ТРАНСГУМАНИЗМ И ФЕНОМЕН СВЕРХЧЕЛОВЕКА
Курочко М.М.
ВУМО РФ, кандидат философских наук, профессор кафедры философии и религоведения
Харченко Д. О.
ВУМО РФ, начальник курса
TRANSHUMANISM AND THE PHENOMENON OF SUPERMAN
Kurochko M., Kharchenko D.
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается сущность трансгуманизма и его влияние на формирование феномена сверхчеловека. Трансгуманизм оценивается как основа формирования техногенного типа сверхчеловека, как нового антропологического типа, отрицающего существующего человека, вынужденного вступить в противоборство со сверхчеловеком. Это противоборство, по мнению авторов, приведет к новой расстановке сил в современной цивилизации.
ABSTRACT
The article reveals the essence of transhumanism and its influence on the formation of the superhuman phenomenon. Transhumanism is assessed as the basis for the formation of the technogenic type of superhuman, as a new anthropological type, denying the existing man. There comes an era of a new confrontation in the world: Superman against man. This confrontation will lead to a new alignment in modern civilization.
Ключевые слова: трансгуманизм, сверхчеловек, человек, антропология, антропологический тип.
Keywords: Transhumanism, Superman, human, anthropology, anthropological type.
Идеология трансгуманизма и учение Ф. Ницше о сверхчеловеке основаны на признании человеческой ограниченности как биологического и социального существа. И та и другая концепция содержит описание путей преодоления этой ограниченности с использованием различных средств.
Понятие «сверхчеловек» прочно ассоциируется с именем творца «Заратустры» Ф. Ницше. По собственному признанию философа, он его «поднял на дороге» [15, с.142]. К.А. Свасьян предполагает, что «Ницше мог бы подобрать это слово и из «Фауста»: в сцене «Ночь» первой части трагедии И. Гете Дух обращается к Фаусту со словами: «Ну что ж, дерзай, сверхчеловек!» [7, с. 51].
Едва ли Ф. Ницше мог заимствовать определение «сверхчеловек» у более древнего автора. Хотя С.А. Жебелев в своем переводе Аристотеля употребляет слово «сверхчеловек»: «...Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек» [1, с. 378]. Вероятно, такой вариант перевода несет на себе отпечаток терминологии Ницше, поскольку. в том же тесте несколькими строками ниже мы читаем схожий по смыслу фрагмент, где вместо слова «сверхчеловек» используется слово «божество»: «А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» [1, с. 379].
Русский религиозный мыслитель С.Н. Булгаков в своём творчестве уделял внимание аналитике
сверхчеловека с христианских позиций. Он отмечает, что дух сверхчеловека неразрывно связан с образом Фауста, который в своем стремлении к власти идет на сговор с мировым злом и продает душу дьяволу. По выражению Г. Гейге «Фауст» И. Гете в немецкой культуре получит название светской библии [6, с. 485]. Следовательно, в понятии «сверхчеловек» отражается определенная часть сущности немецкого духа. Учение о сверхчеловеке С.Н. Булгаков расценивает как разновидность религии, в которой идет обожествление человеком самого человека. Формирование религии сверхчеловека он связывает с интеллектуальными концепциями О. Конта и Л. Фейербаха [5, с. 16].
Для нас важно - исследователи творчества Ф. Ницше свидетельствуют о том, что он не был первооткрывателем учения о сверхчеловеке. Феномен сверхчеловека уже существовал в культуре немецкого и шире - европейского мира. Исключительность Ф. Ницше в этом вопросе заключается в том, что он «поднял с дороги» дух сверхчеловека и стал его пророком, концептуальным и вербальным выразителем.
Концепция сверхчеловека Ф. Ницше изложена во многих работах и письмах немецкого мыслителя. Основными из них являются «Так говорил За-ратустра» [15] и «Антрихристианин» [13]. Философ сравнивает человека с обезьяной и сверхчеловеком с позиций эволюционной концепции Ч. Дарвина: «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором» [15, с.8]. Выстав-
ляя человека посмешищем и мучительным позором, Ф. Ницше утверждает принцип презрения вышестоящих над нижестоящими. Это поза господина над рабом. Но разве так действуют все люди? Разве так организованы все общества? Ф. Ницше и его оценка человека на фоне сверхчеловека есть выражение общего характера западной культуры. Ведь Ф. Ницше - дитя своей земли и своего времени. Он - выражение бессознательного Европы.
Эти выводы характерны для некоторых исследователей наследия Ф. Ницше. Например, Н.А. Бердяев так отреагировал на использование Ф. Ницше идей дарвинизма в его учении о сверхчеловеке: «Поставив грандиозную задачу идеального совершенствования человека, Ницше в то же самое время связал этический и духовный идеал сверхчеловека, идеал бесконечный, с конечным, эмпирическим и двусмысленным идеалом биологического совершенствования» [4, с. 370].
Если Христос как богочеловек пришел ради спасения человека, то Ф. Ницше смыслом земли провозглашает сверхчеловека [15, с. 8] и говорит о смерти Бога [15, с. 8]. Явление сверхчеловека и весть о смерти Бога взаимосвязаны. Одновременно Ф. Ницше проклинает всех, кто возвещает о надземных надеждах [15, с. 8].
Далее он продолжает: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -канат над пропастью... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель» [15, с. 9]. Человек - это жертва земле ради сверхчеловека. И человек должен стремиться к этой жертве и добровольной гибели, готовя землю, растения и животных к приходу сверхчеловека [15, с. 10]. То есть человек должен собою удобрить почву для того, что бы мог прийти сверхчеловек. Разве это не проповедь коллективного самоубийства?
По мысли философа, сверхчеловек - «молния из темной тучи, называемой человеком» [15, с. 14]. Сверхчеловеки сравниваются им с языческими богами [15, с. 92].
Сверхчеловек выше обычной морали человека, он находится за пределами добра и зла. Ф. Ницше пишет: «Что хорошо? - Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? - Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? - Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu, добродетель, свободная от моралина). Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым - христианство» [13, с. 633]. Священники и их позитивная социальная роль отрицаются, они оцениваются как «лицедеи сверхчеловеческого» [14, с. 102].
Ф. Ницше принцип сверхчеловека связывает с принципом власти и воли к ней. Проявление этой
тенденции немецкий философ видит в макиавеллизме, источники которого, по мнению Ф.Ницше, лежат в сверхчеловеческой, божественной, трансцендентной области [14, с. 186].
Отношение к сверхчеловеческому у Ф. Ницше перекликается с антропологической моделью религии у Л. Фейербаха и образует определенное внутренне противоречие. Ф. Ницше утверждает, что поскольку всякое величие и сила воспринимались как сверхчеловеческое, как чуждое, постольку человек себя преуменьшал, - он разложил две свои стороны, одну очень жалкую и слабую, другую - сильную и изумительную, - на две сферы; первую он назвал «человек», вторую - «Бог» [14, с. 101]. Данное утверждение вступает в противоречие с предыдущим: либо сверхчеловеческое трансцендентно человеческому, либо в самом человеке может развиться сверхчеловеческое.
Ф. Ницше считает, что есть высшие и низшие расы людей, что над людьми господами существуют высшие люди, для которых первые только средство. Высший человек - это тот, кто устанавливает ценности на тысячелетия [14, с. 528-529]. Устами Ф. Ницше провозглашается кардинальное изменение статуса человека. И. Кант также утверждал принцип, что человек должен руководствоваться собственной волей [2, с. 329]. Но великий мыслитель подчеркивал, что человек для другого человека всегда должен быть только целью, но никогда - средством. Нравственный императив И. Канта гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [9, с. 270]. Ф. Ницше этот принцип кардинально отрицает: «Не «человечество», но сверхчеловек - вот истинная цель!» [14, с. 529]. Отрицание человека как цели и отношение к нему как к цели есть вполне логичное развитие всей западной цивилизации, провозгласившей принцип индивидуализма и, начиная с эпохи Ренессанса, развивавшей культ человека -человекобожие. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке - выражение этого культа.
Понятие «трансгуманизм» впервые ввел в употребление Джулиан Хаксли в 1957 в статье «Трансгуманизм». В ней он представил образ человека в будущем [3, с. 229], ведя разговор об искусственном улучшении природы человека. Дословно слово «ЛгашМтатБт» означает преодоление человека, выход за пределы его существующей данности. В этом отношении понятия «сверхчеловек» и «трансгуманизм» совпадают, ибо существующего, природного человека рассматривают в качестве несовершенного. Разница между Ф. Ницше и идеологами трансгуманизма заключается в том, что они видят разные пути «совершенствования». Ф. Ницше в сверхчеловеке выделяет явление новой эволюционной формы жизни. А трансгуманисты намереваются взять эволюцию под свой контроль при помощи современных технологий. О.В. Попова свидетельствует: «Активно реализующиеся в настоящее время проекты биотехнологического
улучшения человека (human bioenhancement) многими исследователями рассматриваются как первые многообещающие шаги на пути реализации трансгуманистических проектов конструирования совершенного в моральном, физическом и интеллектуальном смысле пост-человека» [17, с. 3-4].
О.Н. Четверикова отмечает, что трансгуманизм напрямую связан с концепцией Ф. Ницше о сверхчеловеке. Она пишет, что один из идеологов трансгуманизма, футуролог Ф.М. Эсфендиари исходил из ницшеанского понимания человека как промежуточного звена в эволюции обезьяны к сверхчеловеку. Трансгуманизм связывается им с «переходным человеком», существом, эволюционирующим в «постчеловека» - потомка человека, модифицированного до такой степени, что уже не является человеком». Главными признаками постчеловека (трансгуманоида) являются бесполость, искусственное размножение и др. [21, с. 27]. По сути дела трансгуманисты ведут речь о тотальной переделке личности и формировании «сверхчеловека». В этом плане между концепциями трансгуманизма и сверхчеловека просматривается диалектическое единство. Это единство лежит в мировоззренческой плоскости. И концепт «сверхчеловек» и концепт «трансгуманизм» смотрят на существующего, данного, природного человека как на нечто не вполне совершенное, как на переходную эволюционную форму. Трансгуманисты и Ф. Ницше в основании смены эволюционных форм утверждают определенную мистическую основу. Для Ф. Ницше - это дух Диониса и миф о вечном возвращении. Для идеологов трансгуманизма такой основой выступает современное мистическое движение «Нью Эйдж» («Новая Эра»), которое своими корнями уходит в оккультные практики и эзотерические учения древности [22, с. 4], среди которых дионисий-ство занимает одно из центральных мест. Ницшеанство и трансгуманизм отрицают христианство и его учение о преображении человека. Они есть формы антихристианства.
Христианство утверждает тезис о том, что человек создан по единому образу - образу совершенного Бога, но в силу своей воли, уклоненной на ложные цели, человек утрачивает свое совершенство, которое вновь восстанавливается в богово-площении Иисуса Христа. Ницшеанство и трансгуманизм берут на вооружение идею об изначальном несовершенстве человека и необходимости его улучшения средствами самого человека. Здесь базовое противоречие в самом ницшеанстве и трансгуманизме: несовершенный человек пытается создать совершенного человека.
В своих основаниях ницшеанство и трангума-низм заражены расизмом. С.Г. Кара-Мурза отмечает: «Расизма не было в средневековой Европе. Он стал необходим для колонизации, и тут подоспело религиозное деление людей на две категории - избранных и отверженных. Это деление быстро приобрело расовый характер: уже Адам Смит говорит о «расе рабочих», а Дизраэли - о «расе богатых» и «расе бедных». Колонизация заставила отойти от христианского представления о человеке. Западу
пришлось позаимствовать идею избранного народа (культ «британского Израиля»), а затем дойти до расовой теории Гобино» [10, с. 555]. В.Гюго эту проблему представляетв образе противостояния избранных и отверженных и показывает: что одной из причин Парижской коммуны было как раз стремление преодолеть разделение людей по сортам [8].
Заметим, что первоначально расизм носил биологический характер и определялся как «доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представлений, что человеческий род не является единым, но состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически соподчиненных между собой» [11, с. 415].
Следуя диалектической логике можно сказать, что ницшеанство в концепте «сверхчеловек» является предпосылкой трангуманизма, а трансгуманизм выступает формой воплощения сверхчеловека в современных технологиях. Трансгуманизм - основа формирования техногенного типа сверхчеловека, как нового антропологического вида, отрицающего существующего, природного человека. Ю.Н. Харари прямо пишет, что при помощи современных технологий человек кардиально трансформируется и из человека разумного превратится в человека божественного [20]. Он пишет: «Божественность - это не расплывчатое метафизическое свойство. И не то же самое, что всемогущество. Когда речь идет о преобразовании людей в богов, представляйте себе что-то вроде богов с Олимпа и дэвов в индуизме, а не всемогущего библейского Небесного Отца. У наших потомков будут свои слабости, причуды и пределы, как у Зевса и Индры. Но они будут любить, ненавидеть, созидать и разрушать с куда большим размахом, чем мы» [20, с. 60].
И еще небольшая цитата: «До сих пор мы состязались с богами, создавая все лучшую и лучшую технику, инструменты и орудия труда. В недалеком будущем, возможно, будут созданы сверхчеловеки, которые превзойдут древних богов не только технической оснащенностью, но и телесными и умственными способностями. Однако, если и когда это произойдет, божественность станет такой же обыденностью, как киберпространство, которое мы принимаем как должное» [20, с. 61].
Прогнозируется «пугающая гонка за сверхчеловеческими возможностями» [20, с. 65]. Наступает эпоха нового противоборства в мире: сверхчеловека против человека. Это противоборство ведет к новой расстановке сил в современной цивилизации. В этой ситуации формируются новые вызовы и угрозы для России, требующие разработки и реализации адекватных ответов [23].
Ницшеанство стало составной частью теории и практики Третьего Рейха, для которого был характерен расизм в самых разных формах. В лоне Третьего Рейха формировались и практики трансгуманизма в форме евгеники [22, с. 26]. Третий Рейх -это детище мирового финансового интернационала, цитаделью которого выступает англосаксон-кий мир [12, 16, 18, 19]. Стоит помнить, что фашизм определялся первоначально как «крайняя степень
реакции мирового финансового капитала» (Г. Де-митров).
И именно на подконтрольные англосаксам территории переместилась верхушка Третьего Рейха после своего поражения благодаря подвигу советского народа. Дух фашизма никуда не делся. Советский Союз сумел уничтожить лишь одну из исторических форм фашизма. В наши дни человечество стоит перед лицом новых исторических форм фашизма. Концепты «трансгуманизм» и «сверхчеловек» неразрывно с ними связаны. Мы вновь слышим риторику идеи сверхчеловека, риторику о том, что кто-то является избранным и что земля и будущее принадлежит только избранным, а остальные -«навоз земли», на которой должны процветать эти «избранные», «сверхчеловеки», «новые боги», а по сути - самозванцы, узурпирующие все ресурсы мира и убивающие дух братства и всестороннего развития человечества как единого организма. В них живет дух Каина. И этот дух генетически связывает учение Ф. Ницше о сверхчеловеке с идеологией и практикой трансгуманизма. А реализуются эти идеи все тем же мировым финансовым капиталом, вступившим в очередной мировой кризис, из которого хочет выйти вновь за счет жизней миллионов, при помощи новой мировой войны.
В современном мире, нацеленном на цифрови-зацию в масштабах всей общественной жизни, идея трансгуманизма и развития в человеке сверхчеловеческого воплощается, в том числе, в широком и не всегда оправданном внедрении новых технологий роботизации и искусственного интеллекта, в глобальном вмешательстве в биологические процессы живых организмов.
Как представляется, усиление подобных тенденций в жизни социума приведет к нивелированию в человеке человеческого, и далее - к полной трансформации человека во всех аспектах его развития. Природа вряд ли простит подобную вседозволенность.
Литература
1. Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М.: Мысль, 1983. Т.4. С. 375-644.
2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. 536 с.
3. Белялетдинов Р.Р. Человек трансгуманистического периода: новые концепции человека в
эпоху биотехнологий // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского. М.: ООО «Издательство МБА», 2013. С. 229-236.
4. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон+, 1999. 464 с.
5. Булгаков С. Н. Интеллигенция и религия. СПб.: «Издательство Олега Абышко»; издательство «Сатисъ», 2010. 304 с.
6. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903. М.: Астрель, 2006. 1008 с.
7. Гете И. В. Фауст. М.: Художественная литература, 1969. 511 с.
8. Гюго В. Отверженные. М.: Иностранка, Аз-бука-Аттикус. 2018. 1248 с.
9. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч.1. С. 219-310.
10. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 640 с.
11. Малахов В.С. Расизм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, T.III., 2010, С.415.
12. Немчинов А. Олигархи в черных мундирах. М.: Яуза, 2005. 352 с.
13. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. С.631-692.
14. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. - М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.
15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С.5-237.
16. Перетолчин Д. Мировые элиты и Британский рейх во Второй мировой войне. М.: Книжный мир, 2015. 448 с.
17. Попова О.В. Человек как артефакт биотехнологий. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 336 с.
18. Препарата Г. Д. Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх. М.: Поколение, 2007. 448 с.