И.Н. Судоргина
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРИАДЫ «ГОСУДАРСТВО - ВЛАСТЬ - ЛИЧНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА
В статье дается общая характеристика изменений триады «государство — власть — личность» в процессе проведения судебной реформы 1864 года в Российской империи.
Ключевые слова: триада «государство - власть - личность», реформа, контрреформа, правовая система.
I.N. Sudorgina
TRANSFORMATION OF A TRIAD «THE STATE -THE POWER - THE PERSONALITY» IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN JUDICIAL REFORM OF 1864
In article the general characteristic of changes of a triad "the state - the power - the personality" in the course of carrying out judicial reform of 1864 in the Russian Empire is given.
Keywords: a triad "the state - the power - the personality", reform, counter reform, legal system.
В 2014 г. наша страна скромно отметила 150-летнюю годовщину судебных реформ 1864 г., а между тем этот процесс можно и нужно отнести к системообразующим факторам, определившим эволюцию законодательства и государственных институтовРоссии на долгие годы.
Любой социальный механизм подобен человеку, т.к. последовательно переживает те же стадии развития, что и индивид, т.е. детства, юности, зрелости и старости. Государство, с этой точки зрения, повторяет путь любого из нас. Однако, если человек - атом, то государство - система, а поэтому не может восприниматься в отрыве от других институтов этой системы, таких как «власть» и отдельно взятая «личность».
В эпоху российского империализма государство определялось прежде всего личностью самодержца. В контексте темы данной статьи уместно вести речь о двух Александрах - Александре II (Освободителе) и Александре III (Миротворце).
19 февраля 1855 г. в крайне неблагоприятных обстоятельствах, связанных с общеполитической атмосферой в Российской империи, на престол вступил 36-летний Александр II. Идеи эпохи Просвещения, буржуазные революции стран Европы, колоссальное экономическое отставание России, а также ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. заставили царя и его правительство обратиться к решению самой злободневной на тот момент проблемы - аграрному вопросу. Правительство встало на путь радикального реформирования российской государственности. Почву для череды великих преобразований подготовила крестьянская реформа 1861 г., которая предоставила свободу 80% населения страны. Хотя Манифест и Положения от 19 февраля 1861 г. сохранили экономическую зависимость крестьян, однако предоставили им личную свободу, дали возможность заключать гражданские сделки, позволили выступать в суде в качестве
© Судоргина Ирина Николаевна, 2015
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия) 49
истца и ответчика, а также открывать собственные торговые и промышленные заведения, т. е. впервые за всю историю России крестьянство было включено в государственную правовую систему.
Однако необходимо отметить, что развитие деревни на тот момент продолжала определять община, или «мир», а не личность крестьянина. Кроме того, полученная им правоспособность вела к расслоению деревни и кризису крестьянской общины.
Вслед за крестьянской была проведена судебная реформа 1864 г., ставшая началом демократизации российского общества, заложившая основы конституционализма и правовой государственности. Ее достоинства особенно отчетливо видны на фоне дореформенных судебных порядков. Так, уголовный процесс накануне реформ 1864 г. носил инквизиционный характер, с формальной оценкой доказательств, когда «лучшим» доказательством считалось собственное признание обвиняемого; сила доказательств была заранее определена законом, не зависела от их внутреннего содержания; система доказательств оставалась неразработанной. В большинстве случаев судьи вообще не видели подсудимых, а дело решалось по документам, составленным судебной канцелярией.
Судебная власть принадлежала не только судам, но и административным учреждениям (для определенных категорий судебных дел). Например, дела о мелких проступках разрешала непосредственно полиция (полицейское учреждение уездного уровня даже именовалось земским судом); межевые споры разрешались обособленными судебными учреждениями; некоторые категории дел - губернскими правлениями. 015 Крупным недостатком судебной процедуры была ее продолжительность и
? многоступенчатость. Судебные процессы могли затягиваться до бесконечности:
m
s дело проходило через множество стоящих друг над другом инстанций, любая из которых могла отменить решение нижестоящего суда и вернуть дело для по-i вторного рассмотрения. Рассмотрение дел на уровне Сената и Государственного
1 Совета могло проходить через шесть последовательных инстанций в течение
го
J длительного времени. Считается, что непосредственным поводом к реформам
| послужило поступление на утверждение Александра II нескольких крупных
| дел, рассмотрение которых в судах разных уровней заняло более 20 лет.
2 Судебная реформа признавалась необходимой и Министерством юстиции, ° и большинством членов Государственного совета, и многими крупными госу-« дарственными деятелями, оказывавшими личное влияние на Александра II. | Большое воздействие на все изменения государственной системы и на судебную
0 реформу в частности оказала периодическая печать, т.к. именно она выражала
1 и формировала общественное мнение.
0
° 4 сентября 1862 г. император приказал приступить к разработке новых Су-
го
§ дебных уставов, определив срок окончания работы 15 января 1863 г.
1 Государственный совет создал для разработки новых Судебных уставов спе-| циальную комиссию. Председательствовал в ней государственный секретарь
Д.П. Бутков, а в его отсутствие - А.М. Плавский. Комиссия разделялась на три отделения: отделение судоустройства возглавлял А.М. Плавский, отделение уголовного судопроизводства - Н.А. Буцковский, отделение гражданского судопроизводства - С.И. Зарудный. Всего в комиссию входили 34 чел. Разработкой законодательства о судопроизводстве в мировых судах занималось II Отделение 50 Собственной е. и. в. канцелярии.
Новые Судебные уставы состояли из четырех основных законов: Учреждения судебных установлений, Устава уголовного судопроизводства, Устава гражданского судопроизводства, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и сопровождались рядом технических норм, определявших штаты судебных учреждений и переходные положения в процессе их введения.
20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые Судебные уставы. При принятии Судебных уставов Государственный Совет высказался за распространение их на всю империю в течение 4 лет. В действительности весь процесс растянулся на долгие десятилетия.
Формально началом проведения судебной реформы считается открытие в апреле 1866 г. окружных судов в Петербурге и Москве, однако в это же время прозвучал выстрел Д. Каракозова в царя, и правительство вынуждено было перейти к реакционным мерам. Вообще 70-е гг. XIX столетия характеризуются активизацией политической деятельности народовольцев, избравших своей основной тактикой открытый террор.
Следует подчеркнуть, что за нестабильность внутренней обстановки в России во многом несли ответственность суды присяжных, которые рассмотрели целый ряд политических процессов, таких как дело «нечаевцев» и В. Засулич, и вынесли оправдательные приговоры. Процесс по делу В. Засулич окончательно сформировал взгляд правительства на суд присяжных, нашедший выражение в Законе от 9 мая 1878 г., сильно сократившем его компетенцию. Покушение на Александра II 1 марта 1881 г. стало началом новой правительственной политики, получившей название контрреформ.
В
Александр III пришел к власти, так же как и его отец, в 36 лет. Его называли Т
н
«жандармом Европы», но мало кто помнит, что именно при нем Россия не ввяза- С лась ни в одну войну, вдвое увеличила промышленное производство, заложила | основы важнейшей финансовой реформы (С. Витте. - И.С.) - после нее золотой К рубль получил независимую котировку на мировых биржах и обеспечил при- г
о
ток иностранных инвестиций. В стране был введен новый Таможенный устав, д
а
основан Крестьянский поземельный банк, невиданными темпами строились т
в
железные дороги, в частности было положено начало Транссибу. В апреле 1891 г. н Александр III подписал указ о начале строительства Великого Сибирского пути
(и сегодня Транссиб остается самой протяженной железнодорожной магистра- и
лью планеты). Воплощение этой идеи в буквальном смысле позволило скрепить К
Российскую империю в единое экономическое и военное пространство1. а
Однако новый монарх «разорвал» проект Конституции, подготовленный |
либеральным крылом правящей верхушки, в частности графом М.Т. Лорис- |
Меликовым. Долгожданная конституционная реформа, лелеемая убитым Алек- №
сандром II, была объявлена «орудием неправды и интриг». Александр III соб- 1
о
ственноручно начертал на «Всеподданнейшем докладе министра внутренних дел ~ генерал-адъютанта графа М.Т. Лорис-Меликова»: «Слава богу, этот преступный и 5 спешный шаг к Конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством. А.»2.
Новый император решил, что государство и общество мучительно нуждаются в охранно-консервативной стратегии, в тотальном контроле, способном искоренить революционную заразу, порожденную государственными преобразованиями Александра Освободителя. 51
«Революция есть губительное усилие перескочить из понедельника прямо в среду. Но и усилие перескочить из понедельника назад в воскресенье столь же губительно. Движение, развитие порядка, постоянно, без потрясений... есть жизнь. Останавливать движение или насильственно ускорять его - в обоих случаях погибельно»3, - так учил юного Александра II его великий наставник В.А. Жуковский. Александр Освободитель «перескочил» в среду, разогрел страну и общество пламенем свобод и преобразований и сгорел в нем сам; Александр III Миротворец предпочел вернуться в воскресенье в «стужу» контрреформ; он сделал своим «серым кардиналом» К.П. Победоносцева, крайнего консерватора, реакционера, искренне презиравшего все плоды Просвещения с его лозунгами свободы, равенства, демократии и братства4.
14 августа 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»5, в котором говорилось об изменении порядка производства по делам о государственных преступлениях6. В соответствии с данным нормативным актом та или иная местность Российской империи могла быть объявлена на положении усиленной, или чрезвычайной, охраны, что значительно увеличило возможности судебного и административного преследования.
Таким образом, наряду с установленной Уставами 1864 г. системой судебных органов и демократической процедурой судопроизводства в России к концу 80-х гг. XIX столетия применялись как внесудебный порядок преследования (например, ссылка, высылка и другие меры административного преследования по делам, носившим политический характер. - И.С.), так и судебное преследование в чрезвычайном порядке (имеются в виду военные суды, которым могли быть подсудны лица гражданского ведомства, причем - за общеуголовные преступления. - И.С.).
Со смертью Александра III 20 октября (1 ноября) 1894 г. завершилась эпоха контрреформ.
Итак, череда буржуазных реформ, начатых Александром II, и даже контрреформы Александра III свидетельствуют о глубоких изменениях, происходивших как в государстве в целом, так и во властных и общественных структурах в частности.
Александр II в результате крестьянской реформы 1861 г. освободил большую часть населения Российской империи. С появлением свободных крестьян возникла новая проблема: как вписать в правовую систему новых подданных. Следовательно, возникла настойчивая необходимость внесения изменений в действовавшую судебную систему, что и было сделано в ходе судебной реформы 1864 г. Это была не только самая разработанная, но и самая радикальная реформа. Благодаря ей в российскую государственность и право были внесены элементы конституционализма: независимость судебной власти свидетельствовала о проявлении принципа разделения властей; равенство всех перед законом и судом, пусть и формальное, говорило о стирании сословного деления общества; новый принцип судопроизводства, основанный на презумпции невиновности, и участие общественности в отправлении правосудия (суды присяжных, адвокатура) утверждали прогрессивные демократические начала.
Уже в самом радикализме судебных реформ 1864 г. потенциально скрывался переход к контрреформам, т.к. эти изменения сопровождались подъемом революционного движения, которое вылилось в массовые политические процессы в
новом суде. Последней точкой «невозврата» стало убийство царя-Освободителя народовольцем И. Гриневицким в марте 1881 г.
Новый самодержец правил «железной рукой», однако, несмотря на проводимые им контрреформы в политической сфере, маховик истории уже был запущен, да и сама промышленная политика Александра III способствовала развитию капитализма в Российской империи.
Капитализм с его свободой везде и во всем требовал введения, как минимум, конституционных ограничений монархии, а значит - и присутствия неких демократических начал, стирания всех сословных ограничений и, конечно же, прогрессивного судопроизводства.
Таким образом, можно говорить о том, что к концу 80-х гг. XIX в. провозглашенные судебной реформой принципы и институты были «нейтрализованы», суд вполне вписался в общий строй государственных учреждений, в то же время само освобождение огромной массы крестьянства стало залогом необратимости изменений в обществе и государстве.
Так, через триаду «государство - власть - личность» можно дать следующую характеристику Российской империи относительно рассматриваемого периода:
«государство», являясь целостным механизмом, все институты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены, твердо встает на путь развития капитализма, однако монархический режим тянет страну назад в Средневековье. И все же монарху приходится поступиться частью своих полномочий, следовательно, в России появляются зачатки преобразования абсолютной монархии в конституционную;
«власть» как система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории (в данном случае под «определенной территорией» мы подразумеваем государство), отражая изменения в государственном строе империи, с трудом, но все же распадается на пока еще неустойчивые составляющие, т.е. формируется новая судебная система с таким демократическим элементом, как суд присяжных;
«личность» - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость выражается в собственном мировоззрении и самосознании. Исторические факты свидетельствуют о том, что на заре формирования государственности главную роль в обществе играли отдельно взятые личности. Квинтэссенцией данного процесса стала эпоха абсолютизма. В эту теорию замечательно вписывается и российский абсолютизм, однако в XIX в. апогей самодержавия канул в Лету, и если ранее государство и власть отождествлялись с личностью царя, теперь же с освобождением крестьян от крепостной зависимости и появлением нового правового поля акценты сместились в сторону юриспруденции, т.е. формируется новое понятие личности как субъекта права.
1 См.: Краснов А. Холодный поезд империи// Московский комсомолец в Саратове. 2014. № 44 (897). С. 10.
2 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 543. Оп. 1. Д. 196. Л. 2-20.
3 Радзинский Э. Александр II. Жизнь и смерть: биографии и мемуары. URL:http: //modernlib.ru (дата обращения: 31.01.2015).
4 См.: Краснов А. Указ. раб.
5 См.: История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. М., 2000. С. 300-301.
6 URL: www.globus-ltd.com (дата обращения: 31.01.2015).