УДК 338.2
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СПРОСА НА РЗМ: ОТ МЕР ПРЯМОГО УЧАСТИЯ К УПРАВЛЕНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ
Виктор Анатольевич Яценко
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, младший научный сотрудник, тел. (383)330-09-62, e-mail: [email protected]
Николай Юрьевич Самсонов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, и.о. зав. сектором освоения и использования новых ресурсов, тел. (383)330-10-59, e-mail: [email protected]
Яков Валерьевич Крюков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, тел. (383)330-09-62, e-mail: [email protected]
В статье приведены основные проблемы РЗМ-промышленности страны, предложены меры их преодоления и обозначены условия перехода от прямого участия государства в создании и формировании спроса к управлению и регулированию.
Ключевые слова: РЗМ-промышленность, спрос, экономический блок, блок знаний, процесс обучения, стимулирование, роль государства.
TRANSFORMATIONOF THE GOVERNMENT'S ROLE IN MAKINGREM'S DEMAND: FROM DIRECT PARTICIPATION MEASURES TO MANAGEMENT AND REGULATION
Viktor A. Yatsenko
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, junior researcher, tel. (383)330-09-62, e-mail: [email protected]
Nikolai U. Samsonov
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D., senior researcher, acting head of the sector Development and use of new resources, tel. (383)330-10-59, e-mail: [email protected]
Yakov V. Kryukov
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D., senior researcher, tel. (383)330-09-62, e-mail: [email protected]
The article aims at presenting main problems of the REM Russian industry, suggests measures to overcome them and emphasizing transition conditionsfrom direct government participation in demand making and shaping to demand management and regulation.
Key words: REM industry, demand, economic block, knowledge block, learning process, stimulation, role of the government.
В настоящее время в России на государственном уровне сформировалось понимание того, что полная зависимость российской высокотехнологичной промышленности от импортных (прежде всего, китайских) редкоземельных металлов не позволяет гарантировать бесперебойное снабжение этим стратегически важным сырьем в будущем.Для того чтобы государство было ресурсонеза-висимым, а также обеспечивало экономическую и национальную безопасность, РЗМ-промышленность должна быть вертикально-интегрированной с полной технологической цепочкой производства: «от лопаты до редких металлов или чистых оксидов РЗМ». Кроме того, в контексте программы импортозамещения, чрезвычайно актуальной сегодня, является задача доведения сырья «до высокотехнологичной продукции, в которую включены те или иные редкие земли» [1].
Безусловно, в сложившихся условиях такие государственные программы, как «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [ 2] крайне необходимы, и должны быть нацелены на существенные экономические, технологические, структурные улучшения в отрасли. В 2016 году закончился первый этап этой госпрограммы. К сожалению, приходится констатировать, что очень много не сделано из заявленных результатов госпрограммы: ликвидация импортозависимости, технологического отставания от КНР, США, Японии, увеличение доли в мировом производстве редких и редкоземельных металлов с 3% до 11% (до 15% по оптимистичному сценарию). В тоже время, были проведены геологоразведочные работы на некоторых перспективных месторождениях (на месторождении Томтор) и техногенных объектах (мона-цитовый концентрат Свердловской области), осуществлено субсидирование крупных проектов (например, через Фонд Развития Промышленности), кредитных ставок.
Можно заключить, что государство пытается изменить сложившуюся ситуацию в РЗМ-промышленности, проинвестировать крупные проекты в рамках государственной программы, но её реализация «пробуксовывает». И связано это, прежде всего, с тем, что согласно базовым постулатам экономической тео-рии,только спрос на РЗМ может вызвать рост предложения. Другими словами, никакие меры прямого государственного участия не смогут обеспечить долгосрочный и устойчивый тренд развития производства и использования отечественных РЗМ без соответствующего спроса со стороны высокотехнологичных производств, в конечных продуктах и товарах которых используются редкие и редкоземельные металлы.
Можно выделить два блока проблем РЗМ-промышленности: экономический блок и блок знаний (таблица). К первому блоку относятся проблемы связанные с экономикой, финансами, ценообразованием, структурными противоречиями
и т.п. Ко второму блоку - блоку знаний, относятся проблемы связанные с интеллектуальным потенциалом страны, технологиями, высококвалифицированными кадрами, с производством специализированного оборудования и т.п.
Таблица
Проблемы РЗМ-промышленности России
Экономический блок
1. Отсутствие гражданских высокотехнологичных производств, потребляющих РЗМ (отсутствие спроса на внутреннем рынке на РЗМ).
2. Экономика России характеризуется ориентацией на добычу высоколиквидного сырья (нефть, газ) и производство продуктов нефтехимии, металлургии, а также военной техники.
3. Нерыночная экономика
— отсутствие конкурентной среды в горнодобывающей отрасли России (если сравнивать с другими развитыми экономиками мира (США, Япония, Китай, ЕС и т.д.), то ни в одной из этих стран нет такой монополизации государственными вертикально интегрированными компаниями внутреннего рынка горнодобывающей отрасли);
— отсутствие необходимого внимания со стороны государственных компаний (ГК) к российской РЗМ-промышленности (государственным компаниям легче покупать и импортировать РЗМ, чем создавать и развивать внутренний рынок);
— балансовый подход (государство в зависимости от потребностей экономики пытается определить по основным видам полезных ископаемых обеспеченность запасами, и подсчитать количество лет, в течение которых найденные запасы будут истощены);
— разработка и утверждение федеральных программ (создают препятствия и ограничения для рыночной экономики).
4. Зависимость экономики России от мировых цен на нефть (падение цен на нефть привело к девальвации рубля, отсутствию инвестиций для поддержки РЗМ-промышленности и росту цен на импорт РЗМ).
5. Зависимость российской технологичной и высокотехнологичной промышленности от импортных (прежде всего, китайских) редкоземельных металлов.
Блок знаний
1. Распад технологической цепочки СССР: «от добычи до производства оксидов и индивидуальных РЗМ» (после распада СССР цепочки поставок редкоземельной руды и концентрата были нарушены, бывшие добывающие, перерабатывающие предприятия были вынуждены либо резко сократить производство, либо прекратить работу).
2. Потерянный интеллектуальный потенциал после развала СССР
— технологии и возможности их эффективного создания;
— специализированное оборудование и возможности их эффективного создания;
— специалисты, которые прошли научную и производственную школы в СССР.
3. Несовершенство законодательства
4. Неопределённое и неоднозначное представление о состоянии минерально-сырьевой базы страны.
Эти блоки взаимосвязаны: блок знаний находится внутри экономического блока, но его необходимо рассматривать отдельно, поскольку именно знания являются «маховиком» любой отрасли промышленности. Блок знаний требует трудоёмкой и продолжительной «раскрутки», чтобы он началприносить прибыль в виде новых технологий, оборудования, специалистов и т. д. Это ядро, которое показывает, в какой технологическойэпохе (или укладе) находится то или иное государство. И, к сожалению, Россия по этому показателю сильноотстаёт от таких передовых стран, как США, Япония, Германия, Франция, Китай и т. д.
После распада СССР утеряны многие уникальные производства, в том числе производства специализированного оборудования, технологии, специалисты, которые прошли научную и производственную школы в СССР. Россия сегодня сталкивается с отсутствием высокотехнологичных гражданских производств, продукции нового поколения на основе редких и редкоземельных металлов. Поэтому в первую очередь необходимо поддержать те предприятия и компании, которые используют для своей конечной продукции РЗМ. Для этого могут быть применены следующие меры государственного регулирования:
• Субсидирование кредитных ставок (например, до уровня 3-5% годовых) инвестиционных проектов и для потенциальных производителей высокотехнологичного оборудования. Это позволит избежать безответственного освоения бюджетных средств, как при прямом целевом субсидировании. При этом необходимо обеспечить равный доступ к финансам всех перспективных компаний: крупных, средних и малых.
• Обеспечение налоговых льгот (например, на НДС) для таких инвестиционных проектов и предприятий.
• Отсутствие дискриминации малого и среднего бизнеса, который чаще является более гибким к политическим, экономическим, технологическим изменениям и инновациям.
• Использовать государственное имущество в виде неиспользуемых по назначению площадей для создания новых производств. Сегодня ситуация такая, что гигантские площади бывших советских предприятий сданы в аренду под торговые, складские и другие непромышленные цели. Для создания новых производственных мощностей необходимо найти землю, построить новые здания, подвести всю инфраструктуру: электричество, газ, водоснабжение, канализацию, дороги, связь - задача очень трудоёмкая и финансово затратная [3].
Эти меры позволят создать условия для привлечения инвестиций, вызовут появление значительногоколичествановых компаний. Это приведет вначале к появлению новых видов высокотехнологичной продукции, и, как следствие, к появлению дополнительного спроса на отечественные РЗМ. Одновременно с этим начнет происходить импортозамещение в отечественном сегменте высокотехнологичных товаров и изделий, появится конкуренция на мировом, а затем на внутреннем рынке. Именно на этой стадии государству необходимо перейти от прямого участия в создании спроса и предложения на редкоземельные металлы к управлению и регулированию процессами функционирования РЗМ-промышленностии реализациипроектов [5].
При этом нельзя забывать про предприятия, которые занимаются добычей, переработкой, извлечением оксидов и редкоземельных металлов из концентратов. Новые технологии, кадры, специализированное оборудование не появятся по щелчку пальца. Это многолетний и трудоёмкий процесс, который нужно продолжать в соответствии с госпрограммой [2]. В силу особенностей каждое РЗМ-месторождение уникально, поэтому эффективной и рентабельной работы недропользователей можно достичь только дифференцированной системой налогообложения, инвестиционным и налоговым стимулированием.
Вместе с тем, приходится констатировать, что в условиях агрессивной ценовой политики Китая эффективными и экономически устойчивыми в РЗМ-промышленности могут быть только вертикально интегрированные компании, конечной продукцией которых являются товары и изделия на основе редкоземельных металлов. Особенно это касается лёгкой группы РЗМ, элементы которой находятся на мировом рынке в избытке, кроме лантана (находится на мировом рынке в балансе) и неодима (находится на мировом рынке в недостатке) [6]. Подтверждением этого является то, что при падении цен на оксиды и индивидуальные РЗМ, цены на конечные продукты (неодимовые магниты, катализаторы, аккумуляторы) падать не спешили.
Предложенные меры, несомненно, помогут на первоначальном этапе всем предприятиям технологической цепочки. Но в долгосрочном периоде необходимо создать такие условия и среду, которые бы заставили предприятия непрерывно искать и совершенствовать технологии и связанные с ними процессы обучения (1еагпт§ргосе88) [7]. Именно процесс приобретения нового опыта и накопления навыков позволит предприятиям снижать издержки и таким образом себестоимость выпускаемой продукции, получать новые знания и реализо-вывать их. Это уже относится к блоку знаний, который, как подчёркивалось выше, является ядром экономического блока. Поэтому необходимо постоянно вкладывать ресурсы в такие области знаний как
• проведение геологоразведочных работ на редкие и редкоземельные металлы, в том числе на техногенных объектах;
• развитие нормативно-правовых актов, законов и документов, в том числе в сфере лицензионного законодательства по недропользованию и доступности к участкам недр;
• планирование и управление редкоземельными ресурсами;
• проведение НИОКР по поиску новых технологий:
— извлечения, переработки, разделения и получения чистых и индивидуальных редкоземельных металлов и их соединений;
— производства высокотехнологичной продукции нового поколения на основе и с применением редких и редкоземельных металлов;
— ликвидация технологического отставания от развитых стран в тех областях, где она есть;
— дезактивации радиоактивной руды и обращения радиоактивных отходов;
• создание новых образцов специализированного оборудования, в том числе для сложных химических процессов;
• исследования экспортных возможностей и потенциала включения в глобальные технологические цепочки;
• маркетинг российской отрасли РЗМ (любая стадия передела, принятие затрат по «Инкотермс» с учетом запаса по себестоимости добычи и маржинальности, складирование в эффективных точках отгрузки, современная упаковка и развесовка, международные стандарты качества продукции и т.д.).
Сегодня велика роль финансовой системы страны, благодаря которой можно построить РЗМ-промышленность, устойчивую к внутренним и внешним экономическим и политическим шокам, которая бы поощряла предприимчивость и склонность к риску, в том числе геологическому и технологическому. Поэтому высока роль государства, которое способно взять на себя часть рисков реализации проектов освоения РЗМ-месторождений. Выстраивание такой системы - длительный процесс, который потребует чёткого понимания и планирования развития отрасли на долгосрочный период для всех заинтересованных участников: бизнеса, науки и самое главное - государства. И в какой-то определённый момент эта система может дать взрывной эффект - резкий рост потребления и добычи РЗМ, обеспеченный конкурентной средой.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-06-00231 А «Исследование и определение роли государства при стимулировании и формировании спроса на редкоземельные металлы для высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности в условиях неопределенности».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Яценко В.А., Крюков Я.В. Оценка направлений поставок редкоземельной руды месторождения Томтор на переработку: пространственный аспект // ЭКО. - 2016. - № 8. -С. 37-50.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: Постановление от 15 апреля 2014 года №328. URL: http://govemment.ru/media/files/1gqVAlrW8Nw.pdf (дата обращения: 05.10.2015).
3. Похиленко Н.П., Крюков В.А., Толстов А.В., Самсонов Н.Ю. Создание сильной редкоземельной промышленности России: без госкорпораций не осилить // ЭКО. - 2016. -№ 8. - С. 25-36.
4. Журнал Редкие Земли // Скайград: «Создание каскадов разделения - это ключевая задача редкоземельной отрасли». URL: http://rareearth.ru/ru/pub/20140328/00459.html (Дата обращения: 14.01.2016).
5. Крюков В.А., Зубкова С.А. Реиндустриализация без своих РЗМ? // ЭКО. - 2016. -№ 8. - С. 5-24.
6. BinnemansKEconomics of rare Earth: The Balance Problem // ERES2014:1st European Rare Earth Resources Conference/Milos/04-09/09/2014. URL: //http://www.eurare.eu/docs/ eres2014/firstSession/koenBinnemans.pdf
7. Журнал Новая Сибирь // Черное золото и «правило Черной Королевы». URL:https://newsib.net/intervyu/chernoe-zoloto-i-pravilo-chernoj-korolevy.html (Дата обращения: 24.10.2016).
© В. А. Яценко, Н. Ю. Самсонов, Я. В. Крюков, 2017