Научная статья на тему 'Трансформация профессиональных компетенций журналистов интернет-радиовещания'

Трансформация профессиональных компетенций журналистов интернет-радиовещания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
859
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-РАДИОВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпенко И. И.

В статье рассматриваются изменения, которые происходят в системе профессиональных компетенций радиожурналистов под влиянием конвергентных процессов в медиасреде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация профессиональных компетенций журналистов интернет-радиовещания»

УДК 070

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ ИНТЕРНЕТ-РАДИОВЕЩАНИЯ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

И. И. Карпенко

В статье рассматриваются изменения, которые происходят в системе профессиональных компетенций радиожурналистов под влиянием конвергентных процессов в медиасреде.

Ключевые слова: конвергенция, медиаконвергенция, журналистика, интернет-СМИ, интернет-журналистика, интернет-радиовещание.

e-mail:

[email protected]

Появление Интернета как нового средства связи и его последующая трансформация в полноценное информационно-коммуникационное пространство явили собой следствие очередной технической революции. Сегодня Интернет перестал быть технологической новинкой - он внес изменения во многие сферы человеческой действительности. «Сеть Интернет как важнейшее достояние постиндустриального общества стала не просто дополнением к имеющейся технологической базе, но открыла для СМИ новую медиасреду» [4, с. 14]. В информационное пространство глобальной Сети постепенно переходят известные нам социальные институты: посредством Интернета люди обучаются, вступают в диалоги с властью и друг с другом, участвуют в политической конкуренции, культурной жизни. «Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения, как индивидуальную, так и групповую» [5, с. 139].

Интернет послужил катализатором развития нового явления - интернет-СМИ. Их появление и дальнейшее успешное развитие стало возможным благодаря формированию новых информационно-коммуникационных технологий. Сегодня Интернет - среда для эффективного осуществления массовой коммуникации, в первую очередь благодаря своим уникальным возможностям представления информации, главным образом - мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности. Одним из новейших видов такой коммуникации является радио в Интернете, открывающее новые богатые возможности для журналистской деятельности, обогащения информационной среды современного человека. Интернет-радиовещание как новейший вид средств массовой информации успешно развивается и становится все более востребованным. Подобные гибридные средства массовой информации вызваны к жизни конвергентными процессами.

Суть конвергенции медиа или медиаконвергенции1, которую иначе исследователи называют как «конвергенция на уровне профессиональной журналистики» [2, с. 78] или «медиаконвергенция» [8], проявляется в слиянии разнородных, достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации, во взаимопроникновении друг в друга различных типов СМИ с дальнейшей возможной «переменой ролей» между разными каналами коммуникации [3, с. 11].

Конвергенция традиционного вещания и новейших компьютерных технологий стала причиной ряда изменений, происходящих в системе современных средств

1 Исследователи выделяют три типа конвергенции: технологическую, организационную и медиаконвергенцию [11, с. 55].

массовой информации в общем и радиовещании, в частности, которые не могут не отражаться на профессионально-творческой деятельности журналистов и сотрудников редакционных коллективов.

В существующих условиях активного развития новых услуг в режиме онлайн последнее вызывает существенные изменения на рынке труда в средствах массовой информации: появляются новые рабочие места, связанные с подготовкой материалов для интернет-СМИ, работающих в режиме онлайн. Стоит также отметить, что и к сохраняющимся рабочим местам в журналистике «... обозначились требования, которые сегодня Сеть предъявляет журналисту. Прежде всего, необходим достаточный опыт, чтобы постараться понять, каким образом нащупывается нить взаимопонимания между традиционной и интернет-журналистикой. Применение новых медиатехнологий позволяет решить как минимум три задачи:

- использовать их как средство передачи информации;

- обращаться к ним как к источнику информации» [6, с. 86];

- а также видеть в них реальную возможность общения типа «радиоведущий -слушатель».

Сегодня радиожурналистам, работающим в редакциях компаний, вещающих в Сети, необходимо иметь более широкий набор компетенций, нежели их коллегам из офлайн-редакции. Так, к социальным и общепрофессиональным компетенциям примыкают еще и технические.

Если первые две группы являются универсальными компетенциями, которыми необходимо владеть журналистам в любой отрасли, то последняя группа до недавнего времени оставалась уникальной для каждой области журналистики, для радиовещания в частности. На сегодняшний день способности и навыки пользования новыми информационными средствами приобретают для журналистов все большее значение.

Техническая модернизация СМИ порождает новые тенденции развития радиожурналистики. Изменение технического потенциала открывает для радиовещательных компаний новые возможности рационализации и оптимизации производственных процессов. Данные изменения затрагивают производственные процессы на различных уровнях: редакционном, структурном, экономическом, профессиональном.

В структурном плане радиовещательная организация, базирующаяся в Сети, представляет собой урезанную модель привычной нам станции. Количество штатных сотрудников в веб-редакциях сокращено до минимума, что во многом отражает существующие в условиях глобального экономического кризиса потребности рынка труда. Журналист в подобной редакции становится не просто автором материалов, но и контент-менеджером, размещающим их в Сети, и порой, что обычно происходит на региональном уровне, без дополнительных вычиток и редакционных правок. И если редакционные коллективы крупных традиционных медиа «нанимают редакторов и сверщиков фактов, чтобы убедиться в точности передаваемой информации», то «в Интернете степень надежности источников разная, можно даже сказать, что сейчас он превращается в гигантский склад информации, далеко не всегда достоверной, а иногда и преднамеренно ложной, клеветнической. Достоверность становится одной из ключевых проблем развития глобальной сети» [2, с. 28]. Несомненно, что в этих условиях средства массовой информации должны становиться поставщиками «чистой» информации. Вот почему перепроверка фактов, цифр, имен и т. п. здесь обязательна.

Специфика работы в интернет-СМИ такова, что позволяет использовать временную или случайную рабочую силу - внештатных корреспондентов, удаленных корреспондентов. Или, наоборот: редакция может использовать возможность «привлечения профессионалов самого высокого уровня» [1, с. 10].

Подобный тип найма в журналистике является самым быстро растущим. Данная тенденция оправдана техническими возможностями передачи информации на любые расстояния посредством сжатия и трансляции через Интернет, позволяющими получать от журналистов информацию в любом формате, будь то аудио-, видео- или текстовые материалы.

Названные трудовые отношения выгодны обеим сторонам, заключающим контракт. Радиовещателю нередко дешевле заключать контракты с внештатниками, чем набирать штатных корреспондентов: контрактник получает только гонорары за выполненную работу, ни о каких ставках, пособиях и прочих субсидиях речи не идет. Эта практика дает возможность руководителям столичных радиокомпаний заключать договоры с журналистами в регионах, чем расширяет тематику эфиров. Для большинства журналистов такая организация труда также имеет очевидную привлекательность: она позволяет им с большей выгодой сочетать работу с иным использованием своего времени.

Журналисту, работающему в веб-редакциях или с ними сотрудничающему, необходимо брать на себя выполнение нескольких ролей одновременно. Теперь журналисту на радио мало просто иметь хорошие голосовые данные, широкий кругозор и достаточные навыки в работе с компьютерными программами редактирования звуковых файлов. В сложившейся ситуации у радиожурналиста, работающего в веб-редакции, возникает необходимость овладевать навыками, которые ранее использовались в других профессиональных областях, другими специалистами. Ему надо быть автором, редактором, контент-менеджером, модератором. От него требуются знания из несвязанных друг с другом областей, навыки работы в графических редакторах, азы веб-дизайна и т. д.

Кроме того, сегодня перед журналистами, работающими в режиме онлайн, возникают не только новые профессиональные, но и этические проблемы. Возможность произвольно в любой момент времени публиковать, дополнять и изменять тексты ставит под вопрос общепринятые профессиональные стандарты. С одной стороны, это создает у журналистов иллюзорный эффект вседозволенности и возможности поправить недочеты, а порой и крупные фактические ошибки, с другой, - вызывает необходимость прилагать дополнительные усилия, чтобы добиться целостности информации, то есть единства ее происхождения, авторства и смыслового контекста в условиях, когда технические средства искажения, манипулирования и преобразования формы информации обладают невиданной ранее эффективностью.

Переходя в онлайн, радиожурналисты перестают зависеть от эфирных ограничений, размещая свои продукты на серверах для свободного скачивания или формирования подкастов. В подобных условиях, в цифровых архивах и депозитариях объем аудиоматериалов не имеет особого значения.

Повышение требований относительно профессиональных качеств журналистов во многом способствуют оптимизации их работы. Самое мобильное с точки зрения изменения (при необходимости) сетки вещания с привлечением в процесс производства информационно-коммуникационных технологий, радио еще больше сокращает временные рамки производственных циклов. Удобные форматы сжатия информации позволяют в считанные секунды передавать сетки вещания, текстовые файлы и файлы готовых передач из студии производства в эфирные компьютеры для дальнейшей их трансляции.

Оптимизация рабочего процесса происходит также и на техническом уровне. Если раньше на составление плей-листов и сеток вещания радио затрачивалось большое количество времени, то сегодня этот процесс полностью автоматизирован. С этой целью используются такие программы автоматического компилирования, как Selector, Power Gold, Music Master, отечественное приложение МАГ.

Стоит сказать также о создании радиоконтента, которое происходит сегодня в условиях ускорения производственного процесса. Неограниченный доступ к информации через сеть Интернет позволяет журналистам в считанные секунды получать и обрабатывать информацию. Однако некоторые исследователи взволнованы тем, что «технизация и ускорение производственных процессов в медийных организациях» угрожают традиционной журналистике. Исследователь В. Д. Фатымина утверждает, что «в условиях перманентного дефицита времени журналист оказывается перед необходимостью постоянной ускоренной обработки больших массивов входящей информации, что чревато снижением качества ее отбора, анализа, оценки и обработки, а в конечном итоге - создает угрозу качественным характеристикам конечного информационного продукта» [10].

Некоторые исследователи выделяют также в ряде причин, способных сказаться на качестве журналистских материалов в современных условиях, опасность усвоения «машинного» типа сознания: способность мгновенного переключения с одной работы на другую. Однако формирование данной способности, на наш взгляд, должно скорее положительно, чем отрицательно сказаться на функционировании журналистов в обществе и профессиональной сфере. Специфика работы журналиста в Сети, особенности информационно-коммуникационного поля требуют от человека, занятого в производстве новостей, способности мгновенного перестроения, перехода от одного вида деятельности к другому, от поиска информации и написания текста к редактированию аудио и верстке интернет-страниц.

Правильнее, на наш взгляд, искать проблему в ином: упрощение поиска информации, ее обработки и доставки потребителю ведет к примитивизации мыслительной деятельности. Линейная модель мышления, свойственная человеку, дает возможность глубинного осознания причинно-следственных связей. В контексте повседневного использования мультимедийных технологий данная модель преобразуется в параллельную, что чревато разрушением подобных связей и превращением строевого мышления в перечень разрозненных фактов. Исследователь Е. Е. Пронина назвала такую мыслительную деятельность «№^мышлением», отнеся к чертам нового типа мыслительной деятельности отсутствие внешней логичности, использование случайных процессов в качестве основы для построения выводов, бессознательную организацию мышления, игнорирование принципа каузальности и детерминизма, параллельную обработку информации, стремление к самодетерминации, публичной субъектности и т. д. [9, с. 43].

Во многом на качество информационной продукции может влиять и фактор отсутствия дипломированных специалистов в области функционирования конвергентных средств массовой информации. Вместо того, чтобы вкладывать средства в обучение персонала, многие компании проводят сокращения расходов, которые подрывают существующие стандарты. Подобная рационализация рабочих мест без компенсирующих мер может привести к понижению качества журналистских материалов.

Система сложившегося на сегодняшний день вузовского журналистского образования пока не в полной мере отвечает подобным требованиям рынка труда и отстает от потребностей практики, диктуемых технизацией журналистского труда в конвергированных СМИ. Система подготовки журналистов, идущая на смену существующей, должна принципиально отличаться от нынешней. Из двух полярных точек зрения на данную проблему - быть журналисту универсальным или узко специализированным [7], постепенно начинает утверждаться приоритет позиции сторонников универсализации журналистской работы. Однако данный универсализм должен акцентироваться не только на овладении жанрово-тематической палитрой журналистских материалов, методиками сбора и обработки информации и филологической культуре журналиста, но и на максимально полном овладении

новейшими информационно-коммуникационными ресурсами интернет-журналистики.

Этому во многом будет способствовать насыщение образовательного процесса учебными курсами, которые не только дают теоретические знания, но и вырабатывают у студентов практические навыки работы в интернет-редакциях. Журналисту сегодня необходимо «в равной степени владеть всем богатством гуманитарного знания, и в то же время уметь работать с телекоммуникационными системами, постоянно расширяя их возможности в использовании СМИ, формируя самостоятельное поле сетевой журналистики...» [6, с. 85 - 86]. С этой целью необходимо практиковать создание образовательных вещательных интернет-студий на факультетах журналистики и налаживать сотрудничество с существующими конвергентными редакциями радио.

Список литературы

1. Акопов А. И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей (по материалам дискуссий в сети Интернет) / А. И. Акопов // Акценты. - 2000. - № 3 - 4. - С. 5 - 12.

2. Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика / Г. П. Бакулев. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. - 108 с.

3. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ / Е. Л. Вартанова // Информационное общество - 1999. - Вып. 5. - С. 11 - 14.

4. Гарматин А. А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. / А. А. Гарматин. - Тольятти, 2005. - 209 с.

5. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Н. Б. Кирилова. - М.: Академический проект, 2005. - 400 с.

6. Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Высшее образование») - 160 с.

7. Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовой медиаобразование : Учеб. пособие для вузов / С. Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 238 с.

8. Короченский А. П. «Пятая власть»? феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А. П. Короченский - Ростов-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 271 с.

9. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. - 2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 2003. - 320 с.

10. Фатымина В. Д. Экономические проблемы в ежедневной прессе ФРГ [Электронный ресурс] / В. Д. Фатымина // Научно-культурологический журнал. - Электрон. журщал. - Ростов-на-Дону. - 2005. - № 10 [112] - Режим доступа : http://www.relga.ru/Environ/Web Objects/tgu-www.woa/wa/Main?textid =561&level1=main&level2=articles, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

11. Erdal I. J. Researching Media Convergence and Crossmedia News Production / I. J. Er-dal. // Nordicom Review. - 2007. - № 28. - P. 51 - 61.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF JOURNALISTS IN INTERNET BROADCASTING

The article discusses the changes that occur in the system of professional competences of radio journalists for changes in the work of media, taking place under the influence of converged media environment in the process.

Key words: convergence, media convergence, journalism, online media, online journalism, web-radio. [email protected]

I. I. Karpenko

Belgorod National Research University

e-mail::

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.