Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ САМОИЗОЛЯЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ САМОИЗОЛЯЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД / ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чилипенок Юлия Юрьевна, Гапонова Ольга Сергеевна, Гапонова Надежда Сергеевна, Данилова Любовь Сергеевна

Представлены результаты исследования, посвященного особенностям трансформации жизненного уклада российских женщин, вызванным пандемией COVID-19. В этой, второй части акцент сделан на восприятие женщинами ситуации выхода из самоизоляции. Основной гипотезой явилось предположение о том, что главной проблемой выхода из режима самоизоляции стало нежелание женщин менять образ жизни, который в данный период не был ограничен жестким рабочим графиком, и соответственно нежелание возвращаться к очному формату работы. Наибольшим плюсом завершения режима самоизоляции для женщин, имеющих детей-школьников, стало их возвращение к очному формату обучения. Результаты исследования полностью или частично подтвердили предложенные гипотезы и определили основной вывод о том, что женщины, пройдя через самоизоляцию и вернувшись (полностью или частично) в офлайн-формат жизни и работы, прошли все классические стадии стресса: отрицание, гнев, поиск компромисса, отчаяние, принятие. Способность к преодолению проблем, связанных с пандемией, появилась у них именно на этапе осознания и принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чилипенок Юлия Юрьевна, Гапонова Ольга Сергеевна, Гапонова Надежда Сергеевна, Данилова Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF RUSSIAN WOMEN LIFESTYLE IN THE CONTEXT OF EXIT FROM SELF-ISOLATION CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents the results of the research on the peculiarities of Russian women’s lifestyle transformation caused by the COVID-19 pandemic. In this second part of the research the emphasis has been placed on the women’s perception of the end of self-isolation. The key hypothesis of the research was the assumption that the main problems caused by the ending of the self-isolation regime were women’s unwillingness to change their lifestyle, which during the period of self-isolation was not limited by a rigid work schedule, and accordingly unwillingness to return to the full-time work format. The greatest benefit of the end of the self-isolation regime for Russian women who have schoolchildren was their return to full-time education. The results of the research fully or partially confirmed the proposed hypotheses and drew the main conclusion that Russian women, having gone through self-isolation and return (fully or partially) to the offline format of life and work, experienced all the classic stages of stress: denial, anger, search for compromise, despair, acceptance. The ability to overcome the problems connected with the pandemic came to women precisely at the stage of awareness and acceptance.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ САМОИЗОЛЯЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 3—19. Woman in Russian Society. 2022. No. 2. P. 3—19.

Научная статья

УДК 316.346.2-055.2

DOI: 10.21064/WinRS.2022.2.1

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА

РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ САМОИЗОЛЯЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

Юлия Юрьевна Чилипенок, Ольга Сергеевна Гапонова, Надежда Сергеевна Гапонова, Любовь Сергеевна Данилова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), г. Нижний Новгород, Россия, [email protected]

Аннотация. Представлены результаты исследования, посвященного особенностям трансформации жизненного уклада российских женщин, вызванным пандемией COVID-19. В этой, второй части акцент сделан на восприятие женщинами ситуации выхода из самоизоляции. Основной гипотезой явилось предположение о том, что главной проблемой выхода из режима самоизоляции стало нежелание женщин менять образ жизни, который в данный период не был ограничен жестким рабочим графиком, и соответственно нежелание возвращаться к очному формату работы. Наибольшим плюсом завершения режима самоизоляции для женщин, имеющих детей-школьников, стало их возвращение к очному формату обучения. Результаты исследования полностью или частично подтвердили предложенные гипотезы и определили основной вывод о том, что женщины, пройдя через самоизоляцию и вернувшись (полностью или частично) в оф-лайн-формат жизни и работы, прошли все классические стадии стресса: отрицание, гнев, поиск компромисса, отчаяние, принятие. Способность к преодолению проблем, связанных с пандемией, появилась у них именно на этапе осознания и принятия.

Ключевые слова: жизненный уклад, выход из режима самоизоляции, коронави-русная инфекция, пандемия

Для цитирования: Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Гапонова Н. С., Данилова Л. С. Трансформация жизненного уклада российских женщин в условиях выхода из самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19 // Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 3—19.

© Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Гапонова Н. С., Данилова Л. С., 2022

Original article

TRANSFORMATION OF RUSSIAN WOMEN LIFESTYLE IN THE CONTEXT OF EXIT FROM SELF-ISOLATION CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIC

Yuliya Yu. Chilipenok, Olga S. Gaponova, Nadezhda S. Gaponova, Liubov S. Danilova

National Research University "Higher School of Economics" (Nizhny Novgorod), Nizhny Novgorod, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article presents the results of the research on the peculiarities of Russian women's lifestyle transformation caused by the COVID-19 pandemic. In this second part of the research the emphasis has been placed on the women's perception of the end of self-isolation. The key hypothesis of the research was the assumption that the main problems caused by the ending of the self-isolation regime were women's unwillingness to change their lifestyle, which during the period of self-isolation was not limited by a rigid work schedule, and accordingly unwillingness to return to the full-time work format. The greatest benefit of the end of the self-isolation regime for Russian women who have schoolchildren was their return to full-time education. The results of the research fully or partially confirmed the proposed hypotheses and drew the main conclusion that Russian women, having gone through self-isolation and return (fully or partially) to the offline format of life and work, experienced all the classic stages of stress: denial, anger, search for compromise, despair, acceptance. The ability to overcome the problems connected with the pandemic came to women precisely at the stage of awareness and acceptance.

Key words: lifestyle, exit from self-isolation, coronavirus infection, pandemic

For citation: Chilipenok, Iu. Iu., Gaponova, O. S., Gaponova, N. S., Danilova, L. S. (2022) Transformatsiia zhiznennogo uklada rossiiskikh zhenshchin v usloviiakh vykhoda iz samoizoliatsii, vyzvannoi pandemiei COVID-19 [Transformation of Russian women lifestyle in the context of exit from self-isolation caused by the COVID-19 pandemic], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 2, pp. 3—19.

Введение

Современное общество переживает кризисный период, вызванный пандемией COVID-19, который, по мнению мирового научного сообщества, является серьезным вызовом человечеству, его последствия будут определять судьбу цивилизации в ближайшем будущем [Торкановский, 2020; Nicola et al., 2020]. Аналитики называют пандемию стресс-тестом мирового масштаба, причем не только для государств, макроэкономических показателей различных стран, но и для каждого человека, каждой отдельной семьи [Дробот, 2020].

В настоящее время уже сформировался достаточно большой объем данных отечественных и зарубежных исследований по тематике пандемии COVID-19. Особый интерес эта тема представляет для гуманитарных наук, которые исследуют проблему с разных точек зрения. Экономисты рассматривают влияние

пандемии на макроэкономические показатели, фондовые рынки, рынок труда, малый и средний бизнес [Duffin, 2020; Stiglitz, 2020; Гимпельсон, Капелюш-ников, 2020] \ Юристов интересуют вопросы законодательных ограничений, вводимых в условиях пандемии, невозможности выполнения договорных обязательств, деятельности правоохранительных органов, трудового права [Тарапов, 2020; Мельников, 2020]2. Социологи изучают проблему коронави-руса в контексте влияния на различные аспекты жизненного уклада россиян [Ивченкова, 2020; Горшков, 2020; Касьянов и др., 2020]. Психологи, наряду с социологами, озабочены вопросами семейных взаимоотношений и их трансформации в период пандемии, проблемой роста семейного насилия, особенностями обучения детей в домашних условиях [Dong, Zheng, 2020; Gao et al., 2020; Власенко, 2020]3.

При рассмотрении влияния пандемии на трансформацию жизни людей с социологических позиций замечено, что традиционно именно женщине принадлежит ведущая роль в организации семейного уклада, в связи с чем наиболее интересным представляется исследование поведения женщин в новых кризисных условиях. В целом эта тема, где объектом изучения является женщина, а предметом — влияние пандемии на ключевые стороны жизненного уклада женщин и их семей, пока недостаточно изучена, хотя и представляет значительный интерес4. Мы не остались в стороне от решения данного вопроса и весной 2020 г. провели масштабное исследование, посвященное восприятию женщинами условий вынужденной домашней самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19 [Чилипенок и др., 2020].

Рассмотрев различные сферы поведения женщины в самоизоляции, вызванной пандемией, мы пришли к заключению, что российские женщины оказались наиболее пострадавшей стороной в силу того, что, с одной стороны, им так же, как и мужчинам, пришлось приспосабливаться к работе в новых условиях, объем их домашнего неоплачиваемого «невидимого труда» [Miranda, 2011] вырос в разы, с другой — на их плечи в придачу легла функция обучения детей. Несмотря на это, женщины адаптировались к новым условиям достаточно быстро и даже нашли в режиме самоизоляции определенные плюсы. Они продемонстрировали ответственное поведение, в основной своей массе пунктуально соблюдая режим самоизоляции; большинство с легкостью освоили новый высокотехнологичный удаленный формат работы; конфликты в семьях, если и возникали, не носили затяжного характера и не имели необратимых последствий.

1 The Global Economic Outlook During the COVID-19 Pandemic: a Changed World. World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2020/06/08/the-global-economic-outlook-during-the-covid-19-pandemic-a-changed-world/ (дата обращения: 19.04.2021).

2 COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/883/events/ (дата обращения: 19.04.2021).

3 COVID-19 и насилие в отношении женщин: что может сделать сектор/система здравоохранения. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/331699 (дата обращения: 19.04.2021).

4 COVID-19: emerging gender data and why it matters. New York, UN Women. URL: https ://data.unwomen.org/resources/covid- 19-emerging-gender-data-and-why-it-matters (дата обращения: 19.04.2021).

В контексте рассуждения об актуальности темы следует отметить, что в целом ситуация самоизоляции оказалась сложным вызовом для женщин и их семей. Казалось, окончание периода самоизоляции могло бы стать решением накопившихся проблем. Однако этого не произошло. Выход из самоизоляции породил ряд новых трудностей для женщин — от потери работы или снижения доходов семьи за время самоизоляции до элементарного нежелания вновь перестраивать свой распорядок дня. Необходимость проанализировать эти новые изменения и обусловила целесообразность проведения второго этапа нашего исследования трансформации жизненного уклада российских женщин — в условиях выхода из самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19.

Выдвижение гипотезы

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что основной проблемой, вызванной выходом из режима самоизоляции, стало нежелание женщин менять образ жизни, который в данный период не был ограничен жестким рабочим графиком, и соответственно нежелание возвращаться к очному формату работы. Наибольшим плюсом завершения режима самоизоляции для женщин, имеющих детей-школьников, стало их возвращение к очному формату обучения, а также отсутствие необходимости проводить весь день вместе с другими членами семьи.

Методология и организация исследования

Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования. Анкета содержала 69 вопросов. Количество обработанных анкет — 203. Анкетирование было проведено в марте 2021 г. (приурочено к годовщине введения в России режима самоизоляции). Опрос проводился среди женщин, проживающих в Нижнем Новгороде.

Каналы, по которым распространялась анкета, включали как личные коммуникационные сети авторов исследования, так и медийные средства, обычно не востребованные в малообеспеченных слоях населения и непопулярные у работающих женщин низкой квалификации. Использовались такие сети, как Telegram, Facebook, Viber, WhatsApp и др.

В результате подобной фильтрации выборка исследования отсекла основной массив женщин без высшего образования, работающих в сферах, не требующих высокой квалификации, и, таким образом, определила для изучения специфическую страту современного российского общества — работающих женщин с достатком средним и выше среднего. Это, в свою очередь, обусловило актуальность работы, так как полученные результаты оказались в некоторой степени отличными от среднероссийских показателей, представленных в трудах других авторов, давших более усредненный срез. Так, больше половины наших респонденток работают в сфере науки и образования, состоят в зарегистрированном браке 55 %, причем только 44 % проживают с супругами, 48 % не имеют несовершеннолетних детей. В городе-миллионнике (Нижний Новгород) проживают 93 %. Возраст большинства женщин, попавших в выборку, варьируется в диапазоне от 26 до 50 лет — 77 %.

Результаты исследования

Выход из режима самоизоляции и социальное самочувствие

В контексте социального самочувствия несомненный интерес представляют особенности восприятия женщинами ситуации пандемии, самоизоляции и выхода из нее.

После года жизни в условиях СОУГО-19 45 % респонденток отметили, что ситуация с коронавирусом сейчас вызывает у них меньше опасений, чем в начале пандемии. Это неудивительно, так как с течением времени существенно возросла информированность населения о самой болезни, возможностях ее лечения и профилактики. Ситуация стала более понятной и, как следствие, менее тревожной. Тем более что многие переболели сами или уже успели сделать прививки. При этом 27 % опрошенных женщин утверждают, что ситуация с COVID-19 не вызывает у них опасений. Это показательно, поскольку на первом этапе исследования беспокойство по поводу ситуации с коронавирусной инфекцией выказывали 60 % респонденток и только у 11 % никаких опасений не возникало.

В то же время 24 % респонденток отметили, что сами и/или члены их семей переболели коронавирусом в легкой форме, в 5 % случаев отмечены тяжелые случаи болезни с госпитализацией, еще в 5 % — летальные исходы (среди знакомых случаев тяжелой болезни и смерти было отмечено соответственно 21 и 12 %). В ситуации обращения за медицинской помощью наибольшие сложности были связаны с длительным ожиданием результатов тестирования на COVID — 14 %, большим скоплением людей в медицинских учреждениях — 12 %, невозможностью вызвать врача на дом — 10 %. Отметили, что не болели коронавирусом, 26 % женщин; столько же, может быть, переболели бессимптомно.

В самоизоляции опрошенные женщины, согласно распоряжению Правительства РФ, находились достаточно долго — с 25 марта по 12 мая 2020 г. Этот интервал отметили 48 % респонденток, еще 26 % провели в режиме ограничений с 25 марта до конца лета 2020 г.

Интересными оказались ответы на вопрос о том, какое событие обозначило для женщин момент окончания режима самоизоляции. Только для 11 % таким фактом стало распоряжение Правительства РФ от 12 мая 2020 г. о снятии первых ограничений. Для 12 % ориентиром стала возможность посещения парикмахерских и косметических салонов, для 10 % — возобновление посещения кафе, ресторанов и ночных клубов, для 8 % — возможность посещения спортзалов. В большинстве же случаев — 23 % — выход из режима самоизоляции был связан с возвращением в офлайн-формат работы. 14 % отметили, что все произошло «как-то само собой».

Показательно, что далеко не все женщины соскучились в самоизоляции по своим коллегам — таких лишь 8 %. Такое же количество респонденток — по 8 % — нуждались не в общении с коллегами, а в посещении парикмахерских и косметологических салонов, ресторанов и кафе, спортивных залов. Несколько большее количество женщин хотели посещать театры и кино — 10 %, скучали по встречам с родными и друзьями — 13 %. Однако больше всего респондент-кам не хватало отдыха за границей — 16 %.

После выхода из режима самоизоляции удалось восполнить практически все дефициты, и женщины направились в салоны красоты, торговые центры, спортзалы и рестораны. В отпуск же за границу поехать практически никому не удалось. 22 % респонденток первым делом после ослабления ограничений были вынуждены отправиться на работу. Еще 18 % сразу же посетили родственников и знакомых.

К сожалению, нельзя сказать, что с выходом из самоизоляции социальное самочувствие женщин стабилизировалось или улучшилось. Остались старые проблемы и появились новые: 29 % продолжали испытывать неудобства из-за необходимости ходить в маске, у 17 % сложности вызывала перемена режима дня, 14 % — опасались пользоваться общественным транспортом, лифтом, ходить по магазинам, 13 % продолжали бояться контактировать с другими людьми. Женщинам не хочется возвращаться к офлайн-режиму работы, тратить время и деньги на дорогу.

Таким образом, развитие ситуации с пандемией и отмена режима самоизоляции привели, с одной стороны, к постепенному ее принятию, пониманию, снижению беспокойства и тревожности, частичному восстановлению привычного образа жизни, с другой — к возникновению новых проблем и фобий после долгого периода ограничений: к боязни контактов с людьми, мест большого скопления народа. Помимо этого, у женщин возникли сложности в налаживании прежних социальных контактов, часто из-за отсутствия необходимости либо желания это делать.

Работа

Наемными работниками являются 81 % респонденток, и, как уже было отмечено, более половины заняты в сфере науки и образования. Здесь отметим одно из самых значимых нововведений, отражающих специфику пандемического кризиса, — это массовый перевод сотрудников на удаленную работу, который не мог не затронуть и опрошенных женщин. По мнению экспертов, сфера образования оказалась наиболее устойчивой к рискам возможной потери работы, так как все учебные заведения, так или иначе, перешли в онлайн-формат работы [Смирнов, 2020].

Если в ходе предыдущего исследования, которое проводилось в начале периода самоизоляции, вопрос о том, нравится ли респонденткам работать удаленно, вызвал максимальное количество сложностей с ответом (18 % не смогли определиться, так же как и с ответом на вопрос о желании в дальнейшем продолжить работать в удаленном режиме [Чилипенок и др., 2020]), то сейчас половина респонденток — 48 % — уверенно отвечают, что им понравилось работать онлайн. При этом 43 % считают, что дальше будут работать в смешанном режиме, а 35 % — что перспектив продолжать работать удаленно у них нет. После выхода из режима самоизоляции продолжает работать в онлайн-формате 21 %, а 18 % — трудятся удаленно, периодически посещая рабочее место.

Среди основных проблем, связанных с возвращением в офлайн-формат работы, названы следующие: необходимо тратить много времени на сборы и дорогу — 22 %, стало меньше времени на домашние дела и общение с близкими — 16 %, возросли расходы на транспорт и питание вне дома — 15 %, снова перестали высыпаться — 13 % (рис. 1).

Много времени приходится тратить на сборы на работу и дорогу Стало меньше времени на домашние дела и на общение с близкими Возросли транспортные расходы и расходы на питание вне дома

Снова перестала высыпаться

Не работаю удаленно

Продолжаю работать удаленно

Привыкла уже работать дома, испытываю психологический дискомфорт в офисе Трудностей не возникло

0 5 10 15 20 25

Рис. 1. Сложности, связанные с возвращением в офлайн-формат работы, отмеченные респондентками, %

Несмотря на трудности, женщины находят также и преимущества в возвращении к традиционному формату работы: так, четверть опрошенных оказались рады личному общению с коллегами и начальством; 20 % отмечают, что стали лучше выглядеть, так как на работу нужно собираться; 19 % считают, что многие рабочие вопросы теперь решаются легче, чем из дома; 14 % радует, что на работе есть вся необходимая оргтехника (рис. 2).

Рада личному общению с коллегами и начальством

Стала лучше выглядеть: на работу нужно собираться

Многие рабочие вопросы стало решать проще, чем из дома Есть необходимая для моей работы оргтехника

Не работаю офлайн Другое

Преимуществ в возвращении на работу не обнаружила

Преимуществ в офисной работе не обнаружила

0 5 10 15 20 25 30

Рис. 2. Преимущества возвращения в офлайн-формат работы, выделенные респондентками, %

Таким образом, самоизоляция открыла для многих женщин новый онлайн-формат работы, приверженцев которого по прошествии времени оказалось вдвое больше, чем его противников. В ситуации выхода из онлайн-формата в традиционный в качестве основных плюсов отмечены личное общение с коллегами и мотивация для того, чтобы лучше выглядеть; минусы — возросшие материальные расходы и временные затраты, а также меньшее количество времени, которое остается на домашние дела.

Распределение времени

Мнения об изменении количества свободного времени с выходом из самоизоляции у респонденток разделились: 45 % отметили, что свободного времени у них стало меньше, у 44 % ничего не изменилось.

Относительно распределения времени 51 % женщин отметили, что они активно работали в период самоизоляции — 6 и более часов в день. 21 % респон-денток столько же времени уделял семейным бытовым делам, 26 % — сну и отдыху, 13 % — просмотру телепередач.

После выхода из самоизоляции более 6 часов в день стали работать 58 % женщин, бытовым вопросам столько времени смогли посвятить уже только 15 %, спать и отдыхать более 6 часов в день стал иметь возможность только 21 %, а долго смотреть телевизор смогли в 2 раза меньше женщин — 6 %. На домашние дела 39 % респонденток стали тратить менее 1 часа в день. При этом на 10 % увеличилось количество женщин, которые начали заниматься спортом хотя бы 1 час в день.

Таким образом, самые существенные изменения в распределении времени коснулись ведения домашнего хозяйства, времени на которое после выхода из режима самоизоляции у женщин стало гораздо меньше. Время, уделяемое сну и отдыху, особенно просмотру телевизора, значительно сократилось.

Материальное положение и структура затрат

Материальное положение женщин в период самоизоляции не вызывает особого беспокойства. Денег в основном хватало, но трудности с покупкой товаров длительного пользования, дорогостоящих вещей, квартиры испытывали около 60 % респонденток. Женщины отметили, что в период самоизоляции денег стало даже больше за счет экономии на летнем отдыхе, шопинге, транспортных расходах, расходах на одежду. Деньги, при сохранении уровня заработной платы, тратились только на продукты и коммунальные платежи.

После выхода из режима самоизоляции материальное положение у большинства респонденток — 72 % — существенно не изменилось. При этом ситуация выхода из режима ограничений спровоцировала увеличение некоторых трат (рис. 3). Отметим, что явного снижения расходов не отмечено ни по одной категории продуктов и услуг.

Что касается расходов на еду, то после выхода из режима самоизоляции на прежнем уровне они остались у 58 % опрошенных, возросли у 27 %, снизились у 11 %. Можно отметить некоторое снижение затрат на фастфуд и снеки, кондитерские изделия, деликатесы и алкоголь — по 4 %. При этом респондентки стали тратить больше на фрукты и овощи — 11 %, мясо и мясные продукты — 9 %.

Проезд и услуги связи Одежда и обувь Продукты питания Досуг и культура Мы не стали тратить больше Косметика и косметология Лечение

Онлайн-шопинг и доставка

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

Рис. 3. Динамика материальных затрат респонденток на различные категории продуктов и услуг после выхода из самоизоляции, %

В период ограничений запасы продуктов делали 44 % опрошенных женщин, продолжать эту практику планирует 21 %.

Таким образом, существенного влияния на изменение материального положения опрошенных женщин выход из режима самоизоляции не оказал. Наиболее серьезная перемена — ожидаемый рост затрат на проезд и услуги связи по причине возвращения в офлайн-формат работы.

Здоровый образ жизни и вредные привычки

В условиях режима самоизоляции более 40 % опрошенных женщин (до самоизоляции — 55 %, что существенно отличает показатели этой группы от среднестатистических российских показателей)5 продолжили заниматься спортом и вести здоровый образ жизни; после ослабления ограничений количество женщин, соблюдающих нормы здорового образа жизни, возросло незначительно — до 46 %. При этом 18 % респонденток по привычке продолжили заниматься дома, с использованием домашнего спортивного инвентаря и подручных средств, и лишь 28 % — вернулись в спортивные клубы. Были отмечены следующие сложности: многие клубы закрылись в период пандемии и респондент-ки не нашли для себя подходящего по месторасположению и/или стоимости нового варианта — 6 %; выросли цены на абонементы — 5 %; в клубах

5 Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE), проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. URL: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms; http://www.hse.ru/rlms (дата обращения: 19.04.2021).

не соблюдаются в достаточной мере санитарно-гигиенические требования — 5 %. Что касается тех респонденток, которые в клубы не вернулись, но пытаются вести здоровый образ жизни, то они используют для домашних занятий различные он-лайн-ресурсы (аудиотренинги, видеотрансляции, мастер-классы), тренируются на свежем воздухе и придерживаются диеты, как и в период самоизоляции.

Напомним, что в период ограничений у респонденток и членов их семей, согласно данным первого этапа нашего исследования [Чилипенок и др., 2020], появились (или более ярко себя проявили) различные вредные привычки. С выходом из самоизоляции лишь 10 % респонденток оставили в прошлом пассивный лежачий образ жизни, 8 % перестали проводить много времени в соцсетях, столько же покончили с систематическим перееданием, по 6 % респонденток прекратили употреблять алкоголь и неумеренно просматривать интернет-контент и телепередачи. По мнению 9 % опрошенных женщин, после избавления от этих вредных привычек ссоры в семье, ранее возникавшие из-за них, стали реже. При этом 14 % респонденток отмечают, что нездоровые практики, приобретенные во время самоизоляции, с выходом из нее никуда не делись, вошли в обычай.

Таким образом, кроме полезной практики самостоятельных занятий спортом дома и на улице, опрошенными были приобретены и сохранены на постоянной основе и некоторые привычки, связанные с нерациональным и нездоровым образом жизни.

Уход за собой и саморазвитие

С целью профилактики заражения СОУГО-19 на период самоизоляции были закрыты парикмахерские и салоны красоты. В связи с этим отдельные группы респонденток самостоятельно стали делать следующие бьюти-процедуры: маникюр и педикюр — 20 %, эпиляцию — 17 %, окрашивание волос — 12 %. Еще 12 % опрошенных признались, что все перечисленное они и раньше делали сами и с выходом из самоизоляции для них ничего не поменялось. 28 % женщин на время режима ограничений совсем отказались от выполнения каких-либо косметических процедур. С открытием салонов к услугам профессионалов вернулись не все респондентки: количество женщин, самостоятельно делающих маникюр и педикюр, сократилось очень незначительно — до 19 %, а эпиляцию — до 16 %. Возможно, они за это время привыкли ухаживать за собой самостоятельно и после выхода из самоизоляции не спешат тратить деньги на салонный уход. Что же касается парикмахерских услуг, то в салоны вернулись все те респондентки, которые до самоизоляции доверяли свои волосы только профессионалам. Более того, именно туда первым делом и отправились 11 % всех опрошенных женщин. Всего же в салоны красоты вернулись 58 % респонденток, а 21 % стал пользоваться услугами мастеров на дому. При этом женщины отмечают, что некоторые бьюти-процедуры, утратившие свою актуальность во время самоизоляции, не кажутся им теперь такими уж необходимыми (нанесение макияжа, использование парфюма и др.).

Исходя из полученных данных можно сделать не только вывод о том, что женщины несколько расслабились во время самоизоляции и стали меньше следить за собой, но и о том, что ими был сделан существенный позитивный шаг к осознанному потреблению и отказу от излишних бьюти-привычек.

Рассмотрим далее вопросы саморазвития женщин после самоизоляции. С выходом из режима ограничений в тройку лидеров направлений женского саморазвития попал профессиональный рост, потеснив кулинарию на 4-ю позицию; иностранные языки занимают теперь 6-е место, опередив такие направления, как психология и бьюти-сфера. Рукоделие, как ожидалось, с 6-й позиции опустилось на 10-ю, поскольку это хобби требует значительного резерва свободного времени.

Таким образом, после окончания периода самоизоляции респондентам в значительной степени остались верны своим интересам, традиционные женские хобби не потеряли актуальности, но при этом более востребованными стали профессиональные навыки, вытеснив преимущественно «бытовые» и времяемкие занятия.

Отношения с партнером и детьми

Более половины опрошенных женщин — 52 % — отметили, что кардинальных изменений в морально-психологическом климате их семьи после выхода из самоизоляции не произошло, у 14 % респонденток отношения с партнером даже улучшились, но у 11 % — ухудшились. В числе 3 наиболее популярных проблемных зон в отношениях с партнером оказались обнаружившиеся за время вынужденного сосуществования в четырех стенах различия в мировоззрении и уровне интеллекта, обострившиеся по этой причине старые обиды, проблемы в сексуальной сфере. Наряду с этими негативными тенденциями респондентки называют также, напротив, ухудшение морально-психологического климата из-за вынужденной разлуки с партнером, с которым они привыкли постоянно быть вместе за время режима самоизоляции и теперь скучают по нему. Среди позитивных сдвигов во взаимоотношениях было отмечено, что обязанности по дому перераспределились за время самоизоляции более рационально: партнер взял часть их на себя и продолжает исправно выполнять после выхода из нее. Также пары стали лучше понимать друг друга, нашли новые способы проведения совместного досуга и с удовольствием стали проводить время вместе. При этом 5 % опрошенных, напротив, объясняют улучшение во взаимоотношениях с партнером тем, что не надо находиться круглосуточно вместе в четырех стенах и можно наконец отдохнуть друг от друга. Это предположение являлось одной из гипотез исследования, однако данный вариант не вышел в ведущие позиции рейтинга плюсов выхода из самоизоляции. Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что введение режима ограничений послужило своего рода катализатором в партнерских отношениях внутри российских семей: у кого-то оно высветило проблемные зоны и обострило противоречия, а у кого-то послужило укреплению семейных отношений, улучшению взаимопонимания и формированию у партнеров более справедливого баланса между досугом и обязанностями по дому. Следовательно, сложившаяся ситуация воспринимается респондентками амбивалентно: и как угроза распада отношений, и как их ресурс.

Что же касается отношений с несовершеннолетними детьми, то у большинства респонденток с выходом из самоизоляции кардинальных изменений в этом вопросе не произошло, у 18 % опрошенных отношения с детьми улучшились, ухудшение отмечают только 5 % респонденток. Среди плюсов возвращения детей к очному обучению были отмечены отсутствие необходимости самостоятельно

организовывать досуг детей и контролировать их учебу в онлайн-формате, снижение у ребенка компьютерной зависимости и уменьшение у него общей конфликтности и раздражительности. Среди наиболее часто упоминаемых проблем, обострившихся с выходом ребенка из самоизоляции, вновь сбитый режим сна и бодрствования, рост расходов на питание и проезд, сильное отставание от школьной программы за время самоизоляции и, как следствие, ухудшение успеваемости.

В целом подавляющее большинство респонденток, имеющих детей школьного возраста, — 82 % — выразили искреннюю радость по поводу их возвращения к очному формату обучения, поскольку он дает детям общение и социализацию, более высокое качество образовательных услуг, а сами родители устали лично контролировать процесс обучения.

Отношение к мерам профилактики COVID-19

В отношении мер профилактики СОУГО-19 большинство респонденток демонстрируют ответственное поведение и дисциплинированность. Масочный режим соблюдали 67 % опрошенных женщин, 28 % следовали ему не всегда, 5 % респонденток маску не носили принципиально. За прошедший год только 8 % опрошенных рискнули отправиться в отпуск за границу, 8 % летали самолетом на отечественные курорты, 10 % отдохнули на российском юге, но добирались туда на собственном автомобиле, что значительно безопаснее с точки зрения возможности заразиться коронавирусом. Подавляющее же большинство респонденток — 71 % — остались без курортного отдыха и довольствовались дачами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При ответе на вопрос о том, планируют ли они сделать прививку от COVID-19, мнения разделились на 3 почти равные категории. 15 % опрошенных женщин прививку уже сделали, 11 % собираются привиться в ближайшее время, 5 % хотели бы привиться, но есть противопоказания. Еще 34 % согласятся сделать прививку, если будут поставлены в условия невозможности в противном случае работать, ездить за границу и посещать общественные места. 26 % опрошенных женщин не согласны прививаться ни при каких обстоятельствах.

Что же касается протестных акций относительно ограничений, то большинство респонденток их не поддерживают: 43 % выказали полное равнодушие к этому вопросу, 42 % такие акции осуждают, 11 % относятся с пониманием, но сами участвовать в них бы не стали.

Таким образом, в отношении мер профилактики коронавируса респон-дентки в большинстве своем проявляют сознательность и дисциплинированность, хотя и жалуются на некоторые неудобства.

Оценка текущей ситуации

Третья часть всех опрошенных женщин настроена пессимистично и считает, что остановить распространение коронавируса невозможно — так или иначе, им переболеет большая часть населения, еще 29 % респонденток признают ко-ронавирус реальной угрозой и 27 % считают, что от населения скрывают реальные масштабы эпидемии.

Мнение о мерах, принимаемых Правительством РФ в ситуации пандемии, ухудшилось по сравнению с показателями первого этапа исследования. Если

ранее около 40 % опрошенных женщин находили эти меры вполне адекватными, то теперь только 18 %. Совершенно бессмысленными их считают более половины опрошенных — 51 %.

Большинство респонденток — 75 % — убеждены, что ситуация с корона-вирусом сильно подорвала российскую экономику, в то время как 17 % считают, что это будет дополнительным стимулом для экономического развития страны в будущем. Здесь мы можем наблюдать некоторую позитивную тенденцию, так как, согласно прежним показателям, пессимистично настроены были 95 % опрошенных россиянок, а оптимистично — только 14 %.

При этом 58 % опрошенных женщин уверены, что коронавирус мутирует, последуют другие волны пандемии и режим самоизоляции может повториться; 30 % респонденток, хотя и опасаются дальнейшего ухудшения эпидемиологической ситуации в стране, считают, что Правительство на серьезные ограничительные меры уже не пойдет, а 10 % верит, что предпринимаемые профилактические мероприятия и массовое вакцинирование обезопасят население от повторения такой ситуации.

Что же касается общего настроя респонденток, мыслят они достаточно оптимистично: 45 % опрошенных женщин уверены, что все будет хорошо и даже лучше, чем прежде; 19 % надеются вернуться к докоронавирусному образу жизни. 27 % считают, что мир уже не будет прежним, 7 % видят в будущем только негативные тенденции. Если сравнить полученные результаты с данными по первой волне COVID-19, то в части противоположных мнений об исходе ситуации они практически совпадают: тогда на благополучное будущее надеялся 41 % респонденток, а сугубо пессимистичный ответ дали те же 7 %. Такие оценки, видимо, связаны с личностным психотипом опрошенных и с характерным для них восприятием любой жизненной ситуации. Интересно, что осознание того, что послекоронавирусный мир уже не будет прежним, пришло только сейчас: тогда к прежней жизни надеялись вернуться 43 % российских женщин и только 9 % осознавали, что изменения необратимы.

Заключение

Российские женщины, пройдя через самоизоляцию и вернувшись (полностью или частично) в офлайн-формат жизни и работы, прошли все классические стадии стресса: отрицание, гнев, поиск компромисса, отчаяние, принятие [Кюб-лер-Росс, 2001]. Настоящая сила и способность к преодолению проблем, связанных с пандемией, пришли к женщинам и членам их семей именно на этапе осознания и принятия.

Если рассматривать ситуацию более подробно, то гипотеза о том, что основной проблемой, вызванной выходом из режима самоизоляции, стало нежелание женщин менять ставший привычным несколько расслабленный образ жизни и соответственно нежелание возвращаться к очному формату работы, в целом подтвердилась. За время ограничений женщины научились рационально распределять задачи в течение дня, соблюдая баланс личного и рабочего времени. Они приспособились к такому графику и уже не видят в нем неудобств, а удаленная работа стала для них источником дополнительного времени и новых возможностей.

Процесс восприятия ситуации выхода из самоизоляции снова приводит женщин к последовательному прохождению всех стадий стресса.

Что же касается предположения о том, что плюсами перехода к обычной жизни станет возвращение детей в школы и мужей на работу, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, матери оказались рады передать функцию обучения и обеспечения досуга детей в руки профессионалов, а с другой — недовольны возросшими расходами на питание и перемещение детей вне дома. Также рес-пондентки, наряду с одобрением выхода из ситуации, характеризующейся необходимостью проводить весь день вместе с другими членами семьи, высказывали сожаление о вынужденном долговременном расставании с детьми и супругами, с которыми они привыкли проводить больше времени в период самоизоляции.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что проявившиеся сложности взаимодействия с изменившейся внешней средой не оказали серьезного негативного воздействия на российских женщин, настроенных достаточно позитивно и готовых к изменениям.

Разумеется, дальнейшая научная рефлексия и новые социальные опросы населения дадут более ясную картину проблем, связанных с периодом самоизоляции, выходом из нее и с адаптацией к новой реальности российских семей.

Список источников

Власенко А. И. Психологические изменения состояния личности в депривационных условиях режима самоизоляции // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. С. 88—103.

Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. Рынок труда под натиском коронавируса // Центр трудовых исследований ВШЭ. 2020. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/ 369698959.pdf (дата обращения: 19.04.2021).

Горшков М. К. Пандемия очищает небосвод: о COVID-19 в контексте социальной диагностики // Литературная газета. 2020. № 17—18. URL: https://lgz.ru/article/_17-18-6735-29-04-2020/pandemiya-ochishchaet-nebosvod-/ (дата обращения: 19.04.2021).

Дробот Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 4. С. 937—960.

Ивченкова М. А. К вопросу о влиянии режима самоизоляции в условиях пандемии на обострение супружеских конфликтов // Теория и практика общественного развития. 2020. № 12. С. 38—41.

Касьянов В. В., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения // Гуманитарий Юга России. 2020. № 2. С. 51—63.

Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: София, 2001. 316 с.

Мельников В. Ю. Законодательство в период противодействия коронавирусной инфекции // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2020. № 2. С. 24—35.

Смирнов С. Н. Влияние пандемии COVID-19 на потребительский рынок России: статистический анализ // Социальные новации и социальные науки. 2020. № 2. С. 149—159.

ТараповА. COVID-19: юридические последствия для сторон договора. 2020. URL: http://legalinsight.ru/legal-insight- %E2 %84 %96-03-89-2020/ (дата обращения: 19.04.2021).

Торкановский Е. П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 3. С. 663—682.

Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Гапонова Н. С., Данилова Л. С. Трансформация жизненного уклада российских женщин в условиях самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19 // Женщина в российском обществе. 2020. № 4. С. 82—98.

Dong M., Zheng J. Letter to the editor: headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID-19 // Health Expect. 2020. Vol. 2. P. 259—260.

Duffin E. Impact of the coronavirus pandemic on the global economy — statistics & facts // Statista. 2020. June, 4. URL: https://www.statista.com/topics/6139/covid-19-impact-on-the-global-economy/ (дата обращения: 19.04.2021).

Gao J., Zheng P., Jia Y., Chen H., Mao Y., Chen S. et al. Mental health problems and social media exposure during COVID-19 outbreak // PLoS ONE. 2020. № 4.

Miranda V. Cooking and caring, building and repairing: unpaid work around the world // Society at a Glance 2011: OECD Social Indicators. OECD Publishing, 2011. Р. 9—28.

Nicola M. et al. The socio-economic implications of the coronavirus and COVID-19 pandemic: a review // International Journal of Surgery. 2020. № 78. P. 185—193.

Stiglitz J. E. We need a better balance between globalization and self-reliance: how the economy will look after the coronavirus pandemic // Foreign Policy. 2020. 15 April. URL: https://foreignpolicy.com/2020/04/15/how-the-economy-will-look-after-the-coronavirus-pandemic/ (дата обращения: 19.04.2021).

References

Chilipenok, Iu. Iu., Gaponova, O. S., Gaponova, N. S., Danilova, L. S. (2020) Transformatsiia zhiznennogo uklada rossiiskikh zhenshchin v usloviiakh samoizoliatsii, vyzvannoi pandemiei COVID-19 [Transformation of Russian women lifestyle in the context of self-isolation caused by the COVID-19 pandemic], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 4, pp. 82—98.

Dong, M., Zheng, J. (2020) Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID-19, Health Expect, vol. 2, pp. 259—260.

Drobot, E. V. (2020) Mirovaia ekonomika v usloviiakh pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy vosstanovleniia [The global economy in the context of the COVID-19 pandemic: the results of 2020 and the prospects for recovery], Ekonomicheskie otnosheniia, vol. 10, no. 4, pp. 937—960.

Duffin, E. (2020) Impact of the coronavirus pandemic on the global economy — statistics & facts, Statista, June, 4, available from https://www.statista.com/topics/6139/covid-19-impact-on-the-global-economy/ (accessed 19.04.2021).

Gao, J., Zheng, P., Jia, Y., Chen, H., Mao, Y., Chen, S. et al. (2020) Mental health problems and social media exposure during COVID-19 outbreak, PLoS ONE, no. 4.

Gimpel'son, V. E., Kapeliushnikov, R. I. (2020) Rynok truda pod natiskom koronavirusa [The labor market under the onslaught of the coronavirus], Tsentr trudovykh issledovanii VShE, available from https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/369698959.pdf (accessed 19.04.2021).

Gorshkov, M. K. (2020) Pandemiia ochishchaet nebosvod: O COVID-19 v kontekste sotsial'noi diagnostiki [The pandemic is clearing the firmament: About COVID-19 in the context of social diagnostics], Literaturnaia gazeta, no. 17—18, available

from https://lgz.ru/article/_17-18-6735-29-04-2020/pandemiya-ochishchaet-nebosvod-/ (accessed 19.04.2021).

Ivchenkova, M. A. (2020) K voprosu o vliianii rezhima samoizoliatsii v usloviiakh pandemii na obostrenie supruzheskikh konfliktov [On the question of the influence of the self-isolation regime in a pandemic on the exacerbation of marital conflicts], Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, no. 12, pp. 38—41.

Kas'ianov, V. V., Gafiatulina, N. Kh., Samygin, S. I. (2020) Osobennosti i problemy sotsial'nogo povedeniia v usloviiakh rezhima samoizoliatsii rossiiskogo naseleniia [Features and problems of social behavior in the conditions of the regime of self-isolation of the Russian population], Gumanitarii Iuga Rossii, no. 2, pp. 51—63.

Kiubler-Ross, E. (2001) O smerti i umiranii [About death and dying], Moskow: Sofiia.

Mel'nikov, V. Iu. (2020) Zakonodatel'stvo v period protivodeistviia koronavirusnoi infektsii [Legislation in the period of countering of coronavirus infection], Vestnik iuridicheskogo fakul'teta Iuzhnogo federal'nogo universiteta, no. 2, pp. 24—35.

Miranda, V. (2011) Cooking and caring, building and repairing: unpaid work around the world, in: Society at a Glance 2011: OECD Social Indicators, OECD Publishing, pp. 9—28.

Nicola, M. et al. (2020) The socio-economic implications of the coronavirus and COVID-19 pandemic: A review, International Journal of Surgery, no. 78, pp. 185—193.

Smirnov, S. N. (2020) Vliianie pandemii COVID-19 na potrebitel'skiï rynok Rossii: statisticheskii analiz [Impact of the COVID-19 pandemic on the Russian consumer market: statistical analysis], Sotsial'nye novatsii i sotsial'nye nauki, no. 2, pp. 149—159.

Stiglitz, J. E. (2020) We need a better balance between globalization and self-reliance: how the economy will look after the coronavirus pandemic, Foreign Policy, 15 April, available from https://foreignpolicy.com/2020/04/15/how-the-economy-will-look-after-the-coronavirus-pandemic/ (accessed 19.04.2021).

Tarapov, A. (2020) COVID-19: iuridicheskie posledstviia dlia storon dogovora [COVID-19: legal implications for the parties to the contract], available from http://legalinsight.ru/ legal-insight-%E2 %84 %96-03-89-2020/ (accessed 19.04.2021).

Torkanovskii, E. P. (2020) Avtarkiia 2.0: global'naia èkologicheskaia povestka, pandemiia COVID-19 i novaia normal'nost' [Autarky 2.0: the global environmental agenda, the COVID-19 pandemic and the new normality], Ékonomicheskie otnosheniia, vol. 10, no. 3, pp. 663—682.

Vlasenko, A. I. (2020) Psikhologicheskie izmeneniia sostoianiia lichnosti v deprivatsionnykh usloviiakh rezhima samoizoliatsii [Psychological changes in the state of personality in the deprivation conditions of the regime of self-isolation], Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, vol. 12, no. 4, pp. 88—103.

Статья поступила в редакцию 11.12.2021; одобрена после рецензирования 21.01.2022; принята к публикации 13.02.2022.

The article was submitted 11.12.2021; approved after reviewing 21.01.2022; accepted for publication 13.02.2022.

Информация об авторах /Information about the authors

Чилипенок Юлия Юрьевна — доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой общего и стратегического менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), г. Нижний Новгород, Россия, [email protected] (Dr. Sc. (Sociology), Professor, Head of the Department

of General and Strategic Management, National Research University "Higher School of Economics" (Nizhny Novgorod), Nizhny Novgorod, Russian Federation).

Гапонова Ольга Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), г. Нижний Новгород, Россия, [email protected] (Cand. Sc. (Economy), Associate Professor at the Department of General and Strategic Management, National Research University "Higher School of Economics" (Nizhny Novgorod), Nizhny Novgorod, Russian Federation).

Гапонова Надежда Сергеевна — преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), г. Нижний Новгород, Россия, [email protected] (Lecturer at the Department of General and Strategic Management, National Research University "Higher School of Economics" (Nizhny Novgorod), Nizhny Novgorod, Russian Federation).

Данилова Любовь Сергеевна — старший преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), г. Нижний Новгород, Россия, [email protected] (Senior Lecturer at the Department of General and Strategic Management, National Research University "Higher School of Economics" (Nizhny Novgorod), Nizhny Novgorod, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.