4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
М. Л. Сомко, аспирант, кафедра финансов и кредита на морском транспорте, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Россия, [email protected]
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИИ КЛАСТЕР: НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛИ
В настоящее время развитие транспортной отрасли является одним из приоритетных направлений государственной политики в России. Уровень развития производственной инфраструктуры страны оказывает огромное влияние на социальную обстановку и развитие других отраслей в условиях реформирования экономики. Поэтому спрос на услуги транспорта определяет не только объемы и уровень качества перевозок, но и актуальные направления развития отрасли.
Очевидно, что интенсивное развитие транспортной отрасли России стало невозможным без структурных преобразований, связанных с изменением системы управления как комплексом в целом, так и его отдельными предприятиями. Нынешняя стратегия развития отрасли требует внедрения новых форм сотрудничества предприятий и организаций транспорта, предполагающих активное участие в процессах их взаимодействия местных органов власти, научных центров, образовательных и кредитных учреждений, а также должна быть разработана с учетом региональных факторов.
Кластер является одной из наиболее перспективных, отвечающих поставленным задачам в сфере реформирования экономики России, формой организации и управления предприятиями транспорта.
Интенсивное развитие транспортной отрасли России стало невозможным без структурных преобразований, связанных с изменением системы управления как комплексом в целом, так и его отдельными предприятиями.
Основными целями создания кластера в транспортной отрасли России являются:
— повышение качества предоставления услуг до уровня требований мирового рынка;
— развитие и эффективное использование транзитного потенциала, предоставляемого геостратегическим положением регионов в направлениях Запад-Восток;
— развитие возможностей комплекса для доставки на мировые рынки более конкурентоспособной продукции отечественных производителей (за счет снижения транспортных издержек);
— содействие кооперации и интеграции малых и средних предприятий отрасли в общую логистическую концепцию;
— разработка и совершенствование механизмов взаимодействия образовательных и научных учреждений с другими участниками кластера с целью создания и реализации инноваций в транспортной отрасли.
Несмотря на существующий в зарубежной и российской практике опыт «кластеризации» отраслей и территорий, а также наличие некоторых регламентирующих документов, имеются следующие проблемы в области реализации кластерной политики на транспорте:
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
дискуссия
журнал научных публикаций
1) низкая степень разработанности тематики создания и развития интегрированных структур в отрасли и, как следствие, отсутствие единого общепринятого научно-методического подхода к формированию кластеров как на региональном, так и на отраслевом уровнях;
2) отсутствие координации между государственными и региональными органами власти, предприятиями и организациями отрасли, научными центрами, а также образовательными учреждениями;
3) низкая адаптация механизмов государственно-частного партнерства в области финансирования проектов создания и развития кластеров на отраслевом и региональном уровнях.
Кроме того, к числу проблем, связанных с созданием и развитием в России кластерных структур различных типов, следует отнести невосприимчивость большинства российских предприятий к инновациям, нехватку высококвалифицированных специалистов, технический износ и низкое качество транспортной инфраструктуры, незаинтересованность предприятий малого и среднего бизнеса в кооперации в качестве крупных производственных систем, низкая инвестиционная привлекательностью некоторых регионов.
Учитывая изложенное, одним из условий интенсивного развития транспортной
отрасли России является разработка теоретической и научно-методической базы в области создания и развития кластеров и внедрения нового подхода к управлению и взаимодействию предприятий и организаций отрасли.
Актуальность статьи заключается в рассмотрении и углублении существующих теоретических основ, а также совершенствовании методических принципов формирования и развития транспортно-логис-тических кластеров в России.
В первую очередь, определим содержание и сущностные характеристики понятия. По мнению автора, наиболее полным представляется определение транспортно-логис-тического кластера как формы отраслевой кооперации предприятий и организаций, предоставляющих полный спектр услуг по подготовке, транспортировке и хранению груза, осуществлению пассажирских перевозок, информационно-консультационному обслуживанию, а также образовательной и научно-инновационной поддержке в области транспорта. Несмотря на то, что транспортно-логистические кластеры — сравнительно новая специализация отраслевых кластеров, к настоящему времени имеется значительный объем публикаций в части, касающейся создания и развития таких структур в странах Европейского Союза и Украины1.
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
Важно отметить, что теоретическая и методическая основы в области отраслевых кластеров, в большинстве случаев, разрабатывались для тако- = вых товарного производства, в то время как транспортно-логисти-ческий кластер представляет собой кластер услуг. А в настоящее время в экономике развитых стран услуги по подготовке, хранению и транспортировке груза от поставщика к покупателю занимают лидирующие позиции на рынке услуг.
Кроме того, транспортный комплекс занимает особое положение в экономике, являясь важнейшим элементом формирования геоэкономических позиций стран и регионов. В связи с этим представляет некоторые методологические трудности определение территориальных границ транспор-тно-логистического кластера.
В общем, такую территорию можно определить как административно-территориальную единицу или совокупность сопредельных административно-территориальных единиц, типично — город, городская агломерация или регион.
Исходя из соображений регламентирования и координирования кластерных структур органами государственной власти, а также необходимости обязательного предоставления информации о показателях деятельности структуры в органы государственной статистики, необходимым условием функционирования кластера является увязывание его территории с административно-территориальным делением площади страны.
При этом, автором предлагается устанавливать связь между кластером и территорией, исходя из следующих признаков, по которым предприятия и организации, образующие кластер, должны:
а) являться резидентами территории, то есть быть зарегистрированными в соответствующих административно-территориальных единицах. При этом они обязаны выполнять требования местного (регио-
К числу проблем, связанных
с созданием и развитием в России кластерных структур различных типов, следует отнести невосприимчивость большинства российских предприятий к инновациям, нехватку высококвалифицированных специалистов, технический износ и низкое качество транспортной инфраструктуры и другие.
нального) законодательства и уплачивать налоги в соответствующие бюджеты;
б) контролировать объекты терминальной транспортной инфраструктуры территории на основе права собственности, участия в капитале, аренды или иного правового основания, обеспечивающего контроль;
в) доминировать в транспортно-логис-тических операциях, совершаемых на терминальной инфраструктуре территории.
Отметим, что доминирующее положение кластера на рынке не имеет ничего общего с монополией, так как он является неформальной организацией, включающей множество отдельных хозяйствующих субъектов, которые находятся между собой как в отношениях кооперации, так и в отношениях конкуренции.
Исходя из существующего российского и зарубежного опыта, автором предлагается классифицировать транспортно-логистиче-ские кластеры по трем категориям:
1) портовые транспортно-логистические кластеры. Формируются на основе морских портов или в местах их концентрации. В большинстве случаев ориентированы на грузовой сектор, вследствие второстепенной роли морских пассажирских перевозок, в основном туристических. В наше время, ввиду снижения роли перевозок на внутренних водных путях, речные порты, как правило, являются важной составляющей, но не ядром кластера. В зависимости от специализации грузовых терминалов порта, портовый кластер может быть узкоспециализирован или, наоборот, диверсифицирован в нескольких направлениях развития (в последние десятилетия весомую роль приобрел сегмент контейнерных перевозок);
2) пограничные транспортно-логистические кластеры. Создаются на основе транспортных узлов на пересечениях международных транспортных коридоров с государственными границами. Исторически такие структуры формировались на осно-
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
ДИСКУССИЯ Ж
журнал научных публикаций "
ве железнодорожных пограничных переходов, однако в настоящее время не меньшую роль играют и кооперации грузового автотранспорта. В большинстве случаев пограничные кластеры имеют грузовую специализацию;
3) региональные транспортно-логистические кластеры. Формируются на основе инфраструктуры городов и городских агломераций (в которых город интегрирован с близко расположенными населенными пунктами). Региональные транспортно-логистические кластеры могут специализироваться как на пассажирском, так и на грузовом секторах перевозок.
В отличие от транспортных систем (комплексов) города и региона кластер включает в себя не весь комплекс, а только те предприятия, которые находятся между собой в отношениях сильных связей, а также предприятия других смежных отраслей (к примеру, сети АЗС, предприятия энерго- и водоснабжения, учреждения профессионального образования, научные центры в области транспорта и логистики и другое).
При минимальном уровне развития транспортно-логистические структуры обслуживают потребности в грузовых перевозках и мобильности населения лишь в пределах территории собственно города (городской агломерации) — по классификации проекта М. Портера Cluster Mapping Project считаются кластерами местного или локального (local) типа2.
При высоком уровне развития предприятия и организации, входящие в кластер, имеют возможности по обслуживанию не только местных потребностей в грузовых перевозках и мобильности населения, но также и междугородние, межрегиональные и международные перевозки. При этом транспортно-логистические услуги, предоставляемые клиентам других территорий, регионов и стран, приносят доходы
В отличие от транспортных систем (комплексов) города и региона кластер включает в себя не весь комплекс, а только те предприятия, которые находятся между собой в отношениях сильных связей, а также предприятия других смежных отраслей.
логовые поступления в местный (региональный) бюджет. Такие структуры, безусловно, повышают уровень конкурентоспособности города (региона) и по принятой классификации относятся к категории «торгуемых» (traded, tradable) кластеров. Стоит также отметить, что форма кооперации в области водного транспорта попадает в особую категорию ресурсозависимых (resource dependent) кластеров.
По мнению автора, целесообразно создавать и развивать транспортно-логистиче-ские кластеры в имеющих транзитный потенциал регионах, а инициатива по их формированию должна исходить от органов государственного (регионального, местного) управления. Централизованно должны быть обеспечены инициирование и организационная поддержка создания, а также проводиться работа по установлению информационного взаимодействия между участниками кластера в целях стратегического планирования его развития. Деятельность транс -портно-логистического кластера должна основываться на организационно-правовых документах, регламентирующих процесс его создания и непосредственное функционирование (договор о формировании, соглашение о вхождении, правила функционирования, положения о взаимозависимости и взаимодействии участников и др.). Безусловно, основообразующим документом является договор о формировании кластера, который в обязательном порядке включает
местным компаниям и, соответственно, на- общие положения, цели, задачи и направле-
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ния деятельности кластера, его организационно-правовую основу, права и обязанности участников и прочие условия.
Кроме того, авто- =
ром предлагается осуществлять процесс формирования транспор-тно-логистического кластера в несколько этапов:
1) анализ предпосылок, обоснование необходимости и выдвижение идеи создания кластера (федеральные органы власти);
2) выбор соответствующей территории (города, городской агломерации, региона) для создания кластера на основе оценки ее конкурентоспособности в транспортной отрасли (региональные и местные органы управления);
3) разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей создание транс-портно-логистических кластеров, как на федеральном, так и на региональном уровне с учетом геополитических и экономических особенностей территорий (федеральные и региональные органы управления);
4) разработка основополагающих документов для создания кластера, утверждение его организационной структуры (органы государственного управления совместно с представителями бизнеса и научного сообщества);
5) формирование системы управления кластером (органы государственного управления совместно с представителями бизнеса и научного сообщества);
6) разработка методики анализа и оценки эффективности функционирования кластера (научное сообщество и образовательные учреждения);
7) осуществление мониторинга процесса создания кластера и его деятельности (органы местного и (или) регионального управления совместно с представителями бизнеса и научного сообщества).
Таким образом, применение кластерного подхода в процессе формирования транспортно-логистических систем позволяет осуществлять информационную
При высоком уровне развития предприятия и организации, входящие в кластер, имеют возможности по обслуживанию не только местных потребностей в грузовых перевозках и мобильности населения, но также и междугородние, межрегиональные и международные перевозки.
взаимосвязь между предприятиями и организациями отрасли, в части, касающейся согласования условий их экономической деятельности и направлений их дальнейшего развития. Эффективность его применения выражается в снижении степени неопределенности и высокой вероятности предвидения участниками кластера ситуации на рынке грузовых и пассажирских перевозок.
Формирование кластеров является новой тенденцией развития транспортной отрасли России. Преимущества их создания состоят в формировании современной инфраструктуры и эффективной системы управления транспортным комплексом страны, что в свою очередь, способствует повышению производительности предприятий отрасли (сокращению сроков доставки грузов, снижению тарифов на хранение, повышению качества сервисного обслуживания, увеличению объемов пассажирских и грузовых потоков) и стимулирует инновационную активность предприятий и организаций, входящих в кластерную структуру. Кроме того, активизируется процесс привлечения инвестиций, происходит интенсивное развитие экономики и социальной сферы в регионах, подвергнутых кластеризации, что в конечном итоге приводит к увеличению количества рабочих мест, заработной платы и соответственно поступлений в бюджеты разных уровней.
1. Государственное автономное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив». Транспортно-логисти-ческие кластеры в Европейском Союзе [Электронный ресурс] URL: http://innocentr-samara.ru/files/ Transportno-logisticheskie%20klastery%20v%20ES.pdf (дата обращения: 19.07.2012).
2. Michael Porter. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. Vol 37, 6&7, Aug-Oct 2003 [Электронный ресурс] URL: http://www.isc.hbs. edu/pdf/Porter2003-The_Economic_Performance_of_ Regions.pdf (дата обращения: 20.07.2012).