Научная статья на тему 'Трансгрессивные факторы развития образовательной среды вуза'

Трансгрессивные факторы развития образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / трансгрессия / обратная связь / сеть / коммуникация / самоорганизация / креативность / развитие / educational environment / transgression / feedback / network / communication / self-organization / creativity / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна

В статье исследуется, как в условиях активного внедрения цифровых технологий образовательная среда приобретает новые системные свойства, что актуализирует проблему выявления механизмов ее самоорганизации и требует анализа трансгрессивных факторов развития, вытекающих из трансформации коммуникативных связей субъектов и нового уровня самостоятельности обучающегося субъекта. Рассматриваются аспекты возникающих возможностей творческого развития личности студента, подчеркивается новая роль таких образовательных инструментов, способствующих трансгрессивным условиям, как самостоятельная работа, исследовательская практика, проектное образование, участие в мониторинговых опросах, форсайтах и фокус-группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSGRESSIVE FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article examines how in the conditions of active introduction of digital technologies the educational environment acquires new systemic properties, which actualizes the problem of identifying the mechanisms of its self-organization and requires an analysis of the transgressive developmental factors arising from the transformation of the communicative connections of the subjects and the new level of independence of the student. The aspects of emerging opportunities for creative development of the student’s personality are considered, the new role of such educational tools that promote transgressive conditions, such as independent work, research practice, project education, participation in monitoring surveys, foresight and focus groups, is emphasized.

Текст научной работы на тему «Трансгрессивные факторы развития образовательной среды вуза»

УДК 316.776:37.032

Поздеева Елена Геннадиевна,

канд. социол. наук, доцент

ТРАНСГРЕССИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

elepozd@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется, как в условиях активного внедрения цифровых технологий образовательная среда приобретает новые системные свойства, что актуализирует проблему выявления механизмов ее самоорганизации и требует анализа трансгрессивных факторов развития, вытекающих из трансформации коммуникативных связей субъектов и нового уровня самостоятельности обучающегося субъекта. Рассматриваются аспекты возникающих возможностей творческого развития личности студента, подчеркивается новая роль таких образовательных инструментов, способствующих трансгрессивным условиям, как самостоятельная работа, исследовательская практика, проектное образование, участие в мониторинговых опросах, форсайтах и фокус-группах.

Ключевые слова: образовательная среда, трансгрессия, обратная связь, сеть, коммуникация, самоорганизация, креативность, развитие.

Elena G. Pozdeeva,

Candidate of Sociological Sciences, docent

TRANSGRESSIVE FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University elepozd@mail.ru

Abstract. The article examines how in the conditions of active introduction of digital technologies the educational environment acquires new systemic properties, which actualizes the problem of identifying the mechanisms of its self-organization and requires an analysis of the transgressive developmental factors arising from the transformation of the communicative connections of the subjects and the new level of independence of the student. The aspects of emerging opportunities for creative development of the student's personality are considered, the new role of such educational tools that promote transgressive conditions, such as independent work, research practice, project education, participation in monitoring surveys, foresight and focus groups, is emphasized.

Keywords. educational environment, transgression, feedback, network, communication, self-organization, creativity, development.

Современная образовательная модель основана на сложной структуре внутренних процессов, что ставит задачу прояснения ее новых системных свойств [1]. Внедрение цифровых технологий и признание ведущим принципа самостоятельности субъекта обучения в добывании и преумножении знаний, получаемых на основе переработки поступающей по разным каналам информации, обусловливает синергетические выходы, управление которыми должно регулироваться образовательной организацией. Сегодня системная интерпретация компетентностного подхода отражает кардинальное изменение образовательного пространства и признание инновационного подхода к формированию повседневных практик всех субъектов образовательной деятельности. Интеграция принципов педагогического конструктивизма и метасистемного подхода позволяет анализировать новые аспекты образовательной модели, акцентируя внимание на таких характеристиках, как взаимосвязь, взаимная обусловленность и самореферентность [2]. Актуальным становится изучение саморазвивающихся рефлексивноактивных сред и поиск решения проблем управления сложностью в образовательной среде вуза [3].

В развернувшейся дискуссии о философских аспектах осмысления диалектики современного института образования подчеркивается значение происходящего перехода к трансдисциплинарной интеграции знаний и конвергентному взаимодействию элементов. Ставится вопрос о формировании homo creator'а, нового типа человека креативного, конститутивным качеством которого выступает стремление к творчеству, а мотивирующим факторами выступают внутренний пост (над) экономический интерес и жажда эвристической деятельности. [4; 5]

Складывающийся новый тип взаимодействия в образовательной среде вуза меняет структуру личности принимающего знание субъекта. Выдвигаются на передний план такие характеристики взаимодействия, как диалогичность, дискуссионность, открытость [6, с.139]. Творческий настрой и креативные установки трансформируют образовательное пространство, производя гибкие структуры, отражающиеся в изменчивости пространства, новый нормативный порядок, полноправными участниками производства которого выступают сами обучающиеся. Управление таким пространством переходит на новый уровень, актуализирует парадигму «субъект-полисубъектная среда», где фокус внимания сосредоточен на рефлексивной активности субъектов. В новой реальности наблюдатель как бы «распределяется» по системе, приобретает статус виртуальности. Это способствует развитию такого качества системы, как «самонаблюдаемость», а процессы управления сложностью превращаются в процессы саморегулирования сложности. Это требует развития меха-

низмов саморегулирования, где востребованными оказываются свертывание устоявшихся форм активности и открытость к освоению новых форм активности, рефлексивная кооперация, активное производство инноваций [7, С.18-19].

В этом ракурсе рассмотрения актуальным представляется трен-сдисциплинарный подход, позволяющий принять за основу условия и факторы проявления трансгрессивности в ее поведенческом обличье и в совокупности управленческих аспектов проблем производства новых смыслов. Трансгрессия (лат. trans - сквозь; через, за и gressus - приближаться, переходить, нападать) - это понятие, обозначающее ситуацию достижения субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода за пределы [8, С.665-666]. Ведущими формами трансгрессивного поведения выступают экспансия и творчество. Экспансия связана с борьбой за влияние. Одним из самых важных видов межличностной экспансии является стремление к расширению личной власти (кратическая трансгрессия). В многообразии проявления экспансии выделяются типы, вызванные разной мотивацией: эгоцентризм, коллективная направленность, альтруизм [9, С.65-67]. Трансгрессия выступает также важнейшим компонентом творческой активности человека, именно она основана на раскрытии уникальности личности и ее стремлений. Понимая творчество как трансгрессию нормы, можно увидеть новые аспекты поведения и взаимодействия субъектов в сложных ситуациях. [10]

По свое сути трансгрессия вызывается силой, которая превосходит предел, установленный ей другими силами, причем этот предел может быть как внутренним, так и внешним. Пределом можно рассматривать то, что ограничивает беспредельную активность трансгрессивных состояний. Трансгрессия может быть вызвана избытком или недостатком сил [11]. Она может пониматься не только как деструктивное нарушение границ дозволенного, но и как позитивное расширение границ социума.

Трансрессивному преобразования подвержена, прежде всего, сфера образования. В ней в результате трансгрессивного прорыва все время образуется пограничье, формирующее когнитивную среду, в которой знание добывается под влиянием аттракторов и с учетом действия национально-культурных, исторических, индивидуальных факторов. Этот процесс происходит в среде, предлагающей выбор различных путей развития, что аналогично бифуркационному ветвлению и процессу становления нового знания. Так создается пространство свободы, в котором происходит самотворение личности [12].

Таким образом, трансгрессии разрушают старые структуры, создают новые формы, они приводят к преобразованию действительности.

В трансгрессивном переходе субъект превосходит сам себя. Осуществляя трансгрессию, человек использует разные методы, процедуры, формы, позволяющие понять действие пересечения границ и процессы творческого и экспансивного мышления. К самым важным и наиболее эффективным методам осуществления трансгрессии относятся «разрешение проблем, развитие тем, межчеловеческие игры или действия в Сети» [13, с.78].

Я. Козелецки подчеркивает важные аспекты личностной трансгрессии. Согласно его теории, личность является сетевой организацией относительно постоянных и равноценных (эквивалентных) психических элементов («психонов»), которые влияют на направленность жизни и поведение, на уникальность личности, единство и постоянство в разных ситуациях и в разное время. Создаваемые личностью последовательности поведения (трансгрессии) имеют личностнообразующую ценность. По мнению Козелецки, личность составляют пять относительно равноценных элементов: познавательный, инструментальный, мотивацион-ный, эмоциональный и личный. Эти элементы образуют психическую сеть. Связи внутри них и между ними обеспечивают протекание информации и энергии. Благодаря сетевой структуре личность функционирует как некоторое целое, что укрепляет чувство собственного Я и облегчает взаимодействие с окружающей средой [14].

Для кардинального изменения обеспечения динамики образовательной среды необходимо создание условий для трансгрессивного развития, что связано с ростом возможностей практики самообразования, кооперации во взаимодействии, с применением креативного подхода. Одним из направлений видится рост удельного веса самостоятельно получаемых знаний и компетенций по инициативе студента и под влиянием экспертного воздействия преподавателей. Это достигается на основе дистанционного образования в образовательных программах и эффективной организация самостоятельной работы студентов. Другим важным инструментом становится проектная деятельность, предполагающая широкую сеть коммуникаций как по горизонтали, так и по вертикали. Эти формы отвечают реализации главной задачи преподавателя - развить у студентов такие качества, как самоконтроль, самооценка, самоорганизация, планирование, желание заниматься познавательной и исследовательской деятельностью [15.] Они обеспечивают творческое развитие личности студента, а также меняют качество образовательной среды, в которой за счет умножения сложности продуцируются новые области знаний и практики.

Другим фактором, создающим благоприятные условия для развития через трансгрессию, выступает исследовательская практика студен-

тов. Это их участие в научных и проектных исследованиях, в опросах, реализующих обратную связь с образовательной средой [16]. Большой вклад вносят современные качественные методы социологии, дискуссионные формы, форсайты и фокус-группы [17]. Они позволяют выявить новые смыслы и ценностные ориентиры, личностные мотивационные комплексы и групповые установки, энергия которых способствует самоорганизации образовательных сред и выходу на новые рубежи достижений.

Список литературы

1. Евсеев В.В. Современная образовательная среда: поиски моделей развития // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 16-23. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2.

2. Осташев В.В. Системные принципы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-printsipy-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 09.04.2019).

3. Поздеева Е.Г. Образовательные среды как маркеры структурации образовательного пространства // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды IX Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2017. С. 104-107.

4. Баксанский О.Е., Фурсов В.В. Образование в условиях трансдисциплинар-ности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования, 2018, №1. С.44 - 62.

5. Новиков С.Г. УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРЕДДВЕРИИ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1357-1363.https://doi.org/10.15372/PEMW20170404.

6. Черных С.И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства// Философия образования, 2012, №1 (40). С.134-140.

7. Аршинов В.И., Алексеева И.Ю., Буданов В.Г., Бургете Аяла М.Р., Герасимова И.А., Ефременко Д.В., Киященко Л.П., Лепский В.Е., Розин В.М., Свирский Я.И., Стёпин В.С., Черникова И.В. Философия управления сложностью в условиях конвергенции социогуманитарных и естественнонаучных знаний. Материалы «Круглого стола» // Философия науки и техники, 2017, № 1. - С. 5-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-upravleniya-slozhnostyu-v-usloviyah-konvergentsii-sotsiogumanitarnyh-i-estestvennonauchnyh-znaniy-materialy-kruglogo (дата обращения: 15.03.2019).

8. Грицанов А.А. Трансгрессия // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Гл. науч.ред. и сост. А.А. Грицанов. Минск: Современный литератор, 2007. - 816 с.

9. Подгурецки Ю. Трансгрессия//Вестник ТГПУ, 2007, Выпуск 11 (74). Серия: Гуманитарные науки (философия). - С.64-68.

10. Краснухина Е.К. Творчество как трансгрессия нормы. Национальная стихия творчества: время и трансгрессия: сборник статей / под ред. Г. Е. Аляева, О. Д. Маслобоевой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - С. 56-67.

11. Подорога В. А. Трансгрессия и предел. Электронная библиотека ИФ РАН. «Новая философская энциклопедия». URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH7c4c331d9840 7f8b24187c (дата обращения 17.01.2019).

12. Предборская И.М. Конгруэнтность синергетики и концепции трангрессии в философии образования. Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Н 34 Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. II. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. URL: http://scicenter.online/russkaya-filosofiya-scicenter/kongruentnost-sinergetiki-kontseptsii-161600.html (дата обращения 10.03.2019)

13. Пуфаль-Струзик И.Творческий путь в «Трансгрессивной концепции личности» Я. Козелецкого//Психологическая наука и образование, 2002, № 2. С.76-85.

14. Kozielecki J. Psychotransgresjonizm. Nowy kierunek psychologii. Warszawa,

2001.

15. Вахрушева С.Н., Машарова Т.В. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности студентов// Философия образования, 2018, №2. -С.186 - 196.

16. I.R. Trostinskaya, E.G. Pozdeeva, L.I. Evseeva, A.G. Tanova.The Problem Of Developing Students' Analytical Competence. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS e-ISSN: 2357-1330. Volume LI - 18th PCSF 2018. Prof. Valeria Chernyavskaya and Prof. Holger KuBe (Ed.). Published by the Future Academy. 2018.рр.1439-1446. doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.153.

17. Буханцева А.С., Назарова Н.С., Поздеева Е.Г. Специфика проведения фокус-групп с участием молодежи // Технологии PR и рекламы в современном обществе Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2018. С. 62-69.

УДК 004.94

Савельева Наталья Григорьевна,

доцент, доцент, Веретенникова Елена Григорьевна,

доцент,

Клименко Анастасия Александровна,

студент,

Аглеримова Виктория Сергеевна,

студент

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Россия, г. Ростов-на-Дону, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»,

2011ngs@mail.ru, eg_2008@mail.ru, klimenko.anastasia@list.ru,

aglerimova93@gmail.com

Аннотация. Представлена совокупность моделей процессов формирования учебно-методической документации вуза в условиях использования автоматизироованных информационных систем. В качестве средства моделирования использована методология структурного анализа SADT и графические нотации IDEF0, IDEF3 и DFD. Предложенные модели могут стать основой для реинжениринга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.