.
Доля очной формы в контингенте приема на первый курс ВПО увеличилась за 2008-2012 гг. с 64% до 71%. При этом контингент первокурсников-очников СПО остался практически на прежнем уровне (рост с 74 до 77%).
Также надо отметить, что по профильным специальностям доля студентов, обучающихся по бюджетной форме, не ниже, а порой даже и выше доли тех, кто обучается на контрактной основе. Это касается учебных заведений всех видов транспорта как высшего, так и среднего профессионального образования.
Что же касается конечного результата, т.е. трудоустройства выпускников, то динамика оставляет желать лучшего. Для того чтобы переломить негативную тенденцию, необходимы объединенные усилия вузов, Минтранса и работодателей.
Чтобы вывести транспортное образование на мировой уровень, необходимо соответствующим образом мотивировать преподавательский состав вуза. К сожалению, профессия преподавателя вуза не привлекает молодых людей, да и людей среднего возраста. Причины искать не надо - низкая зарплата, отсутствие социальных гарантий и при всем при этом необходимость профессионального роста, общение порой с очень непростым контингентом.
Отечественная система высшего и среднего специального образования находится в движении и развитии, встраиваясь, благодаря Болонской конвенции, в межнациональную образовательную систему. И важно, чтобы для выпускника российского вуза диплом о высшем профессиональном образовании послужил надежным пропуском в мир.
Техника и технологии сегодня требуют качественной, глубокой подготовки. Сеть высших учебных заведений транспорта изначально складывалась исходя из потребностей отрасли и в соответствии с географическим принципом - по мере развития транспортной сети появлялась потребность в специалистах на местах, которую нужно было удовлетворять.
Говорить об избытке транспортных вузов в этой ситуации не вполне корректно. Во всяком случае, больше их за последние годы не стало - не появилось ни одного частного транспортного вуза, а некоторые вузы были объединены.
В советское время была создана продуманная система профессионального образования. Школа, ПТУ, техникум, ВУЗ, аспирантура, докторантура. С распадом системы централизованного трудоустройства возникла неопределенность в необходимом количестве подготовки специалистов той или иной квалификации, и это привело к хаосу, когда количество низко-квалифицированных юристов, менеджеров и иных, слабо воспринимаемых специалистов, привело к серьезной дискредитации самой системы образования всех уровней.
В советское время специальное высшее образование строилось по отраслевому принципу и министерства знали, какие специальности и какое количество специалистов для отрасли необходимо. То есть существовала обратная связь. Затем предприятия перешли в частные руки, многие из которых были ликвидированы, количество министерств резко сократилось. Таким образом, обратная связь практически исчезла. Остались обобщенные показатели: количество студентов - бюджетников, количество средств выделяемых на высшее образование. Минобрнауки не имеет информации от частного сектора о количестве и качестве специалистов необходимых им.
Задачи развития транспортной системы России, изложенные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г., могут быть решены только при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов. Одними из основных направлений работы Минтранса РФ должны стать совершенствование программ подготовки и повышения квалификации персонала, совершенствование системы государственного контроля качества, а также широкое применение специализированных тренажеров, сохранение целевой формы обучения студентов, развитие государственно-частного партнерства между работодателями, учебными учреждениями и органами власти.
Наибольшая численность работников транспортной отрасли сосредоточена на автомобильном и железнодорожном транспорте. На автомобильном транспорте работают также многочисленные индивидуальные предприниматели. Кроме работников организаций собственно транспорта следует принять во внимание также лиц, работающих в сфере логистики и транспортной инфраструктуры.
Сегодня на российском рынке труда наблюдается явная нехватка квалифицированных инженеров, в том числе и в транспортной отрасли. По данным Минтранса, дефицит квалифицированных кадров по отрасли составляет более 40 тыс. человек.
Рекрутеры кадровых агентств отмечают увеличение количества запросов на инженеров-конструкторов и инженеров по направлениям: механика, гидравлика, электрика, грузозахватные средства, монтажно-стыковочное оборудование и т.д. Инженеры на транспорте могут найти себя и в
логистических компаниях различного уровня, в маркетинговых и транспортно-экспедиционных службах, в системе материально-технического обеспечения оптовой и розничной торговли транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации.
По данным рекрутингового портала 8ирег)оЬ, в течение второго полугодия 2012 г. увеличилось число работодателей, готовых взять на работу выпускников вузов 2012 г. без опыта работы (66% в июне против 57% в январе). Компании готовы брать на работу высоко мотивированных выпускников, чья активность и работоспособность могут принести пользу.
Из приведенных цифр статистики можно сделать вывод, что в ближайшие 20-30 лет, и в самой отдаленной перспективе спрос на профессию специалиста-транспортника не только сохранится, но и возрастет. Мода на транспортную профессию будет всегда. Выбирая транспортную профессию, следует учитывать ее распространенность, что в дальнейшем обеспечит возможность трудоустройства.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.mintrans.ru,
2. www.transportrussia.ru.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г № 2600-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.mintrans. ru/documents/detail.php ? ELEMENT_ID= 19443
4. Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова «Обновление Транспортной
стратегии: доступность, мобильность, качество» на пленарном заседании форума «Транспорт России» 6 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.mintrans. ru/news/interviews/detail .php?ELEMENT_ID= 19285
Клименков Андрей Николаевич - Andrey Klimenkov -
кандидат технических наук, доцент, Ph.D., Associate Professor, Deputy Head of
заместитель заведующего кафедрой Department «Pure Sciences»
«Естественнонаучные дисциплины» Moscow State University of
Московского государственного Railway Engineering (MIIT)
университета путей сообщений (МИИТ)
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13