Научная статья на тему 'Транснационализация сервисного производства как качественная трансформация мировой сферы услуг'

Транснационализация сервисного производства как качественная трансформация мировой сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЙ ПРОДУКТ / УНИФИКАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / SERVICE PRODUCT / UNIFICATION / FOREIGN INVESTMENTS / INTENATIONALIZATION / ECONOMIC INTEGRATION / INTERNATIONALIZATION OF CAPITAL / TRANSNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давиденко Любовь Григорьевна

Рост иностранных инвестиций ознаменовал вторую фазу исторического развития мирового рынка услуг. Транснационализация стала вершиной эволюции международного рынка услуг. Сервисная компания глобального масштаба способна в деле увеличения собственной конкурентоспособности на рынке использовать преимущества, которыми обладает не одно, а ряд государств, включенных в ее деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The growth of foreign investments entailed the second phase of historical development of world service market. Transnationalization became the top of evalution of international service market. The service company of global size can use advantages that not only one, but many States have, that are included in its work, in increasing its own competitiveness in the market.

Текст научной работы на тему «Транснационализация сервисного производства как качественная трансформация мировой сферы услуг»

Л.Г. Давиденко

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОЙ СФЕРЫ УСЛУГ Аннотация

Рост иностранных инвестиций ознаменовал вторую фазу исторического развития мирового рынка услуг. Транснационализация стала вершиной эволюции международного рынка услуг. Сервисная компания глобального масштаба способна в деле увеличения собственной конкурентоспособности на рынке использовать преимущества, которыми обладает не одно, а ряд государств, включенных в ее деятельность.

Annotation

The growth of foreign investments entailed the second phase of historical development of world service market. Transnationalization became the top of evalution of international service market. The service company of global size can use advantages that not only one, but many States have, that are included in its work, in increasing its own competitiveness in the market.

Ключевые слова

Сервисный продукт, унификация, иностранные инвестиции, интернационализация, экономическая интеграция, интернационализация капитала, транснационализация.

2009 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Keywords

Service product, unification, foreign investments, intenationalization, economic integration, internationalization of capital, transnationalization.

Изучение эволюции международного рынка услуг позволяет выделить ряд исторических этапов, пройденных им на пути построения транснациональных связей и взаимодействий.

Изначально (до середины прошлого века) международная торговля услугами носила характер классической мировой торговли, где функционирующие национальные производители, вступая в торговые взаимоотношения с иностранными поставщиками, формировали сервисный продукт, национальная принадлежность которого была определена.

Стремительное развитие технологий, средств транспорта, удешевление международной телефонной и появление электронных средств связи на фоне происходивших во второй половине XX века социально - экономических перемен неизбежно вели к росту спроса на услуги, в том числе и иностранного происхождения, росту рентабельности производства услуг, переходу к ценовой конкуренции.

Рост иностранных инвестиций ознаменовал вторую фазу исторического развития мирового рынка услуг, так называемую интернационализацию, означающую распространение устойчивых отраслевых связей, а также тесное взаимодействие процессов сервисного производства двух или более стран.

Мировой рынок услуг в рамках интегрированных экономических систем отличает полное единение процессов сервисного производства интегрированных стран, обеспечиваемое соответствующими внешнеполитическими и внешнеэкономическими приоритетами властей (снятие ограничений на перемещение капитала и рабочей силы, формирование аналогичных препятст-

вий против «третьих стран»). При этом сервисное производство в стране - реципиенте, даже с учетом ее естественных или приобретенных преимуществ, становится невозможным без участия производственных факторов из страны-донора.

Транснационализация, таким образом, стала вершиной эволюции международного рынка услуг и основной его качественной трансформацией в XX веке, предпосылками которой явились такие следствия международной экономической интеграции, как:

- рост эффекта масштаба, становление массового характера спроса на услуги;

- распространение информационных технологий и средств связи, формирование единого информационного поля, доступного для неограниченного количества пользователей;

- доступность и распространенность знаний и технологий создания, продвижения, продажи услуг в силу популяризации специального образования;

- распространение международных форм производственно-хозяйственной деятельности (рамки организационных форм деятельности выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства);

- общая либерализация мировой торговли;

- усиление тенденций к формированию единой системы стандартизации услуг.

Транснациональное предпринимательство в сфере услуг можно определить как социально-экономическое явление, зависящее уже не от внутригосударственных, а от внешних факторов, определяемых мировым сообществом, члены которого связаны друг с дру-

гом во многих сферах общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, культуру, социальную сферу, экологию, безопасность[1].

В условиях транснационализации факторы внешней среды рынка условно классифицируются на глобальные и местные, причем роль первых как детерминанты развития отрасли более значима и существенна.

Основными компонентами

транснационализации производства услуг можно назвать расширение интернациональных экономических связей, рост интернационализации факторов сервисного производства (посредством увеличения прямых и портфельных зарубежных инвестиций, обмена знаниями и технологиями, снятия миграционных ограничений, популяризации заочного образования и т.д.), возникновение и распространение транснациональных корпораций (ТНК) в отрасли, характерными чертами которых являются взаимозаменяемость и взаимозависимость организационной структуры, ориентация на информационные ресурсы, на рынки с высоким уровнем потребления [2] .

Появление транснациональных компаний на мировом рынке услуг было своеобразным ответом на усиливающуюся конкурентную борьбу, подстегиваемую распространением высоких информационных технологий, совершенствованием транспортной инфраструктуры. Сервисная компания глобального масштаба способна в деле увеличения собственной конкурентоспособности на рынке использовать преимущества, которыми обладает не одно, а ряд государств, вовлеченных в поле ее деятельности.

Система транснационального производства услуг имеет единую производственную, технологическую и организационную основу, относительно независимую от параметров эффективности национальных экономик, более

того, неоднородность социально-

экономической среды служит генератором роста и развития транснациональных формирований.

Переход на транснациональный уровень хозяйствования является своеобразным решением, обусловлен-ным несовершенством рыночных отношений. Рынок услуг, как и любой другой, не может быть совершенным по ряду причин, содержание которых, несмотря на трансформацию формы, практически неизменное на протяжении последних пятидесяти лет.

Развитие международной деятельности в отрасли сервиса существенно ограничивается различиями между региональными рынками и между государствами, вовлеченными в производство. Торговля услугами, подразумевающая перемещение людей, временную смену ими привычных условий проживания, требует приложения существенных усилий по унификации этих условий (комфорт, сервис, языковая среда, стандарты качества).

Традиционные виды производственной деятельности (например, промышленные или сельскохозяйственные) также не лишены данного условия, однако в сфере обмена услугами различия между государствами ощущаются в большей степени. Так, иностранные инвестиции в промышленное предприятие локальны по своей сути и ограничены территорией и работниками этого промышленного предприятия. С другой стороны, строительство, например, отеля или открытие рекламного агентства за рубежом потребует реализации комплексного подхода, требующего существенных вложений ресурсов в изучение рынка, условий жизни, культурных и религиозных различий населения принимающей страны.

Экспортно-импортные операции в сфере услуг, связанные с перемещением людей, требуют создания высокораз-

витой инфраструктуры в принимающей стране.

Доступ к мировым финансовым рынкам способны организовать корпорации из развитых западных стран, имеющие возможности использования средств инвесторов, банков, фондов и так далее, что и формирует важнейшее условие для транснационализации.

Не менее важным условием транснационализации отрасли можно также назвать устранение высоких входных барьеров на рынке услуг стран-доноров, обладающих существенно более высоким уровнем потребительского спроса и емкостью: заветная мечта любого развивающегося государства. Тем не менее последний защищен от иностранных производителей с помощью инструмен-тов государственного регулирования (например, условия лицензирования и сертификации услуг, требования высоких финансовых гарантий предприятий сферы), а также сугубо экономических и маркетинговых барьеров (наличие сильных брендов и агентских сетей в отрасли, высокая стоимость деловой недвижимости, рекламы, уровень конкуренции в секторе и так далее), и не только производитель услуг из страны-реципиента, но и сама власть, способная аккумулировать на цели продвижения национального сервисного продукта хоть весь государственный бюджет, не смогут эффективно организовать сбыт на внутренних рынках доноров. Это несовершенство мирового рынка услуг также формирует условие для его транснационализации.

Международная торговля услугами связана с международным движением валютных средств, следовательно, существующие барьеры на пути свободного перемещения валютных средств между государствами можно также рассматривать как барьеры на пути международных обменов.

Транснациональное предприятие способно обойти существующие огра-

ничения, превратив международные валютные обмены во внутрикорпоративные, существенно повысив тем самым эффективность международного сервисного производства.

Наконец, можно выделить такое условие транснационализации отрасли, как стремление к максимизации эффекта масштаба, который в сфере услуг существенен и объясняется низкой степенью зависимости роста предложения услуг от роста потребления невозобновляемых ресурсов. Рост эффекта масштаба требует осуществления стратегии слияний и поглощений, в том числе и транснациональных, ставя в прямую зависимость величину и степень транснационализации компании и ее конкурентоспособность.

Таким образом, в середине XX века, транснационализация производства услуг была вызвана, прежде всего, несовершенством формирующегося их международного рынка. Крупные предприятия, ведомые ростом спроса на услуги и ужесточающейся конкуренцией на национальных рынках, выходили на транснациональный уровень хозяйствования с целью нивелирования таких слабых мест рынка, как наличие преград для свободной международной торговли услугами в виде существенных различий в экономических, социальных, политических, культурных и религиозных условиях жизнедеятельности людей, в режимах налогообложения и валютного контроля, в стоимости основных, вовлеченных в сервисное производство факторов, а также с целью максимизации эффекта масштаба производства как способа достижения дополнительных конкурентных преимуществ.

Первые транснациональные сделки в сфере услуг происходили не в парах развитой и развивающейся страны (как, например, сделки в аграрном бизнесе), а между двумя развитыми государствами, поскольку международная торговля услугами в середине прошлого

века также развивалась изначально между передовыми и географически близкими странами ввиду характеристик популярных в то время транспортных средств и средств связи, существенных межстрановых различий и общеполитической нестабильности (биполярный мир).

Еще одним стимулом для отраслевой транснационализации стало распространение и юридическое оформление франчайзинга, с появлением которого входные барьеры на зарубежные рынки регионов мира практически сводились к нулю. Крупных инвестиций не требовалось, риски провала проекта полностью перекладывались на собственника предприятия, принимавшего обязательства франчайзи. Более того, франчайзинг приносил стабильный доход и способствовал дальнейшему продвижению торговой марки.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, под общим стратегическим менеджментом объединяются компании, занятые в производстве различных видов услуг, формируется новая сетевая структура сервисных ТНК, способная эффективно руководить множеством известных брендов на рынке и колоссальной материально-технической

базой.

Активизация процессов слияний и поглощений на мировом рынке услуг подтверждает, что данная отрасль, транснационализация которой началась с полувековым опозданием, в настоящее время догнала лидирующие промышленные и технологические по всем показателям и стала не менее привлекательна для вложения крупного капитала и осуществления транснациональных инвестиционных проектов.

Транснационализация сервисного производства ознаменовала третий этап генезиса отрасли и ее роли в мирохозяйственных связях. Современный этап развития сферы услуг характеризуется еще одной качественной транс-

формацией - изменением самого содержания услуги.

Современные услуги органично и в разных формах врастают в экономику знаний и инноваций. По интенсивности расходов на ИР лидируют фирмы телекоммуникаций, информационных и профессиональных услуг, услуг научного профиля. [3].

Нацеленность западного общества на прогресс науки и человеческих ресурсов определяет и отраслевые пропорции рассматриваемой сферы. Сильное ускорение этот процесс получил в ходе реструктуризации хозяйства, когда от промышленных фирм отпочковалось и вышло на хозяйственное поле множество самостоятельных компаний услуг -аудита и консалтинга, информационных, компьютерных, научноисследовательского профиля, логистики, рекламы, менеджмента и т.д.[4].

Детерминировав реструктуризацию экономических отношений, сфера услуг в начале XXI века сохраняет не только динамизм собственного прогресса, но и способность определять траекторию развития мировой экономики, структуру и содержание мировой торговли, специфику глобального позиционирования макроэкономических и транснациональных конструктов, тренды интеграционных процессов, стимулировать изменения институции-онального и инфраструктурного свойства, затрагивающие как фундаментальные, так и прикладные сферы мировой экономики.

Современные тенденции доказывают максимальную адекватность постиндустриальных экономических отношений, основанных на смене технологического базиса производства, возрастании роли человеческого фактора в нем, а также альтерации роли сферы услуг, требованиям как процесса аккумулирования конкурентных преимуществ национальной экономии-ческой системы планетарного масштаба, так и

принципам экономической безопасности стран, их социальному ориентированию, что во многом аналогизирует стратегии постиндустриализации и экономической и социальной стабильности, исключает другие альтернативы встраивания национальной хозяйственной системы в глобализирующееся мировое экономиическое пространство.

Современная Россия, которая, несмотря на негативные последствия неадекватных экономических реформ 90-х годов, благодаря ресурсному потенциалу и конъюнктуре на мировых рынках сырья, вступила в фазу относительной стабильности, аккумулировала ресурс, достаточный для совершения регулируемого и стимулируемого перехода на постиндустриальные основы организации национальной экономики, причем не по неоднократно проторенным сценариям стран «догоняющего развития», основанным на копировании отдельных западных экономических и социальных инноваций, принесших положительные результаты в краткосрочном периоде, но так и не приблизивших их к постиндустриализму; а разрабатывая уникальный инструментарий постепенного и синхронного внедрения постиндустриальных принципов хозяйственных и общественных отношений.

Регулируемая постиндустриализация России является единственным вариантом, отвечающим и требованиям усиливающейся интеграции, и приоритету национальных интересов, дальнейшего ее экономического развития, способным изменить дистрибуцию отечественной экономической системы в мировом разделении труда, долю и роль в мировой торговле, повысить конкурентные преимущества. Глубокий детерминизм темпов и эволюционных форм процесса постиндустриализации экономических отношений трансформациями роли сферы услуг позволяет расценивать качественные и количественные показатели последних как ведущие

характеристики постиндустриальных тенденций, актуализирует проблематику исследования значения третьего сектора народного хозяйства в процессе постиндустриальной модернизации экономических систем и общественных формаций.

Таким образом, современный этап развития сферы услуг характеризуется рядом институциональных, инфраструктурных трансформаций, детерминированных, прежде всего, спецификой самой коммерческой деятельности в актуальных на сегодняшний день условиях, конъюнктурными и структурными изменениями на мировых потребительских рынках. Условно эти трансформации были отнесены к трем сферам их проявления: изменению ха-

рактера взаимодействий между контрагентами сферы услуг, изменению содержания и роли на потребительском рынке самой услуги, производство которых перешло на новую ступень своего научно-технологического развития и изменению характера отношений между производством и непроизводственной сферой.

Библиографический список

1. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие. - М.: Академкнига, 2004. - С. 35.

2.Ленский Е.В. Транснационализация капитала. - Минск, Армита-Маркетинг и Менеджмент, 2001.

3. OECD Бае^е, Тесhnо1оgу аnd Industiy БсогеЬоа^ 2006. Раris, 2006.

4. Астапов К. Стратегия развития в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения 2006. №2. - С. 57-65.

ВШ1^гарЫе list

1. Bogomolov O. T. Anatomy of global economy: the Manual. - М: The Akade-memichesky book , 2004. - page 35.

2. Lensky E.V. Transnationalization of the capital. - Minsk, Armita-marketing and Management, 2001.

3. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2006. Paris, 2006.

4. Astapov K. Development strategy in postindustrial economy//Economic and the international relations, 2006 №2. - page 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.