Научная статья на тему 'Трансформация результатов фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности России'

Трансформация результатов фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю., Косенко А. А., Бабкин Г. В.

В статье определены основные направления повышения эффективности отечественного механизма управления фундаментальными исследованиями и повышения их вклада в обеспечение обороноспособности Российской Федерации и в развитие отечественного ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация результатов фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности России»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

34 (223) - 2013

УДК 355/359

трансформация результатов

фундаментальных исследований в факторы повышения

обороноспособности россии*

Г. А. ЛАВРИНОВ,

доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук E-mail: gelavrinov@yandex.ru

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru Центральный экономико-математический институт РАН

А. А. КОСЕНКО, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: gelavrinov@yandex.ru

Г. В. БАБКИН,

старший научный сотрудник E-mail: gelavrinov@yandex.ru 46-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ

В статье определены основные направления повышения эффективности отечественного механизма управления фундаментальными исследованиями и повышения их вклада в обеспечение обороноспособности Российской Федерации и в развитие отечественного ОПК. Отмечено, что государственно-частное партнерство может при определенных условиях стать прообразом механизма, рационально сочетающего интересы государс-

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 1206-00209) и гранта Президента РФ для ведущих научных школ России (№ НШ-3850.2012.10).

тва в области обеспечения обороноспособности и развития экономики с интересами частного предпринимательства.

Ключевые слова: фундаментальная наука, обороноспособность, научно-технический и технологический потенциал, оборонно-промышленный комплекс, вооружение и военная техника, конкурентоспособность, военные расходы.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России сложилась ситуация,

которую невозможно исправить одними только финансовыми вливаниями [3-8, 13]. Необходима планомерная деятельность, соответствующая внешним и внутренним условиям развития страны и направленная прежде всего на формирование рациональных отношений в российской экономике, с тем чтобы был построен эффективный механизм активизации фундаментальных исследований и их реализации в процессе создания современных и перспективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ) [6, 11, 15].

Главное при этом заключается в том, что государство должно четко определиться в своем отношении к ОПК либо как к самостоятельной коммерческой единице, основной целью функционирования которой является получение прибыли, либо как к полноценному объекту технического оснащения Вооруженных сил РФ (ВС), развивающемуся в соответствии с поставленными государством целями.

Возобладавшая в 1990-х гг. парадигма развития ОПК была основана на представлении его как самостоятельного рыночного субъекта, источником развития которого должна стать конкуренция. Эта парадигма главенствует и сегодня, и ее проявлением является продолжение процессов приватизации и акционирования ОПК, а также преобладание до последнего времени пассивной модели его взаимодействия с Минобороны России как государственным заказчиком ВВТ. Именно ориентация на эту модель во многом привела к плачевному состоянию отечественных оборонных производств. Подобная ситуация ведет к дальнейшему снижению научно-технического и производственно-технологического потенциалов (НТПТП) ОПК, а следовательно, к снижению его возможностей по созданию перспективных образцов вооружения и военной техники (это видно из постепенного вытеснения с мирового рынка российской оборонной продукции).

Необходима другая, активная модель взаимодействия, причем по всем стадиям жизненного цикла образцов ВВТ, построенная таким образом, чтобы каждый рубль федерального бюджета, поступающий в ОПК, обеспечивал не только выполнение соответствующего государственного контракта, но и придавал импульс его неуклонному развитию и наращиванию конкурентных преимуществ [6].

Используя такую модель, можно изменить парадигму развития ОПК так, чтобы совершенствовался весь комплекс технологий (промышленных, воен-

ных и др.). Инструментом для этого может стать ясная и четкая военно-техническая политика, реализуемая одновременно с промышленной политикой через программно-целевое планирование развития отечественного ОПК, хорошо зарекомендовавшая себя при использовании в развитии системы вооружения ВС [2, 7].

Отметим, что планирование развития ОПК осуществляется и в настоящее время, примером чему служит федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Однако в данном случае речь идет о планировании более высокого уровня, позволяющем осуществлять рациональное распределение ресурсов множества акторов по мероприятиям в различных сферах деятельности государства, проводимых с учетом множества разнообразных факторов.

Для такого планирования необходимо обеспечить учет:

- процессов, протекающих в мировой и отечественной экономиках и оборонно-промышленном комплексе;

- современных особенностей геополитического положения и военного строительства в Российской Федерации;

- организационных преобразований системы государственного и военного управления;

- развития законодательной и нормативно-правовой базы национальной безопасности Российской Федерации.

В основу методологии программно-целевого планирования развития ОПК должен быть положен тот факт, что создание образцов вооружения и военной техники, отвечающих требованиям инновационной армии в условиях ресурсных ограничений, возможно только путем опережающего развития НТПТП российской экономики в целом и оборонно-промышленного комплекса в частности. Если такие потенциалы будут созданы, то при необходимости они послужат фактором создания перспективных образцов ВВТ [12, 14]. Если же эти потенциалы не развивать, то кроме устаревшей техники ОПК произвести ничего не сможет.

При этом под научно-техническим потенциалом будем понимать задел в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (достижения фундаментальной и прикладной науки, открытия и изобретения, новые технологии, опытно-экспериментальная база, научно-технические и

конструкторские кадры высокой квалификации), а также уровень развития экономических отношений в научно-технической сфере, которые могут быть использованы в интересах создания высокотехнологичной продукции.

Под производственно-технологическим потенциалом, в свою очередь, будем понимать: имеющиеся и потенциальные возможности производства продукции; уровень развития методов, способов и приемов получения, обработки или переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения готовой продукции; наличие факторов производства; обеспеченность данного потенциала определяющими видами ресурсов, которые могут быть задействованы для создания образцов высокотехнологичной продукции.

Проблема наращивания НТПТП в ОПК осложняется дуализмом функционирования последнего: с одной стороны, он должен обеспечивать поставки ВВТ для обеспечения национальной безопасности, а с другой - большая часть оборонных предприятий является коммерческой, цель существования которой - получение прибыли. Совместить эти цели в современных условиях достаточно сложно. Кроме того, контрактно-конкурсный механизм размещения оборонных заказов приводит к размытию ОПК, поскольку весь процесс создания образца ВВТ распадается на совокупность слабовзаимодейству-ющих между собой подпроцессов, осуществляемых различными предприятиями. При этом единственно эффективная среда объединения этих предприятий -информационная - не действует, поскольку информация сегодня является одним из важнейших активов, имеющим высокую стоимость, и поэтому обмен ею между предприятиями ограничен.

С учетом изложенного, основной целью программно-целевого планирования развития отечественного оборонно-промышленного комплекса должно стать неуклонное наращивание научно-технического и производственно-технологического потенциалов в тех направлениях, которые являются общими как для создания вооружения и военной техники, предусмотренных государственной программой вооружения, так и для разработки конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках высокотехнологичной продукции гражданского и двойного применения [7, 9].

Основная предпосылка к реализации данного подхода заключается в общности НТПТП для решения задач как обеспечения обороноспособности

страны, так и достижения коммерческих целей. Следовательно, поставив научно-технический и производственно-технологический потенциалы во главу угла при программно-целевом планировании развития ОПК, можно устранить отмеченный выше дуализм его функционирования. Это поможет достичь стратегической цели, предусмотренной Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, которая заключается в превращении НТПТП ОПК в поддерживаемый государством эффективный инновационный ресурс, способный обеспечить обороноспособность страны и безопасность государства путем реализации конкурентных преимуществ оборонной промышленности.

Таким образом, при реализации программно-целевого планирования развития ОПК в данном варианте появляется возможность перехода к активной модели взаимодействия государственных заказчиков и оборонных предприятий, поскольку их интересы объединяются одной целью - неуклонным развитием НТПТП.

Программно-целевое планирование развития ОПК должно осуществляться по следующим направлениям:

- рациональная увязка годового, среднесрочного и долгосрочного планирования;

- реализация принципов государственно-частного партнерства;

- усиление межпрограммной координации работ, выполняемых в соответствии с оборонно ориентированными федеральными целевыми программами и государственной программой вооружения, в интересах эффективного использования финансовых ресурсов, поступающих в ОПК из различных источников;

- фактическая реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

- сбалансированный учет интересов государства и оборонных предприятий, в том числе в части распределения рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа;

- рациональное комплексирование источников развития научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК в интересах создания перспективных образцов ВВТ и др.

Чтобы программно-целевое планирование стало действенным инструментом эффективного

развития оборонно-промышленного комплекса, необходимо создать механизм трансформации результатов фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности Российской Федерации. Концептуальная схема такого механизма представлена на рис. 1.

Функционирование этого механизма при программно-целевом планирования развития ОПК должно обеспечить формирование функции целе-полагания, причем в таком виде, который позволил бы рациональным образом совместить интересы:

- государства в плане обеспечения обороноспособности страны (сокращение технологического отставания от других стран, повышение конкурентоспособности отечественной экономики и перевод ее на инновационный путь развития);

- государственных заказчиков (прежде всего Минобороны России) в плане создания эффективных образцов ВВТ, удовлетворяющих потребностям будущих войн и обладающих таким свойством, как экономичность;

- предприятий и организаций ОПК в плане повышения их конкурентоспособности за счет наращивания выпуска высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках.

Ключевым элементом этого механизма должна стать организационная структура, выявляющая результаты фундаментальных исследований, имеющих высокий потенциал для качественного улучшения продукции как военного, так и гражданского назначения, выпускаемой ОПК.

Функции такой структуры можно возложить на Фонд перспективных исследований (ФПИ), созданный в соответствии с Федеральным законом от 16.10.2012 № 174-ФЗ в целях содействия осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.

Развитие научно-технического

Механизм трансформации результатов фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности Российской Федерации

Организационная структура, осуществляющая выявление результатов фундаментальных исследовании, имеющих

высокий потенциал для качественного улучшения продукции, выпускаемой ОПК

Комплекс принципов, методов, методик и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих наращивание

НТПТП ОПК

Программно-целевое планирование развития ОПК, обеспечивающее синхронизацию мероприятий различных программ создания высокотехнологичной

продукции (ФЦП,ГПВ и т.д.) для неуклонного наращивания НТПТП ОПК

Формирование запроса на фундаментальные исследования в соответствующих областях

1. Создание образцов ВВТ на основе технологий, разработанных для гражданских целей.

2. Распространение военных технологий в гражданскую сферу и др.

Организация спросана высоко техно логичную

продукцию, кон куре нтос пос об ную на внутреннем и мир овом рынках

1.Создание высокотехнологичной ко нкуре нтоспособнойпродук ции. 2.Закупка средств гражданского назначения длярешения военных задач и др.

Высокотехнологичное производство

Рис. 1. Концептуальная схема механизма трансформации фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности России

Возможность создания на базе ФПИ организационной структуры, осуществляющей выявление результатов фундаментальных исследований, обусловлена тем, что определенная выше задача этой структуры совпадает с главной целью деятельности Фонда, в том числе и в интересах модернизации ВС, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2012 № 174-ФЗ именно ФПИ призван определять основные направления упомянутых научных исследований и разработок, а также осуществлять поиск, заказ на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области создания высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.

Авторы считают, что благодаря механизму трансформации фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности Российской Федерации за счет программно-целевого планирования развития ОПК можно будет обеспечить повышение спроса на инновационную продукцию отечественного производства, прежде всего высокотехнологичную, создание которой невозможно без инноваций различного типа.

К сожалению, в настоящее время спрос на инновационную продукцию отечественного производства остается низким. Во многом именно поэтому повышение активности инновационной деятельности предприятий, в том числе и оборонных, является ключевой задачей с точки зрения экономической эффективности фундаментальных исследований.

Что касается государственной программы вооружения, рассматриваемой в качестве основы инновационной деятельности ОПК [1, 8], то, несмотря на огромные объемы средств федерального бюджета, направляемые на ее реализацию (более 20 трлн руб. на период до 2020 г.), она является слабым стимулом к инновационному развитию отечественных предприятий, в том числе оборонных, поскольку закрепляет появившуюся ранее тенденцию на приобретение уже разработанных образцов вооружения. Всего по государственной программе вооружения до 2020 г. предполагается закупить более 1,3 тыс. образцов техники и вооружения, причем для создания 220 из них потребуются

открытие новых или расширение уже имеющихся производств и налаживание кооперации между оборонными и гражданскими предприятиями [10]. Снижает запрос на инновационную деятельность и то, что часть финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственной программы вооружения (а следовательно, на создание высокотехнологичной продукции), в конечном итоге будет выведена за рубеж в рамках импорта образцов ВВТ, комплектующих, сырья и материалов.

Слабых инновационных импульсов можно ожидать и от системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Связано это не только с неустойчивостью мирового рынка вооружения, но и с тем, что основную часть отечественного военного экспорта составляют уже созданные образцы ВВТ, принятые на вооружение в ВС. Однако и эти образцы по большей части, комплектуются системами и агрегатами зарубежного производства, что также не дает посылов к активизации инновационной деятельности на нижних уровнях кооперации.

Продолжает сокращаться спрос на высокотехнологичную отечественную машиностроительную продукцию со стороны российской промышленности и сельского хозяйства. Основная причина этого состоит в том, что отечественный рынок заполнила продукция импортного производства, причем не только наукоемкая, но и простая, что ограничивает спрос на оборудование средств производства.

Сужает окно возможностей для инновационного развития и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, которое может закрепить сырьевой статус нашей страны -в условиях открытого рынка конкурировать на равных с иностранными производителями во многом деиндустриализированные отечественные промышленные предприятия вряд ли способны. А при сырьевом статусе национальной экономики нет необходимости в широкой инновационной деятельности.

Ситуацию осложняет угроза нового витка финансово-экономического кризиса, который может еще больше сократить рынки, а следовательно, спрос на высокотехнологичную продукцию. Соответственно, инновационные посылы со стороны основных потребителей отечественной высокотехнологичной продукции также сократятся.

В этих условиях необходимо принимать срочные меры к тому, чтобы результаты именно фунда-

ментальных исследований дали импульс развитию высокотехнологичного производства, а поскольку в условиях рынка государство вправе реально управлять только сферой обеспечения национальной безопасности, то военно ориентированные программы и планы должны стать основой ресурсного обеспечения таких исследований.

При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

• целеустремленность;

• системность;

• сквозное планирование;

• сбалансированность;

• государственное регулирование деятельности организаций ОПК;

• согласованность федеральных, региональных и государственных интересов при приоритете последних в решении вопросов функционирования и развития ОПК;

• экономичность во всех аспектах деятельности -работа должна быть нацелена на достижение результатов с минимальными затратами;

• прозрачность и понятность логики принимаемых в сфере фундаментальных исследований решений как для участников технического оснащения, так и для налогоплательщиков;

• обучаемость исполнителей, позволяющая накапливать опыт и быстро адаптироваться к изменению внешних и внутренних условий функционирования;

• оперативность реагирования на возникновение потребностей.

Главными в организационно-экономическом совершенствовании механизма трансформации фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности Российской Федерации должны стать следующие направления.

1. Обеспечение четкого целеполаганияразвития ОПК на длительный период:

- во-первых, как основы индустриального развития экономики страны;

- во-вторых, как элемента системы технического оснащения ВС;

- в-третьих, как сегмента экономики, в котором государство оставляет за собой особые права на управление, поддержку и стимулирование его развития;

- в-четвертых, как совокупности коммерческих предприятий и организаций, цель функционирования которых - получение прибыли.

Такое целеполагание должно быть максимально формализованным, представляющим собой сбалансированную систему показателей, характеризующих состояние оборонно-промышленного комплекса и трендов его развития.

2. Формирование эффективной системы социально-экономических отношений в ОПК, стимулирующей оборонные предприятия к активизации инновационной деятельности и обеспечивающей тем самым их мотивацию к созданию передовой продукции военного и гражданского назначения, а также неуклонное наращивание НТПТП. При этом необходимо учитывать различие мотиваций оборонных предприятий всех категорий и их работников при выполнении государственного оборонного заказа, а также приоритет экономических методов регулирования экономических отношений над административными, позволяющих осуществлять «тонкое» управление сложной в организационно-правовом плане структурой ОПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мобилизация всех ресурсов (инвестиционных, кадровых, информационных и др.), которые могут послужить факторами разностороннего развития ОПК и обеспечивающих прежде всего непрерывность наращивания его научно-технического и производственно-технологического потенциалов.

4. Формирование экономически эффективного механизма управления процессами разработки и реализации результатов интеллектуальной деятельности, который обеспечил бы создание единого информационно-технологического пространства ОПК. Этот механизм позволит эффективно воспроизводить и распространять знания, получаемые при выполнении работ оборонной направленности, между оборонными предприятиями в интересах создания конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения, а также для снижения затрат на выполнение новых НИОКР за счет повышения уровня информированности об уже имеющихся разработках.

В качестве организационно-экономической основы функционирования механизма превращения фундаментальных исследований в факторы повышения обороноспособности Российской Федерации и развития ОПК должно стать распространение на сферу технического оснащения ВС государственно-частного партнерства (рис. 2).

Государственно-частное партнерство в этом случае станет прообразом механизма, рациональ-

Система основных мотиваций частного бизнеса кучастию в развитии ОПК

Возможность получении коммерческой выгоды от реализации инвестиционных проектов по сод аниювысокотехнологичной продукции на базе накопленных в ОПК научно-технического и производственно-технологического потенциалов

Доступк результатам интеллектуальной деятельности, накошенным на оборонных предприятиях, в интересах создания конкурентоспособных образцов гражданской продукции

Возможность реализации в образцах ВВСТ собственной продукции (РИД, комплжтуюшцх, технологий и др.),

что позволит увеличить серийность ее выпуска

Улучшение имиджа предприятий частного бизгеса

Основные направления функционирования механизма государственно-частного партнерства

в области технического оснащения ВС РФ

Стимулирование к инновани онно йд ешел ьности в отечественном ОПК для наращивания его НТПГП

Военно-гражданская интеграция в интересах трансферта технологий из военной сферы в гражданскую и наоборот

Вовлечение ресурсов частного бюнесав отечественный ОПК и повышение на этой основе эффективности его функционирования

Диверсификация накопленных

в ОПК НТПГП в интересах создания продукции военного и гражданского назначения

Роль государства в реализации механизма государственно-частного партнерства

Созданиезакоподательпо-правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих долгосрочный батк интересов государства ичастного бизнеса при техническом оснащении ВС РФ

Снижение законодательных, организационных, экономических и других барьеров при осуществлении военно-гразкданской интеграции и размещении заказов частного бизнеса на оборонных предприятиях

Обесгеченге стабильности макроэкономических и военных целей развития страны, рассматриваемых частным бизнесом в качестве ориентиров долгосрочного развития оборонных предприятий

Устранение дисбалансов экономических отношений в финансовом иреальном секторах экономики

Рис. 2. Механизм государственно-частного партнерства в наращивании научно-технического и производственно-технологического потенциалов

но сочетающего интересы государства в области обеспечения обороноспособности и развития экономики Российской Федерации с интересами частного предпринимательства в сфере функционирования отечественного оборонно-промышленного комплекса. Данный механизм позволит обеспечить дополнительную загрузку предприятий ОПК заказами по созданию высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, а также стимулировать развитие его научно-технического и производственно-технологического потенциалов.

В достижении этого должно быть заинтересовано в первую очередь государство, так как неуклонное наращивание научно-технического и производственно-технологического потенциалов российской промышленности в целом и оборонно-промышленного комплекса в частности обеспечит решение задач как военного, так и экономического характера, поскольку при этом будет повышаться конкурентоспособность экономики страны и увеличиваться доходная часть федерального бюджета.

8 -

Тем более что в рамках реализации стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрен рост конкурентоспособности отечественной промышленности, позволяющий достигнуть на рубеже 2020-2025 гг. уровня в 10-15 % от объема мирового рынка продаж.

Список литературы

1. Буренок В.М. Инвестиционные аспекты развития вооружения и военной техники // Военная мысль. 2004. № 6.

2. Буренок В. М., Ивлев А. А., Корчак В. Ю. Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. М.: Граница, 2007.

3. БуренокВ.М., ЛавриновГ. А., ХрусталёвЕ.Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.

4. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных

проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12. С. 2-9.

5. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

6. Косенко А. А., Хрусталёв О. Е., Бабкин Г. В. Финансово-экономическая и институциональная консолидация наукоемких и высокотехнологичных производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22. С. 12-22.

7. Лавринов Г. А., Косенко А. А., Бабкин Г. В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: Граница, 2012.

8. Лавринов Г. А., Косенко А. А., Хрусталёв Е. Ю. Инновационный климат в наукоемком и высокотехнологичном комплексах экономики России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 17. С. 2-9.

9. Рассадин В. Н., Хрусталёв Е. Ю. Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 34. С. 2-8.

10. Россия удвоит производство ракетных комплексов // Военное обозрение. URL: http:// topwar. ru/3818-rossiya-udvoit-proizvodstvo-raketayx-kompleksov. html.

11. Хрусталёв Е. Ю. Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9. С. 2-11.

12. Хрусталёв Е. Ю. Интеллектуальный потенциал и капитал российского оборонно-промышленного комплекса: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 1. С. 6-14.

13. ХрусталёвЕ. Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35. С. 61-71.

14. Хрусталёв Е. Ю. Оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 7. С. 2-14.

15. Цымбал В. И., ХрусталёвЕ. Ю. О механизме экономического обеспечения военного строительства // Экономика и математические методы. 2001. Т. 37. № 2.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.