Банковское дело
Удк 300-399.33
трансформация целей и функций банка России в современных условиях
е. в. горюнова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента Е-mail: hicrhodus@mail. т Ростовский государственный экономический университет (РинХ)
В статье проведен анализ изменения функций центрального банка за весь период его существования. На основе точек зрения отечественных ученых предложена авторская классификация основных функций, присущих центральному банку. Предпринята попытка определения возможности и эффективности усиления надзорных функций со стороны Банка России.
Ключевые слова: центральный банк, модернизация банковского сектора, этапы, трансформации, функции.
В современных условиях модернизация отечественной экономики и развитие реального сектора становятся невозможными без соответствующего финансового обеспечения, которое во многом будет зависеть от направлений развития денежно-кредитной политики, основополагающим звеном в реализации которой является Банк России. Также в Стратегии развития банковского сектора на период до 2015 года большое внимание уделяется стимулированию развития региональных банков [6], так как именно они должны стать основными кредиторами реального сектора экономики страны.
Вопрос о том, какие функции должен реа-лизовывать центральный банк, носит во многом дискуссионный характер. Ученые спорят не только о необходимости наделения центральных банков
теми или иными функциями, но и о возможности существования их как института. С этой точки зрения очень интересна работа английского экономиста В. Смит «Происхождение центральных банков», где отражены основные аргументы экономистов -сторонников двух точек зрения: централизованной банковской системы и свободной системы банковского бизнеса.
Сторонники свободной системы банковского бизнеса считают, что центральный банк не является естественным порождением развития банковского бизнеса. Ведь они насаждались извне волей государства, что и стало причиной довольно больших отклонений в развитии общей структуры денег и кредита, которые проявились в условиях централизации, по сравнению с тем, что произошло бы при свободной системе в отсутствие государственного протекционизма [8].
По мнению автора, сама история зарождения и становления центральных банков доказывает необходимость их существования в любом типе экономики. Возникновение первых банковских учреждений датируется VIII в до н. э., в то время как история существования института центральных банков насчитывает всего несколько веков. Первые такие банки возникли в Европе в XVII в. в Швеции и Англии, а активное их создание приходится на ХГС-ХХ вв.
Появление центральных банков связано с тем, что в период бурного развития капитализма появилась потребность в регулировании рыночных отношений и управлении ими в интересах общества. Необходим был и специальный орган, который осуществлял бы общее регулирование и надзорные функции в рамках банковской системы. Такими организациями стали эмиссионные банки, впоследствии получившие звания центральных. Поэтому точка зрения сторонников «свободной системы банковского бизнеса» представляется довольно спорной. Ведь разрозненные банковские организации ни при каких обстоятельствах не смогли бы взять на себя как функции макрорегулятора, так и надзорные функции.
Центральные банки во всех странах мира оказывают решающее воздействие на размеры и динамику денежной массы. Изменение количества денег в обращении влияет на величину процентных ставок, валютный курс, уровень цен и объем промышленного производства. Скажем, грамотная эмиссионная политика центрального банка может существенным образом сказаться на стимулировании экономики страны. Опыт США это подтверждает. Несмотря на то, что с 2007 г. Федеральная резервная система (ФРС) США осуществляет масштабную эмиссию долларов, инфляция при этом остается довольно приемлемой. А Банк России, проводя более жесткую денежную политику, не всегда оказывается способен сдержать рост инфляции (рис. 1).
Таким образом, центральный банк может оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом. От того, насколько стабильна и эффективна банковская система, зависят условия и возможности развития как отдельных экономических субъектов, областей, регионов, секторов эконо- } 2 мики, так и национального хозяйства в целом.
В настоящее время в развитых странах активизировалась тенденция к пересмотру критериев государственного регулирования банковской системы. В западной литературе выделяют три модели независимости центрального банка.
К первой из них относится процедурная модель, действующая в США и ос-
2007 200В
гооэ
а
нованная на совокупности процедур обсуждения решений центрального банка (ФРС) с участием разных сторон в средствах массовой информации.
В рамках инструментальной модели (Великобритания и Скандинавские страны) правительство устанавливает конечную цель деятельности центрального банка, который сам определяет средства ее достижения.
Нормативная модель (Германия) базируется на том, что центральный банк является органической частью исторически сложившегося в стране порядка регулирования экономики и выступает как центральный институт национальной социально ориентированной системы.
Примечательно, что некоторые американские политики и экономисты считают, что ФРС слишком независима, ведь она иногда вступает в конфликт с исполнительной властью, почти каждый президент США время от времени довольно резко высказывается в адрес политики, проводимой ФРС. При этом часто руководство ФРС лишь выслушивает замечания, но все равно избирает в конечном итоге тот курс, который считает оптимальным для страны в сложившейся ситуации. П. Самуэльсон и В. Нордха-ус отмечают, что независимый центральный банк -это гарант стабильности национальной валюты и лучший защитник от инфляции: его независимость позволяет гарантировать, что проводимая денежно-кредитная политика не будет зависеть от политических целей [7].
Что же касается функций центрального банка, то хотя под самим термином «функция» исследователи и законодатели понимают одну и ту же деятельность банка (точнее - разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполня-
3
2
I
I
15
12
2010 2011
2007 200В
2009
б
2010 2011
Рис. 1. Ставки рефинансирования ФРС США (а) и Банка России (б) и уровень инфляции в 2007-2011 гг., процент годовых [2]: 1 - ставка рефинансирования ФРС США по федеральным фондам; 2 - инфляция; 3 - ставка рефинансирования Банка России
емые банком для реализации поставленных перед ним задач), ученые, занимающиеся вопросами развития и функционирования центральных банков разных стран, предлагают довольно большой перечень функций, которые, по их мнению, выполняет или должен выполнять центральный банк. Кроме того, они придерживаются разных (иногда диаметрально противоположных) позиций относительно того, насколько центральный банк должен быть «нагружен» функциями.
С точки зрения автора, целесообразно рассмотреть самые распространенные в научной литературе перечни функций центрального банка, чтобы определить основные группы его функций и выявить те функции, которые являются базовыми (именно их выполнение должно носить первоочередной характер).
Анализ научной литературы, посвященной вопросам деятельности и развития Банка России, показал, что установленные Федеральным законом от 10.07.2002 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 18 функций каждый ученый, занимающийся данной темой, трактует несколько по-разному и по-разному делит по классификационным группам.
Так, А. В. Тютюнник и А. В. Турбанов выделяют всего 5 основных групп функций Банка России -главного эмиссионного центра страны:
- организация денежного обращения;
- поддержание устойчивости национальной валюты;
- осуществление денежно-кредитного регулирования экономики;
- осуществление банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков;
- организации функционирования расчетной системы.
В своем исследовании Г. Г. Фетисов функции Банка России также объединяет в 5 групп. Но трактовка этих функций довольно сильно отличается от варианта Тютюнника и Турбанова. Ученый в точности придерживается формулировок, данных в Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и лишь распределяет указанные в нем функции по основным классификационным группам:
1) функция денежно-кредитного регулирования;
2) функция нормативного регулирования;
3) операционная функция;
4) информационно-аналитическая функция;
5) надзорная и контрольная функция.
Экономист Т. С. Бакулина группирует функции
Банка России исходя из специфики его целевой ориентации и подразделяет их на:
- функции денежно-кредитного регулирования;
- функции нормативного регулирования;
- операционные функции;
- информационно-аналитическую функцию;
- функции финансового агента Правительства
РФ;
- функции органа валютного регулирования и валютного контроля;
- надзорные и контрольные функции.
В отличие от предыдущих авторов Е. Б. Стародубцева не группирует функции, а просто выделяет 8 основных, не объединенных каким-либо классификационным признаком:
- эмиссия денег;
- аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
- хранение официальных золотовалютных резервов;
- кредитование коммерческих банков;
- предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для Правительства РФ;
- осуществление расчетов и переводных операций;
- денежно-кредитное регулирование экономики;
- контроль за деятельностью кредитных учреждений.
По мнению В. В. Рудько-Селиванова, следует выделить три цели деятельности Банка России, предусмотренные законодательством, и согласно им определить следующие функции:
- регулирующую;
- контролирующую;
- информационно-исследовательскую.
Функции Банка России, согласно Е. Ф. Жукову
и Н. Д. Эриашвили, можно сгруппировать в пять основных групп, которые в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран:
- монопольная эмиссия банкнот;
- функция банка банков;
- функция правительственного банкира;
- денежно-кредитное регулирование;
- внешнеэкономическая функция.
Другой исследователь В. Н. Рыбин разделяет точку зрения тех авторов, которые выделяют пять основных функций центрального банка. Однако он считает, что в качестве основных необходимо выделять только первые четыре функции.
В то же время международные финансовые организации (в частности МВФ) склонны выделять шесть функций центральных банков, к которым (помимо перечисленных) относится контроль над финансовыми учреждениями. Но, по мнению В. Н. Рыбина, функция контроля за финансовыми учреждениями не свойственна Банку России, потому что он как звено высшего уровня банковской системы может оказывать прямое влияние только на отдельные звенья этой системы. Ведь существуют такие подразделения финансовой системы, воздействие на которые с его стороны либо минимально, либо полностью отсутствует.
А вот А. Г. Братко, выделяя те же функции, что указаны в ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», указывает, что функция управления государственным долгом в этом законе не прописана, хотя она является обязанностью Банка России и предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.
Только одну - основную или базовую функцию Банка России склонен выделять А. В. Навой. Это функция эмиссионного института, которая закреплена в ст. 75 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ее реализация направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Более расширенное толкование данной функции подразумевает:
- обеспечение как внутренней устойчивости национальной валюты, так и ее стабильной внешней стоимости;
- регулирование денежной массы и поддержание покупательной способности эмитируемых денег посредством регулирования их стоимости по отношению к мировым валютам;
- создание таких воспроизводственных условий, которые позволили бы избежать структурных диспропорций хозяйства, порождающих инфляционные процессы.
Именно поэтому исследователь все остальные функции относит к производным или избыточным.
Таким образом, большинство авторов в качестве основной и важнейшей функции называют традиционную и самую старейшую функцию центрального
банка - эмиссию банкнот, которая в последние годы претерпела значительные изменения, так как в условиях золотого стандарта банкноты имели двойное обеспечение - коммерческими векселями и золотом, а в настоящее время эмиссия кредитных денег осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим связь эмиссии банкнот с товарным обращением в значительной степени ослабла, золотое обеспечение было отменено.
Аккумуляцию и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений Банк России начал выполнять в тот момент, когда в эмиссионный процесс включились коммерческие банки. Это стало возможно благодаря появлению механизма банковского мультипликатора, в основе действия которого лежит процесс обязательного резервирования части средств, получаемых банками в виде депозитов, на специальных счетах в Банке России. Механизм действия банковского мультипликатора тесно связан с функцией, условно называемой функцией «банка банков». Она получила широкое распространение в начале XX в., когда хранение резервов коммерческих банков являлось гарантией для их вкладчиков. Позднее размер кассовых резервов начал регулироваться законом. Впервые законодательная база для осуществления данного порядка была разработана в США при создании ФРС - в 1913 г. Норма резервов первоначально была жестко регламентированной. Каждый банк был обязан хранить в Федеральной резервной системе сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Но затем нормы резервов стали пересматриваться. К середине столетия многие страны начали вводить принцип изменяющихся резервов. Например, в Англии существует практика джентльменского соглашения между центральным и коммерческими банками, согласно которой банки добровольно поддерживают уровень кассовых резервов в размере 8 % по отношению к сумме вкладов и 30 %-ную норму ликвидных активов. Также существует практика установления разных норм резервов для разных категорий банков. Так, в 1998 г. Банком России для Сбербанка России была установлена норма резервов в размере 5 %, в то время как для других банков она была в два раза выше. Нормы резервов, действующие в настоящее время, приведены в табл. 1.
Еще одна функция, выделяемая отечественными экономистами в качестве одной из важнейших, -кредитование коммерческих банков. Она заключается в том, что Банк России организует систему их
Таблица 1
изменения нормы резервов, установленные Банком России в 2009-2012 гг., % [11]
По обязатель- По обяза- По обязатель- По иным
ствам перед тельствам ствам перед По обязатель- обяза- По иным обя-
юридически- перед юри- физически- ствам перед тельствам зательствам
Период ми лицами- дическими ми лицами физическими кредитных кредитных
нерезидента- лицами-нере- в валюте лицами в организаций организаций в
ми в валюте зидентами в Российской иностранной в валюте иностранной
Российской иностранной федерации валюте Российской валюте
Федерации валюте федерации
01.11.2009 - 31.01.11 2,5
01.02.2011 - 3,5 3,0 3,0
28.02.2011
01.03.2011 - 4,5 3,5 3,5
31.03.2011
01.01.2011 - 5,5 4,0 4,0
по настоящее время
рефинансирования. Например, Е. А. Прончатов в процессе исследования пришел к выводу, что Банк России является кредитором последней инстанции по отношению к банковскому сектору в целом. Он также утверждает, что мезокредитование последней инстанции в деятельности Банка России является неотъемлемой частью проводимой им денежно-кредитной политики.
Президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян отмечает, что в последние годы Банк России уделяет большое внимание развитию операций рефинансирования кредитных организаций. Однако существующий механизм, по его мнению, нуждается в коренном реформировании, так как:
- действующая система не побуждает банки расширять долгосрочное кредитование;
- инструменты рефинансирования ориентированы только лишь на основных операторов финансового рынка, т. е. крупные банки первого эшелона;
- ресурсы Банка России в рамках системы рефинансирования носят краткосрочный характер, а из всех видов кредита спрос растет только на однодневные операции РЕПО, в то время как выдача ломбардных кредитов очень мала.
Негативно оценивает качество выполнения этой функции и С. Ю Глазьев: удерживая ставку рефинансирования на уровне, существенно превышающем среднюю рентабельность производственной сферы, Банк России тем самым блокировал развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями
В то же время в течение последнего года Банком России реализуется ряд мер для того, чтобы малые и
средние банки могли привлекать финансирование на упрощенных условиях. Например, были понижены рейтинговые требования к ценным бумагам из ломбардного списка, которые банки могут использовать в качестве залога. Это характерно и для большинства европейских центробанков, которые смягчили денежную политику путем снижения процентных ставок.
Подавляющим большинством ученых отмечается все возрастающая роль функции контроля и надзора за деятельностью кредитных учреждений, суть которой заключается в том, что Банк России, начиная с момента регистрации нового банка и выдачи ему лицензии, осуществляет контроль за его деятельностью. Наибольшее значение как надзирающего и контролирующего органа он имеет на той стадии осуществления деятельности кредитной организации, когда проводится комплексное регулирование и контроль. Здесь Банком России устанавливаются обязательные для кредитных учреждений правила проведения банковских операций, ведения учета, разрабатываются нормативы.
Особенно необходимой эта функция центральных банков стала во время мирового финансового кризиса 2008 г. Осенью того года все ведущие центробанки мира, исключая Японию и Россию, приняли решение о снижении процентных ставок. Кроме того лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами.
Однако наделение центральных банков функциями кредитора может очень негативно сказаться как
на экономике страны, так и на доверии населения к институту центрального банка в целом. Так, в 2007-2010 гг. ФРС США выдала различным банкам, корпорациям и правительствам под нулевой процент кредитов на сумму 16 трлн долл. в целях поддержания их ликвидности и финансового оздоровления. Особо примечательным является тот факт, что эти кредиты так и не были возвращены, а информация о таких гигантских размерах операций не обнаро-довалась руководством ФРС из-за ожидаемой негативной реакции американцев. Известно о подобных действиях стало только после первого официального проведенного в ФРС США аудита [13].
В течение последних десятилетий система банковского надзора постепенно приобретала международный характер. Это было связано с интернационализацией банковского дела. В 1975 г. председателями центральных банков десяти про-мышленно развитых европейских стран был сформирован Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, или «Комитет Кука», названный так по имени директора Банка Англии П. Кука - инициатора создания международного банковского надзора.
В декабре 2009 г. после произошедшего мирового финансового кризиса Базельским комитетом был опубликован консультативный материал «Повышение устойчивости банковского сектора», в котором предлагались меры по укреплению глобального регулирования в отношении достаточности капитала и ликвидности с целью обеспечения более устойчивого банковского сектора. Цель пакета реформ Базель-ского комитета заключалась в повышении уровня способности банковского сектора выдерживать потрясения, возникающие в результате финансо-
вого и экономического стресса, независимо от его источника, снижении уровня риска перемещения проблем из финансового сектора в реальный сектор экономики [5].
В 2012 г. Базельский комитет по банковскому надзору начал очередной раунд консультаций, цель которого - согласовать более жесткие нормативы уровня ликвидности банков. Эта структура уже давно и последовательно внедряет все более жесткие комплексы требований к банкам, известные, в частности, под названиями «Базель-2» и «Базель-3».
Точки зрения отечественных ученых на выполняемые Банком России функции были обобщены, названы основные и носящие соподчиненный характер (рис. 2). По мнению автора, целесообразно выделить 5 основных функций: эмиссионную функцию, функцию денежно-кредитного регулирования, функцию банковского регулирования и надзора, информационно-аналитическую и внешнеэкономическую функции.
С точки зрения авторов, такая классификация позволяет наиболее полно раскрыть сущность тех задач, которые стоят перед Банком России. Кроме
Функции Банка России
Эмиссионный центр страны
Денежно-кредитное регулирование
Банковское регулирование и надзор
Поддержание устойчивости национальной валюты
Организация функционирования расчетной системы
Информационно-аналитическая функция Т
Внешнеэкономическая функция
Кредитор последней инстанции (банк банков)
Нормативное регулирование
4-1-'
г Организация валютного \
V. регулирования У
Организация функционирования расчетной системы (операционная функция)
Функции финансового агента правительства
Хранение золотовалютных резервов
Рис. 2. Базовые и дополнительные функции Банка России
того, выполняемые им функции возможно классифицировать по временным периодам его существования и рассмотреть то, как они трансформировались за более чем полуторавековой период существования. В целях проведения такого анализа история Банка России была разбита на 9 этапов, каждый из которых характеризуется появлением новых функций или существенным их ограничением. В табл. 2 приведены данные этапы и обозначены функции, присущие Банку России в тот или иной период времени.
Анализ истории развития Банка России показывает, что его функции с течением времени менялись. И есть лишь одна функция, которая практически всегда ему присуща - эмиссионная. Переход к рынку ознаменовал резкое увеличение функций, среди которых особое значение приобрела надзорная функция. Перед Банком России был поставлен целый ряд задач по укреплению экономики страны. Однако экономисты задаются вопросом о том, насколько необходимой яв-
Трансформация функций Банка Росс
ляется его «загрузка» исторически не свойственными ему функциями. Некоторые из них утверждают, что «перегрузка» центральных банков, столь характерная для слабых стран с зависимым типом экономического развития, приводит к тому, что эти функции либо противоречат друг другу, либо находятся вне сферы компетенции банковской системы.
По этой причине некоторыми современными исследователями подвергается сомнению возможность наделения Банка России функциями антикризисного управляющего или расширения его надзорных полномочий. Например, в качестве одной из причин кризиса 1998 г. отмечается проведение Банком России политики, в которой были заинтересованы только крупнейшие и крупные банки. Безусловно, что для банковской системы страны необходимо поддержание оптимального соотношения между банками разного «веса» или размерности - крупными, средними и мелкими. Политика Банка России
Таблица 2
в течение периода его существования
Основные группы функций краткое содержание новых функций
Эмиссионная функция Государственный банк получает эмиссионное право, т. е. право выпуска банкнот, обеспеченных золотом
Эмиссионная функция; функция банковского регулирования Все частные и акционерные банки объединены с Государственным банком
Операционная функция Функции Народного банка РСФСР сведены к минимуму, в результате чего банк фактически превратился в расчетно-кассовый орган
Эмиссионная функция; организация валютного регулирования Банку предоставляется монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями
Эмиссионная функция; функция денежно-кредитного регулирования На Государственный банк СССР возложена обязанность оперативного управления и контроля всей кредитной системой СССР
Эмиссионная функция; функция денежно-кредитного регулирования; функция банковского регулирования Государственному банку СССР передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. Происходит реорганизация кредитной системы. Государственный банк СССР становится главным государственным банком страны
Эмиссионная функция; функция денежно-кредитного регулирования Государственный банк СССР становится центральным банком СССР Эксклюзивное право выпуска наличных денег в обращение и изъятия их из обращения принадлежит только ему
Эмиссионная функция; функция денежно-кредитного регулирования; валютное регулирование; поддержание устойчивости национальной валюты; операционная функция; информационно-аналитическая функция; банковское регулирование и надзор; функция финансового агента Правительства РФ; функция «банка банков» Центральный банк РСФСР становится единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. Банком России создается система надзора и инспектирования коммерческих банков
Эмиссионная функция; функция денежно-кредитного регулирования; валютное регулирование; поддержание устойчивости национальной валюты; операционная функция; информационно-аналитическая функция; банковское регулирование и надзор; функция финансового агента Правительства РФ; функция «банка банков»; внешнеэкономическая функция Банком России начинается внедрение стандартов МСФО. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен. Банк России использует дифференцированный режим надзора за отдельными кредитными организациями
в 1990-е гг. привела к тому, что такое соотношение не соблюдалось [9]. Другие ученые с еще большим пессимизмом оценивают роль Банка России в период кризиса 2008 г. и указывают на то, что вследствие отсутствия валютного и финансового контроля, а также дерегулирования финансового рынка основная часть выделенных государством антикризисных средств была использована банками для валютных спекуляций против рубля [1].
Однако совершенно очевидно, что в условиях глобализующихся финансовых рынков надзорные полномочия центральных банков будут с каждым годом только расширяться. Летом 2012 г. ФРС и министерство финансов США потребовали от банков Соединенных Штатов подготовить срочные меры для предотвращения возможных банкротств. Регулятор предписывал банкам разработать действенные меры, чтобы предотвратить сбой работы в трудные времена: в том числе продажу бизнеса и поиск альтернативных источников финансирования и снижение рискованных операций, если обычные рынки заимствований окажутся закрыты для них. Такие планы восстановления в настоящее время уже используются как часть работы регуляторов в рамках надзорного процесса над банками. Эксперты отмечают, что подобные меры связаны с тем, что в любом центральном банке есть так называемая группа планировщиков кризисов, задача которой предусматривать все возможные меры при наступлении кризиса, даже если его вероятность мала [3].
Тенденция расширения надзорных функций банка характерна не только для западных стран. В начале 2012 г. в Банке России был проведен ряд кадровых и структурных реформ, в результате которых в его составе появились два самостоятельных департамента, один из которых отвечает за практический надзор, другой - за методологию регулирования. В настоящее время за Банком России законодательно закрепляется право вводить ограничения на величину процентной ставки по договорам банковских вкладов, которую устанавливают кредитные организации [12]. Кроме того, Банк России продолжает поддерживать тренд на ужесточение резервных требований. Аналитики сходятся во мнении, что коммерческим банкам, чувствительным к ужесточению резервных требований, придется отказаться от долгосрочных инвестиционных проектов в своих кредитных портфелях, что может негативно отразиться как на развитии отечественных товаропроизводителей, так и на создании здоровой конкуренции
в банковском секторе. Однако Банк России предусмотрел внушительный список компаний, которым не придется формировать повышенные резервы под инвестиционные кредиты. В первую очередь это стратегические предприятия и компании, имеющие высокий рейтинг платежеспособности [10].
В ближайшее время Банк России может стать регулятором работы профессиональных участников финансового рынка, приобретая при этом функции Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Часть экспертов считает, что создание на его базе мегарегулятора приведет к тому, что банковские организации начнут вытеснять с рынка остальных игроков. С их точки зрения, было бы выгоднее переподчинить ФСФР Банку России, чтобы проводить единую политику в финансовой сфере, или же выделить в рамках Банка России отдельный департамент, который начнет осуществлять функции регулятора на финансовых рынках. Другие эксперты уверяют, что пора объединить все регулирующие и надзорные функции в одном органе, но не путем присоединения ФСФР к Банку России, так как у подобного регулятора возникнет слишком много различных функций [4].
Однако нередко банковское сообщество положительно оценивает идею создания мегарегу-лятора на базе Банка России. Так, специалисты Промсвязьбанка говорят о том, что устранение разрозненных сегментов надзора должно сказаться на эффективности всей банковской системы, так как и Банку России, и стороннему аналитику будет проще видеть все, чем он занимается.
Анализ функций Банка России с точки зрения разных ученых и экономистов приводит к выводу о том, что центральные банки как субъекты хозяйствования имеют совершенно особый статус и определенную специфику деятельности. Они тесно связаны и с экономическими, и с политическими процессами, протекающими в стране. Поэтому нередко кроме основных своих функций Банк России выполняет функции, более характерные для исполнительной власти.
Список литературы
1. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: монография. URL: http://www. glazev. ru/upload/ iblock/e1a/e1a2d6989eece928b95efe9a49c22a05.pdf.
2. Ершов М. Потакание кризису // Эксперт. 2012. № 13.
3. Королева А. Готовьтесь к банкротству. URL: http://expert.ru/2012/08/13/gotovtes-k-bankrotstvu/ ?n=87778.
4. Обухова Е. Год до мегарегулятора // Эксперт. 2012. № 39.
5. Повышение устойчивости банковского сектора. Консультативный материал Базельского комитета по банковскому надзору. 2009. URL: http:// www. cbr.ru/today/ms/bn/1.pdf.
6. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года. URL: http://www.mmfm. ru.
7. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика. М.: И. Д. Вильямс. 2010.
8. Смит В. Происхождение центральных банков . М.: Институт национальной модели экономики. 2011.
9. Тавасиев А. М. Антикризисное управление кредитными организациями. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.
10. Яковенко Д. Особо опасные резервы // Эксперт. 2012. № 25.
11. URL: http://cbr. ru/.
12. URL: http://www.eg-online.ru/news/ 182782/.
13. URL: http://www.kp.ru/daily/25946/ 2890231/.
Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Финансы и кредит»
ISSN 2071-4688
Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.
Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34131 71222 45029
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fln-izdat.ru