Научная статья. Политические науки УДК 323 (55)
https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-125-138
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН (1979-2023 гг.)
Марина Самуиловна Каменева
Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3680-0301
Аннотация. На протяжении 45 лет существования Исламской Республики Иран иранская культура и проводимая в стране культурная политика испытали на себе влияние различных факторов, но они неизменно оставались важным компонентом государственно-политической и идеологической доктрины иранской власти. Анализ фактологического материала показывает изменения содержания понятия «иранская культура» и трактовки культурной политики, которые исторически совпадают с приходом к власти нового президента, кроме первого десятилетия после исламской революции, традиционно связываемого с именем имама Хомейни. Они прошли путь от абсолютизации исламской составляющей при ярко выраженной антизападной направленности к сочетанию исламского и собственно иранского компонентов при возможном культурном диалоге с Западом, и, наконец, к определенному возврату к идеям и лозунгам, характерным для первого десятилетия после исламской революции, который пока нельзя считать окончательно сформировавшимся. Изменения в иранском политическом дискурсе могут повлечь за собой и определенные сдвиги в проводимой культурной политике.
Ключевые слова: Исламская Республика Иран, культура, культурная политика, ислам, идеология, Запад, иранское общество
Для цитирования: Каменева М.С. Трансформация содержания понятия «культура» и культурной политики в Исламской Республике Иран (1979-2023 гг.). Восточная аналитика. 2024,'15(4): 125-138. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-125-138
Original article. Politics studies
THE TRANSFORMATION OF THE CONCEPT OF THE NOTION OF «CULTURE» AND CULTURE POLICY IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN (1979-2023)
Marina Kameneva
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3680-0301
Abstract. Over the 45 years of the existence of the Islamic Republic of Iran, Iranian culture and the cultural policy pursued in the country have been influenced by various factors, but they have invariably remained an important component of the state-political and ideological doctrine of the Iranian government. The analysis of the factual material shows the changes
licci © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-(«Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
©Каменева М. С.,2024 © Восточная аналитика, 2024
in the content of the concept of «Iranian culture» and the interpretation of cultural policy, which historically coincide the new president's assumption of power, except the first decade after the Islamic Revolution, traditionally associated with the name of Imam Khomeini. They have made the way from the absolutization of the Islamic component with a clearly expressed anti-Western orientation to the combination of Islamic and Iranian components with a possible cultural dialogue with the West, and, finally, to a certain return to the ideas and slogans characteristic of the first decade after the Islamic Revolution, which cannot yet be considered completely formed. Changes in the Iranian political discourse may entail certain shifts in the cultural policy pursued.
Keywords: Islamic Republic of Iran, Islam, culture, culture policy, Islam, ideology, West, Iranian society
For citation: Kameneva M. S. The Transformation of the Concept of the Notion of «Culture» and Culture Policy in the Islamic Republic of Iran (1979-2023). Eastern Analytics. 2024;15(4):125-138. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-125-138
Иранская культура и культурная политика, проводимая руководством Ирана, были и остаются важным компонентом государственно-политической и идеологической доктрины страны. В современном Иране они в значительной степени неотделимы от официально принятой идеологической концепции и сосуществуют в иранском политическом дискурсе в тесном контакте друг с другом.
Прошло 45 лет со времени образования ИРИ, и отношение ее властных структур к своей культуре и культурной политике и их роли в общественной жизни претерпели изменения. Как показывает анализ фактологического материала, эти изменения исторически совпадают с приходом к власти нового президента. Исключение составляет лишь первое десятилетие после исламской революции, которое традиционно связывают с именем имама Хомейни, его идеями и установками относительно путей развития обновленной иранской культуры. При этом, следует иметь в виду три фактора влияния - исламский, собственно иранский и западный, поскольку именно от них зависит ответ на вопрос - «куда идет иранская культура» и «в каком направлении развивается культурная политика в стране».
После революции 1979 г. установление в Иране теократического режима привело к исламизации жизни иранского общества, которая коснулась не только политики, экономики, социальных отношений, но, возможно, даже в большей степени идеологии и культуры. Сразу после исламской революции имам Хомейни поставил перед нацией задачу изменения и обновления существующей иранской культуры.
В концепции культурного развития ИРИ, которая была предложена имамом Хомейни, доисламский период как бы исключался из контек-
|(сс) © © wor'<'s licensed under a Creative Commons
Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).
©Kameneva M.S.,2024 © Eastern Analytics, 2024
ста истории и современности. В его представлении иранская культура этого периода - это культура, пропитанная духом ислама и базирующаяся на мусульманских традициях. Она отвергает не только собственные иранские доисламские ценности, но и культурное наследие Запада, его влияние на развитие иранской культуры [Кляшторина, 1990]. Хомейни при оценке происходивших в стране явлений фактически использовал всего два критерия - отношение к исламу и отношение к Западу. Именно с этими критериями соотносились его предложения, касающиеся будущего культурного развития молодой исламской республики [Каменева, 1982, с. 255-256], которые отвечали настроениям, царившим в это время в иранском обществе, и встречали понимание и поддержку с его стороны.
Иранская культурная революция была начата в соответствии с Указом имама Хомейни, изданным в июне 1980 г., на фоне предварительного закрытия в первых числах месяца сначала на неопределенный срок, потом, как оказалось, на два долгих года всех высших учебных заведений страны как возможных потенциальных рассадников либерализма и несогласия с проводимым официальным курсом [ЕИе1аа^ 1980]. И в дальнейшем, в непростые для страны политические моменты, высшие учебные заведения страны всегда оставались в поле зрения иранской власти. Как показало будущее, такая политическая установка оказалась достаточно прагматичной.
Задачи, поставленные в рамках культурной революции, полностью отражали взгляды Хомейни на будущее развитие иранской культуры. Впоследствии они были реализованы в проводимой руководством страны культурной политике, одним из важных направлений которой стал процесс исламизации или, скорее, арабизации ее культурно-языковой области. Как пишет известный иранский ученый и дипломат М. Санаи, характеризуя этот исторический отрезок, «основным достижением культуры послереволюционной явились возвеличивание ее исламской составляющей и преуменьшение роли древних, национальных иранских традиций» ^апа^ 2011, s. 255].
Для реализации идей культурной революции была создана соответствующая инфраструктура. В 1980 г. был основан Штаб культурной революции, перед которым были поставлены две основные задачи - выработка стратегии для университетов с привлечением компетентных представителей сферы высшего образования и подготовка квалифицированных и верных исламу кадров преподавателей высшей школы1. Все
1 Tashkil-e Setad-e enghelab-e farhangi be farman-e emam. URL: http://www.imam-khomeini.ir/ fa/n22641/ (accessed: 05.08.2021). На перс. яз.
семь членов Штаба являлись единомышленниками и сподвижниками Хомейни.
В дальнейшем в 1984 г. на базе Штаба был образован Высший совет культурной революции (ВСКР), который стал арбитром в решении вопросов культуры, образования, научно-исследовательской работы и который до настоящего момента осуществляет свою деятельность в этом направлении2. Важная роль отводилась также созданному в 1987 г. Министерству культуры и исламской ориентации, основным направлением деятельности которого стали реализация культурной политики в соответствии с законами ИРИ и контроль за ее осуществлением. Оно стало своеобразным фильтром происходящих в культурной и социальной сферах процессов. Министерство приняло на себя также надзорные функции в этих сферах и ответственность за информационную политику3.
Антизападный тренд в культурной политике руководства ИРИ не помешал молодой республике уже тогда не обрывать свои связи с мировым сообществом. Культура стала тем связующим звеном, благодаря которому исламская республика сохранила контакты с Западом. Именно в первое десятилетие после исламской революции зародилось направление в культурной политике, которое принято называть в иранистике ее международным аспектом и под которым обычно понимается включенность Ирана в систему международных культурных связей. Важной и основной на тот период составляющей международного аспекта культурной политики и его задачей было продвижение идей исламской революции за пределы Ирана. Иранская культура и в значительной степени персидский язык стали ее эффективным инструментами.
Последовавшие далее годы и десятилетия характеризовались изменениями в подходах к иранской культуре и культурной политике, что было связано с развитием и трансформацией иранского общества и ситуации вокруг страны.
Изменения в трактовке понятия «иранская культура» и в культурной политике начились с конца 1980-х гг. Это период президентства А. А. Хашеми Рафсанджани и М. Хатами (соответственно 1989-1997, 19972005 гг.). В эти годы в самом Иране и вокруг него произошло много важных и знаковых для страны событий, к которым прежде всего следует отнести кончину имама Хомейни, завершение ирано-иракской войны и начало созидательного периода в стране, сопровождавшегося ослаблением жесткого идеологизированного курса иранского руководства
2 Ta'sis-e Shoura-ye ali-ye enghelab-e fahangi ba a'za-ye jadid be farman-e emam. URL: http://www. imam-khomeini.ir/fa/n25169/ (accessed: 03.11.2020). На перс. яз.
3 Официальный сайт Министерства культуры и исламской ориентации. URL: https://www. farhang.gov.ir.
и поиском, особенно при М. Хатами, оптимального для Ирана пути налаживания связей с Западом.
Не случайно, что в эти годы, а именно в 2001 г. появилась концепция диалога цивилизаций - программа культурного и цивилизацион-ного диалога между восточным и западным миром. Она была сформулирована и представлена мировому сообществу бывшим в тот период президентом ИРИ М. Хатами, с именем которого нередко ассоциируется «иранская перестройка» [Хатами, 2011].
На фоне модернизации иранского общества и формирования новых культурных доктрин менялись подходы и к термину «иранская культура», и к проводимой культурной политике. В исламизированной концепции культурного развития страны начал проступать собственно иранский элемент, отождествляемый с доисламским прошлым страны. В это время были впервые озвучена идея о том, что жители Ирана являются одновременно и иранцами, и мусульманами, а персидский язык наряду с арабским рассмотрен как язык ислама и мусульманской цивилизации, второй язык исламского мира, что поднимало его престиж как важного компонента иранской культуры, причем не только в Иране, но и за его пределами. Это получило реальное отражение в многочисленных актах культурной политики иранской власти, в том числе и в дальнейшем развитии ее международного аспекта. С целью унификации деятельности в сфере культуры за рубежом и создания правильного представления об иранской исламской культуре и цивилизации у мирового сообщества в 1995 г. была образована специальная структура - Организация культуры и исламских связей4. В своих уставных документах она названа центром народной дипломатии. Под руководством этой организации шел активный процесс открытия культурных представительств ИРИ по всему миру (Москва - 1999 г.). Культурный фактор все больше становился важной и действенной составляющей внешней политики ИРИ.
2005-2013 гг. - это годы президентства М. Ахмадинежада, приверженца, особенно в свой первый президентский срок, идей исламской революции и жесткого критика либеральных идей и западных ценностей. Это период отхода от диалога цивилизаций, теряющего свои позиции в иранском общественном и политическом сознании.
Вместе с тем М. Ахмадинежад не отказывался от идеи сохранения сочетания доисламской и исламской составляющих в трактовке понятия «культура» и в реализации культурной политики его кабинетом.
4 Сайт Организации культуры и исламских связей. URL: http://www.icro.ir/index.aspx?fkeyd=& siteid=261&pageid=32272 (accessed: 05.02.2015) на перс. яз.; URL: http://www.farhang.gov.ir./ fa/intro/subordinate/culture-organization (accessed: 05.02.2015). На перс. яз.
Одним из подтверждений этому стал Шестой пятилетний план, принятый в 2011 г., где проблемы иранской культуры были вынесены на первое место под заголовком «Исламская иранская культура».
Более того, во время второго президентского срока наблюдалось повышение внимания со стороны М. Ахмадинежада к собственно иранскому фактору, свободному от религиозной окраски и обозначаемому в иранистике термином «iraniyat». Прямых подтверждений этому факту не наблюдалось, имелся лишь целый ряд косвенных свидетельств -к примеру, инициатива Ирана по празднованию Ноуруза в межрегиональном масштабе, обращение к проблемам культурного наследия, высокая оценка персидской классической литературы, например, творчества Фирдоуси, его особое внимание и интерес к периоду правления в Иране династии Ахеменидов и некоторые другие. В СМИ появлялась даже информация о наступлении нового этапа в деятельности президента и его команды. Однако любая попытка президента в какой-то степени гиперболизировать собственно иранский фактор встречала резкую критику духовенства [Каменева, 2013, с. 169-171].
Несмотря на достаточно жесткую антизападную позицию М. Ахма-динежада, включенность Ирана в мировые глобализационные процессы способствовала неконтролируемому усилению западного влияния, в том числе и в области культуры, что находилось в противоречии с официально проводимой культурной политикой. К примеру, рос престиж английского языка и уровень владения им, особенно среди молодежи. В эти годы также продолжал активно реализовываться международный аспект культурной политики.
В 2013 г. к руководству Ираном пришел новый президент Х. Роухани и сформированное им правительство. Содержание термина «культура» и культурной политики не претерпело фундаментальных изменений. Это по-прежнему исламская иранская культура. Но прослеживались и новые веяния в ее развитии.
В иранском обществе, особенно среди молодежи, не просто сохранилось, а усилилось внимание и уважительное отношение к доисламскому прошлому своей страны, его традициям и религиозным культам. Так, к примеру, в более широких масштабах начал отмечаться зороастрий-ский праздник зажигания огня, иранцы по выходным и праздничным дням начали чаще посещать памятные места, связанные с доисламской цивилизацией на территории страны [Дунаева, 2016, с. 84-85].
Вместе с тем и во властных структурах, и в иранском обществе росло понимание необходимости укрепления связей с Западом и осуществления шагов в этом направлении. Снижался, хотя и постепенно и дозированно, накал антизападных настроений, чему способствовали
венские договоренности 2015 г. по ядерной программе Ирана. Как результат создавшейся благоприятной международной ситуации вокруг Ирана в иранском общественном сознании возродился интерес к теме диалога цивилизаций.
Х. Роухани совершил ряд визитов в Европу, прежде всего во Францию и Италию, и провел встречи с высокопоставленными европейскими политиками на разных международных площадках, во время которых обсуждались также планы двустороннего культурного сотрудничества5. Активизировалось взаимодействие ИРИ в сфере культуры с международными организациями, и наиболее эффективными были ее контакты с ЮНЕСКО и Организацией исламского сотрудничества (ОИС) [Каменева, 2016, с. 181-190]. Западные цивилизационные ценности становились всё более популярными среди простых иранцев в их повседневной жизни -в сфере отдыха и развлечений, сети общественного питания, моды и употребления косметики иранскими женщинами, а также в других областях [40 лет..., 2020, с. 146-148]. Все эти отступления от общепринятых исламской морали и нравственности находили позитивный отклик в иранском обществе, что в целом находилось в тренде с официально проводимым президентом и его правительством курсом.
Однако именно этот тренд в иранском политическом дискурсе стал причиной возникновения противоречий в отношениях между иранскими либералами, к которым относили президента Х. Роухани, и консерваторами во главе с антизападником аятоллой Хаменеи. Они проявились в отдельных актах культурной политики. Наиболее яркими из них можно считать дискуссию по поводу продуктивности использования английского языка в системе среднего образования в Иране в 2016 г., официальную позицию ИРИ относительно присоединения к Документу 2030 по стандартам устойчивого развития, разработанному ЮНЕСКО, решение о запрещении преподавания английского языка в школах Ирана после волнений конца 2017 - начала 2018 гг. и некоторые другие [40 лет., 2020, с. 144-146].
В 2021 г. в Иране прошли очередные выборы президента, и новый кабинет возглавил Эбрахим Раиси. В политической жизни Исламской Республики Иран это означало уход со сцены иранских реформаторов/ либералов и приход им на смену консервативного правительства и президента.
Изменившийся политический вектор сказался и на положении внутри страны, и на внешнеполитической деятельности нового иранского
5 Roadmap of development of ties between Iran and Italy // Official site of Iran's president. URL: http://www.president.ir/en/91585 (accessed: 27.01.2016); http://www.president.ir/en/91675 (accessed: 28.01.2016).
руководства. Он повлек за собой и определенные изменения в сфере культуры, культурной политики. При этом, руководством Ирана не раз подчеркивалось, что, главное направление политики нового президента и его кабинета в отношении культуры остается неизменным. Однако начали меняться акценты в культурной политике. В ней наметились новые/старые тенденции, которые в значительной степени напоминали ситуацию в этой сфере в первое десятилетие после исламской революции, но пока в несколько более мягком, умеренном, не абсолютно исла-мизированном варианте.
Новые тенденции в культурной политике президента Э. Раиси и его правительства прежде всего проявились достаточно оперативно в процессе подбора министров культурного блока нового кабинета, который вызвал наибольшие трудности и разногласия. Кандидаты на отдельные посты предлагались по несколько раз, и главным критерием для назначения на тот или иной пост были не профессиональные качества, а приверженность исламу и исламским ценностям.
Постепенно становилось всё более очевидным, что главной задачей иранской власти являлось сохранение исламской составляющей культурной политики как ее самой важной компоненты. Подтверждений этому факту можно найти немало в деятельности президента и верховного лидера. К ним можно отнести достаточно жесткую реакцию власти на выступления и протестные акции, которые начались после гибели молодой иранки Махсы Амини, а впоследствии продолжились под лозунгами, призывающими к отмене ношения хиджаба. Об этом же свидетельствовали активизировавшиеся выступления духовного лидера и президента перед молодежью - студентами и даже школьниками. Руководство страны всегда придавало большое значение работе с молодежью, в первую очередь образованной, и со временем эта традиция только укрепилась. По мнению аятоллы Хаменеи и президента Э. Раиси, в сложившейся политической обстановке в стране проблема общества не в хиджабе, а в сохранении сильного и независимого Ирана и «...борьба за университеты очень важна, так как они при правильном раскладе сил могут стать одним из главных препятствий на пути господства империализма»6.
С целью укрепления позиций ислама в иранском обществе, в первую очередь среди учащейся молодежи, в январе 2024 г. был создан специальный орган - Совет исламизации университетов. Планировалось, что этот Совет будет заниматься претворением в жизнь целей
6 Payam-e ghodrat va moghavemat. URL: https://www.farsi.khamenei.ir.14.11.2022 (accessed: 02.11.2022). На перс. яз.
и задач второго этапа исламской революции, о котором все чаще говорили представители власти и который, по их мнению, приведет «к высотам исламской цивилизации». Причем, что очень симптоматично, на должность руководителя этого нового органа был назначен ректор Университета имама Хосейна7.
Что касается среднего звена в системе образования, то в последние годы стала очевидной проблема нехватки учительских кадров. В связи с этим были проведены испытания на занятие вакантных должностей школьного учителя, и по информации пресс-службы Министерства образования ИРИ на январь 2024 г., 3500 успешно выдержавших эти испытания были люди духовного звания8.
Вместе с тем, все более очевидной становилась антизападная направленность культурной политики, которая, первоначально проявляясь в завуалированном виде, в дальнейшем приобретала всё более отчетливую форму. События, которые происходили вокруг хиджаба, стали своеобразным катализатором для иранской власти для проверки на прочность и незыблемость исламских устоев, желания и способности власти пойти на определенные уступки обществу в плане демократизации этих устоев и открытости перед западными цивилизационными ценностями.
Всё чаще в выступлениях руководителей страны и в публикациях иранских СМИ стали прибегать к слову «враг» - «doshman» и к выражению «культурная война» - «]а^-е farhangi». При этом имелась в виду (хотя прямо, как правило, это не заявлялось), борьба с проникновением в страну западных культурных ценностей.
Антизападные настроения руководства ИРИ проявились также в том, что в высших эшелонах власти неожиданно была реанимирована дискуссия по поводу прозападного, по мнению иранских властей, Документа 2030 по стандартам устойчивого развития, разработанного ЮНЕСКО, где решающая роль отводится образованию. Она стала продолжением дискуссии 2017 г., закончившейся в итоге победой консерваторов с предложением иранского аналога Документа ЮНЕСКО под названием «Фундаментальные преобразования в сфере образования», о воплощении в жизнь которого до сих пор ничего неизвестно. В 2023 г. эта дискуссия приняла активный характер и, получив отражение в СМИ, стимулировала антизападные выступления в стране. Они были на руку
7 Rais-e Daneshgah-e emam Hosein dabir-e miz-e eslami shodan-e daneshgahha shod. URL: https://www.didbaniran.ir/fa/news/-175703 (accessed: 15.03.2024). На перс. яз.
8 Pas az bargozari-ye azmun-e estekhdami-ye moallemi motavajjeh shodim ke ci hezar-o-panjah nafar pazirofteshodegan ruhani hastand. URL: https://aftabnews.ir/fa/news/888903 (accessed: 20.03.2024). На перс. яз.
иранской власти и, вероятно, были запрограммированы ею при организации этой кампании.
В противовес отрицанию западных цивилизационных ценностей, как это уже нередко бывало в Иране, предлагались свои собственные ценности, преимущественно не свободные от религиозной окраски и прекрасно укладывающиеся в предлагаемую культурно-идеологическую доктрину страны. Они были изложены в Обращении Высшего совета культурной революции по поводу кончины Махсы Амини, которое можно рассматривать как программу действий в сфере культуры, образования и функционирования общественных институтов в стране. В нем отмечена важная роль религии, семейных ценностей и знания как основы иранского общества; поднимается тема врага/врагов исламской революции, которые преследуют цели принижения исламских ценностей, проповедуют идеалы общества, где господствуют удовольствие и отчужденность9.
Важная роль в реализации культурной политики отводилась, как и прежде, упомянутому выше Высшему совету культурной революции (ВСКР). В связи с новыми стоявшими перед ВСКР задачами руководство страны приняло решение поставить на место руководителя организации нового человека, который будет отвечать повестке дня и реализо-вывать новые, а фактически уже давно известные, направления в сфере культуры, науки, образования. Вместо доктора Сеида Реза Амели на пост главы организации был предложен 56-летний философ по образованию, доктор богословия в области мусульманских наук Абдольхосейн Хосроу Панах. Как считается в иранском политическом дискурсе, произошла замена руководителя, близкого по своим взглядам к иранским либералам, на функционера-консерватора, что полностью отвечало активно навязываемой властью иранскому обществу культурно-идеологической доктрине10.
Седьмой пятилетний план, принятый в июне 2024 г. и включающий разделы «Культура и социальные вопросы» и «Наука, технологии и образование», также содержит призывы оказывать внимание «революционным исламским ценностям» и исходить в реализации поставленных задач из «преданности исламским идеалам», на фоне выражения «обеспокоенности культурным нашествием»11.
9 Bayaniyye-ye hoshdaramiz-e Shoura-ye ali-ye enghelab-e farhangi dar vakonesh be fout-e Mahsa Amini // Aftabnews. URL: https://aftabnews.ir/fa/news/795558 (accessed: 12.10.2023). На перс. яз.
10 Abdolhoseyn Hosrow Panah, filsufi ba 52 ketab dar 56 salegi// Aftabnews. URL: https://aftabnews. ir/fa/news/818708 (accessed: 12.02.2023). На перс. яз.
11 Ghanun-e barname-ye haftom-e pishraft-e Jomhuri-ye Eslami-ye Iran. URL: https://shenasname. ir/barname7... (accessed: 10.07.2024). На перс. яз.
Приведенные выше факты свидетельствуют о позиции власти. Однако иранское общество (конечно, не всё, а в основном население крупных городов, особенно молодежь) настроено иначе. Многие выступают против исламских норм и догм и открыты к восприятию западных ценностей. Однако не надо забывать, что немало и тех, кто по разным причинам поддерживает официальную власть.
При неизменности содержания понятия «культура» и культурной политики стали появляться настораживающие факты негативного отношения власти к отдельным доисламским символам. Так, было принято решение об изъятии изображения Тахте Джамшид - древней столицы иранского государства времени правления династии Ахеменидов с иранских денежных купюр, что было подвергнуто осуждению в иранских СМИ12.
Другим событием, привлекшим внимание иранской общественности, стали активизировавшиеся именно при правлении кабинета Э. Раиси работы по превращению мечети Шах-Черах в Ширазе в центр религиозного паломничества. Вокруг нее с этой целью стали сноситься исторические постройки Х1Х в. Известно, что планы по расширению территории вокруг мечети существовали уже давно, но в период президентства Х. Роухани их реализация под влиянием протестов со стороны деятелей культуры были приостановлена. У многих иранцев не вызывает сомнения, что с расширением мечети Шах-Черах Шираз, жители которого славятся тем, что в значительной степени свободны в повседневной жизни от следования исламским догмам, станет исламским центром наподобие Мешхеда, куда придет религиозная культура.
Знаковым событием для иранского общества стало решение ВСКР внести на новый 1403 г. изменения в официальный иранский календарь. Они коснулись переименования исконно иранских и очень любимых всем народом праздников - отмечаемого в декабря праздника самой длинной ночи - Шаб-е Йалда и праздника последней среды года перед Ноурузом (иранским Новым годом) - Чахаршамбе Сури13. При этом было предложено их называть соответственно «Днем пропаганды культуры гостеприимства и укрепления родственных связей» и «Днем проявления уважения к соседям». Как было отмечено ВСКР, такие изменения согласуются с иранской исламской культурой и традициями страны.
Это можно рассматривать как отдельные факты, а не как свидетельство наступления нового этапа в проводимой в ИРИ культурной поли-
12 Jazb-e tasvir-e Takht-e Jamshid az ru-ye eskenas din ra taghviyyat nemikonad. URL: http:// etemadonline.com/574752 (accessed: 05.10.2022). На перс. яз.
13 Taghyir-e nam-e Shab-e Yalda va Chaharshambe Suri dar taghvim-e rasmi-ye keshvar. URL: https://jahaneghtesad.com/article (accessed: 25.10.2023). На перс. яз.
тике, однако некая тенденция в этом направлении явно просматривалась.
19 мая 2024 г. в результате крушения вертолета погиб президент Ирана Эбрахим Раиси. В конце июня - начале июля в соответствии с конституцией страны в два тура прошли выборы нового президента. Им стал иранский (с большими оговорками) реформатор Масуд Пезешкиан, политик с серьезными этническими корнями. По мнению аналитиков, он может привнести этнический фактор во внутреннюю политику, который, что не исключено, также проявится в иранской культуре.
Литература / References
1. Дунаева Е. В. Новые политические и социокультурные реалии современного Ирана. Вызовы или перспективы // Иран во втором десятилетии ХХ1: вызовы и перспективы. М.: ИВ РАН, 2016. [Dunaeva E.V. IRI's New Political and Sociocultural Realities: Challenges or Prospects // Iran in the Second Decade of the XXI Century: Challenges and Prospects. Moscow: IOS RAS, 2016. (in Russian)].
2. Каменева М. С. Хомейни о современном культурном развитии Ирана // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. М.: Наука, 1982. [Kameneva M. S. Khomeini on the contemporary cultural development of Iran // Modern Islam: Problems of Politics and Ideology. Moscow: Nauka, 1982. (in Russian)].
3. Каменева М. С. О трех подходах к понятию «культура» в ИРИ // Иран при М. Ахмадинежаде. Памяти А. З. Арабаджяна. М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. [Kameneva M. S. Three Approaches to the Notion of «Culture» in the IRI // Iran during M. Ahmadinejad's Presidency. Moscow: IOS RAS, Tsentr strategicheskoy konyunktury, 2013. (in Russian)].
4. Каменева М. С. Иран и международные организации: культурный аспект // Иран во втором десятилетии ХХ! века: вызовы и перспективы. М.: ИВ РАН, Издатель Воробьев А.В., 2016. [Kameneva M.S. Iran and International Organizations: Cultural Aspect // Iran in the Second Decade of the XXI Century: Challenges and Prospects. Moscow: IOS RAS, Izdatel Vorobyev A. V., 2016. (in Russian)].
5. Кляшторина В. Б. Иран 60-80-х годов. От культурного плюрализма к ислами-зации духовных ценностей. М.: Наука, 1990. 205 с. [Klyashtorina V. B. Iran in the 1960-1980s. From cultural pluralism to islamisation of spiritual values. Moscow: Nauka, 1990. 205 p. (in Russian)].
6. 40 лет Исламской Республике Иран. М.: ИВ РАН, 2020. 358 с. [40 years of the Islamic Republic of Iran. Moscow: IOS RAS, 2020. 358 p. (in Russian)]. ISBN: 978-589282-991-5
7. Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: РОССПЕН, 2001. 237 с. [Khatami Mohammad. Islam, diаlogue and civil society. Moscow: Russian Political Encyclopedia, 2001. 237 p. (in Russian)].
8. Sanai Mehdi. Ravabet-e Iran va Asya-ye Markazi: ravandha va cheshmandazha. Tehran: Markaz-e chap va entesharat-e Vezarat-e omur-e khareje, 2011. 351 s. [Санаи Мехди. Взаимоотношения Ирана и Центральной Азии: тенденции и перспективы. Тегеран: Центр публикаций Министерства иностранных дел, 2011. 351 с.].
Периодические издания / Periodical
1. Ettelaat. 20.06.1980.
Электронные ресурсы / Electronic sources
1. Abdolhoseyn Hosrow Panah, filsufi ba 52 ketab dar 56 salegi...(Абдольхоссейн Хосроу Панах, философ, написавший за 56 лет жизни 52 книги...) URL: https://aftabnews.ir/fa/news/818708 (accessed: 12.02.2023). На перс. яз.
2. Bayaniyye-ye hoshdaramiz-e Shoura-ye ali-ye enghelab-e farhangi dar vakonesh be fout-e Mahsa Amini (Обращение Высшего совета культурной революции по поводу кончины Махсы Амини). URL: https://aftabnews.ir/fa/news/795558 (accessed: 12.10.2023). На перс. яз.
3. Ghanun-e barname-ye haftom-e pishraft-e Jomhuri-ye Eslami-ye Iran (Седьмой пятилетний план развития Исламской Республики Иран) URL: https://shenasname, ir/barname7 (accessed: 10.07.2024). На перс. яз.
4. Jazb-e tasvir-e Takht-e Jamshid az ru-ye eskenas din ra taghviyyat nemikonad (Изъятие изображения Тахте Джамшид с денежных купюр не укрепляет основы религии). URL: http://etemadonline.com/574752 (accessed: 05.10.2022). На перс. яз.
5. Pas az bargozari-ye azmun-e estekhdami-ye moallemi motavajjeh shodim ke ce hezar-o-pansad nafar pazirofteshodegan ruhani hastand. (После проведения испытаний на занятие вакантных должностей школьного учителя 3500 успешно выдержавших экзамен были люди духовного звания). URL: https://aftabnews. ir/fa/news/888903 (accessed: 20.03.2024). На перс. яз.
6. Payam-e ghodrat va moghavemat. (Послание-призыв Хаменеи к стойкости и сопротивлению). URL: https://www.farsi.khamenei.ir.14.11.2022 (accessed: 02.11.2022). На перс. яз.
7. Rais-e Daneshgah-e emam Hosein dabir-e miz-e eslami shodan-e daneshgahha shod (Ректор Университета имама Хосейна возглавил Совет исламизации университетов). URL: https://www.didbaniran.ir/fa/news/-175703 (accessed: 15.03.2024). На перс. яз.
8. Roadmap of development of ties between Iran and Italy // Official site of Iran's president. URL: http://www.president.ir/en/91585 (accessed: 27.01.2016); URL: http://www.president.ir/en/91675 (accessed: 28.01.2016).
9. Sazeman-e farhang va ertebatat-e eslami. URL: http://www.icro.ir/index.aspx?fkey d=&siteid=261&pageid=32272 (accessed: 05.02.2015); http://www.farhang.gov.ir./fa/ intro/subordinate/culture-organization (accessed: 05.02.2015). На перс. яз.
10. Tashkil-e Setad-e enghelab-e farhangi be farman-e emam (Указ имама Хомейни «О создании Штаба культурной революции»). URL: http://www.imam-khomeini. ir/fa/n22641/ (accessed: 02.09.2024). На перс. яз.
11. Ta'sis-e Shoura-ye ali-ye enghelab-e fahangi ba a'za-ye jadid be farman-e emam (Указ имама Хомейни «О создании Высшего совета культурной революции»). URL: http://www.imam-khomeini.ir/fa/n25169/. (accessed: 02.09.2024). На перс. яз.
12. Taghyir-e nam-e Shab-e Yalda va Chaharshambe Suri dar taghvim-e rasmi-ye keshvar (Изменение наименования праздников Шабе Йалда и Чахаршамбе Сури в официальном календаре страны) // [Газета Джахан Эхтаз]. URL: https://jahaneghtesad.com/article (accessed: 25.10.2023). На перс. яз.
13. Vezarat-e farhang va ershad-e eslami. URL: https://www.farhang.gov.ir (accessed: 10.07.2024). На перс. яз..
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Каменева Марина Самуиловна - Kameneva Marina S. - PhD (Philology),
канд. филол. наук старший научный Senior Research Fellow, Centre of Middle
сотрудник Центра изучения стран East Studies, Institute of Oriental Studies
Ближнего и Среднего Востока of the Russian Academy of Science,
Института востоковедения Российской Moscow, Russian Federation академии наук, Москва, Россия
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляeт об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 18.10.2024.
Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 22.10.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest. Article info
Submitted: 18.10.2024.
Approved after peer reviewing and accepted for publication: 22.10.2024. The author has read and approved the final manuscript.