www.volsu.ru
УДК 1:316.3 ББК 87.005
ТРАНСГРЕССИРУЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: О МЕТАМОРФОЗАХ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Елена Аркадьевна Громова
Кандидат философских наук,
доцент кафедры истории, зарубежного регионоведения и межкультурной коммуникации, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета gromovelena@yandex. ги
ул. 40 лет Победы, 11, 404132 г. Волжский, Российская Федерация
Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления философского понятия «трансгрессия» как атрибута современного общества. Предложены антропологические, социально-философские и социокультурные основания трансгрессии. Рассмотрены проявления акта трансгрессии в основных сферах общества. Показано, какие изменения трансгрессия провоцирует в социальном порядке.
Ключевые слова: трансгрессия, запрет, социальная норма, социальный порядок, скандал, трансгрессирующее общество, социальное равновесие.
В условиях тотальной нестабильности, амбивалентных последствий информатизации и инноватизации, перманентных рисков, социокультурных травм, гибридных войн все сложнее говорить о согласованности социальных взаимодействий, о наличии некоего консенсуса между социальными акторами по поводу непреложных истин, социальных норм, правил. Социальный порядок, который сегодня следует мыслить лишь как меру организованности социальной жизни, становится все более проблематичным. Общество выходит из-под структурных ограничений. Все чаще социальные субъекты позволяют себе перешагивать через границы, непреложные для многих обычных людей, нарушать общепринятый ход событий, устоявшиеся нормы поведения, морали и т. п. Другими словами, в g повседневности прижился постмодернистс-^ кий феномен трансгрессии. Статус этого явления неоднозначен. g Трансгрессия (от лат. trans - сквозь; че-§ рез, за и gressus - приближаться, перехода дить) - понятие, обозначающее ситуацию до© стижения субъектом внешней позиции по от-
ношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода за пределы, по сторону явлений, состояний или объектов, которые в свою очередь также являются внешними, чуждыми субъекту или не способствуют свободному проявлению его истинной сущности [11]. Термин имеет множество толкований в зависимости от контекста, но чаще трансгрессия - это стратегия преодоления социальных запретов, попрание культурных традиций, моральных регулятивов, не означающее отмены последних. М.И. Вечканова справедливо указывает на сходство термина «трансгрессия» со славянским словом «преступление» [3]. Вместе с тем рассматриваемый феномен значительно шире и включает преступление как частный случай.
Принято считать, что впервые идею трансгрессии осмыслил Гегель в «Феноменологии духа». Он использовал понятие «Аи&еЬи^» («отмена») как выход за пределы социального бытия. Благодаря экзистенциальному прочтению трудов французских неогегельянцев проблематика трансгрессии перекочевала в понятийный аппарат постмодернистов. Свое
видение трансгрессии имеется в творчестве Ж. Батая, М. Фуко, М. Бланшо, Ж. Бодрийяра и других.
Не вникая в детали связи сакрального и эротического у Ж. Батая, дадим определение: трансгрессия - это нарушение предела, испытание его на прочность, за которым следует наказание. Она вызвана стремлением человека, существа ограниченного, к безграничному-сакральному, к интенсивной жизни, «суверенной свободе», которые не вмещаются в пределы, установленные запретом. «Состояние трансгрессии вызывается желанием, требованием мира более глубокого, более богатого и невероятного, требованием, одним словом, мира святого» [1]. Запрет и трансгрессия - фундаментальные состояния, в которых определена человеческая жизнь и без которых она непостижима.
Для М. Фуко трансгрессия - «жест, который обращен на предел, та черта, которую она пересекает, образует все ее пространство» [12, с. 117]. Философ задается вопросами, что находится за чертой акта трансгрессии и в чем ее смысл: «И не исчерпывает ли трансгрессия все свое бытие в тот миг, когда переступает через этот предел, не ведая другого существования, кроме этого мгновения?» Распахнутость на беспредельное мимолетна. Сакральный мир как длящееся состояние не достигается, за пределами запрета оказывается очередное ограниченное пространство. Трансгрессия не отрицает утвержденные нормы и не устанавливает новые.
В духе постмодернистов современные исследователи склонны абсолютизировать значение трансгрессивного акта [4; 5; 9]. «.. .Можно говорить о том, что именно с акта трансгрессии начинается социальная, обусловленная законами жизнь человека» [5, с. 95]. Вопреки распространенному мнению о том, что человеческий мир начинается с учреждения границ между социальным и животным порядками вещей, то есть с запрета, утверждается, что именно благодаря нарушению правил они становятся видимыми для человека, осознаются. «До тех пор первый праче-ловек, еще не знавший ничего о своей человечности, не знал также и о существовании границы, пока сам ее не нарушил, тем самым создав» [5, с. 95]. Признание трансгрессии в
качестве инструмента становления социума позволяет дать еще одну дефиницию человеку как существу трансгрессирующему.
Данная версия о трансгрессии как о первичном акте, предшествовавшем запрету и послужившем началом социогенеза, вызывает немало вопросов. Сам Ж. Батай утверждает, что о доисторических временах мы не можем иметь точных свидетельств. Но он убежден: «Эти состояния (табу и трансгрессия. - Е. Г.) должны были находиться у истоков, но запрет необходимо опережает трансгрессию» [1]. Вместе с тем не лишено логики утверждение, что пределы выявляются посредством выхода из них. Точно так же совершенное преступление заостряет внимание на необходимости закона. В этом С.М. Каштанова видит социально-философский смысл трансгрессии: «...рамки, которые конституирует общественное бытие, нарушаются лишь для того, чтобы снова восторжествовать в своей фундаментальности и незаменимости...» [5, с. 96]. Здесь уместно вспомнить сторонников системных теорий общества, которые подчеркивали, что любые общественные системы принадлежат к «поддерживающему границы» типу (Т. Парсонс) и «любая открытость системы основывается на ее замкнутости» [7, с. 211]. Жан Бодрийяр очень точно заметил по этому поводу: «Обратный же порядок, характеризуемый трансгрессией или же "освобождением" вытесненных энергий, имеет результатом лишь навязчивое повторение запрета» [2, с. 112].
М. Фуко был убежден: «Не существует предела, через который абсолютно невозможно переступить» [12, с. 117]. Поскольку любое табу или моральное правило предполагают, что существует нечто такое, чего совершать нельзя, следовательно, запрет и его преодоление неизменно связаны друг с другом. Трансгрессивный акт, таким образом, может являться одновременно результатом и предпосылкой действия сдерживающих механизмов. Если трансгрессия присутствует на стадии возникновения социума, можно предположить, что у нее есть онтологические основания.
В дискурсе о трансгрессии обсуждаются факторы, которые можно условно разделить на антропологические, социально-философские и социокультурные основания. С.М. Каштанова,
например, обращает внимание на амбивалентную сущность человека. Человек в результате трансгрессии покидает животный мир, но не навсегда. Его природная суть никуда не исчезла, она лишь стала предметом запрета, и в других актах трансгрессии она обнаруживает себя [5, с. 95]. Природное естество в данном контексте мыслится как порядок существования, основанный на половом расколе, взаимной борьбе, вытеснении и смерти. Эта мысль очень убедительно представлена в творчестве Н. Федорова, призывавшего называть природу не от акта рождения, а от акта смерти [8, с. 164]. В этом контексте социогенез равнозначен концу «слепоты», стихийности, фатальности природного закона. Но в акте трансгрессии человек может на время вернуть имманентную природную сущность без опасности лишиться человечности.
Во-вторых, трансгрессия может рассматриваться и как проявление свободы. Еще одним обусловливающим трансгрессию фактором человеческой природы является бунтарский дух, самостояние, «суверенность» (Ж. Батай). Всем людям в разной степени присуща способность поступать в соответствии с собственными намерениями не в силу предписаний, а даже вопреки им, нарушая правила общественной морали, социальные нормы. Творческая личность может испытывать неудовлетворение от невозможности полно реализоваться в узких рамках существующих парадигм, правил, предписаний и т. п. Вместе с тем попрание общепринятых законов, кощунство, преодоление рамок дозволенного в ущерб другим, что у Ж. Батая определено как «абсолютная суверенность», асоциально и не должно быть романтизировано.
В качестве социально-философского основания исследуемого феномена можно рассмотреть механизм взаимного чередования запрета и трансгрессии, что обеспечивает стабильность социума. Точно так же как физический мир сохраняет гомеостаз посредством непрерывной смены рождения и смерти, в человеческий порядок существования вводится феномен регламентированной «легальной» трансгрессии. Как известно, культуры прошлого и настоящего используют кратковременные интервалы, выходы за рамки предписаний, так сказать, «для разрядки».
«Повсюду праздник отмечал неожиданное бремя отмены норм, весомость которых обычно поддерживалась: праздник приоткрывал клапан для выпускания пара» [1]. Праздник, досуг, игра, война, «карнавал» (М. Бахтин) являют собой типичные примеры трансгрессии, в процессе которых происходит приостановка запретов на насилие, убийство, измену, неконтролируемое потребление. При этом не все запреты отменялись, и ни один из них не прекращался целиком. Со временем конвенциональные рамки социальной жизни восстанавливаются: воинствующее истребление людей сменяет запрет на убийство; табу на неупорядоченные половые отношения восстанавливает семьи; праздник как пик потребления сменяется привычным размеренным течением жизни со своими нормами и ограничителями. Современное общество выработало и другие механизмы, позволяющие точечно нарушать зыбкие границы в промежутках между культурными трансгрессиями, например, толерантность.
Если трансгрессию рассматривать в широком смысле, то любые открытия в сфере науки или искусства являются величайшими трансгрессиями мировосприятия, научных парадигм, порядка художественного стиля. Открытия делаются вопреки существующим порядкам вещей, в трансгрессивном акте, и лишь со временем добиваются признания и становятся новой нормой. Получается, что трансгрессия связана с новаторской деятельностью. Как атрибут новаторской деятельности, «трансгрессия есть двигатель развития культуры» [5, с. 96]. Значит, ее основания обнаруживаются в самом механизме функционирования культуры.
Трансгрессия связывается с новизной не только в масштабах мировой культуры, но и в ограниченном опыте обывателя, и в современном медиапространстве. Знание о норме расценивается как само собой разумеющееся, нормальное, давно известное, старое, а нарушение нормы - как уникальное событие, выбивающееся из стандартного поведения, собственно информация. Норма повсеместна, нарушение уникально. «Скандал учит мириться с неизвестностью будущего: мы не знаем, какая норма будут нарушена в следующий раз» [4, с. 41]. Современные масс-медиа, ис-
пользуя привлекательный эффект новизны, спекулируют скандалами-трансгрессиями для создания рейтинговой информации.
Пошатнулись традиционные устои религии, семьи, образования, медицины, науки, национальной принадлежности и т. п. Фундаментальные для общества сферы приобрели трансгрессивный характер. На фоне глобализации и виртуализации экономических процессов формируется трансэкономика. Трансгрессия в политике касается, в первую очередь, практики ведения информационных гибридных войн. Отсутствие классической триады «Истина, Добро и Красота» в современном искусстве вызвано трансгрессией понятия «высокий стиль» и принципа красоты в целом. В плоскости гендерных отношений происходит распространение нетрадиционных форматов и нивелирование самих признаков пола.
Очевидные трансгрессивные метаморфозы переживает мораль. С.А. Кравченко для описания современной морали использует очень точную характеристику: «текучая мораль». Образование культурных гибридов ведет к «дисперсии моральных принципов»; «в целом же, имеет место увеличивающаяся и усложняющаяся циничнизация социума», убежден ученый [6]. Коллективные ценности неизбежно становятся периферийными. Общество охотнее верит в индивидуальное освобождение, нежели в солидаристские принципы. Так, З. Бауман обращает внимание на масштабную смену либеральных ценностей: от классического идеала социально-правового государства к «государству индивидуальной безопасности» (цит. по: [6]).
Трансгрессия затрагивает и границы самой социальной реальности. С приходом в нашу жизнь симуляций и симулякров люди все больше погружаются в воображаемую сферу, гиперреальную. Это позволяет заявить о «конце социального» (Ж. Бодрийяр). Идея «конца» традиционно понятого социального может быть расширена до плоскости отношений живого с неживым. Благодаря новым технологиям появляются гибриды отношений физического и социального миров. Английский социолог Дж. Урри утверждает: «Само по себе разделение между «физическим» и «социальным» является социоисторическим продуктом, который, как явствует, разрушается» (цит. по: [6]).
Из сказанного следует, что современное общество становится трансгрессирующим в том плане, что нарушение норм - длящийся, непрекращающийся атрибут социального существования. В условиях высокого динамизма, быстротечности, «трансенции» (О. Тоф-флер) социальной реальности метаморфозы затрагивают сам механизм нормообразова-ния. Чрезвычайно сокращается время инсти-туционализации социальных структур, норм, ценностей и т. п. Общество просто не успевает их осмыслить. Быстрый темп повседневной жизни рождает чувство непостоянства и доминирования принципа одноразовости. Такое состояние вызывает ощущение «игры структуры» (Ж. Деррида) - целостности, в которой помимо частой смены социальных ориентиров у элементов есть право на «люфт», регламентированное отклонение, легальную трансгрессию относительно правильного пути.
Неизбежно возникает вопрос: быть ли порядку трансгрессирующего общества или не быть? И на что он может быть похож? По мнению С.А. Кравченко, социальный порядок современного общества имеет иное качество, он похож скорее на беспорядок. Но эта кажущаяся хаотичность оказывается организованной подобно тому, как видимый беспорядок турбулентных потоков воды и воздуха необычным образом высоко организован. «Порядок и хаос выражают определенное состояние баланса, в котором компоненты ни полностью замкнуты в конкретном месте, ни полностью исчезли в анархии», - считает Дж. Урри (цит. по: [6]).
Новый взгляд на порядок заключается в том, что он есть не состояние, а динамический процесс. Причем, как подчеркивали постмодернисты, существенным моментом трансгрессии является то, что она нарушает линейность процесса. Согласно М. Бланшо трансгрессия собственно и «означает то, что радикальным образом вне направленности» (цит. по: [10]). Такой порядок нельзя объяснить в терминах системной теории классиков социологии. Если в свете теории Т. Парсонса при девиации нормы и ценности задействуют механизм восстановления социального равновесия, то в сложном социуме «усилия по восстановлению социального порядка почти всегда порождают дальнейшие непредвиденные последствия. Они час-
то такого характера, что отодвигают общество дальше от упорядоченного равновесия», - утверждает Дж. Урри (цит. по: [6]).
Концепция трансгрессии, таким образом, выражает глубинный механизм эволюционного процесса, ранее не фиксируемый традиционным мышлением. Трансгрессивная динамика амбивалентна и неопределенна, способна качественно менять социальные реалии и не всегда в сторону общественной полезности. В социальной теории сформировалась потребность в выработке современных подходов к пониманию механизма функционирования нового порядка. По словам М. Фуко, «трансгрессивному еще только предстоит найти язык» (цит. по: [10]). На сегодняшний день большинство ученых склонны связывать будущее общества с дальнейшей плюрализацией, гибридизацией, растущей амбивалентностью и неопределенностью порядка.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Батай, Ж. Запрет и трансгрессия / Ж. Батай. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://vispir.narod.ru/bataj2.htm. - Загл. с экрана.
2. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2011. - 392 с.
3. Вечканова, М. И. Явление трансгрессии как культурный сегмент регионального социума (на примере творчества Дж. К. Оутс) / М. И. Вечканова // Регионология. - 2014. - №2 1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://regionsar.ru/node/ 1254. - Загл. с экрана.
4. Волынская, А. Г. Скандал как субверсив-ная практика / А. Г. Волынская. - М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. - 60 с.
5. Каштанова, С. М. Трансгрессия социальная и трансгрессия культурная / С. М. Каштанова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2 ч. Ч. II. - 2014. -№ 11 (49). - С. 95-97.
6. Кравченко, С. А. Социологическая диагностика сложного социума / С. А. Кравченко // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие : материалы IV Всерос. социол. конгр., г. Уфа, 2012. Сессия 1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/ File/congress2012/Part1.pdf. - Загл. с экрана.
7. Луман, Н. Теория общества / Н. Луман // Теория общества : сборник / под ред. А. Ф. Филиппова. - М. : Канон-Пресс : Кучково поле, 1999. -С. 196-234.
8. Семенова, С. Г. Философ будущего века: Николай Федоров / С. Г. Семенова. - М. : Пашков дом, 2004. - 576 с.
9. Семиотика скандала / под ред. Н. Букс. -М. : Европа, 2008. - 584 с.
10. Трансгрессия // История философии : энциклопедия. - Минск : Кн. дом, 2002. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://dic.academic. ru/dic.nsf/history_of_philosophy/545/трансгрессия. -Загл. с экрана.
11. Трансгрессия // Новейший философский словарь. - Минск : Кн. дом, 1998. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://dic.academic. ru/dic. nsffdic_new_philosophy/ 1241/трансгрессия. -Загл. с экрана.
12. Фуко, М. О трансгрессии / М. Фуко // Тана-тография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века / сост. С. Л. Фокин. - СПб. : Миф-рил, 1994. - С. 111-132.
REFERENCES
1. Batay Zh. Zapret i transgressiya [Prohibition and Transgression]. Available at: http://vispir.narod. ru/bataj2.htm.
2. Bodriyar Zh. Simvolicheskiy obmen i smert [Symbolic Exchange and Death]. Moscow, Dobrosvet Publ., 2011. 392 p.
3. Vechkanova M.I. Yavlenie transgressii kak kulturnyy segment regionalnogo sotsiuma (na primere tvorchestva Dzh. K. Outs) [The Phenomenon of Transgression as a Cultural Segment of Regional Society (Exemplified by J.C. Oates's Art)]. Regio-nologiya, 2014, no. 1. Available at: http://regionsar.ru/ node/1254.
4. Volynskaya A.G. Skandal kak subversivnaya praktika [Scandal as a Subversive Practice]. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 2014. 60 p.
5. Kashtanova S.M. Transgressiya sotsialnaya и transgressiya kulturnaya [Social Transgression and Cultural Transgression]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. V 2 ch. Ch. II, 2014, no. 11 (49), pp. 95-97.
6. Kravchenko S.A. Sotsiologicheskaya diag-nostika slozhnogo sotsiuma [Sociological Diagnosis of Complex Society]. Sotsiologiya i obshchestvo: globalnye vyzovy i regionalnoe razvitie: materialy IV Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa, g. Ufa, 2012. Sessiya 1 [Sociology and Society: Global Challenges and Regional Development: Proceedings of the IV All-Russian Sociological Congress, Ufa, 2012. Session 1]. Available at: http://www.isras.ru/files/File/ congress2012/Part1.pdf.
7. Luman N. Teoriya obshchestva [The Theory of Society]. Filippov A.F., ed. Teoriya obshchestva:
sbornik [The Theory of Society: Collected Works]. Moscow, Kanon-press Publ.; Kuchkovo pole Publ., 1999, pp. 196-234.
8. Semenova S.G. Filosof budushchego veka: Nikolay Fedorov [Philosopher of the Next Century: Nikolay Fedorov]. Moscow, Pashkov dom Publ., 2004. 576 p.
9. Buks N., ed. Semiotika skandala [The Semiotics of Scandal]. Moscow, Evropa Publ., 2008. 584 p.
10. Transgressiya [Transgression]. Istoriya filosofii: entsiklopediya [The History of Philosophy: Encyclopedia]. Minsk, Knizhnyy dom Publ., 2002.
Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_ of_philosophy/545/TpaHcrpeccHH.
11. Transgressiya [Transgression]. Noveyshiy filosofskiy slovar [The Newest Philosophical Dictionary]. Minsk, Knizhnyy dom Publ., 1998. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_ philosophy/1241/TpaHcrpeccHH.
12. Foucault M. O transgressii [On Transgression]. Fokin S.L., ed. Tanatografiya erosa: Zhorzh Batay i frantsuzskaya mysl serediny XX veka [Tanatography of Eros: Georges Bataille and the French Idea of the Mid-20th Century]. Saint Petersburg, Mifril Publ., 1994, pp. 111-132.
TRANSGRESSING SOCIETY: ON METAMORPHOSES OF THE SOCIAL ORDER
Elena Arkadyevna Gromova
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Department of History, Foreign Area Studies and Intercultural Communication, Volzhsky Humanitarian Institute (Branch) of Volgograd State University gromovelena@yandex. ru
40 let Pobedy St., 11, 404132 Volzhsky, Russian Federation
Abstract. The author attempted to analyze the philosophical concept of transgression as an attribute of modern society. The article suggests the anthropological, socio-philosophical and sociocultural reasons of transgression. The author considered the existence of transgression in key areas of society. The article shows what changes transgression provokes in social order.
Key words: transgression, prohibition, social norm, social order, row, transgressive society, social balance.