8. Deschamps A. M., Spinale F. G. Matrix modulation and heart failure: new concepts question old beliefs // Current. opin. in cardiol. - 2005. - Vol. 20. - P. 211-216.
9. MinerE. C, Miller W. L. A look between the cardiomyocytes: the extracellular matrix in heart failure // Clin. proc. - 2006. -Vol. 81. - P. 71-76.
10. Lopez B., Querejeta R., Gonzalez A. Effects of loop diuretics on myocardial fibrosis and collagen type I turnover in chronic heart failure // J. Amer. col. cardiol. - 2004. - Vol. 43 (11). -P. 2028-2035.
Поступила 23.01.2016
Т. А. КОВЕЛИНА, Г. И. ГУРБИЧ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕжИ
Кафедра философии, психологии и педагогики, кафедра общественного здоровья,
здравоохранения и истории медицины Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: [email protected]
В статье на основе социологических исследований рассматриваются ценностные представления молодежи в отношении к собственному телу и здоровью. Причины изменения эстетики собственного тела связаны с желанием не выделяться из группы сверстников, выглядеть привлекательным для субъектов противоположного пола, «слепым» следованиям принятым эталонам красоты.
Ключевые слова: молодежь, соматизация, соматическая культура, здоровье, телесность, тело, субкультура, ценности сознания.
T. A. KOVEUNA, G. I. GURBICH
TRANSFORMATION OF SOMATIC CULTURE AND HEALTH OF MODERN YOUTH
Department of philosophy, psychology and pedagogy; department of public health, health and medical history of Kuban state medical university, Russia, 350063, Krasnodar, Sedina str., 4. E-mail: [email protected]
Annotation In the article on the basis of sociological research examines youth values in relation to their body and health. The reasons for changes in your own body linked to a desire to not come from peer groups, look attractive for the opposite sex, art.
Key words: youth, somatization, somatic, physical culture, health, body culture, values consciousness.
Переживаемый современным миром антро- алкоголя; из-за нарушения правил гигиены умс-
покультурный кризис показывает, что будущее твенного труда снижается уровень социальной
человечества и каждой страны исключительным адаптации, не сформирована социально-психо-
образом зависит от состояния физического, со- логическая установка на здоровый образ жизни и
циального и духовно-нравственного здоровья физическую культуру. В России кризисное состо-
молодого поколения. Молодежь как социаль- яние социума привело к падению уровня жизни
но-демографическая группа в информационно- и здоровья населения, к демографическому кол-
техническом обществе становится ведущей со- лапсу. А это значит, что в ближайшие 10-15 лет
циальной силой, способной вывести страну на станет снижаться абсолютная численность моло-
инновационный путь и обеспечить устойчивый дежи и её удельного веса в населении страны.
характер развития. В то же время современные «Численность молодежи в возрасте 15-29 лет в
медико-социологические исследования показы- ближайшие годы будет неуклонно и чрезвычай-
вают, что именно молодежь (в отличие от других но быстро снижаться и к началу 2020-х годов до-
социально-демографических общностей) следу- стигнет своего минимального значения - около
ет отнести к группе риска: в их среде значительно 21,1 млн. человек, почти на треть меньше, чем в
высоки показатели употребления наркотиков и 2013 году (30,6 млн. человек)» [1].
Усугубляет проблему отсутствие культуры ответственного здоровьесберегающего поведения среди молодежи; идеология здорового образа жизни только начинает формироваться и с трудом реализуется, несмотря на принятые государственные законодательные акты в этой области. Причем речь идет не только о правильном понимании здорового образа жизни или отсутствии девиаций, но и о ценностном отношении к собственному телу, формировании соматической культуры. Не является секретом факт активного увлечения современной молодежи различными практиками, модифицирующими телесную организацию личности. Реклама татуировок, татуажа, аппаратной косметологии, пирсинга, пластических операций активно внедряется в сознание, гарантируя красоту и молодость. «Татуаж - процедура для достижения идеальных форм и перманентного эффекта, который позволит вам забыть про карандаш или помаду, подарит вам больше свободного времени и гарантию хорошо выглядеть в любых обстоятельствах» - подобные призывы увлекают, заставляют верить в результат, не задумываясь о последствиях для соматического здоровья.
Молодое поколение достаточно открыто для принятия новых идеалов, ценностей, спокойно переживает противоречивые изменения в общественной жизни. Однако следует признать, что современная российская молодежь в результате глобализации прочно усваивает многие европейские ценности, при этом легко отказывается от традиционных, выработанных отечественной культурой, в частности, ценностей семьи и брака, здорового образа жизни, эстетики тела. Среди социокультурных тенденций можно наблюдать стремление молодых людей к карьерному росту, профессиональному и экономическому успеху, эпатажности, медийности. Именно эти ориентиры становятся определяющими в жизни, в то время как здоровье оценивается в качестве предпосылки этому. Стремление следовать навязанным глобальной культурой стандартам красоты собственного тела деформирует ценностное представление о нем, нацеливает молодых людей на изменение телесной организации, что наносит непоправимый вред здоровью.
Человеческое тело как «заготовка для культуры» [2] и человеческая телесность - единственные формы бытия человека. Как отмечал С. Н. Булгаков: «В теле, с телом и через тело совершается вся наша жизнь, оно есть лаборатория для духа, где он вырабатывает самого себя в своих функциях» [4]. Однако в молодежной субкультуре телесная красота, особенно женская, в количественном плане становится измеримой: рост в идеале 175-180 см, вес не более 65 кг, объем 90-60-90.
Почему молодое поколение увлечено активным изменением своей телесной организации? Как и почему произошла в нашей культуре резкая смена ценностных представлений о собственной теле? Какое влияние оказывает этот процесс на уровень и качество здоровья молодого поколения? Возможно ли обнаружить механизмы управления процессом соматизации молодежной субкультуры? Решение этих вопросов имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Проблема искусственного изменения человеческого тела особенно активно изучалась в этнологии. Исследования Э. Тайлора,Ф. Ратцеля, Э. Лича, Арнольда Ван Геннепа, Г. Шурца, Ж. Марсиро и др. дают возможность представить модификацию тела не как какое-то членовредительство, а как феноменальный элемент культуры народов. Известный философ современности Жан Бодрийяр считает, что искусственное изменение человеком собственного тела кроется в человеческом желании следовать выработанной культурой ритуальным соблазнам: «в человеке никогда не прельщает природная красота - только ритуальная... ритуальная красота эзотерична и связана с посвящением в таинство, тогда как природная всего только экспрессивна..., соблазн - в тайне, которую устанавливают облегченные знаки искусственности. Тело есть первая мощная опора грандиозной затеи соблазна», - пишет он [5].
Что касается соматической культуры такой социально-демографической группы, как молодежь, то она особенно подвержена трансформации. Трансформация в отличие от модификации -преобразование и усовершенствование, есть процесс кардинального изменения и формы, и содержания соматической культуры, что не всегда приводит к положительным результатам. Этот процесс, как и сама соматическая культура молодежи, не изучен в современном человекознании. Нет исследований условий и механизмов сомати-зации субкультур, влияния этого процесса на состояние здоровья и качество жизни социальных групп, не выявлена зависимость социализации молодежи и соматизации субкультуры.
Соматическая культура как категория в системе гуманитарного знания чаще всего определяется как культура телесная или физическая [5]. Однако физическая культура ассоциируется с технологией телесного, с развитием активности «физики тела», занятием физическими упражнениями и спортом. Соматическая культура (дословно - телесная культура) должна определяться как сегмент культуры общества или личности, в основе которой лежит деятельность по сохранению целостности собственного тела и его социализации. Базовыми элементами соматической культуры являются ценности сознания в отношении своего природного тела как
условия вхождения в мир культуры и телесность как выражение социально-духовного в человеке. По своему содержанию соматическая культура значительно шире физической, гигиенической или валеологической культур. Она определяет всё бытие человека, «его физическое и социальное самочувствие, возможности его самореализации и самоутверждения», встраивает изначально природное тело человека в истинно культурно-ориентированную матрицу его сохранения и совершенствования. [5]
Принимая во внимание данное положение и основываясь на собственных социологических исследованиях, определим тенденции и причины трансформации ценностных представлений молодых людей о собственном теле и связь этого процесса со здоровьем. В качестве респондентов были выбраны студенты и аспиранты Кубанского государственного медицинского университета. Выбор в пользу медицинского вуза был сделан по нескольким причинам. Во-первых, университет отличается полиэтничностью, что позволяет проанализировать влияние различных этнокуль-тур на формирование ценностного представления студентов о собственном теле. Во-вторых, контингент студентов и аспирантов охватывает полностью молодежную группу, что позволило включить в исследование возрастные группы от 18 до 35 лет. В- третьих, студенты и аспиранты медицинского вуза имеют необходимое научное представление о соматизации,здоровье и здоровом образе жизни, чтобы понять суть проблемы.
Вниманию респондентов, которые были распределены по возрастным группам: первая группа - 18-23 года; вторая группа - 24-30 лет; третья группа - 30-35 лет, - была предложена анонимная анкета, включающая вопросы по двум разделам: 1. Вопросы, отражающие содержание и принципы здорового образа жизни, оценки собственного здоровья. 2. Вопросы по выяснению мотивации к изменению собственной телесности, ценностным предпочтениям красоты тела, занятиям спортом, здоровому питанию, увлечению диетами, аппаратной косметологии.
На основе полученных результатов были сделаны выводы, что представления молодых людей о ценности своего тела и телесности незначительно отличаются по половозрастным группам, этническим традициям, социальной деятельности, географии проживания, образу жизни и финансовому достатку.
В подавляющем большинстве случаев (97%) респондентами - и мужчинами, и женщинами -телесная организация оценивается в первую очередь (она доминирует), причем не только с точки зрения сексуальной привлекательности, но и как условие духовного сближения и респектабельности. Красивое тело считается всегда привлека-
тельным; 78% отвечающих полагают, что именно этот фактор является определяющим при первом знакомстве с лицами противоположного пола, при приеме на работу. С красивым телом молодые люди связывают и возможности достижения личностного успеха. На вопрос, стараетесь ли вы следовать сложившимся в современной культуре эталонам красоты, положительных ответов было в группе 18-23 года - 100%, в группе 2430 лет - 85%, 30-35 лет - 82%. Однако респонденты второй и третьей групп отметили, что стремление к эталонам красоты не всегда соответствует их возможностям. Красота тела требует больших физических и экономических затрат, а в сознании молодых людей красота тела - это роскошь, поэтому соответствовать эталонам красоты стремятся с минимальными затратами.
Соматическую культуру студенты и аспиранты медицинского вуза не отрывают от культуры физической и валеологической. Все участники опроса отмечают прямую связь здоровья и красоты человеческого тела. Но при этом 96% считает, что вузовские занятия физкультурой и спортом не служат эстетическому совершенствованию тела, их цель компенсаторная: внести в занятия интеллектуальной деятельностью физическую разгрузку.
90% женщин и 87% мужчин считают, что корректировка своего тела методами медицинской косметологии вполне оправдана и допустима, не исключают такой возможности в будущем для себя 97% женщин и 43% мужчин. Особенно это касается лица. Именно лицо считается предметом особой заботы у молодых. 100% женщин и 92% мужчин из числа опрошенных утверждают, что именно лицо определяет статус человека и требует постоянной заботы. При этом только 5% студенток регулярно используют косметические продукты, корректирующие цвет кожи, губ, длину ресниц, волос и проч.
Студенты и аспиранты медицинского вуза важное значение придают здоровому питанию как необходимому условию красоты тела, однако в большинстве случаев сами ему не следуют, объясняя этот факт неумением рационально организовывать свое рабочее время, низкой по качеству «продуктовой корзиной», отсутствием экономической возможности приобретать качественные продукты питания. Наши исследования подтверждают выводы других исследований о том, что в ценностном сознании студентов не сформировались адекватные и устойчивые стереотипы здорового человека и здорового образа жизни, что «значимость здоровья как высокая позиционируется только на когнитивном уровне. Анализ поведенческого компонента свидетельствует о достаточно высокой готовности к модификации своего образа жизни студентов, особенно в области рационального питания, интенсивности
физических нагрузок и низкой практической активности в отношении своего здоровья. Результаты исследования эмоционального компонента позволили выявить и охарактеризовать связь ценностного отношения к здоровью с личностной тревожностью и самооценкой здоровья» [2].
На вопрос о влиянии врачебной профессии на соматическую культуру врача 100% респондентов из всех трех групп ответили положительно, что свидетельствует о правильном понимании молодыми людьми главных детерминант соматических изменений и телесной культуры в профессии. Аспиранты клинических кафедр отмечают, что соматическая культура является важным инструментом социального взаимодействия в системах «врач - врач» и «врач - пациент».
75% женщин и 12% мужчин из трех групп рассматривают собственное тело как элемент системы демонстративного потребления. Для этого некоторые (только 8%) прибегают к определенным изыскам в одежде, косметике, татуировкам, что связано с удовлетворением потребности молодых людей в формировании красивого (на их взгляд) тела. Молодежь считает, что в современном мире индустрия красоты должна активно развиваться. 100% из всех опрошенных студентов и аспирантов согласны с мнением, что «продукция индустрии красоты, предназначенная для высокотехнологичных манипуляций с телом человека, нередко предполагающих вторжение в жизнедеятельность организма, требует специальной профессиональной подготовки от использующих ее специалистов». 25% из числа опрошенных (8% -из первой группы, 12% - из второй и 5% - из третьей) не отказались бы от работы в сфере аппаратной косметологии.
На вопрос, согласны ли вы пойти на болезненные операции ради красоты своего тела, положительно ответили 4% из третьей возрастной группы. 86% считают, что быть красивым возможно и без грубых болезненных вмешательств, и 10% не смогли ответить на этот вопрос. Это говорит о том, что эстетика тела у молодых людей в их ценностном сознании не является доминирующей, но достаточно важной. Молодые люди связывают с эстетикой тела собственную индивидуальность, креативность, возможность
безболезненной адаптации в незнакомом коллективе. В то же время на вопрос, являются ли преднамеренные нарушения целостности или изменения формы органов человеческого тела, проводимые ради эстетики тела, пагубными для здоровья, 95% респондентов первой группы ответили положительно; 98% - второй и третьей групп молодежи.
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Все возрастные молодежные группы понимают зависимость искусственного изменения собственного тела и здоровья. Основная причина таких изменений связана с желанием не выделяться из группы сверстников, выглядеть привлекательными для субъектов противоположного пола. Очень выражено стремление к развитию соматической культуры, ее эстетизации на основе активного принятия европейских моделей телесной красоты. При этом молодые люди не исключают для себя в будущем возможности корректировки собственного тела, несмотря на понимание болезненности искусственного вмешательства и его негативного влияния на состояние здоровья. Такие выводы позволяют говорить о необходимости конструктивного решения проблемы формирования соматической культуры современной молодежи, разработки программ обучения и воспитания здоровому образу жизни и эстетике тела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года, от 18.09.2014 года (проект) // Интернет-ресур: http://www.oprf.ru/young/newsitem/26185
2. Алексеенко С. Н., Авдеева М. Г., Дробот Е. В. Ценност-но-мотивационные приоритеты студентов медицинского вуза в отношении здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 2-1. - С. 16-19.
3. Каган С. М. Философия культуры. - Санкт-Петербург, 1996. - 224 с.
4. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 252 с.
5. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Ad Магдтет, 2000. - 96 с.
6. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М., 1993. -180 с.
Поступила 20.01.2016