Т.В. Ромашкин,
аспирант кафедры институциональной экономики, СГСЭУ
УДК 339.9
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Политико-экономические реформы, осуществленные в России в последние десятилетия, позволили отечественным фирмам вступить в более тесную связь с мировым хозяйственным процессом и остро поставили на повестку дня вопрос о российской модели корпоративного управления . Приватизация не решила своей главной задачи - повышения эффективности работы этих предприятий. Считалось, что акционирование позволит сформировать собственников, заинтересованных в более эффективном управлении, однако появление вместо одного собственника (государства) большего числа собственников слабо отразилось на внутрифирменных механизмах управления и его результативности. В то же время существенно осложнились возможности оперативно решать вопросы распоряжения собственностью и общего стратегического руководства. Причина создавшегося положения в том, что параллельно с приватизацией не было предложено действенных механизмов корпоративного контроля и управления.
Поэтому на современном этапе развития национальной экономики необходимо знать, изучать деятельность транснациональных корпораций всего мира, так как во многом именно они определяют основные тенденции и направления глобализации экономики.
Первой ТНК можно считать созданную в 1602 г корпорацию «Dutch East India Company». Вслед за ней возник целый ряд аналогичных структур, некоторые из них (например, «Hudson Bay Company») сохранились и поныне. Однако впоследствии процесс образования ТНК шел относительно медленными темпами. Его динамика существенно возросла после Первой мировой и особенно после Второй мировой войны.
Современные ТНК представляют собой сложное сообщество структур, сформировавшихся на различных стадиях развития. Каждый период эволюции порождал свой собственный тип организации ТНК, который нередко переживал пик своего господства и сохранялся в определенной «экологической нише». В развитии ТНК можно выделить пять этапов.
На первом этапе важнейшую роль играли сырьевые ТНК «первого поколения», основанные на использовании ресурсов колоний, и горизонтальные картельные структуры, формировавшиеся в условиях слабости антимонопольного законодательства. Вслед за Р Робинсоном этот период в деятельности международного бизнеса можно назвать «эпохой колоний». Компании, возникшие в то время, и сегодня доминируют, например в Деловом совете Британского содружества.
Второй этап охватывает межвоенный период - введение жестких антимонопольных ограничений привело к волне слияний 1916 - 1929 гг, породившей большое число вертикально-интегрированных структур. На смену сырьевой направленности многих ранних компании пришла ориентация на промышленное производство. «Эпоха колоний» завершилась, началась «эпоха концессий». В принимающих странах ТНК стали превращаться в своеобразные «автономные экономические государства». По некоторым оценкам, никогда впоследствии ТНК не достигали такого политического влияния в принимающих странах, как в первой половине XX в.
Третий этап (1960 - 1970-е гг.) характеризовался большим числом конгломератных слияний, охватывавших различные страны и отрасли. При этом во многих странах, таких как ФРГ или Япония, получило широкое распространение тесное взаимное переплетение бизнес-структур как за счет формальных каналов, так и на основе перекрестных директоратов. В результате корпоративная иерархия в целом ряде отраслей фактически вытесняла механизмы свободного рынка. Как отмечает X. Виссема, гос-
подствующую роль стало играть использование стратегий роста и диверсификации большинства бизнес-структур. В это же время традиционные ТНК дополняются и так называемыми многонациональными корпорациями (МНК), которым присуща транснациональная структура собственности.
Четвертый этап - это период 1980 - 1990-х гг. В результате кризиса 1970-х гг дальнейшие процессы диверсификации были приостановлены и произошло резкое изменение стратегических императивов: период ан -тикризисной стратегии экономии сменился этапом становления двух основных моделей - стратегии деконцентрации, продолжающей ее стратегии выборочного роста и стратегии инновационного развития. Конгломераты во многом оказались нежизнеспособными, уступая место специализированным вертикально интегрированным корпорациям; банки резко сократили свои промышленные активы. Под давлением фондовых рынков компании были вынуждены более гибко адаптироваться к происходящим процессам, а также заметно повысить свою прозрачность, отказываясь от громоздких многоотраслевых структур. Резко возросла роль инвестиций в инновационный бизнес.
Наконец, современный этап связывают с развитием сетевых структур и новых типов «глобальных компаний». На наш взгляд, едва ли можно говорить об абсолютном доминировании этой формы организации международного бизнеса, но определенную роль в обогащении спектра ТНК она играет. В реальности тенденции развития ТНК в различных странах мира не одинаковы. Упрощенно можно назвать следующие его направления:
- становление качественно новых «глобальных компаний» пятого поколения и перестройка старых ТНК, также трансформирующихся в «глобальные компании» (США);
- формирование узкоспециализированных агрессивных ТНК в традиционных отраслях (ФРГ и другие страны Европы);
- попытка трансформации переживающих кризис ТНК путем слияний с иностранными компаниями (Япония, Южная Корея);
- создание традиционных ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп (развивающиеся страны, Мексика, отчасти КНР, где ТНК формируются на базе государственных предприятий);
- усиление зарубежной экспансии большого числа средних и малых фирм, которые, по сути, становятся новыми, нарождающимися ТНК.
ТНК считается компания, имеющая подразделения в двух или более странах; способная проводить согласованную политику через один или несколько центров принятия решений, в которой материнская компания контролирует активы других экономических единиц в государствах базирования, отличные от страны ее базирования, как правило, путем участия в капитале. Нижняя граница такого участия составляет не менее 10%, что считается достаточным для установления контроля над активами. В соответствии с указанным подходом число транснациональных компаний увеличивается на порядок.
Между тем крупнейшие 100 ТНК занимают ведущие позиции. По данным ЮНКТАД, в 2004 г на них приходи-
лось 11% зарубежных активов, 16% продаж и 12% заня -тых всех существующих ТНК. Подавляющее большинство проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сегодня реализуется ТНК. Суммарный объем накопленных вывезенных ПИИ в 2005 г оценивался в 10,7 трлн дол. По сравнению с 2003 г. приток ПИИ в 2005 г. вырос на 29%, а их отток — на 39%, но в абсолютном выражении эти показатели еще далеки от своих пиковых значений 2000 г. В связи с восстановлением роста в экономике США и ряда европейских стран в 2005 г сменился тренд: если в 2004 г. быстрее рос приток ПИИ в развивающиеся страны, то в 2005 г - в развитые, доля которых в общемировом притоке ПИИ повысилась до 59%.
Однако за более продолжительный период, с 1994 -1999 по 2005 г, наблюдался рост доли развивающихся стран как в притоке ПИИ - с 30,7 до 39%, так и в их оттоке - с 11,7 до 15,1%. Хотя приток ПИИ в страны СНГ и увеличился с 5,6 млрд дол. в среднем за год в 1994 -1999 гг. до 27,2 млрд дол. в 2005 г, доля региона составляет лишь 3,0% от мирового итога. Соответствующий показатель для вывоза ПИИ и стран СНГ - 1,9% [1. С.62].
По размеру зарубежных активов из 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира 85 приходилось на США, страны ЕС и Японию, среди 25 крупнейших - шесть компаний из США, в том числе в первой пятерке - 3 компании («General Electric», «Ford Motor Company», «General Motors»), 7 - из Германии, 6 - из Франции, 3 - из Великобритании, 2 - из Японии, по одной компании - из Швейцарии, Гонконга (Китай), Нидерландов [1. С.64].
В списке крупнейших нефинансовых ТНК только 4 компании относятся к нефтяной промышленности, включая добычу переработку и торговлю соответствующей продукцией. Ведущие позиции принадлежат ТНК, занимающимся производством автомобилей, лекарств, электрического и электронного оборудования, телекоммуникациями , электро-, газо- и водоснабжением. На финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Великобритании и США приходится почти половина суммарных активов 50 ведущих финансовых ТНК.
Борьба за власть и влияние на рынках, внутри корпораций и на международной арене является важнейшим фактором функционирования ТНК. С методологической точки зрения целесообразно выделение двух аспектов власти в экономической теории, диалектически связанных между собой. С одной стороны, власть -это специфическое экономическое благо, а с другой -особый род отношений между экономическими субъектами. Их изучение позволяет выявить причины сравнительно большей эффективности некоторых ТНК по сравнению с традиционными «рыночными» решениями и в то же время понять, почему столь часто трансграничные слияния и поглощения ведут к образованию заведомо менее эффективных структур.
Новые сетевые структуры могут возникать и вне традиционных корпоративных рамок. Речь идет прежде всего о «международных альянсовых сетях», или «мягких мегаструктурах». Действительно, компании все чаще принимают решение об аутсорсинге даже критически важных сфер деятельности. По некоторым оценкам, у американских ТНК число соглашений о кооперации уже в 1990-е гг в 4 раза превышало число контролируемых дочерних компаний. В определенной степени новые тенденции вызваны повышением эффективности рын-
ков по сравнению с периодом становления диверсифицированных структур.
В современных работах, посвященных анализу деятельности ТНК, выделяется несколько их типов:
- горизонтально интегрированные ТНК, управляющие размещающимися в разных странах подразделениями, выпускающими одну и ту же или сходную продукцию;
- вертикально интегрированные ТНК, управляющие размещающимися в одной стране или разных странах подразделениями, выпускающими изделия для выпуска новой продукции, управляемыми этой же ТНК производствами, которые расположены в другой/других странах;
- диверсифицированные ТНК, управляющие различными подразделениями, которые могут быть как горизонтально, так и вертикально интегрированными.
Однако исторический опыт развития ТНК свидетельствует о сочетании различных стратегий и мотивов их деятельности на разных этапах.
Выявим факторы, обусловливающие рост инвестиционной активности российского бизнеса за рубежом. Условно их можно разделить на две группы: «притягивающие» (pull) и «выталкивающие» (push).
Рассмотрим сначала «притягивающие» факторы. Проведенное Ассоциацией менеджеров России в 2003 г. исследование на основании опроса более 80 экспертов (генеральных директоров и топ-менеджеров ведущих российских компаний) показало, что, по мнению представителей деловых кругов, усиление транснационализации принесет в первую очередь выгоду самим компаниям. В качестве ключевых факторов можно выделить следующие:
- доступ к новым рынкам сбыта (при этом некоторые рынки без приобретения зарубежных активов оставались бы закрытыми или труднодоступными для российских компаний);
- внедрение на территорию региональных интеграционных объединений и тем самым преодоление тарифных и нетарифных ограничений для торговли;
- построение вертикально интегрированных компаний, желание установить контроль над всей производственной цепочкой (например, при покупке российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями компаний нефтепереработки и сетей сбыта нефтепродуктов);
- развитие сырьевой базы за счет приобретения контроля над ресурсами за рубежом;
- расширение ассортимента производства, знакомство с современными технологиями и передовым управленческим опытом, обретение налаженных связей по линии сбыта продукции и поставок комплектующих и сырья;
- повышение престижа компании в результате получения транснационального статуса, что способствует развитию партнерских отношений и привлечению инвесторов;
- минимизацию налогообложения вследствие отсутствия в России четкой системы контроля за возможным переводом прибыли с использованием внутрикорпоративных операций.
Покупка активов за рубежом способствует умень -шению издержек производства и получению дополни-
тельных конкурентных преимуществ как на внутреннем рынке, так и при экспорте. Это позволяет обезопасить собственные инвестиции, более эффективно защищаться от недружественных поглощений. Притягивающим фактором является и возможное приобретение активов в процессе приватизации, так как в ряде стран ЦВЕ, СНГ, некоторых государствах третьего мира соответствующие конкурсы проходили позднее, чем в России. Кроме того, все больше компаний ощущают, что работают в рамках глобальной экономики, а это заставляет вырабатывать адекватные стратегии развития.
Не менее важную роль в корпоративной экспансии играют сегодня «выталкивающие» факторы.
Во-первых, уменьшается доступ к еще нераспределенным активам. Также ограничиваются возможности «решить проблему» путем открытых «корпоративных войн», определявших развитие бизнеса в России на протяжении 1990-х гг. Соответственно, логика экспансии бизнеса диктует необходимость транснационализации.
Во-вторых, во многих случаях эта стратегия используется бизнесом как фактор ослабления его зависимости от государства.
Наконец, в-третьих, корпоративная экспансия может являться специфическим продолжением «бегства» капиталов, отражением стремления инвестировать заработанные средства вне пределов России, вызванного как неблагоприятным инвестиционным климатом, так и низким уровнем доверия в обществе.
В-четвертых, рост российской экономики в 2000-е гг. обеспечил бизнесу финансовый потенциал для экспансии вовне, что также можно считать «выталкивающим» фактором.
Отношение к внешней инвестиционной экспансии российского бизнеса неоднозначно. Ряд чиновников негативно оценивают приобретение зарубежных активов российскими компаниями. По их мнению, это ведет к сокращению бюджетных поступлений, на российские деньги за границей создаются рабочие места, покупается оборудование, в то время как основные фонды отечественных предприятий нуждаются в кардинальном обновлении.
Специфичны и используемые российскими компаниями транснациональные схемы ухода от налогов. Однако в целом преобладает положительная оценка тенденции транснационализации, которая способствует интеграции России в глобальную экономику, развитию более тесных отношений с отдельными странами, стимулирует модернизацию экономики на основе внедрения инноваций, ведет к совершенствованию институциональной структуры, формирует принципиально новую экономическую, юридическую и имиджевую ситуацию для всего российского бизнеса.
Одна из основных черт российских корпораций -слабое развитие корпоративной демократии и доминирование крупных собственников. Попытка распылить акции крупных корпораций между представителями трудовых коллективов, менеджмента и инвесторами завершилась провалом. Отсутствие механизмов учета интересов мелких акционеров и их способности влиять на принимаемые решения привело к сбросу акций основной массой мелких держателей. Акции были скуплены крупными акционерами, которые установили пол-
ный контроль над предприятиями. Отсутствие развитого механизма трансформации сбережений в инвестиции через фондовый или кредитный рынок ведет к тому что предприятия ориентируются в основном на внут -ренние источники финансирования. В сочетании с нерациональной налоговой системой это является причиной такого феномена, как отсутствие официальной прибыли и дивидендов даже у рентабельных предприятий. Поэтому обладание неконтролирующим пакетом акций в большинстве случаев ничего не дает инвестору Отсутствие средств для инвестирования не дает возможности развиваться, и, соответственно, не растет курсовая цена акций. Поэтому акции в большинстве случаев не котируются на биржах, и фондовый рынок находится в зачаточном состоянии. Образуется замкнутый круг обусловленный неразвитостью фондового рынка. Как следствие, крупные компании при столкновении с нехваткой ресурсов стремятся разместить свои ценные бумаги на фондовых рынках США и Западной Европы, а не в России. Это один из феноменов формирования российских ТНК. Если западные ТНК выходили на зарубежные рынки как производители, продавцы и покупатели и только затем сталкивались с недостаточностью национальной финансовой базы, то российские ТНК, оставаясь национальными по своей сути компаниями, вынуждены выходить на зарубежные рынки капитала в качестве заемщиков. Это делает их в значительной мере зависимыми от внешних условий.
Российские корпорации имеют олигархический характер. Отсутствие запрета для коммерческих банков делать прямые инвестиции в нефинансовом секторе привело к тому что на начальных этапах реформы путем кредитования под залог акций и залоговые аукционы банки получили под свой контроль основные промышленные предприятия. Произошло сращивание финансового капитала с промышленностью и формирование олигархической структуры. В результате основные отрасли были разбиты на сферы влияния между отдельными группировками, которые ведут между собой ожесточенную борьбу за передел собственности и за захват влияния на высшие эшелоны политической власти. В этих условиях банки потеряли способность выполнять функции финансовой инфраструктуры, так как свободный перелив капиталов через границы олигархических групп оказался затрудненным. Внешне эти группы напоминают японские кейрецу Но отсутствие национальной идеологии, деловой морали, норм и ценностей превращает их в инструмент обогащения олигархов, а не в средство достижения национальных целей.
Вследствие кризиса 1998 г расстановка сил в российских ТНК значительно изменилась. Кризис в основном ударил по банковской системе, которая в значительной степени была ориентирована на спекуляции с ГКО. В то же время российские промышленные предприятия получили мощный стимул к расширению экспорта и импортозамещению вследствие девальвации национальной валюты. Большая часть олигархических банков обанкротилась или была финансово ослаблена, что позволило промышленным предприятиям освободиться от их контроля. Таким образом, финансовый кризис 1998 г. - важный шаг на пути формирования крупных промышленных концернов, в большей степе-
ни напоминающих англо-американскую модель, несмотря на свой в целом олигархический характер.
Многие российские корпорации полностью контролируются управляющими. В отличие от американских и европейских управляющих российские имеют значительные пакеты акций своих предприятий, что вкупе с влиянием на трудовые коллективы позволяет им устранить влияние внешних акционеров.
Становление корпоративной формы собственности в российской экономике проходит по нескольким направлениям. К первому относится использование государственных предприятий. Сохранив свой имущественный комплекс от дореформенного периода, госпредприятия стали акционерными обществами с контрольным или просто крупным пакетом акций, специально закрепленным в государственной собственности, без предварительной реорганизации на предпри-ватизационной стадии и различных форм принудительной интеграции в более крупные структуры.
Второе направление представлено холдинговыми компаниями, получившими в последние годы широкую известность благодаря своей значимости для российской экономики и их влиянию на хозяйственно-политические процессы. Первыми из них осенью 1992 г. были учреждены по указанию «сверху» акционерные общества энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») и РАО «Газпром». В тот же период на базе бывших производственных объединений нефтяного комплекса возникли многочисленные акционерные общества. В их уставный капитал включались контрольные пакеты акций предприятий, ранее входивших в эти объединения, а также пакеты акций предприятий нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения. Таким образом, все они превращались в дочерние акционерные общества создаваемых АО. Особое место среди них заняли новые крупные нефтяные и компании по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Третье направление представляет собой смешанную форму собственности в российской экономике. Это направление представлено государственными предприятиями (компаниями), созданными в 1992 г. для коммерческого управления закрепленными в федеральной собственности пакетами акций объединений и предприятий нефтяной (те, что не были интегрированы в новые компании) и угольной промышленности, а также смежных с ними отраслей. Эти государственные компании, не являясь формальными собственниками капитала, осуществляли от имени государства функции холдинговых компаний по отношению к бывшим государственным предприятиям и объединениям, параллельно занимаясь осуществлением государственной поддержки предприятий и промышленной политики.
Смешанная форма собственности включает в себя не только акционерные общества, возникшие на базе бывших госпредприятий, но и вновь создаваемые компании, в которые государство сделало свой материально-вещественный или денежный вклад. Обычно данный способ взаимодействия между государством и частным сектором применяется при реализации инвестиционных проектов, эксплуатации недвижимости и оборудования, осуществления отдельных видов коммерческой деятельности.
Следовательно, процесс создания ТНК в России во многом обеспечивается государством. Прекратив дискуссии о поисках баланса между частными и государственными секторами в ключевых отраслях экономики, власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг интересов государства, кроме нефтегазовой отрасли, электроэнергетической и атомной промышленности, уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазодобывающая промышленность, металлургия [2. С. 27 - 32].
Таким образом, процесс транснационализации российских предприятий приобретает устойчивую тенденцию и внушает уверенность в развитии отношений по пути создания социально-ориентированной экономи-
ки. Практика вносит коррективы в отношения собственности, «возвращая» роль государства, отнятую приватизацией. Вместе с тем закономерно возрастает и значение макроэкономического стратегического планирования, поскольку только планово-рациональное взаимодействие фирм и корпораций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России.
1. Либман А, Хейфец Б. Мировые процессы: транснационализация и российский бизнес // Вопросы экономики. 2006. № 12.
2. Цветков В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики // Экономист. 2007. № 3.
УДК 330.1
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И МОДИФИКАЦИИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
А.А. Хвалъко,
кандидат экономических наук, соискателъ кафедры общей эконо-
мическои СГСЭУ
теории,
Эффективность функционирования отраслевых рынков в значительной мере обусловливается поведением на них продавцов и покупателей. От продуктовой стратегии и практики ценообразования, от организации потребителей и степени их влияния на эти процессы зависит поведение производителей. Исходя из ситуации, последние принимают решения об увеличении или уменьшении инвестиций, определяются с рекламной стратегией, развивают или ослабляют инновационную активность в расчете на максимизацию частного результата. И производители, и потребители стремятся изменить законодательные условия, в которых осуществляется сопряжение производства и потребления. По линии государства и гражданских институтов формируются ограничения поведения производителей и потребителей на отраслевом рынке: формируются некие поведенческие правила и традиции правового, административного и нравственного характера, задается определенный уровень взаимоотношений производителей и покупателей на отраслевом рынке.
В свою очередь, рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация - количество продавцов и покупателей, наличие и высота барьеров входа и выхода, степень дифференциации продукта, развитость сети рыночной инфраструктуры, - становится доминирующим фактором развития предприятия, детерминантой выбора предприятием долгосрочных и краткосрочных целей, общей основой его поведения на рынке.
Современная теория рыночных структур концентрирует внимание на трех группах проблем. Первая охватывает вопросы теории фирмы: масштаб, сферу деятельности, организацию, поведение. Вторая - проблемы несовершенной конкуренции, в частности условия обретения рыночной власти, формы ее проявления, факторы сохранения и утраты, ценовое и неценовое соперничество (отбор товаров, выбор цены и объема выпуска, реклама, политика нововведений). Третья группа проблем связана с политикой общества в отношении бизнеса: антимонопольная (проконкурент-ная) политика, регулирование рынка, управление государственными предприятиями, дерегулирование, либерализация условий входа в отрасль и выхода из нее, приватизация, стимулирование технологических и продуктовых нововведений, конкурентоспособность отрасли на мировых рынках.
В настоящее время в области теории рыночных структур модели монополии, монопсонии, олигополии, двойной монополии, монополистической конкуренции нашли отражение во всех учебниках по микроэкономическому анализу. Вместе с тем проблемы несовершенной конкуренции до сих пор считаются дискуссионными, по этому поводу еще не существует