_Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «транспортная инфраструктура» и представлены основные факторы формирования и развития данного вида инфраструктуры региона.
Ключевые слова: регион, транспортная инфраструктура, внешние факторы, внутренние факторы
Кудрявцев Андрей Михайлович
аспирант еа65@уапс1ех,ги
Руднева Лариса Николаевна
д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики, организации и управления
производством
Тюменский государственный нефтегазовый университет
транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы
формирования
Транспорт и создающая условия его работы транспортная инфраструктура являются одной из системообразующих отраслей региональной экономики, обеспечивающей территориальную целостность регионов и единство его экономического пространства, и поэтому развитие транспортной инфраструктуры является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения региона, Как часть инфраструктурного комплекса региона транспортная инфраструктура выполняет определенные, присущие
только ей функции, При этом ключевой совокупной функцией транспортной инфраструктуры, определяемой ее экономической сущностью и регио-нообразующим характером, является осуществление региональных и межрегиональных транспортно-экономи-ческих связей,
Подходы к определению понятия «транспортная инфраструктура региона»
В современной экономической науке существует три основных методологических подхода к определению понятия «транспортная инфраструктура» -
технократический, функциональный и стоимостной через призму инвестиционной привлекательности, В рамках первого подхода под транспортной инфраструктурой понимается разновидность инженерно-технической инфраструктуры региона, представляющая собой технологический комплекс, обеспечивающий быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса, Авторы работы (2) Серебряков Л.Г. и Яновский В.В. под транспортной инфраструктурой склонны понимать «часть инженерной инфраструктуры, включающей комплекс транспортных коммуникаций и устройств, обеспечивающих грузо- и пассажироперевозки». В рамках второго подхода транспортная инфраструктура определяется как особая совокупность определенных функций по обеспечению условий для беспрепятственного и быстрого выполнения перевозочного процесса. В рамках третьего подхода транспортная инфраструктура - это вид регионального инфраструктурного капитала. Так, Гольская Ю.Н. под региональной транспортной инфраструктурой понимает региональный транспортный инфраструктурный капитал, т.е. «определенный вид капитала, носящий спе-
...для определения понятия «транспортная инфраструктура» более продуктивно использовать сочетание двух подходов -функционального и стоимостного
цифический общественный характер, выражающийся в способности транспортной инфраструктуры приносить выгоды региону не только экономического, но и социокультурного свойства, и обусловливающий синергетический эффект от его реализации» (1). На наш взгляд, для определения понятия «транспортная инфраструктура» более продуктивно использовать сочетание двух подходов - функционального и стоимостного. Это, по нашему мнению, обусловлено следующими положениями:
Во-первых, как было отмечено ранее, инфраструктура это в первую очередь совокупность определенных функций, в том числе организационной (осуществление взаимосвязи между функциональными элементами региона), производственной и социальной (обеспечение условий для беспрепятственного и быстрого выполнения перевозочного процесса грузов и людей) функций. Ключевой совокупной функцией транспортной инфраструктуры, определяемой ее экономической сущностью и реги-онообразующим характером, является осуществление региональных и межрегиональных транспортно-экономических связей. Во-вторых, аксиоматика экономической науки рассматривает стоимость в качестве системообразующего фактора и универсального показателя рыночной экономики, а создание и функционирование транспортной инфраструктуры невозможно без капиталовложений, при этом она является одним из фондоемких и инерционных секторов экономики, следовательно, фактор стоимости играет решающую роль в развитии транспортной инфраструктуры. Все факторы стоимости транспортной инфраструктуры можно
Внешние факторы развития транспортной инфраструктуры
Природно-географические факторы: природно-климатические, географические и экологические факторы
А V
Экономические: стабильность региональной
экономической системы демонополизация экономики государственная инвестиционная и инновационная
политика эффективность институциональной среды государственная поддержка
Административно-законодательные: нормативно-законодательная база в области транспортной инфраструктуры распределение экономических функций между федеральным и региональным уровнями законодательной и исполнительной власти
Эффекты влияния на транспортную инфраструктуру региона
Особенности транспортно-экономиче-ских связей в регионе
Специфика и соотношение составных элементов транспортной инфраструктуры
Повышение инвестиционной привлекательности элементов транспортной инфраструктуры
Расширение спроса на услуги транспортной инфраструктуры
Разгосударствление системы управления, оптимальное сочетание форм государственной и частной собственности и изменение мотивационного поведения субъектов транспортной инфраструктуры
Оптимизация инвестиций и рост транспортного инфраструктурного капитала и его обновление
Эффективность хозяйственных связей между объектами транспортной инфраструктуры
Легитимация правовых норм, исключающих монопольные действия участников хозяйственного оборота
□
С
Внутренние факторы развития транспортной инфраструктуры
Территориальные: Уровень специализации производства, системы расселения Размещение социально-экономических объектов
Экономические факторы: Уровень социально-экономического развития региона по отношению к достигнутому
в стране Доминирование форм собственности Инвестиционные интересы экономических субъектов Емкость и потенциал рынка услуг транспортной инфраструктуры Особенности хозяйственного
механизма, регулирующего отношения между производством и транспортом
Тхнико-технологические: Совокупность возможностей технико-технологической базы транспортной инфраструктуры
Необходимость наличия значительных резервов и экономической поддержки региона Социально-экономическая интеграция территориального пространства Повышение уровня и качества жизни населения Формирование благоприятного регионального инвестиционного климата и имиджа региона Снижение трансакционных издержек, интенсификация производства, диверсификация и создание новых производств
Повышение уровня экономической деятельности, в частности за счет роста привлекательности территорий для
частного бизнеса Развитость межрегионального сотрудничества
Экономические следствия социально-экономического развития региона
Рис. Факторы развития транспортной инфраструктуры конкретной территории
подразделить на экзогенные (базовые) и эндогенные, К числу базовых факторов, формирующих стоимость транспортной инфраструктуры, относятся: соотношение спроса и предложения как на услуги транспортной
инфраструктуры, так и на продукцию, производимую в регионе; доходы, приносимые хозяйствующими субъектами региона с учетом времени и рисков их получения; степень контроля над инфраструктурой, К числу
.под транспортной инфраструктурой региона следует понимать особый вид инфраструктурного капитала, имеющего
специфический регионообразующий характер.
эндогенных факторов, содержание и значимость которых определяется спецификой транспортной инфраструктуры, относятся: величина и форма инвестиционных ресурсов, необходимых для строительства и обновления объектов транспортной инфраструктуры; объемы грузоперевозок, величина и структура эксплуатационных затрат на их осуществление; величина и структура затрат на эксплуатацию и обслуживание транспортной инфраструктуры. В-третьих, транспортная инфраструктура имеет важное значение в решении социально-экономических задач региона, участвуя в создании продукции, произведенной предприятиями региона, и формируя ее конечную стоимость, осуществляя территориальную доступность объектов социальной сферы, обеспечивая транспортную мобильность населения и тем самым внося непосредственный вклад в производство валового регионального продукта посредством осуществления возложенных на данный вид региональной инфраструктуры функций. В то же время величина инвестируемого капитала в транспортную инфра-
структуру напрямую зависит от темпов роста социально-экономического развития региона.
Исходя из высказанных предположений, на наш взгляд, под транспортной инфраструктурой региона следует понимать особый вид инфраструктурного капитала, имеющего специфический регионообразующий характер, выражающийся в способности транспортной инфраструктуры обеспечивать территориальную целостность региона и создавать синергетический эффект социально-экономического развития посредством осуществления возложенных на нее функций по осуществлению транспортно-экономиче-ских связей.
В отличие от существующих подходов, авторская трактовка позволяет более глубоко изучать влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие конкретной территории с учетом функциональных особенностей транспортного инфраструктурного комплекса региона и характера развития.
Факторы формирования транспортной инфраструктуры региона
Характер развития транспортной инфраструктуры и ее функциональные особенности определяются исходя из специфических особенностей региона, степени взаимодействия и взаимосвязи с другими инфраструктурными элементами, общих социально-экономических интересов региона под влиянием множества различных факторов. В зависимости от научных взглядов обосновывают разный набор факторов развития транспортной инфраструктуры, которые целесообразно систематизировать в соответствии со сферой действия на внешние, возникающие на
уровне макроэкономической системы, и внутренние, возникающие на уровне региональной транспортной инфраструктуры. Внутренние факторы являются субъективными и оказывают непосредственное воздействие на развитие транспортной инфраструктуры, поэтому данные факторы можно определить как инфраструктурообра-зующие факторы. Внешние факторы являются объективными и оказывают опосредованное влияние на развитие не только транспортной инфраструктуры, но и других видов инфраструктуры региона, поэтому их можно определить как созданные в экономике условия формирования региональной инфраструктуры (см. рис.). Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры конкретной территории определяется влиянием инфраструктурообразующих факторов и созданных в экономике условий формирования, и при этом является одним из определяющих факторов социально-экономического развития региона. Стоит отметить, что влияние транспортной инфраструктуры на развитие региона может как усиливаться, так и ослабевать под действием данных факторов. И поэтому изучение факторов развития позволяет не только определить их роль, специфику и направленность воздействия на региональную транспортную инфраструктуру, но и оценить экономические следствия развития транспортного инфраструктурного комплекса для социально-экономического развития региона.
Однако эффективность развития транспортной инфраструктуры региона зависит не только от факторов и условий формирования, созданных в экономике, но и от умения управлять ею, и поэтому решению проблем управ-
.. .развитие транспортной инфраструктуры конкретной территории определяется влиянием ее инфраструктуро-образующих факторов
ления развитием транспортной инфраструктуры региона должно быть уделено большое внимание.
Вывод
Мировой опыт показывает, что наличие развитой транспортной инфраструктуры способствует эффективному использованию имеющегося ресурсного, экономического и социального потенциала территорий за счет эффективного осуществления транспортно-экономических связей. Поэтому как на уровне региона, так и страны в целом возникает потребность в формировании действенной транспортной инфраструктуры в целях не только повышения продуктивности перевозочного процесса, но и роста их социально-экономического развития. Это в свою очередь обусловливает необходимость разработки системы управления развитием транспортной инфраструктуры региона, позволяющей создать условия для эффективного функционирования всех составляющих транспортной инфраструктуры не только региона, но и страны в целом.
Литература
1. Гольская Ю.Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регио-
на: автореф, дисс, ... канд. экон. наук: 08,00,05 - Екатеринбург, 2013, 2, Серебряков Л.Г. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы, - СПб, 2011, - Т. 2, Вып. 1: Государственная власть и мест-
ное самоуправление в России:история и современность, - С, 206-215, 3, Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура регионов и модернизация экономики // Российское предпринимательство, - 2010, - № 12 Вып. 2 (174), - с, 158-163, - 1"|Пр://шшш, creativeconomy.ru/articles/11422/,
Andrey M. Kudravtsev
Post-graduate student, Tyumen State Oil and Gas University Larisa N. Rudneva
Doctor of Economics, Associate Professor, Academic Department of Economy and Industrial Management, Tyumen State Oil and Gas University
The transport infrastructure of the region: concepts and forming factors
_Abstract
The article describes approaches to the definition of "transport infrastructure" and presents the main factors of formation and development of the infrastructure in the region.
Keywords: region, transport infrastructure, external factors, internal factors