Научная статья на тему 'Трансграничное сотрудничество приграничных субъектов Российской Федерации'

Трансграничное сотрудничество приграничных субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2980
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ СУБЪЕКТ / КЛАСТЕРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION / CROSS-BORDER RELATIONS / CROSS-BORDER ENTITY / CLUSTER COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются особенности трансграничного сотрудничества приграничных субъектов РФ с сопредельными государствами. Анализируются нормативно-правовые документы приграничного (трансграничного) сотрудничества по трем юридическим уровням федеральные юридические акты, образующие основы правового режима приграничного сотрудничества Российской Федерации и ее субъектов; межгосударственные документы, которые определяют цели, механизмы и конкретные сферы приграничного сотрудничества Российской Федерации с международными организациями и отдельными зарубежными странами; юридические акты о приграничном сотрудничестве, которые заключаются региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах. Автор раскрывает перспективы внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации в отношении трансграничного сотрудничества. Отмечена особая форма сотрудничества представительство субъекта Российской Федерации за рубежом. Формирование сетевой формы трансграничного сотрудничества развивает взаимодействие между акторами различных уровней по обе стороны границы, на этой стадии формируются трансграничные регионы (мегарегионы ЕС, СНГ; международные макрорегионы союз России и Беларуси, Балтийский регион, страны Балтии; трансграничные мезорегионы Еврорегионы). Автор выделяет особую форму трансграничного сотрудничества кластерное, которое повышает конкурентоспособность приграничных субъектов РФ и дает импульс к развитию периферийных субъектов в рамках трансграничных кластеров. В статье выделены ключевые критерии моделирования трансграничных отношений субъектов РФ: тип приграничного субъекта, функций границ, форма культурно-этнической специфики. Главная особенность приграничных субъектов РФ в удаленности по расстоянию от федерального центра. В основном приграничные территории являются слаборазвитыми в социально-экономическом отношении (центр-периферийный подход), но при этом у них есть возможность получать существенные выгоды (импульсы развития) от своего положения при условии приграничного (трансграничного) сотрудничества с сопредельной территории другого государства (очаг инноваций). В заключении автор предлагает собственные предложения по улучшению существующей практики трансграничного взаимодействия приграничных субъектов РФ для использования экспертным сообществом и органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-BORDER COOPERATION OF BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of cross-border cooperation border regions of the Russian Federation with neighbouring States. The author analyzes the normative-legal instruments of cross-border (transboundary) cooperation under the three legal levels Federal legal acts forming the basis of the legal regime of cross-border cooperation of the Russian Federation and its subjects; international documents that define the objectives, modalities and specific areas of cross-border cooperation of the Russian Federation with international organizations and certain foreign countries; the legal acts on cross-border cooperation which are of regional and local authorities with their counterparts in neighbouring countries. The author reveals the prospects of foreign trade activities of subjects of the Russian Federation in respect of cross-border cooperation. Marked by a special form of cooperation representation of the Russian Federation abroad. Formation of network forms of cross-border cooperation develops interaction between actors at various levels on both sides of the border, at this stage, transborder regions are formed (megaregions the EU, CIS countries; international regions the Union of Russia and Belarus, Baltic region, Baltic countries; transboundary mezorehionu Euroregions). The author identifies a special form of cross-border cooperation cluster, which increases the competitiveness of border regions of Russia and give impulse to the development of peripheral actors within cross-border clusters. The article highlighted the key criteria for the simulation of cross-border relations of Russian constituent entities: the type of border of the subject, functions, boundaries, form the cultural and ethnic specificity. The main feature of border regions in the remoteness by distance from the Federal center. Mainly the border areas are underdeveloped in socio-economic (centre-periphery approach), but they have the opportunity to obtain substantial benefits (pulse development) to the position provided cross-border (transboundary) cooperation with the adjacent territory of another state (center of innovation). In conclusion, the author offers his own suggestions for improving existing practices of transboundary cooperation in border regions of the Russian Federation to the expert community and public authorities.

Текст научной работы на тему «Трансграничное сотрудничество приграничных субъектов Российской Федерации»

О.В. Цветкова

ТРАНСГРАНИЧНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

ПРИГРАНИЧНЫХ

СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности трансграничного сотрудничества приграничных субъектов РФ с сопредельными государствами. Анализируются нормативно-правовые документы приграничного (трансграничного) сотрудничества по трем юридическим уровням

- федеральные юридические акты, образующие основы правового режима приграничного сотрудничества Российской Федерации и ее субъектов; межгосударственные документы, которые определяют цели, механизмы и конкретные сферы приграничного сотрудничества Российской Федерации с международными организациями и отдельными зарубежными странами; юридические акты о приграничном сотрудничестве, которые заключаются региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах. Автор раскрывает перспективы внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации в отношении трансграничного сотрудничества. Отмечена особая форма сотрудничества - представительство субъекта Российской Федерации за рубежом. Формирование сетевой формы трансграничного сотрудничества развивает взаимодействие между акторами различных уровней по обе стороны границы, на этой стадии формируются трансграничные регионы (мегарегионы - ЕС, СНГ; международные макрорегионы - союз России и Беларуси, Балтийский регион, страны Балтии; трансграничные мезорегионы -Еврорегионы). Автор выделяет особую форму трансграничного сотрудничества

- кластерное, которое повышает конку-

O. TSVETKOVA

CROSS-BORDER COOPERATION OF BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article discusses the features of cross-border cooperation border regions of the Russian Federation with neighbouring States. The author analyzes the normative-legal instruments of cross-border (transboundary) cooperation under the three legal levels - Federal legal acts forming the basis of the legal regime of cross-border cooperation of the Russian Federation and its subjects; international documents that define the objectives, modalities and specific areas of cross-border cooperation of the Russian Federation with international organizations and certain foreign countries; the legal acts on cross-border cooperation which are of regional and local authorities with their counterparts in neighbouring countries. The author reveals the prospects of foreign trade activities of subjects of the Russian Federation in respect of cross-border cooperation. Marked by a special form of cooperation - representation of the Russian Federation abroad. Formation of network forms of cross-border cooperation develops interaction between actors at various levels on both sides of the border, at this stage, transborder regions are formed (megaregions - the EU, CIS countries; international regions - the Union of Russia and Belarus, Baltic region, Baltic countries; transboundary mezore-hionu - Euroregions). The author identifies a special form of cross-border cooperation - cluster, which increases the competitiveness of border regions of Russia and give impulse to the development of peripheral actors within cross-border clusters. The article highlighted the key criteria for the simulation of cross-border

рентоспособность приграничных субъектов РФ и дает импульс к развитию периферийных субъектов в рамках трансграничных кластеров. В статье выделены ключевые критерии моделирования трансграничных отношений субъектов РФ: тип приграничного субъекта, функций границ, форма культурно-этнической специфики. Главная особенность приграничных субъектов РФ в удаленности по расстоянию от федерального центра. В основном приграничные территории являются слаборазвитыми в социально-экономическом отношении (центр-периферийный подход), но при этом у них есть возможность получать существенные выгоды (импульсы развития) от своего положения при условии приграничного (трансграничного) сотрудничества с сопредельной территории другого государства (очаг инноваций). В заключении автор предлагает собственные предложения по улучшению существующей практики трансграничного взаимодействия приграничных субъектов РФ для использования экспертным сообществом и органами государственной власти.

relations of Russian constituent entities: the type of border of the subject, functions, boundaries, form the cultural and ethnic specificity. The main feature of border regions in the remoteness by distance from the Federal center. Mainly the border areas are underdeveloped in socio-economic (centre-periphery approach), but they have the opportunity to obtain substantial benefits (pulse development) to the position provided cross-border (transboundary) cooperation with the adjacent territory of another state (center of innovation). In conclusion, the author offers his own suggestions for improving existing practices of transboundary cooperation in border regions of the Russian Federation to the expert community and public authorities.

Ключевые слова:

трансграничное сотрудничество, трансграничные отношения, приграничный субъект, кластерное сотрудничество.

Key words :

cross-border cooperation, cross-border relations, cross-border entity, cluster cooperation.

Перспективы трансграничных отношений субъектов РФ связаны с процессами глобализации, регионализации и федерализацией. В связи с развитием глобального информационного пространства технологии могут использоваться при трансграничном сотрудничестве не только во внутреннем политическом пространстве государства, но и внешнем. На развитие технологии моделирования трансграничных отношений оказывают два основных фактора: глобализация и технический прогресс. Причем в глобальном диалоге политическое партнерство изначально осложнено социокультурной проблематикой [2, с. 23]. В зависимости от специфики трансграничности можно указать на глобальные геополитические проекты (евразийский проект), глобальные сетевые проекты.

Развитие трансграничных отношений субъектов напрямую зависит от федеративного устройства России, так как распределение полномочий происходит исходя из приоритета территорий. Федеративные отно-

шения предполагают наличие во всех субъектах РФ государственной власти, пользующейся своей автономией и определенным институционализированным влиянием на федеральный центр.

Регионы федеративных государств имеют большие возможности в сфере осуществления международных связей и существенные различия с регионами унитарных государств, что связано со свободой каждого субъекта РФ в сфере развития трансграничных связей [8, с. 147]. Субъекты РФ должны получить «допуск в международную жизнь» посредством заключения международных соглашений и в форме международных представительств. Международное представительство представляет собой любой механизм, устанавливающий официальные отношения по достигнутой договоренности между субъектами международного права и представительством субъекта РФ [9, с. 84]. При заключении международных соглашений субъекты РФ получают разрешение от государства на осуществления данной правовой процедуры. Соглашения определяют основные направления сотрудничества, действуют только на территории субъекта РФ и по правовому регулированию могут быть приравнены к законам, которые принимаются на территории субъекта РФ [10, с. 66].

Развитие трансграничных отношений субъектов РФ зависит от политико-правовой базы приграничного сотрудничества.

Первый уровень - федеральные юридические акты, образующие основы правового режима приграничного сотрудничества Российской Федерации и ее субъектов. Важные положения установлены Федеральным законом от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и Федеральным законом от 4 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [8].

По данным федеральным законам субъекты РФ имеют право на самостоятельное заключение соглашений с зарубежными партнерами и могут участвовать в международных организациях по вопросам сотрудничества. При этом трансграничные отношения с зарубежными субъектами не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

30 мая 2008 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О приграничном сотрудничестве» [11]. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации утверждена

распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 года №196-р. Достоинства этой Концепции - широкий круг участников приграничного сотрудничества (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица), четкое разграничение полномочий этих органов, подробность описания видов и направлений приграничного сотрудничества, определения приграничной территории.

Второй правовой уровень представлен межгосударственными документами, которые определяют цели, механизмы и конкретные сферы приграничного сотрудничества Российской Федерации с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения РФ с иностранными государствами о содействии приграничному сотрудничеству субъектов РФ:

- Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 года (оба протокола к этой Конвенции ратифицированы Российской Федерацией в 2008 году). Вступила в силу для Российской Федерации 5 января 2003 года. Подписав этот документ, федеральные власти РФ взяли на себя обязательство оказывать всяческое содействие приграничному сотрудничеству регионов России с регионами сопредельных государств.

- Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ от 10.10.2008. Вступила в силу для России 22.06.2009. Подписав этот документ, РФ согласилась способствовать развитию широкого перечня направлений деятельности приграничного сотрудничества со странами СНГ, что свидетельствует о взаимной важности этого сотрудничества для Российской Федерации и стран СНГ.

- Меморандум о взаимопонимании для установления диалога о региональной политике между Министерством регионального развития Российской Федерации и Европейской Комиссией (подписан 23.05.2007).

Третий правовой уровень включает юридические акты о приграничном сотрудничестве, которые заключаются региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах.

Следует отметить, что развитие трансграничного сотрудничества зависит не только от политико-правовой базы, но и от ряда других по-

казателей, которые необходимо учитывать при трансграничных связях: геополитическое положение субъекта РФ, экономические показатели и взаимоотношения между странами-партнерами.

В 2015 году Евросоюз обвинил Россию в эскалации конфликта на Украине и с начала украинского кризиса ЕС предпринял действия, приостанавливающие трансграничное сотрудничество российских регионов-участников и европейских регионов - участников. Поскольку ЕС не признает аннексию Крыма и Севастополя. В настоящее время происходит переоценка программы сотрудничества ЕС-Россия в целях приостановки внедрения Евросоюзом программы двухстороннего регионального трансграничного сотрудничества. В отношении России приняты дипломатические и ограничительные меры (замораживание активов, визовые запреты, ограничения для Крыма и Севастополя.). Ужесточаются антироссийские санкции из-за обвинения стран ЕС (Германия) в не соблюдении договоренностей по имплементации минских соглашений. Проекты, имеющие дело исключительно с международным сотрудничеством и гражданским обществом сохраняются.

Очевидно, что санкции западных стран наносят ущерб российской экономике и трансграничному сотрудничеству, российская сторона повергается прямому политическому и экономическому давлению. Решение конфликта возможно в рамках мирного политического диалога с учетом интересов обеих сторон, что должно способствовать дальнейшему сотрудничеству и развитию трансграничных отношений, внедрению новых технологий трансграничной коммуникации субъектов РФ.

В марте 2016 года Евросоюз подвел новую базу под свои отношения с Россией, оговорив пять основных принципов, на которых будет основано двустороннее сотрудничество за пределами тематики взаимных санкций.

Главы МИД стран Европейского союза единогласно согласовали пять принципов политики сообщества по отношению к России: выполнение минских договоренностей, сохранение курса ЕС на укрепление со странами «Восточного партнерства» и стран Центральной Азии, усиление «внутренней устойчивости Европейского союза», восстановление сотрудничества с Москвой «по некоторым избранным направлениям» и стремление поддержать развитие гражданского общества в России [5].

Следует отметить, в трансграничных отношениях особую форму сотрудничества - представительство субъекта Российской Федерации за рубежом. Формирование сетевой формы трансграничного сотрудничества развивает взаимодействие между акторами различных уровней по обе стороны границы, на этой стадии формируются трансграничные регионы (мегарегионы - ЕС, СНГ; международные макрорегионы - союз России и Беларуси, Балтийский регион, Бенелюкс, страны Балтии; трансграничные мезорегионы - Еврорегионы). Например, программа приграничного сотрудничества ТАСК (1991-2006), которая далее была трансформирована в программу «Партнерство и соседство» (2007-2013) [12].

Перспективными направлениями развития трансграничных отношений субъектов РФ на международном уровне являются сотрудничество со странами СНГ (Белоруссия, Казахстан) и странами дальнего зарубежья (Китай, Германия). Со странами ЕС имеют границы пять субъектов РФ (Республика Карелия имеет государственную границу на севере с Финляндией; Ленинградская область имеет государственные границы на западе с Эстонией, на северо-западе с Финляндией; Мурманская область граничит с Норвегией и Финляндией; Калининградская область граничит на севере и востоке - с Литвой, на юге - с Польшей). Проекты трансграничного сотрудничества с субъектами РФ осуществляются в рамках следующих программ: «Колартик», «Карелия», «Юго-Восточная Финляндия - Россия», «Эстония - Латвия - Россия», «Польша - Литва -Россия» [13].

Выделим особую форму сотрудничества субъектов РФ на международном уровне - кластерное сотрудничество. Кластерное сотрудничество повышает конкурентоспособность приграничных субъектов РФ, так и страны в целом. Особое значение для развития периферийных субъектов РФ имеет международное кластерное сотрудничество в рамках трансграничных кластеров. Устойчивое развитие трансграничных кластеров требует от субъекта РФ определенных критериев: развитие регионального предпринимательства (бизнес-климат, инновационная активность), правовое региональное законодательство (доля участия государства в кластерных инициативах); развитый научно-исследовательский сектор (партнерство среди образовательных учреждений).

Государственная политика направлена на создание и укрепление трансграничных кластеров в Европе. Для реализации данного направле-

ния на практике были созданы «Европейская группировка территориального сотрудничества» («European Grouping of Territorial Cooperation»). Данный правовой документ создан для управления программами структурных фондов и используется для укрепления сотрудничества между органами власти и некоммерческими организациями в рамках поддержки трансграничных кластеров [3].

Выделим ряд программ по кластерному сотрудничеству субъектов РФ. Инициатива 7-й Рамочной Программы по НИОКР «Регионы Знаний» (7th Framework Programme on Research and Development «Regions of Knowledge») направлена на стимулирование взаимодействий между региональными инновационными кластерами. Организации «Европейское территориальное сотрудничество» («European Territorial Cooperation») и «Европа INNOVA» («Europe INNOVA initiative») используются в качестве платформы для сотрудничества между участниками европейских кластеров [4].

Международные связи субъектов РФ позволяют находить и использовать новые формы политической кооперации, экономической интеграции и межкультурных взаимодействий, что свидетельствует о новой тенденции в эволюции международных отношений - стирании граней между внутренней и внешней политикой современных государств [1].

На сегодняшний день можно выделить группы приграничных субъектов РФ с перспективными тенденциями развития трансграничного сотрудничества. Первая группа представлена субъектами РФ с высокой степенью развития международных трансграничных отношений - Псковская область (трансграничные отношения с Белоруссией, Эстонией, Латвией) и Республика Алтай.

На данном этапе в рамках Европейского партнерства существуют программы приграничного сотрудничества с Латвией и с Эстонией (Программа приграничного сотрудничества Латвия-Россия 2014-2020 [14]; Программа приграничного сотрудничества Эстония-Россия 2014-2020 [15].

Республика Алтай активно развивает международную деятельность в рамках заключенных соглашений и договоров с приграничными регионами Монголии, Китая и Казахстана, причем взаимодействие с каждой из них имеет свою специфику. В осуществлении внешнеэкономических связей с Монголией приоритет отдается западным аймакам (Кобдосско-му, Баян-Ульгийскому, Увсинскому), с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Внешнеторговый оборот с Монголией за первое полу-

годие 2016 года составил 615 тыс. долларов США (экспорт - 501 тыс. долларов США), в 2015 году - 1 112 тыс. долларов США, в 2014 году -671 тыс. долларов США.

Внешняя торговля Республики Алтай с регионами Монголии в настоящее время развивается динамично наряду с процессами укрепления связей в сферах культурного и научно-технического сотрудничества. Развитию трансграничных отношений способствует соглашение о безвизовом режиме между Россией и Монголией, вступившее в силу 2014 году.

Поток лиц и транспортных средств на Международном многостороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Ташанта» значительно увеличился. В 2015 году границу пересекли 101 928 человек (увеличение в 2 раза в сравнении с 2014 годом). Объем перевезенных грузов вырос в 2,7 раза. При этом прогнозируется дальнейшее увеличение туристического потока через МАПП «Ташанта».

Вторая группа представлена субъектами Балтийского региона: Мурманская область (трансграничные отношения с Норвегией и Финляндией); Республика Карелия (трансграничные отношения с Финляндией); Ленинградская область (трансграничные отношения с Эстонией, на северо-западе с Финляндией); эксклав - Калининградская область (трансграничные отношения с Республикой Польша и Литовской Республикой).

Мурманск и Северная Норвегия являются ключевыми заинтересованными сторонами в Баренцевом сотрудничестве, инициаторами трансграничного сотрудничества, в которое включены четыре страны и 13 региональных административно-территориальных единиц.

Третья группа включает субъекты РФ, входящие в Центрально-Азиатский регион, имеющие трансграничные отношения с Казахстаном, Монголией и Китаем: Забайкальский край (трансграничные отношения с Монголией и Китаем); Приморский край (трансграничные отношения с Китаем и Северной Кореей). Хасанский район Приморья рассматривает перспективы развития экологического туризма в свете интенсификации трансграничного туризма провинция Цзилинь - Приморский край. Основными направлениями межрегионального взаимодействия с приграничными регионами КНР являются: торгово-экономическое и инвестици-

онное сотрудничество, туризм, образовательное, культурное и научное сотрудничество.

Моделирование трансграничных отношений субъектов РФ происходит в зависимости от ключевых критериев: типа приграничного субъекта, функций границ, от качественных связей между субъектами, от самостоятельности региональных образований, их формы и культурно-этнической специфики каждого субъекта РФ.

Приграничные субъекты имеют особенность по своему географическому положению во внутристрановом измерении. В основном по расстоянию они удалены от федерального центра и являются слаборазвитыми в социально-экономическом отношении (центр-периферийный подход), но при этом у них возможность получать существенные выгоды (импульсы развития) от своего положения при условии приграничного (трансграничного) сотрудничества с сопредельной территории другого государства.

На современном этапе пограничная политика на международном уровне имеет две тенденции в своем развитии. Для первой характерно государственное происхождение регулирующих институтов трансграничных отношений: в их роли выступают органы, образованные на меж-прави-тельственной основе (например, Совет Европы). Особенностью второй является то, что трансграничные регулирующие институты создаются на общественном, неправительственном, уровне, в результате соглашения между региональными субъектами (например, Комитет регионов в Евросоюзе) [7].

Благоприятные условия для развития трансграничного сотрудничества имеют приграничные субъекты РФ, которые выступают «мостом» экономического сотрудничества с другими государствами. Данные субъекты РФ имеют выгодное приграничное положение и развитую инфраструктуру, становятся центрами притяжения иностранных инвестиций, что способствует последующему проникновению трансграничных связей вглубь страны.

Перспективы трансграничных отношений субъектов РФ зависят от поиска оптимальных решений в пограничной политике при объединении усилий федерального центра, исполнительных и законодательных органов субъектов РФ. Вырабатывая стратегию в пограничной политике, федеральным и региональным властям необходимо четко представлять мо-

дель приграничного (трансграничного) сотрудничества на каждом участке пограничного пространства, учитывая при этом «межграничные» различия.

В заключение можно высказать следующие рекомендации:

1. Создать интегрированную и унифицированную нормативно-правовую базу межрегионального и приграничного сотрудничества. Возможно, с этой целью следует создать единый информационный портал, на котором любые заинтересованные лица или организации смогут получить консультацию.

2. Для создания каналов информационного обмена между приграничными субъектами РФ, а в перспективе и интеграции информационного поля, необходимо развивать в пространстве уже существующих средств массовой информации приграничный (трансграничный) компонент.

3. Расширить зону малого пограничного передвижения с сопредельными районами другого государства, изменив радиус безвизовой зоны с 30-50 км до 150 км.

4. Создать особую экономическую зону (ОЭЗ) с льготным налоговым режимом, которая будет предоставлять инвесторам возможность размещения производства на приграничных территориях с выгодным географическим положением.

5. Повысить техническую оснащенность пропускных пунктов приграничных субъектов РФ. Эта ситуация характерна для всей российской границы, которая ранее выполняла, главным образом, барьерную функцию.

6. Проработать четкие механизмы заключения соглашений о приграничном сотрудничестве субъектами Российской Федерации, а также муниципальными образованиями в федеральном законе «О приграничном сотрудничестве». Регламентировать федеральным законодательством реализацию приграничными регионами прав, предоставленных им международным законодательством.

7. В федеральном законе «О приграничном сотрудничестве» отнести осуществление приграничного сотрудничества в части решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований, которые на практике решают большинство возникающих вопросов, особенно оперативного характера.

8. Сформировать особые условия ведения предпринимательской деятельности счет эффективного использования местных ресурсов, привлечения инвесторов по обе стороны границы и развития предпринимательства путем повышения статуса приграничной торговли в положениях законодательных актов Российской Федерации.

Литература

1. Василенко И.А. Геополитика современного мира. М.: Юрайт, 2015.

2. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000.

3. Европейская группировка территориального сотрудничества. URL: http://ru.knowledgr.com/06221256/ (дата обращения 21.10.2016).

4. Михайлов А.С., Михайлова А.А. О возможностях российского участия в формировании трансграничных инновационных кластеров на Балтике // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012.

5. МИД пересмотрит принципы сотрудничества с ЕС. URL: ttps://lenta.ru/news/2016/03/16/mid_eu/ (дата обращения 01.12.2016).

6. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2015 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901723799 (дата обращения 01.10.2016).

7. Основы регионоведения / под ред. И.Н. Барыгина. М.: Гардарики,

2007.

8. Плотникова О.В. Международные связи регионов государств: актуальность и степень исследования проблемы // Власть. 2011. №4.

9. Плотникова О.В. Влияние регионализма на развитие международных связей регионов федеративных государств // Власть. 2012. №10.

10. Плотникова О.В. Международные отношения государств и международные связи регионов государств: общее и особенное // Власть. 2014. №12.

11. Проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». URL: http://sngcom.ru/content/border-cooperation-bill.html (дата обращения 23.10.2016).

12. Программы сотрудничества. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/i ndex_ru.htm (дата обращения 01.10.16).

13. Программы приграничного сотрудничества между регионами по разные стороны сухопутных границ Европейского Союза и России. URL: http://eeas.europa.eu/(дата обращения 01.10.2016).

14. Программа приграничного сотрудничества Латвия - Россия 20142020. URL: http://economics.pskov.ru/sites/default/files/latviyajop.pdf (дата обращения 01.10.2016).

15. Программа приграничного сотрудничества Эстония-Россия 20142020. URL: http://inter.lenobl.ru/Files/file/ee_ru_rus.pdf (дата обращения 23.10.2016).

References

1. Vasilenko I.A. Geopolitika sovremennogo mira. M.: Yurait, 2015.

2. Vasilenko I.A. Politicheskaya globalistika. M.: Logos, 2000.

3. Evropeiskaya gruppirovka territorial'nogo sotrudnichestva. URL: http://ru.knowledgr.com/06221256/ (data obrashcheniya 21.10.2016).

4. Mikhailov A.S., Mikhailova A.A. O vozmozhnostyakh rossiiskogo uchastiya v formirovanii transgranichnykh innovatsionnykh klasterov na Baltike. Ekonomika, upravlenie, finansy: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', dekabr' 2012 g.). Perm': Merkurii, 2012.

5. MID peresmotrit printsipy sotrudnichestva s ES. URL: ttps://lenta.ru/news/2016/03/16/mid_eu/ (data obrashcheniya 01.12.2016).

6. O koordinatsii mezhdunarodnykh i vneshneekonomicheskikh svyazei sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (s izmeneniyami na 13 iyulya 2015 goda). URL: http://docs.cntd.ru/document/901723799 (data obrashcheniya 01.10.2016).

7. Osnovy regionovedeniya. pod red. I.N. Barygina. M.: Gardariki, 2007.

8. Plotnikova O.V. Mezhdunarodnye svyazi regionov gosudarstv: aktual'nost' i stepen' issledovaniya problemy. Vlast'. 2011. №4.

9. Plotnikova O.V. Vliyanie regionalizma na razvitie mezhdunarodnykh svyazei regionov federativnykh gosudarstv. Vlast'. 2012. №10.

10. Plotnikova O.V. Mezhdunarodnye otnosheniya gosudarstv i mezhdunarodnye svyazi regionov gosudarstv: obshchee i osobennoe. Vlast'. 2014. №12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Proekt federal'nogo zakona «Ob osnovakh prigranichnogo sotrudnichestva v Rossiiskoi Federatsii». URL: http://sngcom.ru/content/border-cooperation-bill.html (data obrashcheniya 23.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.