92
УДК 913(474)
Ю. В. Спирина
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ
Рассматриваются вопросы, связанные с развитием трансграничного пространственного планирования как одного из ключевых направлений трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе.
The article explores the development of the transboundary spatial planning as the key aspects of cross-border cooperation in the Baltic Sea region.
Ключевые слова: Балтийский регион, ВАСАБ, трансграничное со-трудничесгво,трансграничное пространственное планирование, пространственное развитие, проекты пространственного планирования.
Международное сотрудничество в сфере пространственного планирования в регионе Балтийского моря началось в 1992 г. в шведском городе Карлскруна со встречи министров 11 стран Балтийского региона (Беларуси, Дании, Швеции, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши и России), ответственных за пространственное планирование и развитие. На встрече было решено закрепить сотрудничество по вопросам пространственного планирования на правительственном уровне и разработать с этой целью совместный документ: «Видение картины будущего и стратегии в регионе Балтийского моря — ВАСАБ 2010» («VASAB 2010 — Visions and Strategies around Baltic Sea 2010») [9].
Цель ВАСАБ — развитие пространственного планирования на уровне региона Балтийского моря. Таким образом, пространственное планирование становится важной областью и приграничного сотрудничества, ведущего к возникновению зон приграничной и транснациональной солидарности. Такой объединительный характер пространственного планирования открывает возможности для координации политических действий различных стран, направленных на решение социально-экономических проблем. Сегодня мы можем говорить о возникновении и развитии трансграничного пространственного планирования — особого направления трансграничного сотрудничества.
Трансграничное сотрудничество — это специфическая, относящаяся к процессу управленческой деятельности форма трансграничного взаимодействия, представляющая собой согласованную деятельность разнообразных акторов соседствующих административных регионов и муниципалитетов разных стран по развитию между ними двусторонних и многосторонних связей и сопровождающаяся созданием институтов координации и содействия развитию трансграничных связей, на основе которых могут формироваться трансграничные регионы макро-, мезо- и микроуровня [1].
В свою очередь трансграничное пространственное планирование, с одной стороны, представляет собой процесс согласования решений отно-
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 92- 96.
сительно использования пространства своей территории с интересами и планами партнеров по другую сторону границы, что достигается за счет снижения фактора неопределенности. С другой стороны, при более высоком уровне сотрудничества под трансграничным пространственным планированием следует понимать процесс разработки совместных решений по поводу организации и оптимального использования жизненного пространства трансграничных регионов макро-, мезо- и микроуровня.
В последние годы особое значение возможностям трансграничного пространственного планирования придается на уровне ЕС. В мае 1999 г. на заседании Совета Европы был утвержден один из самых важных в области пространственного развития документов — «Европейская перспектива пространственного развития» (European Spatial Development Perspective — ESDP).
Основные задачи «Европейской перспективы пространственного развития» — содействие устойчивому и сбалансированному развитию всей Европы, устранение барьеров на пути развития, следование принципу субсидиарности. В соответствии с положениями «Европейской перспективы пространственного развития» эти цели могут быть достигнуты посредством пропаганды шести ключевых идей: повышение конкурентоспособности за счет создания зон глобальной экономической интеграции; содействие полиценгричному пространственному развитию; усиление территориальной когезии и обеспечение равного доступа к инфраструктуре; содействие устойчивому развитию, стимулирование развития нового типа сельско-городского партнерства и развитие так называемых «компактных городов» [S].
Ключевым компонентом «Европейской перспективы пространсгвен-ного развития» является европейская сеть организаций, занимающихся просгранственным развитием, или ЭСПОН (the European Spatial Planning and Observation Network — ESPON). ЭСПОН занимается гармонизацией основных баз данных по пространственному планированию и развитию в Европе, построением сетей и налаживанием контактов с целью создания научно-исследовательского сообщества, которое будет заниматься вопросами пространственного развития и впоследствии на постоянной основе сможет сотрудничать с кругами, принимающими политические решения [4].
ЭСПОН разработал систематический подход к вопросам территориального развития. Это так называемый трехуровневый: подход (макроуровень, мезоуровень и микроуровень). На макроуровне Европа рассматривается как целое. Мезоуровень охватывает национальные и транснациональные территории, такие как регион Балтийского моря или Северные страны. На микроуровне главное значение уделяется вопросам регионального и местного развития. Это могут быть, например, территории приграничного сотрудничества [5].
Организации Балтийского региона широко представлены в сети ЭСПОН и даже выполняют функцию главных партнеров по ряду тематических направлений. Можно предположить, что этому послужил опыт трансграничного взаимодействия в сфере пространственного планирования на уровне всего Балтийского региона, реализованный, прежде всего, в рамках инициативы ВAСAБ.
93
94
Стратегия «ВАСАБ 2010» (1994 г.) вначале апробировалась в рамках так называемых пилотных проектов, в ходе реализации которых проверялись современные методы пространственного планирования. В дальнейшем отдельная программа для Балтийского региона в рамках инициативы Интеррег 11С «Транснациональное сотрудничество в сфере регионального и пространственного планирования» была непосредственно нацелена на поддержку реализации положений планов пространственного развития Балтийского региона, сформулированных в рамках инициативы ВАСАБ 2010 [6].
Поддержка сотрудничества в Балтийском регионе Европейским союзом продолжилась и существенно увеличилась в рамках последующей программы — Интеррег ШБ РБМ 2000 — 2006, направленной на укрепление трансграничного сотрудничества в сфере пространственного планирования и регионального развития в Балтийском регионе. В проектах программы приняли участие 1805 организаций из 639 городов Балтийского региона. Всего было реализовано 137 проектов, при этом Евросоюзом на эти цели было выделено 149 млн евро для стран-членов ЕС и 7,5 млн евро для России и Беларуси. Среди проектов с участием Калининградской области можно особо отметить «СЕБко: Сотрудничество между городами и сельскими территориями как двигатель регионального развития в Юго-Восточной Балтике», «Интегрированное ведение хозяйства в водосборных бассейнах (этапы 1 и 2)», «Форум Балтийских городов», «Транснациональный коридор в Южной Балтике Восток — Запад», «Балтийские ворота ПЛЮС», «Стратегия развития еврорегиона "Балтика"», а также проект «Окно: Восток — Запад», реализуемый под непосредственным руководством инициативы ВАСАБ. Из 45 проектов с участием Калининградской области 25 затрагивают вопросы пространственного планирования (из 84 проектов с российским участием к тематике пространственного планирования относятся 46 проектов).
Значительное число проектов (73 из 137) в большей или меньшей степени затрагивало вопросы пространственного планирования. Таблица показывает смежные темы, рассматриваемые в проектах программы Интеррег 111В РБМ наряду с решением задач трансграничного пространственного планирования.
Смежные темы проектов пространственного планирования в рамках программы Интеррег ШБ РБМ
Тематическое направление Количество проектов
Транспортная инфраструктура и логистика 34
Развитие человеческих ресурсов (программы обучения, повышение квалификации и т. д.) 32
Охрана окружающей среды 26
Информационные и телекоммуникационные технологии 19
Туризм 16
Инвестиции 11
Природное, культурное и историческое наследие 8
Сельские территории и развитие сельского хозяйства 8
W
Как уже было отмечено, одна ключевых характеристик процесса пространственного планирования — его демократичность. Это также предполагает существенное расширение состава участников данного процесса: в него вовлечены не только органы власти, но и деловые круги, общественные организации, экспертное сообщество и т. д. В трансграничном пространственном планировании особую роль играют международные организации и ассоциации (например, секретариаты еврорегионов), выполняющие посредническую функцию между отдельными регионами или странами-партнерами. Эту роль на уровне Балтийского макрорегиона играет и ВAСAБ. Лпализ программы "Интеррег в Балтийском регионе" показал, что органы власти всех уровней остаются наиболее активными участниками проектов пространственного планирования. В то же время среди старых и новых членов Евросоюза гораздо большую активность проявляют представители бизнес-сферы, а также морские порты и организации, занимающиеся продвижением туризма. В регионах России и Беларуси более значительную роль играют неправительственные организации, вузы и научно-исследовательские институты [2].
Сегодня процесс обсуждения и поиска решений пространственных проблем региона Балтийского моря, в том числе и с участием Северо-Запада России, трудно представить без участия ВAСAБ. В 2005 г. на 6-й Конференции министров по пространственному планированию и развитию в регионе Балтийского моря ВAСAБ было предложено разработать «Долгосрочную перспективу пространственного развития региона Балтийского моря до 2030 г.». Этот документ должен придти на смену «Видению картины будущего и стратегии в регионе Балтийского моря — ВAСAБ 2010» [3].
Необходимость создания новой стратегии пространственного развития объясняется рядом изменений, происходящих сегодня в Европе в целом и регионе Балтийского моря в частности. «"Долгосрочная перспектива развития" должна стать главным инструментом реализации основной задачи ВAСAБ, а именно ускоренной пространственной интеграции внутри самого региона Балтийского моря и его интеграции с другими регионами Европы» [7].
Начавшаяся недавно Программа Балтийского моря 2007—2013 гг., как и предыдущая программа, поддерживает проекты транснационального сотрудничества, направленные на сбалансированное и устойчивое развитие территории Европы. В рамках этой программы определены четыре приоритетных направления: инновации, внутренняя и внешняя доступность, Балтийское море как общий ресурс, привлекательные и конкурентоспособные города и регионы. Завершившийся осенью 2008 г. первый раунд отбора заявок на финансирование наглядно показал, что вопросы пространственного планирования не теряют своей актуальности.
Список литературы
1. Давидов Д., Чекалина Т. Калининград: плюсы и минусы эксклавности // Космополис. 2008. № 2(21). С. 144.
2. Чекалина Т. Н. Использование сетевого подхода в методике анализа трансграничного сотрудничества // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2007. № 7. С. 92—97.
3. A VASAB Long Term Perspective for the spatial development of the BSR — Proposal for character, structure and overall objective/ Ministry of Enterprise, Energy and Communications. URL: http:/ /www.vasab.org.
4. Hague C. European Territorial Research Community ESPON. Linking Territorial Research and Practice: An agenda for the future. Luxembourg, 2005.
5. ESPON Project 1.1.1. Urban areas as nodes in a polycentric development. URL: http://www.epson.eu/mmp/online/website/content/projects/259/648/index_EN.html
6. Interreg IIC Baltic Sea Region. Region Policy — Inforegio. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/reg_prog/po/prog_664.htm.
7. Zaucha J. VASAB co-operation for spatial planning and development. URL: https://www.kreis-lwl.de.
8. Goldsmith M. V. Spatial Planning for Future Development in the European Union / ULI. Paris, 2004.
9. Towards a Framework for Spatial Development in the Baltic Sea Region // Third Conference of Ministers for Spatial Planning and Development. Tallinn, 1994. P. 96.
Об авторе
Ю. В. Спирина — асп., РГУ им. И. Канта, [email protected].