LAW
УДК 346.7+ 349.6+349.7
Шкурина Ю.В.
ТРАНСПОРТИРОВКА И ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Аннотация. Оборот ядерных материалов должен четко регламентироваться, так как атомное производство является опасным для людей и экологии. Таким образом, страны собираются и пытаются решить текущие и возможные проблемы в атомной энергетике, принимая международные документы правового регулирования атомного производства. Главной особенностью является транспортировка и физическая защита оборота ядерных материалов
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Важно рассматривать международные акты в сфере регулирования оборота ядерных материалов. В свою очередь, они оказывают большое влияние на российскую правовую систему в сфере экологии, транспортировки, безопасности.
В настоящее время в России ведется активная нормативно-правовая деятельность, регламентирующая работу атомных предприятий. Вносятся изменения в федеральные законы. Также, организации, работающие с ядерными материалами, в обязательном порядке, контролируются Госатомнадзором, Ростехнадзором, Главным государственным врачом России, МЧС России
Ключевые слова: международное право, ядерные материалы, предприятия с атомной промышленностью, транспортировка, физическая защита материалов.
Shkurina J.V.
TRANSPORTATION AND PHYSICAL PROTECTION OF NUCLEAR MATERIALS
Annotation. The turnover of nuclear materials should be clearly regulated, since nuclear production is dangerous for people and the environment Thus, the countries are gathering and trying to solve current and possible problems in nuclear energy, adopting international documents of the legal regulation of nuclear production. The main feature is the transportation and physical protection of the turnover of nuclear materials. The universally recognized principles and norms of international law and international treaties are an integral part of the Russian legal system of the legal system. It is important to consider international acts in the field of regulating the circulation of nuclear materials In turn, they have a great influence on the Russian legal system in the field of ecology, transportation, security.
Currently, Russia is actively involved in regulatory activities, regulating the activities of nuclear enterprises. Amendments to the Federal Laws are made. Also, organizations working with nuclear materials, without fail, are controlled by the Russian Gosatomnadzor, Rostekhnadzor, the Chief State Doctor of Russia, and the Ministry of Emergencies of Russia.
Keywords: international law, nuclear materials, enterprises with nuclear industry, transportation, physical protection of materials.
Оборот ядерных материалов должен четко регламентироваться, так как атомное производство является опасным для людей и экологии Таким образом, страны собираются и пытаются решить текущие и возможные проблемы в атомной энергетике, принимая международные документы правового регулирования атомного производства. Главной особенностью является транспортировка и физическая защита оборота ядерных материалов.
Перемещение ядерных материалов как внутри страны, так и за её пределами должно быть обусловлено безопасностью и своевременностью.
В России транспортировку регулируют Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 июля 2015 г № 27 "Об утверждении СанПиН 2 6 1 3287-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству", Федеральный закон от 21 ноября 1995 г № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" [4], Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [5], Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП-053-04 [6].
С 25 апреля 2012 года на территории России установлены новые Правила перевозки опасных грузов, которые регулируются двумя законодательными актами: правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. Совместные требования международной перевозки обязывают страны корректировать внутренние коммуникации транспорта и логистику перемещений грузов [7].
Перевозку опасных грузов необходимо регулировать, чтобы предотвратить, насколько это возможно, несчастные случаи с людьми или имуществом, а также ущерб окружающей среде, средствам транспорта и товару. Однако перевозка с различными правилами в каждой стране и для различных видов транспорта, международная тор-
говля химическими веществами и опасными продуктами будет серьезно затруднена, а возможно, и небезопасна Кроме того, опасные грузы также подпадают под действие других видов правил и законов, например, правил безопасности в другой стране, законы защиты потребителей, правила хранения, законы по охране окружающей среды.
Госкорпорацией "Росатом" подготовлен 25 05 2015 г проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них". А именно: изменить подпункт "д" пункта 9 Положения о государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 03 .2001 № 204 [8], изложить в следующей редакции:
"д) организует в установленном им порядке проведение экспертизы документов, обосновывающих соответствие транспортных упаковочных комплектов, специальных транспортных средств и условий транспортирования (перевозок) радиоактивных материалов установленным требованиям ядерной и радиационной безопасности, а также соответствующим международным обязательствам Российской Федерации, являющейся услугой, необходимой и обязательной и предоставляемой экспертными организациями для предоставления государственной услуги по выдаче сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта, радиоактивного вещества особого вида, а также ведение реестра указанных материалов и оказываемой за счет средств заявителя".
Президенты России и США на встрече в сентябре 1994 г отметили, что сотрудничество в вопросах физической защиты, контроля и учета ядерных материалов развивается как на межправительственном уровне, так и между научно-исследовательскими организациями России и лабораториями США [9].
Физическая защита в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области генно-инженер-ной деятельности" от 5 июня 1996 г - это создание и использование специальных и технических средств и приемов, предотвращающих выпуск генно-инженерно-моди-фицированных организмов в окружающую среду и (или) передачу ими генетической информации [3].
Экологическая ответственность - это эко-номико-правовой комплекс, содержащий в себе нормы, соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде [3].
Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года является основополагающим универсальным международным договором, регулирующим вопросы обеспечения безопасности ядерных материалов.
С 4 по 8 июля 2005 года в Вене состоялась Конференция в Центральных учреждениях МАГАТЭ. В Конференции приняли участие представители 88 государств-участников и одной организации, которая является участницей Конвенции [1].
Список стран-участников Конвенции о физической защите ядерного материала
(Вена, 8 июля 2005 г.)
Страна Статус Дата регистрации ратификационной грамоты
Албания ратифицировано 26.04.2013
Алжир ратифицировано 25.04.2007
Антигуа и Барбуда ратифицировано 17 12.2009
Аргентина ратифицировано 15 11.2011
Армения ратифицировано 22.05.2013
Австралия ратифицировано 17.07.2008
Австрия ратифицировано 18.09.2006
Бахрейн принято 09.06.2010
Бельгия ратифицировано 22 01.2013
Босния и Герцеговина ратифицировано 21.06.2010
Ботсвана ратифицировано 15.09.2015
Болгария ратифицировано 17.03.2006
Буркина Фасо ратифицировано 07.08.2014
Канада ратифицировано 03 12.2013
Чили принято 12.03.2009
Китай ратифицировано 14.09.2009
Колумбия ратифицировано 18.02.2014
Хорватия утверждено 11.09.2006
Куба ратифицировано 16.09.2013
Кипр принято 27.02.2013
Чешская Республика принято 30 12.2010
Дания утверждено 19 05.2010
Джибути ратифицировано 22.04.2014
Доминиканская Республика принято 22.09.2014
Эстония ратифицировано 24.02.2009
Фиджи утверждено 22.06.2008
Финляндия принято 17.06.2011
Франция утверждено 01.02.2013
Габон принято 20.03.2008
Грузия принято 05.04.2012
Германия ратифицировано 21.10.2010
Гана ратифицировано 12.12.2012
Греция ратифицировано 13.12.2011
Венгрия ратифицировано 04.12.2008
Индия ратифицировано 19.09.2007
Индонезия ратифицировано 27.05.2010
Ирландия ратифицировано 22.09.2014
Израиль ратифицировано 16.03.2012
Италия ратифицировано 08.07.2015
Ямайка принято 10.01.2014
Япония принято 27.06.2014
Иордания принято 07.10.2009
Казахстан ратифицировано 26.04.2011
Кения принято 01.08.2007
Республика Корея ратифицировано 29.05.2014
Латвия принято 23.11.2010
Лесото принято 18.09.2012
Ливийская Арабская Джамахирия ратифицировано 19.07.2006
Лихтенштейн ратифицировано 13.10.2009
Литва ратифицировано 19.05.2009
Люксембург ратифицировано 24.02.2012
Мали принято 27.01 2010
Мальта принято 16.09.2013
Мавритания ратифицировано 28.02.2008
Мексика ратифицировано 01.08 2012
Науру утверждено 14.06.2010
Нидерланды принято 17.04.2011
Нигер ратифицировано 28.05.2009
Нигерия ратифицировано 04.05.2007
Норвегия утверждено 20.08.2009
Перу ратифицировано 27.03.2014
Польша ратифицировано 01.06.2007
Португалия ратифицировано 26.11.2010
Катар ратифицировано 11.11.2014
Республика Молдова ратифицировано 22.12.2008
Румыния ратифицировано 06.02.2007
Россия принято 19.09.2008
Сент-Люсия принято 08.11.2012
Сан-Марино принято 18.02.2015
Саудовская Аравия принято 21.01.2011
Сейшельские острова принято 09.01.2006
Сингапур принято 22 10.2014
LAW
Словакия ратифицировано 07 03.2013
Словения принято 01.09.2009
Испания принято 09.11.2007
Швеция ратифицировано 23.03.2012
Швейцария ратифицировано 15.10.2008
Таджикистан принято 10.07.2014
Бывшая Югославская Республика Македония ратифицировано 25 11.2011
Тунис принято 07.06.2010
Турция ратифицировано 08.07.2015
Туркменистан принято 22.09.2005
Украина ратифицировано 24.12.2008
ОАЭ принято 31.07.2009
Великобритания ратифицировано 08.04.2010
США ратифицировано 31.07.2015
Узбекистан принято 07.02.2013
Вьетнам ратифицировано 03.11 2012
По итогам своей работы Конференция 8 июля 2005 года приняла «Поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала», где рассматриваются вопросы предупреждения незаконного владения и несанкционированного доступа к ядерным установкам, защиты от терроризма, хранения и транспортировки ядерных материалов. Главная цель поправки, это то, что она будет способствовать реализации государствами-участниками Конференции задач по поддержанию международного мира и безопасности.
Поправка принята от имени Российской Федерации Федеральным законом от 22 июля 2008 г № 130-Ф3 [10].
Этот документ стал толчком для принятия внутригосударственных важных документов в государствах-производителях атомной энергетики.
Вскоре в России было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" Затем были внесены изменения в 2011, 2012 и 2014 годах [2].
На предприятиях атомной энергии внедряются новые технологии защиты производства, в том числе усовершенствование
оборудования, программного обеспечения, систем учета и контроля радиоактивных материалов. Активно внедряет новейшие разработки госкорпорация «Росатом».
Несмотря на сотрудничество в вопросах физической защиты, контроля и учета ядерных материалов на межправительственном уровне, так и между научно-исследователь-скими организациями России и лабораториями США, на проведенную достаточн обширную деятельность в правовой сфере, на сегодняшний день между странами существуют достаточно холодные отношения, что, в свою очередь может повлиять на сферу оборонного комплекса. Страны-участники саммитов в настоящее время выражают «общие цели в сфере ядерного разоружения, ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии».
Сильный и независимый регулятор является краеугольным камнем безопасной ядерно-энергетической программы. Авария на АЭС "Фукусима Дайичи" в ядерной энергетике в 2011 году заострила внимание на необходимости дальнейшего укрепления эффективного регулирующего контроля и надзора, а также подчеркнула необходимость пересмотра существующих национальных правил по безопасности и обеспечения их соответствие международным стандартам и правилам безопасности. Эти
ключевые вопросы будут решаться на следующей неделе Международной конференции по эффективным системам регулирования ядерной безопасности в штаб-квар-тире МАГАТЭ.
Более 200 регуляторов и экспертов со всего мира соберутся для обмена информацией и передовой практикой в целях создания и дальнейшего укрепления эффективности регулирующей деятельности, а также компетенции по ядерной безопасности.
"Ядерное регулирование и его реализация ответственности государства разделяют операторы, пользователи и национальные власти", - сказал Густаво Карузо, директор управления безопасности и координации в области безопасности МАГАТЭ. Поскольку все больше стран вовлекаются в атомную отрасль, нормы для укрепления безопасности имеют большое значение.
В первую очередь, странам необходимо создать соответствующую национальную правовую инфраструктуру и регулирующие органы, которые будут обеспечивать безопасную эксплуатацию ядерных установок и обращение с материалами, в том числе использование радиоактивных источников и ядерных применений.
Необходимо определять каков приемлемый уровень безопасности, принимать соответствующие меры, чтобы устранить пробелы, если таковые имеются, и содействовать повышению безопасности и культуры безопасности - все это важные регулирующие функции.
МАГАТЭ также оказывает услуги по поддержке регулирующих органов государств-членов по организации диалога по вопросам политики, законодательному и норма-тивно-правовому обеспечению, подготовке кадров, развитию сетей и экспертных оценок.
Один из сервисов - поддержка МАГАТЭ услуги по комплексному рассмотрению вопросов регулирования (ИРРС).
ИРРС предназначена для активизации и повышения эффективности национальной
регулирующей инфраструктуры государств-членов Конференция предоставит прекрасную возможность задуматься о более 70 миссий ИРРС, проведенных к настоящему времени, и поделиться накопленным опытом совершенствования сетей
В конечном итоге в рамках данной Конференции участники смогут представить отзыв на предпринятые шаги по укреплению роли национальных регулирующих органов через пять интерактивных сессий, охватывающих:
уроки регулирования и предпринятые действия,
проблемы в регулировании ядерных установок,
проблемы в регулировании источников излучения и радиоактивных отходов,
укрепление международного сотрудничества
усиление регулятивной компетентности.
Кроме того, специальная группа экспертов обсуждает вопросы нормативно-пра-вовых аспектов и проблем с высоким уровнем радиации, также они дают возможность интерфейса ядерного регулирования безопасности группы, в том числе: Ибе-ро - американского Форума по ядерной и радиационной безопасности регулирующих органов (ФОРО), форум ядерных регулирующих органов в Африке (ФЯРОА), Арабская сеть ядерных регулирующих органов (Асяро)
Эта конференция является четвертой в серии конференций по эффективным системам регулирования ядерной безопасности. До этого они проводились в Оттаве (Канада) в 2013 году, в Кейптауне (ЮАР) в 2009 году и в Москве (Россия) в 2006 году [12].
Человеческий фактор является важным компонентом на производстве. Анализ инцидентов на атомных объектах показывает, какое большое внимание надо уделять этому вопросу. Это касается материально-технического оснащения, безопасности, стимулирования персонала.
ь\\\
Самое крупное атомное предприятие в России - "Росатом".
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название - Госкорпорация «Росатом») - российский государственный холдинг, объединяющий более 360 предприятий атомной отрасли. В состав «Росатома» входят все гражданские атомные компании России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации, а также атомный ледокольный флот.
Госкорпорация является одним из лидеров мировой атомной промышленности, занимает второе место в мире по запасам урана и пятое по объёму добычи, четвёртое место в мире по производству атомной энергии, контролирует 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива [13].
"Росатом" осуществляет международное сотрудничество и видит перспективы в инновационном и технологическом подходе. Предприятие за много лет работы приобрело большой опыт в решении многих проблем, связанных с оборотом ядерного оружия. "Росатом" в настоящее время активно расширяет своё глобальное присутствие. Госкорпорация открывает свои новые региональные отделения, имея большие перспективы на развитие.
Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную деятельность в области обеспечения физической защиты ядерных материалов и установок, в организации охраны.
предупреждении террористических актов. На всех предприятиях разработаны и реализуются мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности. Регулярно проводится анализ уязвимости и оценка эффективности системы физической защиты, в том числе в ходе проводимых совместно с компетентными органами учений. По результатам проверок вырабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Одна из основных задач инновационного развития Госкорпорации «Росатом» - это повышение конкурентоспособности продукции и услуг на атомных энергетических рынках за счет модернизации существующих технологий и технического перевооружения производственных мощностей
В своей деятельности Госкорпорация «Росатом» использует различные формы реализации инноваций. Основной акцент делается на инновационное развитие за счет собственных технологий и компетенций Также применяется инновационное развитие в кооперации с внешними производственно-технологическими партнерами, реализация совместных проектов. Наконец, в ряде случаев используется приобретение патентов, лицензий на различные технологии, приобретение и интеграция игроков на рынке.
Согласно планам в 2020 году объем финансирования НИОКР в Госкорпорации «Росатом» должен составить не менее 4,5 % от выручки [11]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция о защите ядерного материала // Поправка. Принята в Вене 8 июля 2005 г
2. Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4081.
3. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2006. 792 с.
4. Российская газета от 20.10.95, № 230, 28.11.95, Собрание законодательства РФ. 27.11.95. №48. Ст. 4552.
5. Российской газета от 12.01.2002 г. № 6.
6. Постановление Федеральной службы по атомному надзору от 4 октября 2004 г № 5. 7 Приложения А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г (ДОПОГ).
8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1258, 2009, № 38. Ст. 4503, 2011. № 9. Ст. 1246, 2012. № 37. Ст. 5002.
9. Ядерная индустрия России. М.: Энергоатомиздат, 1999 1040 с
10. Российская газета от 30 июля 2008 г. № 160.
11. http://www.rosatom.ru
12. http://www-ns.iaea.org
13. http://ru.wikipedia.org
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ШЬСУРИНА Юлия Владимировна, магистрант 2-го курса, Московская академия экономики и права, ФГУП «ПО» Маяк», г. Озерск. Е- mail: [email protected].