Трансграничные (глобальные) партнерства и сотрудничество евразийских государств с латиноамериканскими интеграционными сообществами
ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА
Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель центра международной и региональной безопасности
Аннотация: Отмечается, что транснациональные партнерства нового типа под эгидой США, такие как Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и Транстихоокеанское торгово-экономическое партнерство подразумевают открытие глобальных рынков с едиными правилами, регламентами, унификацией норм и стандартов. Это создает опасность дискриминации и недобросовестной конкуренции на мировых рынках с нарушением международных норм и правил ООН и ВТО. Рассматриваются правовые и экономические основы интеграционных экономических сообществ латиноамериканских государств и государств Карибского бассейна с перспективой сотрудничества с ними ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Особо выделяется роль судов интеграционных сообществ, в рамках которых происходит гармонизация и унификация национального права государств на региональном уровне.
Ключевые слова: трансграничные, глобальные партнерства, сотрудничество евразийских государств с латиноамериканскими интеграционными сообществами, перспективы расширения сотрудничества ЕАЭС с региональными объединениями
Cross-border (global) partnership and cooperation with Latin American countries of Eurasian integration communities ZADORINA ANASTASIA MIKHAILOVNA
Deputy Director of Institute of problems of security of the CIS, head of the center for international and regional security
Abstract: It is noted that the multinational partnership of a new type under the auspices of the US, such as the transatlantic trade and investment partnership, and the Trans-Pacific trade and economic partnership meant the opening of global markets with the uniform rules, regulations, harmonization of norms and standards. This creates a risk of discrimination and unfair competition on world markets in violation of international norms and rules of the United Nations and the WTO. Consider the legal and economic framework for the integration of economic communities of Latin American countries and Caribbean States with the prospect of cooperation with them EAEU, SCO, BRICS. It highlights the role of the courts of the integration of communities, within which there is harmonization and unification of the national rights of States at the regional level.
Key words: cross-border, global partnerships, cooperation with the Latin American countries of Eurasian integration communities, the prospects for expansion of cooperation with the regional associations of the EAEU
Проблемы глобальных партнерств
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) (Transatlantic Trade and Investment Partnership - TTIP), по которому в настоящее время ведутся переговоры между ЕС и США, в 2016 г. может стать реальностью. Речь идет не о договоре о зоне свободной торговли, сосредоточенном на сокращении или ликвидации таможенных пошлин на товары и ограничении импорта, а подразумевается открытие рынков «на две стороны Атлантики» с регламентами, унификацией норм и стандартов.
Подписание между ЕС и США соглашения о ТТИП повлечет, как утверждают США, многочисленные преимущества, связанные с ростом общего европейского ВВП, повышением доходов экспортных компаний и увеличением инвестиций на американском рынке.
Помимо Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерство США продвигают Соглашение о Транстихоокеанском торгово-экономическом партнерстве в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 25.02.2016 г. в Брюсселе прошел очередной раунд переговоров между США и ЕС
0 создании ТТИП как «закрытого эксклюзивного регионального соглашения». Относительно методов создания ТТИП позиция МИД России такова, что принципы создания ТТИП противоречат универсальным международно-правовым принципам и нормам ООН об осуществлении международного торгово-экономического сотрудничества государств на основах равенства, открытости, уважения суверенных прав и законных интересов всех государств - членов ООН1.
Следует отметить, что наметившаяся практика США закрытых торгово-экономических партнерств, которые делят государства на «достойных своих» и «недостойных чужих», напоминает торгово-экономическую дискриминацию на межгосударственном уровне, которая запрещена
1 Комментарий департамента информации и печати МИД Р тнерстве / http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_p
документами органов и организаций в системе ООН.
«Партнерство», подобное ТТИП, противоречит нормам международного права ООН, имеет сходство с международным торгово-экономическим сговором, который запрещен международным конкурентным правом ВТО.
Закрытость ТТИП в условиях усиления всех видов международного контроля со стороны международных структур наводит на мысль о планировании возможности недобросовестных конкурентных действий группы одних субъектов (стран) против других в целях доминирования на мировом рынке, что создает многочисленные угрозы, включая угрозу международной экономической безопасности.
Думается, в этой связи требуется принятие на уровне Резолюции ГА ООН документа о запрещении дискриминации в международных торгово-экономических отношениях путем создания закрытых торгово-экономических партнерств, основанных на скрытом соглашении одних стран против других с целью причинения ущерба экономикам путем давления на частный бизнес, введения санкций и ограничений в торговле и инвестициях, включая иные формы недобросовестной конкуренцией на международном уровне.
Как отметил МИД России, договоренности, не учитывающие интересы большинства, в том числе развивающихся стран, способны дестабилизировать и фрагментировать мировую экономику, поставить под угрозу перспективы ее устойчивого развития. Поэтому крупные интеграционные проекты, подобные ТТИП, требуют широкого, инклюзивного обсуждения на профильных международных площадках. Россия выступает за честные, открытые и понятные всем правила глобальной торговли, исходя из неприемлемости закулисных сделок, подтачивающих основы ВТО
)ии о Трансатлантическом торговом и инвестиционном пар-
как общепризнанного формата торгового регулирования2.
Евразийский союз и Шанхайская организация сотрудничества рассматривают возможность развития экономического континентального партнерства, в том числе и в форме зоны свободной торговли, о чем говорит начавшаяся подготовка Соглашения об экономическом континентальном партнерстве. Также Евразийский экономический союз и Шанхайская организация сотрудничества намерены взаимодействовать со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по формированию возможных экономических партнерств на принципе равноправия и учета интересов.
23.02.2016 г. министр коммерции КНР Гао Хучэн заявил, что Китай не считает Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве под эгидой США направленным против КНР. Однако КНР предвидит возможные последствия создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе нового торгово-экономического партнерства как глобального рынка.
Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве 04.02.2016 г. объединит рынки Австралии, Брунея, Канады, Чили, Японии, Малайзии, Мексики, Перу, Сингапура, США, Вьетнама и Новой Зеландии. На очереди стоят Южная Корея, Филиппины и Колумбия - страны, и экономически, и политически теснейшим образом связанные с Соединенными Штатами Америки3.
Не рассматривая аспект противостояния Транстихоокеанского партнерства и создаваемой зоны свободной торговли ШОС и ЕАЭС, нужно от-
метить, что для национальных экономик стран -членов ШОС и ЕАЭС широкая интеграция станет дополнительным условием развития партнерских торгово-экономических отношений, интеграции и кооперации на условиях открытости для других государств и принципах международного права.
Любое транснациональное экономическое объединение должно включать в состав своих членов страну с мощной экономикой, способной противостоять внешним вызовам. Но при интеграции ШОС и ЕАЭС Китай и Россия могут использовать не только товарно-экспортный потенциал, но и транзитную территорию для экспорта китайской продукции на другие континенты, а также перенос производства из Китая на территорию стран Евразийского союза. Например, в России или Белоруссии будет вначале происходить простейшая сборка, а потом произойдет полный перенос производственных мощностей. Это даст возможность в государствах-участниках транснационального евразийского экономического партнерства обеспечить рабочие места, увеличение объемов налогооблагаемых доходов и доступ к новым технологиям.
Латиноамериканские интеграционные сообщества
Вопреки идеям США о единой американской рики укрепляют своих позиции созданием реги-зоне свободной торговли страны Латинской Аме- ональных интеграционных объединений как меж-
2 Там же.
3 Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве 04.02.2016 г. / http://topwar.ru/91368-transtihookeanskoe-partnerstvo-ot-ekonomicheskogo-soyuza-k-voennomu.htm
ду собой, так и со странами других континентов. Между странами Латинской Америке действуют более 20 соглашений о достижении той или иной формы экономической интеграции с созданием зон свободной торговли и валютно-платежных союзов. Доктрины экономической независимости от США или взаимовыгодного сотрудничества с США являются ключевыми факторами реформирования Организации Американских Государств на равных с США условиях, создания Сообщества латиноамериканских государств и справедливого международного правопорядка в Латинской Америке4.
В 2004 г. по инициативе У. Чавеса и Ф. Кастро был создан Боливарианский альянс для народов «нашей Америки» (АЛБА), целью которого признается не только содействие торговле и кооперации между ее участниками, но и движение к обновленному социализму.
Сообщество Латиноамериканских государств и государств Карибского бассейна (СЕЛАК) создано на основе Декларации о создании СЕЛАК, принятой в г. Каракасе (Венесуэла) 03.12.2011 г. на Саммите глав государств этого региона5. Оно состоит из 33 суверенных стран Южной Америки и стран Карибского бассейна представляющих примерно 600 млн человек. В блоке нет Канады, США, а также заокеанских американских
территорий, Франции Нидерландов, Дании, Соединенного Королевства. СЕЛАК создавалось для расширения латиноамериканской интеграции и уменьшения влияния Соединенных Штатов на политику и экономику стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
29.01.2014 г. в Гаване прошел Второй Саммит Сообщества Латиноамериканских и государств Карибского бассейна (СЕЛАК), куда не входят США и Канада. Страны - участники ЕАЭС и БРИКС считают СЕЛАК своим экономическим партнером и намерены расширять с ним партнерские отношения.
Президент Российской Федерации Владимир Путин с момента подписания Договора о ЕАЭС 2014 г. уже высказал предложение крупнейшим объединениям латиноамериканских государств о сотрудничестве со странами Таможенного союза, подтверждая необходимость налаживания контактов между СЕЛАК и странами - участницами Таможенного союза и Единого экономического пространства СНГ. Он также отметил важность сотрудничества с другими объединениями латиноамериканских государств, такими как Союз южноамериканских наций (УНАСУР), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА), Тихоокеанский альянс (ТА), Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС), Карибское сообщество (КАРИКОМ)6.
По сообщению МИД России 29.01.2016 г. в г. Белен (Коста-Рика) состоялся Третий Саммит СЕЛАК, который России рассматривает как уникальную площадку взаимодействия всех без исключения стран Латинской Америки и Карибского бассейна в региональном формате.
4 Декларация об объединении Латиноамериканских государств и создании Сообщества Латиноамериканских и Карибских государств (СЕЛАК), принятая по итогам Саммита представителей Латиноамериканских и Карибских судов региональной интеграции в 2011 г. / Comunicado de Managua, El Primer Encuentro Latinoamericano y Caribeño de Cortes y Tribunales de Integración regional. Managua, Nicaragua, el dia 12 de octubre de 2011 // URL: http://portal. ccj. org. ni.
5 Декларация о создании СЕЛАК, принятая в г. Каракасе (Венесуэла) 03.12.2011 г на Саммите глав государств / http:// ria.ru/world/20111203/505216992.html
6 Евразийский коммуникационный центр. Путин В.В.о предложенияхсотрудничестваЕАЭС и Таможенного Союза с интеграционными объединениями Латиноамериканских государств / http://eurasiancenter.ru/politicsnews/20140711/1003584492. html
Становление СЕЛАК проходит в контексте общей консолидации Латиноамериканских государств и государств Карибского бассейна в качестве нового центра формирующегося полицентрического мироустройства, что позволяет латиноамериканским странам вырабатывать и продвигать солидарные подходы к глобальным темам.
МИД России отметил, что содержащиеся в документах Саммита СЕЛАК 2015 (Итоговая декларация Третьего Саммита СЕЛАК и План действий на 2015 г.) подходы к целому ряду актуальных вопросов международной повестки дня созвучны российским внешнеполитическим и внешнеэкономическим целям. Особенно важна готовность СЕЛАК к налаживанию взаимодействия с БРИКС как многосторонним механизмом сотрудничества и с входящими в него государствами7.
04.02.2015 г. прошел Саммит СЕЛАК, на котором было принято решение о корректировке объемов добычи нефти8. 17.04.2016 г. в Катаре Латиноамериканские страны СЕЛАК с участием России и Саудовской Аравии проведут Саммит, по итогам которого намерены подписать Соглашение об ограничении добычи нефти на уровне января 2016 г.
Андское сообщество (Andean Group, или Andean Common Market) создано 26.05.1965 г. на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 г.) и Эквадора. С 1973 г. членом этой организации стала Венесуэла. В рамках Андской группы созданы: Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 г., - выступает как Банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия; Андский резервный фонд (АРФ) - распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платежных балансов и согласования финансовой и валютной политики;
CELAC^Í
COMUNIDAD DE ESTADOS LATINOAMERICANOS Y CARIBEÑOS Щ*- //
Ассоциация телекоммуникационных комиссий -используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.
В 1990 г. была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. «Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран и реализацию ее отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка. Андский пакт Андского сообщества рассматривается в истории интеграции развивающихся стран, борющихся против иностранного капитала, как одна из удачных попыток ограничить влияние крупных зарубежных и транснациональных компаний в рамках регионального объединения государств9 .
10.05.2001 г. было принято Постановление Правительства РФ № 354 «О подписании Протокола о создании механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и Андским сообществом».
В Протоколе сказано, что для достижения поставленных целей государства будут стремиться предпринимать следующие меры:
7 Заявление МИД России о сотрудничестве с СЕЛАК от 29.01.2016 г. http://www.mid.ru/home
8 Саммит СЕЛАК 29.01.2015 г. / Официальный сайт Министерства иностранных дел http://www.mid.ru/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/951494
9 Андский пакт Андского сообщества / http://www.ereport.ru/articles/ecunions/andpakt.htm
1) осуществление регулярного мониторинга состояния отношений между сторонами, а также определение вопросов, представляющих взаимный интерес;
2) укрепление практики взаимодействия и сотрудничества на международной арене, проведение по мере необходимости в приемлемой форме политических консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес для сторон;
3) обмен опытом в осуществлении экономических реформ, в выработке и проведении внешней политики, осуществлении региональной интеграции, а также обмен правовой и нормативной документацией;
4) оказание взаимной поддержки в организации и проведении конференций, семинаров и других мероприятий, в обеспечении участия в них государственных и неправительственных организаций сторон, включая объединения предпринимателей, а также контактам между ними;
5) развитие научно-технического сотрудничества, особенно в передовых отраслях, осуществляемого на взаимовыгодной и равноправной основе, поощрение обменов специалистами в конкретных отраслях, включая командирование экспертов, ученых, технических специалистов, и проведение специальных исследований;
6) принятие мер для поощрения обменов в области культуры и искусства между сторонами;
7) содействие достижению устойчивого развития и сохранению окружающей среды в международном масштабе в соответствии с принципами, закрепленными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, с ориентацией на заключение соглашений между сторонами по вопросам обмена опытом в сфере технического сотрудничества;
8) взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ исходя из принципа общей ответствен-
ности, содействие заключению соглашений по правоохранительным вопросам;
9) объединение усилий в противодействии коррупции, в борьбе с терроризмом, незаконной торговлей оружием и другими формами организованной преступности, а также легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности, содействие заключению соглашений о сотрудничестве в этих областях;
10) предотвращение и борьба с контрабандой принадлежащих сторонам культурных, исторических и археологических ценностей, содействие заключению соглашений о сотрудничестве в этой области.
29.07.2014 г. в Каракасе (Венесуэла) состоялся очередной 46-й Саммит глав латиноамериканских государств, входящих в крупнейший субрегиональный интеграционный блок МЕРКО-СУР. Помимо рассмотрения вопросов, связанных с объединительными процессами в Латинской Америке, страны-члены приняли документ в поддержку позиции Аргентины по долговой проблеме. Саммиту МЕРКОСУР в Каракасе предшествовали шестая встреча в верхах БРИКС в Бразилии и поездка президента России В. Путина на Кубу, в Никарагуа, Аргентину и Бразилию. Все эти события в геополитическом смысле связаны между собой и могут послужить точкой отсчета нового политического времени как в судьбе латиноамериканской интеграции, так и в отношениях стран региона с Россией10.
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) образован в 1991 г., включает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, которые председательствуют в объединении поочередно в течение шести месяцев (с 01.01.2006 г. - Аргентина). Ассоциированные члены - Боливия и Чили (с 1996 г.), Колумбия, Перу и Эквадор (с 2003 г.). Они не участвуют в решении вопросов экономической интеграции. В 2003 г. в число ассоциированных членов вошла также Венесуэла, в де-
10 Российский совет по международным делам. МЕРКОСУР 2014 / Ь1:1р://ги881апсоипс11.ги/1ппег/?1С_4=4259#1:ор-соп1еп
кабре 2005 г. она обратилась с просьбой о предоставлении ей статуса полноправного члена объединения (до окончательного присоединения к МЕРКОСУР Каракас будет участвовать в его работе лишь с правом совещательного голоса, хотя формально будет иметь несколько более высокий статус «члена объединения в процессе присоединения»).
МЕРКОСУР создан на основе Асунсьонского договора, который в качестве стратегической цели предполагает создание общего рынка. Асун-сьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал следующие этапы интеграции: отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока; введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; координация макроэкономической и отраслевой
политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала. Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка (СОР) в составе министров иностранных дел и экономики. Функции исполнительного органа возложены на Группу общего рынка (ГОР).
Суд ЕАЭС и роль судов интеграционных сообществ
Одной из тенденций развития интеграционных объединений стало появление в их институциональной структуре судов. Это обусловлено как объективными факторами (переход от простых к более сложным формам интеграции), так и стремлением копировать опыт европейской интеграции. «Фрагментарность» правового регулирования сказалась и на устройстве региональных интеграционных судов: они различны по компетенции и организации деятельности. Однако их объединяет нацеленность на обеспечение формирования единообразного права интеграционного объединения.
В настоящее время повышается роль международных судов интеграционных сообществ в обеспечении стабильности правовых систем государств, сотрудничестве, безопасности и развитии международного права, что отражает новые реалии развития международного права ин-
теграционных сообществ. Под интеграционным объединением, сообществом, союзом, партнерством понимается группа государств, объединенных на основе международного договора для достижения целей интеграции. Одной из целей интеграции является сближение национальных законодательств стран-участниц посредством принятия судебных решений. Экономический Суд СНГ осуществляет судебную деятельность по разрешению межгосударственных и трансграничных споров между государствами-участниками СНГ, развивая доктринальные основы международного судопроизводства в рамках региональных интеграционных сообществ. Он содействует углублению экономического сотрудничества государств - участников СНГ, в процессе которого неизбежно возникают споры, связанные с толкованием международных соглашений и исполнением договорных обязательств11.
11 Экономический суд СНГ совмещал полномочия Суда ЕврАзЭС и суда Таможенного союза (Соглашение между СНГ и ЕврАзЭС о выполнении Экономическим судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС от 03.03.2004 г.) // URL: http://sudsng.org/ database/statut
Трансграничный (международный) коммерческий оборот в рамках региональных интеграционных союзов, партнерств, сообществ, объединений и организаций нуждается в защите как от объективных противоречий, связанных с коллизиями норм права, так и от негативных внешних факторов, явно или скрыто разрушающих единое интегрированное экономическое пространство. К таковым относятся: недобросовестная конкуренция, экспорт финансовых кризисов, санкции и кредитно-валютные блокады, скрытые формы финансирования терроризма, злоупотребление правом и иные формы внешнего вмешательства в партнерские отношения государств с целью их дестабилизации.
Многие современные формы и методы судебного и арбитражного разрешения экономических споров в современных условиях достаточно действенны для правового регулирования коммерческих отношений интеграционных союзов и иных объединений с иностранным элементом12. Их действенность проявляется в унификации и гармонизации права государств интеграционных союзов и сообществ, что формирует самостоятельные правовые системы на межгосударственном уровне. Организация международного коммерческого оборота интеграционного сообщества требует наличия не только системы унифицированных правовых норм, но и эффективной системы защиты прав суверенных и частных участников интегрированного рынка.
Суд Евразийского экономического союза функционирует с 2015 г. на основе Статута Суда ЕАЭС (Приложение № 2 к Договору о создании ЕАЭС от 29.05.2014 г.) и является механизмом рассмотрения споров между странами - членами ЕАЭС13.
Наряду с рассмотрением споров экономического характера, возникающих при применении международных договоров и решений в рамках ЕАЭС, Суд ЕАЭС вправе рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза (ТС) международным договорам, составляющим договорно-правовую базу ТС, и об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ТС; дает толкование указанных международных договоров и органов ТС; разрешает споры между Комиссией ТС и государствами, входящими в ТС, а также между государствами - членами ТС по выполнению ими обязательств, принятых в рамках ТС14.
Суд ЕАЭС устанавливает применимым правом при разрешении споров унифицированное право Союза, основанием для обращения в Суд ЕАЭС является нарушение норм права Евразийского союза; правом на обращение в суд обладают суверенные государства - участники ЕАЭС, органы ЕАЭС, межгосударственные публичные субъекты (например, Банк развития ЕАЭС, а также органы интеграционного объединения) и частные лица (физические и юридические); юрисдикция Суда ЕАЭС является обязательной для государств -членов интеграционного Союза.
Для разрешения коллизий норм международных договоров ЕАЭС, последовательно заключенных по одному и тому же предмету, применяются следующие подходы, когда в самой конвенции определено, какая конвенция пользуется приоритетом, а если это предусмотрено положениями конвенции - стороны могут разрешить коллизию на основе той практики, которую считают наиболее благоприятной для соответствующего вида правоотношений.
Коллизии между нормами международного договора и нормами интеграционного права ре-
12 Проблемы интеграционного права рассматривали такие ученые, как Алонсо Гарсия (Alonso R. Garca), Альварес Гарсия (Alvares J. Garca), Р. Барра (R. Barra), М.А. Экмекдиан (M.A. Ekmekdjian), С. Фельдштейн (S. Feldstein), П. Отермин (Prez J. Otermn), П. Пескаторе (P. Pescatore), У. Рестрепо (Uribe F. Restrepo) и др. Исследование судов интеграционных объединений на примере Суда Европейских Сообществ было предпринято М.Л. Энтиным.
13 Официальный сайт Экономического суда ЕАЭС / http://courteurasian.org/page-24161
14 Статут Суда ЕАЭС принят Решением Межгоссовета ЕАЭС от 05.07.2010 г № 502 // URL: http://www.evrazes.com/docs/ view/22
шаются на основе принципа примата нормы интеграционного права как специальной нормы по отношению к норме международного права, которая является общей. Допустимо применение принципа «согласованного толкования» для решения конфликта.
Судебная защита, выступая как часть системы региональной экономической безопасности, законности и правопорядка интеграционного сообщества, обеспечивает реализацию прав его участников. Особым примером этого являются суды интеграционных сообществ Латинской Америки. Договорная и обычная формы унификации в государствах Латинской Америки основаны на взаимопроникновении двух правовых систем: системы континентального права и системы обычного индейского права. На интеграционное право государств Латинской Америки оказывает влияние французское, испанское, германское право и право США, которые входят в состав государств - участников Организации Американских Государств (ОАГ), а также являются участниками некоторых межамериканских конвенций.
Система разрешения споров МЕРКОСУР имеет достаточно сложную организацию. В отличие от Андского суда, представляющего собой целостную структуру, система МЕРКОСУР состоит из Группы общего рынка, арбитража, постоянного ревизионного суда. Система разрешения споров в МЕРКОСУР сходна с механизмом ВТО, в котором используются следующие процедуры разрешения споров: консультации, рассмотрение спора третейской группой, рассмотрение спора апелляционным органом, рассмотрение спора арбитражем15.
Латиноамериканские суды и другие суды интеграционных объединений обладают особой правовой природой. Суды учреждаются в целях обеспечения и продвижения интеграции. Суды
интеграционных объединений обладают наднациональными полномочиями, посредством чего гарантируют единообразное формирование, толкование и применение унифицированного права интеграционного объединения.
Центральноамериканский суд сочетает черты международного суда, арбитража, консультативного органа, конституционного суда16. На XIII Саммите глав государств Центральной Америки, состоявшемся в декабре 1992 г., президенты Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы подписали Статут Центральноамериканского суда (Протокол Тегусигальпа).
Системы центральноамериканской интеграции по вопросам толкования и применения Протокола Тегусигальпа и дополнительных к нему инструментов установлена,чтобы рассматривать и разрешать споры по заявлению пострадавшей стороны по конфликтам, возникающим между властями и органами государств. Согласно ст. 23 Статута Центральноамериканского Суда государства-члены могут обращаться в порядке консультации в Суд по вопросам толкования любого действующего международного договора, а также в случае возникновения коллизии норм договоров между собой или с внутренним правом каждого государства.
Андский суд Андского сообщества обеспечивает соблюдение и исполнение принятых государствами-членами обязательств как через соблюдение условий их добросовестного исполнения, так и через иска о неисполнении обязательств противоречащих нормам и принципам Андского пакта Адского сообщества.
Карибский суд, образованный в рамках Общего рынка стран Карибского бассейна (КАРИКОМ), созданного в 1973 г. играет определяющую роль в дальнейшем развитии права стран Карибского бассейна через судебный процесс. Согласно
15 Протокол Оливос о разрешении споров в МЕРКОСУР (Подписан в г. Оливос 18.02.2002 г.) из информационного банка «Международное право» / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=2013
16 Protocolo de Tegucigalpa a la Carta de la Organization de Estados Centroamericanos (ODECA) // URL: http:// www. fecamco. com/ legislation/ PROTOCOLO-DE-TEGUCI-GALPA.
Договору Карибский суд наделен двойной компетенцией. С одной стороны, он разрешает споры, возникающие между государствами - членами КАРИКОМ, а также между государством-членом и
Карибским сообществом. С другой стороны, Карибский суд - судебный орган высшей инстанции для государств-членов, ибо он рассматривает дела и в порядке апелляционного производства.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Статут Суда ЕАЭС принят Решением Межгоссовета ЕАЭС от 05.07.2010 г. № 502 / иШ_: [^У^ш. evrazes.com/docs/view/22
2. Комментарий департамента информации и печати МИД России о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве / http://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ ^^^/2111679
3.Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве 04.02.2016 г. / http://topwar.ru/91368-transtihookeanskoe-partnerstvo-ot-ekonomicheskogo-soyuza-k-voennomu.htm
4. Декларации о создании СЕЛАК, принятая в г. Каракасе (Венесуэла) 03.12.2011 г. на Саммите глав го-
сударств / http://ria.ru/world/20111203/505216992. html
5. Саммит СЕЛАК 29.01.2015 г. / Официальный сайт Министерства иностранных дел / http://www. mid.ru/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/-/ asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/951494
6. Андский пакт Андского сообщества / http:// www.ereport.ru/articles/ecunions/andpakt.htm
7. Протокол Оливос о разрешении споров в МЕРКОСУР» (Подписан в г. Оливос 18.02.2002 г.) из информационного банка «Международное право» / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=INT;n=2013