DOI: 10.19181^1^.2022.7
0ЙЁ0
EDN LVGMGS
И!
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПУТИ К НОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Щенина Ольга Геннадьевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена анализу процессов модернизации российского образования в контексте новой грамотности. Дается анализ новых видов грамотности россиян на примере финансовой, цифровой и научной. Предполагается, что новые виды грамотности обусловливают своего рода «новую настройку» системы образования на образовательные результаты. На примере модернизации требований в области школьного образования показано, что проявляется тенденция преобразования образовательного пространства.
Понятие грамотности в наши дни принципиально изменилось — это многоуровневый комплекс компетенций, которые позволяют современному человеку успешно жить и работать в сложном, непредсказуемом, стремительно изменяющемся мире.
Процессы цифровизации и сетевизации, свидетельствующие об ускоренном переходе к сетевому обществу, предъявляют новые требования к современному человеку. В этой связи на первый план выходит формирование у человека универсальных компетентностей, новых видов грамотности, то есть тех навыков, которые потребуются для жизни в ХХ1 веке. Новые виды грамотности расширяют возможности участия современного человека вжизни общества и государства.
Ключевые слова: образование; новая грамотность; финансовая грамотность; цифровая грамотность; научная грамотность
В условиях сложности и неопределенности развития современного мира трансформируются многие социальные институты, в том числе и социальный институт образования. «Образование как качественная характеристика — это результат государственного, общественного и личностного присвоения всех тех ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы — государства, общества и каждого человека»1.
Трансформация образования происходит под влиянием множества факторов, однако в глобальном плане можно выделить ключевые: переход к новому типу общества — сетевому, информационному; смена технологических укладов; переход к новой антропогенной цивилизации; преобразование системы международных отношений. В этой связи уместно вспомнить оценку происходящих на рубеже веков перемен, предложенную А. С. Пана-риным, который еще в конце прошлого века писал: «начинается новый виток мировой истории»2. Эти изменения затрагивают все области жизни современного человека, в том числе и его мышление, мировоззрение, навыки, компетенции, коммуникации и т.д.
Особый интерес для специалистов прежде всего социально-гуманитарного профиля представляют процессы информатизации, цифровизации, сетевизации в современном российском обществе и их эффекты в антропологическом контексте. В статье предпринимается попытка проанализировать новые виды грамотности россиян на примере финансовой, цифровой и научной. Выделенный ракурс исследования связан с тем, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков «в социальном контексте развития умений человека появляется понятие "новой грамотности" как совокупности многих умений или многих грамотностей,
1 Баранова Т. А. Современное образование как инструмент «мягкой силы» / Т. А. Баранова, С. А. Никипелова // Образовательная доминанта в политических коммуникациях / Под ред. О. А. Колобова. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2021. С. 10.
2 Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998. С. 6.
неразрывно связанных с чтением и письмом. Это понятие (как некая "метаграмотность") применяется в учебном и социальном контексте»1.
Новые виды грамотности предполагают своего рода «новую настройку» системы образования на образовательные результаты. Например, в ракурсе основного общего и среднего общего образования это нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В которых на методологической основе системно-деятельностного подхода конкретизируются образовательные результаты (личностные, метапредметные и предметные), а также выделяются три группы универсальных учебных действий (УУД): познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. ФГОС не только систематизируют и конкретизируют предметные результаты, но и ориентируют на формирование системы ценностных установок.
На примере модернизации требований в области школьного образования отчетливо проявляется тенденция преобразования образовательного пространства для всестороннего развития современного человека. Отсюда и появление в последние десятилетия множества понятий, характеризующих его навыки: универсальные компетентности, навыки XXI века, универсальные учебные действия, новая грамотность, мягкие навыки, гибкие навыки и др. Например, по мнению специалистов «универсальные компетентности — это компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности»2.
1 Данилова Г. В. «Тексты новой природы» как источник для развития образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «ПЕДАГОГИКА ТЕКСТА», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. Санкт-Петербург: Издательство Лема, 2016. С. 53.
2 Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 37.
Остановимся на характеристике понятия новая грамотность, которая включает множество видов (более сотни по некоторым оценкам): функциональная, коммуникативная, цифровая, научная, информационная, экологическая, вычислительная, ме-диаграмотность, математическая, естественнонаучная, сетевая, креативное мышление, глобальные компетенции, грамотность в отношении здоровья и т.д.
Акцент на новую грамотность предполагает переход к новому содержанию образования, а также модернизацию образовательного контента и образовательных программ, методик и подходов к образовательным результатам. Понятие грамотности в наши дни принципиально изменилось — если еще в прошлом веке оно рассматривалось как умение человека писать, читать, считать, то сегодня оно представляет собой многоуровневый комплекс компетенций, которые позволяют современному человека успешно жить и работать в сложном, непредсказуемом, стремительно изменяющемся мире. «В современном узком смысле грамотность — способность общаться с миром, понимать его сигналы, обрабатывать информацию»1. Таким образом, нынешние образовательные практики приобретают новые форматы: стимулирование самостоятельной образовательной деятельности (рассматриваемой как развитие умений работы с информацией), мотивация обучения, проектное обучение и т.д. Перейдем от рассмотрения вопроса формирования новых видов грамотности в методологическом ракурсе к характеристике некоторых видов новой грамотности.
Финансовая грамотность россиян
Пожалуй, сложно выделить среди множества видов новой грамотности ряд важнейших ее разновидностей, однако к числу наиболее востребованных относится финансовая грамотность. Ее формирование является первостепенной задачей для системы
1 Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 38.
образования, государства и общества в целом. Так, в «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» в качестве основной цели названы повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования1. Финансовая грамотность в Стратегии рассматривается как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»2.
В 2017-2020 гг. Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по заказу Банка России проводил исследование уровня финансовой грамотности россиян. Его результаты представлены в таблице 1.
Анализ представленных результатов исследования позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне финансовой грамотности населения страны. «Под уровнем финансовой грамотности понимается совокупность знаний, навыков и установок в области финансов, позволяющие принимать обоснованные решения в отношении распоряжения личными финансами и финансовыми продуктами»3. На основе этих данных можно
1 См. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» // Минфин России: [сайт]. 2017. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/ directions/strategy/?id_57=132616-rasporyazhenie_pravitelstva_rossiiskoi_ federatsii_ot_25.09.2017__2039-r_ob_utverzhdenii_strategii_povysheniya_ finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_feder (дата обращения: 24.04.2022).
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» // Минфин России: [сайт]. 2017. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/ strategy/?id_57=132616-rasporyazhenie_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_ ot_25.09.2017__2039-r_ob_utverzhdenii_strategii_povysheniya_finansovoi_ gramotnosti_v_rossiiskoi_feder (дата обращения: 24.04.2022).
3 Результаты второй волны измерения уровня финансовой грамотности россиян // НАФИ. Аналитический центр: [сайт]. 2020. URL: https:// nafi.ru/projects/finansy/rezultaty-vtoroy-volny-issledovaniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-rossiyan/ (дата обращения: 24.04.2022).
Таблица 1. Уровень финансовой грамотности россиян (2017-2020 гг.)
Индексы 2017 г. 2018 г. 2020 г.
Финансовые знания 54 53 54
Финансовое поведение 50 52 54
Финансовые установки 52 53 52
Итоговое значение индекса 52 53 54
Источник: Измерение уровня финансовой грамотности. 3 этап. [Электронный ресурс] // Банк России: [веб-сайт]. и^: https://cbr.ru/analytics/ szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/ (дата обращения: 24.04.22)
Таблица 2. Уровень финансовой грамотности молодежи (2017-2020 гг.)
Индексы 2017 г. 2018 г. 2020 гг.
Финансовые знания 68 66 67
Финансовое поведение 44 45 49
Финансовые установки 51 52 52
Итоговое значение индекса 55 55 57
Источник: Измерение уровня финансовой грамотности. 3 этап. [Электронный ресурс] // Банк России: [веб-сайт]. URL: https://cbr.ru/analytics/ szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/ (дата обращения: 24.04.22)
сделать вывод о том, что потребителей товаров и услуг отличает рациональное экономическое поведение, они обладают знаниями о защите прав потребителей на рынке, об основах безопасного финансового поведения. Однако следует отметить неоднородность в уровне финансовой грамотности на основе демографического критерия. В таблице 2 приведены данные по уровню финансовой грамотности молодежи.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что среди молодежи значения индекса финансовой грамотности несколько выше, чем в целом по стране. Вероятно, это связано с тем, что с 2016 г. в школах введен курс «Основы финансовой грамотности» сначала факультативно, затем в качестве модуля в рамках предмета «Обществознание» и ряде школ как отдельный
предмет. По данным опроса Банка России более 100 тыс. педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по этому предмету. Результаты исследования свидетельствуют, что предпринимаемые государством в области образовательной политики меры способствуют приобретению и расширению знаний молодежи о финансовой сфере, рациональном экономическом поведении и в целом содействуют повышению уровня финансовой грамотности молодого поколения.
Обратимся к результату еще одного исследования уровня финансовой грамотности населения страны, данные которого коррелируют с анализом Банка России. Итоги Всероссийского социологического опроса аналитического центра НАФИ по измерению уровня финансовой грамотности россиян свидетельствуют о значительном росте за последние 10 лет тех, кто высоко оценивает свою финансовую грамотность: их доля с 2011 г. по 2021 г. увеличилась с 20 до 58%. Подтверждением этому является и снижение в три раза доли респондентов, которые считали свои финансовые компетенции недостаточными — с 36 до 10%1.
Остановимся подробнее на результатах этого исследования, поскольку число респондентов составляло 85000 человек. Столь масштабный мониторинг был частью проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»2. Первая волна в форме Всероссийского опроса населения в российских регионах проводилась в 2018 г., вторая — в 2019 г. Для оценки уровня финансовой грамотности применялся Индекс финансовой
1 «Без лишней скромности»: за 10 лет самооценка финансовой грамотности россиян выросла втрое // НАФИ. Аналитический центр: [сайт]. 2021. URL: https://nafi.ru/analytics/bez-lishney-skromnosti-za-10-let-samootsenka-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyrosla-vtroe/ (дата обращения: 24.04.2022).
2 См. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации // Минфин России: [сайт]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/ (дата обращения: 24.04.2022).
грамотности, «отражающий способность человека к разумному управлению личными финансами»1, который измеряется в диапазоне от 1 до 21 баллов. Шкала индекса разработана на основе методологии Организации экономического сотрудничества и развития и включает знания в области финансов (оцениваются 7 баллами), навыки управления финансами (9 баллов), установки в отношении финансов (5 баллов).
Индекс финансовой грамотности россиян в среднем по стране составляет 12,37 балла (в 2018 г. 12,12 балла). О расширении спектра финансовой грамотности россиян свидетельствуют следующие данные рассматриваемого исследования: почти треть (29%) населения страны предпочитают безналичную оплату товаров и услуг, 67% пользуются интернет- и мобильным банком. Однако в связи с возрастающими по экспоненте рисками в нестабильном и быстро меняющемся мире 43% жителей страны заинтересованы в повышении уровня финансовой грамотности2.
Это связано с тем, что на основе использования новых технологий в условиях цифровизации значительно возрастает число преступлений, связанных с финансовым мошенничеством, вместе с тем постоянно модифицируются его виды и формы. К самым распространенным относится мошенничество с банковскими картами для кражи денег у россиян. Кроме того, кибермошенничество выступает как наиболее распространенный вид преступлений в финансовой сфере с целью обмана пользователей, кражи их персональных данных и т.д. Например, «в первом полугодии 2021-го 1Т-преступность выросла на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, а число мошенничеств в интернете — на 42,1%, следует из данных МВД
1 Результаты второй волны измерения уровня финансовой грамотности россиян // НАФИ. Аналитический центр: [сайт]. 2020. URL: https:// nafi.ru/projects/finansy/rezultaty-vtoroy-volny-issledovaniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-rossiyan/ (дата обращения: 24.04.2022).
2 Результаты второй волны измерения уровня финансовой грамотности россиян // НАФИ. Аналитический центр: [сайт]. 2020. URL: https:// nafi.ru/projects/finansy/rezultaty-vtoroy-volny-issledovaniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-rossiyan/ (дата обращения: 24.04.2022).
России. Кроме этого, во II квартале 2021-го количество операций без согласия клиента увеличилось на 23% по сравнению с I кварталом, почти до 23,8 тыс., а объем украденных у россиян средств за этот период вырос на 38%, превысив 3 млрд рублей, видно из статистики ЦБ... Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявлял, что телефонное мошенничество в России имеет все признаки национального бедствия. По его словам, кибермошенники совершают около 100 тыс. звонков в день, каждый 10-й звонок любому абоненту в России — от преступника. Девять из 10 владельцев мобильных телефонов сталкивались с телефонным мошенничеством и принимали такого рода звонки»1. Поэтому знания о том, как защитить себя, обезопасить свои финансы в контексте стремительного развития информационных технологий становится для современного человека одним из важнейших видов грамотности.
Цифровая грамотность россиян
В условиях ускоряющейся под влиянием внешних факторов цифровизации, а также процессов информатизации и сетевиза-ции российского общества, актуализируется запрос к системе образования на формирование навыков XXI века у россиян. Одной из важнейших компетенций современного человека является цифровая грамотность. «Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Данный социальный феномен включает 3 аспекта: цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность. Цифровое потребление — знание и использование интернет-услуг для работы и жизни. Цифровые компетенции — навыки эффективного пользования технологиями. Цифровая
1 Личный просчет: больше половины россиян считают себя финансово грамотными // Известия: [сайт]. 27 сентября 2021 г. URL: https:// iz.ru/1226381/ekaterina-vinogradova-mariia-kolobova/lichnyi-proschet-bolshe-poloviny-rossiian-schitaiut-sebia-finansovo-gramotnymi (дата обращения: 24.04.2022).
безопасность — основы безопасности в интернет-пространстве и при пользовании цифровыми технологиями»1.
Кроме того, одной из сторон современной цифровой грамотности является ее важная составляющая социокультурного порядка — «сетевая цифровая грамотность как набор компетенций эффективного сетевого общения, должна включать в себя компетенции управления и контроля контактов, рефлексивного этически выверенного выбора платформ и форматов общения, рефлексивного мониторинга своей цифровой активности («цифровых следов»)»2.
В соответствии с Паспортом федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»3 в области цифровой грамотности россиян ставится следующая цель: неуклонное увеличение доли населения, обладающего цифровой грамотностью. Данные (включая прогноз) на период 2018-2024 гг. представлены в таблице 1.
Попытаемся ответить на вопрос: Что же представляет из себя цифровая грамотность россиян на современном этапе? Обратимся к исследованию аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность россиян: исследование 2020»4, которое проводилось в период с 2018 по 2020 г. Результаты свидетельствуют о том, что 27% населения, то есть немногим более четверти населения обладает высоким уровнем цифровой грамотности.
1 Индекс цифровой грамотности граждан РФ // Фонд президентских грантов: [сайт]. 2017. URL: https://xn-80afcdbalict6afooklqi5o.xn — p1ai/ public/application/item?id=0c6bb104-f0f4-4a5c-86e3-49c405af9940 (дата обращения: 24.04.2022).
2 Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / Науч. ред. А. П. Глухов. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 18.
3 Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 04.06.2019 года // Методические материалы национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: [сайт]. URL: https://digital.ac.gov.ru/materials/passport/ (дата обращения: 24.04.2022).
4 Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 // НАФИ. Аналитический центр: [сайт]. 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 24.04.2022).
Таблица 3. Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики
(в процентах)
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
26,00 27,00 30,00 32,00 36,00 38,00 40,00
Источник: Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 04.06. 2019 года. [Электронный ресурс] // Методические материалы национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: [веб-сайт]. URL: https://digital.ac.gov.ru/materials/ passport/ (дата обращения: 24.04.22)
Индекс цифровой грамотности в 2018-2019 гг. составил 52%, а в 2019-2020 гг. — 58%1. Методика мониторинга включала анализ уровней следующих видов навыков и компетенций: информационная и коммуникативная виды грамотности, создание цифрового контента, навыки решения проблем в цифровой среде и цифровая безопасность.
В 2021 г. аналитический центр НАФИ проводит исследование «Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году», результаты которого по перечисленным выше уровням в контексте компетентностного подхода представлены в Таблице 2.
Анализ результатов мониторинга свидетельствует о позитивной динамике роста уровня цифровой грамотности россиян — с 52% в 2018 г. до 64% в 2021 г. Весьма существенный рост уровня перечисленных выше компетенций и цифровой грамотности населения в целом связан с процессами цифровизации и информатизации в период пандемии COVID-19. Различного рода ограничения, связанные с возможностями перемещения людей; перевод системы образования в дистанционный формат; переход на работу на удаленном доступе и многое другое потребовали от миллионов людей либо ускоренного овладения
1 Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 // НАФИ. Аналитический центр: [сайт]. 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 24.04.2022).
Таблица 4. Цифровые компетенции россиян
Уровни цифровых компетенций Пункты по шкале от 0 до 100
Уровень информационной грамотности россиян 67
Уровень коммуникативной грамотности россиян 67
Уровень создания цифрового контента 59
Уровень цифровой безопасности 65
Уровень навыков решения проблем в цифровой среде 65
Источник: Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году [Электронный ресурс] // Аналитический центр НАФИ: [веб-сайт]. 18 мая 2021 года. URL: https://nafi.ru/analytics/ vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (дата обращения: 24.04.22)
цифровыми навыками, либо их совершенствования и развития. В этой связи уместно вспомнить мнение К. Шваба, который в работе «COVID-19: великая перезагрузка» (2020) предлагает следующую характеристику происходящих изменений и их влияния на общественное развитие: «Мы продолжим удивляться быстроте и неожиданному характеру этих изменений, поскольку они сливаются воедино и приводят к последствиям второго, третьего, четвёртого и более высокого порядка, вызывают каскадные эффекты и непредвиденное развитие событий. Формируется "новая нормальность", радикально отличная от той, которую мы понемногу оставим позади»1.
Одним из элементов цифровой грамотности являются цифровые навыки человека, которые можно рассматривать в контексте практического использования современных информационно-коммуникационных технологий в любой области его жизнедеятельности. «Цифровые навыки - компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов ИКТ, а также намерения
1 Schwab K., Malleret T. COVID-19: the great reset. World Economic Forum. Geneva, 2020. P. 12.
людей в приобретении соответствующих знаний и опыта»1. Представляют исследовательский интерес результаты изучения цифровых навыков населения в ракурсе рассматриваемой нами проблемы новой грамотности, ее форм и видов у современного человека.
Обратимся к исследованию Института стратегических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, который с 2009 г. ежегодно проводит мониторинг «Индикаторы цифровой экономики». Индикаторы цифровой экономики включают разные аспекты развития цифрового общества, эффекты цифровиза-ции, в их числе и цифровые навыки населения страны. Показатели цифровых навыков россиян в 2021 г. представлены в таблице 32.
Очевидно, что спектр цифровых навыков россиян требует расширения, то есть цифровые навыки населения требуется совершенствовать и развивать. Помимо социологических опросов населения для выявления уровня цифровой грамотности, компетенций и навыков, в цифровом пространстве Интернета существует достаточно много различного рода цифровых платформ, позволяющих выявить уровень сфор-мированности перечисленных выше компетенций. Например, любой желающий может провести самодиагностику уровня овладения цифровыми навыками, а также выбрать индивидуальную образовательную траекторию их совершенствования. Так, платформа «Цифровой гражданин»3 предлагает не только тестирование для выявления уровня цифровой грамотности, но и возможность выбора эффективной технологии с целью его повышения.
1 Абдрахманова Г.И., Ковалева Г. Г. Цифровая экономика // Официальный сайт Института стратегических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: [сайт]. 2017. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/ DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
2 Индикаторы цифровой экономики 2021: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.
3 Тестирование цифровой грамотности // Цифровой гражданин: [сайт]. URL: https://it-gramota.ru/ (дата обращения: 24.04.2022).
Таблица 5. Цифровые навыки россиян
Цифровые навыки В процентах от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами 42,2
Работа с текстовым редактором 40,4
Копирование или перемещение файла или папки 37,5
Использование инструмента копирования и вставки вдокументе 27,7
Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами 27,3
Работа с электронными таблицами 22,9
Использование программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов 20,9
Подключение и установка новых устройств 14,2
Создание электронных презентаций с использованием специальных программ 9,3
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения 5,5
Установка новой или переустановка операционной системы 2,5
Источник: Индикаторы цифровой экономики 2021: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 380 с.
Для проверки уровня своей цифровой грамотности можно принять участие в Цифровом диктанте — проекте, который начал реализовываться в 2019 г., а уже в 2020 г. в нем участвовало более 330 тысяч человек. «Цифровой Диктант 2020 включал в себя 4 смысловых блока. Первый был посвящен основам цифрового потребления, а именно различным устройствам, программам и приложениям, второй — цифровым компетенциям, т.е. работе с интернетом, социальными сетями,
интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами, третий — цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств, четвертый — инновационным технологиям, таким как искусственный интеллект и интернет вещей»1. По шкале от 0 до 10 баллов средний показатель уровня цифровой грамотности участников составил 7,25 балла, что свидетельствует о высоком уровне навыков в области освоения и применения новых технологий участниками этого проекта.
Современный человек уже не может обойтись без использования цифровой инфраструктуры, которая затрагивает все стороны нашей жизни, например, цифровая экономика, циф-ровизация государственных услуг и т.д. Поэтому «образование в нынешнее переломное время играет еще более важную, чем раньше программирующую и преобразующую роль в обществе, становится политической технологией. С ним будут связаны и большие возможности, и очень серьезные риски в контексте стремительного развития компьютерной реальности»2. Безусловно, цифровая среда создает не только принципиально иные возможности для жизнедеятельности человека, но и привносит в нашу жизнь новые риски и угрозы. Как отмечают специалисты, они связаны прежде всего с кибербезопасностью, культурой общения в Интернете, мошенничеством в разных форматах, в том числе и с информационной безопасностью в целом. Очевидно, что «доступ к Интернету необходим, но недостаточен, чтобы пользоваться им с пользой для себя: мало иметь знания, умения, навыки технического характера. Не менее значимы для высокого уровня цифровой грамотности оказываются знания, умения и навыки социально-психологического и этического характера, которые позволяют противостоять многочисленным угрозам»3.
1 В Цифровом диктанте приняли участие более 330 тысяч человек // РОЦИТ: [сайт]. URL: https://rocit.ru/news/digital-dictation-2020-itogi (дата обращения: 24.04.2022).
2 Малинецкий Г. Г. Риски цифрового мира / Проектирование цифрового будущего. Научные подходы: коллективная монография / Ред. Г. Г. Малинецкий, В. В. Иванов, П. А. Верник. М.: Техносфера, 2020. С. 229.
3 Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 94.
Научная грамотность россиян
В жизни современного человека важную роль играет научное мышление и научная грамотность в целом, которая формируется прежде всего системой образования: в школа, вузах, учреждениях дополнительного образования. «Научная грамотность — обладание основными непротиворечивыми знаниями об устройстве мира и связями между ними, складывающими этот набор данных в цельную картину»1. Кроме того, 2021 г. был объявлен в России Годом науки и технологий, который «станет началом в России целого научного десятилетия», по мнению Президента России В. В. Путина2.
В ракурсе усиления внимания общества и государства к науке и технологиям в ноябре 2021 г. АНО «Национальные приоритеты» был проведен Всероссийский интернет-опрос, в котором приняли участие 1600 человек. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов из разных областей на знание фактов и понятий, при этим часть вопросов предполагала использование и применение операций научного мышления. Его результаты представлены в экспертно-аналитическом докладе «Научное мышление и популяризация науки в России».
Авторами охарактеризованы и проанализированы признаки научного мышления: «познавательная интенция, направленность на узнавание нового (любопытство); способность сомневаться, не принимать ничего на веру (критическое мышление), опираться на проверяемые данные и уметь самому их верифицировать; широта кругозора; большие масштабы пространства и времени по сравнению с «обыденным мышлением»; отсутствие противоречивости в мышлении; предсказательность
1 Научное мышление и популяризация науки в России // Национальные проекты России: [сайт]. 2021. URL: doklad_God_Nauki_27_01_22. pdf (xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai) (дата обращения: 24.04.2022).
2 Владимир Путин: Будет правильно, если Год науки и технологий станет началом целого научного десятилетия // Министерство науки и высшего образования РФ: [сайт]. 2021. URL: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/? ELEMENT_ID=45394 (дата обращения: 24.04.2022).
(способность синтезировать на основе знаний о мире и его свой ствах — законов природы и развития общества — некие выводы, которые позволяют предположить развитие текущей ситуации)»1, а также научная грамотность.
Специалисты отмечают важность и значимость научной грамотности людей, например, «высокая научная грамотность населения помогла бы решать многие проблемы, в том числе социальные. может быть, мы бы могли чуть легче пройти пандемию»2. Не вызывает сомнений и наличие корреляции между интересом к науке и научной грамотностью человека. Так, в первые два десятилетия XXI века во всем мире отчетливо наблюдается тенденция популяризации науки и научного знания в целом.
Анализ данных рассматриваемого исследования свидетельствует о высоком уровне научной грамотности населения: 14% продемонстрировали высокий уровень и 56% средний уровень. И лишь у 30% участников был выявлен ее низкий уровень. Возникает закономерный вопрос о том, насколько эффективно основное общее и среднее общее образование выполняет функцию формирования научной грамотности у школьников, которая затем получает развитие в системе высшего профессионального образования. Согласно данным упоминаемого выше экспертно-аналитического доклада «Научное мышление и популяризация науки в России», наиболее высокие показатели научного грамотности у возрастной когорты 18-24 лет. Следовательно, система школьного образования достаточно эффективно выполняет социальный заказ по формированию научного мышления и научной грамотности у молодого поколения.
1 Научное мышление и популяризация науки в России // Национальные проекты России: [сайт]. 2021. URL: doklad_God_Nauki_27_01_22. pdf (xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai) (дата обращения: 24.04.2022).
2 Мыслить, как ученый: 70% россиян справились с тестом на научную грамотность // Национальные проекты России: [сайт]. 2021. URL: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai/news/myslit-kak-uchenyy-70-rossiyan-khorosho-spravilis-s-testom-na-nauchnuyu-gram (дата обращения: 24.04.2022).
В перечень недостатков и сдерживающих факторов развития в этой области в системе школьного образования, по мнению авторов доклада, входят: качество профессиональной подготовки учителей (проблема высококвалифицированных кадров), содержание школьных учеников (образовательный контент) и единый государственный экзамен (в старших классах школы подготовка к экзамену «нивелирует зачатки научного мышления у школьников»1). Однако с переходом школ на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработанные на основе системно-деятельностного подхода, происходит трансформация системы российского образования — от трансляции знаний к формированию навыков по организации самостоятельной работы с информацией, то есть навыков самостоятельного получения знаний.
Каким же образом осуществляется переход к новой образовательной парадигме в системе прежде всего основного общего и среднего общего образования? Безусловно, этому способствует широкое внедрение в образовательную среду образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии развития критического мышления и др. Например, к методическим приемам формирования технологии развития критического мышления относятся: кластеры, инсерт, синквейн, даймонд, фишбоун, мозговой штурм, денотатный граф, концептуальная таблица, метод шести шляп Эдварда де Боно и т.д.
Современный урок в школе, на котором формируются научное мышление и научная грамотность, включает следующие виды учебных занятий: урок комбинированный, урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и оценки знаний. На каждом этапе современного учебного занятия учителем организуется учебная деятельность на основе проектирования системы учебных задач. Кроме того, на каждом уроке при определении целей планируются
1 Научное мышление и популяризация науки в России // Национальные проекты России: [сайт]. 2021. URL: doklad_God_Nauki_27_01_22. pdf (xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai) (дата обращения: 24.04.2022).
личностные, метапредметные и предметные результаты на основе ФГОС1. Сочетание репродуктивных и проблемных форм обучения позволяет учителю активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, а использование такой формы работы как групповая (работа в группах) помогает формированию навыков XXI века у подрастающего поколения. С точки зрения компетентностного подхода к базовым навыкам современного человека относятся: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
Таким образом, трансформация системы российского образования способствует актуализации образовательной повестки сетевого общества2. Процессы цифровизации и сетевизации, свидетельствующие об ускоренном переходе к сетевому обществу, предъявляют новые требования к современному человеку и включают прежде всего новые виды грамотности.
Заключение
Трансформация российского образования на современном этапе обусловлена динамикой общественного развития. Под влиянием сложных многовекторных процессов в современном российском обществе актуализируется общественный запрос на обновление и модернизацию образовательного пространства страны. В новых условиях востребовано и переосмысление образовательных результатов, требования к которым существенно изменились под влиянием информатизации, цифрови-зации и сетевизации общества.
1 См.: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 24.04.2022).
2 См.: МихайленокО. М., Щенина О. Г. Образование в сетевом обществе: навыки XXI века // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: Новый Хронограф, 2021. С. 199-218.
В этой связи на первый план выходит задача формирования у человека универсальных компетентностей, новых видов грамотности, то есть тех навыков, которые потребуются для жизни в XXI веке. Они позволяют ему самосовершенствоваться, выстраивать эффективные коммуникации, реализовывать свои интересы.
Возникновение в обществе потребности на расширение спектра навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности, приводит к эволюции представлений о целях и задачах системы образования, а также расширению подходов к концепту современной грамотности, которая подразумевает множественность видов и форм. Новые виды грамотности расширяют возможности участия современного человека в жизни общества.
Список литературы
Абдрахманова Г. И. Цифровая экономика / Г. И. Абдрахманова, Г. Г. Ковалева // ИСИЭЗ ВШЭ: [сайт]. 05.07.2017. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/ DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 24.04.2022). Баранова Т. А. Современное образование как инструмент «мягкой силы» / Т. А. Баранова, С. А. Никипелова // Образовательная доминанта в политических коммуникациях / Под ред. О. А. Колобова. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2021. «Без лишней скромности»: за 10 лет самооценка финансовой грамотности россиян выросла втрое // НАФИ: [сайт]. 27 декабря 2021. URL: https://nafi.ru/analytics/bez-lishney-skromnosti-za-10-let-samootsenka-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyrosla-vtroe/ (дата обращения: 24.04.2022). В Цифровом диктанте приняли участие более 330 тысяч человек // РОЦИТ: [сайт]. 16 апреля 2020. URL: https:// rocit.ru/news/digital-dictation-2020-itogi (дата обращения: 24.04.2022).
Владимир Путин: Будет правильно, если Год науки и технологий станет началом целого научного десятилетия // Министерство науки и высшего образования РФ: [сайт].
2021. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/? ELEMENT_ID=45394 (дата обращения: 24.04.2022).
Данилова Г. В. «Тексты новой природы» как источник для развития образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции «ПЕДАГОГИКА ТЕКСТА» (Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г.) / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. Санкт-Петербург: Издательство Лема, 2016. С. 52-56. EDN XCXPZB.
Индекс цифровой грамотности граждан РФ // Фонд президентских грантов: [сайт]. 2017. URL: https:// xn-80afcdbalict6afooklqi5o.xn - p1ai/public/application/ item?id=0c6bb104-f0f4-4a5c-86e3-49c405af9940 (дата обращения: 24.04.2022).
Индикаторы цифровой экономики 2021: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 380 с. ISBN 978-5-7598-23858. DOI 10.17323/978-5-7598-2385-8. EDN OUNNIJ.
Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / А. П. Глухов, М. Н. Бычкова, И. В. Гужова [и др.]; науч. ред. А. П. Глухов. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. 106 с. ISBN 978-5-94621-877-1. EDN KSCSZM.
Виноградова Е. Личный просчет: больше половины россиян считают себя финансово грамотными / Е. Виноградова, М. Колобова // Известия: [сайт]. 27 сентября 2021 г. URL: https: //iz.ru/1226381/ekaterina-vinogradova-mariia-kolobova/ lichnyi-proschet-bolshe-poloviny-rossiian-schitaiut-sebia-finansovo-gramotnymi (дата обращения: 24.04.2022).
Проектирование цифрового будущего. Научные подходы: монография / Г. Г. Малинецкий, В. В. Иванов [и др.]; под ред. Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника. М.: Рекламно-издательский центр «ТЕХНОСФЕРА», 2020. 356 с. ISBN 978-5-94836-575-6. EDN OSKDGC.
Михайленок О. М. Образование в сетевом обществе: навыки XXI века / О. М. Михайленок, О. Г. Щенина // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: Новый Хронограф, 2021. С. 199-218. DOI 10.19181/ezheg.2021.8199. EDN VZIOUM.
Петрова К. Мыслить, как ученый: 70% россиян справились с тестом на научную грамотность // Национальные проекты России: [сайт]. 26 января 2021. URL: https:// xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai/news/myslit-kak-uchenyy-70-rossiyan-khorosho-spravilis-s-testom-na-nauchnuyu-gram (дата обращения: 24.04.2022).
Научное мышление и популяризация науки в России // Национальные проекты России: [сайт]. 2021. URL: doklad_ God_Nauki_27_01_22.pdf (xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj. xn — p1ai) (дата обращения: 24.04.22).
Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998. 392 с. ISBN 5-88439-085-8.
Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 04.06.2019 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: [сайт]. URL: https://digital.ac.gov.ru/ materials/passport/ (дата обращения: 24.04.2022).
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // ГАРАНТ. РУ: [сайт]. 28 июля 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 24.04.2022).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» // Минфин России: [сайт]. 2017. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/strat egy/?id_57=132616-rasporyazhenie_pravitelstva_rossiiskoi_
federatsii_ot_25.09.2017_2039-r_ob_utverzhdenii_strategii_
povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_feder (дата обращения: 24.04.2022).
Результаты второй волны измерения уровня финансовой грамотности россиян // НАФИ: [сайт]. Май 2020. URL: https:// nafi.ru/projects/finansy/rezultaty-vtoroy-volny-issledovaniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-rossiyan/ (дата обращения: 24.04.2022).
Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации // Минфин России: [сайт]. URL: https://minfin. gov.ru/ru/om/fingram/ (дата обращения: 24.04.2022).
Тестирование цифровой грамотности // Цифровой гражданин: [сайт]. URL: https://it-gramota.ru/ (дата обращения: 24.04.2022).
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фру-мина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с. ISBN 978-5-7598-2074-1. DOI 10.17323/978-5-75982177-9. EDN ADLXUC.
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 // НАФИ: [сайт]. 10 апреля 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/ tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 24.04.2022).
Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 87-98. EDN VSDBPB.
Schwab K. COVID-19: the great reset. World Economic Forum / K. Schwab, T. Malleret. Geneva, 2020. 213 p. ISBN 978-2940631-11-7.
Сведения об авторе
Щенина Ольга Геннадьевна
кандидат политических наук,
ведущий научный сотрудник,
Институт социологии ФНИСЦ РАН,
Москва, Россия
E-mail: oschenina@mail.ru
TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION: ON THE WAY TO A NEW LITERACY
Olga G. Shchenina
Candidate of Political Science, Senior Researcher,
Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia
E-mail: oschenina@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the analysis of the processes of modernization of Russian education in the context of new literacy. The author attempts to analyze new types of literacy of Russians on the example of fi nancial, digital and scientific literacy. It is assumed that new types of literacy cause a kind of "new adjustment" of the education system to educational outcomes. Using the example of modernization of requirements in the fi eld of school education, it is shown that there is a tendency to transform the educational space.
The concept of literacy has fundamentally changed nowadays — it is a multi-level set of competencies that allow a modern person to successfully live and work in a complex, unpredictable, rapidly changing world.
The processes of digitalization and networking, which indicate an accelerated transition to a networked society, impose new requirements on modern man. In this regard, the formation of universal competencies, new types of literacy, that is, those skills that will be required for life in the XXI century, comes to the fore. New types of literacy expand the possibilities of participation of a modern person in the life of society and the state.
Keywords: education; new literacy; fi nancial literacy; digital literacy; scientifi c literacy