УДКбЗй и
I РЛНСИ0Р1 НЛЯ СИС_ ЬМЛ 11 =P = BUiOK I РУ20В «ДЛЯ СОЬС I ВЬННЫХ НУЖД» ИРЬДПРИЯ I ия
В АСПЕКТЕ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
А. X. Толсбасва. С. Е. Бигвншснй Сибирская гос\дарст5енная автомобтьнс-сорожчах академия, е. Омск, Россия
Аннотация - Изменения r зкпномпке ппшп существенное влияние ня место и роль, антпмо-бильнши ipamuopia б хр.шсиоршин системе пряны, инрелелнь ирнкшк) иереъишк ip> job <_ыи собственных п\-жд > В перевозках «для собственных пужл» множество предприятий и организации приме няют полеиллюй состав различного назначения н грузоподъемности, в том числе, как сказано в 4<Т|ынги11]11 ной примчим Ршчийгкий Фе ieji,iiiии h:i период до 2(1.^0 шди»
«...Использование ресурсосберегающих технологий перевозочного процесса ... п хтя достижения цели Л»6 «Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду» ...». Отечественны? ученые подчеркивают «... в отношении потребления транспортной продукции требуется разработка мер по ее экономии ня стадии планирования транспортного протгшодства (перевочок:) поскольку-, если перевозка совершена, то она одновременно и потреблена, и об экономном использовании трапспортпоп продукции говорить уже поздпо...». Согласно F 52104 2UU3 «...организацпоппая...
научная... практическая деятельность, методы, процессы,... направленные на раииональное использование н экономное расходование ресурсов...есть ресурсосбережение». Оозор теории грузовых автомобильных перевозок позволяет утверждать, что все ранее разработанное по экономии и рациональному пспо.тьзованню ресурсов в автотранспортном комплексе сделано вне деятельности организатора перевозок грузов «для собственных нужд», что определяет актуальность решения задачп по разработке методики ресурсосбережения при оперативном плапнровлпин перевозок грузов «хтя собственных нужд>; одним автотранспортным сресдтвом в городах. Достижение цели потребовало решения задач: установление зависимостей влияния расстояния и объема перевозок грузов на ресурсосбережение в оперативном планировании перевозок грузов «для собственных нужд» АТС в городах; разработка математических моделей, механизма формирования, методики ресурсосбережения. Методы пселсдова нпя - наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование.
Установлены полиномиальные зависимости, с вероятностью 95?ö адекватно описывающие влияние расстояния и объема перевозок грузов на ресурсосбережение в возможных технологиях перевозок грузов <'Хзя собственных нужд» предприятия в городах; выявлен механизм формирования ресурсосбережения в перевозках грузов «для собственных нужд» предприятия в городах, пред став ляюшпн собой сумму результатов единичных процессов: выбора подвижного состава по грузоподъемности, по собственности, мартруттапин; на основе установленных члвисимоетей и механизмов формирования ресурсосбережения в перевозках грузов «для собственных нужд» предприятия в городах разработаны математические модели расчета, позволяющие определить ресурсосбережение при различных варпан-13\ крики i ни решений: ji:i -.p.ifni i ,ihа \ihi пднки ррелргш'нереж*-ним к ниреюхкл\ i|iy<(№ «дли гоГнчкен-Н hiv нужд» И(1РДИ|111М I ИМ К i ЯК 1ЯН11ЦНЯГИ НШ I KCUlCMinl ЧИП НЮ МГККШКИ iiiiv{i3i ii КН ii I <1 1111ани|1)-
кании. Д im M|MKi iiMPi kui 11 нримнненнч ii[Hi|iviyjni№iHHhn кыкндон ji:i:■ im>ины римшен i;iiiiin, iiotmi-ляюшне на основе счета определить, до опыта, последствия возможных к принятию решению по ресурсосбережению в перевозках грузов юля собственных нужд» предприятия в городах.
Ктгочееие слоев: ресурсосбережение, перевозка грузов «для собственных нужд».
1. нондшпш
Организуя перевозку грузов «для собственных нужд», предприятия преследуют собственный ннгсрсс н стремятся в условиях ограниченного спроса, при невсзрастоюпшх доходах, рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обзор теории fi и др.1 грузовых автомобильных перевозок позволяет утверждать, что все ранее разработанное по окопешш и рациепалыюз.гу использовашпо pecvpcoB на автомобильном транспорте сделало вне деятельности организатора перевозок грузов
«для собственных нужд». Отсутствие указанных теоретических положении з целях ресурсосбережения представляет практическую к научную задачу, определяет актуальность ее решения.
В работах [2 и др.] ученые подчеркивают «... в отношении потребления транспортной продукции требуется разработка мер по ее экономии на стадии планирования транспортного производства (перевозок), поскольку. если перевозка совершена, то сна одновременно н потреблена, н об экономном использовании транспортной продукции говорить уже поздно...».
Исследованиями ученых СнбАДИ [2 и др.] доказано, что современная практика работы автотранспортных средств (АТС) на маршрутах в городах обладает множественными особенностями, что обуславливает
НГИОХОДИ MC 1С I К ГИГ ГГМНОП» ПОДХОДЯ /Ш* их учли НЛЛИЧИС СИСГГМНМХ Г КОЖ ГК у 11]К1К ГИКИ ]мГкпЫ АТС ни
Mi[)injiyivix к т]х)дих ii6y<'JiüKJiHHiitTr нгс>б*:1ди vocik рппгнни 1иктк.1гнн(1Й иоснпгмчс^ д.т к и .+дот
уровня сложности отдельно и как указывает автор [?] « начинать чядо с. venee гложных систем», где рабитасх одно АТС.
П. Постановка задачи
Предприятию ежеднезно гребется перевезти "для собственных нужд" известное количество груза собственным АТС от известных пунктп(ов) погрузки в пункт(к) разгрузки в городе. D рамках оперативного планирования необходимо разработать варианты перевозок груза (определить затраты) н принять решение по пх использованию по критерию «рациональное использование к экономное расходование ресурсов» (ресурсосбережению). потому что перевозка осуществляется за счет ранее заработанных средств основного производства Для этогс требуется разработать методику ресурсосбережения в перевозках грузов «для соб-ствешплх нужд» предприятия в городах.
штрория
R кичгггиг iqiKMr-jia ¡ы-срибоожныг 1нртичгг.кне кмшхгник пргдпаким ;gni нгрснсхки Ц'учсж к городах «Д.1Н собпнгнных нужд» г прнмгнгниг-м <\дншо АТС ни коньцгнпм MüjiiiipyiP г.мгну
Исходные данные представлены в таб.т 1.
ТАБЛИЦА 1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование Значение
Класс груза 1,0
. рузоподьемноетъ АТС q. т з.и
Пробег с грузом на первом звене. /["1. км ].и
Пробег с грузом на втором звене, /Г2- км 1.0
Ооьсм груза на первом звене. 6>1. т 3.0
Объем груза на втором звене, т 2.0
Первый ну левой пробег /н1, км 1.0
Н'1Ч1}Х!Й нулгмж ||]ю(>П ¡л? км 1 п
Третий нулевой пробег /н5- хм 2.0
ТТгрНЫИ КШ10ГН1Й ||]К]Гм"1 7Х1, ьм 1
Второй холостой пробег /х2, км 0,5
Срсиьегелгшчеииш скорость Гт. км/ ч 25.0
Время погрузки - вкпгрузкн ч 0,425
Расчет плановых результатов работ собственного АТС при перевозке груза на кольцевом маршруте выполнен лс формулам (1-15) [3] и результаты расчета представлены в табл. 2.
Длина маршрута:
Время ездки па первом звене:
Время ездки ня втором чвен?-
Время оборота:
Количество ездок, выполненное АТС:
/л; —+7^2
Г
—
V.
ш\
ЛВ2
V-
41
Г..
■И+2
Ко. I
1ИЧГПНО мбоТХИОЧ. КМИО.ЖГННОГ
АТС
Остаток времени работы на маршруте после выполнения целого числа ездок:
1м
(1) (2)
(3) 0)
(5)
(6) (7)
Возможная ездка, исполняемая АТС за ДТМ поел? выполнения целого числа ездок:
Д Г
2. если м > I.
Те1 + &]г2'Уг) + *ПВ2)
1 .если
Д
¡](2) / V? ; О.б противном случае.
>1.
<8)
Количество оборотов, выполненное АТС:
-о ~ 2#1 ~с1 Выработк а АТС я тайнах ча смену (пенку = 'ЧУг Выработка АТС в токно-километрах за смену (день): ООд-ий проба АТС. (9) (Ю) (П)
Г -/ _)_7 А2* Чвпое+^-Ъ СОЧл ч\ ' ~0 1 .7 ; нецелое 1 /.,, /х1 (12)
Время фактическое в наряде:
— ' 'уЗи/ . УТ (13)
ТАБЛИЦА 2
РЬЗ У. 1ЫЛТЫ РАС ЧЕ1ЛТЭ1 1 СОБСТВЕННЫМ АТС
Пики игкин Значения
Длнна маршрута /м. км 3.5
Время оборота /сь ч 0.9
ОСшсс количество обироша. выполненное АТС 2о Выработка АТС з тоннах О, т 90 15
Выработка А1С з тонно-километрах/' т км 45
ОГимий и|к1Г)п АТС гсбщ км Время фактическое в наряде ГЕо, ч 35 7,8
Альтернативой перевозки грум собствешплм АТС на кольцевом маршруте является перевозка тех же объ емов грузов на каждом ззене маршрута наемными АТС, разными грузоиэдьемкостямн Расчет техжко-эксплуатациэкных показателей (ТЭП) выполнен аналогично собственному АТС, и результаты представлены в
ТАБЛИЦА 3 PF.^Y ЛЬТ АТЫ Р АБО ТЫ Н A FMFbTX АТС
Показатели Выработка АТС з тоннах, О. г 1 рузоподьемпоеть </, т
3.0 45,0 5.0 45,0 7.0 45,0
Выработка АТС з тонно-километрах. Р, т км 45,0 45,0 45,0
06шин пробег АТС. ¿общ км Время фактическое в наряде. Гиф. ч 20.0 7,9 10.5 6,7 7.5 5,8
Расчет затрат па перевозку грузов собственным АТС на кольцевом маршруте рассчитан аналогично [1. 5]. Альтернативой перевозки груза одним АТС на кольцевом маршруте является перевозка тех же объемов грузов на каждом звене маршрута, указанных в табл. 1. но на двух маятниковых маршрутах о обратным нмруккным ii(x>f»rrnv (Ji — 0/5). единицей АТС ни каждом м.-1[:иц:у i г В игрким нириптг исполн-уктя собственные АТС. в другом варианте - наемные, разной грузоподъемности. Суммарные результаты работы А 1С для первого варианта представлены в таблице IV. а для второго варианта - в табл 5.
ТАБЛИЦА 4
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СОБСТВЕННЫХ АТС ДЛЯ ПЕРВОГО ВАРИАНТА
Показатели Значения
Выработка АТС в тоннах О. т 45.0
Выработка АТС в тонно-километрах Р. т км 45.0
Общин пробег АТС ¿общ- ^ 41,0
Время фактическое в наряде ч 8,1
ТАБЛИЦА 5
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАЕМНЫХ АТС ДЛЯ ВТОРОГО ВАРИАНТА
Показатели Выработка АТС в тоннах £>. т Грузоподъемность q, т
3,0 45,0 5.0 45,0 7.0 45,0
выработка АТС в тонно-километрах. Р. ткм 45.0 45.0 45.0
Общий мро;>п АТС, /-общ км ?.Я0 180 1?0
Время фактическое в наряде. Гнф, ч 7,5 6,3 5/1
По .чинным рис.чгш «и|)/и ни нгргшкну фучн АТС при Гс — 8ч ни ммкцгком миршру1г и |итс.урглн:(к*|}гжг-штя (К), с помощью приложештл Сопле Итш^ программного продукта МЛ1ТЛВ. получены ураппеппя регрес ешь охрахаюшне зависимость Я от расстояния £г а объема перевозок груза О. представляющие собой полиномы 2-е степсни. фИ 7, — 1 - 1—1?.9 <м
А = + аш • I+а0 • О2 + «и -6-1 С14)
ирнХ — Ьг1 - 1—45 км
Я = + яю • О + и01 • I+а:о ■ О' + «и -6-1 (И)
1'ДГЯ00-ЛЮ. '-01. «20, «11 - К(Ц<1|ИЦ1Г1П1|1 урНКНГНИЙ ¡*-||МЧСИЙ
В табл. б приведены значения коэффициентов уравнении регрессии (И), (15] и значения соответствую ших р уровней.
тлыиидлб
З^ЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ УРАВНЕНИЙРЕГРЕССИЙ
Коэффициент Значение коэффициентов регрессии
при£ =Ь = 1-29 км при Т. — •г.г -1-4*1
до корректировки после корректировки
<*0С 1218.56 -73.65 исключен
р-урозекь Л00 0,000015 0,690277
о\С -99.15 -1.09 исключен
р-уровень л Ю 0,000145 0,939781
а01 ИЛЬ 50.47 50.24
р уровень л()1 0,012825 О.ОЭОООС 0,000000
<*2С I 91 045 0 39
р уровень а?0 0,000016 0,098062 0,000000
"11 7,1 3,36 3,01
у-урозскь о 11 0.000016 0.000000 0.000000
С помощью программного продукта $ТАТ1$Т1СА 6.0 [б] выявлено, что коэффициент уравнения (14) коэффициент уравнения (15) ^21 являются незначимыми, так как и:-: ^-уровень превышает вероятность ошибки отклонения нулевой гипотезы. Проверка адекватности модели выполнена исключением данных коэффициентов и окончательно вид уравнений регрссснйЯ имеют вид: при ь =1г = 1-29 км
Л-121856-99.150-г2?.78ь+1.91^ +7.11£>Х (16)
прпХ =1т = 1—45 км
Я=502-11+¿0 К? (IV)
Б табл. 7 приведены значения показателей качества регрессионных завискмостей (16) н (17) с доверительной вероятностью /*=0.95: уровня значимости о=0.05; числа расчетов Лрясч =25 и 45: числа независимых переменных г—2, числа оцениваемых параметров г=5 и 3.
ТЛЫ1ИЦЛ.7
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РЕГРЕССИО! П ЕЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Показатель Сумма квалратоз остатков Коэффициент детерминации Рг Значение при! =1-29 при! =1-43 12452 37802 0.9523 0.9796
Скорректированный коэффициент детерминации К~ 0.991 0,9787
С|к71нгккид|»й гичная он иЬки у[юкнгни>, Яу 72,15 94,87
Критерии Фишера, г 1675,31 1008,41
Критерий Стьюденга, t 40,93 31,76
Средняя относительная погрешность аппроксимации. £<уш. % 3,0 Э,0
В табл. 7 показано, что значения коэффициента детерминации Л" уравнения регрессии ие выходит за
пределы [01] ^го говорит о яыгпкой объягняюттей способности данного уравнения Скорректированный
? ?
коэффициент детерминации Р~ практически не отличается от коэффициента детерминации Р~
Для уравнения (16) г /2=0,04; ¿/1=?.; а.Г)=>Ъ Гкр|г1 (0,СГ»;?;?6)=?,06, а для уравнения (17) г а=0,Сг <7/1=2; .7/2=42: Рщ>уп (С,05;2;42)=2.0б. Внднс, что Р>Ркрт-. т.е.. коэффициенты детерминации иризнают-ся значимыми с вероятностью Р=4)УУ.
Средам относительная ошибка аппроксимации равна 3,0% и 5,0% соответственно, что говорит о высокой точности данных уравнений.
К.руГ»
Рис. 1. Зависимость Л =А0- Ь) при!, = Ьг = 1 - 29 км
км
Я.руб
7. км
Ркс. 2 Зависимость Р. = АО- ¿г) лрн Ь =ьг = 1 - 45 км
Лля а = 0.05: Уоп=29 и 45: г = 5 и 3: 1срЕт(0.05:23) = 1.92. н Гкрнг(0.05:41) = 1.92. Видно. что л>.*хрит. следовательно основная гипотеза о иезкачимостп коэффициентов уравнений регрессий (16) и (17} отвергается
Ни О'/ЬОКЯНИИ ККП11ГИХ10ЖГНН11111 МО.«НО уГКГрЖ/БМ'к ЧГО |1ПрС1Ч ИОННИИ :«Ж№'НМ1Х"11> КЛИЧНИЧ Т на И, при
!=1г=1-29 км, записанная в виде уравнения
Я -121856-99.15@+27.78ь-1.910"+ 7.1 ]@1а регрессионная зависимость влияния 1 на 72 при Ь =ЬТ = 1-45 км.
записанная е виде уравнения ./¿=50.242,1 0I 3.01ОЬ с доверительной вероятностью адекватно описывают исследуемый процесс.
На рис. 1 представлен графилеааш вид регрессионной зависимости Я — №1) в шперздле расстояний от 1 до 29 км, а га рнсупке 2 - в шгтервале расстояшп"1 от 1 до 15 км.
IV. 1»ЕЗУЛЬГАШ ЭКСШТИМПЛ-ОБ По [)г:<у.1Н1ятам мктгримг-ктк бьи иолучгн мгханичм формиргканнх ¡хтурсисбгргжгнии нл котьцгкпм МИ|И1|]|уГГ ИрГ.ЦЧИКТГЧ-НЫЙ К 1а1Ы1 8
ТАБЛИЦА 8
МЕХАНИЗМ ФОРМРРОВ АКИЯРЕСУРСОС1^РЕЖЕНИ Я ТТРИПЕРЕВ03КЕГРУ10В
«длясобственныхнуэду
Технология перево-<и к: (м: 11 > 1 ■ ■ 11ч |) Методы, применение которых формирует влияние расстояния нерини {ок на |ич-у|мтк-Ги>1 жжение Условия
Тч'откцгчгй (МК) ¿=1-4 1 = 5-29 1 = 30-31 .ь = 32-45 1~1т. /н=В: 1г =1-45
Ш+ЦХ). собетв. АТС наемное АТС большей а наемное АТС \11-ViK наемное АТС
На оснозакпн результатов проведенных исследований разработана схема методики ресурсосбережения в оперативном плакированкп перевозок грузов «для собственных нужд» одним атс в городах (рис. 3.)
Рис 3 Фра Л1ГН1 схемы мпидики рггурсчх-Гк-ргжг-нич при оперативном плакпрсваинн перевозок грузов «для собственных нужд»
V. Обсуждение результатов
Предварительные расчеты показали, что применение разработанных теоретических положений, моделей н методики ресурсосбережения позволяет обосновнно принять решение по использованию на практике возможных вариантов перевозок грузов одпх собственных нужд», затраты на исполнение которых могут различаться от 0 до 39,1%.
vi. выв оды и заключение
Сопоставление результатов исследования и требований к функционированию транспортных систем городов. результаты -экспертного опроса практиков позволяют утверждать, что разработанные решения являются актуальными и востребованными.
Практическое применение разработанной методики ресурсосбережения в перевозках грузов «для собственных нужд» предприятия в городах может способствовать определению «правильных» затрат, соответствующих интересам основного производства.
список литературы
1. Афанасьев Л. Л.. Островский Н. Б., Цукерберг С. М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: учебник для студентов вузов 2-е изд. перераб. и доп. М.Транспорт. 1984 333 с.
2. Николнн В И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. М.: Транспорт. 1990. 91с.
3. Витвнцкнй Е. Е. Теория транспортных процессов и систем (Грузовые автомобильные перевозки): учеб. пособие. Омск СнбАДИ, 2010. 208 с.
4. Толебаева А. X... Витвнцкнй Е. Е. Выбор автотранспортного средства как метод ресурсосбережения при перевозке грузов в городах И Автотранспортное предприятие. 2015. № 10. С. 42—45.
5. Толебаева А. X... Вшвицкнй Е. Е. Ресурсосбережение в грузовых автомобильных перевозках при встречных грузопотоках в городах И Автотранспортное предприятие. 2015. № 12. С 29—33.
6. Халафян A. A. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. 3-е изд. М.: Бином—Пресс, 2007. 512 с.
7. Толебаева А. X.. Витвнцкнй Е. Е Ресурсосбережение в оперативном планировании перевозок грузов автомобилем помашннными отправками в городах. Свидетельство о регистрации электронного ресурса №21560 от 17.12.2015. М : ОФЭРНиО. 2016.