Научная статья на тему 'Трансформация проблематики и содержания постсоветских СМИ (на примере газеты «Политехник»)'

Трансформация проблематики и содержания постсоветских СМИ (на примере газеты «Политехник») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1242
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ СМИ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ МАССМЕДИА / СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕРЕСТРОЙКА / ГЛАСНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ / ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ / TRANSFORMATION OF THE MEDIA / THE MEDIA PERIODIZATION / SOVIET JOURNALISM / PERESTROIKA / GLASNOST / CORPORATE EDITION / THE SUBJECT OF PUBLICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Витковская Наталия Григорьевна

Рассматривается изменение проблематики и содержания постсоветских СМИ в период перестройки и гласности и на этапе формирования рыночных отношений на примере газеты «Политехник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ISSUES AND CONTENT OF POST-SOVIET MEDIA (ILLUSTRATED NEWSPAPER "POLYTECHNIC")

Explains how to change perspective and content of the post-Soviet media in the period of perestroika and glasnost and the stage of formation of market relations on the example of the newspaper "Polytechnic".

Текст научной работы на тему «Трансформация проблематики и содержания постсоветских СМИ (на примере газеты «Политехник»)»

Витковская Н.Г.

УДК: 070

ББК: 76.01

Витковская Н.Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ПОЛИТЕХНИК»)

Vitkovskaya N. G.

TRANSFORMATION OF ISSUES AND CONTENT OF POST-SOVIET MEDIA (ILLUSTRATED NEWSPAPER "POLYTECHNIC")

Ключевые слова: трансформация СМИ, периодизация массмедиа, советская журналистика, перестройка, гласность, корпоративное издание, тематика публикаций.

Keywords: the transformation of the media, the media periodization, the Soviet journalism, perestroika, glasnost, corporate edition, the subject of publications.

Аннотация: рассматривается изменение проблематики и содержания постсоветских СМИ в период перестройки и гласности и на этапе формирования рыночных отношений на примере газеты «Политехник».

Abstract: explains how to change perspective and content of the post-Soviet media in the period ofperestroika and glasnost and the stage offormation of market relations on the example of the newspaper "Polytechnic".

Начало трансформации российских СМИ положили перестройка и гласность, курс на которые был провозглашен Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым в апреле 1985 года. Именно это событие привело впоследствии к коренным изменениям в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. В результате радикальным образом изменилась и политика власти по отношению к СМИ, и сами СМИ.

Выбор прессы в качестве проводника новых идей стало во многом революционным процессом. С одной стороны, демократизация и гласность, по мнению историка журналистика Р.П. Овсепяна, открыли для журналистов новые темы и новые возможности, с другой - создали им огромные трудности. «Никогда прежде однопартийная советская журналистика не сталкивалась с необходимостью объективного отражения многочисленных проблем, рожденных новым политическим и экономическим мышлением. <...> И все же развитию гласности препятствовали силы и традиции, складывавшиеся десятилетиями. Сохранялся частокол всевозможных табу, запретов на правдивое освещение недалекого прошлого и реальностей перестроечного периода»1.

Партийный аппарат и бюрократия всячески сопротивлялись многим политическим и экономическим начинаниям. Номенклатура видела в гласности угрозу собственной безопасности, и данный конфликт интересов мешал реальным позитивным изменениям в общественной, политической и экономической жизни страны. Периодическая печать активно формировала общественное сознание, что могло быть опасно для руководителей различных рангов, поскольку гражданская активность масс могла выйти из-под контроля. Это наложило значительный отпечаток на судьбу многих СМИ, от полярного изменения тематических предпочтений и содержания до их окончательного закрытия.

Данная тенденция коснулась и корпоративных СМИ, многие из которых появились на основе «обновившихся» многотиражек. Они стремились не отставать от центральных и региональных СМИ в плане обсуждения острых вопросов, появления проблемных корреспонденций, публикации критических выступлений сотрудников.

Существуют различные подходы в отношении периодизации процесса трансформации постсоветских СМИ. Например, Д.Л. Стровский идентифицирует социально-политические изменения в обществе и этапы трансформации массмедиа:

- 1985-1991 гг. - перестройка и гласность;

- 1990-е годы - этап формирования рыночных отношений;

- 2000-е годы - период современной политической трансформации .

Для Р.П. Овсепяна отправными точками изменения проблемно-тематических приоритетов журналистики являются: развитие СМИ в условиях демократизации и гласности (1985-1991 гг.); принятие Закона о печати и других СМИ, отменившего цензуру и положившего начало созданию новой системы массмедиа (1990 г.); переход к рыночным отношениям, появление рекламы в СМИ (начало 1990-х); усиление взаимодействия журналистики и властных структур3.

Я.Н. Засурский выделяет следующие основные модели постсоветской журналистики:

- 1985-1990 гг. - перестроечная модель. Является инструментом демократизации общества, но под управлением КПСС и государства;

- 1991-1993 гг. - журналистика как «четвертая власть». Журналистика добилась независимости от государства, «золотой век» свободы;

- 1993-1996 гг. - корпоративно-авторитарная журналистика. Возрождение авторитарной модели под управлением крупного бизнеса;

- 1996-1999 гг. - смешанная - корпораций и свободы печати. Контроль корпораций над СМИ при сохранении небольшого сегмента свободной от корпорации прессы;

1 Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - С. 198.

2 Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2014. - С. 59.

3 Там же. - С. 59.

- 2000 г. - по настоящее время - государственная+муниципально-государственная модель и модель коммерциализированных СМИ. Укрепление государственного контроля над СМИ в условиях укрепления вертикали управления, усиление административного воздействия на региональные и местные СМИ, развитие «желтой», бульварной

4

журналистики в целях получения доходов .

И.И. Засурский дает следующие характеристики периодам трансформации системы массмедиа в СССР и России:

- 1970-1985 - пропагандистская машина: результат 70-летней эволюции. Основана на газетах, радио, ТВ; находится под государственным контролем;

- 1986-1999 - пропагандистская машина, ориентированная на поддержку реформ. Основана на газетах, радио, ТВ; усиливает позицию государства;

- 1991-1995 - «Четвертая власть», независимая корпорация журналистов. Перемены: печатная пресса в упадке, ТВ и радио находятся на подъеме;

- 1996-2000 - медиаполитическая система, «общество спектакля». Медиаполитическая система в окружении коммерческих СМИ, появление Интернета;

- С 2000 - смешанная система, усиление роли государственных СМИ и Интернета. Массмедиа под государственным контролем в окружении коммерческих СМИ - против Интернета5.

Существует еще несколько версий периодизации трансформации массмедиа постсоветского периода, предложенные В.Л. Иваницким, И.Д. Фомичевой, Л.Л. Реснянской, А.Г. Качкаевой и др. Однако предложенная общепринятая периодизация является схематичной и упрощенной, т.к., в сущности, делит историю новейшей журналистики на три этапа: гласность («эпоха Горбачева»), свобода слова («эпоха Ельцина») и ограничение свободы слова («эпоха Путина»).

Более сложную периодизацию, основанную на трех критериях, - уровне свободы слова, характере взаимоотношений СМИ с центральной властью, экономической самостоятельности СМИ - предлагает В.Т. Третьяков. Автор описывает следующие периоды:

- 1987-1990 - гласность (до принятия Закона СССР о печати);

- 1990-19 августа 1991 - падение цензуры, свобода слова для тех, кто готов ею воспользоваться;

- 19-21 августа 1991 - ГКЧП, политический выбор;

- 22 августа 1991 - сентябрь/октябрь 1993 - свобода слова для всех;

- сентябрь-октябрь 1993 - политический выбор-2;

- 1993 - лето 1996 - свобода слова для тех, у кого есть деньги;

- 1997-2000 - свобода слова в руках олигополий, информационные войны;

- Весна 2000 - по настоящее время - свобода слова при государственном

6

доминировании .

Хотя к какой-либо единой периодизации трансформации СМИ ни отечественные, ни зарубежные ученые пока не пришли, тем не менее изменяющаяся информационная политика редакций периодических изданий приводила к трансформации контента как массовой прессы, так и многотиражной. Как отражались эти процессы на тематических предпочтениях редакций, можно проследить на примере многотиражной газеты «Политехник», выходившей с сентября 1969 года по апрель 1996-го в Тольяттинском политехническом институте. Нами были рассмотрены номера газеты «Политехник» с 1986-го по 1996 годы.

Вопросы перестройки занимают одно из главных мест в тематике газеты в период с

4 Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2014. - С. 58.

5 Там же. - С. 59.

6 Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2014. - С. 62.

1986-го по 1991 годы. Подобные материалы регулярно выходят под рубрикой «Вуз: перестройка». Повышение эффективности учебного процесса, научной деятельности, демократизация управления - вот основные темы этих публикаций. Их авторами являются не только сотрудники газеты, но и преподаватели, и студенты. Содержание самое разнообразное: преобразования по организации занятий на кафедре физического воспитания (Никитин К. Сделаны первые шаги // Политехник. - 1989. - № 1(834)); отчет о диспуте по проблемам перестройки, проводимом между студентами ТПИ, ТФМТИ и филиала Куйбышевского пединститута (Лиштаева И. Встретились студенты трех институтов.// Политехник. - 1989. - № 3(836)); изменения в программе обучения на военной кафедре (Конорев Н. Идет перестройка. - 1989. - № 8(841)); о переходе научно-исследовательского сектора на хозрасчет (Андреева Р. В новых экономических условиях. - 1989. - № 11(844)). Данная подборка свидетельствует о частом и регулярном освещении проблем перестройки.

Обращение авторов газеты к теме студенческого самоуправления происходило не очень часто: рубрика «Студенческое самоуправление: что это?» появлялась в среднем один раз в три месяца. Однако материалы, выходящие под этой рубрикой, отличались тягой авторов к аналитическому восприятию действительности и безоговорочной связи демократических начал с деятельностью партийной и комсомольской организаций. «Студенты в значительной мере, в силу своего положения, не могут быть компетентны во всех вопросах управленческой деятельности. К тому же на первом этапе необходима помощь со стороны старших товарищей, прежде всего помощь методическая. Ее вполне могли бы оказывать партийные организации, но, к сожалению, таких примеров взаимодействия студенческих органов самоуправления и парторганизаций пока нет.

<.> Если внимательно присмотреться, то найдутся, еще не менее острые, проблемы во взаимоотношениях между студентами и преподавателями, которые сейчас могут показаться частными, незначительными, пока антипатии дремлют в сознании у каждого в отдельности. Хотелось бы, чтобы партком института подумал о формах взаимодействия преподавателей и студентов, чтобы встающие проблемы не перерастали в конфликты».

«. пока проблемами студенческого самоуправления больше занимаются деканаты и партком, необходимо, чтобы в этой работе принимал участие весь студенческий актив, комитет ВЛКСМ института»7.

Не оставались без внимания преобразования в партийной и комсомольской организациях вуза. Регулярно выходят заметки о заседаниях парткома и комитета комсомола, отчеты о партийных и комсомольских собраниях, сообщения из райкома КПСС. Рубрики «В парткоме института», «В комитете ВЛКСМ», «В райкоме КПСС» постоянно присутствуют на страницах газеты. Руководящая роль КПСС пока еще очень заметна. Коммунисты вуза ставят перед собой задачи «по реформированию научно-технической политики в новых экономических условиях», по решению «насущных социальных проблем» трудового коллектива (Партком просит вашего совета. - 1989. - № 6(839); Лукин В. На позиции активной социальной жизни. - 1989. - № 9(842)).

Если публикации о партийной жизни вуза не отличаются особой полемикой (чувствуется, что партком жестко руководствуется директивами, поступающими сверху), то в комсомольской организации «кипят страсти». Например, в № 6 газеты «Политехник» от 7 февраля более половины 2-й полосы занимает резонансный материал, связанный с заявлением студента 5 курса Валерия Ряпосова с просьбой об исключении его из рядов ВЛКСМ. Публикация так и называется «Прошу исключить меня из комсомола». «Хотелось бы относиться осторожнее к пунктам (Устава ВЛКСМ, - прим. авт.), где идет речь о беззаветной преданности партии, - комментирует свое решение пятикурсник, -такая беззаветная преданность не раз становилась жертвой чьей-то злой воли. <...> Как всякий документ, Устав ВЛКСМ является лишь отражением человеческого сознания.

7 Осташко, В. Нужна реальная помощь // Политехник. - 1989. - № 1 (834).

Задачей признающих его является приведение его в соответствии с бытием, и вот здесь-то и наступает противоречие, нестыковка одного с другим. Это объективно, но когда следствием этой объективности является то, что общественно-политическая организация, имея 6 орденов, превратилась в ветвистый нарост на здании общества, не несущий никакой функциональной нагрузки, то, как говорится, ...позвольте выйти»8. Далее в статье секретарь комитета ВЛКСМ ТПИ Александр Соколов, его заместитель Вероника Горячева дискутируют с комсомольцем, делая акцент на его пассивности, нежелании участвовать в общественной жизни института.

Пока еще комсомольская организация представлена на страницах газеты как молодежный авангард перестройки, подчеркиваются ее важность и значимость в студенческой жизни. В частности, почти вся первая полоса «Политехника» от 11 апреля 1989 года посвящена выборам секретаря комитета ВЛКСМ института. В ней представлены программы двух кандидатов на эту должность, их краткие биографии. В следующем номере напечатаны отклики на выборы. Лидеры комсомола всячески пытаются заявить о себе, продемонстрировать свою работу, поскольку в подписях к статьям стоят фамилии зам. секретаря комитета ВЛКСМ института, члена бюро комитета ВЛКСМ, секретаря комитета ВЛКСМ электротехнического факультета и т.д.

Особого внимания заслуживает дискуссионный клуб «Позиция», под эгидой которого преподаватели и студенты института заочно обсуждали не только проблемы перестройки, но и различные вопросы учебы, досуга, общественной жизни. Публикации под заголовком «Дискуссионный клуб «Позиция» начал выходить, когда редактором газеты была Р.Т. Попова. В рамках этих материалов студенты высказывались открыто и смело, чего в доперестроечное время представить было невозможно. Например, обсуждая качество обучения в вузе, студенты прямо говорили, что «инженер обязан творчески мыслить, постоянно находиться в поиске, вести научную работу. А кто ему в этом поможет? Преподаватель, долбящий на лекциях азы какой бы то ни было науки?» Преподавателей называют «провокаторами» конфликтов», ратуют за отмену гозэкзаменов (Дискуссионный клуб «Позиция». - 1989. - № 9 (842)). Скорее всего, критика была не всегда обоснованна, но это доказывает присутствие свободы слова на страницах газеты. В эпоху застоя такое никогда бы не напечатали.

Выходят за рамки привычного и темы, обсуждаемые в заочном дискуссионном клубе: неудовлетворенность студентов своей будущей специальностью, об одиночестве, о культуре досуга, о необходимости государственного экзамена по марксизму-ленинизму.

Интерес, появившийся у читателей к историческому прошлому нашей страны, учитывался и редакцией «Политехника». Эти вопросы затрагивали в те годы многие общественно-политические и литературно-художественные журналы, а также газеты. Развенчание политических мифов, полемика о влиянии Сталина, Ленина на историю государства, репрессии 30-х годов - вот далеко не полный перечень исторических тем. В вузовской многотиражке на «Литературной странице» были напечатаны стихи студента М. Криштала «Петербург - Петроград - Ленинград» о красном терроре (Политехник, 1989, № 2 (835)), в этом же номере - заметка О. Блиновой «Сталинист Иванов», в своей статье «Откроем Ленина для себя» старший преподаватель кафедры истории КПСС С. Голосилов размышляет над образом вождя, заканчивая ее словами: «Я с теми, кто строит новую жизнь с помощью Ленина» (Политехник, 1989, № 16 (849)); в отчете о заседании кафедры истории КПСС «Правда истории» преподаватель В. Тарабаров рассуждает о значении Октябрьской революции (Политехник, 1989, № 31(864)).

Несмотря на веяния перестройки, на страницах «Политехника» по-прежнему появляются рубрики и публикации, похожие на лозунги эпохи застоя: рубрика «Мы -интернационалисты», заметки «Праздник коммунистического труда», «В совете по коммунистическому воспитанию», отчет «Итоги социалистического соревнования» и т.п.

8 «Прошу исключить меня из комсомола» // Политехник. - 1989. - № 6 (839).

Присутствуют информационные сообщения на тему учебной деятельности (рубрики «Сессия», «Учеба - твой главный труд»), спорта, культуры и досуга, здоровья (публикации «Лыжный сезон завершен», «Волейбольный праздник», «От джаза до рока», «Праздник смеха и бизнеса», «Мисс ТПИ - из ТФМТИ», «О сальмонеллезе», «Как избавиться от ОРЗ»), обзор книг и периодической печати, студенческий юмор, печатаются путевые заметки «Куба встретила нас тепло», «А вы бывали на Кольском?».

Демократизация и гласность способствовали появлению новых тем на страницах многотиражки. Прежде, согласно установкам КПСС, эти темы замалчивались либо подавались односторонне только с позитивной оценкой либо, наоборот, с негативной. Примером может послужить тема войны в Афганистане, которая раньше представлялась как необходимая помощь братскому народу, а воевавшие там наши солдаты и офицеры априори считались героями. В интервью «Я служил в Афганистане» герой публикации бывший воин-интернационалист Андрей Будыльский критикует непрофессионализм офицеров, откровенно говорит о том, что не может четко сформулировать свое отношение к этой войне. В опубликованной в этом же номере рецензии на спектакль «Лисистрата» студенческого театра «Зеркало» также звучит негативная оценка этих событий. Автор И. Строева в заключение делает такой вывод: «В этом году в декабре будет 10 лет ввода наших войск в Афганистан, его отметят трауром матери и вдовы погибших там. Ради чего? 15 февраля последние подразделения покинули ДРА. А где мы были эти 9 лет? Во имя будущего, пусть не будет больше таких ошибок! Или мы за 2,5 тысячи лет со времен Аристофана совсем не стали умнее?»9

Надо отметить, что накал критики постепенно возрастает. На страницах газеты можно увидеть весьма смелые сатирические материалы, касающиеся руководства вуза. Ироническая статья «Save our students» посвящена ремонту крыши в студенческом общежитии. У института, как выяснилось, не хватает стройматериалов, чтобы залатать протекающую крышу. Автор материала И. Строева смело критикует за это администрацию вуза: «Вот так, ребята, и нечего капать на мозги в рабочее время по каждой мелочи. Потому как они - административные мозги - заняты более глобальными вопросами, типа строительства военной кафедры. Уж «любимое дитя народа» получит крышу - бомбой не пробьешь.

<...> Надо думать, Владимира Ивановича (ректора ТПИ. - Прим. авт.) дома не беспокоит капель с потолка, вспузырившиеся обои и осыпающаяся штукатурка: это как же

сосредоточенно нужно искать, чтобы найти такую точку зрения на вопрос, при которой

z 10

причина и следствие поменялись бы местами» .

Видимо, стараясь придать критике особую остроту, некоторые авторы совершенно не к месту используют жаргон («По наводкам Н.С. Комаровского (проректора по АХР. -Прим. авт.) удалось найти «крайнего») или нарушают этические нормы, как например, в фельетоне И. Мурышкина «Не нравится - не ешь». Автор пишет: «И вообще, по отношению к работникам столовой много необоснованных нападок. Супы, видите ли, переперченные. И невдомек многим, что наши повара, озабоченные событиями в Карабахе и последствиями землетрясения в Армении, исполняя свой интернациональный долг, приучают нас к кавказской кухне»11.

С февраля 1989 года в стране начинается предвыборная кампания по выдвижению кандидатов в народные депутаты СССР и РСФСР. Это были первые в стране свободные выборы, когда избиратели могли проявить подлинную, а не формальную политическую активность. В ТПИ кандидаты выдвигались на альтернативной основе, пресса информировала читателей об этом. В газете «Политехник» появилась рубрика «Навстречу выборам», была опубликована анкета «Каким быть депутату?», которая, как выяснилось из другого материала, не имела много откликов.

9 Строева, И. Если бы Аристофан был в зале. // Политехник. - 1989. - № 8 (841).

10 Строева, И. Save our students // Политехник. - 1989. - № 25 (858).

11 Мурышкин, И. Не нравится - не ешь // Политехник. - 1989. - № 16 (849).

В 1990 году в газете появилась рубрика «Выборы'90», материалы которой посвящались выборам в областной и городской Советы народных депутатов. По некоторым избирательным округам баллотировались преподаватели и студенты ТПИ, в «Политехнике» публиковались биографии и предвыборные программы кандидатов, интервью с ними. Материалы носили неформальный характер, были интересными, во многом полемичными. О том, что избиратели были свободны в своем волеизъявлении, имели собственные политические взгляды, можно сделать вывод из интервью под заголовками «Перед повторным голосованием» и «Борьба продолжается» (Политехник, 1990, № 11, 13, 14).

Развитие гласности потребовало определения правового статуса СМИ, их

обязанностей, прав и полномочий. 1 августа 1990 года вступил в силу Закон СССР «О

печати и других средствах массовой информации», который упразднил предварительную

цензуру, осуществляемую Главлитом и его подразделениями на местах. «Политехник» от

29 августа 1990 года впервые вышел в свет без пометки Главлита. Однако содержание

издания практически не изменилось. Скорее всего, это произошло потому, что газета по-

прежнему оставалась органом парткома, ректората, профкома, комитета ВЛКСМ и

профкома студентов Тольяттинского политехнического института. Тем не менее кризис в

партии и комсомоле уже назревал. На страницах «Политехника» открыто говорится об

этом. В газете от 21 сентября 1990 года публикуется статья доцента кафедры ПМиВТ В.К.

Ляхова «Материалистическая платформа». Она так и начинается: «КПСС в кризисе.

Трудно понять: как партия трудящихся могла в своей деятельности допустить столь

12

большое число ошибок? Почему это произошло?» Заголовки других материалов на эту тему говорят сами за себя «Подумаем, товарищ», «Почему я выхожу из КПСС», «Почему я остаюсь в КПСС», «Во взносах ли дело?», «Вариант возрождения КПСС», «Перманентная конференция?».

Так же обстоят дела и в комсомольской организации института. Публикация, посвященная Дню рождения комсомола, начинается так: «Возможно, скоро рядом с этой датой мы увидим другую - день кончины комсомола. И, возможно, никто не будет опечален столь мрачным событием. Скорее всего календарь 1990 года станет последним, в

13

котором 29 октября отмечено как День рождения комсомола» . Такие выводы автор публикации делает на основе опроса студентов, многие из которых состоят в рядах ВЛКСМ, но совершенно не интересуются своей организацией.

С 1 марта 1991 года «Политехник» становится газетой Тольяттинского политехнического института, учредителем которой является ректорат. Материалы под рубрикой «Партийная жизнь» появляются очень редко (приблизительно один раз в месяц). После запрещения деятельности КПСС Указом Президента Б.Н. Ельцина в августе 1991 года они вовсе исчезают со страниц издания. Если следовать периодизации постсоветской журналистики, предложенной Я.Н. Засурским, в СМИ наступает «золотой век» свободы. По словам Д.Л. Стровского, в начале 90-х произошел переход СМИ от модели гласности, сформировавшейся в период горбачевской перестройки, к модели их функционирования как «четвертой власти». Журналистика осознала себя как независимый социальный институт, и редакторы газет выбирали тематику и контент самостоятельно.

Газета «Политехник» уделяет основное внимание обучению будущих инженеров (Криштал М.А. Инженерное образование: как я его понимаю. 1991. № 9 (870); Трибуна деканов. Политехник. 1991. № 23 (875); Сахалинская Н. Сессия - время забот и тревог. Политехник. 1992. № 2 (891); Ивлентиев В. К итогам самоаттестации кафедр. Политехник. 1992. № 3 (892); Лившиц А. Гуманитарное образование: часы увеличиваются. Политехник. 1992. № 22 (911)), социальным проблемам, связанным с ухудшением экономической ситуации в стране (Будет ли создан фонд социальной защиты? Политехник. 1991. № 20 (872); Увы, это наша жизнь. Политехник. № 25 (877); Цены

12 Материалистическая платформа // Политехник. 1990. № 27 (848).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 29 октября - День рождения комсомола // Политехник. - 1990. - № 32 (853).

отпущены, а зарплата? Политехник 1992. № 1 (890)), новым формам деятельности вуза (Платные услуги или наказание рублем? Политехник. 1991. № 10 (871); Сергеева Е. УНПК: «за» и «против». Политехник. 1991. № 26 (878); ЦПС: новая эра в отношениях с ВАЗом. Политехник. 1991. № 27 (879)).

С углублением экономического кризиса в стране снижается уровень жизни граждан. Многотиражка становится трибуной для тех, кто пытается предпринять какие-либо шаги в плане социальной защиты сотрудников. В газете «Политехник» от 6 ноября 1991 года был опубликован отчет о собрании трудового коллектива электротехнического факультета, на котором было утверждено «Обращение к преподавателям и сотрудникам ТолПИ», в случае невыполнения его условий преподаватели намерены провести предупредительную забастовку и другие акции протеста. Острие критики направлено в сторону ректора. Она настолько смелая, что с позиции современного работника корпоративного СМИ кажется недопустимой. «Коллеги, если вы решитесь поддержать меня, я бы счел целесообразным выразить недоверие ректору и создать стачком, - приводятся в отчете о собрании слова профессора И.А. Милорадова. <...> До тех пор, пока он сидит в своем кресле, мы ответа на свои запросы не получим.

Вспомните, каким образом в институте создавались НИЛы, вводилось обучение в ПТУ, патентоведение, трехступенчатое образование. Всех нас ломали через колено. Теперь та же история повторяется с УНПК. Этот человек, похоже, верит в то, что с нами можно поступать как угодно.

<. ..> В институте господствует авторитарный, недемократический стиль управления. В создавшемся положении очевидна личная вина ректора, профессора Столбова В.И.»14.

Тема публикации «Будем бастовать?» обсуждалась на страницах «Политехника» в течение двух месяцев. В том числе был напечатан и ответ ректора на обращение сотрудников электротехнического факультета. Необходимо отметить, на наш взгляд, аргументированность и логичность высказываний сотрудников ТолПИ по этому поводу. Каждый пункт «Обращения.» рассматривался детально. Многие авторы защищали ректора. То есть газета предоставляла право высказаться всем желающим. Открытое, конструктивное обсуждение в СМИ животрепещущих проблем было приметой «золотого века» свободы.

Хочется обратить внимание также на острую статью профессора А.Н. Резникова «Следует ли стриптиз связывать с именем Тольяттинского политехнического института?» Он возмущен тем, что в городской газете «Тольятти сегодня» опубликована заметка об объявлении клубом «Натали», созданном при Тольяттинском политехническом институте, закрытого конкурса на звание «Мисс Стриптиз». Собственно, возмущение вызвала не сама заметка, а то, что «коммерческой организации не очень высокого уровня культуры» разрешено называться студенческим клубом при Тольяттинском политехническом институте, «бросая тень на доброе имя, честь и достоинство вуза». Свое возмущение автор статьи адресует прежде всего ректору, ответственному за все, что происходит в институте.

Заслуживает внимания еще одна острая публикация «Договор не полупроводник, или О правовой незащищенности УНПК», появившаяся на страницах «Политехника» 9 апреля 1993 года. Ее автор руководитель УНПК «Техмаш», доцент А.В. Гордеев. Его возмущает то, что с УНПК не считаются и при попустительстве руководства вуза имеют место нарушения условий договора между ректоратом и УНПК. Доцент А.В. Гордеев приводит три таких факта, которые, в результате, «складываются в тенденцию придания договорам УНПК с институтом роль пустых бумажек, которыми более сильная сторона может безнаказанно пренебрегать. Именно безнаказанно, поскольку никто из названных мною руководителей и прямых исполнителей не только не удостоился взыскания за самоуправство, но и получил моральную поддержку ректората»15.

14 Будем бастовать? // Политехник. - 1991. - № 29, 30 (881, 882).

15 Гордеев, А. Договор не полупроводник, или О правовой незащищенности УНПК // Политехник. - 1993. -№ 13.

Как мы уже отмечали, свобода слова позволяла редакторам газет самостоятельно выбирать тематику публикаций. Иногда на страницах «Политехника» появлялись публикации, которым, на наш взгляд, было не место в газете для студентов. В частности, в газете размещались материалы, пропагандирующие нетрадиционные учения, целью основателей которых было привлечь на свою сторону как можно больше молодежи. Поскольку идеологическая ниша, занятая ранее партией и комсомолом, оказалась пуста, ее пытались заполнить разного рода заграничные варяги. Так в газете появились материалы о деятельности представителей Международного общества сознания Кришны (Усанова Ел. Знание, избавляющее от страданий. Политехник. 1991. № 35 (887)).

Как отмечает Д.Л. Стровский, политическая несвобода, как реальность существования СМИ советских времен, после непродолжительного периода полной свободы к середине 90-х сменилась их экономической несвободой16. Поскольку учредителем газеты «Политехник» был ректорат института, то руководство, конечно, было недовольно появлением на страницах газеты критики в свой адрес. Редакция оказалась под бременем зависимости от учредителя.

Со второй половины 1993 года в многотиражке перестали появляться критические статьи в адрес администрации. Однако эстафетная палочка от преподавателей по критике администрации перешла в руки профкома. Дело в том, что профсоюзы России активно выступали в защиту социальных прав работников предприятий и организаций. Профком ТолПИ во главе с его председателем А.В. Калининым не оставался в стороне. Вузовская многотиражка не раз писала о разногласиях между администрацией и трудовым коллективом при заключении Коллективного договора.

Тем не менее формирующаяся во второй половине 90-х корпоративная печать ставила перед собой иные задачи. Информационный продукт, представленный в ней, должен был формировать позитивный имидж организации, привлекать клиентов. Для политехнического института это стало весьма важно после того, как на его базе в 1 995 году был открыт Волжский университет им. В.Н. Татищева, где обучение велось на платной основе. Необходимо было привлекать абитуриентов. Газета «Политехник» по-прежнему ориентировалась на информационное освещение событий, происходящих в политехническом институте, выполняла образовательную, просветительскую, рекреативную функции, но не рекламную17. Руководством института многотиражную газету «Политехник» решено было закрыть. Последний номер издания вышел 26 апреля 1996 года.

Таким образом, на выявлении тенденций, связанных с тематикой и содержанием многотиражной газеты «Политехник», мож-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Будем бастовать? // Политехник. - 1991. - 6 ноября. - № 29, 30 (881, 882).

2. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. Сер. «Академические монографии». - 2-е изд., испр. - М.: МедиаМир, 2014.

3. Витковская, Н.Г. Профессионально-личностное становление молодежи и средства массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. Т. 2. - 2011. - № 8. -С. 82-87.

4. Гордеев, А. Договор не полупроводник, или О правовой незащищенности УНПК // Политехник. - 1993. - 9 апреля. - № 13 (940).

5. Материалистическая платформа // Политехник. - 1990. - 21 сентября. - № 27 (848).

6. Мурышкин, И. Не нравится - не ешь // Политехник. - 1989. - 18 апреля. - № 16 (849).

7. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Изд-во МГУ,

1999.

16 Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

17 Витковская, Н.Г. Профессионально-личностное становление молодежи и средства массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. - № 8. - С. 82-87.

8. Осташко, В. Нужна реальная помощь // Политехник. - 1989. - 3 января. - № 1 (834).

9. «Прошу исключить меня из комсомола» // Политехник. - 1989. - 7 февраля. - № 6

10. Политехник: газета. - 1986-1996.

11. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

12. Строева, И. Если бы Аристофан был в зале. // Политехник. - 1989. - 21 февраля. -№ 8 (841).

13. Строева, И. Save our students // Политехник. - 1989. - 29 сентября. - № 25 (858).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.