ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 2
Алексей Юрьевич Маруев,
доктор политических наук, профессор Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ (Россия), e-mail: al.mar_39@rambler.ru
Антон Александрович Евсюков,
аспирант Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ (Россия), e-mail: 6477888@gmail.com
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В настоящее время транснациональные корпорации (ТНК) все более активно оказывают свое влияние на формирование мировой политики. Их статус негосударственных акторов международных отношений позволяет активно включаться в решение важнейших вопросов и проблем мировой политики, ранее относимых к компетенции наций-государств. ТНК спонсируют, кредитуют и инвестируют в национальную экономику, а в отдельных случаях напрямую ей управляют. На территории России действуют как собственные ТНК, считающие Российскую Федерацию страной происхождения и базирования, так и представительства зарубежных ТНК. Деятельность этих трансграничных субъектов, обладающих обширными возможностями и ресурсами для влияния на национальную экономику и политику, нуждается в особых формах и методах государственного регулирования. Для эффективного государственного регулирования деятельности ТНК в России необходима система институтов или специализированных органов, выполняющих эти функции в политической системе Российской Федерации.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, бизнес-структуры, негосударственные акторы, нации-государства, мировая политика, мировая экономика, государственное регулирование.
Aleksey Yurevich Maruev,
Doctor of Political Science, Professor, Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (Russia), e-mail: al.mar_39@ rambler.ru
Anton Aleksandrovich Evsiukov,
Graduate student, Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (Russia), e-mail: 6477888@gmail.com
TRANSNATIONAL CORPORATIONS IN THE MODERN
SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS
Transnational corporations (TNC) are today increasingly intensifying their influence on the shaping of world politics. Their status as non-state actors in international relations makes it possible for them to actively join in the resolution of the most important issues and problems of world politics — functions that were previously left to the competence of nation-states. TNCs sponsor, lend to and invest in national economies, and in some cases manage them directly. Russia hosts both its own TNCs, which consider the Russian Federation their country of origin and home base, as well as representations of foreign transnational. The activities of these cross-border entities, which have extensive capabilities and resources with which to influence the national economy and policy, need special forms and methods of state regulation. In order to effectively regulate the activities of TNCs in the political system ofRussia, a system of institutions or specialized bodies is required to perform these functions.
Key words: transnational corporations, business structures, non-state actors, nation-states, world politics, world economy, state regulation.
Транснациональные корпорации (ТНК) сегодня стали одним из значимых факторов мировой политической системы. С одной стороны, ТНК — типичные бизнес-субъекты, важнейшая цель которых — получение прибыли, в первую очередь благодаря единой для всех существующих бизнес-структур концепции «максимизации прибыли при общей минимизации издержек». С другой стороны, сфера интересов ТНК, не имеющих ни суверенитета, ни своей территории, не ограничивается территорией одного или нескольких государств: в качестве негосударственных акторов мировой политической системы ТНК создают особенную надстройку и архитектуру взаимоотношений над системой взаимоотношений наций-государств, что может привести к возникновению между ТНК и национальными правительствами сугубо конкурентных отношений.
В таких конкурентных отношениях ТНК обладают некоторыми преимуществами. Во-первых, они менее восприимчивы к мировым политическим кризисам, чем нации-государства. Во-вторых, собственники и топ-менеджмент ТНК имеют свои каналы коммуникации и связи с властными элитами и лидерами иностранных государств, что дает им возможность устанавливать и развивать деловые контакты, участвовать в решении задач глобального и регионального масштаба и налаживать взаимообмен информацией, минуя уполномоченные органы внешних отношений наций-государств. В-третьих, ТНК имеют частные коридоры и каналы транснационального транзита капиталов, ресурсов, персонала, дающие возможность
своевременно пересекать границы государств, невзирая на действия таможенных, пограничных и других служб. Наконец, в-четвертых, крупные ТНК обладают сильными собственными специальными службами, собственной бизнес-контрразведкой и бизнес-разведкой. В силу этого ТНК чаще воспринимаются как угроза национальной безопасности, чем как новый инструмент или фактор ее обеспечения.
Влияние ТНК на внешнюю и внутреннюю политику
национальных государств
В современной политической науке вопрос о том, оказывают ли ТНК существенное влияние на международные отношения и мировую политику, и если да, то какое, становится предметом острых дискуссий. Некоторый консенсус наблюдается только относительно роли ТНК в мировой экономике: их считают «несущей конструкцией всей современной международной экономики»1. Но и в этой сфере роль ТНК постоянно меняется. По мнению А.И. Подберезкина, «в сфере экономики в настоящее время наблюдаются более сложные схемы взаимодействия государства и ТНК. В период глобализации ТНК фактически вышли из национальной юрисдикции. Однако через лоббизм они продолжают взаимодействовать с государствами, а государства через различные юридические, политические, экономические и кадровые механизмы продолжают влиять на ТНК. Это и создает очень сложную структуру коалиционных взаимодействий в данной области»2.
Отчет «Глобальные тенденции — 2030: альтернативные миры», подготовленный Национальным советом США по разведке, отмечает рост влияния ТНК на внешнюю и внутреннею политику наций-государств как устойчивую мировую тенденцию. Эксперты, подготовившие отчет, описывают будущий миропорядок, идущий на смену эпохе однополярного доминирования США, как «негосударственный мир»3. Согласно их прогнозу, негосударственные акторы, ТНК, субнациональные объединения и «единицы» (территориальные анклавы, крупные города и агломерации, обособленные экономические районы и др.) будут доминировать в мировом политическом пространстве и «лидировать в противодействии глобальным вызовам». Новые технологии (политические, информационно-коммуникационные, финансовые, сетевые), по мнению авторов отчета, будут
1 Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 1999. С. 77.
2 Стратегическое прогнозирование международных отношений / Под ред. А.И. Подберезкина, М.В. Александрова. М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 47б.
3 См.: Global Trends 2030: Alternative Worlds. Washington: National Intelligence Council, 2012. URL: https://info.publicintelligence.net/GlobalTrends2030.pdf
способствовать усилению негосударственных акторов международных отношений, малых групп и «случайных коалиций». Возникнет транснациональная элита, которой принадлежат (на правах собственности) крупнейшие транснациональные акторы (речь идет в первую очередь именно о ТНК) или в руках которой находятся рычаги оперативного управления ими. Опорой для их власти станет «глобальный консенсус общественного мнения», объединяющий элиты и представителей среднего класса. При этом роль наций-государств в мировой политике и глобальном управлении не будет сведена на нет: «страны не исчезнут», но их национальные правительства будут выступать в роли сил, организующих «гибридные коалиции государств и негосударственных акторов» и дирижирующих ими4. Упоминаемые в отчете «гибридные коалиции» будут меняться «в зависимости от конкретных вызовов», т.е. по проектному принципу, принятому в бизнесе вообще и в ТНК в частности.
Авторы отчета полагают, что государства уже не будут непосредственно участвовать в создании (строительстве) этих ситуативно возникающих гибридных коалиций, а будут лишь координировать или консультировать эту деятельность. Авторы отчета правы в том, что рост влияния ТНК действительно приведет к изменению функций государств и государственных структур, которые все больше будут эволюционировать в сторону общей координации, контроля или наблюдения. Если этот сценарий в действительности будет реализован, ТНК, освоив методы и технологии производства гибридных коалиций, вряд ли смирятся с наличием над ними внешнего «дирижера» в лице отдельных наций-государств или даже их концерта.
Таким образом, под влиянием вторжения ТНК в политическую сферу мировая политика меняется и вместе с ней меняется роль ТНК. Усиление роли ТНК на мировой арене — это устойчивая тенденция, однако она в ближайшее время не может привести к трансформации ТНК в абсолютно самостоятельных участников, чьи поступки смогут противостоять интересам и политике национальных государств. Скорее всего, ТНК будут стараться оказать все большее влияние на политический курс принимающих государств и использовать их возможности для достижения своих целей в международных отношениях. Масштаб влияния ТНК на политику наций-государств будет непосредственно связан с их способностью создавать синергетиче-ские коалиции по интересам, вовлекая в них другие ТНК. Вместе с тем нации-государства никогда не были так зависимы от ТНК, как сейчас. ТНК спонсируют, кредитуют, инвестируют в национальную экономику государств, а в отдельных случаях напрямую ей управ-
4 Ibid.
ляют. У существующих ТНК имеются большие возможности для вмешательства во внутриполитические процессы национальных государств и для воздействия на их внешнюю политику.
Особенности государственного регулирования и контроля
деятельности ТНК на территории Российской Федерации
На территории Российской Федерации действуют как собственные ТНК, считающие Россию страной происхождения и базирования, так и представительства и дочерние компании зарубежных ТНК. ТНК, имеющие российское происхождение, — компании, сформировавшиеся на фундаменте советских министерств и ведомств («Газпром», ВЭБ, ВТБ, «Лукойл», «Роснефть» и др.). Они представлены на территории России своими головными офисами, центрами административного и финансового управления, в российских регионах — дочерними компаниями, а за рубежом — зарубежными филиалами и дочерними компаниями, выстраивающими свою международную деятельность в соответствии с собственной глобальной стратегией.
В крупнейших российских ТНК, имевших в 2016 г. наибольшие активы за рубежом, — ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «НМЛК», ПАО «Зарубежнефть», ПАО «Северсталь», ПАО «Норильский Никель», ПАО «Стальная группа "Мечел"», ПАО «ТМК», ПАО «Русал», ПАО «Полюс Золото», ПАО «Совкомфлот», ПАО «ДВМП». Как указывает А.В. Кузнецов, «среди ведущих нефинансовых российских ТНК преобладают компании ключевых отраслей отечественной специализации в международном разделении труда — топливные и металлургические фирмы». При этом в списке мощнейших ТНК также наличествуют «российские телекоммуникационные компании (в том числе имеющие среди акционеров зарубежных стратегических инвесторов), которые в последние годы динамично осваивают рынки стран СНГ»5. Единственная, по мнению А.В. Кузнецова, «крупная отечественная финансовая» ТНК — это «ВТБ» (бывший «Внешторгбанк»), «в значительной степени представляющая уцелевшие советские зарубежные активы». Кроме того, значительные средства в зарубежные компании инвестированы финансово-промышленными группами «Альфа-банк», которая является собственником «банка в Нидерландах, а также дочерних структур в Великобритании, США, Казахстане и Украине», и «Сбербанк», «инвестиционная экспансия которого пока ограничена соседними Казахстаном и Украиной»
5 См.: Кузнецов А.В. Инвестиционные рекорды российских ТНК в 2007 году // Перспективы: Фонд исторической перспективы. 2008. 12 марта. URL: http://www. perspektivy.info/print.php?ID=36264
(последней — с определенными оговорками, с учетом нарастающего кризиса на Украине)6.
Кроме того, в российской экономике целый ряд ТНК входит в состав интегрированных финансово-промышленных групп, объединяющих активы одних и тех же собственников (или групп собственников). Так, в интегрированной финансово-промышленной группе «Базэл» ведущими ТНК являются машиностроительный холдинг «Русские машины», энергометаллургический холдинг "En+ Group", группа компаний "Element Resource" и др. Также можно в качестве примера указать финансово-промышленные группы «Абсолют», "RDI Group", «Промсвязьбанк».
Значительная часть крупнейших ТНК, базирующихся в РФ, создана при участии государственного капитала (государству принадлежат значительные пакеты акций в «Газпроме», ВЭБ, «Роснефть», «Сбербанке»), благодаря присутствию которого государство реализует свое участие в управлении корпорациями и их активами. Именно потому на Западе российские ТНК считают продолжением государства и инструментом реализации Российской Федерацией своей внешней и внутренней политики. В юридическом плане как головные офисы ТНК, так и их филиалы и дочерние предприятия в российских регионах подчиняются законодательству Российской Федерации и в этом плане никакими особыми преимуществами (по сравнению с другими формами бизнеса) не пользуются: специального законодательства, предназначенного для регулирования только ТНК, в Российской Федерации нет. Точно так же в российской правовой системе отсутствует понятие ТНК как специального субъекта, деятельность которого подлежит особому государственному регулированию. В сфере международных экономических отношений деятельность российских ТНК определяется законами Российской Федерации и принимающей страны, на территории которой российские ТНК разворачивают свою деятельность. При этом, благодаря наличию в капитале многих российских ТНК контрольных или блокирующих пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, эти ТНК выполняют не только экономические, но и политические функции, «вторгаясь» в сферу мировой политики, и в выработке и реализации своей глобальной стратегии обязательно учитывают национальные интересы Российской Федерации.
ТНК второй группы представлены в Российской Федерации в основном в виде своих зарубежных филиалов (функционирующих как представительства) или дочерних компаний, ведущих хозяйственную деятельность и зарегистрированных как российские ком-
6 Там же.
пании с иностранной долей собственности. Так, «Росбанк» входит в группу "Société Générale". Представительства ТНК в РФ ведут административно-хозяйственную деятельность только в рамках собственного жизнеобеспечения: реализацией бизнес-проектов с целью прямого извлечения прибыли они не занимаются. Дочерние компании ТНК, напротив, занимаются коммерческой деятельностью, находясь в исключительной юрисдикции Российской Федерации. Филиалы ТНК на территории России подчиняются национальному законодательству Российской Федерации; по большому счету, дочерние компании зарубежных ТНК при этом являются по своему статусу такими же национальными компаниями, как и другие чисто российские компании.
Иностранные ТНК, действующие в Российской Федерации, используют свои представительства и дочерние компании в целях реализации своих глобальных стратегий, не привязанных к какой-либо конкретной стране, и в правовом поле Российской Федерации выступают как субъекты глобального управления. Вместе с тем, попадая в российское правовое поле, ТНК и аффилированные с ними структуры обязаны действовать исходя из норм и требований национального законодательства и вынуждены в определенной мере свои глобальные интересы подчинять национальным интересам Российской Федерации. Такое положение не всегда устраивает транснациональный капитал, который пытается утвердиться на российском рынке, используя все доступные способы — международное влияние стран происхождения и базирования ТНК, собственную «мягкую силу», а также различные методы политического лоббирования и давления, «идеологического воздействия на подготовку и осуществление внешней политики»7.
Система государственного регулирования российских ТНК строится в основном на «ручном управлении»: крупнейшие ТНК нефтегазодобывающего и финансового сектора устроены так, что значительная доля их акций (контрольный или блокирующий пакет) принадлежит государству, а в советы директоров и в иные коллективные руководящие органы входят представители государства. Благодаря этим представителям государство имеет возможность в некоторых случаях управлять активами этих ТНК напрямую, а в некоторых — существенным образом влиять на их экономическую политику, в том числе на внешних рынках. В тех российских ТНК, в которых государство не имеет своей доли (например, в ТНК
7 Войтоловский Ф.Г. Механизмы косвенного влияния ТНК на принятие внешнеполитических решений в США: истоки и современность // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2005. С. 92.
горнодобывающей, металлургической, химической промышленности), власть стремится контролировать их деятельность через оказание влияния на крупных собственников и на региональные политические элиты в местах сосредоточения активов и интересов данных ТНК. Это также напоминает систему «ручного управления». Все это, разумеется, не исключает правового регулирования деятельности ТНК, так как они находятся в российской юрисдикции и обязаны выполнять указания и предписания государственных контролирующих органов и служб, осуществляющих государственный надзор в данной сфере.
Нарастающая роль ТНК во внешней политике России требует собственной системы регулирования деятельности ТНК, как ино-форменного происхождения, так и российских. Решение этой задачи видится в разработке собственной концепции и технологии «умной силы», эффективной в отношении ТНК. Российская Федерация на практике имеет довольно ограниченный инструментарий воздействия на ТНК, обладающий сравнительно низкой эффективностью (что и вынуждает Президента и Правительство РФ регулярно включать в отношении ТНК режим «ручного управления» — прямого директивного вмешательства в их деятельность на территории РФ), хотя и существует общее согласие в экспертной среде по поводу того, что регулирование ТНК требует выработки специальных подходов и точно таких же инструментов.
Так, экономисты совершенно справедливо настаивают на том, что «в целях модернизации государственного регулирования деятельности ТНК необходимо проводить работу в двух основных направлениях: с одной стороны — способствовать созданию условий для развития ТНК внутри государства и создавать ограничения в тех случаях, когда это развитие нужно сдерживать; с другой — обеспечить для ТНК условия развития путем административной поддержки корпоративных интересов в стране базирования и в других странах»8. Все это должно сопровождаться совершенствованием регулирующих механизмов деятельности ТНК внутри Российской Федерации, сочетаемым с государственным же регулированием импорта инвестиций. С этим заключением можно согласиться. Но этих весьма общих принципов недостаточно для эффективного государственного регулирования деятельности ТНК на территории России: необходима еще система институтов или специализированных органов, т.е. в дополнение к экономическому и управленческому
8 Черешнев М.А. Государственное регулирование деятельности ТНК: Автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. М.: МГУ, 2012. См. также: Он же. ТНК: Как обуздать монстра? // Российское предпринимательство. 2009. № 10 (2). С. 10-15.
подходам к регулированию деятельности ТНК необходим еще и институциональный подход.
В связи с этим многие ученые и эксперты видят выход в создании специализированного государственного органа, института или службы, отвечающего за государственное регулирование деятельности ТНК на территории России и на мировых рынках (в случае с российскими ТНК). В частности, предлагается создать федеральное агентство по взаимодействию с ТНК, подчиняющееся Правительству Российской Федерации9; обсуждается также идея создания «нового международного института или организации» для решения данных задач10. Другой путь заключается в создании саморегулируемой организации — объединения действующих в России ТНК, которое выстраивает с государством отношения в формате государственно-частного партнерства. Наконец, третий путь может быть реализован за счет уже существующих в Российской Федерации общественных объединений собственников крупного бизнеса (куда входят в том числе и многие владельцы и совладельцы ТНК) — Российского союза промышленников и предпринимателей, деятельность которого может быть расширена на сферу представления интересов ТНК.
ЛИТЕРАТУРА
Войтоловский Ф.Г. Механизмы косвенного влияния ТНК на принятие внешнеполитических решений в США: истоки и современность // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2005. С. 92-98.
Кузнецов А.В. Инвестиционные рекорды российских ТНК в 2007 году // Перспективы: Фонд исторической перспективы. 2008. 12 марта. URL: http://www. perspektivy.info/print.php?ID=36264
Стратегическое прогнозирование международных отношений / Под ред. А.И. Подберезкина, М.В. Александрова. М.: МГИМО-Университет, 2016.
Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 1999.
Хлутков А.Д., Круглова И.А. Транснациональный бизнес и вопросы международной экономической безопасности в современной мировой экономике // Управленческое консультирование. 2015. № 4. С. 107-113.
Черешнев М.А. ТНК: Как обуздать монстра? // Российское предпринимательство. 2009. № 10 (2). С. 10-15.
Global Trends 2030: Alternative Worlds. Washington: National Intelligence Council, 2012. URL: https://info.publicintelligence.net/GlobalTrends2030.pdf
9 Черешнев М.А. Государственное регулирование деятельности ТНК...
10 Хлутков А.Д., Круглова И.А. Транснациональный бизнес и вопросы международной экономической безопасности в современной мировой экономике // Управленческое консультирование. 2015. № 4. С. 112.
REFERENCES
Chereshnev, M. A. "TNK: Kak obuzdat' monstra?" Rossiiskoe predprinimatel 'stvo, No. 10 (2), 2009, pp. 10-15.
Fisher, G. Globalizatsiia mirokhoziaistvennykh sviazei: sushchnost', napravleniia, perspektivy. Moscow: Diplomaticheskaia akademiiia MID RF, 1999.
Global Trends 2030: Alternative Worlds. Washington: National Intelligence Council, 2012. URL: https://info.publicintelligence.net/GlobalTrends2030.pdf
Khlutkov, A. D., and Kruglova, I. A. "Transnatsional'nyi biznes i voprosy mezh-dunarodnoi ekonomicheskoi bezopasnosti v sovremennoi mirovoi ekonomike," Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie, No. 4, 2015, pp. 107-113.
Kuznetsov, A. V. "Investitsionnye rekordy rossiiskikh TNK v 2007 godu," Perspektivy: Fond istoricheskoiperspektivy, March 12, 2008, URL: http://www.perspektivy. info/print.php?ID=36264
Podberezkin, A. I., and Aleksandrov, M. V. (eds.) Strategicheskoe prognozirovanie mezhdunarodnykh otnoshenii. Moscow: MGIMO-Universitet, 2016.
Voitolovskii, F. G. "Mekhanizmy kosvennogo vliianiia TNK na priniatie vnesh-nepoliticheskikh reshenii v SShA: istoki i sovremennost'," TNK v mirovoi politike i mirovoi ekonomike: problemy, tendentsii, perspektivy, ed. E. G. Solov'ev. Moscow: IMEMO RAN, 2005, pp. 92-98.