АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ1
Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных вопросов трансформации регулирования цифровых отношений в условиях активного развития и использования цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. Выявлены основные проблемы правового регулирования цифровых отношений, возможности саморегулирования и роль этического регулирования в этом процессе. Выделены возможные модели регулирования цифровых отношений в мире. Сделано предложение о возможных вариантах развития регулирования цифровых отношений в Российской Федерации. Ключевые слова: цифровые отношения, цифровизация, модели регулирования, правовое регулирование, саморегулирование, этическое регулирование, техническое регулирование, методы регулирования цифровых отношений, трансформация.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.031-036
A. V. MINBALEEV, Head of the Department of Information Law and Digital Technologies of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law, Associate Professor, the expert RAS alexmin@bk.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 TRANSFORMATION OF REGULATION OF DIGITAL RELATIONS Abstract. The article is devoted to the study of actual problems of finding ways and models of regulation of modern digital relations. The main problems of legal regulation of digital relations, the possibility of self-regulation and the role of ethical regulation in this process are revealed. The possible models of regulation of digital relations in the world are highlighted. A proposal is made on possible options for the development of regulation of digital relations in the Russian Federation. Keywords: digital relations, digitalization, models of regulation, legal regulation, self-regulation, ethical regulation, technical regulation, methods of regulation of digital relations, transformation.
Алексей Владимирович МИНБАЛЕЕВ,
заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент, эксперт РАН alexmin@bk.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16014 «Место и роль правового регулирования в развитии цифровых технологий, правовое регулирование и саморегулирование, в том числе с учетом особенностей
отраслей права». © А. В. Минбалеев, 2019
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Использование цифровых технологий оказывает влияние на изменение общественных отношений в различных сферах деятельности в информационном обществе, что детерминирует трансформацию сложившихся фундаментальных правовых категорий, институтов и теоретико-методологических основ правового регулирования, которые, в свою очередь, также играют значительную роль в развитии цифровых технологий.
Сегодня явно необходимы интеграция и диверсификация существующих концептуальных подходов, теорий и методов правового регулирования, саморегулирования общественных отношений в сфере использования цифровых технологий с учетом анализа знаний технических и естественных наук, которые позволили бы сформировать основные подходы к пониманию роли и места правового регулирования, саморегулирования в развитии цифровых технологий в целях эффективного научно-технического прогресса и широкомасштабного внедрения в России прорывных технологий, включая системы искусственного интеллекта, а также преодоления существующих правовых барьеров для построения цифровой экономики в условиях прогнозируемых системных угроз технологических изменений глобальной экономики2.
В условиях развития цифровых технологий современная правовая система не способна быстро реагировать на изменение цифровых технологий, поскольку они совершенствуются значительно быстрее. В связи с этим предлагается, выявив закономерности правового регулирования цифровых технологий, особенности их технического регулирования и саморегулирования, обозначить подходы, механизмы влияния регулирования на развитие цифровых технологий.
Анализ основных направлений и тенденций свидетельствует, что проводимые исследования не затрагивают концептуальных вопросов влияния правового регулирования и саморегулирования на развитие цифровых технологий. Сегодня важно установить основные проблемы, подходы и модели правового и других видов регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием цифровых технологий, а также механизмы оказания воздействия правового регулирования и других регуляторов на развитие цифровых технологий, установить закономерности правового регулирования, саморегулирования и других видов регулирования цифровых технологий.
Появление систем искусственного интеллекта и робототехники кардинально меняет представления о возможностях правового регулирования новых отношений. Механизмы действия правовых норм оказываются бездейственны, если не работают технические стандарты. В результате право стоит перед выбором: или полностью запретить их, или интегрироваться и трансформироваться в новые сложноорганизованные юридико-технические механизмы регуляции уже не общественных отношений, а отношений, обусловленных программно-инженерным программированием функционирования системы искусственного интеллекта. Любая современная правовая система не может только за счет правовых средств осуществлять регулирование систем искусственного интеллекта и робо-
2 Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом : Роль и место правового регулирования и саморегулирования в развитии цифровых технологий : монография / под общ. ред. А. В. Минбалеева. Саратов : Амирит, 2019. С. 7.
'В
£-Ь
ЕСТНИК Минбалеев А. В.
УНИВЕРСИТЕТА Трансформация регулирования цифровых отношений
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
тотехники. Необходимо комплексное регулирование, учитывающее технические, правовые и этические аспекты, связанные с разработкой и применением систем искусственного интеллекта и робототехники.
В процессе планирования и определения регуляторных механизмов развития цифровой экономики государство, к сожалению, не определилось с ролью и возможностями тех или иных регуляторов, которые необходимы для развития цифровой экономики. Фактически мы можем говорить, что происходит попытка законодательного регулирования на основе плана и анализа зарубежного опыта, но без учета национальной системы и технологий правотворческого процесса, а также без обеспечения учета научно-методической, материально-технической, организационной, идеологической, информационной, образовательной основ, которые, бесспорно, должны сопровождать процессы правового регулирования цифровой экономики3.
В этих условиях наблюдается развитие отраслевого законодательства в части регулирования использования отдельных цифровых технологий. Так, активно развивается гражданское и предпринимательское законодательство в части цифровых прав, гражданского оборота цифровых объектов. Сфера искусственного интеллекта и робототехники активно начинает регулироваться транспортным законодательством, особенно в части беспилотных летательных транспортных средств4.
Саморегулирование сегодня оказывает различное влияние на процессы развития цифровых технологий как в России, так и во всем мире. Можно выделить несколько направлений такого влияния.
Во-первых, ставится вопрос о возможности использования механизма саморегулирования для развития ряда направлений информационно-телекоммуникационной сферы, сферы массовых коммуникаций, в которых активно используются цифровые технологии. Причем это не только традиционное регулирование интернет-среды, но и регулирование отдельных отраслей использования крипто-валют, блокчейн-технологий, искусственного интеллекта и др.
Во-вторых, это использование цифровых технологий в процессе развития саморегулирования в уже действующих сферах. Так, цифровизация строительной отрасли, включающая функционирование информационных систем, основанных на использовании больших данных, блокчейн-технологии, искусственного интеллекта, предполагает создание единого информационного пространства, охватывающего все субъекты системы саморегулирования строительной отрасли в Российской Федерации5.
Анализ российского опыта и опыта зарубежных стран свидетельствует о наличии нескольких моделей правового регулирования цифровых технологий:
3 Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе : монография / под общ. ред. Т. А. Поляковой. Саратов : Амирит, 2019. С. 207.
4 Актуальные проблемы информационного права : учебник для магистратуры и аспирантуры / колл. авт. ; под ред. И. Л. Бачило, М. А. Лапиной. 2-е изд., перераб. М. : Юстиция, 2019. 594 с.
5 Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом. С. 70—74.
I О т
МНЕНИЕ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
1) модель, основанная исключительно на механизме правового регулирования, не допускающая прямого использования механизмов иных регуляторов, за исключением технического регулирования создания и использования цифровых технологий. В рамках данной модели не допускается саморегулирование, сорегулирование цифровых технологий, этические регуляторы разводятся с правовыми;
2) модель, основанная на преимущественном использовании механизма правового регулирования, допускающая использование механизмов иных регуляторов, в том числе активно использующая техническое регулирование создания и использования цифровых технологий. В рамках данной модели саморегулирование, сорегулирование цифровых технологий допускается формально, но существуют препятствия для его реализации;
3) модель, основанная на делегировании государством части своих функций по регулированию цифровых технологий профессиональным сообществам в этой сфере. В рамках таких моделей государство может на уровне стратегического планирования определять приоритетные направления в сфере цифровых технологий, принимать общие нормы о поддержке использования и об ограничениях в сфере цифровых технологий. При этом этические регуляторы оказывают непосредственное воздействие, поскольку профессиональное сообщество активно разрабатывает кодексы этического поведения и следит за их исполнением. Техническое регулирование также при этом лежит в основе как государственного регулирования, так и становится основой для формирования норм профессиональных сообществ.
Современное правовое регулирование и его модели в тех случаях, когда речь идет об информационных системах и информационных и цифровых технологиях, может осуществляться только на основе и с учетом теории и методологии информатики. Любые модели регулирования цифровых технологий (как локальные, так и национальные и наднациональные, как основанные исключительно на механизме правового регулирования, так и допускающие механизмы иных регуляторов) должны формироваться с использованием технико-юридического метода, основанного на методах информатики, лежащих в основе исследований природы и особенностей функционирования информационных систем в цифровом мире. Это и обусловливает то, что в любой модели регулирования цифровых технологий определяющее значение имеет техническое регулирование, которое и является основой для правового регулирования использования цифровых технологий, а также саморегулирования и сорегулирования.
Этическое регулирование при этом оказывает воздействие на все иные виды регулирования цифровых технологий и должно быть важным ограничителем для технического регулирования и основой для иных видов регулирования цифровых технологий.
Для Российской Федерации механизмы правового регулирования отношений в сфере использования цифровых технологий являются приоритетными. Планирование развития нормативного регулирования цифровой среды в рамках цифровой экономики и его реализация свидетельствуют, что законодатель ставит задачи урегулировать на уровне федерального законодательства как общие вопросы, затрагивающие все цифровые технологии (экспериментальные правовые
'В
£-Ь
ЕСТНИК Минбалеев А. В.
УНИВЕРСИТЕТА Трансформация регулирования цифровых отношений
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
режимы («цифровые песочницы»), вопросы идентификации и аутентификации в цифровой среде, цифровые права и др.), так и отдельные технологии (блок-чейн, большиие данные, искусственный интеллект и др.).
Несмотря на определенные попытки внедрения механизмов саморегулирования в данные процессы, реальных действий не со стороны профессионального сообщества так и не предпринято, существуют и законодательные препятствия по использованию механизмов саморегулирования в сфере цифровых технологий. В большей степени в России могут найти развитие механизмы урегулирования в сфере отдельных цифровых технологий, при котором государство будет устанавливать нормативные правовые требования, а профессиональное сообщество будет разрабатывать механизмы контроля за исполнением данного законодательства и развивать эту сферу.
Одним из инструментов трансформации регулирования цифровых отношений выступают экспериментальные правовые режимы6. Современный механизм правового регулирования оказывается неспособным эффективно функционировать в условиях стремительного внедрения цифровых инноваций. Между тем объективно необходимо регулировать данные процессы и контролировать их со стороны государства. Специальное (субординированное) регулирование в инновационной сфере цифровых технологий, как показывает зарубежный опыт, оказывается весьма эффективным и позволяет государству на уровне отдельных экспериментальных правовых режимов отследить эффективность регулирования той или иной цифровой инновации на локальном проекте.
Сегодня активно обсуждается проект федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7. Законопроект предполагает создание уникального для российской правовой системы правового инструмента регулирования внедрения и регулирования в рамках экспериментального правового режима цифровых инноваций в определенных сферах, закрепляемых на уровне закона. При этом законопроект предлагает экстраординарный механизм возможности на уровне Правительства РФ вводить специальное правовое регулирование в рамках программы экспериментального правового режима по отношению к уже действующим нормам, в том числе закрепленным на уровне федеральных законов.
Такая модель противоречит устоявшимся принципам и подходам в правовой системе России, однако, как нам представляется, она представляет собой законный механизм (в случае принятия законопроекта, а также закрепления особых полномочий Правительства РФ на уровне Федерального конституционного закона
См.: Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в национальном и глобальном контексте : монография / под общ. ред. В. Н. Синюкова, М. А. Егоровой. М. : Проспект, 2019. С. 12—19. См.: проект федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России,
Ю проекта 04/13/07-19/00093066) (не внесен в Государственную Думу, текст по состоянию на 07.10.2019) (URL: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2019)).
I О т
МНЕНИЕ
>
6
7
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
«О Правительстве Российской Федерации»8). Деятельность Правительства РФ в этом случае будет осуществляться не в рамках его традиционных полномочий, а именно как инструмент, закрепленный на уровне закона, делегировавшего данному органу государственной власти соответствующие полномочия.
Анализ законопроекта свидетельствует, что он нуждается в определенной доработке с точки зрения как структуры, так и отдельных положений (явно необходимо поменять главы 2 и 3 местами, выделить специальную главу об экспериментальных правовых режимах в сфере финансовых услуг, определить четче статус субъектов и участников экспериментальных правовых режимов, скорректировать понятийный аппарат, исключить ряд положений, обладающих признаком правовой неопределенности, расширить содержание программы экспериментального правового режима в соответствии с международными стандартами и др.).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Актуальные проблемы информационного права : учебник для магистратуры и аспирантуры / колл. авт. ; под ред. И. Л. Бачило, М. А. Лапиной. — 2-е изд., перераб. — М. : Юстиция, 2019. — 594 с.
2. Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе : монография / под общ. ред. Т. А. Поляковой. — Саратов : Амирит, 2019. — 236 с.
3. Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в национальном и глобальном контексте : монография / под общ. ред. В. Н. Синюкова, М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2019. — 240 с.
4. Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом. Роль и место правового регулирования и саморегулирования в развитии цифровых технологий : монография / под общ. ред. А. В. Минбалеева. — Саратов : Амирит, 2019. — 207 с.
8 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.