Лоншакова Н.А.
д.соц.н., профессор, Российская международная академия туризма
lonshakova_nadia@mail.ru
Павлов Б. С.
д.филос.н., профессор, в.н.с. Института экономики УрО РАН. Екатеринбург pavlov_boris@mail. ru Пронина Е.И.
с.н.с. Федерального социологического центра РАН
pronina@isras.ru
Сентюрина Л.Б.
к.м.н., врач ГКБ №; 40, Екатеринбург
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НА УРАЛЕ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: молодёжь; жизненные ценности; профессиональная социализация; мотивация поведения; потребительство; девиации; жизненные планы, традиции, инновации.
Keywords: youth, vital values, professional social engagement, behavior motivation, consumerism, deviancy, project of life, tradition, innovation.
Социализация индивида, формирование его жизненных планов, выбор им профессии или занятия, последующая профессиональная учёба и адаптация в сфере общественного производства не есть лишь результат совокупного (синкретичного) и запрограммированного воздействия социальных институтов, так или иначе причастных к этому процессу. Нравственные, социально-психологические и ценностно-ориентационные черты, характеристики и качества личности нередко обусловлены «случайными», «малозначимыми» (с позиций субъектов воспитательного процесса) факторами, ситуациями, условиями, существенно деформирующими подчас желаемый (прогнозируемый, проектируемый) конечный результат процесса социализации конкретной личности1.
Одним из наиболее важных для анализа процесса включения молодежи в сферу «взрослой» общественно-производственной деятельности структуру общества является профессиональный срез, ибо профессия и более узкая специализация выступает, прежде всего, объектами жизненного самоопределения и самореализации молодежи. Важно и другое: профессиональная структура наиболее подвержена изменениям как в отношении содержания конкретных специальностей, так и их социального «звучания». Указанные срезы социальной структуры как бы накладываются на социально-территориальную и социально-демографическую структуры. Хотя другие переплетения компонентов социальных срезов не столь наглядны, их зависимость безусловна, таким образом, выбор социального положения, профессии предполагает и выбор места жительства2.
Профессиональная социализация выступает в качестве важнейшего фактора воспроизводства личности молодого человека, реализуемого в объектно-субъектной форме и направленного на активизацию процесса формирования личности дееспособного работника, его социально-профессиональной мобильности. С одной стороны, в процессе профессиональной социализации усваиваются и воспроизводятся старые профессиональные ценности, формируется традиционная профессиональная культура, с другой - вступая в явное противоречие с социально-экономической действительностью, субъект социализации утрачивает профессиональные традиции, деформируя при этом естественную социально-профессиональную преемственность поколений, посредством перехода от одной ценностно-ориентацион-ной системы к другой. Такая ситуация порождает во многом хаотичный, нерегулируемый и непрогнозируемый процесс профессиональной адаптации личности в новых социально-экономических и профессионально-производствен-
3
ных условиях .
Основной целью и средством процесса воспроизводства общественной жизни было и остаётся производство человека, человеческого сообщества, так называемое классиками социально-экономической мысли «производство третьего рода»4. Характер этого производства, его количественные и качественные показатели (в первом приближении - это качество населения и отдельной личности) определяется, если так позволительно выразиться, степенью
1 Павлов Б.С. Воспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретические и методические аспекты социально-
экономического анализа (на примере Урала). - Екатеринбург, 2014. - 575 с.
2
Лоншакова Н.А., Павлов Б.С. Студенческая молодёжь на региональном рынке труда: проблемы ориентации и адаптации
(на материалах межрегиональных социологических исследований). - Екатеринбург; Чита: ИЭ УрО РАН, 2003. - 81 с.
3
Павлов Б.С., Багин В.В., Лоншакова Н.А. Рынки труда и образовательных услуг в контексте социальной безопасности региона (на материалах межрегиональных социологических исследований). - Екатеринбург; Чита: ИЭ УрО РАН, 2003. - 93 с.;
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 3. - С. 24-27.
культуры этого первичного производственного процесса в воспроизводственной общественной жизни. Основным же «организатором» этого процесса исторически традиционно остаётся первичная социальная ячейка - СЕМЬЯ. Сразу уточним: прежде всего - родительская семья, имеющая прямую, непосредственную, долговременную социально-биологическую причастность к этому процессу. И ещё одно важное обстоятельство: основной «продукт» жизнедеятельности семей - дееспособные дети - представители новых, молодых поколений, в нашем случае - молодых поколений россиян.
Категориями жизненного цикла и жизненного пути фиксируется феномен онтогенеза - индивидуального развития человека, детерминируемого заложенной в нем филогенетической программой. В то же время этот процесс зависит от многообразных социокультурных факторов. Трудовую жизнь индивида, например, можно представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию. Но такая модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не укладываются.
Понятие «жизненный путь» отличается многомерностью, оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии. Для изучения жизненного цикла особый интерес представляют качественные рубежи, критические точки и периоды. Многие биологические и социальные возрастные процессы являются циклическими. Организм проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных (трудовых, семейных, родительских) ролей и идентичностей, а затем этот цикл заново повторяют и переживают ее потомки.
Используя проблемный подход к изучению процесса социализации молодёжи в целом и профессиональной социализации, в частности, из всего многообразия конфликтов молодых людей с социальной системой на всех ее уровнях выделим три основные типа:
• возрастное неравенство социального статуса молодежи и связанные с этим противоречия ее включения в различные сферы общества;
• несовпадение целей и интересов молодежи в целом или отдельных ее групп со многими существующими ин-ституциальными нормами, а также противоречие между стремлением молодежи реализовать свой инновационный потенциал и консерватизм институтов социализации;
• состояние напряженности или противостояния молодежной субкультуры традиционной «взрослой» культуре.
Важно подчеркнуть, что профессиональная социализация происходит с уже «частично» социализированным
индивидом, преимущественно на стадии вторичной социализации, позволяющей осваивать новые сектора социальной реальности, и определяется, прежде всего, сложностью разделения общественного труда и соответствующего ему знания. Кроме прав и обязанностей, общих для всех людей, есть такие, которые зависят от специального характера каждой профессии, и их число растет, а важность усиливается по мере того, как развивается и разнообразится профессиональная деятельность. Самосознание в профессиональной социализации представляет собой контролируемый процесс становления в человеке образа его «Я», определения собственной профессиональной идентичности. Динамичное профессиональное пространство актуализирует профессиональную социализацию как в плане обновления профессиональных знаний, умений, навыков в различных областях трудовой деятельности, так и в связи с появлением новых профессий1.
Следует учитывать, что сам процесс профессиональной социализации выступает видовой формой социализации, будучи взаимосвязанной с ней как часть с целым. Вместе с тем, профессиональная социализация может анализироваться в рамках социальных взаимодействий основных акторов функционирующих рынков образования и труда. Достижение профессиональной зрелости и включение индивида в профессионально-производственные отношения предполагает прохождение им в процессе своего онтогенетического развития целого ряда состояний и действий, которые схематично представлено на рис. 1.
Индивид на пороге выбора, освоения и адаптации к профессии
Жизненная Социализация в целом жизненное самоопределение (детское) Профессиоальная социализация
профессиональная ориентация
выбор профессии
профессиональное образование
профессиональная адаптация
социальная адаптация индивида в социуме и достижение ориентиров жизненного самоопределения
Рисунок 1.
Основные составляющие и «вехи» социально-профессиональной социализации индивида в социуме.
Представленная схематично очерёдность состояний индивида, связанных с приобщением к профессиональной деятельности, не отражает всей сложности процесса освоения им профессии, включения в общественное производство и общественные отношения. Сложным представляются взаимосоотношения и взаимообусловленность составляющих компонентов («вех») в общем процессе социализации личности, её социальной адаптации в региональном социуме.
1 Кораблёва Г.Б. Теоретико-социологический анализ взаимосвязи профессии и образования. Дисс..д. социол. наук. - Екатеринбург, 1999. - 321 с.
Профессиональное становление может быть представлено как реальный социальный процесс, включающий в себя зарождение и формирование профессиональных намерений, выбор определенной профессионально-трудовой сферы, профессиональное обучение и воспитание, в период которого происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение, активное вхождение индивида в профессионально-трудовую среду и успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений, а также полную или частичную реализацию личности в самостоятельном труде, достижение ею творчества, мастерства, своего «акме» в профессиональной деятельности1.
Используя системный анализ в раскрытии взаимосвязи таких многоаспектных феноменов, как «профессиональная социализация индивида» и его индивидуальный «жизненный путь», можно более предметно раскрыть непрерывность и целостность процесса профессиональной социализации, выявить его основные элементы, рассмотреть профессиональную социализацию как часть общей социализации личности. Попытаемся схематично представить многовариантность реализации жизненных устремлений (по мере онтогенетического развития, в рамках жизненного самоопределения) в зависимости от вариаций профессионального выбора, последующего профессионального обучения и вступления в общественное производство (см. рис. 2).
Рисунок 2.
Возможные варианты профессиональной судьбы индивида2
Социологические исследования позволяют говорить о многовариантности реализации жизненных устремлений (по мере онтогенетического развития, в рамках жизненного самоопределения) в зависимости от вариаций профессионального выбора, последующего профессионального обучения и вступления в общественное производство.
1 Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. - № 3. - С. 92-102.
2 Условные обозначения, использованные на рис. 2:
- № 1; 2; 3;4; 5; 6; 7 - соответствующие возможные варианты профессиональной судьбы индивида, жизненного самоопределения, обусловленные профессиональной деятельность - сокр.: Вар 1; Вар.2.. .Вар.7;
- S1; S2; S3; S4; S5; S6; S7 - соответствующие варианты профессионального выбора (от лат. selectw - отбор) в процессе реализации жизненного самоопределения;
- D '; D 2; D 3; D 5; D 6 - соответствующее вариантам профессиональное обучение с получением диплома (удостоверения, сертификата и т.п.) (от фр.diplom - отбор), свидетельствующего о прохождении определённой программы профессионального обучения;
- W '; W 4 - труд, работа (анг. work) индивида в общественном производстве по соответствующей профессии ;
- F 3; F 5 - завершение, прерывание, окончание (англ. finish -окончание) труда, профессионального занятия;
- 0-S1, 0-S2 и 0-S - периоды жизни индивида, связанные с процессом его профориентации на соответствующий вид профессиональной деятельности; - S1 - Д1, S2 - Д2, S3 - Д3 - периоды профессионального обучения, от факта профессионального выбора (установки на конкретную профессию) до получения ДИПЛОМА (удостоверения) о прохождении курса обучения по соответствующей избранной профессии;
- Д1- W1, Д2- W2, Д3- W3, - периоды профессиональной деятельности специалиста по избранной профессии от момента получения диплома до своего тридцатилетия (ограничение по возрасту - условное).
Интерпретируя показанные на рис. 2 варианты профессиональных судеб современных молодых людей, авторы обращают особое внимание на ряд обстоятельств:
1. Традиционный, «классический жизненный (профессиональный путь: выбор профессии - профессиональная учёба и последующий труд по избранной профессии, хотя и остаётся в качестве возможного сценария жизненного пути молодого человека, может дополняться различными вариациями профессиональных (жизненных) ситуаций, «превратностей судьбы».
2. Первоначальный профессиональный выбор и полученное профессиональное образование могут стать своеобразным «холостым выстрелом» в случае, когда специалист порывает со своей профессией и стремится освоить другую.
3. Выбор профессии и получение диплома об окончании образовательного учреждения автоматически не гарантируют применение полученных знаний в общественном производительном труде. Профессионально-трудовой потенциал может использоваться в других сферах жизнедеятельности индивида (семейно-бытовой сфере, в занятиях любительским трудом, типа хобби и т.д.).
4. Та или иная ситуация, тот или иной сценарий реализации жизненного самоопределения личности в сфере профессиональной трудозанятости есть детерминанта управляемых (целенаправленных) и спонтанных факторов, условий, создаваемых (создавшихся) для конкретного человека в процессе реализации им выбранной (предпочитаемой) жизненной программы. Последнее, в свою очередь, в немалой степени зависит от такого фактора/обстоятельства, как профессиональное призвание.
Поведение» линий по той или иной профессии, по нашему мнению, обусловлено уровнем профессионализма, «скоростью» прохождения того или иного этапа (ориентация, обучение, труд), возрастом индивида, в котором состоялись начало и конец указанных этапов. Трудовая жизнь, процесс профессионализации каждого индивида - уникален, индивидуализирован.
* * *
Результаты социологических опросов, проведённых авторами в Институте экономики УрО РАН на базе целого ряда учебных заведений и предприятий городских и сельских поселений Уральского федерального округа1 позволяют более конкретно и доказательно говорить об особенностях идущего в постсоветской России процесса воспроизводства профессионально-производственной структуры трудовых ресурсов, о преемственности поколений в сфере труда и распределительных отношений. В частности, ниже речь пойдёт о следующих проектах уральских социологов:
- 2015 г. (март-апрель) по квотной выборке в восьми институтах Уральского федерального университета (Ур-ФУ, г. Екатеринбург) был проведен опрос 450 студенток старших курсов. В выборку были включены 225 студенток, обучающихся в институтах УрФУ технического (инженерного) профиля (в дальнейшем аббревиатура - «Т») и 225 -соответственно гуманитарного профиля («Г») - «Урал-ВУЗ-2015».
- 2017 г. было реализовано межрегиональное исследование по проблемам профессиональной социализации инженерных кадров в Уральском регионе, включавшее, в частности, опрос 1000 студентов первых и четвёртых курсов четырёх уральских вузах на факультетах инженерно-технической направленности, в частности: а) в трёх институтах Уральского федерального университета (УрФУ, г. Екатеринбург) - 300 чел.; б) в Южноуральском государственном университете (ЮУрГУ - г. Челябинск) - 100 чел.; в) в Уральском государственном аграрном университете (УрГАУ -г. Екатеринбург) - 100 чел.; г) в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС, г. Екатеринбург) - 100 чел.; д) в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете (АГАСУ, г. Астрахань) - 400 чел - «Урал-ВУЗ-2017».
* * *
Процессы профессиональной социализации в современном российском обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). Исходя из задач анализа онтогенетического аспекта процесса профессиональной социализации, можно выделить две её основные особенности:
Во-первых, в традиционном обществе жизненный путь человека (в том числе, его «профессиональная судьба») во многом (если, не исключительно) предопределены тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации».
И, во-вторых, в современном обществе социальная мобильность в целом, в том числе - профессиональная, носят вероятностный характер - практически, с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к конкретной деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
И ещё одна важная особенность профессиональной социализации в современном обществе по сравнению с традиционным - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Ниже, опираясь на полученные нами данные опросов, мы познакомим читателей с некоторыми аспектами и результатами деятельности родительской семьи, в качестве своеобразного лоцмана в жизненной судьбе своих детей, в
1 Павлов Б.С. Социологические исследования в Институте экономики УрО РАН (полувековой экскурс по итогам 19682018 гг.) / Российское общество социологов, Институт экономики УрО РАН, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2018. - 825 с.
первую очередь в процессе их трудового воспитания, профориентации, учёбы в вузе и, наконец, адаптации к профессиональной деятельности в сфере «взрослых», реальных производственных отношений.
Процесс трудового воспитания и профессиональной социализации органически связан с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.
О рисках взаимоотношений «.молодой человек и профессия, которую он получил в уральском вузе», о возможных жизненных ситуациях в которых оказались молодые специалисты, можно судить по ряду фрагментов, взятых нами из табуляграмм обсчёта анкет одного из указанных выше опросов - «Урал-ВУЗ-2017». Ниже приведены некоторые цифровые данные ответов уральских студентов (% от общего числа опрошенных молодых людей в каждом из четырёх технических вузов Южного и Среднего Урала):
- по мнению студентов, отношение родителей к выбору их детьми той или иной профессии «было безразличным» - 10% студентов ЮУрГУ, 23 - УрГУПС, 9 - УрГАУ и 44% студентов УрФУ;
- перед поступлением в вуз, в 9-11 классах занимались с репетиторами - 96% студентов ЮУрГУ, 90 - УрГУПС, 98 - УрГАУ и 79% студентов УрФУ;
- считают, что занятия с репетиторами помогли им поступить - 83% студентов ЮУрГУ, 71 - УрГУПС, 69 -УрГАУ и 38% студентов УрФУ [9];
- за время учёбы в вузе родители студентов НЕ ПРИЕЗЖАЛИ (не приходили) «проведать» своего сына или дочь - 58% студентов ЮУрГУ, 32 - УрГУПС, 61 - УрГАУ и 32% студентов УрФУ;
- осуждают распространение религиозного сознания среди студентов в вузах - 52% студентов ЮУрГУ, 26 -УрГУПС, 35 - УрГАУ и 23% студентов УрФУ [10];
- в процессе своего обучения в вузе допускают «Пропускать занятия без уважительной причины» - 75% студентов ЮУрГУ, 57 - УрГУПС, 57 - УрГАУ и 27% студентов УрФУ;
- в процессе своего обучения в вузе допускают «Пользоваться шпаргалками на экзамене» - 77% студентов ЮУрГУ, 73 - УрГУПС, 90 - УрГАУ и 51% студентов УрФУ;
- в процессе своего обучения в вузе допускают «Списывать» курсовые, дипломы из Интернета» - 34% студентов ЮУрГУ, 49 - УрГУПС, 73 - УрГАУ и 31% студентов УрФУ;
- если бы представилась возможность вновь выбирать профессию и специальность, то выбрали бы «другое учебное заведение и другую специальность» - 26% студентов ЮУрГУ, 22 - УрГУПС, 14 - УрГАУ и 7% студентов УрФУ;
- после окончания вуза планируют «Постараться уехать работать и жить в другую страну» - 39% студентов ЮУрГУ, 22 - УрГУПС, 21 - УрГАУ и 10% студентов УрФУ;
- достаточно твёрдо уверены в осуществлении своих жизненных планов после окончания вуза - 88% студентов ЮУрГУ, 85 - УрГУПС, 89 - УрГАУ и 79% студентов УрФУ;
- в реализации своих жизненных планов НАДЕЮТСЯ НА «ПОМОЩЬ ЗНАКОМЫХ и ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ЛЮДЕЙ» - 11% студентов ЮУрГУ, 18 - УрГУПС, 25 - УрГАУ и 14% студентов УрФУ.
* * *
В рыночной экономике конкурентоспособность женщин на рынке труда представляет собой синтез экономической, социально-психологической, демографической составляющих. Экономический аспект включает производительность женского труда, работоспособность, профессиональную отдачу женщин-работниц, выгодность использования женского труда, качество выполнения женщинами их трудовой функции и др. К социально-психологической составляющей конкурентоспособности женщин можно отнести уровень их стартового общего и профессионального образования, квалификации, профессионализм, трудовую мотивацию, качественные характеристики личности женщин, особенности психологии, возможности адаптации к изменяющимся условиям и др. Третий - демографический аспект -это возраст, брачное состояние женщины, количество детей и их возраст, здоровье, матримониальные (репродуктивные) планы и др.
Учитывая это, конкурентоспособность рабочей силы женщины можно определить как интегральную величину качественных характеристик указанных аспектов, определяющих привлекательность женской рабочей силы для работодателей. Студенткам УрФУ предлагалось ответить на два вопроса: а) «Что, по Вашему мнению, необходимо для того, чтобы молодому специалисту, женщине-инженеру, быть уверенным в получении работы, не быть уволенной? Отметьте не более 7-8-ми вариантов;; и б) «Что из перечисленного представляет для Вас особую трудность?» («Урал-2015»). Полученные результаты представлены ниже (% от общего числа опрошенных - 450 чел.; в числителе ответы на вопрос «а», в знаменателе - вопрос «б»):
- относиться серьезно к работе - 71 / 9
- хорошая ориентация на рынке труда - 46 / 6
- контактность, коммуникабельность - 41 / 6
- привлекательная внешность - 29/30
- не обзаводиться ребенком - 28 / 17
- навыки ведения бизнеса - 28 / 25
- универсальная специальность - 25 / 3
- работа на компьютере - 23 / 2
- иностранный язык - 22 / 42
- не выходить замуж - 15 / 18
- несколько дипломов, профессий - 14 / 35
- иметь хорошее здоровье - 14 / 4 (!)
- влиятельные родственники - 12 / 8
- водительские права - 11 / 14
- правовая подготовка - 6 / 5
- ничто не застрахует - 9 / -
Эффективность организации и использования физического и духовного потенциала семейных женщин-работниц (в нашем случае - инженеров-женщин), оценка предпринимателями и государством его качественных и количественных показателей, их экономическая и нравственно-этическая «взаимоувязка» является сегодня решающим средством, пока слабо используемым резервом активизации демографического поведения семьи технической интеллигенции в России, активизации репродуктивной, экономической и социокультурной деятельности молодых ингжене-ров-матерей, повышения их социализационного (воспитательного) потенциала и обеспечение его эффективной реализации.
* * *
В анкете опроса «Урал-ВУЗ-2017» нами ставился довольно проблематичный вопрос: «Ваше мнение о том, как отнесутся Ваши родители, родственники к следующим возможным Вашим решениям, планам?»... Респондентам предлагался ряд жизненных ситуаций прожективного характера, в отношении которых было необходимо выбрать один из взаимоисключающих ответов родителей «ЗА» или «ПРОТИВ». В табл. 1 представлены ответы студентов (% от общего числа опрошенных по каждому вузу).
Таблица 1
Профессионально-трудовые предпочтения уральских студентов при выборе дополнительного внеучебного производительного труда (% от общего числа опрошенных по каждому вузу)
Прожективные жизненные ситуации (позиция - «ЗА») вузы В целом
УрФУ ЮУрГУ УрГАУ УрГУПС АГАСУ
Жениться (выйти замуж) ещё во время учёбы в вузе 56 54 40 49 65 56
выйти замуж (жениться) сразу после окончания вуза?». ) 47 56 40 54 60 53
Совмещать учёбу в вузе с дополнительной работой, (приработком) 66 73 64 84 70 73
После получения диплома пойти учиться дальше (магистратура, аспирантура, другой вуз) 92 72 74 53 83 73
После получения диплома начать работать по другой специальности 34 61 20 64 49 51
После получения диплома уехать работать в село (сельскую местность) 27 29 5 19 23 21
Попытаться заняться предпринимательством, бизнесом 66 68 62 55 77 67
После окончания этого вуза УрФУ работать не в Екатеринбурге, а в другом городе России 78 71 56 63 75 70
После окончания УрФУ уехать работать за границу, в другую страну 79 54 41 48 63 57
Компетентному и заинтересованному читателю приведённые выше данные могут дать богатую пищу для анализа состояния современного общественного сознания относительно различных сторон социально-экономической жизни российского (в частности, уральского) общества, состояния и направленности жизненных интересов уральских семей, уральской молодёжи, эффективности образовательной деятельности вузов региона.
Мнение отца или матери для их сыновей (дочерей) выступает во многих случаях не только своеобразной духовной поддержкой, неким виртуальным подспорьем. Как показывает практика, позиция родителей является нередко решающим (иногда неукоснительным) условием принятия их детьми кардинальных жизненных решений, от которых
зависит тот или иной поворот их профессионально-производственной или семейной судьбы.
* * *
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, - писал К. Д. Ушинский, -должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. ...Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»1. Эти мысли были высказаны замечательным российским педагогом более полутора веков тому назад. Но как актуальны они и сегодня...
1 Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 155 с.
671