Научная статья на тему 'Транспорт Минска'

Транспорт Минска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
477
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / АВТОБУС / ТРОЛЛЕЙБУС / ЭЛЕКТРОБУС / МЕТРО / ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / МИНСК / TRANSPORT / TRANSPORT SYSTEM / ROAD NETWORK / PASSENGER TRANSPORT / BUS / TROLLEYBUS / ELECTRIC BUS / METRO / BICYCLE PATH / REPUBLIC OF BELARUS / MINSK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чайка Ю. А., Мирошниченко А. А., Поздняков М. Н., Ильина П. А.

Рассматривается транспортная система столицы Республики Беларусь. Дается краткое описание элементов транспортной инфраструктуры города (парк транспортных средств, уличная дорожная сеть, дорожная разметка и пр.). Определены роль и значение наземного и подземного общественного транспорта в единой транспортной системе города. Показаны перспективы развития транспортной сети Минска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT OF MINSK

The transport system of the capital of the Republic of Belarus is considered. A brief description of the elements of the city’s transport infrastructure (vehicle fleet, street road network, road markings, etc.) is given. The role and importance of ground and underground public transport in a single transport system of the city are determined. The development prospects of the Minsk transport network are shown.

Текст научной работы на тему «Транспорт Минска»



УДК 656.11

ТРАНСПОРТ МИНСКА

Чайка Ю. А, Мирошниченко А. А, Поздняков М. Н., Ильина П. А.

Донской государственный технический

университет Ростов-на-Дону, Российская

Федерация

[email protected]

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Рассматривается транспортная система столицы Республики Беларусь. Дается краткое описание элементов транспортной инфраструктуры города (парк транспортных средств, уличная дорожная сеть, дорожная разметка и пр.). Определены роль и значение наземного и подземного общественного транспорта в единой транспортной системе города. Показаны перспективы развития транспортной сети Минска.

Ключевые слова: транспорт, транспортная система, дорожная сеть, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, электробус, метро, велосипедная дорожка, Республика Беларусь, Минск.

UDC 656.11

TRANSPORT OF MINSK Chayka Yu. A., Miroshnichenko A. A, Pozdnyakov M. N., Ilyina P. A.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

[email protected] [email protected] [email protected] [email protected]

The transport system of the capital of the Republic of Belarus is considered. A brief description of the elements of the city's transport infrastructure (vehicle fleet, street road network, road markings, etc.) is given. The role and importance of ground and underground public transport in a single transport system of the city are determined. The development prospects of the Minsk transport network are shown.

Keywords: transport, transport system, road network, passenger transport, bus, trolleybus, electric bus, metro, bicycle path, Republic of Belarus, Minsk.

Введение. Решение транспортных проблем — одна из актуальных задач городов. Целью данной работы является изучение транспортной системы Минска (Республика Беларусь), выявление ее особенностей и перспектив развития.

Основная часть. Уличная дорожная сеть. Транспортная инфраструктура — это совокупность путей сообщения, технологических сооружений и элементов обустройства, предназначенных для движения людей с использованием транспорта или без него [1, 2].

Уличная дорожная сеть (УДС) — это транспортно-пешеходная территория общего пользования, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения сообщения между элементами рассматриваемой системы [3]. Город Минск имеет радиально-кольцевую геометрическую схему УДС (рис. 1).

Рис. 1. Схема уличной дорожной сети Минска

Инженерное обустройство, технические средства и дорожная разметка во многом схожи с аналогичными элементами транспортной инфраструктуры России. Одна из отличительных особенностей — обозначение пешеходных переходов. Один из возможных вариантов разметки представлен на рис. 2.

Рис. 2. Обозначение пешеходного перехода на регулируемом перекрестке Минска

Организация движения велосипедов. Велосипедная дорожка — отделенная часть тротуара или автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения (рис. 3, 4) [4].

Рис. 3. Обустройство велосипедной дорожки вблизи пешеходного перехода

Рис. 4. Велосипедные дорожки Минска. Синим цветом обозначена главная велотрасса города, зеленым и красным — крупные велодорожки

Пример участка городской автодороги, специально выделенной для велосипедистов, приведен на рис. 5.

Рис. 5. Обустройство велосипедной дорожки на краю проезжей части

Такой объект выделяется непосредственно на дорожном полотне. Кроме того, на него указывают дорожные знаки. В соответствии с требованиями [4, 5] для обозначения велодорожки обязательно используется цветное покрытие с противоскользящими свойствами.

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) Минска. Общественный транспорт Минска, управляемый государственным унитарным предприятием «Минсктранс», представлен следующими видами ГПТ: автобус, троллейбус, трамвай, такси (маршрутное и обычное), городская электричка, метро и электробус.

Наибольшее число пассажиров в столице Беларуси перевозят метро, автобус и троллейбус. В 2017 году нагрузка основных видов транспорта составила:

— метрополитен — 284,2 млн пассажиров;

— автобусы — 279,6 млн пассажиров;

— троллейбусы — 150,8 млн пассажиров.

Как следует из представленных данных [6], по объему пассажироперевозок в Минске лидирует метро. Ниже приводятся основные характеристики Минского метрополитена:

— 2 линии с 29 станциями (строится 3-я линия),

— длина сети — 37,27 км,

— скорость движения — 45 км/ч,

— парк — 361 вагон,

— дневной пассажиропоток — 899 тыс. человек.

На рис. 6 представлена схема метрополитена.

М1НСК1 МЕТРАПАЛ1ТЭН /С^ М1№К МЕТИО СХЕМА Л1Н1Й БСНЕМЕ

О

!

II

з!

Н

II

I I 1 1?

I! ' '

I

" ^ * |§1 В

* БАРЫСАУСК1 ТРАКТ

5 " МАСК09СКАЯ _ №

е ¥ М■ 1■ А*« УС КОД

|||| '"^"¿".^(Вифп... ЧАЛЮСК1МЦАУ

в Г'

_ г

Гагк СМивЫпсай

ьШМММШСКМ

к ф

л (2у

7

Ж'^^©*' ПЯДЛСТАРСКАЯ

Ш 1ИСТЫТУТ Ж

К* КУПЫУРЫ КАВАЛЬСКАЯ СЛАБАДА Ж

Ф" "

Ф

МДПМУСКАЯ^© МаМ1ой»Ма чЩГ

,.:|1 апщрь з&здзхо

ЛИП ( НИН

—......."—•»>«

-— ——

—т------ - - =0=

Рис. 6. Схема Минского метрополитена

L4QQ/J

Минский наземный общественный транспорт курсирует по 273 автобусным, троллейбусным и трамвайным маршрутам, общая протяженность которых составляет 3,1 тыс. километров. Посредством системы навигационного обеспечения и передачи данных ГП «Минсктранс» ведет мониторинг, оперативное управление и учет работы всего городского наземного пассажирского транспорта. Пассажиры могут посмотреть расписание движения, а также воспользоваться сервисом «Рациональный маршрут», который отслеживает движение общественного транспорта онлайн и рекомендует оптимальный путь.

На остановочных пунктах устанавливаются электронные табло, которые показывают:

— расчетное время прибытия транспорта на данную остановку,

— расписание,

— текущую позицию транспортного средства на электронной карте (рис. 7).

Рис. 7. Электронные табло на остановке в Минске

Проезд можно оплатить двумя способами: бесконтактной смарт-картой и одноразовыми талонами, для гашения которых используются электронные компостеры. Оплату проезда проверяют контролеры-ревизоры.

Автоматизированная система оплаты проезда (без кондукторов) имеет ряд преимуществ:

— быстрота и удобство,

— сокращение числа безбилетных пассажиров,

— возможность анализа пассажиропотоков, необходимого для совершенствования системы ГПТ.

Подвижной состав оборудуется системами видеонаблюдения. Камеры фиксируют дорожную обстановку, салон и работу водителя. Записи используются при решении споров между пассажирами и водителем.

Заключение. Дорожно-транспортная инфраструктура Минска развивается согласно Генеральному плану на период до 2030 года. Документ предусматривает, в частности, ввод новых станций метро и более широкое использование скоростного трамвая, а также других видов наземного общественного транспорта. Планируется пополнение парка электробусов и увеличение продолжительности выделенных полос для общественного транспорта.

Библиографический список

1. Поздняков, М. Н. Основы транспортного планирования в городах / М. Н. Поздняков, А. А. Мирончук. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов. гос. строит. ун-та, 2014. — 123 с.

2. Транспорт и связь в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный ста-

тистический комитет Республики Беларусь. — Минск : Национальный статистический комитет

Республики Беларусь, 2018. — 114 с.

3. Поздняков, М. Н. Топология улично-дорожной сети / М. Н. Поздняков. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов. гос. строит. ун-та, 2013. — 103 с.

4. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1231-2012. Технические средства организации движения. Разметка дорожная. Общие технические условия / Белорусский дорожный научно-исследовательский институт ; Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. — Минск : Госстандарт, 2012. — 58 с.

5. Ивуть, Р. Б. Единая транспортная система и география транспорта / Р. Б. Ивуть, Н. В. Стефанович, А. А. Косовский. — Минск : Изд-во белорус. нац. техн. ун-та, 2009. — 76 с.

6. Беларусь в цифрах. Статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — 71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.