УДК 1 Костоусов А.М., Кириллов Г.М.
Костоусов А.М.
студент 2 курса факультета вычислительной техники Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Научный руководитель: Кириллов Г.М.
доктор философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ТРАНСГУМАНИЗМ. РИСКИ УТРАТЫ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: исследование посвящено анализу философских, этических и социальных аспектов трансгуманизма и его воздействия на человеческую природу и идентичность в условиях стремительного технологического прогресса. Особое внимание уделяется рискам, связанным с потенциальной утратой традиционных человеческих ценностей, таких как мораль, духовность и социальные связи. Исследование подчеркивает важность осознания последствий, которые могут возникнуть в результате широкого применения трансгуманистических технологий, а также необходимость формирования этических норм и политик, которые обеспечивают защиту прав и достоинства личности.
Ключевые слова: трансгуманизм, социальные риски, биотехнологии, философия личности, традиционные ценности, когнитивные улучшения, бессмертие.
В условиях стремительного технологического прогресса и внедрения новейших научных достижений трансгуманизм становится одной из самых обсуждаемых и противоречивых концепций современности. Это философское и культурное движение нацелено на улучшение человеческих способностей с
помощью технологий, включая биоинженерию, искусственный интеллект и нейротехнологии. Трансгуманизм обещает расширение возможностей человека, включая продление жизни, улучшение когнитивных функций и даже возможность создания цифрового бессмертия. Однако вместе с этими многообещающими перспективами возникают и серьёзные риски, касающиеся утраты человечности, духовности и социального разнообразия.
Одним из основных вопросов, требующих глубокого осмысления, является то, как быстрое развитие технологий может изменить человеческую природу и идентичность. Возможность модификации человека ставит перед обществом этические и философские дилеммы: где проходит грань между улучшением и утратой базовых человеческих качеств? Важно осознать, что утрата таких понятий, как любовь, счастье и моральная ответственность, может произойти не только в результате технологических изменений, но и в контексте пересмотра основных ценностей и норм.
На современном этапе развития общества, не смотря на обширные научные знания и накопленный опыт, человек по-прежнему бессилен перед смертью. В итоге, борьба с неизбежным сводится к борьбе с возможными причинами к нему приводящими: болезнями, катастрофами и другими бедствиями. В ходе исторического развития «бессмертия» как концепции, оно разделилось на две самостоятельные ветви: бессмертие тела и бессмертие сознания.
Концепция сохранения тела была особенно ярко представлена еще в Древнем Египте. Благодаря мумификации, египтяне надеялись получить место в загробном мире, считали, что без сохраненного тела душа тоже не сможет воскреснуть. Тема бессмертия оказалась распространена в большинстве мировых религий: Христианства, Ислама, Иудаизма и других. Как правило, бессмертие в религии представлено идеей сохранения или перерождения человеческой личности, а как следствие, души. В исследовании В.В.Муравьева отмечается, что умершие люди, некоторые обряды, связанные с покойниками, имеют свое место в каждой религии.
В современном мире концепция бессмертия оказалась напрямую связана с направлением трансгуманизма, а именно: иммортализм, предполагающий использование достижения технологий и медицины для улучшения как умственных, так и физических способностей человека.
Философия трансгуманизма появилась в 1950-х гг. и получила широкое распространение в конце ХХ - начале XXI в. как научное направление, обусловленное новым этапом научно-технической революции, породившей нано-, биологические, информационные и когнитивные технологии. Особое внимание в ней уделяется таким вопросам, как радикальное улучшение человеческого здоровья, искоренение болезней, в том числе и генетических, избавление от ненужных страданий, увеличение интеллектуальных, физических и эмоциональных способностей человека, - всему тому, что формирует в конечном счете феномен трансчеловека. Кроме того, философия трансгуманизма соотносится и с киберфилософией, доказывающей возможность создания сверхразумных машин, искусственный интеллект которых способен заменить человеческий [1, с 52].
Современный трансгуманизм как культурный феномен представляет собой новую реальность, возникающую как ответ на вызовы культуры, которые определяются развитием цифровизации, компьютеризации, ИТ-технологиями, расширяющими информационное пространство, а также когнитивные и культурно-коммуникативные возможности человека. В этом смысле трансгуманизм идеологически очерчивает контуры культурной нормы как синтеза знания и информации, способа перехода информационной насыщенности к его когнитивной составляющей [2, с. 6].
Идею о сверхчеловеке - с мрачной и завораживающей поэтичностью -сформулировал еще немецкий мыслитель XIX века Фридрих Ницше:
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна по
отношению к человеку? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека» [ 3 с.76 ].
Понимание трансгуманизма как философского и технологического движения, стремящегося улучшить человеческие возможности через биотехнологии, искусственный интеллект и цифровые технологии, раскрывает широкие перспективы для человека. Однако с расширением возможностей трансгуманизма встает и другая сторона вопроса — этические и философские риски. Если технологии способны трансформировать физические и умственные способности, то насколько глубоко это затронет нашу идентичность, моральные принципы и общечеловеческие ценности? Именно здесь проявляется противоречие между обещаниями трансгуманизма и потенциальной угрозой утраты уникальных черт человеческой природы, что поднимает важные вопросы о границах улучшений и возможных последствиях для личности и общества.
Главная опасность трансгуманизма и основной риск применения технологий для преобразования человеческой природы, по мнению биоконсерваторов, — это риск возникновения вражды и насилия между обычными людьми и постлюдьми. Г. Аннас, Л. Эндрюс и Р. Исаси утверждают: следует рассматривать клонирование человека и все наследуемые генетические модификации как «преступления против человечности» для уменьшения вероятности возникновения постчеловеческих видов на том основании, что такой вид будет представлять экзистенциальную угрозу для старого человеческого вида. [4, с. 3].
В любом обществе всегда существуют группы людей, такие как организованные преступные сообщества, которые рассматривают других людей как объекты для эксплуатации и насилия, вплоть до убийства. В этом контексте возможный конфликт между обычными и измененными людьми не является уникальной, а напротив, вполне типичной социальной проблемой. Для её разрешения разработаны правовые нормы и созданы социальные институты, наделённые полномочиями для предотвращения насилия и обеспечения равенства перед законом.
Отдельно отмечаются возможные изменения в социокультурном и психологическом разнообразии. Биоконсерваторы видят опасность в создании гомогенного общества, состоящего исключительно из модифицированных людей. Вмешательство в геном человека, по их мнению, приведет к обеднению когнитивного разнообразия, что существенно затруднит обработку информации. Процесс интерпретации окружающего мира трансформируется в его простое отражение. Это может привести социум к утрате креативности, необходимой для формирования новых идей, и, как следствие, к социальному регрессу. Потеря несовершенной человеческой реальности несет угрозу окончания самой жизни [4, с. 4].
Однако развитие технологий и внедрение трансгуманистических идей не обязательно приведут к снижению психосоциального разнообразия, поскольку технологически улучшенные люди, обладая более высоким уровнем интеллекта, скорее всего, будут проявлять ещё большее разнообразие в мышлении, поведении и интересах. Постоянное улучшение когнитивных и физических способностей позволяет индивидуумам не просто сохранить, но и расширить спектр личных качеств, убеждений и способов взаимодействия с окружающим миром. Более того, рост интеллектуальных возможностей модифицированных людей может способствовать лучшему пониманию многообразия опыта и восприятию уникальности каждого индивидуума, что в свою очередь укрепит психологическое и социологическое богатство общества в целом.
Так, один из авторитетных теоретиков трансгуманизма Н. Бостром отмечает, что постчеловек будет находиться в постоянном процессе самосовершенствования и поиске путей роста. Основой его мировоззренческих трансформаций станет сознательно осуществляемое изменение психологии. К главным характеристикам постчеловека будут относиться самодисциплина, целеустремленность, сконцентрированность на первостепенных задачах, самообладание и избегание внешнего влияния. Все это даст постчеловеку внутреннюю свободу и позволит справляться с природными инстинктами, преодолевать витальные пороки. По всей видимости, раз и навсегда будут
решены и нравственные проблемы социума. Этический рационализм, о котором писал еще Сократ, станет постчеловеческой реальностью [4, с. 5].
Одним из серьёзных рисков трансгуманизма является угроза утраты духовной составляющей человека и размытие границы между естественным и искусственным. В стремлении к технологическим улучшениям, таким как усиление когнитивных способностей, продление жизни и цифровое бессмертие, трансгуманизм может подорвать ценность человеческих переживаний, которые всегда были связаны с осознанием хрупкости и конечности жизни. Смерть, как один из наиболее глубоких аспектов человеческого существования, служит важным источником духовных исканий и основой этических размышлений, а её потенциальная отмена может привести к исчезновению этих смыслов. Технологическое бессмертие, как и подавление человеческих слабостей и уязвимостей, может привести к нивелированию роли духовных традиций и философских раздумий, которые испокон веков помогали человеку осознавать и принимать свои ограничения.
Кроме того, концепции любви, счастья и страдания могут утратить свой глубокий смысл в условиях технологического воздействия на эмоции и память. Трансгуманизм, нацеленный на постоянное совершенствование и контроль над эмоциональной сферой, способен превратить интенсивные переживания в нечто механическое, поддающееся управлению и лишенное искренности. Любовь, как чувство, основанное на человеческой привязанности и уязвимости, может потерять свою непредсказуемость и силу, если станет доступен ее "искусственный аналог". Аналогично, счастье, когда оно становится объектом манипуляций, может лишь превратиться в простое состояние настроения, управляемое через технологические интерфейсы, вместо того чтобы быть осознанным жизненным опытом. Таким образом, трансгуманизм ставит под угрозу уникальные эмоциональные и духовные состояния, формирующие и развивающие человеческую личность.
Потеря таких основополагающих понятий, как ценность жизни, ограниченность бытия, переживание подлинного счастья или глубокой скорби,
со временем может ослабить значимость самой человеческой жизни. Когда чувства и переживания могут быть искусственно "включены" или "отключены", возникает вопрос: станет ли жизнь осмысленной? Если человек перестанет видеть значение в исконных человеческих опытах, трансгуманизм рискует создать общество, в котором исчезнут основы морали и ценности бытия. Жизнь может начать восприниматься как набор контролируемых программ, а не как уникальный опыт, заслуживающий глубокого уважения и бережного отношения. В таком контексте человек рискует превратиться в функциональную единицу, утрачивающую представление о своей уникальности и ценности.
Таким образом, угроза утраты духовности и размытие границ между естественным и искусственным могут привести к обесцениванию человеческой жизни. Если основные понятия счастья, любви и страдания становятся механическими и управляемыми, человечество рискует потерять не только богатство внутреннего мира, но и само понимание того, что значит быть человеком.
Тем не менее, можно утверждать, что цель трансгуманизма заключается не в создании бездушного «постчеловека», лишенного глубины переживаний, а, наоборот, в формировании «неочеловека» — человека нового уровня, который сохранит и развивает все те качества, что присущи современным людям. Основная идея трансгуманизма заключается не в отказе от фундаментальных человеческих характеристик, а в их улучшении с помощью технологий, позволяющих человеку глубже понять себя и окружающий мир.
Эволюционный трансгуманизм опирается на высокие духовные и культурные ценности, рассматривая технологии как средство для раскрытия человеческого потенциала. Трансгуманисты видят в развитии технологий возможность для расширения наших духовных и эмоциональных способностей, что позволяет людям более ярко и осмысленно испытывать любовь, счастье, эмпатию и другие чувства, а не превращает их в «пустые» переживания. Таким образом, технологический прогресс становится не угрозой, а инструментом для
усиления высших человеческих стремлений, способствуя нашей осознанности и духовному богатству.
Следовательно, трансгуманизм можно рассматривать как путь не к подавлению, а к обогащению человеческой природы, где высокие принципы духовности и культуры служат основой. В этом контексте технологии создают условия для более глубокого и многогранного переживания человеческого опыта, способствуя росту внутренней ценности и смысла жизни.
Вопросы, касающиеся трансгуманизма, остаются предметом активных философских дискуссий. Главный вызов заключается в сохранении человечности и идентичности в условиях, когда возможности трансформации личности расширяются. Одни философы рассматривают трансгуманизм как естественный этап эволюции, другие видят в нём угрозу для человечества, утверждая, что он может привести к утрате тех качеств, которые делают человека уникальным. Можно сказать, что трансгуманизм и информационные технологии открывают перед человечеством возможности для радикального изменения себя и своих возможностей. Однако, эти изменения требуют глубинного осмысления, так как затрагивают фундаментальные вопросы идентичности и сохранения личности. Ответы на эти вопросы будут определять будущее человека, его нравственные основы и отношение к самому себе. Сохранение или утрата "я" в условиях технологического прогресса становится не просто научной или философской проблемой, но и вопросом человеческого самоопределения и свободы в широком смысле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Попова А. В., Киселевская Л.Е Концепция постчеловека новый дискурс XXI в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-postcheloveka-novyy-diskurs-xxi-v;
2. Мелешко Е.Д. Трансгуманизм и цифровая этика [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgumanizm-i-tsifrovaya-etika;
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра - М.:Эксмо 1990;
4. Черемных Л.Г., Губанов Н. Н. Возможные риски трансгуманистических преобразований природы человека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-riski-transgumanisticheskih-preobrazovaniy-prirody-cheloveka/viewer
Kostousov A.M., Kirillov G.M.
Kostousov A.M.
Penza State University (Penza, Russia)
Scientific advisor: Kirillov G.M.
Penza State University (Penza, Russia)
TRANSHUMANISM. RISKS OF LOSS OF HUMANITY DURING PERIOD OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT
Abstract: the study is devoted to the analysis of philosophical, ethical and social aspects of transhumanism and its impact on human nature and identity in the context of rapid technological progress. Particular attention is paid to the risks associated with the potential loss of traditional human values, such as morality, spirituality and social connections. The study emphasizes the importance of understanding the consequences that may arise from the widespread use of transhumanist technologies, as well as the need to form ethical norms and policies that ensure the protection of the rights and dignity of the individual.
Keywords: transhumanism, social risks, biotechnology, philosophy of personality, traditional values, cognitive enhancements, immortality.